Кто утверждает генеральный план сельского поселения. Генеральный план

СТ 23 ГрК РФ .

1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

3. Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

5. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

5.1. Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в указанных информационных системах, а также в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

8) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.

8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4) особые экономические зоны;

5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6) территории объектов культурного наследия;

6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

7) зоны с особыми условиями использования территорий;

8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8.1) границы лесничеств, лесопарков;

9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Комментарий к Ст. 23 Градостроительного кодекса РФ

1. В составе материалов генерального плана выделяются карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в первую очередь карты размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (п. 1 ч. 3 комментируемой статьи). Объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения в границах поселения, городского округа формируют один из компонентов жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ). ЖКХ представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного оборудования. Объекты ЖКХ (их размещение, эксплуатация, управление) – прерогатива муниципального управления. От того, насколько грамотно организована сфера ЖКХ и ее отдельные объекты, зависит функционирование системы жизнеобеспечения и эффективного градостроительного развития территории.

При проектировании системы объектов ЖКХ необходимо руководствоваться общими требованиями, такими как: наличие обоснований для размещения новых, реконструкции, модернизации существующих инженерных сооружений и систем; проведение инновационной, ресурсосберегающей политики во всех сферах потребления; внедрение современных технологических методов и практики создания эксплуатации ЖКХ; использование альтернативных источников энергии; децентрализация существующих систем инженерного обеспечения зданий, сооружений и комплексов; рациональное размещение объектов нового строительства и использования территорий, занимаемых инженерными сооружениями и магистралями с учетом соответствующих технических регламентов; планирование объектов нового строительства по критериям снижения вредных выбросов в атмосферу за счет внедрения энергосберегающих и экологически безопасных технологий; усовершенствование существующих инженерных систем и объектов с точки зрения оптимального использования сложившейся планировочной организации территории поселения или городского округа.

При определении планируемого размещения объектов ЖКХ в границах поселения или городского округа учитываются особенности каждой из формирующих коммунальную систему инженерных подсистем: электро-, тепло-, газо- и водоснабжения. Кроме того, необходимо принимать во внимание общий характер планировочной структуры территории, размещение крупных градостроительных объектов, ландшафтную специфику.

К каждому из существующих видов инженерных систем предъявляются особые требования, которые необходимо учитывать при разработке генерального плана поселения (городского округа). Эти требования должны соответствовать общим принципам планируемых градостроительных преобразований, принятых для поселения или городского округа. Как правило, вне зависимости от структурного построения генерального плана, основными планировочными приемами в отношении к инженерным объектам являются компактность и комплексность.

Развитие системы объектов водоснабжения обуславливается показателями: объемом водопотребления питьевой воды (м3/сут) и удельного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды (л/сут), в том числе в жилых коммуникациях на одного жителя; уровнем надежности систем водоснабжения; емкостью резервуарного парка города, объемом новых водопроводных сетей и мероприятиями по подключению предприятий различных отраслей промышленности к системе промышленного водопровода, обводнением и поливочным водопроводом; использованием местных подземных вод (на основании изученности их запасов), улучшением качества воды за счет оздоровления окружающий среды и условий водопользования в зонах поверхностных источников водоснабжения, а также за счет реконструкции существующих водопроводных станций с переходом на современные технологии. Эти показатели отображаются на сводной схеме планируемого размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.

Развитие системы объектов водоотведения (канализации) определяется: постепенным снижением роста объемов водоотведения за счет сокращения водопотребления и снижения приемов стоков по мере строительства станций аэрации; повышением надежности функционирования системы за счет развития существующих и строительства новых станций очистки; частичной децентрализации канализационной системы путем строительства локальных очистных объектов малой мощности, строительства современных видов канализационных сооружений – аварийно-регулирующих резервуаров на напорных трубопроводах от насосных станций; строительства системы каналов и насосных станций глубокого заложения; совершенствованием технологии и качества очистки сточных вод и создание технологически законченного цикла обработки осадков. Указанные мероприятия отражаются в соответствующих условных обозначениях в схеме.

Развитые системы объектов тепло-, газо- и электроснабжения требуют использования градостроительного подхода, предполагающего исключение из практики нерациональных методов использования территории, освоения новых крупных территориальных массивов для прокладки новых коммуникаций «чересполосных» приемов размещения коммунальных сооружений.

Расширение спектра коммуникационных услуг, в том числе телефонных переговоров, предоставление каналов связи в аренду, передача информации, услуги мультимедиа и АТМ, подвижные изображения, кабельное телевидение, означает необходимость строительства для обеспечения этих функций специальных коммунальных объектов связи, размещение которых в структуре территории связано как с ее планировочной организацией, так и со спецификой потребления данного вида услуг. Постепенное изменение технологии предоставления услуг связи с переходом на новые (цифровые) технологии повлечет за собой необходимость реконструкции существующих объектов (АТС) и необходимость схемы их размещения в структуре городского округа или поселения.

Графическое выполнение схем планируемого размещения коммунальных объектов может осуществляться в двух вариантах: несколько отдельных схем для каждого типа объекта либо две схемы, в каждой из которых объединены различные типы объектов. Как правило, это схемы развития инженерного комплекса и водного комплекса.

На схеме развития инженерных систем энергетического комплекса с использованием специальных условных обозначений показываются основные сети и объекты в двух состояниях: существующем и проектируемом (с выделением объектов первой очереди строительства и на расчетный срок). Различные условные обозначения принимаются для следующих групп объектов: теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и связь. На схеме развития инженерных систем водного комплекса совмещаются три состояния объектов: существующее, первой очереди, расчетный срок. Выделяются объекты водоснабжения, водопроводные сети, водоотведения, водопроводные станции, регулирующие узлы, станции аэрации (строящиеся и реконструируемые), канализационные насосные станции, ликвидируемые аварийно-регулирующие резервуары, узлы обработки осадков, канализационные сети, а также очистные сооружения поверхностного стока.

Объекты электро-, газо- и водоснабжения и другие объекты ЖКХ фиксируются в схемах планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с принципиальными направлениями развития этой сферы на обозначенной территории и в результате согласования их размещения с существующим состоянием и прогнозами функционально-экономического развития поселения или городского округа.

