Репортаж с урока географии: цивилизации Востока и Запада, или Люди разные, а Земля одна! Цивилизации Африки, которые уничтожили европейские колонизаторы

Первые Цивилизации стали возникать 100 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 32 в. назад.

Тойнби приводит в числе независимых цивилизаций африканскую.

Современные справочники делят Африку также на северную, центральную и южную.

Есть деление на древнеафриканскую и современную африканскую цивилизацию.

Первые цивилизационные общества примитивных социокультов возникают в центре Африки, где наметилась стабилизация природных условий, несмотря на не совсем подходящие самих этих условий.

Типично Африканские цивилизации перестали возникать с проникновением в Африку иноземных социокультурных технологий, которые несли на своих горбах невиданные в Африке верблюды, понукаемые берберами.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Африка была местом рождения подсемьи и рода Homo, включая восемь разновидностей, от которых остался только Человек разумный.

Согласно последнему палеонтологическому и археологическому свидетельству, гоминиды уже существовали по крайней мере пять миллионов лет назад. Эти животные все ещё очень походили на их близких кузенов, больших африканских обезьян, но приняли двуногую форму передвижения, что дало им критическое преимущество в борьбе за выживание, поскольку это позволило им жить и в лесистых областях и на открытой саванне, в то время, когда Африка высыхала, с саванной, вторгающейся на лесистые области.

3 миллиона лет назад несколько разновидностей австралопитеков развились всюду по южной, восточной и центральной Африке.

Археологические полученные данные показывают, что примитивные племена жили по Нилу прежде, чем династическая история фараонов началась. Организованное сельское хозяйство появилось 6000 до н.э.

Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, Xhosa и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили Khoisan, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). В Африке расположено 56 стран. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50-60-х годах XX века.

До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (c 1941), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года), но в ЮАР вплоть до 90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному (чёрному) населению.

На Севере континента расположены территории Испании Сеута, Мелилья. Распространены традиционные религии: ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты).

В связи с тем, что границы африканских государств проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, а также традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что в свою очередь приводит к кризису экономики и растущей бедности.

Наиболее распространены арабский, английский, французский языки, также суахили, конго, фульбе.

Современная Африканская цивилизация (южнее Сахары) проходит стадию формирования, однако ее положение среди цивилизаций 5-го поколения остается самым тяжелым. Виной тому наиболее высокие темпы прироста населения при одновременном сокращении объемов ВВП на душу населения. Так, доля этой цивилизации в общей численности жителей планеты возросла с 6,2% в 1950 г.до 10,6% в 2000 г., а в первой половине XXI в. увеличится до 18,6%, рост численности населения составит 2,5 раза. В то же время доля в мировом ВВП сократилась с 3,4% в 1950 г. до 2,4% в 2000 г., а в 2015 г., согласно прогнозу ИМЭМО РАН, составит всего 2,1%. Уровень жизни в большинстве африканских стран рекордно низкий.

В целом по африканской цивилизации ВНП на душу населения в 11,4 раза ниже среднемирового, а в Эфиопии (население 69 млн. человек), Нигерии (130 млн. человек) - в 15,7 раза. В 2000 г. в Африке проживало 540 млн. человек, а к 2050 г. их будет уже 692 млн. При пессимистичном сценарии развития Африканской цивилизации разрыв между богатыми западными и бедной африканской цивилизациями только увеличится, что еще более осложнит мировую обстановку. Африка - это своеобразный стенд, на котором пройдут испытание эффективность глобализации, способность цивилизаций 5-го поколения к взаимной поддержке и партнерству.

Способность какого-либо потенциального сердцевинного государства (одна из важнейших характеристик цивилизации) лидировать в Тропической Африке ограничивается ее делением на франко- и англоговорящую части. Какое-то время Кот-д"Ивуар был сердцевинным государством франкофонной Африки. Однако ту же роль в значительной мере выполняла Франция, которая после обретения колониями независимости поддерживала с ними тесные экономические, военные и политические связи. Обе африканские страны, наиболее подходящие на роль сердцевинного государства, англофонны.

