Участие граждан в политической жизни. Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими. Участие гражданина в политической жизни: формы и возможности

Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову )

Пояснение.

Ответ: 1. Реализация избирательного права;

2. Государственная служба;

3. Участие в референдумах, местном самоуправлении.

В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках - главу государства);

3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.

Политическое участие - совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.

Можно выделить формы (уровни) политического участия:

  • реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример - недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
  • деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности - в дни выборов;
  • участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
  • выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
  • профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.

Можно выделить основные способы политического участия:

  • митинг - собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
  • пикетирование - собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
  • шествие - передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
  • обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
  • участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны.

В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм - проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.

Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

Участие граждан в политической жизни

Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.

Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.

Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.

Политический процесс

Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.

Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.

Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Политическое участие

Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.

В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

Политическая культура

Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.

Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.

Политические знания порождают следующую ступень правовой культуры – духовную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.

Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.

В политической жизни, изменчивой и динамичной участвуют различные субъекты политики: люди, социальные группы, властвующие элиты и т.д. При взаимодействии их между собой субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе различные политические процессы.

Политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики (на смену одним политическим лидерам правительства приходят другие). Ученые-политологи классифицируют полит.процессы по-разному. По масштабам: внутриполитические и внешнеполитические процессы. Внутриполитические процессы могут развиваться на общенациональном, региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс). А по значимости для общества, они подразделяются на базовые и частные.

Базовый политический процесс характеризует действие всей политической власти как механизм формирования и реализации политической власти. Он определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно – политических и др.

И для базовых и для частных процессов характерны:

А) представление интересов властным структурам

Б) принятие решений

В) реализация решений

Политический процесс направлен на решение политической проблемы. Например, состояние системы образования в стране в целом. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом – целью политического процесса , который приводит к определенным результатам. Однако политический может состояться только при наличии субъектов – участников процесса. К ним относятся инициаторы и исполнители.

Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, проф.союзы и т.д. Решение политических проблем принадлежит исполнителям – прежде всего властным институтам и наделенным властью должностным лицам, а также специально назначенным для этого людям из неправительственных органов.

Исполнители политического процесса выбирают средства, методы и ресурсы для его реализации. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы, добиваться реализации принятых решений в строгом соответствии с нормами права. В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты.

Политические процессы, с точки зрения публичности принятий решений, также, делятся на открытые и скрытые (теневые).

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий, в голосовании на выборах и т.д. В скрытом – политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием не признанных структур.

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в государственных делах непосредственно и через представителя и т.д. Но осуществление этих политических прав может быть ограничено, например, право собираться на митинги или демонстрации – указанием на то, что они должны проходить без оружия, мирно, после предварительного уведомления властей. А запрещается например, организация партий, программой

которых является насильственное изменение конституционного строя. Такие запреты вводятся на основании безопасности личности, общества, государства.

Политическое участие бывает опосредственное (последовательное) и непосредственное (прямым).

Опосредственное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений

Участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях

Воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями

Прямые действия граждан

Деятельность политических лидеров

Формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Наиболее развитой и важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, кандидата или политического лидера. Таким образом, он напрямую влияет на состав представителей, а значит на политический курс. К выборам примыкают референдумы – голосование по законодательным или иным вопросам.

Политическое участие может быть постоянным (участие в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти).

Но, некоторые жители, все-таки пытаются уклоняться от участия в политике. Такая позиция, на практике, называется абсентеизмом .

Политическое участие иногда вызывает разочарование, это объясняется тем, рациональное ли данное политическое действие или иррациональное. Рациональные – действия осознанные и спланированные, с пониманием средств и целей, а иррациональные – действия, мотивирующие главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражение, равнодушие и т.д.).

Политическая культура предполагает: разносторонние политические знания, ориентация в жизни на правила демократического общества, овладение этими правилами.

Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, о ее институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Знания могут быть представлены как житейский или же, как научные. Научные знания являются результатом изучения политологической науки, а житейские могут быть представлены, например, видением демократического режима как безграничные возможно делать всё, что пожелаешь.

Политические ценностные ориентиры – это представление человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного и эмоционального отношения к политическим явлениям. Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе.

Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического участия гражданина, т.к. любая форма участия гражданина предполагает анализ и оценку с позиций определенных требований предвыборных программ и личных качеств на власть. Политическое сознание предопределяет политическое поведение. Демократическая политическая культура проявляется реально, а политическом поведении.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью, в нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.