Исаврийская династия: первый этап иконоборчества. История византийской империи Исаврийская династия в византии

Конец династии Ираклия ознаменовался узурпацией, анархией, мятежом. Последний император - Феодосии III, будучи не в силах навести порядок, отрекся от престола, и в Св. Софии был коронован призванный своими сторонниками анатолийский стратиг Лев. Лев III правил с 717 по 741 год. Считается, что он был исаврий-цем, хотя не исключено и его сирийское происхождение (из Герма-никеи в Северной Сирии). Лев III передал трон своему сыну Константину V Копрониму (741-775), а тот - своему сыну Льву IV (775-780). Эти три императора и представляют Исаврийскую династию, которая обеспечила империи более 60 лет устойчивого правления. Лев IV взял в жены афинянку Ирину. Овдовев, она сначала правила как регентша своего сына Константина VI (780-797). Когда мальчик достиг совершеннолетия, Ирина приказала выколоть ему глаза, низложила его и продолжала править до 802 года. Она стала первой женщиной, которая в полном смысле этого слова была императором Византии.

Ирину сверг с престола ее министр финансов, возможно арабского происхождения, Никифор I (802- 811). После его гибели во время войны с болгарами и двух лет смуты трон занял анатолийский стратиг Лев V Армянин (813-820), погибший в результате покушения. С восшествием на престол командующего гвардией Михаила II Косноязычного (820-829), уроженца Амория во Фригии, власть переходит к Аморийской династии, включавшей также Феофила (829-842) и Михаила III Пьяницу (842- 867). Однако в течение первых 14 лет царствования Михаила III правила его мать Феодора (на правах регентши), а затем дядя по имени Варда. Отметим, что в течение полутора веков все императоры Византии, за исключением афинянки Ирины, были уроженцами Азии. Суждения об этом периоде противоречивы. В действительности он представляет собой логическое продолжение VII века. На границах империя сталкивалась со все той же славянской, болгарской, арабской проблемой. Утрата Запада и коронация Карла Великого - лишь следствие превращения государства в Восточную империю. В области административного устройства завершилось установление фемной организации, закрепившее изменения, начавшиеся в предыдущем столетии. В сфере законодательства «Эклога» знаменовала замену латинского языка греческим. В религиозной жизни как бурная реакция на суеверия, пережитки идолопоклонничества, чрезмерное влияние монахов и беспорядки VII в. возникает иконоборческое движение. Реакция, впрочем, бесполезная, поскольку ситуация была почти одинаковой и в 717, и в 867 году. Исторически период в два с половиной века - с конца эпохи Юстиниана и до воцарения Македонской династии - являет собой единое целое.

Арабы

Арабы, по-прежнему представляя большую опасность для империи, в годы анархии (711-717) добились значительных успехов. Начиная с 717 г. они продвигались от Пергама и переправились через Геллеспонт. Многочисленная армия наступала на Константинополь с суши, сильный флот - с моря. Лев III с упорством защищал город. Ему удалось заключить соглашение с болгарами, которые всюду преследовали арабские войска, изнуренные голодом и суровой зимой 717-718 годов. В 718 г. они отступили и более не пытались напасть на Константинополь.

В последующие годы Лев III нашел достойных союзников против арабов, устроив брак своего сына Константина с дочерью хазарского хана. В конце правления он разбил арабов в битве при Акроине (Фригия) и выдворил их за пределы западной части Малой Азии. Поражение арабов, имевшее серьезные последствия, стало событием чрезвычайной важности. Успехи Льва III положили конец экспансии арабов на Востоке, подобно тому на Западе победа Карла Мартелла при Пуатье (732) остановила их продвижение из Испании. Но в царствование Ирины они вновь перешли в наступление и навязали империи унизительный договор. При Михаиле II арабы успешно помогали мятежнику Фоме Славянину, целый год державшему Константинополь в осаде. Затем мусульманские пираты захватили Крит, превратив его на 150 лет в свое пристанище, крайне мешавшее империи. В 838 г., при Феофиле, арабы захватили Аморию, колыбель правящей династии. Феофил, растерявшись, обратился за помощью к венецианцам и Людовику Благочестивому, однако не получил ничего, кроме обещаний. К счастью, несколько лет спустя Варда разгромил мусульман при Посоне в Месопотамии. Но на Западе восставшая Сицилия попросила поддержку у арабов Северной Африки, которые завоевали остров для себя, а позднее захватили Тарент и Бари.

Болгары и русские

В царствование Льва III болгары жили в мире с империей. Но Константин V, хорошо осознавая опасность, которую те представляли, казалось, поставил себе целью уничтожить их нарождавшуюся мощь. Он сам руководил несколькими военными операциями и даже победил в битве при Анхиале в 762 г., однако в итоге потерпел неудачу, и в годы правления Ирины болгары заставили империю платить им дань. Никифор вновь взялся за оружие, на этот раз направив его против грозного хана Крума. Византийский император потерпел поражение и был убит (из его черепа Крум повелел сделать кубок). В 813 г. Крум осадил Константинополь, посеяв ужас среди жителей, но захватить город ему не удалось, а в 814 г. он скончался. Его преемник Омуртаг заключил мир с Львом V, и стороны торжественно установили границу во Фракии. Сын Омуртага Маламир, наследовавший ему в 831 г., захватил Македонию и заключил мир с Феодорой. Его племянник Борис, взошедший на трон в 852 г., обратился вместе со своим народом в христианство.

Таким образом, империя то силой оружия, то дипломатией, то религиозной пропагандой преуспела в сдерживании болгар. Однако страшная опасность, исходившая от этого развивающегося государства, сохранялась, а укрепления, возведенные во Фракии Константином V и Львом V, ненадежно защищали от экспансии. К тому же к концу правления Аморийской династии возникает другая угроза: пока Михаил III находился в Азии, а флот - на Западе, на Константинополь с моря напали русы. Обороной города энергично руководил патриарх Фотий, русам пришлось бежать, но это событие стало первым историческим упоминанием о русских, а для Византии оно означало появление новой опасности. Иконоборчество.

Значительным событием рассматриваемого нами периода было иконоборчество - «иконоклазм» (буквально: «разбивание образов»). Иконоборческое движение представляет собой прежде всего протест против поклонения иконам и их культа, против грубых суеверий, например обычая зажигать свечи и жечь ладан, и иногда даже против культа Девы Марии, святых и мощей. Лев III, в одном из писем папе провозгласивший себя в духе лучших византийских традиций «императором и священником», официально занял непримиримую позицию по отношению к изображениям святых. Подробности принятых им мер нам плохо известны, но они вызвали беспорядки, в частности в столице, где императорские чиновники уничтожили знаменитое изображение Христа.

Константинопольский собор в 730 г. осудил иконопочита-ние, а собор в Риме, созванный год спустя, предал анафеме противников церковных образов. Константин V, еще более радикальный иконоборец, чем Лев III, осуждал даже культ Пресвятой Девы и святых. В 753 г. он созвал в Константинополе еще один собор, торжественно проклявший иконы, за чем последовали соответствующие действия: иконы разбивали или замазывали, мощи разбрасывали. Одновременно император развернул решительную борьбу против монахов, естественно, самых яростных защитников икон. Он конфисковал монастырское имущество, передал мирским властям монастыри, а монахов разогнал. Однако Ирина, горячая сторонница иконопочитания, поддержала монахов. И Седьмой вселенский собор, который не смогли созвать в Константинополе в 786 г. из-за сопротивления армии, но состоявшийся на следующий год в Никее, восстановил иконопочитание и поклонение мощам. Монахам вернули монастыри, богатства и привилегии, и они без устали и меры восхваляли императрицу, ту самую императрицу, которая через несколько лет прикажет выколоть глаза собственному сыну.

Распри по поводу иконоборчества вновь разгорелись после смерти Ирины. Никифор, человек терпимый к различным верованиям и религиозным традициям, враждебно относился к монахам. Он отправил в ссылку главу монашеской партии иконопочитате-лей, знаменитого настоятеля Студийского монастыря в Константинополе Феодора и его преданных сторонников. Иконоборцы Лев Армянин, Михаил Косноязычный и Феофил вновь прибегли к мерам, предпринятым еще их предшественниками. В 815 г. в Св. Софии собрался иконоборческий собор. Но опять, уже во второй раз, женщина восстановила иконопочитание: в 842 г. Феодора отменила все иконоборческие законы, а созванный ею в 843 г. собор утвердил постановления второго Никейского собора (787). Одиннадцатого марта 843 г. в Св. Софии состоялось торжественное богослужение в честь того, что назвали «восстановлением православия» и что греческая церковь ежегодно отмечает по сей день. Таковы факты. Как их интерпретировать? Иконоборчество, по-видимому, имеет двойное происхождение и две причины: религиозную и политическую.

