Территория расселения литовских племен. Летто-литовские племена. Литовское племя и его подразделение. – Его характер и быт. – Религия литовская. – Жрецы. – Миссионеры-мученики. – Погребальные обычаи. – Пробуждение воинственного духа. – Родовые союзы

Племена балтов, заселявшие юго-восточные районы Прибалтики, во второй половине I тысячелетия н. э. в культурном отношении мало отличались от кривичей и словен. Жили они преимущественно на селищах, занимаясь земледелием и скотоводством. Исследователи полагают, что пашенное земледелие здесь вытеснило подсечно-огневое уже в первых веках нашей эры. Основными сельскохозяйственными орудиями были соха, рало, мотыга, серп и коса. В IX-XII вв. выращивались рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен и конопля.

С VII-VIII вв. начинают сооружаться укрепленные поселения, где сосредоточивались ремесленное производство и племенная знать. Одно из таких городищ - Кентескалнс - было защищено земляным валом высотой до 5 м, имевшим внутри бревенчатую основу. Жилищами служили наземные срубные постройки с печами-каменками или очагами.

В Х-ХII вв. городища превращаются в феодальные замки. Таковы Тервете, Межотне, Кокнесе, Асоте - в Латвии, Апуоле, Велюона, Медвечалис - в Литве. Это были поселения феодалов и зависимых от них ремесленников и торговцев. Около некоторых из них возникают посады. Так появляются города Тракай, Кернаве и другие.

Во второй половине I тысячелетия н. э. латгалам, земгалам, селам, жемайтам, куршам и скальвам свойствены были захоронения на бескурганных могильниках по обряду трупоположения. На куршских могильниках захоронения иногда обозначались кольцеобразным венцом из камней. В жемайтских кладбищах на дне могильных ям, чаще у головы и ног погребенных, клались крупные камни. Характерной балтской обрядностью было положение в могилы мужчин и женщин в противоположном направлении. Так, мужские трупоположения у латгалов ориентировались головой к востоку, женские - к западу. Аукштайты хоронили умерших под курганами по обряду трупосожжения. До VIII-IX вв. курганы обкладывались в основании камнями. Число захоронений в насыпях колеблется от 2-4 до 9-10.

В последних веках I тысячелетия н. э. обряд кремации из восточной Литвы постепенно распространяется среди жемайтов и куршей и в начале II тысячелетия окончательно вытесняет трупоположения. Среди латышских племен и в начале II тысячелетия безраздельно господствовал обряд ингумации 15 .

Балтским захоронениям свойственно большое число бронзовых и серебряных украшений, нередко они сопровождались оружием и орудиями труда. Высокого мастерства балты достигли в бронзолитейном деле и обработке серебра и железа. С большим вкусом изготавливались серебряные украшения. Народное искусство балтов своими корнями уходит в глубь веков. Стремление к красоте отразилось в различных областях материальной культуры, и прежде всего в одежде и украшениях - головных венках, шейных гривнах, браслетах, фибулах, булавках 16 .

Женская одежда состояла из рубахи, поясной одежды (юбки) и наплечного покрывала. Рубахи застегивались подковообразными или иными фибулами. Юбка в талии стягивалась тканевым или плетеным поясом, а по нижнему краю иногда украшалась бронзовыми спиральками или бисером. Наплечное покрывало (скенета у литовцев, виллайне у латышей) изготавливалось из шерстяной или полушерстяной ткани, выработанной в технике саржевого плетения в три-четыре ремизки и окрашенной в темно-синий цвет. Некоторые наплечные покрывала украшались по краям тканым поясом или бахромой. Но чаще они богато украшались бронзовыми спиральками и колечками, ромбовидными бляшками и привесками. Наплечные покрывала застегивались булавками, фибулами или подковообразными пряжками. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, кафтана, пояса, шапки и плаща. Обувь преимущественно шилась из кожи 17 .

Для изготовления бронзовых украшений очень широко употреблялось литье. Вместе с тем начиная с середины I тысячелетия н. э. все чаще используется ковка металлов. В IX-XI вв. часто изготавливались бронзовые посеребренные украшения. Применялись два приема: 1) серебрение методом выжигания; 2) покрытие бронзовых изделий листовым серебром. Серебряными листочками часто пользовались для украшения некоторых фибул, подвесок, булавок, поясных принадлежностей. Они приклеивались к бронзе клеем, состав которого пока не изучен 18 .

Многие украшения и другие изделия богато орнаментировались. Для этой цели применялись чеканка, гравировка, инкрустация и т. п. Самыми распространенными были геометрические узоры.