2. В составе карт (схем) планируемого размещения объектов капитального строительства выделяются схемы транспортной инфраструктуры (п.2 ч.3 комментируемой статьи). Они разрабатываются с учетом существующего состояния объектов транспортной инфраструктуры, выявления проблем их функционирования и обоснования перспектив их развития. Также учитываются особенности территории, специфика исторического формирования улично-дорожной сети, характер внешних транспортных сообщений с другими населенными пунктами; природно-ландшафтные условия, общая протяженность территории поселения (городского округа). Как правило, современные принципы реорганизации транспортной инфраструктуры исходят из соображения приведения ее к неким оптимальным параметрам посредством реализации реконструктивных мероприятий.

Реконструктивная направленность преобразования транспортной инфраструктуры позволяет во многом снизить проблемную ситуацию градостроительной организации территории. Именно с этой позиции планируются реконструктивные мероприятия, следствием которых являются: разгрузка автодвижения автомагистралей и узлов, особенно в центральных частях городских округов; ликвидация заторов; снижение шумовых воздействий и загрязнение атмосферы поселений и городских округов и прилегающих к магистрали жилых территорий; высвобождение площадей для стоянок автотранспорта; решение проблемы отвода ценных территорий поселений и городских округов под строительство гаражей и автозаправочных станций; оптимизация существующих схем транспортного обслуживания территории.

Все мероприятия, направленные на достижение этих результатов, в совокупности позволяют значительно повысить пропускную способность улично-дорожной сети с повышением скорости движения. Проектные предложения по развитию транспортной инфраструктуры выполняются в трех схемах: развития улично-дорожной сети, скоростного внеуличного транспорта, наземного общественного транспорта. Сеть внеуличного транспорта включает линии метрополитена с действующими техническими параметрами, линии экспресс-метрополитена с повышенными скоростями, наземного легкого метрополитена, железные дороги и другие виды транспорта. Проектная сеть транспорта включает действующую систему и основные направления ее расширения и модернизации. Магистральная улично-дорожная сеть проектируется на основании анализа сложившейся системы улиц, дорог и проездов и, по возможности, ее сохранения. На схеме улично-дорожной сети выделяются транспортные магистрали и транспортные сооружения, среди которых туннели, пешеходные мосты, гаражи, парковки, каждые из которых показываются на расчетный срок и на первую очередь строительства.

Схема наземного общественного транспорта разрабатывается на основании следующих данных: протяженности сети, количества объектов (транспортных парков), количества подвижного состава, распределение территорий по видам транспортных средств (автобус, троллейбус, трамвай). Автобусные, троллейбусные и трамвайные депо оцениваются с позиций их включения в проектируемую транспортную систему, реконструкции и модернизации. Перспективы сохранения трамвайных линий оцениваются с позиций совершенствования планировочной организации территорий, и на основании этого обосновывают линии, предлагаемые к снятию или перекладке. На схеме фиксируется размещение транспортных парков с учетом общих направлений реорганизации территорий поселений и городских округов на основе принципов оптимизации (относительно равным размещением объектов и их приближенности к транспортным сетям).

3. Схема границ функциональных зон (п. 5 ч. 6 комментируемой статьи) с указанием параметров таких зон в составе генеральных планов выполняется для того, чтобы обозначить перспективные направления развития территории с учетом ее функциональной принадлежности (специализации). Предпосылками функционального зонирования являются дифференциация градостроительных (территориальных) объектов по назначению и характеру пространственной организации, а, соответственно, по требованиям, предъявляемым к их выделению.

При выполнении функционального зонирования принимается за основу функциональный признак – приоритетное назначение территории. Такой подход обусловлен тем, что в населенных пунктах традиционно осуществляются различные виды деятельности. Эти процессы размещаются в пространстве. С течением времени может происходить пространственное перемещение функций.

Структурное преобразование функциональных зон является следствием социально-экономических изменений в обществе. Так, на смену локальной зоне ярко выраженной производственной специализации приходит смешанный вид функционального зонирования - формируются многофункциональные зоны. Происходящая динамика – характерный признак территориальных процессов, требующих пересмотра сложившегося зонирования. Для упорядочения, регламентирования перемещения объектов (территорий) с различными функциями эффективным средством является функциональное зонирование.

Выполнение функционального зонирования не следует рассматривать как типовую, формальную задачу. Оно предусматривает, наряду с функциональными признаками, наличие других: различие в характере землепользования в зависимости от функциональных процессов (плотность градостроительного освоения); наличие естественных либо вновь образованных участков (градостроительных узлов) притяжения; дифференциация территорий по стоимости ее градостроительного освоения и по рыночной стоимости; историко-культурные ценности застройки и элементов городского (сельского) и природного ландшафтов.

Населенному пункту как наиболее характерной форме расселения населения свойственно наличие относительно стабильных функций, перечень которых ограничен. Территория населенного пункта по функциональному назначению подразделяется на следующие типы зон: селитебную, промышленную, коммунально-складскую, транспорта, рекреационную и др. Размещение функциональных зон на территории не ограничено: функциональные процессы распределены в структуре поселения или городского округа не равномерно. Одни части поселения (городского округа) испытывают переизбыток функциональных нагрузок: на этих участках возникают сложности выявления преобладающей функции. В других частях населенного пункта локализуются характерные функциональные процессы.

Подобная практика градостроительства свидетельствует о том, что функциональное зонирование представляет собой специфический инструмент дифференциации территории. Оно преследует цели укрупненного разделения территории на несколько планировочных частей. В каждой из таких частей возможны как доминирующие, так и смешанные формы функционального использования территорий. Поэтому, говоря о наличии той или иной функциональной зоны, следует подразумевать, что в границах определенного фрагмента городского округа или поселения могут сосуществовать несколько функциональных процессов. Причем, их количество может быть различным. Единственным механизмом, позволяющим каким-то образом структурировать функциональное наполнение зон, является определение параметров развития этих территорий.

При определении параметров необходимо руководствоваться общими градостроительными требованиями планирования развития в отношении к характеру протекающих в пределах зоны процессов: рациональные формы расселения населения; оптимальные варианты сочетания в пределах зон градостроительных объектов различного функционального назначения; структурирование сети общественного обслуживания по принципу привлекательности для различных групп населения дифференцированных видов предложений в зависимости от предпочтений; обеспечение равной доступности территории общественного центра городского округа или поселения по отношению ко всем функциональным зонам и планировочным частям населенного пункта, локализация центра с учетом исторически сложившегося характера использования территории; структурное разделение и обособление функциональных зон посредством выделения территорий, предназначенных для обеспечения транспортного и пешеходного обслуживания с учетом формирования рациональной системы связи и возможного осуществления альтернативных вариантов пространственных связей; максимальное использование особенностей природного ландшафта в процессе структурного выделения функциональных зон в целях наибольшего использования его преимуществ.