Размеры, ресурсы и расположение делают Нигерию потенциальным сердцевинным государством, но отсутствие внутрицивилизационного единства, массовая коррупция, политическая нестабильность, репрессивное правительство и экономические проблемы резко ограничили ее способность играть эту роль, хотя время от времени она это и делала.

Мирный, на основе переговоров, отход Южной Африки от апартеида, ее индустриальная мощь, более высокий по сравнению с другими африканскими странами уровень экономического развития, ее военные возможности, природные ресурсы и умудренное опытом черно-белое руководство ясно указывают на это государство как на лидера южной части Африки - вероятного лидера английской Африки и возможного - всей Тропической. (Хантингтон)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же деле, черные африканцы могут похвастаться куда более древними корнями своей великой культуры, чем большинство европейцев. Керма — государство такое же древнее, как Египет.

Пирамиды Мероэ. Картинка фонда wikimedia

В древнеегипетских документах часто упоминается область Нубия к югу от страны фараонов. Она располагалась между первым и шестым порогами Нила и была населена чернокожими людьми. Нубия – египетское название, произошедшее от слова «нуб», то есть золото. Именно золото, рабы, слоновая кость и прочие дорогие для египтян товары поступали с юга. Египтяне организовывали туда военные экспедиции и захватывали части этой страны. Однако случалось и обратное. Около 760 года до нашей эры в Египте воцарился фараон-нубиец Кашта. Он основал двадцать пятую династию, которая успешно правила страной на Ниле около ста лет.
Кто же были эти нубийцы? Что мы вообще знаем о них? Первые археологические раскопки в верхнем течении Нила начались еще в XIX веке. Археологи довольно быстро установили, что имеют дело с развитой цивилизацией, строившей собственные пирамиды, имевшей письменность и обширные торговые связи не только с Египтом, но и другими областями Африки. Изначально предполагалось, что эта цивилизация выросла в результате общения нубийцев с древними египтянами, заимствования с севера передовых технологий, форм правления и хозяйствования. Но раскопки второй половины XX – начала XXI века постепенно заставили пересмотреть эту концепцию.
Во-первых, археологи установили, что чернокожие жители южной части долины Нила сами были создателями передовых технологий. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры они перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. То есть примерно тогда же, когда и жители ближневосточного «плодородного полумесяца», считавшегося до недавних пор прародиной всех земледельческих и скотоводческих культур. В 1977 году группа швейцарских археологов приступила к раскопкам древнего города Керма, расположенного на восточном берегу Нила . Швейцарцы установили, что город был основан в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры превратился в крупный по тем временам мегаполис, вполне сравнимый по размерам с египетскими столицами. Были обнаружены просторные помещения, по-видимому являвшиеся жилищами вельмож. При них жили ремесленники. Сельскохозяйственные продукты хранили в глиняных горшках, на узких горлышках которых делались специальные утолщения. Как полагают, для того, чтобы ставить на них печати. Это говорит о развитой системе учета благосостояния древних африканцев. В середине третьего тысячелетия до нашей эры на берегу Нила был построен крупный порт.
В 2600 году до нашей эры Керма превратилась в центр большого и сильного государства. Когда в 1786 году до нашей эры пришедшие из Синайского полуострова скотоводы-гиксосы захватили дельту Нила, кермиты (назовем их так) воспользовались ослаблением Египта и подчинили себе его южные области. Естественно, они что-то заимствовали у египтян, но, как уверены современные археологи, египтяне тоже перенимали многие черты культуры своих чернокожих соседей. В 1550 году до нашей эры фараон Яхмос изгнал гиксосов, а затем приступил к завоеванию златообильной Нубии. Керма пала под ударами армии этого талантливого полководца.
Завоевав Нубию, египтяне столкнулись с другими государствами к югу и западу от Кермы. В египетских документах перечисляются их названия: Вават, Темех, Ирджет, Сетджу и Ям. Возможно, ранее они находились в зависимости от Кермы, но затем начали вести независимую политику. В XVI веке до нашей эры египтянам удалось продвинуться дальше на юг, создав наместничество под названием Куш. Оно управлялось египетскими чиновниками. В 1070 году до нашей эры кушиты избавились от пришельцев с севера и провозгласили независимость.
Первой столицей Куша стал богатый город Напата на Голубом Ниле примерно . Его правители успешно расширяли свои владения, и один из них Кашта даже завоевал Египет. Но об этом я уже написал выше. Примерно в то же время второй столицей Куша стал соседний с Напатой город Мероэ . К 280 году до н. э. Мероэ вытеснил Напату, так что в дальнейшем принято говорить о государстве Мероэ.
Мероиты создали вполне независимую от Египта цивилизацию. Они разработали собственную систему иероглифического письма, строили пирамиды, намного меньше египетских, но при этом применяли совершенно отличные от египтян технологии. Основой существования Мероэ было сельское хозяйство. Земледелием занимались лишь вдоль долины Нила, а на бескрайних саваннах доминировало пасторальное скотоводство. Однако в другие страны мероиты вывозили не зерно, не молоко и не мясо. Они научились добывать и обрабатывать железо, которое и превратилось в их главный товар. Кроме того, из Мероэ вывозили ткани и ювелирные изделия.
После завоевания Египта римлянами в 30 году до н. э. у Мероэ начались серьезные проблемы. После короткого периода столкновений римляне и мероиты заключили мирный договор, разделив между собой южные области Египта. При императоре Нероне в Мероэ с исследовательскими целями была послана преторианская когорта. Но на этом контакты мероитов с севером ограничились. Торговля постепенно угасла. Богатое государство пришло в упадок. В начале нашей эры археологи зафиксировали исход из этой части Судана племен пастухов-нилотов в Восточную Африку. Среди них были предки современных масаев. Что заставило людей бросать насиженные места? Возможно, внутренние войны. Или изменение климата, который становился все более прохладным, и на место саванн с севера надвигалась пустыня. Город Мероэ просуществовал до 330 года нашей эры, пока не был завоеван более могущественной африканской империей Аксум. Но остатки его древних зданий и пирамид сохранились до нашего времени и, между прочим, внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Бытует заблуждение, что до прихода европейских колонистов в Африке жили одни дикари в набедренных повязках, которые не имели ни цивилизации, ни государств. В разные времена там существовали сильные государственные образования, которые своим уровнем развития порой превосходили страны средневековой Европы.