Религиозный аспект. Императоров-иконоборцев иногда пытались представить как «вольнодумцев». Однако, напротив, они были глубоко верующими и именно по этой причине хотели очистить христианскую религию от того, что им казалось суеверием, близким к язычеству. Поклонение иконам вовсе не изобретение христианства, и разумные люди долго запрещали выставлять в церкви священные реликвии. Однако под влиянием античной традиции они все же там появились, поскольку за ними признавали воспитательное и образовательное значение. Со временем в изображении перестали видеть лишь символ, ему начали приписывать святость и чудотворную силу прототипа, изображение стало предметом личного культа. Именно против такого идолопоклонства и ему подобных излишеств выступали иконоборцы. Им противостояли необразованные суеверные люди, простой народ, женщины, монахи, значительная часть духовенства. А поддерживали иконоборчество просвещенные люди, высшее белое духовенство, безусловно, обеспокоенное могуществом монахов, и значительная часть жителей центральных и восточных провинций Малой Азии (в том числе военные, многие из которых были местными уроженцами), издавна не признававшие изображений святых. А. Васильев прав, когда подчеркивает тот факт, что сами императоры-иконоборцы были исаврийцами, армянами, фригийцами.

Политический аспект. Нет оснований полагать, что императоры-иконоборцы пытались превратить в союзников империи евреев или арабов, но вполне вероятно, что они стремились избавить от соблазна ислама значительную часть населения Малой Азии, отрицательно относившегося к иконам. Мы уже упоминали, что в то время Малая Азия представляла собой почти всю империю. С другой стороны, поразительна роль, которую играла в этой распре «монастырская проблема». Выше отмечалась опасность быстрого роста числа монахов и монастырей, их могущества, их богатств и привилегий. Они были как государство в государстве. Именно потому, что императоры-иконоборцы хорошо видели эту опасность - политическую, экономическую, социальную, - они Иконоборческая распря переросла в раздор между церковью и государством. Предводители монастырской партии - настоятель Саккудийского монастыря в Вифинии Платон и особенно его племянник Феодор Студит - в разгар борьбы потребовали независимости церкви от государства и отказали императору в праве вмешиваться в дела религии и догматические вопросы. Это соот- ветствовало доктрине Запада, и Феодор Студит, отправленный Никифором в ссылку, в самом деле обратился к папе. Следует, впрочем, заметить, что после того, как требования монахов в том, что касалось иконопочитания, были удовлетворены и им вернули привилегии, они более не упорствовали в стремлении провозгласить независимость церкви.

Однако иконоборчество имело и другие последствия, что еще раз подтверждает, насколько тесно в Византии переплелись религиозные и политические проблемы. Самым неожиданным стало усиление греческого влияния в Южной Италии, куда эмигрировало много монахов, а самым важным - углубление пропасти, разделявшей Восток и Запад, что, безусловно, ускорило окончательный разрыв между двумя частями бывшей империи Юстиниана. Папство решительно выступило против иконоборцев. Когда Константин V поручил папе Стефану II попросить Пипина Короткого помочь справиться с лангобардами, папа предал императора-еретика и в 754 г. добился признания за собой лично права управлять Римом и Равенной, отвоеванными Пипином, что означало для императора потерю Италии. Известно, что в 774 г., когда Карл Великий разгромил королевство лангобардов, он торжественно подтвердил папе дар Пипина. Итак, папство более не испытывало доверия к империи Востока и в дальнейшем искало поддержку на Западе: коронация папой Карла Великого в ночь на Рождество 800 г. и возникновение христианской империи Запада в определенной степени стали следствием этих перемен.

С этой точки зрения многие события, случившиеся в последние годы рассматриваемого периода, приобретают особое значение. С одной стороны, восточное христианство, потрясенное и как бы окрепшее в иконоборческих битвах, широко распространяет свое влияние среди варваров: в 863 г. отправляются из Фессалоники с миссией христианизации Моравии и становятся апостолами славян, в 864 г. царь Болгарии Борис принимает крещение в Константинополе, получает христианское имя Михаил, а затем крестит свой народ. Но с другой стороны, недоверие и соперничество между Римом и Константинополем возрастают. Когда кесарь Варда низложил патриарха Игнатия, известного сторонника иконопочитания, и отдал престол патриарху Фотию, Игнатий воззвал к папе Николаю I, который встал на его сторону и отлучил Фотия от церкви (863). Фотий связал свое личное дело с национальными интересами Византии, и собор, собравшийся в Константинополе в 867 г., предал папу анафеме, осудив его незаконное вмешательство в дела Восточной церкви. Это событие назвали «фотиевым расколом».

Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока Коллектив авторов

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ИКОНОБОРЧЕСТВА

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ИКОНОБОРЧЕСТВА

Особенно широкий политический и идеологический резонанс в Византии вызвали церковные реформы первых Исавров, стремящихся вновь поднять престиж центральной власти и ослабить влияние почуявших вкус бесконтрольности церковных иерархов и монашества.

Лев III, талантливый полководец и государственный деятель, начал свое правление в момент острейшей внешней опасности. Арабы подступили к самой столице, угрожая ей с суши и моря. Осада продолжалась больше года (с августа 717 по август 718 г.), однако попытка взятия города арабами потерпела полную неудачу. С тех пор и до XV в. мусульмане не пытались больше штурмовать Константинополь. Престижу арабской династии Омейядов был нанесен сокрушительный удар. Лев III, напротив, прославлялся своими подданными как спаситель империи. Это позволило ему приступить к необходимым, с его точки зрения, реформам церкви. Эти реформы, принявшие форму борьбы против почитания икон, получили название «иконоборчества». Первый этап иконоборчества продолжался с 726 по 780 г. Во-первых, правительство испытывало острую нужду в средствах, а ортодоксальная (халкидонитская) церковь располагала обширными богатствами: дорогой церковной утварью, окладами икон, раками с мощами святых. Земельные угодья, отходившие к все более многочисленным монастырям, были освобождены от государственных налогов. В монастыри нередко устремлялись молодые здоровые люди, и в результате империя лишалась необходимых сил для войска, земледелия и ремесла. Монашество и монастыри зачастую служили прибежищем для лиц, желающих избавиться от государственных обязанностей и не имевших искреннего стремления уйти от мира. Религиозные и государственные интересы тесно переплетались в иконоборчестве.

Кроме того, иконоборцы («иконокласты») хотели очистить религию от тех искажений, которые, по их убеждению, отдалили ее от первоначального истинного направления. Не следует забывать, что раннее христианство икон не знало. Культ икон возник позднее - лишь в III–IV вв. Все ереси V–VII вв. - несторианская, монофиситская и монофелитская - решительно отвергали почитание икон. Вражда к иконам и священным изображениям на драгоценных сосудах и раках отражала протест против роскоши в церкви, противопоставлявший «испорченности» духовенства внутреннюю религиозность, и в той или иной мере встречалась повсюду. Но наиболее распространено это течение было в восточных областях империи, где сильнее чувствовалось влияние мусульманской религии, отвергающей поклонение антропоморфным изображениям как дань язычеству. Недаром все императоры-иконоборцы были родом с Востока.

Немалую роль сыграло усилившееся противостояние столицы и провинции. С VII в. Константинополь (и без того издавна доминирующий в жизни империи) стал играть роль поистине исключительную, ибо его давние соперники, Антиохия и Александрия, оказались во власти арабов. Ортодоксальная церковь имела главный центр в Константинополе. В городе и его округе располагалось множество монастырей. Хотя высшие военные должности империи уже перешли в руки провинциальных малоазийских и армянских землевладельцев, придерживавшихся иконоборческих взглядов, чиновная знать была тесно связана со столичными церковной организацией и монашеством - отсюда серьезная оппозиция иконоборчеству. В массе своей население Константинополя также состояло из иконопочитателей («иконодулов»). Фемная провинциальная военно-землевладельческая знать и провинциальное духовенство, между тем, стремились оттеснить с руководящих позиций аристократию константинопольскую.

В 726 г. Лев III издал первый указ против иконопочитания, которое он приравнивал к идолопоклонству. Вскоре он приказал ликвидировать весьма почитаемую статую Христа, стоявшую на одной из дверей входа в Большой императорский дворец. Уничтожение образа вызвало возмущение, в котором главное участие приняли женщины. Посланца императора, которому поручили разбить статую, растерзали, за что защитники образа Спасителя понесли тяжелые наказания и рассматривались впоследствии как первые мученики иконопочитания.

Политика Льва III вызвала серьезное противодействие. Константинопольский патриарх Герман и римский папа Григорий II решительно высказались против иконоборчества. В Греции и на о-вах Эгейского моря в 727 г. население, поддержанное моряками флота, подняло восстание, но оно было легко подавлено. Сопротивление не остановило Льва. В 730 г. он потребовал от патриарха Германа подписать императорский эдикт против икон, тот отказался и был низложен. Вместо него патриархом стал Анастасий, подписавший эдикт, что дало возможность императору действовать от имени Православной церкви.

В ответ на это папа собрал в 731 г. в Риме поместный собор, который осудил иконоборческую политику, не упоминая, впрочем, имени императора. Тем не менее это послужило поводом для восстания в Италии. Византийские войска были разбиты или перешли на сторону папы, города (в том числе Венеция) отложились. Лишь на юге - в Сицилии, Апулии и Калабрии - Византии удалось удержать власть. В качестве репрессии против папы был издан указ Льва III о переходе под юрисдикцию константинопольского патриарха Сицилии и Калабрии, а также тех областей Балканского п-ова, которые находились под духовной властью Рима: Эпира, Иллирии, Македонии, Фессалии и Дакии. Только страх перед лангобардским завоеванием удерживал Рим от полного разрыва с Византией, но когда в середине VIII в. папа сумел найти нового покровителя в лице франкского короля, раскол стал реальностью.

