На что направлена деятельность политических партий. Партия без регистрации: кто вправе заниматься политической деятельностью? Концепции политической партии

От Гость >>

16.Деятельность политических партий обязательно включает

1.обоснование политических целей

2.создание вооруженных групп

3.принятие решений, обязательных для всех граждан

4.сбор налогов

17.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

1.развитая система законов, защищающих права личности

2.свободное формирование политических партий и движений

3.полномочия главы государства неограниченны

4.разделение государственных властей

18.Исключительным признаком правового государства является

1.многопартийность

2.гарантия прав и свобод граждан

3.наличие различных СМИ

4.суверенитет

19.Институтом российского права является право

1.гуманитарное

2.международное

3.наследственное

4.политическое

20.Среди прав, представляемых Конституцией 1993г., новым является право на

1.образование

2.местное самоуправление

3.избирать и быть избранным

4.право на жизнь

21.Видом административного проступка является

1.нарушение правил проезда в метро

2.нарушение трудовой дисциплины

3.нарушение учебной дисциплины

22.Носителем суверенитета и единственным источником властим в РФ является

1.Президент

2.Правительство

3.Федеральное Собрание

4.народ России

23.Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов

1.законодательной власти

2.исполнительной власти

3.внутренних дел

4.судебной власти

24.Верны ли следующие суждения о нормативно- правовых актах?

А.В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б.Нормативно- правовые акты различаются по юридической силе.

1.верно только А

2.Верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны.

7. Виды деятельности Партии

Партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных Уставом /3/ и Программой Партии, Партия, ее региональные отделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

Изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием Партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;

Продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности Партии движимого и недвижимого имущества.

Партия, ее региональные отделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные выше (Устав). /3/

Доходы от предпринимательской деятельности Партии, ее региональных отделений не могут перераспределяться между членами Партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных в Уставе. /3/

Результаты хозяйственной деятельности Партии и ее региональных отделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете Партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений.

Партия, ее региональные отделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.

8. Нижегородское региональное отделение партии «Едина Россия» - цели и задачи

Нижегородское региональное отделение (НРО) «Едина Россия» в своей деятельности строго придерживается программы головной структуры и выполняет все поставленные ею цели и задачи по служению интересам населения и государства.

Под качеством жизни НРО партии «Единая Россия» понимает достаток в семье и порядок в стране, а это значит достойная оплата труда работающих, необходимая социальная поддержка инвалидов и пенсионеров, доступное образование и здравоохранение, неукоснительное соблюдение прав человека и законности на всех уровнях власти.

НРО «Единой России» всегда выступало за конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти области. Принципиальность и настойчивость депутатов Законодательного собрания, большинство из которых являются членами или сторонниками «Единой России», привела к замене главы региона и его неэффективной команды. Теперь в правительстве области работают специалисты, нацеленные на высокий конечный результат в развитии экономики, повышении уровня жизни населения.

В тесном взаимодействии с губернатором области (Валерием Шанцевым), органами местного самоуправления депутатский корпус «Единой России» будет добиваться более полного осуществления программных целей партии, направленных на:

Осуществление стратегии повышения конкурентоспособности экономики, науки и культуры области, снижение налогового и административного давления;

Развитие малого и среднего бизнеса как основы повышения материального благосостояния широких слоев населения;

Расширение доступности жилья для основной массы населения области через снижение ставок ипотечного кредитования, гласное и подконтрольное распределение бесплатного жилья для малоимущих граждан;

Противодействие намерениям либералов сбросить на уровень субъектов Федерации и местного самоуправления финансирование вузовской науки и подготовки специалистов.

Особое внимание депутатский корпус, главы местного самоуправления, избранные от регионального отделения партии «Единая Россия» уделяют проблемам агропромышленного комплекса области.


9. Деятельность региональной общественной приемной Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Существует общественная приемная Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (общественная приемная РО Партии), которая формировалась в целях повышения эффективности работы с обращениями граждан. /4/

Структура сети общественной приемной РО Партии включает региональную общественную приемную РО Партии и местные общественные приемные Партии.

Депутаты Государственной Думы ФС РФ от Нижегородской области – члены фракции «Единая Россия», члены Совета Федерации ФС РФ от Нижегородской области – члены Партии, депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области – члены фракции «Единая Россия» и депутаты представительных органов муниципальных образований – члены Партии участвуют в работе общественной приемной РО Партии и ведут личный прием граждан.

Общую организацию работы сети общественных приемных РО Партии осуществляет региональный Исполнительный комитет Партии. Организация работы общественных приемных на местах возлагается на секретарей Политсоветов МО Партии.