Сегодня о них известно немного - колонизаторы грубо разрушили все зачатки самостоятельной, уникальной политической культуры чернокожих народов, навязали им свои порядки и не оставили никаких шансов на самостоятельное развитие.

Традиции погибли. Хаос и нищета, которые сейчас ассоциируются с черной Африкой, возникли на зеленом континенте не из-за насилия европейцев. Поэтому древние традиции государств черной Африки сегодня известны нам только благодаря историкам и археологам, а также эпосу местных народов.

Три золотоносные империи

Уже в XIII веке до н.э. финикийцы (тогдашние хозяева Средиземноморья) вели торговлю железом и экзотическими товарами, вроде бивней слонов и носорогов с племенами, которые жили на территориях современных Мали, Мавритании и региона большой Гвинеи.

Неизвестно, имелись ли в это время полноценные государства в этом регионе. Однако можно с уверенностью сказать, что к началу нашей эры на территории Мали были государственные образования, и сложился первый безусловный региональный доминант - империя Гана, которая вошла в легенды других народов как сказочная страна Вагаду.

Нельзя сказать ничего конкретного об этой державе, кроме того, что это было сильное государство со всеми необходимыми атрибутами - все, что мы знаем о той эпохе, мы знаем из археологических находок. Человек, владеющий письмом, впервые побывал в этой стране в 970 году.

Это был арабский путешественник Ибн Хаукала. Он описал Гану как богатейшую страну, тонущую в золоте. В XI веке берберы разрушили это, возможно, тысячелетнее государство, оно распалось на множество мелких княжеств.

Новым доминатом региона вскоре стала империя Мали, которой правил тот самый манса Муса, который считается самым богатым человеком в истории. Он создал не только сильное и богатое, но и высококультурное государство - в конце XIII века в медресе Томбукту складывается сильная школа исламского богословия и науки. Но империя Мали просуществовала недолго - примерно с начала XIII в. по начало XV в. Ее сменило новое государство - Сонгай. Он стал последней империей региона.