Сопротивление иконоборцам шло не только с Запада, но и с Востока. Так, известный проповедник Иоанн Дамаскин рассылал повсюду письма в поддержку иконопочитания и даже написал трактат «Три слова против порицающих святые иконы». Отвергая обвинения в идолопоклонстве, Иоанн провел различие между служением, подобающим лишь Богу (латриа), и поклонением (проскинесис), оказываемым тварным вещам, каковыми являются иконы. Связь между святой иконой и прототипом, по его убеждению, осуществляется не естеством, но благодаря божественной энергии, причем икона позволяет человеку приобщиться к Богу.

Богоматерь Троеручица. Афон. IX в.

18 июня 741 г. Лев III скончался, и на престол вступил его сын Константин V (741–775). Как и его отец, он проявил себя талантливым полководцем и решительным политиком, вел успешные войны с арабами, отвоевав у них Северную Сирию и вторгнувшись в Месопотамию и Южную Армению. Армян и сирийцев он переселил во Фракию на земли, на которые претендовали болгары. Последовал ряд набегов болгар; император отвечал на них опустошительными походами на Дунай. Но этот успешный правитель заслужил ненависть иконопочитателей. Злые языки утверждали, будто младенцем при крещении он обмарался в купели, поэтому к нему приросло в исторических произведениях прозвище «Копроним» («Навозоименный»; в славянских памятниках - «Гноеименитый»), а крестивший его патриарх Герман предрек, что через него дескать церковь постигнут великие несчастья.

Правление Константина началось с гражданской войны. Стратиг ближней к столице фемы Опсикий, зять императора Артавасд, провозгласил себя императором и выступил против застигнутого врасплох Константина, который бежал в фему Анатолик, где у иконоборцев имелось много приверженцев. Артавасд между тем вступил в сношения со столичными властями и патриархом Анастасием, которые распустили слух, что Константин умер. Артавасд был провозглашен императором. Вступив в Константинополь и пытаясь заручиться поддержкой населения, он первым делом отменил постановление Льва III об иконах. Патриар Анастасий, ранее рьяно поддерживавший императора-иконоборца, и на сей раз не спорил с властями и объявил Константина еретиком.

Но Константина горячо поддержали малоазийские фемы. В 742 г. он разгромил Артавасда, а затем долго держал столицу в осаде. Взяв город, Константин жестоко обошелся с врагами и изменниками. Артавасда подвергли ослеплению, а патриарха Анастасия бичеванию. Посаженный на осла задом наперед, он был провезен по ипподрому. Впрочем, Константин сохранил ему патриарший сан, по-видимому, полагая, что опозоренный и раболепный предстоятель удобен для контроля над церковью.

Чтобы ликвидировать возможность реставрации иконопочитания, император решил созвать Вселенский собор, который заседал несколько месяцев, (с 10 февраля по 27 августа 754 г.) в одном из предместий Константинополя. Участники собора единодушно приняли определение, согласно которому иконопочитание возникло вследствие козней дьявола. Писать иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых - значит оскорблять их «презренным эллинским искусством». Все «древопоклонники» и «костепоклонники» (т. е. почитатели мощей святых) предавались анафеме. Запрещалось иметь иконы в храмах и в частных домах. Единогласное постановление собора произвело оглушительное впечатление на современников.

Преследование икон после собора стало проводиться с неумолимой немилосердностью. Иконы разбивались, сжигались, замазывались и подвергались всяческим поруганиям. С особой яростью преследовалось почитание образов Богоматери. Вместо икон появлялись изображения деревьев, птиц, зверей, сцен охоты, ипподрома и т. д. По данным одного жития, Влахернский храм в Константинополе, лишенный прежнего благолепия и расписанный по-новому, превратился «в овощную лавку и птичник». При уничтожении живописных икон (мозаик и фресок) и икон-статуй погибли многие памятники искусства.

После собора начались активные репрессии против монашества как силы, наиболее оппозиционной иконоборчеству. Монахи, которых Константин называл «мраконосителями», подвергались всяческим преследованиям: их принуждали вернуться в мир, вступать в брак, отбывать государственные повинности и т. д. Практиковались клеймение непокорных, позорные шествия монахов. Монастыри обращались в казармы и сборные пункты для войск, земли и скот распродавались. Так, по свидетельству хрониста Феофана, стратиг Лаханодракон согнал всех монахов и монахинь в Эфес и объявил им: «Кто не хочет быть ослушником царской воли, пусть наденет белое платье и немедленно возьмет себе жену; в противном случае будет ослеплен и сослан». Большинство подчинилось стратигу, но нашлись и те, кто предпочел пострадать за веру. Многие сторонники иконопочитания перебрались в Сицилию и Южную Италию, в Херсон и на острова Архипелага. Иконоборческая политика Константина вызвала резкую критику со стороны папы римского и всей Западной церкви. В 769 г. на Римском соборе церковных иерархов были отвергнуты иконоборческие положения Константинопольского собора 754 г.

После смерти Константина V на престол вступил его сын Лев IV (775–780), иконоборец по убеждению, но настроенный не так радикально, как его отец. И хотя преследования иконопочитателей продолжались, гонения на монахов прекратились. Весьма вероятно, на Льва оказывала влияние его молодая и честолюбивая супруга Ирина, сторонница иконопочитания.

После внезапной смерти Льва IV его вдова, оставшаяся с малолетним сыном Константином VI, фактически овладела высшей властью. Интригами избавившись от многих государственных деятелей и особенно военачальников из числа иконоборцев, она поставила на их место своих родственников и чиновников-евнухов, близких к ее двору. Главой церкви она сделала своего человека, Тарасия, который даже не был духовным лицом. Тарасий начал подготовку к новому собору, надеясь осудить иконоборчество. Летом 786 г. участники собора съехались в столицу, но иконоборческие епископы апеллировали к войску, которое и разогнало делегатов. Тогда неутомимые Ирина и Тарасий принялись готовить второй созыв собора, а чтобы убрать из столицы преданные иконоборцам войска, правительница отправила их в поход против арабов. Это дало возможность заменить состав гвардии за счет заранее подготовленных отрядов из Фракии. 24 сентября 787 г. в Никее открылся собор, получивший название VII Вселенского. Иконоборчество подверглось осуждению, а иконоборческих епископов вынудили отказаться от своих убеждений. Этот собор стал последним из Вселенских соборов (т. е. из тех, чьи решения признаются и Западной, и Восточной церквями).

Фемная знать, лишенная Ириной политического влияния, не решалась открыто настаивать на восстановлении иконоборчества, но принялась играть на противоречиях честолюбивой матери и ее сына. В декабре 790 г., опираясь на фемные войска, молодой Константин отстранил мать от власти. Но Ирина не собиралась сдаваться. Положение осложнялось тем, что к тому времени Болгария окрепла после разгрома, учиненного Константином Копронимом, и вновь предъявила претензии на отвоеванные Византией области в Македонии, куда болгарский хан Кардам предпринял вторжение в 789 г. Контрнаступление Константина VI закончилось разгромом его войск. Мир был заключен на условиях ежегодной выплаты дани болгарам. В 796 г. Константин отказался от очередной выплаты и вместо золотых монет послал хану конский навоз. Началась война, но поход императора опять оказался неудачным.

Правление Константина VI являлось своеобразным компромиссом между фемной и столичной знатью, не удовлетворявшим ни ту, ни другую сторону. На сцену снова выступило монашество с осуждением императора-«прелюбодея». В свое время Ирина приказала привезти из провинций различных молодых девушек и из захудалой провинциальной знати выбрала сыну невесту. Константин вынужден был жениться против воли, но затем бросил жену и, заключив ее в монастырь, вступил во второй брак. Влиятельный игумен Студийского монастыря Феодор резко нападал на императора. Константин предпринял ряд жестоких мер против монашества, давно уже стремившегося добиться экономической самостоятельности от епископата и превратить монастыри в независимые религиозно-хозяйственные центры. Но это только облегчило Ирине захват власти. Используя военные неудачи императора и осуждение его «прелюбодеяний», она организовала переворот - заговорщики ослепили Константина. Ирина была провозглашена единодержавной императрицей 15 августа 797 г. Однако она оказалась совершенно неспособной управлять государством. Все ее правление было заполнено внутренней борьбой приближенных.

Отношения с папой римским после собора несколько улучшились. Но папа остался не удовлетворен результатами собора 787 г. и не вполне принял формулу иконопочитания: в своем послании он признал пользу икон только в том, что неграмотные могут через них познакомиться со Священным Писанием (такую позицию в отношении икон занимал еще папа Григорий Великий). К тому же папский примат Византия не признала и не возвратила папе земель в Сицилии и Калабрии.