В своей деятельности общественная приемная РО Партии руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Уставом Партии, решениями руководящих органов Партии и ее структурных подразделений, Положением /4/.

К основным задачам общественной приемной РО Партии относятся:

Обеспечение единой стратегии Партии по работе с обращениями граждан и предоставление гражданам возможности путем обращения в РО Партии реализовать свои конституционные права и свободы;

Оперативное содействие решению проблем граждан, оказание организационного содействия вышестоящих структур Партии;

Обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения письменных и устных обращений граждан, поступающих в общественную приемную РО Партии;

Содействие укреплению авторитета и росту влияния РО Партии, распространение позитивной информации о деятельности членов РО Партии, представляющих его в Федеральном Собрании РФ, законодательных (представительных) органах государственной власти Нижегородской области и представительных органах муниципальных образований;

Обеспечение руководящих органов РО Партии информацией, касающейся деятельности сети общественных приемных РО Партии.


Заключение

Страна остро нуждается в идеологии успеха, в проекте успешной России и программе ее строительства. Величие страны начинается с великих целей.

До сих пор ни одна политическая партия не смогла предложить такой идеологии, кроме «Единой России». Реализация предлагаемых программ других партий в лучшем случае могла обеспечить выживание России на затворках мировой цивилизации, а в худшем – привести к ее растворению в современном мире. По сути дела, это были программы прозябания и неизбежного исторического поражения России.

Таким образом, партия «Единая Россия» соединяет объективную историческую потребность в идеологии общенационального успеха с инициативой и энергией граждан России. Из выше указанного видно что, Партия объединяет ответственные политические силы страны, является партией не только парламентского, но и общенационального большинства. Партия не только ставит перед собой высокие цели, но и готова к их достижению. Идеология Партии исходит из непреложной ценности человеческого и государственного достоинства, опирается на прошлое и устремлена в будущее.

Следовательно, в настоящее время Партия реально обеспечивает позитивные перемены, происходящие в обществе, воздействует на принятие политических решений, формирует правовую основу для социально-экономического преобразования страны.

За последние 8 лет правления партии «Единая Россия» наше государство заняло более высокое положение в формировании мировой политики (России «дали» право голоса на уровне мировых решений):

- «Единая Россия», путем различных решений, пытается страну вывести из экономического кризиса (2008-2009 г.г.), эффективность которых мы можем оценить в будущем;

Россию допустили на мировой рынок (нефть, газ, лес – на своих условиях);

Произошел рост в промышленности (восстановление различных предприятий после распада СССР);

Признание наших инновационных информационных, цифровых технологий на мировом уровне;

Развитие культуры и спорта (завоевание Россией основных высоких мест во всех таблоидах);

Увеличение благосостояния народа (рост потребительской корзины, в результате повышения минимального прожиточного уровня).

Из этого видно, что уже много достигнуто, но впереди еще больше!

«Единая Россия» - Партия, готовая взять историческую ответственность за судьбу страны. Я считаю, за партией «Единая Россия» успешное будущее России.


Список источников и литературы

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001

2. Погорелый Д.Е. Политология. – М.: Эксмо, 2008

3. Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия»

4. Положение о региональной общественной приемной Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» - протокол №03-ПС/08 от 21 марта 2008 года

7. [email protected]


Приложение 1

Лидер: Владимир Путин

Штаб-квартира: Москва

Идеология: Консерватизм

Количество членов: 1907368

Партийная печать: газета «Единая Россия»

Сайт: www.er.ru


Приложение 2

1.

Число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования

2.
Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных депутатов Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного депутата
1. Богданов Андрей Владимирович 321 1,26% 597 1,64% 918 1,48%
2. Жириновский Владимир Вольфович 3135 12,31% 4781 13,11% 7916 12,78%
3. Зюганов Геннадий Анатольевич 6253 24,55% 9306 25,52% 15559 25,12%
4. Медведев Дмитрий Анатольевич 15428 60,57% 21295 58,39% 36723 59,28%

Недопустимы привилегии, каким бы то ни было народам и народностям. ЛДПР за эффективную внешнюю торговлю, осуществляемую в интересах России. 3. Общероссийская Политическая Общественная Организация - партия «Единство» История партии: "Единство" как политическая партия была создана 27 мая 2000 г., однако официальной регистрации партии предшествовал ряд этапов ее становления и развития. ...

... : РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ" Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" Основные тезисы программ по демографии Проект программы Политической партии "Союз Правых Сил" Горизонт 2007-2017. Вернуть России будущее. Демография и семья: обеспечить и поддерживать оптимальный демографический баланс страны, основанный на росте эффективной рождаемости поколений, характеризующийся тем, сколько...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Как гласит Федеральный Закон о политических партиях, принятый Государственной Думой в 2001 году и действующий в настоящее время, « в Российской Федерации признаётся политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Современная политическая жизнь как специфическая область общественного бытия представляет собой деятельность граждан РФ посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества. Она многогранна и разнообразна как по направлению, средствам, формам, так и по структурным компонентам, субъектам политических отношений. Важнейшей, неотъемлемой частью политической системы, политической жизни демократического общества являются политические партии, общественно-политические движения.

Целью моей контрольной работы является изучение политических партий, а точнее ознакомление с принципами деятельности партий в России. Для этого мы будем опираться на сведения из научных учебных пособий, в частности

«Основы теории политических партий » под редакцией Заславского, также на «Федеральный Закон о политических партиях » и другие издания о политической деятельности.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Функции и цели деятельности политических партий

Одной из ключевых проблем в изучении политических партий является проработка вопросов, касающихся их функционального назначения, целей и направлений деятельности. Эта проблема особенно актуальна при обращении к теме становления многопартийности в России, интерес к которой в последнее время огромен. Деятельность политических партий отнюдь не сводится к завоеванию позиций в органах государственной власти. В противном случае это предназначение могло бы успешно выполняться временными корпоративными группировками, состав и политические ориентиры которых могли бы постоянно меняться в зависимости от нюансов политической ситуации. В социально-политической сфере общества неизбежно возникают потребности, решению которых может способствовать такой специфический институт как политическая партия. В структуре общественно-политических процессов политические партии выполняют двоякую роль: необходимого элемента политической системы, обеспечивающего воспроизводство политической элиты, организованное участие в выборах, и института политического представительства интересов определенной части общества.

Формирование политики как партийной в числе прочего привело к созданию такого образца общества, в котором выделяются области частной жизни, гражданского общества и собственно политического представительства, подчиняющего себе государство и легимитирующего его. Партии служат для объединения и представления групп интересов, формирующихся на уровне гражданского общества (многочисленных союзов и ассоциаций, не преследующих цели получения государственной власти). Это разделение остается актуальным в современной ситуации, перетерпев некоторые изменения, связанные с тем, что часто границы между гражданским обществом и партиями размываются.

В политической науке сложилось несколько подходов к функциональному назначению партий в политической системе. Большинство исследователей разделяют тезис о множественности функций политических партий, расходясь, однако в определении их количества и в классификационных схемах.

Существует много точек зрения, высказанных в научной литературе касаемо функций политических партий, изучив их многообразие, можно выделить следующие функции:

§ электоральная функция - т.е. деятельность, направленная на продвижение кандидатов на выборные должности в органы исполнительной и представительной власти посредством их выдвижения и поддержки на выборах;

§ функция политического рекрутирования и социализации, посредством которой в политическом процессе осуществляется вовлечение, первичная селекция и последующая циркуляция политической активной части граждан;

§ инновационная функция - выработка политическими партиями альтернативных предложений о возможном решении тех или иных проблем, а также методов реализации предлагаемых решений;

§ аккумулятивная функция - усвоение, синтез и последующее политическое выражение интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения в разрабатываемых партией идеологических доктринах и политических программах;

§ конституирующая функция - обеспечение институциональных гарантий идеологического и политического многообразия, а также мирного разрешения социальных противоречий посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти;

§ интегрирующая функция - выражается в объединении людей на основе общности целей и интересов политического характера, в выработке на этой основе общего группового социального интереса, общей системы взглядов, в объединении граждан в единую структуру, вследствие чего появляется новый коллективный субъект публичной политики.

Комплекс целей деятельности и функций, реализуемый политическими партиями, в обобщенной форме отражает фактическое содержание общественных отношений, в той или иной степени опосредуемых правом. Это выражается в закреплении в действующем законодательстве положений, определяющих основные цели и задачи политических партий, необходимые для их реализации субъективные права и корреспондирующиеся с ними обязанности. Эти цели - юридическое выражение наиболее значимых в правовом отношении функций политических партий, а также средство выделения важнейших объектов правоотношений, на которые направлена деятельность партий как субъектов права. Общие требования к основным целям политической партии содержит российский Федеральный закон «О политических партиях». К основным целям политической партии относятся:

§ формирование общественного мнения;

§ политическое образование и воспитание граждан;

§ выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

§ выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы в их работе.