В зависимости от того, какой из типов функционального зонирования преобладает на территории, процедура выделения зон существенно различается. В рамках проведения процедуры зонирования учитываются и относительные планировочные показатели, такие как: расстояния между зонами; абсолютный размер и конфигурация зон, их относительная влияние; принятый планировочный тип (компактный либо рассредоточенный); виды и уровень инженерного оборудования, параметры сетей; потребности в выделении территории для различного функционального назначения. Следование указаниям положениям позволяет достигнуть цели обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций; предотвращение изменений концентрации населения и производства, загрязнения окружающей среды; охраны природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

4. Планируемые границы территорий объектов культурного наследия (п. 6 ч. 6 комментируемой статьи) определяются на основе карт (схем) существующего состояния границ территорий объектов культурного наследия (пункт 2 части 10). Методологической основой выявления этих территорий является Закон о культурном наследии. Эти работы должны выполнятся в составе предпроектных разработок, которые складываются из двух тематически различающихся частей: констатирующей (историко-архитектурный опорный план) и регламентирующей (зоны охраны объектов культурного наследия).

Опорный план разрабатывается на всю территорию поселения или городского округа, охватываемую плановыми мероприятиями, включая элементы природного ландшафта, фрагменты планировок, доминанты и т.д. Составление историко-архитектурного опорного плана направлено на установление объективно существующего положения (его фиксация) с выявлением элементов городской морфологии (планировки, застройки), имеющей историко-культурное значение и структурно-пространственные закономерности в построении территории поселения, определяющие его эстетические свойства. Для определения последних требуется рассмотреть: архитектурно-пространственное зонирование территории; планировку улично-дорожной сети; состав рядовой застройки и исторической части города; обобщение характеристик городского ландшафта.

В перечне документов, составляющих историко-архитектурный опорный план, выделяются следующие материалы: выписки из исторических актов, переписных книг, содержащих свидетельства о планировке и застройке территории, аналитические схемы реконструкции, раскрывающие процесс формирования планировки и застройки (для каждого хронологического среза); фиксационные и аналитические материалы, раскрывающие градостроительные и архитектурные особенности современного состояния ценного наследия (для существующего положения): топографические материалы со сведениями об историко-культурных ценностях поселения или городского округа, сопроводительные аналитические схемы, материалы фотофиксаций, сопроводительный текстовой материал.

При разработке опорного плана необходимо определение типологии сложившейся застройки, т.к. она является одним из оснований для ее сохранения и поддержания ее специфических черт. Результаты типологического анализа фиксируются на опорном плане. По типологическим признакам элементы застройки принято делить на группы: памятники архитектуры; ценная историческая застройка; нейтральная рядовая застройка, в том числе современная; здания, нарушающие специфику сложившейся застройки и композицию; современные архитектурные сооружения и комплексы, формирующие в совокупности с историческими объектами ансамблевую застройку.

Наряду с памятниками (отдельными зданиями и сооружениями) в составе опорного плана выделяются ансамбли – целые усадьбы, комплексы, отличающиеся формально-композиционной или содержательной, историко-культурной ценностью. Согласно вышеупомянутому закону ансамблями признаются различные группы изолированных либо объединенных памятников, фрагменты исторической планировки и застройки, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, некрополи (ст. 3).

Историко-архитектурный опорный план позволяет зафиксировать реально сохранившийся объем ценного наследия – планировку землевладения, сохранность построек, отдельных элементов застройки. В составе документов опорного плана наряду с планировочными материалами требуется разрабатывать пояснительную записку, в которой должен быть представлен аннотированный список сохраняемых и вновь выявляемых памятников. В нем указывается фактический адрес памятника, время его возведения и осуществления основных переделок, автор постройки, вид изначального и существующего использования; утвержденный и предлагаемый предмет охраны (объемно-пространственное построение зданий, благоустройство территории).

Разработка историко-архитектурного опорного плана является основанием для определения перечня режимных ограничений, которые необходимо соблюдать при архитектурно-градостроительном освоении территории. Выделение зон объектов культурного наследия является практическим инструментом, позволяющим реализовывать градостроительные мероприятия с учетом принципов преемственности. Но фиксация зон позволяет установить правовой характер использования территории, имеющий юридическую силу.

Выделение зон охраны объектов историко-культурного наследия представляет собой дифференциацию территории.

Территория памятника представляет собой неотъемлемую часть самого памятника и включает в себя ценные элементы охраняемой планировки и застройки. Сохранение территории предполагается не только в физическом смысле, но и в смысле сохранности исторически сложившейся планировки, застройки и ландшафта. На территории памятника могут восстанавливаться утраченные элементы застройки и исторически сложившегося городского окружения. К территории памятника истории и культуры принято относить земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально. Установление границ памятника происходит на основании материалов опорного плана. В пределах территории памятника разрешается только такая хозяйственная деятельность, которая обеспечивает полноценное его функционирование без угрозы повреждения, разрушения или уничтожения.

Территория памятника является особым объектом охраны, для которой устанавливается специальный режим содержания и использования памятника и органичного включения его в контекст сложившейся среды.

На схеме устанавливаются зоны охраны (совокупность территорий с различными ограничениями в процессе использования), чем обеспечивается нормальное функционирование объектов культурного наследия. Разработка схемы неотделима от процедуры выделения в составе зон охраны охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта.

Границы зон охраны памятников утверждаются как самостоятельный документ в составе карт (схем) в составе материалов генерального плана. На территории зон охраны устанавливается режим содержания и использования с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования зданий и сооружений. Установление режима необходимо для создания условий, направленных на сохранение памятников в качестве градоформирующих элементов в процессе пространственной организации территории поселений и городских округов. При выделении каждого из трех типов зон необходимо принимать во внимание существующие требования. Установление охранных зон должно согласовываться с такими требованиями как: сохранение исторической планировки, исторической застройки и ландшафта; запрещение нового строительства за исключением случаев, которые предусматривают воссоздание памятников или ансамбля; благоустройство территории; замена ветхих малоценных зданий и сооружений и ликвидация диссонирующих сооружений. При установлении границ охранных зон их по возможности совмещают с существующими планировочными границами, а также учитывают параметры и характер охранного объекта, исторически сложившаяся схема землевладения.

Зоны регулирования застройки предусматриваются для обеспечения единства вновь создаваемой застройки с исторической городской средой и сохранения роли памятников в архитектурно-пространственной организации территории, прилегающей к охранным зонам. В зонах регулирования застройки обеспечивается сохранность ценных элементов планировки, ландшафта, достигается комплекс условий зрительного восприятия памятников в исторической среде и допускается новое строительство, имеющее регламенты по функциональному назначению, высоте и протяженности зданий, по композиции застройки, характеру озеленения.