Сонгай не был так богат и силен как его предшественники, великие золотоносные Мали и Гана, которые обеспечивали золотом половину Старого Света, и куда больше зависел от арабского Магриба. Но, тем не менее, был продолжателем той полуторатысячелетней традиции, которая ставит эти три государства в один ряд.

В 1591 марокканская армия после продолжительной войны окончательно уничтожила армию Сонгая, а вместе с ней и единство территорий. Страна распадается на множество мелких княжеств, ни одно из которых не смогло вновь объединить весь регион.

Восточная Африка: колыбель христианства

Древние египтяне мечтали о полулегендарной стране Пунт, которая находилась где-то на территории Африканского рога. Пунт считался прародиной богов и египетских королевских династий. В понимании египтян эта страна, которая, судя по всему, на самом деле существовала и торговала с поздним Египтом, представлялась чем-то вроде Эдема на земле. Но о Пунте известно мало.

Гораздо больше мы знаем о 2500-летней истории Эфиопии. В VIII веке до н.э. на Африканском роге поселились сабеи - выходцы из стран южной Аравии. Царица савская - именно их правительница. Они создали царство Аксум и распространили порядки высоко цивилизованного общества.

Сабеи были знакомы и с греческой, и месопотамской культурой, владели очень развитой письменностью, на основе которой появилось аксумское письмо. Этот семитский народ распространяется по эфиопскому плато и ассимилирует жителей, принадлежащих к негроидной расе.

В самом начале нашей эры появляется очень сильное Аксумское царство. В 330-х годах Аксум принимает христианство и становится третьей древнейшей христианской страной, после Армении и Римской империи.

Это государство просуществовало более тысячи лет - до XII века, когда распалось из-за острого противостояния с мусульманами. Но уже в XIV веке христианская традиция Аксума возрождается, но уже под новым именем - Эфиопия.

Южная Африка: малоизученные, но древние традиции

Государства - именно государства со всеми атрибутами, а не племена и вождества, в южной Африки существовали, и их было много. Но они не имели письменности, не возводили монументальных построек, поэтому мы о них почти ничего не знаем.

Возможно, в джунглях Конго исследователей ждут сокрытые дворцы забытых императоров. Доподлинно известно лишь о нескольких очагах политической культуры в Африке южнее Гвинейского залива и Африканского рога, которые существовали в Средние века.

В конце I тысячелетия в Зимбабве складывается сильное государство Мономотапа, которое пришло в упадок к XVI в. Еще одним центром активного развития политических институтов было атлантическое побережье Конго, где в XIII веке складывается империя Конго.

В XV веке ее правители принимают христианство и подчиняются португальской короне. В таком виде эта христианская империя просуществовала до 1914 года, когда было ликвидировано португальскими колониальными властями.

На берегах великих озер, на территории Уганды и Конго в XII-XVI веках существовала империя Китара-Уньоро, о которой мы знаем из эпоса местных народов и небольшого количества археологических находок. В XVI-XIX веках. в современной ДР Конго существовали две империи Лунда и Луба.

Наконец, в начале XIX века, на территории современной ЮАР возникает государство племен зулу. Его вождь Чака реформировал все социальные институты этого народа и создал поистине эффективную армию, которая в 1870-х годах попортила очень много крови британским колонистам. Но, к сожалению, не смогла противопоставить ничего ружьям и пушкам белых.

Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.

Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной . Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь - человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.

Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV-III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.

Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина - высотой около 15 м - для снабжения города Мемфиса . Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.

Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений - городов. В V-III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица - Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.

В III-I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.

Африканская цивилизация очень непохожа на другие «мировые региональные цивилизации». Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой. Подобное сосуществование географы называют «естественным встраиванием в природу». Полный симбиоз человека и природы определил очень многое в традиционной африканской жизни - от особенностей психологии людей до специфических типов хозяйства.

Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.

В любом справочнике вы найдете данные, свидетельствующие о низкой урожайности в растениеводстве, о малой продуктивности животноводства. При этом «за кадром» остается важнейшая специфическая черта традиционного африканского хозяйства - его максимально высокая продуктивность в расчете на единицу вложенного труда!