Нельзя забывать о том, что цели и функции партии должны служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

2. Социальная основа деятельности политических партий

политика партийный регулирование правовой

Уже в силу своего происхождения феномен партии, партийности, партийной мобилизации характеризуется социальным противоречием: партия представляет только часть общества (ранее, скорее всего, как-либо ущемлённую), но при этом она предполагает, что эта часть равнозначна целому обществу или, по крайне мере, жизненно важна для него. Даже в наше время вновь образовывающиеся партии обычно начинают свою деятельность с указания на исключенность некоей группы общества, на пренебрежение ее интересами и т.д. - т.е. на ситуацию, которую требуется исправить.

Существование партий предполагает не только наличие множества социальных различий (которые задают существование различных классов, страт и так далее), но и постоянный процесс социальной дифференциации. Социальная дифференциация поддерживается, а иногда, предположительно, и провоцируется, дифференциацией партий. Поэтому зачастую бывает сложно отличить реальные группы, представленные определенными партиями, от фиктивных групп, созданных под какие-то партии. Это объясняется тем, что любая партия проблематизирует актуальное представление об обществе, вводит в сферу политики некую «еще не существующую» в ней группу и пытается отождествить ее интересы с интересами всего общества, представить эту группу в качестве универсальной (или, по крайней мере, необходимой для любой другой группы, главенствующей, доминирующей). Логическим итогом этого процесса является генерализация партии, ее стремление либо представлять класс-гегемон (каковым в индустриальных и постиндустриальных обществах считается «третий класс»), либо охватывать все существующие классы и группы, сводя их к некоему единому целому - например, единой нации (что особенно актуально в периоды оккупации или освобождения от колониальной зависимости).

Развитие партий всегда происходит в пространстве между двумя полюсами - один из них представлен политической организацией, которая стремится совпасть со всем обществом, а второй - группой более или менее разнородных партий, которые вскрывают все новые и новые социальные различия, межи, перегородки, сигнализирующие об отсутствии ограничений целостности.

Партия обязана иметь социальный базис, взаимоотношения с которым проявляются, прежде всего, в поддержке, оказываемой партии на выборах, привлечении граждан к процессу выработки решений, рекрутировании новых членов партии, активистов и волонтеров, создании фондов поддержки партии и так далее. В зависимости от того, как именно выстраивается связь с социальным базисом, партия может реализовывать дополнительные социальные функции. Так, рекрутирование новых членов как элемент создания связи с социальным базисом одновременно встраивает партию в систему вертикальной и горизонтальной мобильности общества, в каковую систему встроены и другие институты - например, образовательный.. Появление (разрушение) каждой партии исходно предполагает обнаружение некоторой социальной границы или группы, которые до этого никак не были зафиксированы на уровне символической (то есть не требующей постоянного применения насилия) власти. Исходная логика существования партии предполагает, что группы в социальном пространстве существуют только в перспективе признания со стороны других групп, а также в перспективе утверждения в режиме символической власти. Но одновременно с этой логикой реализуется уже упомянутая тенденция к генерализации. Партия, входящая в пространство борьбы за власть, говорит не только о частных интересах представляемой ею группы, но и о том, что эти интересы совпадают с интересом всего общества (именно в этом смысле буржуазия представляла собой единственный класс, покрывающий все социальное пространство). Естественно, такая тенденция встречает со- противление, как только развивается процесс открытия новых групп и различий, выводя на сцену новые конкурирующие партии. Опыт развития реальных политических организаций позволяет сделать вывод о существовании принципиально разных форм связи той или иной партии с ее социальным базисом. Представление интересов как общий принцип работы партии может разыгрываться совершенно по-разному, реализуясь на разных стадиях и на разных уровнях работы партий. Базис и отношение к нему у новых и формирующихся партий другие, нежели у партий, находящихся у власти. Внутри одной и той же партии преимущественное значение могут получить разные аспекты взаимоотношений с базисом - например, работа по набору новых членов партии или же ориентация на абстрактного избирателя, который сталкивается с партией и ее представителями только в избирательных бюллетенях. Достаточно часто партия, опиравшаяся поначалу на узкий круг единомышленников, при получении власти расширяет свой социальный базис, переориентируется на другие группы и так далее. Можно выделить несколько аспектов социального базиса партий, специфицируя отношение представления интересов. Например, в качестве таких аспектов или определяющих качеств базиса могут выступать:

§ исторический и социальный генезис партии (или ее происхождение);

§ актуальная и перспективная связь с группами интересов и социальными движениями;

§ связь с гражданами, которые не входят в число членов партии или партийных активистов, но участвуют в выборах, отдавая голоса партии.

Подобная схема, часто используемая социологами-специалистами по партийному движению, позволяет выявить разные способы связи партии с обществом и апелляции общества к партии, причем эти способы порой могут вступать в противоречие друг с другом.