Отношения Византии с Франкским королевством первоначально носили дружественный характер, и даже предполагалось заключение брака Константина с дочерью Карла Великого. Но Карл критически воспринял антииконоборческие решения собора 787 г. В ответ на них по приказу короля были составлены так называемые «Каролингские книги», где поклонение иконам осуждалось, хотя и допускались изображения в церквах в дидактических целях. Эти положения были подтверждены решениями поместных соборов во Франкфурте (795 г.) и в Париже (825 г.) и, хотя не стали официальным учением Западной церкви, положили началу расхождению западной и восточной линий развития церковного искусства. Критичная позиция Карла Великого по отношению к византийскому иконопочитанию и политические противоречия в Италии сделали брак его дочери с византийским императором невозможным. Борьба за Адриатику и Южную Италию даже привела к войне с Византией.

После того как в 797 г. Ирина низложила своего сына-императора и стала самодержавной правительницей империи, Карл Великий и римский папа Лев сочли вакантным императорский престол, занятый женщиной вопреки традициям Римской империи. В 800 г. папой Львом Карл был коронован императором в Риме. Византия, считавшая себя единственной наследницей империи, этого титула не признала. Карл понимал, что в Византии по смерти Ирины изберут нового императора, права которого на императорский титул будут признаны неоспоримыми. Предвидя в грядущем подобные затруднения, Карл начал переговоры с Ириной, предлагая ей вступить с ним в брак и «воссоединить Восток и Запад». С этой целью в 802 г. он отправил к Ирине посольство. Однако византийские сановники воспрепятствовали этому союзу. Можно предположить, что толки о возможном появлении в Византии Карла ускорили падение Ирины.

31 октября 802 г. произошел дворцовый переворот, организованный чиновными лицами, недовольными полным расстройством государственных дел. Императором был провозглашен логофет геникона (главный чиновник по финансовой части) Никифор I (802–811). Монахи во главе с Феодором Студитом оплакивали свержение Ирины, но ни население столицы, ни патриарх не заступились за нее: переворот не означал перехода власти к иконоборцам. Представитель столичных верхов, Никифор выступал в качестве иконопочитателя. После смерти Тарасия он посадил на патриарший престол такого же иконопочитателя Никифора. Подобно Тарасию, Никифор до патриаршества был мирянином, образованным константинопольским аристократом. Этому назначению, однако, сильно противился Феодор Студит, за что вскоре отправился в ссылку, как и другие монахи его монастыря.

Не покушаясь на почитание икон, Никифор проявил строгость в отношении монастырей. За время господства Ирины финансы империи оказались расстроены. Для срочного пополнения казны были отменены налоговые смягчения, предоставленные Ириной монастырям. Обложены были и церковно-благотворительные учреждения, которые в провинциях превратились в настоящие вотчины. Конфискованные или полученные в уплату налогов церковные сокровища Никифор приказывал переплавлять в монету. Церковные круги выказали этому сильное недовольство, но громче всего возмущались тем, что император прекратил преследование еретиков.

Мероприятия Никифора были направлены на укрепление фемного войска и создание слоя земельных собственников-крестьян, которые подчинялись бы непосредственно столичному чиновничеству. Однако императора преследовали военные неудачи. В 806 г. арабы вторглись в Византию, и только опасность на Востоке удержала халифа от дальнейших действий. В 811 г. император предпринял масштабный поход против болгар и даже захватил их столицу Плиску. Но на обратном пути византийцы попали в засаду: болгары окружили войска Никифора в горной теснине. Император пал в битве, и болгарский хан Крум приказал сделать из его черепа чашу для пиров. В результате Болгария надолго стала наиболее опасным противником Византии.

После гибели Никифора его преемники правили лишь недолгое время. Один из них, Михаил I, вернул из ссылки монахов Студийского монастыря. Под влиянием Феодора Студита отношения с папой обрели дружественный характер, а к Карлу Великому было отправлено посольство, приветствовавшее его в Ахене как императора, на что ранее Византия не соглашалась. Но война с Болгарией оставалась безуспешной для Византии. Военные поражения дискредитировали правительство иконопочитателей, и в конце концов оно было сброшено армией. Императором провозгласили стратига Льва, выходца из армян, переселившихся в Византию под угрозой арабских нашествий. Власть и государственный аппарат вновь оказались в руках фемной знати.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Неизбежность войны. Первый этап Провокационный отказ ливонцев от уплаты дани Московской Руси за владением городом Юрьевым и восточной Ливонией (по одной марке с человека) - явно был предпринят под влиянием поляков и литовцев. В сентябре 1554 г. Ливония заключила договор с

Из книги Русь и Литва автора Широкорад Александр Борисович

Глава 20 Первый этап Ливонской войны 13 февраля 1549 г. в Москве перемирие было продлено еще на пять лет. О вечном же мире не могло быть и речи: Литва не хотела мириться без Смоленска. Литовские послы настаивали: «Без отдачи Смоленска не мириться», а московские бояре отвечали

Из книги В ставке Гитлера. Воспоминания немецкого генерала. 1939-1945 автора Варлимонт Вальтер

Первый этап Первым этапом Восточной кампании можно назвать период, длившийся приблизительно две-три недели, то есть до начала июля 1941 года. Он был отмечен необычной согласованностью действий ОКВ и ОКХ. Грандиозные победы на фронте и быстрый захват территории противника,

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

Исаврийская династия Лев III Исавр, 717-740 Константин V Копроним, 740-775 Лев IV, 775-780 Константин VI, 780-797 Ирина, 797-802 Никифор I (узурпатор), 802-811 Ставракий, 811 Михаил I Рангаве, 811-813 Лев V Армянин, 813-820 Аморийская династия Михаил II Косноязычный, 820-829 Феофил, 829-842 Михаил III Пьяница,

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

Глава 4 Первый этап пелопоннесской войны (431–421)

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Из книги 1918 год на Украине автора Волков Сергей Владимирович

1. Перед походом. Первый этап Уже с конца октября 1918 года обстановка на Украине сложилась смутная. Произошла немецкая революция, и оккупационная власть сразу сдала: она постепенно рассыпалась, как бочка с лопнувшими обручами.Порядком в городе не занимался никто, кроме

Из книги Адский остров. Советская тюрьма на далеком севере автора Мальсагов Созерко Артаганович

Глава 3 Наш побег: первый этап Первоначальный успех - По нашим следам - Бессонов в роли диктатора - Следы наших преследователей - Западня Мы рубили лес до восьми часов утра. Именно в то время проезжает товарный поезд, следующий с Попова острова в Кемь. Поэтому бежать в

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802) До недавнего времени император Лев III (717–741), основатель новой династии, во всех исторических трудах назывался исаврийцем, а потомки его именовались исаврийской династией. Однако, в конце XIX века было выдвинуто мнение, что Лев

Из книги Два ледокола: другая история Второй мировой автора Новоженов Владимир Викторович

Первый этап - середина XVIII века Романовы к 150-летию своего правления, то бишь в зените своего величия, выдали на-гора Указ о вольности дворянства от 18 февраля 1762 года, что числится за Его Императорским Величеством Петром III. Сей Манифест «О даровании вольности и свободы

Из книги Секс и вытеснение в обществе дикарей автора Малиновский Бронислав

3. Первый этап семейной драмы Полная зависимость детеныша от матери характерна для всех млекопитающих: от матери зависят питание, защита, тепло, чистота и физический комфорт ребенка. Этим потребностям соответствуют различные виды телесного взаимодействия матери и

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

75. ПЕРВЫЙ ЭТАП ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Период Гражданской войны в России подразделяют на три этапа.Основными событиями первого этапа Гражданской войны в России (октябрь 1917 г. – лето 1918 г.) стали разгон большевиками Учредительного собрания 5–6 января 1918 г., подписание

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Первый этап действия Венской системы Длительные и кровопролитные войны истощили Европу. Разбив Наполеона, все стремились к устойчивому и прочному миру. Однако нужны были гарантии, надежно фиксировавшие новый мировой порядок, позволяющие избегать лобового столкновения

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

3. Первый этап объединительного процесса Идея единения и создания Русского государства осознавалась как князьями, так и всеми социальными группами русских земель Северо-Восточной Руси. Рязанское ство, находившееся на юге, и Суздальско-Нижегородское, расположенное

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Первый этап вывода войск 7 апреля 1988 г. после встречи в Ташкенте М. Горбачева с Наджибуллой министр обороны СССР подписал директиву, в которой говорилось: «Вывод войск в случае подписания Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном осуществить согласно

Преемники Исаврийского дома и время Аморийской, или Фригийской, династии (820–867)

Государи с 802 по 867 год и их происхождение. Время с начала IX века до вступления на престол Македонской династии, т.е. до 867 года, рассматривалось обычно историками лишь как переход от эпохи оживления империи при императорах-исаврийцах к блестящей эпохе императоров Македонского дома. Но новейшие исследования показывают, что данный период представляет собой не простой эпилог и гораздо большее, чем пролог; он имеет свое самодовлеющее значение и знаменует новую фазу в византийской культуре.