Выделение зон осуществляется по принципу установления различных режимов регулирования на основе результатов исследования на этапе составления историко-архитектурного опорного плана. Особое внимание уделяется установлению зон строгого регулирования, к которым предъявляются требования устранения (трансформации) сооружений, вносящих диссонанс в ландшафт, и регламентации нового строительства по функциональному назначению, высоте, протяженности и приемам застройки. В зонах строгого регулирования, как правило, сохраняется традиционный характер застройки и не допускается размещение сооружений, создающих зоны вредности, привлекающие большие грузовые потоки.

Зоны охраняемого природного ландшафта призваны обеспечить сохранность естественного рельефа, водоемов, растительности и восстановить утраченные связи исторического ландшафта поселения или городского округа с окружающей средой. Они устанавливаются на тех участках, где не действуют регламенты охранных зон и зон регулирования застройки. В отношении зон охраняемого ландшафта применяются ограничения, не допускающие: строительство новых и расширение действующих хозяйственных и жилых объектов; прокладку новых транспортных магистралей; изменение ландшафтной организации территории, состава растительности, гидрогеологического режима; движение и стоянку транспортных средств вне специально предусмотренных для этого мест.

В картах (схемах) территориального планирования поселения или городского округа, содержащих границы территорий объектов культурного наследия, должны быть показаны существующие и предлагаемые градостроительные ограничения от памятников истории и культуры: границы территории историко-градостроительного заказника; границы заповедных зон; зоны охраны памятников истории и культуры; сохраняемые и регламентируемые территории ценных исторических природных ландшафтов; зоны регулирования застройки общегородского значения; сохранение основных зон панорамного восприятия городских и природных ландшафтов. Каждая из выделенных заповедных зон показывается на общей схеме следующим образом: фиксируется ее местоположение, указываются наименование и точные границы зоны, изображаются в пределах границ отдельные объекты истории и культуры и уточняются их параметры. Наряду с зонами в схеме фиксируются недвижимые и историко-культурные памятники городского округа (поселения) в современных границах: памятники и объекты археологии; планировочная структура улиц; некрополи; памятники садово-паркового искусства, архитектуры и истории; а также вновь выявленные и предлагаемые памятники.

Основные направления развития культовых объектов могут быть ограничены либо в общей схеме либо разрабатываться в виде отдельной схемы. В схеме показывается размещение действующих храмов (православных, старообрядческих, протестантских, иудейских, мусульманских, католических); не действующих храмов, предлагаемых к восстановлению; территории, предлагаемые для строительства храмов различных конфессий. Основу этих предложений составляет прогноз конфессионального состава верующей части населения поселения, разбитого на группы, исторически тяготеющие к различным религиям, анализ размещения, количество и принадлежность сохранившихся культовых зданий, а также планировочное и административно-территориальное деление поселения или городского округа и исторические тенденции размещения культовых зданий.

5. Одним из наиболее важных и крупных по объему разделов материалов по обоснованию проектов генеральных планов, выполняемых в текстовой и графической формах, является анализ состояния соответствующей территории, проблем и направлений ее комплексного развития (п.1 ч.8 комментируемой статьи).

В современных условиях одним из ведущих методологических принципов организации и проведения комплексного анализа территории для целей планирования является необходимость сохранения территориальных ресурсов. Такой подход корреспондирует положениям прогрессивных международных документов, раскрывающих перспективы устойчивого развития населенных пунктов. Одной из составляющих устойчивого развития является способность обеспечения воспроизводственных процессов, саморазвития и саморегулирования всех подсистем городского округа (поселения) как единого целого. Отдельные подсистемы функционируют как самостоятельно, так и взаимосвязано в пределах определенной территории. Выявление и оценка территориального ресурса в этом смысле позволяет планировать перспективное развитие поселения или городского округа, согласующееся с устойчивостью системы в целом. Использование территориальных ресурсов должно происходить компенсаторным методом: с учетом потребления всех прочих видов ресурсов (трудовых, финансовых и природных).

Изучение ресурсного потенциала поселения или городского округа становится, таким образом, приоритетной практической задачей разработки материалов его обоснованного проекта генерального плана. В составе ресурсов выделяются четыре подсистемы: природа, население, хозяйство, организация пространства.

В соответствии с каждым из данных видов ресурсных подсистем разрабатываются аналитические схемы. В двух из указанных подсистем (природа и организация территории) ключевым ресурсным компонентом является территория. Соответственно определение объема территориальных ресурсов для установления перспектив развития поселения или городского округа и разработки генерального плана является первоочередным мероприятием. Для выявления территориальных ресурсов необходимо проведение комплексного анализа территории, в результате которого могут быть выделены три основные вида ресурсов: внешние (по отношению к границам поселения или городского округа); внутренние, не застроенные территории; внутренние, привлекаемые для освоения за счет реконструкции (уплотнения) сложившейся застройки. Наличие сведений о имеющихся ресурсах диктует комплекс ограничений в выборе территорий для целей градостроительного использования. Полученный на основе комплексный оценки ресурсный потенциал представляет собой основу для принятия решений об интенсивности освоения территории. Содержание анализа заключается в составлении характера и ценности территориальных ресурсов с направленностью их функционального и градостроительного использования. Проведение анализа преследует цели установления степени пригодности территории для различных видов ее использования и обозначения требований и планировочной организации территории.

В градостроительной практике широкое применение получила методика разработки схем оценки (анализа), включающая в себя два крупных блока, для каждого из которых составляются отдельные схемы: оценка природных ресурсов территории и оценка антропогенных ресурсов территории.

При составлении схемы оценки природных ресурсов территории проводится анализ компонентов природного ландшафта, характеристики которых оказывают значительное влияние на градостроительные процессы: предопределяют направления развития поселения или городского округа и размещение объектов капитального строительства, выделение функциональных зон, в том числе с особыми условиями использования территории (подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). В составе схемы оценки природных ресурсов выделяются следующие компоненты ландшафта:

а) горные породы (система минерально-сырьевых ресурсов территории, геоморфология) – обуславливают принятие градостроительных решений с позиций достижения максимального эффекта организации территории, жизненно важных функций при минимальных расходах на ее освоение;

б) поверхностные и подземные воды (гидрология и гидрография) – определяют территориальную структуру водных ресурсов с т.з. обеспечения ими территории поселений или городских округов (хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения) или рационализации используемых планировочных приемов при выделении функциональных зон (в схеме указываются гидрографические характеристики – густота речной сети, уклоны русл, их длина и ширина, скорость течения рек и т.д., а также мероприятия по охране водных ресурсов);

в) климатические условия местности (температурно-влажностный, ветровой режимы, показатели количества и качества осадков, солнечная радиация и т.п.) – оказывают влияние на оценку территории по пригодности для постоянного проживания, на характер градостроительного освоения, на зонирование;

г) биогенные компоненты (почвы, растительность и животный мир).