Отметим, что демократическое правление основывается на традиционных нормах политического поведения. Это значит, что каждая политическая культура обязана строить такую политическую систему, которая в максимальной степени будет соответствовать общественно-приемлемым принципам участия граждан в управлении государством. Если принцип народного суверенитета будет последовательно воплощаться, то в будущем мы станем свидетелями становления и развития многообразных демократических систем, отвечающих базовым принципам национальных политических культур.

3. Предмет и формы правового регулирования деятельности партий

Центральным направлением в изучении процессов становления политических партий является проработка комплекса проблем, касающихся их места и роли в системе государственных и общественных институтов. В рамках такого анализа ключевым понятием выступает статус партии, под которым традиционно подразумевается ее положение в политической системе общества. Этимологически термин «статус» означает не только положение, но и состояние с объективно заданным предназначением, что позволяет рассматривать его как своеобразную систему, которой присущи существенные признаки, связи, отношения и уровни организации. Различают правовой статус, то есть юридически закрепленное место партии в системе государственных и общественных организаций, а также обусловленный этим положением комплекс юридически значимых взаимоотношений, и социальный статус, характеризующий степень влияния партии на общество и политику. В отличие от правового статуса, закрепленного в законодательстве, социальный статус партии определяется непосредственно в ходе политического процесса. Юридически оформление социального статуса партии знаменует собой нормативное закрепление ее фактического положения в системе социальных связей. Вместе с тем, если социальный статус партий различается в зависимости от их политического влияния, ресурсной и социальной базы, то правовой статус основан на принципе юридического равенства, хотя определенная дифференциация их прав и обязанностей может иметь место в случаях, когда различия партий законодательством оцениваются как юридически значимые.

Правовой статус партии - комплексное собирательное понятие, отражающее ее правовую природу, место в системе государственных и общественных институтов, права и обязанности, возможность действовать в качестве субъекта права, юридически значимые социальные связи, основания юридической ответственности. Дифференциация правового статуса политической партии может отражать его различные грани - в зависимости от ракурса исследования.

Следует различать структуру и содержание правового статуса политической партии. Если содержание правового статуса партии (комплекс норм, регулирующих ее правовое положение) подвижно и способно к трансформации, то структура правового статуса, напротив, отличается определенной статичностью и может быть описана через совокупность взятых в системной целостности и взаимосвязи образующих ее элементов. В структуру правового статуса политической партии входят ее правовая конструкция, принципы организации и деятельности, права и обязанности, определяющие ее конституционно-правовую и гражданско-правовую правосубъектность, юридическая ответственность, а также правоотношения общего (статусного) типа. К последним, в частности, относятся вопросы взаимодействия государства и политических партий, принципы деятельности политических партий и правовые гарантии их субъективных прав. Взаимоотношения государства и политических партий предопределяются всеобъемлющим характером государства как организации, объединяющей всех членов общества, верховенством государственной власти по отношению к иной политической власти. Такая асимметрия отнюдь не исключает признания политических партий как самоорганизующихся объединений, автономных от государства. «Идущие снизу и сверху социальные инициативы должны встречаться на почве права и законности, соединяться и усиливаться».

Двойственная общественная природа политической партии (как общественного объединения и субъекта публичных властеотношений) имеет свое нормативное измерение. С одной стороны, принадлежность партии к общественным объединениям предполагает распространение на нее принципов организации и деятельности, общих для всех видов общественных объединений. С другой стороны, тот факт, что основным предназначением партии является ее участие в политической жизни общества, обусловливает потребность в более предметном регулировании порядка ее создания, деятельности и основ внутреннего устройства. К сфере правового регулирования деятельности политических партий, в той или иной степени воспроизводимой в национальном законодательстве различных стран, можно отнести:

§ права и обязанности политической партии;

§ функции партии, формы и методы осуществления партией политической деятельности;

§ организационное устройство партии;

§ порядок образования и прекращения деятельности партии;

§ основания и порядок участия партии в выборах и в деятельности государственных органов;

§ финансовую, хозяйственную и предпринимательскую деятельность партии;

§ взаимоотношения партии и государственных органов, непартийных общественных объединений и иных организаций;

§ международные связи партии;

§ идеологическую и агитационную деятельность партии.

Реализация статусных характеристик и функционального назначения партий обеспечивается посредством закрепления за ними комплекса субъективных прав и обязанностей. По своей природе права политических партий тесно связаны с правами человека и гражданина, закрепленными в конституции, так как базируются на комплексе политических прав личности (на объединение, выражение своего мнения, свободу слова) и призваны обеспечить их полноценную реализацию. Вместе с тем, необходимо различать политические права граждан, включая право на объединение, и комплекс субъективных прав политических партий как коллективных субъектов.