Происшедшая революция в 802 году свергла императрицу Ирину и возвела на престол Никифора I (802–811). По свидетельству восточных источников, Никифор был арабского происхождения, т.е. происходил от пограничных с империей арабов; вероятно, один из его предков переселился в малоазиатскую область Писидию, где и родился Никифор. Революция, произведенная в пользу последнего, является по своему характеру одним из очень редких примеров в летописях византийской истории. Громадное большинство государственных переворотов в Византии совершалось военными людьми, вождями армии. В лице же Никифора на престол было возведено гражданское лицо, так как он стоял во главе финансового ведомства, т.е. был министром финансов. После того как Никифор в 811 году пал в битве с болгарами, в течение нескольких месяцев того же 811 года правил тяжелораненый в той же войне сын его Ставракий. Но еще до своей смерти он был низложен в пользу куропалата Михаила I, принадлежавшего к греческой фамилии Рангаве и женатого на Прокопии, сестре несчастного Ставракия и дочери Никифора I. Но и Михаил I царствовал недолго (811–813). Он был низложен, особенно ввиду его неудачной борьбы с болгарами, военачальником Львом, по происхождению армянином, который и известен в истории как Лев V Армянин (813–820). В 820 году Лев V был убит, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820–829), с прозванием «Косноязычный», родом из укрепленного города Амория из малоазиатской провинции Фригии, почему и его династия, давшая трех представителей, называется Аморийской, или Фригийской (820–867). Он был грубым, невежественным провинциалом, проведшим свои молодые годы во Фригии «среди еретиков, евреев и полуэллинизованных фригийцев». Один поздний сирийский источник утверждает даже, что дед Михаила был обращенный еврей. После смерти Михаила II царствовал его сын Феофил (829–842), женатый на знаменитой восстановительнице православия Феодоре, из малоазиатской провинции Пафлагонии. Последним представителем этой династии является их сын, развратный и бесталанный Михаил III (842–867), вошедший в историю с презрительным прозвищем «Пьяница».

Ни об одном византийском императоре не отзывались так плохо в византийской исторической традиции и последующей литературе, как о Михаиле III «Пьянице», «византийском Калигуле». Его невероятное легкомыслие, постоянное пьянство, ужасающее отсутствие благочестия (impiety), отвратительное шутовство и непристойность (scurillity) описывались многократно. В последнее время, однако, А. Грегуар предпринял значительные усилия для восстановления репутации Михаила. Он обращал внимание на многие факты времени Михаила и особенно на энергичную и успешную борьбу с восточными арабами. Он объявил, что этот последний правитель Аморийской династии обладал темпераментом гения и что он на деле начал (inaugurated) триумфальную фазу византийской истории (843–1025). Нельзя идти так далеко, как это делает Грегуар, характеризуя Михаила гением. Однако ввиду того, что он был убит в возрасте 28 лет, может быть, он просто недостаточно прожил, чтобы достаточно показать размах своей энергии. Хотя он обладал некоторыми весьма нежелательными качествами, нужно признать, что он обладал энергией и инициативой и к тому же – и это, пожалуй, даже более важно – ему удавалось выбирать и сохранять рядом с собой талантливых и способных советников и исполнителей. Грегуар справедливо подчеркивал глубокое впечатление, оставшееся в народной традиции и народных песнях, от успешных военных действий Михаила против восточных арабов. Его победа на севере над русскими в 860–861 годах также оставила глубокий след.

В малолетство Михаила его мать Феодора в течение четырнадцати лет управляла государством, передав главное руководительство делами своему любимцу Феоктисту. Когда Михаил достиг совершеннолетия, он, приказав убить Феоктиста и постричь в монахини свою мать, начал сам править государством. В этом перевороте главную роль сыграл дядя императора и брат Феодоры Варда, который, быстро достигнув высших званий византийского двора, куропалата и кесаря, стал очень влиятельным во всех правительственных делах. Один арабский посол, имевший аудиенцию у Михаила, оставил интересную зарисовку его полного безразличия к государственным делам. Посол писал: «Я не слышал ни единого слова с его губ со времени моего прихода до ухода. Говорил один переводчик, а император слушал и выражал свое согласие или несогласие движениями головы. Его дядя управлял всеми делами». Варда являл собой тип в высшей степени талантливого человека, с успехом воевавшего с внешними врагами, понимавшего интересы церкви и искренно заботившегося о просвещении. Однако, и Варда был предательски умерщвлен благодаря проискам нового любимца императора, Василия, будущего основателя Македонской династии, об удивительной судьбе которого будет сказано ниже. Василий после убийства Варды был усыновлен бездетным Михаилом и коронован императорской короной. Но такое совместное императорство продолжалось немногим более года. Василий, заподозрив Михаила в злом умысле против него, после одного пира убедил товарищей убить его благодетеля. После этого Василий (в 867 году) сделался единодержавным правителем государства, основав наиболее известную династию в византийской истории.

Таким образом, в период с 802 по 867 год на престоле сидели два араба, т.е. семита; один грек, а именно Михаил I, женатый на дочери Никифора I, т.е. арабке; один армянин и, наконец, три фригийца, можно сказать, полугрека. Впервые на византийском престоле появились представители семитской расы. Итак, и в данный период восточные элементы играли значительную роль в управлении государством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 г.н. э., в год воцарения в Китае манжурской династии Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в XX

Из книги Ближний круг «царя Бориса» автора Коржаков Александр Васильевич

Преемники Тема новых выборов Президента России стала проскальзывать в разговорах сразу после переезда в Кремль, в августе 1991 года. Борис Николаевич в ту пору работал еще с энтузиазмом, но его изнуряла постоянная свара с Верховным Советом, выпады Хасбулатова, Руцкого.

автора

Анастасий I (491–518). Решение исаврийского вопроса. Персидская война. Нападения болгар и славян. Длинная стена. Отношения к Западу. После смерти Зенона вдова его Ариадна отдала руку престарелому Анастасию, родом из Диррахиума, занимавшему довольно скромную придворную

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора Васильев Александр Александрович

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

I ГОСУДАРИ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ. УКРЕПЛЕНИЕ ДИНАСТИИ (867-1025) В течение ста пятидесяти лет (с 867 по 1025) Византийская империя переживала период несравненного величия. К счастью для нее, руководившие ею в продолжение полутора столетий государи почти все без исключения были

автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Преемники Если верить академику Е.Н. Чазову, Л.И. Брежнев за всю жизнь перенес только один инфаркт (в 1957 г., будучи 1 м секретарем ЦК компартии Молдавии) и ни одного инсульта.В августе 1968 г., во время переговоров руководства КПСС с руководством Чехословакии в связи с

автора Васильев Александр Александрович

Преемники Исаврийского дома и время Аморийской, или Фригийской, династии (820–867) Государи с 802 по 867 год и их происхождение. Время с начала IX века до вступления на престол Македонской династии, т. е. до 867 года, рассматривалось обычно историками лишь как переход от эпохи

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Византия и болгары в эпоху Аморийской династии В начале IX века в Болгарии сидел на престоле энергичный воитель и внутренний организатор страны Крум, явившийся грозной опасностью для Византии. Император Никифор, чувствуя в нем сильного врага, который мог привлечь на свою

автора Саггс Генри

Хронологическая таблица II ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДИНАСТИИ АККАДА ДО ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Хронологическая таблица III ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Страна золота - века, культуры, государства автора Куббель Лев Евгеньевич

Преемники создателя династии Устроителю великой Сонгайской державы аскии ал-Хадж Мухаммеду! пришлось на себе испытать некоторые несовершенства созданной им политической системы. К концу жизни он ослеп и превратился в больного, беспомощного старца. Вокруг него почти не

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

XIV–XV вв. - Тяжелейшее время для династии Первые Валуа отличались большим количеством потомства, в связи с эти каждый последующий король выделял младшим сыновьям обширные угодья в качестве герцогств. Этим усугубилась феодальная раздробленность Франции, а

Положительное значение этих преобразований, которые шли незаметно и вряд ли могут быть приписаны законодательной деятельности какого-либо определенного императора, сказалось с особенной силой в VIII в., когда к власти пришла Исаврийская династия.

Конец VII и начало VIII в. были временем непрерывной анархии и дворцовых переворотов. За 22 года сменилось шесть императоров. Именно тогда устанавливается обычай при свержении императора отрезать ему нос или выкалывать глаза, чтобы сделать невозможным его возвращение на престол. В период анархии необычайно усилилась опасность со стороны арабов. Византия снова стояла перед угрозой гибели.

Император Лев III

В этой обстановке к власти пришел император Лев III (717-741 гг.), родом из Исаврии (в Малой Азии), выдвинутый новой военно-служилой знатью одной малоазийской фемы, где он был стратиотом, т. е. главою военного и гражданского управления.

Льву III пришлось начать свою деятельность с обороны Константинополя от арабов, осадивших столицу с суши и с моря. Еще во время предшествующей арабской осады, в 687 г., существенную помощь осажденным оказал изобретенный в Византии пороховой состав, так называемый греческий огонь, горевший и на воде. В 717- 718 гг. Льву III удалось с помощью греческого огня сжечь значительную часть арабского флота, а затем разгромить и остальные их силы.