В составе схемы оценки антропогенных ресурсов территории (привнесенных предшествующей деятельностью человека) рассматриваются следующие факторы: степень транспортной обслуженности территории (в первую очередь пассажирами общественного транспорта); уровень инженерного обеспечения территории (определение удаленности отдельных участков территории от существующих инженерных сооружений, имеющих определенный порядок присоединения новых потребителей; дифференциация участков по характеру обеспеченности различными видами инженерных сетей); оценка состояния фонда; санитарно-гигиенические характеристики (степень деградации растительного покрова, показатели шумового режима, степень загрязнения водоемов, почвенного покрова) для различных видов функционального использования могут представлять собой ограничивающий и стимулирующий фактор; санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, санитарные разрывы зон вероятного задымления, охранные зоны, шумовые зоны и т.п.

6. В составе материалов по обоснованию проектов генеральных планов особое место занимают сведения о существующих и перспективных факторах риска возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 5 ч. 8 комментируемой статьи). Выделяют две группы факторов риска: природного и техногенного характера. Выявление факторов риска позволяет предотвратить неоправданные градостроительные решения. Требуется определить факторы, не позволяющие планировать те или иные виды деятельности, направленной на пространственное преобразование территории. Определив таким образом факторы и последствия их влияния на территорию, можно на самых ранних стадиях планирования исключить ряд градостроительных решений, реализация которых может оказаться невозможной.

В процессе градостроительной деятельности необходимо регулировать соотношение степени вмешательства в сложившуюся организацию территории, исходя из социально-экономических, архитектурно-планировочных и пространственно-композиционных задач формирования среды. Природные качества осваиваемой среды часто недооцениваются. В результате разработка планировочных решений, связанных с организацией застройки, транспортным обслуживанием, инженерным обеспечением, происходит без должного учета этих качеств. Современные градостроительные подходы требуют обязательного рассмотрения задач взаимодействия градостроительных структур с природным комплексом.

Особое значение имеет оценка воздействия объектов (зданий, сооружений, транспортных магистралей, инженерных сетей) на геологическую среду, почву, поверхностные и подземные воды, проявляющиеся в образовании осадков поверхности, карстовых провалах, оползнях, повышении уровня грунтовых вод. И в то же время необходимо исследовать и обратный эффект – влияние измененных техногенезом природных условий на объекты поселений и городских округов.

Согласно принципам техногенного зонирования, территории города могут быть дифференцированы в три группы: высоких техногенных нагрузок, средних и низких техногенных нагрузок. Каждой из этих типов зон соответствует определенная градостроительная ситуация. Высокое сосредоточение техногенных нагрузок на среду характерны для территорий плотной интенсивной многоярусной застройки, сочетающей в себе различное функциональное использование, с высокой плотностью транспортных и инженерных сетей, ограниченными дворовыми и открытыми пространствами.

Низкие техногенные нагрузки присущи участкам, прилегающим к крупным промышленным зонам и сооружениям, таким как водопроводные и канализационные станции. На таких участках дальнейшая интенсификация промышленно-производственного использования территории может приводить к развитию неблагоприятных инженерно-геологических процессов. Поэтому в качестве рекомендуемых мероприятий могут быть предложены градостроительное освоение в форме развития природных территорий, слабоурбанизированной малоэтажной застройки. Мероприятия, подразумевающие высокую степень урбанизации, напротив, следует рекомендовать для территорий, где вероятность техногенных угроз будет минимальной. К таким участкам относятся территории мореных суглинков и флювиогляциальных отложений (не осложненные подтоплениями, кастово-суффозионными процессами); приречные территории (области песчаных отложений) с техногенными грунтами небольшой мощности, и расположенными вдали от крупных инженерных коллекторов; территории с проведенными мероприятиями по инженерной подготовке территории, включающей ликвидацию осадков грунтов, выноса грунтовых масс в подземные выработки, подтоплений, химического и теплового загрязнения грунтов и грунтовых вод.

На схеме выделяются также зоны, предназначенные для проведения защитных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости экологической среды: закрепление грунтов, заполнение карстовых пустот, прокладку дренажных штолен в оползневых склонах, устройство подпорных стен, строительство заградительных сооружений.

Основной принцип, лежащий в основе зонирования, заключается в выявлении территориального резерва, оценке его и предложение комплекса мероприятий, направленных на реабилитацию территорий в условиях градостроительного использования. Выделение на схемах зон, предполагаемых к реализации защитных мероприятий, носит рекомендательный характер. Это объясняется необходимостью проведения дополнительной технико-экономической оценки защитных мероприятий. В том случае, если стоимость применяемых технических средств значительно выше стоимости сооружения или если их эффект недостаточен для функционирования объекта, делается вывод о целесообразности выделения планировочных ограничений для определенных видов функционального использования. Например, для таких участков можно рекомендовать рекреационные или озеленительные функции.

На основе схем, описывающих существующее состояние территории с позиций возникновения рисков, разрабатываются схемы, содержащие градостроительные предложения о перспективном состоянии среды.

Среди основных позиций схем выделяются территории, объекты и мероприятия, связанные с преодолением техногенных явлений: высокого экологического риска, негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды, переработки бытовых и промышленных отходов, защиты зданий и сооружений от негативных инженерно-геологических процессов, жилых и общественных территорий от неблагоприятных воздействий, территорий природного комплекса от неблагоприятных воздействий, сохранение средозащитных (средообразующих), санитарно-гигиенических и рекреационных функций территорий, а также прогноз перспективного состояния окружающей среды.

Схема прогноза перспективного состояния среды в наиболее общей форме представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости развития территории, основанных на объективных данных и экспертных оценках с использованием соответствующих методик.

На схеме выделяются территории, принципиально опасные по возможным проявлениям карстово-суффозионных процессов; предотвращению возникновения подтопления на проектируемых и реконструируемых объектах; зоны санации территорий с опасным загрязнением почв; зоны устойчивого сверхнормативного загрязнения воздуха; зоны противооползневых и берегоукрепительных мероприятий; зоны сверхнормативного шумового воздействия, в том числе и от аэродромов (с предложениями по их ликвидации), выделение зоны для проведения шумозащитных мероприятий.