Различаются головные уборы замужних женщин и девушек. Женщины покрывали головы льняными намитками, которые на правой стороне застегивались булавками. Распространены были булавки с треугольной, колесообразной или пластинчатой головкой. Девушки носили металлические венки, которые, согласно похоронным традициям, надевали и пожилым женщинам. Наиболее распространенными у земгалов, латгалов, селов и аукштайтов были венки, состоящие из нескольких рядов спиралек, перемеженных с пластинами. Наряду с ними у латгалов и земгалов встречаются и металлические жгутовые венки, нередко дополненные различными подвесками. В западнолитовских землях девушки носили нарядные круглые шапочки, богато украшенные бронзовыми спиральками и подвесками.

Очень распространенную группу украшений составляют шейные гривны. В богатых латгальских погребениях встречаются до шести экземпляров гривен. Очень модными были гривны с тордированной дужкой и гривны с утолщенными или расширяющимися, заходящими друг за друга концами. Гривны с расширяющимися пластинчатыми концами часто украшены трапециевидными подвесками. С IX в. распространяются витые гривны.

Для западнолитовских районов характерны роскошные ожерелья из янтарных бус, из ребристых бус темно-синего стекла и бронзовых бус бочонкообразной формы. Иногда шейные ожерелья составлялись из бронзовых спиралей или спиральных бус и кольцеобразных привесок.

Латышские племена шейные ожерелья почти не носили. Зато успехом у женщин пользовались нагрудные бронзовые цепочки. В несколько рядов они обычно свешивались от пластинчатого, ажурного или проволочного цепедержателя. На концах цепочек, как правило, имелись разнообразные привески из бронзы - трапециевидные, бубенчики, в виде двухсторонних гребней, пластинчатые и ажурные зооморфные.

Еще одну группу нагрудных и наплечных украшений составляют фибулы, подковообразные застежки и булавки. Арбалетовидные фибулы - кольчатые, с маковидными коробочками на концах, крестовидные и ступенчатые - характерны для западной и центральной Литвы. На территории куршей и латгалов мужчины носили дорогие совообразные фибулы - роскошные бронзовые предметы с серебряной плакировкой, иногда инкрустированные цветным стеклом.

Подковообразные застежки литовско-латышских земель довольно многообразны. Наиболее распространенными были застежки с концами, загнутыми спирально или трубочкой. Обычны также подковообразные застежки с многогранными, звездчатыми и маковидными головками. Некоторые экземпляры подковообразных застежек имеют сложное строение из нескольких свитых жгутов. Широкое распространение получили также застежки с зооморфными концами.

Булавки употреблялись куршами и жемайтами и служили для застегивания одежды и скрепления головного убора. Среди них выделяются булавки с колечкообразны-ми головками, булавки с раструбо-видными, треугольными и крестовидными головками. Крестовидные головки булавок, распространенных преимущественно в западной Литве, покрывались листовым серебром и украшались темно-синими стеклянными вставками.

Браслеты и перстни носили на обеих руках, нередко по нескольку сразу. Одним из распространенней-ших типов были спиральные браслеты, что, по-видимому, обусловлено широким бытованием среди балтских племен культа змеи. Спиральные браслеты напоминают своей формой змею, обвитую вокруг руки. С этим же культом связана и распространенность браслетов и подковообразных застежек со змеиноголовыми концами. Многочисленную и очень характерную группу составляют так называемые массивные браслеты, полукруглые, треугольные или многогранные в сечении, с утолщенными концами. Распространены были и браслеты иных форм, украшенные геометрическими узорами.

Широкое распространение получили спиральные перстни и перстни с расширенной средней частью, украшенной геометрическими мотивами или имитацией витья и спиральными концами.

Обнаруживаемый у Балтийского моря янтарь способствовал широкому изготовлению из него различных украшений.

Среди литовских и пруссо-ятвяжских племен с первых веков нашей эры был распространен обычай хоронить коня вместе с умершим или погибшим всадником. Этот ритуал связан с языческими представлениями балтов 19 . Благодаря этому в литовских материалах хорошо представлено снаряжение всадника и верхового коня.

Снаряжение коня составляли узда, удила, попона, седло. Самой роскошной была, как правило, узда. Она изготавливалась из кожаных ремней, разнообразно скрещенных. Места скрещений скреплялись бронзовыми или железными бляшками-оковками, часто инкрустированными или полностью покрытыми серебром. Ремни узды украшались двумя-тремя рядами серебряных конусиков. Иногда уздечки дополнялись бляшками и бубенчиками. Мотивы орнамента на бляшках: чеканные точки, кружочки, ромбы и двойная плетенка. На верхнюю часть узды надевались еще бронзовые спирали или цепочки с трапециевидными подвесками.