После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.

Природные условия Африки, для которых характерны высокие температуры и влажность, ведет к быстрой порче продуктов, что ограничивает возможности их хранения. Африканцы давно уже поняли, что в этих условиях просто неразумно заготавливать впрок какие-либо продукты (или сырье для их последующего изготовления). Поэтому «единственно надежной формой их сбережения и накопления становится охрана и умножение их естественных источников (т. е. природной среды)». За многие сотни и даже тысячи лет африканские крестьяне отработали свои методы в растениеводстве, подобрали подходящие к местным условиям сорта растений, разработали свою систему содержания скота. В Африке традиционно выращивают культуры с различными сроками их уборки, посевная продолжается почти круглый год. Основная идея подобной агросистемы состоит в том, чтобы собирать урожай частями, но несколько раз в год. Именно этим можно объяснить, что главными продовольственными культурами, выращиваемыми в Африке, стали просо, сорго и другие, которые по европейским меркам относятся к неэффективным (они малоурожайны).

Тропики и экваториальный пояс представляют собой очень хрупкую экосистему, нарушения в которой из-за хозяйственной деятельности человека чрезвычайно болезненны. Плодородие почв быстро иссякает, нужно переходить на другой участок, давая «утомленному» несколько лет отдохнуть. Теперь всем известно о вреде подсечно-огневого земледелия в Африке, но забывают о том, что катастрофические масштабы подобного землепользования характерны для территорий, на которых внедряется «европейский интенсив». Африканцы всегда знали, до каких пределов можно расчищать и сжигать лес, на сколько лет нужно оставить невспаханным тот или иной участок. Применительно к Африке говорят даже о т. н. лесном земледелии, при котором получение самого урожая является лишь одним из многих его и часто даже далеко не самым главным.

Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!

Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей - одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко - не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой.

Совершенно непохожа на европейскую и африканская семья, которая включает в себя не только ныне здравствующих, но и умерших и даже еще не родившихся. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни - так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него. «Живые буквально ходят по могилам родных, признавая их продолжающееся присутствие в мире и почитая их жертвоприношениями, едой и питьем, поминанием их имен, заклинаниями и ритуалами, данными в честь умерших именами детей». Поэтому говорят, что в африканской семье всегда присутствуют «живые покойники». Живые, однако, должны заботиться не только об умерших, но и о тех, кто должен родиться, «высвободить их из небытия, дать им форму, тело, допустить к участию в жизни общества».

Ее существование наиболее часто подвергается сомнению. Многообразие африканских народов, языков и культур к югу от Сахары дает некоторым ученым повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации. Это - крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. По мнению Л. Сенгора, бывшего президента Сенегала, философа (одного из авторов африканской идеологии «негритюда»), основные факторы, определившие развитие африканской цивилизации, - эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. Сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете народов банту , манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

Упомянем достигшее расцвета в IV-VI вв. н.э. Аксумское государство на Абиссинском нагорье, культура которого была тесно связана с южноарабской. На территории современной Нигерии и Чада в VIII-XIX вв. развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). В XIV- XVIII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне реки Конго, из числа которых лучше известно царство Конго. В Средние века в междуречье Замбези - Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией (ее создатели - земледельцы и скотоводы народов байту - образовали могущественную раннеклассовую державу - Моно- мотапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др.). Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на Гвинейском побережье Африки.

Лишь на территории современной ЮАР в последние века складывались культура и искусство европейских колонистов-буров (африканеров), а затем англичан.

Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары существенное влияние оказали колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - насаждавшимися миссионерами еврохристианскими нормами, было положено на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы разрушаются быстрее, чем формируются новые. Обнаружились трудности в адаптации африканцев к западным ценностям.

Конечно, большая часть негроидных народов Африки до XX в. не знала письменности. Здесь не сложились самостоятельно высокие религии (подобно христианству, исламу или буддизму), нс появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения - все это пришло к африканцам из других регионов. Однако, исходя из принципа рядополо- женности (равноправности) всех культур и цивилизаций, было бы ошибкой недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.