Однако избавление от грозной опасности не устраняло необходимости в коренных реформах. Эту необходимость прекрасно сознавали сами правящие круги, напуганные долгими годами анархии и территориальными потерями Византии. Успех реформаторской деятельности Исаврийской династии был обусловлен и существенными изменениями в составе господствующего класса. К VIII в. крупное светское землевладение старого типа было почти разрушено. Из крестьянской общины выделяются новые землевладельцы - властели, или динаты, которые организуют крепкие хозяйства феодального типа, округляют и увеличивают свои владения путем приобретения крестьянских и стратиотских наделов. С этой средой тесно связана и новая военно-служилая знать. Эти новые элементы господствующего класса неприязненно смотрели на высшее духовенство и монашество, сохранившие и даже приумножившие свои земельные богатства. В VII в. около половины лучших земель было сосредоточено в руках церкви и монастырей. Монастырское землевладение было к тому же привилегированным. Императоры щедро жаловали монастырям грамоты, освобождавшие их от повинностей и налогов (так называемая экскуссия, соответствующая западно¬европейскому иммунитету). Непомерное разбухание церковно-монастырского землевладения ослабляло государство, лишало его важных экономических ресурсов и заставляло усиливать налоговое обложение светского и в частности стратиотского землевладения,

Исаврийские императоры, ставленники новой знати, естественно, обратились в сторону церкви для изыскания средств, без которых ни военная, ни административная реформы не были возможны. Борьба правительства против монастырского землевладения и привилегий приняла форму иконоборчества-борьбы с почитанием икон. Монастыри были центрами производства икон и извлекали особенно большие доходы из паломничества масс на поклонение особо чтимым иконам. Таким образом, эдикт императора Льва против иконопочитания был прямым ударом по доходам и могуществу монастырей.

Правительство имело для своей иконоборческой политики и другие основания. Среди народных масс, особенно в Малой Азии, на почве оппозиции к существующему угнетательскому строю получила широкое распространение ересь павликиан, представлявшая видоизменение дуалистического учения манихеев о господстве зла в материальном мире. Павликиане были противниками церковного культа, в частности иконопочитания. Точно так же и арабы, военные успехи которых производили на массы большое впечатление, смотрели на культ икон, как на идолопоклонство. Ликвидируя этот культ, правительство Византии считало, что оно очищает церковь от суеверий и тем укрепляет ее позиции в борьбе с ересями и исламом.

Однако монахи приняли эту меру правительства в штыки. Они начали бешеную агитацию против Льва III и использовали свое влияние на массы для возбуждения и организации восстании. Когда правительство справилось с этими восстаниями, оно приступило к систематическому уничтожению монастырей: монастырские здания обращались в казармы, монахов под угрозой ослепления или смерти заставляли вступать в брак, монастырские земли подвергались конфискациям. Монастырские земельные и иные богатства были захвачены военно-служилой знатью, а частично пошли на создание новых стратиотских наделов.


Лев III, новый император (717-740), был замечательным человеком: великолепный полководец, он успешно пытался защитить Азию от мусульман; ловкий дипломат, хороший организатор - он обладал всеми качествами государственного деятеля. Его сын Константин V (740-775), которого он заблаговременно сделал своим соправителем, дабы упрочить династию, также, несмотря на злословие и клевету его врагов, любивших издеваться над ним, несмотря на полученные им от этих врагов прозвища Копроним (что значит навоз) и Кабаллинос (конюх), - был выдающимся государем. Умный и энергичный, он был великим полководцем и великим организатором, и хотя он был властен, вспыльчив, жесток и страстен еще более, чем отец, тем не менее, несомненно, оба первых Исавра были очень крупными императорами, чья славная память долгое время жила в византийской армии и народе; даже их враги не могли не воздать им должного. Отцы Никейского собора, сурово порицая религиозную политику Льва III и Константина V, хвалили их доблесть, одержанные ими победы, разумные мероприятия, осуществленные ими для блага своих подданных, изданные ими законы, их гражданские институты - все то, что заслужило им признательность народа. И действительно, два первых Исавра были славными преобразователями империи.

Внешняя политика. Едва прошло несколько месяцев со вступления Льва III на престол, как перед Константинополем появились арабы и начали атаковать его с суши и с моря; даже весьма суровая зима не прервала военных действий. Однако в результате многих столкновений мусульманский флот был разбит; сухопутная армия, истощенная голодом, потерпела серьезное поражение. После года бесполезных усилий (август 717- август 718) арабы сняли осаду. Для Льва III это было славным началом царствования, для ислама - великим бедствием; событие это имело несравненно большую важность, чем победа, одержанная Карлом Мартеллом пятнадцать лет спустя в равнинах Пуатье. Натиск арабов окончательно был сломлен, и благочестивые византийцы по праву могли гордиться постоянным заступничеством бога и девы Марии за христианскую империю и ее столицу.

Однако, несмотря на этот разгром, арабы продолжали быть опасными. После нескольких лет передышки они вновь предприняли наступление, и вновь Малая Азия начала почти ежегодно страдать от их вторжений. Но разгром, нанесенный им двумя императорами при Акроине (739), оказался для них суровым уроком. Константин V воспользовался этим, чтобы самому напасть на Сирию (745), отвоевать Кипр (746) и довести свои войска до Евфрата и Армении (751), Успеху византийцев весьма содействовала также внутренняя борьба, волновавшая арабскую империю, и приход к власти Абассидов (750), в результате чего столица халифата была перенесена из близкого Дамаска в отдаленный Багдад.

В продолжение всего царствования Константина V война была счастливой для греков; после него его сын Лев IV вторгся в 778 г. со стотысячной армией в Сирию и победоносно изгнал мусульман из Малой Азии (779). Арабская опасность, столь страшная в VII в., перестала угрожать империи.

Константин V пытался одновременно уничтожить и опасность со стороны болгар. В 775 г. он начал наступление и в результате девяти последовательных кампаний нанес Болгарии при Маркеллах (759) и Анхиале (762) такие кровавые поражения, что испуганные варвары не осмелились более сопротивляться и в 764 г. приняли мир. Вторая война, начавшаяся в 772 г. и продолжавшаяся до конца царствования, была не менее победоносной; и хотя Константину V не удалось уничтожить государство болгар, но во всяком случае он сумел восстановить престиж византийского оружия на Балканском полуострове. Помимо этого он подавил восстания славян во Фракии и Македонии (758) и по примеру Юстиниана II поселил несколько славянских племен в феме Опсикий в Малой Азии (762).

Внутренняя реформа. Внушая таким образом почтение к империи внешним ее врагам, два первых исаврийских императора стремились в то же время восстановить престиж империи и внутри страны. Это было великое дело административного, экономического и социального преобразования.

Чтобы обеспечить защиту границ, Лев III и его сын начали повсеместно распространять режим фем, деля большие области VII в. на округа, более многочисленные, менее протяженные и легче защищаемые; кроме того, эта система предоставляла им важное политическое преимущество, так как она ослабляла ту власть, которую давало стратигам обладание чересчур обширными территориями, и уменьшала проистекавшую отсюда опасность восстаний. В то самое время как военный закон восстанавливал дисциплину в армии, - старательная, часто суровая финансовая администрация поставляла казне доходы. Земледельческий закон имел целью ограничить опасное развитие крупных доменов, приостановить исчезновение мелкой частной собственности, обеспечить крестьянам более сносные условия существования. Морской закон поощрял развитие торгового мореходства. Но особенно улучшила отправление правосудия и с большой ясностью внесла в закон совершенно новый дух человечности и равноправия великая законодательная реформа, которую ознаменовала публикация гражданского кодекса, называемого Эклога (739). После полувекового правления два первых Исавра сделали империю богатой и цветущей, несмотря на чуму, опустошившую ее в 747 г., несмотря на волнения, вызванные иконоборчеством.


II

ИКОНОБОРЧЕСТВО (726-780)


Чтобы завершить дело восстановления империи, Лев III и Константин V попытались провести еще и значительную религиозную реформу. Они запретили иконы, стали преследовать защищавших их монахов, и вследствие начатой ими серьезной борьбы, называемой иконоборчеством, они сохранили в истории прозвище иконоборцев.

Историки часто неправильно понимали характер религиозной политики исаврийских императоров и недооценивали ее цель и значение. Причины, вызвавшие ее, были одновременно и религиозные и политические. Много благочестивых душ в начале VIII в. было оскорблено избытком суеверия и в особенности тем местом, какое занимало в жизни византийцев поклонение иконам, вера в их чудотворные свойства, обыкновение соединять с ними все человеческие поступки и интересы; многих умных людей беспокоило то зло, которое таким образом причинялось религии.

Враждебное отношение к иконам было особенно сильно в Азии; Лев III, по происхождению азиат, разделял это чувство. Ни он, ни его сын не были, как то иногда думают, вольнодумцами, рационалистами, предшественниками реформации или революции; это были люди своего времени, благочестивые, верующие, даже богословски образованные, искренне заботившиеся о реформе религии путем очищения ее от всего того, что казалось им идолопоклонством. Но вместе с тем это были государственные деятели, поглощенные заботой о могуществе и спокойствии империи. А огромное количество монастырей и их непрерывно растущие богатства создавали для государства серьезную опасность. Иммунитеты, которыми пользовались церковные владения, уменьшали доходы казны; значительное количество людей, вступавших в монастыри, отнимало у земледелия работников, у армии - солдат, у общественных учреждений - чиновников. Влияние же, какое имели монахи на души верующих, и их могущество, проистекавшее отсюда, делали их особенно опасными. Именно против такого порядка вещей и пытались действовать Исавры, особенно Константин V; запрещая иконы, они наносили удар монахам, которые обретали в культе икон наиболее могущественные средства воздействия на мирян. Несомненно, начатой таким образом борьбой исаврийские императоры открыли длительную эру смут; несомненно, этот конфликт повлек за собой весьма серьезные последствия в области политики. Однако те, кто хочет судить о государях-иконоборцах справедливо, не должны забывать, что в своем начинании они встретили большую поддержку со стороны высшего духовенства, завидовавшего влиянию монахов, и армии, в большинстве состоявшей из азиатов; их поддержал не только официальный мир, но и народ, нельзя забывать, что начатое ими дело имело и глубокие основания и несомненное величие.