4. Финансовая и хозяйственная деятельность политических партий

Поддержание активной работы партийных функционеров и аппарата, агитация и пропаганда, привлечение новых членов и повышение конкурентоспособности на политическом рынке немыслимы без четко организованного управления партийными финансами. Какова бы ни была идеология организации, ее привлекательность для масс тем выше, чем больше эта идеология финансируется. Уже для элитаристской парламентской партии финансы играют существенное значение, особенно когда она складывается в ходе отстаивания в представительном органе хозяйственных интересов какого-либо из сегментов крупных собственников. Эффективность лоббистской деятельности партии также напрямую связана с ее финансовыми возможностями. Стоит обратить внимание на то, что обычно в полном объеме финансирование партий за счет государственных средств не осуществляется. Даже в странах, где имеет место диктат лишь одной партии и не существует политической конкуренции и, соответственно, не предполагается никакого иного источника финансирования, кроме самого государства, такая практика все равно не афишируется. Любая неразрешенная законодательно попытка использовать бюджетные средства на партийные нужды, если она вдруг окажется выявлена, немедленно нанесет удар по политическому имиджу партии, а тем, кто допустит подобное, она может стоить административной или политической карьеры. Необходимость государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности политических партий специалисты обычно связывают с тремя существенными обстоятельствами: резким усложнением избирательных технологий, влекущим за собой значительное увеличение издержек на проведение избирательной кампании, ростом политической активности бизнеса и имеющими место фактами коррумпированности политической элиты, подрывающими авторитет институтов власти и доверие избирателей.

Смысл государственного финансирования партий состоит в том, чтобы поддерживать устойчивость существующей партийной системы (и, как следствие, политическую устойчивость государства), назначая денежные бонусы и субсидии организациям, победившим в результате парламентских выборов. В России денежные средства политической партии формируются таким образом:

§ вступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом политической партии);

§ средства, предоставляемых политическим партиям из федерального бюджета;

§ пожертвования физических и юридических лиц;

§ поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

§ поступления от гражданско-правовых сделок;

§ другие не запрещенные законом поступления.

Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества. Результаты хозяйственной деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют налоговый учет и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц. Они ежеквартально представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Партия обязана также ежегодно представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Проверка финансовых (бухгалтерских) отчетов политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальными органами. Сводный финансовый отчет политической партии, а также сведения о его проверке размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на ее специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Заключение

Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политическим партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.

Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

Список литературы

1. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. « Политология » Учебное пособие, 2009

2. Бенедиктов К. « Союз Правых Сил » Краткая история партии, Изд: Европа, 2009

3. Горелов А.А. « Политология в вопросах и ответах » Учебное пособие, 2009

4. Зеленков М.Ю. « Политология » Учебник, Изд: Дашков и Ко, 2012

5. Кралечкин Д.Ю., Ашкеров А.Ю. и др. под ред. Заславского С.Е. «Основы теории политических партий » М, 2007

6. Лебедева М.М. « Мировая политика » Учебник, М, 2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление теории политических партий. Подходы к определению политических партий. Признаки и функции политических партий, условия их функционирования. Понятие и признаки авторитарного политического режима. Место и роль политических партий в России.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2015

    Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве. Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации. Процесс становления многопартийности в государстве.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2016

    Функции политических партий. Особенности общественного развития Беларуси в период зарождения многопартийности. Характеристика ведущих политических партий Беларуси. Классификация партийной системы Республики Беларусь. Причины слабости политических партий.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2010

    Значение политических партий в демократическом государства, их понятие и функции, права и обязанности. Порядок создания и прекращение деятельности политических партий в Российской Федерации. Опыт партийно-политического развития современной России.

    реферат , добавлен 20.05.2016

    Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий. Формирование партий электорального происхождения. Политические отношения. Классификация и типология политических партий. Роль и функции политических партий в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2008

    Особенности и отличительные черты финансирования политических партий в России и Беларуси. Формирование имущества и хозяйственная деятельность политической партии. Государственная поддержка и ограничения в финансировании политических партий и союзов.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Сущность, структура и функции политических партий. Характеристика американской и английской модели партийной системы, специфика их формирования и функционирования, правовое регулирование отношений с государством. Институционализация политических партий.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Понятие, признаки и функции субъектов политики. Политические институты, их виды. Группы давления и группы интересов. Происхождение, процесс, условия формирования политических партий. Функции и элементы политических партий. Типы партий, их классификация.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Общая характеристика политических партий. Порядок их государственной регистрации. Организационная структура. Классификация политических партий в зависимости от политической ориентации. Права и условия деятельности политических партий в Беларуси.