Генера́льный план (генплан, ГП ) в общем случае - проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом ) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.

Генеральный план - научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу - его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.

Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе - плане реализации генерального плана , принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.

Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:

  • схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
  • схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;
  • схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
  • схема границ территорий объектов культурного наследия;
  • схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
  • схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
  • схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
  • схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
  • карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
  • схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.

Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории . В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города в роли такового выступают правила землепользования и застройки вместе с обязательной прилагающейся графической частью в виде карт градостроительного зонирования (зонинга, схем регламентов). По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня - проектов планировки и межевания .

Генеральный план (раздел архитектурного проекта)

англ. Site plan

Генплан архитектурного сооружения в пригороде Стокгольма

Генеральный план - архитектурный чертеж, представляющий собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) здания, сооружения или комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения на прилегающем участке, транспортных путей. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания. Наиболее употребительные масштабы для генпланов 1:2000, 1:500, 1:200. В архитектурном проекте образует самостоятельный раздел Генплан или ГП . На стадии «эскизный проект» («учебный проект») в его состав, помимо собственно генплана, как правило также входят:

  • Ситуационный план -
  • Опорный план -
  • Схема озеленения (дендроплан) -
  • Функциональная схема (схема функционального зонирования) -
  • Транспортная схема (схема транспорта и пешеходных связей) -

В состав основного комплекта чертежей генерального плана на стадии «рабочий проект» включают:

  • общие данные по рабочим чертежам;
  • разбивочный план;
  • план организации рельефа;
  • план земляных масс;
  • сводный план инженерных сетей;
  • план благоустройства территории;
  • выносные элементы (фрагменты, узлы)

Градострои́тельный план земе́льного уча́стка , сокращённо ГПЗУ - Один из документов планирования территории. Предоставляется застройщику органами власти и фактически является согласованием основных проектных решений, которое дает возможность проводить дальнейшие действия по реализации инвестиционного проекта.

[править] Значение градостроительного плана земельного участка

Понятие Градостроительного плана земельного участка введено Градостроительным кодексом РФ, принятым в 2004 году . Первая редакция Градостроительного кодекса РФ, принятая в 1998 году, не предусматривала составление такого документа, согласование с органами власти или местного самоуправления проводилось уже после выполнения проектной документации. Разработка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), которые выдавались в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». В Москве в 2004-2008 годах документ аналогичного назначения носил название «Акт разрешённого использования участка территории (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции» (введён Законом города Москвы № 50).

Введение такого документа, как ГПЗУ, позволяет перенести основную часть согласований на предпроектную стадию, сократить сроки проектирования и продолжительность инвестиционного цикла. Вместе с тем согласования в строительстве всё ещё занимают 1,5-2 года и более; Президент Д. А. Медведев намерен упростить эти процедуры и сократить сроки согласований до 3-4 месяцев .

Законодательством предусмотрены следующие виды документов по планированию территории:

  • проекты планировки территории
  • проекты межевания территории
  • градостроительные планы земельных участков.

Градостроительный план земельного участка разрабатывается либо в составе проекта межевания территории, либо в виде отдельного документа. ГПЗУ как отдельный документ может выдаваться юридическим и физическим лицам по их заявлению.

ГПЗУ используется для разработки проектной документации, разработки проекта границ застроенного (или подлежащего застройке) земельного участка, а в последующем - для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

[править] Состав ГПЗУ

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации . Инструкция о порядке заполнения формы ГПЗУ опубликована Министерством регионального развития . В состав градостроительного плана земельного участка входит:

  • номер плана, кадастровый номер и наименование заявителя (преамбула);
  • чертёж градостроительного плана земельного участка;
  • информация о градостроительном регламенте земельного участка;
  • информация о разрешённом использовании земельного участка;
  • информация об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • информация о возможности разделения участка.

Законодательством Москвы в определённых случаях предусматривается также разработка градостроительного обоснования, отсутствующего в федеральном законодательстве .

[править] Подготовка и выдача ГПЗУ

Подготовка ГПЗУ для застраиваемых участков в составе проекта межевания может осуществляться только на основе документов территориального планирования. Подготовка ГПЗУ в большинстве случаев может осуществляться заявителем, но утверждается всё равно органами власти. В Градостроительном кодексе на указано, кому и на каком основании выдается Градостроительный план. Порядок выдачи определяется органами власти. Поэтому, как правило, ГПЗУ выдается только лицу, заинтересованному в строительстве или реконструкции объекта (застройщику), которое должно приготовить все основные документы.

Согласно законодательству, выдача ГПЗУ бесплатна для заявителя. В действительности бесплатно только утверждение ГПЗУ, основную часть подготовки заявитель выполняет самостоятельно.

Кадастровый паспорт

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Статья 41. Градостроительная документация

1. В состав градостроительной документации сельского поселения входят:

Документы о территориальном планировании;

Документы градостроительного зонирования;

Документация по планировке территории.

2. Документом территориального планирования поселения является Генплан сельского поселения.

3. Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки сельского поселения, включающие в себя:

Порядок их применения и внесения изменений в Правила;

Карту градостроительного зонирования;

Градостроительные регламенты.

4. Документация по планировке территории включает в себя:

Проекты планировки территории;

Проекты межевания территорий;

Градостроительные планы земельных участков.

Статья 42. Генеральный план сельского поселения

1. Территориальное развитие поселения осуществляется на основе Генерального плана сельского поселения (далее также - Генеральный план поселения, Генплан).

2. Генплан является основным градостроительным документом, определяющим перспективы развития сельского поселения. В соответствии со своим назначением, Генплан определяет функциональное зонирование территории, основные направления его территориального развития, характер организации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия, обеспечению экологического и санитарного благополучия.

3. Решение о подготовке проекта Генплана, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генплан принимаются Главой сельского поселения.

4. Проект Генплана до его утверждения подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, в порядке, установленном статьей 4 настоящих Правил, а также согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципального района в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Внесение в Генплан изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

6. Генплан утверждается решением Совета депутатов Булгаковского СП.

Статья 43. Реализация Генплана сельского поселения

1. Реализация Генплана сельского поселения осуществляется на основании плана реализации Генплана поселения, который утверждается Главой сельского поселения в течение трех месяцев со дня утверждения Генплана поселения

2. В плане реализации Генплана содержатся:

1) сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов;

2) сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения;

3) финансово-экономическое обоснование реализации Генплана поселения.