В 726 г. Лев III обнародовал первый эдикт против икон, в котором, как кажется, он предписывал не столько их разрушать, сколько вешать более высоко - так, чтобы удалить их от поклонения толпы. Эта мера вызвала крайнее возбуждение: в Константинополе произошли яростные столкновения, в Греции вспыхнуло восстание, впрочем быстро подавленное (727); Италия поднялась вся целиком (727); папа Григорий II ограничился резким протестом против ереси иконоборцев, но его преемник Григорий III вскоре начал проводить более смелую политику и, не довольствуясь преданием иконоборцев анафеме (731), пытался одно время воспользоваться помощью лангобардов против императора. С другой стороны, в Сирии Иоанн Дамаскин метал громы и молнии против Льва III. Между тем эдикт применялся, по?видимому, с большой умеренностью; защитники икон не подвергались систематическому преследованию; и хотя патриарх Герман был низложен и замещен сторонником реформы (729), хотя против церковных школ были приняты определенные меры, - вместе с тем восстание в Греции было подавлено отнюдь не сурово.

Однако борьба неизбежно должна была принять более острый характер. В том конфликте, где по существу сталкивались авторитет императора в вопросах религии и стремление церкви освободиться от опеки государства, скоро возникли принципиальные вопросы. Кроме того, Константин V, обладавший большей склонностью к богословию, чем его отец, привнес в борьбу свои личные мнения, выступив не только против икон, но и против культа богородицы и святых, а так как он обладал и более страстным характером, то вел борьбу с большим фанатическим пылом и с большей жестокостью.

Когда после десяти лет славы и процветания он укрепился на троне, поколебленном было восстанием Артавасда (740-742), он созвал в Иерии собор (753), который торжественно осудил иконы. Отныне государь мог наказывать упорствующих не только за неподчинение императору, но и за восстание против самого бога. Однако сначала он льстил себя надеждой убедить своих противников.

Только в 765 г. начались настоящие гонения. Иконы разбивали, монастыри закрывали или секуляризовали, превращали в казармы или гостиницы; монастырское имущество конфисковали, монахов подвергали аресту, тюремному заключению, истязаниям, ссылке; некоторые из них, как св. Стефан младший, погибли насильственной смертью; другие выставлялись на посмеяние перед народом, собранным на ипподроме. Много высоких должностных лиц империи было казнено или выслано. Патриарх Константин, сначала высланный, впоследствии был казнен (767). В продолжение пяти лет по всей империи свирепствовали преследования, быть может, менее ужасные, чем их изображают противники императора - смертные приговоры в целом были редки, - но все же чрезвычайно яростные. «Казалось, - говорит один современник, - что правительство намеревалось полностью искоренить монашество». Монахи стойко сопротивлялись; они мужественно страдали «за справедливость и истину». Все же многие уступали, многие бежали, главным образом в Италию, так что, как с некоторым преувеличением говорит один современник, «казалось, что в Византии не осталось ни одного монаха».

Несомненно, что эта борьба была причиной беспримерной ярости, суровости, крайней жестокости и что она породила в империи глубокое волнение. Помимо этого она имела очень важные последствия. Уже Лев III своей попыткой сломить оппозицию папства, отделив от подчинения Риму Калабрию, Сицилию, Крит и Иллирию и подчинив их патриарху константинопольскому, усугубил недовольство пап и нерасположение населения Италии.

Когда в 751 г. Равеннский экзархат пал под ударами лангобардов, папа Стефан II, не колеблясь, отвернулся от еретической и неспособной защитить полуостров империи, чтобы обратиться к франкам за менее тягостной и более действенной поддержкой, и принял от победителя Пипина земли, некогда принадлежавшие Византии, которые отныне образовали светское владение пап (754).

Это был разрыв между империей и Римом. Константин V был готов на все, чтобы покарать папу, в котором он видел лишь вероломного подданного, незаконно присвоившего себе то, что принадлежало его господам. Все его усилия были напрасны. В 774 г. Карл Великий, вновь вторгшись на полуостров, торжественно утвердил дар Пипина. Византия сохранила в Италии только Венецию и несколько городов на юге полуострова. В результате сократившаяся в своих размерах империя оказалась отброшенной еще далее на восток; кроме того, этот разрыв стал источником серьезных осложнений и опасностей в будущем.


III

ИРИНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (780-802)


Религиозная политика первых Исавров посеяла много семян раздора, недовольства, смуты. Это обнаружилось со смертью Константина V.

В течение своего короткого царствования Лев IV (775-780) продолжал традиции предшествовавшего правления; но его вдова Ирина, регентша при юном Константине VI, очень скоро сочла более выгодным для своих честолюбивых замыслов опереться на православие и восстановить почитание икон. Целиком посвятив себя осуществлению, этого серьезного намерения, она пренебрегла борьбой с мусульманами, которые в 782 г. вновь оказались у Хрисополя, перед самым Константинополем, и заключила с халифом довольно унизительный мир (783); с другой стороны, она сблизилась с Римом, завязала дружеские отношения с франкским королевством; в своей внутренней политике она особенно заботилась об устранении из правительства иконоборцев, удалила из столицы своих зятьев, сыновей Константина V; расчистив, себе таким образом путь, она, в согласии с патриархом Тарасием, добилась торжественного осуждения ереси иконоборцев на вселенском соборе в Никее (787) и восстановила иконопочитание при бурном одобрении верующих, которые видели в этой победе залог приближения полной независимости церкви от государства.

Опьяненная своей победой, воодушевленная популярностью, которую она стяжала своим благочестивым усердием, Ирина не поколебалась вступить в борьбу за трон со своим сыном, достигшим совершеннолетия. В первый раз она вынуждена была отступить (790) перед недовольством армии, остававшейся верной памяти Константина V, обескураженная поражениями, которые наносили византийской армии арабы, болгары и лангобарды. Но она ловко подготовила свой возврат к власти; в 797 г. она свергла своего сына, не остановившись перед тем, чтобы ослепить его.

С тех пор (797-802) она стала царствовать как подлинный император, - первая женщина, которая от своего имени правила в Византии. Но хотя благодаря ей церковь, окрепшая и обновленная в результате борьбы, вновь заняла свое прежнее положение в византийском обществе, хотя партия монахов и иконопочитателей, руководимая такими людьми, как Феодор Студит, стала более могущественной и более предприимчивой, чем когда-либо, все же исключительное попечение Ирины о религиозной политике повлекло за собой печальные последствия.

Несмотря на временные победы, одержанные Константином VI над арабами и болгарами (791-795), багдадский халифат при Харун-ар-Рашиде блистательно возобновил наступление на Востоке и принудил византийцев платить ему дань (798). На Западе, перед лицом Карла Великого, Византийская империя обнаружила такую же слабость, и события 800-го года, в результате которых Западная Римская империя была восстановлена франкским королем, были для византийского двора чувствительным унижением.

Уменьшенная в своих границах, империя была ослаблена и изнутри - в силу крайней благосклонности, проявлявшейся государством в отношении церкви, в результате глубоких разногласий, которые оставило после себя иконоборчество, наконец, вследствие дурного примера, поданного Ириной, открывшей эру династических переворотов. Несомненно, эпоха иконоборцев отмечена замечательным расцветом художественной и умственной жизни; исаврийские императоры отнюдь не были пуританами; запрещая иконы, они любили роскошь, блеск придворной жизни, и для украшения своих построек поощряли светское искусство, питаемое как античными традициями, так и арабскими образцами; и благодаря этому, а также в силу того видного места, которое в VIII в. принадлежит азиатам, империя окончательно становится восточной. Но как бы ни была велика роль, которую империя сохраняла как оплот христианства против ислама и страж культуры против варварства, - к концу VIII столетия ей отовсюду грозили страшные опасности, и она оказалась чрезвычайно слабой.

Падение Ирины, свергнутой в результате государственного переворота Никифором (802), открывает полосу разрухи и анархии.


IV

ВТОРОЙ ПЕРИОД ИКОНОБОРЧЕСТВА (802-812)


Никифор (802 - 811) был умным государем и ловким финансистом; заботясь о пополнении разоренной казны, он сам оказался вынужденным нанести удар даже церковному имуществу. Он был сторонником умеренных действий и потому отказался от яростной тактики иконоборцев; тем не менее он сумел поддержать их реформу и считал особенно недопустимым стремление византийской церкви, опьяненной своей победой, открыто освободиться от власти государства и вновь завоевать свободу. Это характерная черта второго периода иконоборчества: в то время в Византии имело место нечто подобное спору об инвеституре, происходившему позднее на Западе.