В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ «О политических партиях» деятельность политических партий основывается на общих принципах: добровольности; равноправия; самоуправления; законности; гласности.

Принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы их реализации излагаются в программе политической партии. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах

Политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом. Так, согласно ст. 9 ФЗ «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, политическая партия не должна вмешиваться в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание и деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях. Исключение составляют законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

Также запрещается создание и деятельность на территории России политических партий (их структурных подразделений) иностранных государств.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий ст. 21 ФЗ «О политических партиях» предусмотрены требования к их уставам, соблюдение которых позволяет обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политической партии, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 23 ФЗ «О политических партиях» членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет. Не могут быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политическую партию может устанавливаться для определенных категорий граждан федеральными законами. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

"Партия" - понятие многозначное. Если задать вопрос: "Что такое партия товара?", ответ будет одним. А если мы рассматриваем возникают совершенно другие понятия и определения. Что такое партия продукции, мы в этой теме не рассматриваем. Нас интересует именно понятие, связанное с политикой. Рассмотрим его подробно.

Понятие "партия" в политике

Особое место в ряду субъектов такого вида деятельности, как политическая, занимают партии. Они выступают посредниками между государством и гражданами. Ответ на вопрос, что такое партии, ставший классическим определением, предложил Шварценберг Роже Жерар (родился в 1943 году), французский политолог. По его мнению, политическая партия - действующая непрерывно организация, которая существует как на местном, так и на национальном уровнях. Она нацелена на отправление и получение власти, стремится к широкой поддержке масс с этой целью.

Признаки партии

Продолжим наш ответ на вопрос, что такое партии. Рассмотрим подробнее их признаки. В партии объединяются самые активные представители тех или иных социальных групп, которые имеют схожие с ними идейно-политические взгляды и стремятся так или иначе к государственной власти.

Можно выделить следующие признаки партии:

Долговременное функционирование, организованность, наличие правил внутрипартийной жизни и формальных норм, отраженных в уставе;

Наличие первичных организаций (местных отделений), которые поддерживают с национальным руководством регулярные связи;

Направленность на завоевание власти и распоряжение ею (группами давления называют такие, которые не имеют данной цели);

Добровольность членства, наличие поддержки народа;

Присутствие общей стратегии, цели и идеологии, выраженных в соответствующей политической программе.

Функции партии

Они выполняют в современном обществе ряд специфических внешних и внутренних функций. Это также нужно упомянуть, отвечая на вопрос, что такое партии. Выделим и те, и другие функции, остановимся подробнее на них.

Внутренние касаются обеспечения финансирования, набора новых членов, налаживания между местными отделениями и руководством эффективного взаимодействия и т. д.

Внешние функции - определяющие для деятельности партии. Это защита, отстаивание и выражение интересов больших и групп, интеграция внутри них людей на основе общих целей, а также мобилизация масс для того, чтобы решать важные актуальные социальные задачи. К ним относятся также разработка идеологии, распространение политической культуры, подготовка различных кадров для действующих политических институтов, участие в создании элиты, а также возможностей для социализации личности в сфере политики. Кроме того, внешние функции - участие в их организация и борьба за управление, а также за государственную власть.

Виды партий

Можно выделить несколько типологий, по которым делятся политические партии.

Так, выделяют по идеологической ориентации такие как коммунистическая, консервативная, либеральная партия.

"Что такое федеральная партия?" - спросите вы. Ее выделяют по следующему, территориальному признаку. По нему партии бывают региональные, федеральные и другие. То есть данный признак показывает, на какой территории существуют они.

По социальной базе - предпринимательские, крестьянские, рабочие и проч.

По отношению к преобразованиям в обществе - реакционные и прогрессивные, реформистские и революционные, умеренные и радикальные.

По участию во власти - парламентские и непарламентские, легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.

Однако самой известной является классификация по организационному строению, по которой выделяются массовые и кадровые партии.

Кадровые партии

"Что такое партии кадровые?" - спросите вы. Они ориентированы на участие парламентариев, профессиональных политиков и объединены вокруг политического комитета - группы лидеров. Они обычно элитарны и немногочисленны, финансируются из частных источников. Активизируется деятельность таких партий во время выборов.

Массовые партии

Напротив, массовые партии являются многочисленными, финансируются они из централизованные организации, имеющие уставное членство, отличающиеся дисциплинированностью и организованностью, проводящие на местах широкую пропагандистскую работу, поскольку заинтересованы в том, чтобы численность их росла (и, соответственно, увеличивались суммы взносов). Массовые партии стремятся к мобилизации народных масс, а кадровые - элит.