Статья 44. Общие положения о планировке территории

2. Планировка территории в части подготовки, выделения земельных участков, осуществляется посредством разработки документации по планировке территории:

Проектов планировки как отдельных документов;

Проектов планировки с проектами межевания в их составе;

Проектов межевания как самостоятельных документов (вне состава проектов планировки) с обязательным включением в состав проектов межевания градостроительных планов земельных участков;

Градостроительных планов земельных участков как самостоятельных документов (вне состава проектов межевания).

3. Решения о разработке тех или иных видов документации по планировке территории применительно к различным случаям принимаются Главой сельского поселения с учетом характеристик планируемого развития конкретной территории, а также следующих особенностей:

1) проект планировки территории разрабатывается в случаях, когда посредством красных линий необходимо определить, изменить:

Границы планировочных элементов территории (кварталов, микрорайонов);

Границы земельных участков общего пользования и линейных объектов без определения границ иных земельных участков;

Границы зон действия публичных сервитутов для обеспечения проездов, проходов по соответствующей территории;

2) проект планировки территории с проектами межевания территорий в их составе разрабатывается в случаях, когда помимо границ, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи, необходимо определить, изменить:

Границы земельных участков, которые не являются земельными участками общего пользования;

Границы зон действия публичных сервитутов;

Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для реализации государственных или муниципальных нужд;

Подготовить градостроительные планы вновь образуемых, изменяемых земельных участков;

3) проекты межевания территорий как самостоятельные документы (вне состава проекта планировки территории) с обязательным включением в их состав градостроительных планов земельных участков разрабатываются в пределах красных линий планировочных элементов территории (ранее установленных проектами планировки), не разделенной на земельные участки, или разделение которой на земельные участки не завершено, или требуется изменение ранее установленных границ земельных участков;

4) градостроительные планы земельных участков как самостоятельные документы (вне состава проектов межевания территорий) подготавливаются по заявкам правообладателей ранее сформированных земельных участков, которые, планируя осуществить реконструкцию расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений, должны подготовить проектную документацию в соответствии с предоставленными им градостроительными планами земельных участков.

4. Посредством документации по планировке территории определяются:

1) характеристики и параметры планируемого развития, строительного освоения и реконструкции территорий, включая характеристики и параметры развития систем социального обслуживания, инженерного оборудования, необходимых для обеспечения застройки;

2) линии градостроительного регулирования, в том числе:

а) красные линии, отграничивающие территории общего пользования (включая автомагистрали, дороги, улицы, проезды, площади, набережные) от территорий иного назначения и обозначающие планировочные элементы - кварталы, микрорайоны, иные планировочные элементы территории;

б) линии регулирования застройки, если они не определены градостроительными регламентами в составе настоящих Правил;

в) границы земельных участков линейных объектов - магистральных трубопроводов, инженерно-технических коммуникаций, а также границы зон действия ограничений вдоль линейных объектов;

г) границы зон действия ограничений вокруг охраняемых объектов, а также вокруг объектов, являющихся источниками (потенциальными источниками) загрязнения окружающей среды;

д) границы земельных участков, которые планируется изъять, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд, либо зарезервировать с последующим изъятием, в том числе путем выкупа, а также границы земельных участков, определяемых для государственных или муниципальных нужд без резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, расположенных в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

е) границы земельных участков, которые планируется предоставить физическим или юридическим лицам - при межевании свободных от застройки территорий;

ж) границы земельных участков на территориях существующей застройки, не разделенных на земельные участки;

з) границы земельных участков в существующей застройке, которые планируется изменить путем объединения земельных участков и установления границ новых земельных участков - в случаях реконструкции.

5. Состав, порядок подготовки, согласования, обсуждения и утверждения документации по планировке территории определяется градостроительным законодательством в соответствии с главой 5 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Статья 45. Проект планировки территории

1. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.

2. Планировочная структура включает в себя следующие элементы:

1) населенный пункт; территория населенного пункта определяется чертой (границей) населенного пункта;

2) планировочный квартал - включает территории, ограниченные жилыми улицами и другими обоснованными границами; планировочный квартал - основной модульный элемент планировочного зонирования.

3) сформированный земельный участок.

3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

4. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

Статья 46. Проекты межевания территорий

1. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

2. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

3. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, то для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

4. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых, в частности, отображаются красные линии, линии отступа от красных линий, границы различных зон. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.

Статья 47. Градостроительный план земельного участка

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. № 840.

2. Градостроительные планы земельных участков утверждаются в установленном порядке:

1) в составе проектов межевания - в случаях, когда подготавливаются основания для формирования из состава государственных, муниципальных земель земельных участков в целях предоставления физическим, юридическим лицам для строительства; а также в случаях планирования реконструкции в границах нескольких земельных участков;

2) в качестве самостоятельного документа - в случаях планирования реконструкции зданий, строений, сооружений в границах ранее сформированных земельных участков, применительно к которым отсутствуют градостроительные планы земельных участков, либо ранее утвержденные градостроительные планы земельных участков не соответствуют настоящим Правилам. В указанных случаях градостроительные планы земельных участков предоставляются в порядке и в сроки, определенные градостроительным законодательством.

3. В градостроительных планах земельных участков указываются:

Границы земельных участков с обозначением координат поворотных точек;

Границы зон действия публичных сервитутов, установление которых обусловлено наличием инженерно-технических коммуникаций, необходимостью обеспечения проезда, прохода, установления иных ограничений использования недвижимости в пользу неограниченного круга лиц;

Минимальные отступы от границ земельных участков, обозначающие места, за пределами которых запрещается строительство зданий, строений, сооружений;

Информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); при этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

Границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Градостроительные планы земельных участков являются обязательным основанием для:

Выноса границ земельных участков на местность - в случаях градостроительной подготовки и формирования земельных участков из состава государственных, муниципальных земель;

Принятия решений о предоставлении физическим и юридическим лицам прав на сформированные из состава государственных, муниципальных земель участки;

Принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

Подготовки проектной документации для строительства, реконструкции;

Выдачи разрешений на строительство;

Выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

6. Градостроительные планы земельных участков готовятся на основании заявлений заинтересованных лиц. Градостроительный план выдаётся заявителю в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления без взимания платы.

Статья 48. Подготовка и утверждение документации по планировке территории

1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципального района и сельского поселения.

2. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченные органы в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении Главе поселения, применительно к территории которого принято такое решение.

3. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц.

4. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации, в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации, схемами территориального планирования Смоленской области, Генеральным планом сельского поселения, настоящими Правилами, требованиями технических регламентов, с учётом границ территорий объектов культурного наследия (в том числе вновь выявленных), границ зон с особыми условиями использования территорий.

5. Документация по планировке территории, утверждаемая, соответственно, Правительством Российской Федерации, Администрацией Смоленской области, Главой Духовщинского района, направляется Главе сельского поселения, применительно к территориям, для которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

6. Глава сельского поселения обеспечивает опубликование указанной в пункте 5 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов сельского поселения.

7. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения Главы сельского поселения.

7.1. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается Главой сельского поселения по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

7.2. Указанное в пункте 7.1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов сельского поселения.

7.3. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в администрацию сельского поселения свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

7.4. Специалисты Администрации сельского поселения осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным Градостроительным Кодексом Российской Федерации. По результатам проверки Главой сельского поселения может быть принято решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

7.5. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения Главы сельского поселения, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном соответствующей статьей настоящих Правил.

7.6. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

7.7. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов сельского поселения.

7.8. Администрация сельского поселения направляет Главе сельского поселения подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

7.9. Глава сельского поселения с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о возвращении на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

7.10. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов сельского поселения в течение семи дней со дня утверждения указанной документации. Утвержденная градостроительная документация регистрируется в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Смоленской области и Духовщинского района.

7.11. На основании документации по планировке территории, утвержденной Главой сельского поселения, Совет депутатов поселения вправе вносить изменения в Правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

7.12. В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в Администрацию сельского поселения с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных пунктами 7.1 - 7.11 настоящей статьи, не требуется.

8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципального района и сельского поселения, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Статья 49. Градостроительная подготовка земельных участков в целях предоставления заинтересованным лицам для строительства

1. Земельные участки, предоставляемые заинтересованным лицам для строительства, должны быть сформированы как объекты недвижимости, то есть осуществлена их градостроительная подготовка.

2. Формирование земельного участка осуществляется посредством:

Подготовки документации по планировке соответствующей территории - элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок (проекта планировки, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка);

Подготовки землеустроительной документации (кадастрового плана (паспорта) земельного участка);

Выноса границ земельного участка в натуру.

Не допускается предоставлять земельные участки для строительства без их градостроительной подготовки.

3. Формирование земельного участка производится за счёт средств Администрации сельского поселения либо лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В случае, если заинтересованное лицо, за счёт средств которого была произведена градостроительная подготовка земельного участка, не стало участником или победителем торгов по продаже земельного участка или продаже права его аренды для строительства, данному лицу компенсируются расходы на такую подготовку Администрацией сельского поселения за счёт победителя торгов.

4. Приобретение заинтересованными лицами прав на земельные участки осуществляется в соответствии с нормами:

Гражданского законодательства - в случаях, когда указанные права приобретаются одним физическим или юридическим лицом у другого физического или юридического лица;

Земельного законодательства - в случаях, когда указанные права предоставляются заинтересованным лицам из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Раздел, объединение, перераспределение земельных участков или выдел из земельного участка осуществляются в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.

В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков (за исключением разделения земельного участка, предоставленного из состава государственных, муниципальных земель для его межевания, освоения и комплексного строительства), объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом осуществляется подготовка землеустроительной документации в порядке, предусмотренном земельным законодательством при соблюдении следующих требований градостроительного законодательства:

Размеры образуемых земельных участков не должны превышать предельные (минимальные или максимальные) размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны;

Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому вновь образованному земельному участку;

Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если вновь образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

Внесение изменений в генеральный план. Согласно ст. 24 ГК РФ “Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа”.

Внесение изменений в генеральный план города, поселения и прочее производится на основании проведенных публичных слушаний и представленных заинтересованным лицом документов.

Внесение изменений в генеральный план. Необходимые документы.

  • Обращения заинтересованных лиц с предложениями о внесении изменений и дополнений в генеральный план.
  • Картографические материалы по определению территории, применительно к которой предлагается внести изменения.

Внесение изменений в генеральный план. Сроки оказания услуг.

Сроки оказания услуг по внесению изменений в генеральный план исчисляются после составления пакета документов для проведения процесса “внесение изменений в генеральный план”.

Срок согласования составляет три месяца со дня направления главой города на согласование проекта генерального плана в части внесенных изменений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в Правительство Московской области, в органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальным образованием.

В случае поступления одного или нескольких заключений о несогласии с проектом внесения изменений в генерального плана с обоснованием такого решения глава администрации города в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования принимает решение о создании согласительной комиссии.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава администрации города вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта внесения изменений в генеральный план в городскую Думу для назначения публичных слушаний либо об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

Проект внесения изменений в генеральный план подлежит опубликованию в одном из изданий для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования не менее чем за три месяца до его утверждения и может размещаться на официальном сайте администрации города в сети “Интернет”.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Глава города назначает публичные слушания по внесению изменений в генеральный план.

Протоколы публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту внесения изменений в генеральный план, направляемому главой администрации города в городскую Думу.
Городская Дума с учетом протоколов публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении внесения изменений в генеральный план либо об отклонении проекта внесения изменений в генеральный план и о направлении его соответственно главе администрации города на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

Внесение изменений в генеральный план. Стоимость услуг.

Стоимость услуг по процессу “внесение изменений в генеральный план” индивидуальна в каждом отдельном случае и зависит от.

Основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, планируемое размещение объектов местного значения городских округов (поселений), развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Генеральный план ‑ гарант соблюдения прав физических и юридических лиц при принятии органами местного самоуправления городских округов (поселений) решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.

Главная задача современного генерального плана – определить путь последовательного преобразования территории. Любое градостроительное действие должно быть увязано с решениями ранее утвержденных документов территориального планирования, учитывать все факторы, связанные с современным состоянием и использованием территории.

Объекты административно-территориального деления;

Объекты планировочной организации территории;

Функциональные зоны;

Зоны размещения объектов капитального строительства местного, регионального, федерального значения.

  1. Экономическая и юридическая основа проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований /проекта ппзз/ Правила землепользования и застройки:

это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.(применительно ко всем территориям поселений)

Цели разработки правил землепользования и застройки:

Создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

Создание условий для планировки территорий муниципальных образований;

Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

Создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Главная задача правил землепользования и застройки - разрешение противоречий между населением, бизнесом и властью.

Включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.