Монахи монастыря св. Иоанна Студита под руководством своего игумена Феодора с чрезвычайным пылом и крайне непреклонно поддерживали притязания церкви. С равной суровостью они боролись против осторожной политики патриарха Никифора (806 - 815), который пытался сгладить воспоминания о времени иконоборцев, против финансовой политики императора и против его авторитета в области религии. Правительство вынуждено было с ними бороться (809), изгонять их из монастыря и из страны; монахи, не колеблясь, обратились к папе, готовые признать главенство римской церкви, чтобы обеспечить этой ценой независимость восточной церкви от государства. Подобное поведение должно было вызвать реакцию со стороны иконоборцев. Это было делом Льва V Армянина (813 - 820) и двух императоров Фригийской династии - Михаила III (820 - 829) и Феофила (829 - 842). Снова на целых тридцать лет империя оказалась во власти ужасных смут.

В 815 г. собор, созванный в св. Софии, вновь запретил иконы и снова ввел в силу указы императоров-иконоборцев от 753 г. В результате снова началось разрушение икон; малейшие попытки протеста со стороны монахов безжалостно подавлялись; монахов предавали суду, ожесточенно преследовали, ссылали. Феодор Студит умер в ссылке (826); при императоре Феофиле, пламенном иконоборце, упрямо отстаивавшем свои богословские убеждения, преследования стали еще более суровыми. Против защитников икон был издан жестокий указ (832), и патриарх Иоанн, прозванный Леканомантом (волшебником), взял на себя его исполнение. Монастыри закрывались, монахи подвергались преследованиям и тюремному заключению; вновь воцарился террор. Но после ста двадцати лет изнурительной и бесплодной борьбы наступила усталость. Немедленно по смерти Феофила его вдова, регентша Феодора, по совету своего брата Варды, решилась установить мир, возобновив почитание икон. Это было делом собора 843 г., которым руководил новый патриарх, Мефодий; решения этого собора были провозглашены в торжественной обстановке; греческая церковь поныне прославляет память об этом событии в ежегодном празднике православия 19 февраля (?????? ? ? ?????????).

Но хотя иконы и были восстановлены, хотя, благодаря этому, церковь оказалась победительницей, - все же в одном существенном пункте дело императоров-иконоборцев осталось без изменения. Они хотели сохранить церковь, зависимую от государства, подчинить ее императорской власти; студиты ожесточенно боролись против этого намерения; они упорно отказывали императору в праве решать вопросы веры и, не уступая ни в чем, требовали независимости церкви от светской власти. В этом пункте студиты потерпели поражение.

Церковь оказалась более чем когда-либо подчиненной власти императора, - таков неоспоримый результат иконоборческого движения.


V

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ (802 - 867)


В то время как империя была поглощена религиозной борьбой, серьезные события смущали ее покой внутри и колебали ее безопасность вовне.

Преступление Ирины против сына, положившее конец Исаврийской династии, вновь открыло эру переворотов. За государственным переворотом, возведшим на престол Никифора (802), последовало восстание, сделавшее императором Льва V (813), и затем заговор, в результате которого убитого Льва V сменил Михаил II (820); наряду с успешными заговорами можно привести, длинный перечень неудачных попыток, из которых самой опасной было восстание Фомы Славянина (822-824), который, опираясь на низшие классы, придал своему восстанию почти народный характер. В течение двадцати лет империя была жертвой анархии.

Вовне ее дела шли не лучше. Договор 812 г., признававший за Карлом Великим титул императора, означал окончательную потерю Италии, где Византия сохранила только Венецию и некоторые земли на юге полуострова. Война с арабами, возобновленная в 804 г., привела к двум серьезным поражениям: к захвату Крита, мусульманскими пиратами Испании (826), начавшими отсюда почти безнаказанно опустошать восточное Средиземноморье, и к завоеванию Сицилии африканскими арабами (827), овладевшими в 831 г. Палермо. Особенно грозной была опасность со стороны болгар, с тех пор как страшный хан Крум расширил пределы своей империи от Гема до Карпат. Никифор попытался разбить его, вторгшись в Болгарию, но на обратном пути, в результате кровавого разгрома, он погиб (811), а болгары, вновь захватив Адрианополь, появились у стен Константинополя (813).

Победа Льва V при Месемврии (813) спасла империю. Но если вспомнить, что ко всем этим многочисленным опасностям прибавились еще восстания не вполне подчиненных народов - такие, как восстание славян Пелопоннеса (807), - станет понятно, что после двадцати лет анархии дело великих исаврийских императоров казалось полностью уничтоженным.

Тем не менее империя оправилась от этого кризиса. Царствование Феофила (829-842), вследствие возраставшего ослабления багдадского халифата, частично возместило поражения на Востоке, и хотя после разгрома у Дезимона (ныне Токат) и взятия Амория (838) пришлось просить у арабов мира, все же благодаря энергичной внутренней политике, хорошему управлению финансами и дипломатической ловкости Византия восстановила свой престиж и процветание. Великолепием построек, роскошью священного дворца, блеском культуры Константинополь к середине IX в. соперничал со столицей халифов. Когда же в конце концов затихла нескончаемая борьба, порожденная иконоборчеством, он стал еще более блестящим и могущественным. Казалось, что, выйдя из этого длительного периода смут, литература и искусство обрели новую силу, и Константинопольский университет, восстановленный в Магнаврском дворце кесарем Вардой (около 850 г.), стал под руководством Льва Фессалоникского центром замечательной умственной культуры.

Церковь, также вышедшая помолодевшей из борьбы, предоставляла свою обновленную деятельность к услугам государства. Она восстанавливала религиозное единство, сражаясь с ересями, особенно с павликианами, которых правительство Феодоры яростно преследовало в Малой Азии, и заканчивая обращение славян Пелопоннеса (849); особенно успешно распространялось византийское влияние на весь Восток благодаря деятельности миссионеров. По призыву государя Великой Моравии Кирилл и Мефодий, «славянские апостолы», понесли христианство варварским племенам Венгрии и Богемии (863). Но этим не ограничивается их деятельность. По просьбе новообращенных они перевели священное писание на славянский язык; для того чтобы записать свой труд, они изобрели славянскую письменность - глаголицу, - дав таким образом славянам и собственный алфавит и собственный литературный язык; они проповедовали на славянском языке, совершали богослужение по славянскому обряду, стремились создать славянское духовенство, и благодаря своей тонкой дальновидности они завоевали славянский мир для православия. В течение двадцати лет (863-885) фессалоникские братья совершали свое дело проповеди евангелия. И хотя, в конце концов, оно потерпело неудачу вследствие враждебного отношения германцев и вторжения мадьяр, в других местах подобный образ действий доставлял Византии более продолжительные успехи. На берегах Дона христианство проникло в государство хазар, где господствовала иудейская религия. Особенно важно, что в 864 г. православие принял царь Болгарии Борис; и хотя спустя несколько лет новообращенный правитель заколебался было между Византией и Римом, хотя он и вступил в сношения с папой Николаем I, прося его установить в болгарском царстве латинский обряд (866), тем не менее отныне греческое влияние глубоко проникло в Болгарию.

Это были крупные успехи. Без сомнения, сумасбродства Михаила III (842-867), особенно после того как молодой государь вышел из-под опеки своей матери Феодоры (856) и своего дяди Варды, несколько омрачили достигнутые результаты. Морские набеги арабов Крита опустошали восточные моря; в Малой Азии в течение двадцати лет (844-863) успехи сменялись неудачами; на Западе между 843 и 859 гг. мусульмане окончательно завоевали Сицилию. Наконец, впервые перед Константинополем появились русские (860) и, согласно народному верованию, столица была спасена лишь благодаря чудесному заступничеству девы Марии.

Другое, более серьезное и значительное событие произошло в правление Михаила III. На константинопольский патриарший престол на место Игнатия, свергнутого кесарем Вардой, сел Фотий (858). По призыву низложенного первосвященника папа Николай I начал судебное дело и поручил легатам произвести расследование. Властолюбивый Фотий великолепно использовал недовольство, которое Восток в продолжение многих столетий испытывал по отношению к притязаниям пап, и его вражду против Запада. В ответ на требование признать власть Рима он весьма ловко сумел превратить свое личное дело в дело подлинно национальное. На отлучение, которому подверг его папа Николай I (863), он ответил разрывом с Римом. Константинопольский собор (867) предал папу анафеме, объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным и завершил раскол. Это было убедительным доказательством наличия в Византии национального чувства, не менее ярко проявившегося в то же самое время в Болгарии в форме возмущения, вызванного захватнической политикой Рима (866).

Таким образом, к середине IX в. уже действительно существовала византийская национальность, медленно сложившаяся в ходе событий. Империя после периода иконоборчества вновь обрела религиозное единство, политическое могущество, величие духовной жизни; но прежде всего она стала чисто восточной империей. Близился момент, когда Византия должна была достигнуть вершины своего могущества. Когда Василий Македонский, фаворит Михаила III, приближенный им к трону, освободился сначала от своего соперника Варды (866), а затем убил своего благодетеля (867) и положил начало новой династии, - этим государственным переворотом он обеспечил Византийской империи сто пятьдесят лет могущества, процветания и славы.

Примечания:

Подобное наименование было обычным; однако следует заметить, что Василий был армянского происхождения и переселился в Македонию довольно поздно.