Можно разделить их также на "правые" и "левые". Что такое "правые" партии? Они выступают против коренных реформ, за сохранение существующего режима. "Левые" - за изменение его, воцарение социального равенства, проведение масштабных реформ. К ним относятся социал-демократические, анархические, социалистические и коммунистические партии, а также другие политические доктрины.

Мы рассмотрели теоретически, какие бывают виды, а также что такое партия. "Единая Россия" относится к "правым" или "левым"? Попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос. Что такое коммунистическая партия, мы все примерно представляем и без определения.

Группы давления, общественные организации, массовые движения также принадлежат к групповым субъектам такой деятельности, как политическая.

В последние несколько десятилетий появились также так называемые универсальные партии (по-другому - партии всех избирателей). В строгом смысле слова они не являются таковыми. В отличие от традиционных партий, ориентирующихся в своей деятельности на электоральные группы, данные объединения стремятся привлечь различные группы избирателей на свою сторону. Характерными их чертами являются следующие: особый тип играющего роль своеобразного мировоззренческого символа лидера-интеллектуала, необязательное фиксирование в данном объединении членства, а также отсутствие каких-либо четко определенных социальных интересов. Главная функция - защита действующего политического курса, а не агрегация и артикуляция интересов общества. Поэтому связаны они больше с государством, чем с народом.

Партийные концепции

Отвечая на вопрос, что такое политическая партия, необходимо определить также партийные концепции. Партия - некоммерческое добровольное социальное объединение по политическим принципам и идейным соображениям, стремящееся к достижению определенных политических целей и применяющее для этого политические средства.

В нее входят, как уже отмечалось, наиболее активные это их классовое или политическое объединение, выражающее непосредственно их интересы, состоящее из самых активных представителей, осознающих данные интересы, борющихся за владение властью или удержание ее, а также осуществление общих целей.

В традиции марксизма партии рассматриваются в качестве высшей формы классовой организации, охватывающей самую активную ее часть, отражающей политические интересы и преследующей в своей деятельности долгосрочные цели. В качестве партии выражают отношение к власти, участвуют в общественно-политических мероприятиях, создаются во имя упрочения и сохранения власти или изменения ее.

В другой традиции, либерально-демократической, они трактуются как определенные политические силы, организованные, объединяющие представителей единой политической традиции и служащие для участия во власти или завоевания ее с целью реализации целей, которые преследуют приверженцы партии. Они, воплощая право личности на политическое объединение с другими людьми, отражают некоторые общегрупповые цели и интересы разнородных слоев общества (религиозных, национальных, социальных и др.). Люди через этот институт выдвигают к государству свои групповые требования и получают от него одновременно обращения за поддержкой для того, чтобы решить некоторые политические вопросы.

Элементы, являющиеся обязательными для любой политической партии

Для того чтобы лучше понять, что такое политическая партия, выделим элементы, являющиеся обязательными для любой из них. Любая партия - это носитель некоторой идеологии, или она хотя бы выражает определенную ориентацию видения человека и мира. Это объединение, относительно продолжительное по времени существования, то есть организация, имеющая определенное территориальное измерение (местное, региональное, национальное, а иногда и интернациональное) и структуру. Цель любой партии - завоевании власти или участие вместе с другими в ней.

Каждая из партий хочет обеспечить для себя поддержку населения - от включения в ряды своих членов до создания широкого круга сочувствующих лиц.

Признаки и роль политической партии

Среди основных признаков можно выделить: наличие организационной структуры, уплату членских взносов, наличие устава и программы, организационную связь между представителями партии, партийную дисциплину, участие в формировании правительственных и парламентских учреждений, создание общественного мнения.

Роль ее в жизни социума: это связующее звено между государством и народными массами, руководитель общественной классовой борьбы, регулятор социально-политической общественной жизни.

Основная задача партии - участие во власти, захват ее.

Функции политической партии

1. Теоретическая:

Анализ состояния, а также теоретическая оценка различных перспектив общественного развития;

Выявление интересов различных общественных групп;

Выработка тактики и стратегии борьбы за обновление социума.

2. Идеологическая:

Отстаивание и распространение в массах своих нравственных ценностей и мировоззрения;

Пропаганда своей политики и целей;

Привлечение населения в ряды и на сторону партии.

3. Политическая:

Борьба за власть;

Подбор на выборные должности кандидатов, кадров для выдвижения в местное и центральное руководство, правительство;

Проведение различных избирательных кампаний.