Удила были двухчленные или трехчленные и заканчивались кольцами или нарядными псалиями. Прямые псалии украшались иногда стилизованными зооморфными изображениями. Посеребренные железные псалии являются обычной находкой. Встречаются и костяные псалии, обычно орнаментированные геометрическими мотивами. На конце костяной псалии из могильника Граужяй изображена стилизованная голова коня.

Попоны украшались ромбическими бляшками, а по краям - бронзовыми спиралями. Разнообразны железные пряжки и стремена от седел. Дужки стремян орнаментированы косыми и поперечными нарезками и нередко покрыты серебром и украшены чеканными треугольниками, треугольниками с зернью или зооморфными изображениями.

Предметы вооружения литовско-латышских племен принадлежат в основном к типам, широко распространенным в Европе. Своеобразие его отражается лишь в орнаментике. Преобладают геометрические мотивы из треугольников, крестиков, кружочков, прямых и волнистых линий.

Эсто-ливские племена

Финские племена юго-восточной Прибалтики образовали вместе с балтами единый культурно-хозяйственный ареал. Эволюция хозяйства и поселений здесь идентична. Основная масса населения жила в неукрепленных поселениях. Судя по источникам XIII в., это были довольно крупные деревни с кучевой застройкой. С середины I тысячелетия н. э. наблюдается сооружение небольших мысовых городищ, защищенных с напольной стороны валом и рвом. Таковы городища Рыуге в юго-восточной Эстонии и Иру близ Таллина. Раскопками Рыугского городища вскрыты остатки наземных бревенчатых построек-жилых, хозяйственных и производственных. В начале II тысячелетия в Эстонии возникают города - Тарту (летописный Юрьев, основан в 1030 г.), Отепя (1116 г.), Таллин (1154 г.) 20 .

Погребальными памятниками эсто-ливских и водских племен являются каменные могильники с оградками. Это - плоские наземные сооружения из камней и земли. Обычно они состоят из многих оградок, пристроенных одна к другой, так что образуется ряд длиной 50-60 и более метров. Каждая из четырехугольных оградок (длиной 6-8 м и шириной 2-4 м) по периметру обкладывалась валунами или известняковыми плитами, а внутри заполнялась мелкими камнями или землей. В каждой ограде содержится по нескольку захоронений по обряду трупосожжения. Каменные могильники были коллективными кладбищами семейной общины, а отдельные оградки принадлежали малым семьям, входившим в общину. Строились такие могильники в основном в первой половине I тысячелетия н. э., а использовались до первых веков II тысячелетия.

Во второй половине I и в начале II тысячелетия сооружались также каменные кладки, сложенные без определенного порядка, а иногда остатки сожжения помещали в неглубокую яму без наземных признаков. Начиная с XI в. в ряде эстских могильников появляются трупоположения 21 . С X в. среди зем-гальских ливов распространяются земляные курганы. Умерших хоронили по обряду ингумации в неглубоких могильных ямах, головой к северу. Изредка могильные ямы обкладывались камнями.

Женская одежда прибалтийских финнов состояла из льняной с рукавами рубахи и одеваемой поверх нее шерстяной верхней одежды без рукавов или же нешитой, поддерживаемой поясом накидки. Замужние женщины носили еще.передник. С пояса, как правило, свисали набедренные украшения - элемент, характерный для многих финно-угорских племен. Головной убор девушек состоял из узкой тесьмы, замужние женщины носили полотенчатый головной убор, на затылке закрепленный бронзовой булавкой, от которой на спину свисали цепочки с Подвесками.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, кафтана или шубы. Мужской и женской обувью были постолы из кожи или лапти из лыка.

Одежда украшалась разнообразными металлическими предметами. Мужчины носили шейные гривны, пряжки, браслеты и перстни. Девушки на шею одевали ожерелье из бус, замужние женщины - шейные гривны или ожерелья из монет. Очень частой принадлежностью женского костюма были нагрудные цепочки того же типа, что и у латышских племен. Во II тысячелетии н. э. среди эстов получают распространение нагрудные бляшки. Большая часть их украшена тисненым геометрическим орнаментом. Наиболее распространенными мотивами были ромбы и крестики. Кроме того, в состав женского наряда входили булавки, пряжки, браслеты и перстни. К поясу обычно прикреплялся нож в ножнах, украшенных бронзовыми орнаментированными пластинками. Они употреблялись в быту, но имели и магическое значение.

Большая часть металлических украшений принадлежит к прибалтийским типам 22 . Таковы шейные гривны с тордированной или витой дужкой. В начале II тысячелетия получают широкое распространение гривны с орнаментированными пластинчатыми концами, заканчивающимися крючками.

Многочисленны и весьма разнообразны подковообразные застежки. Самыми распространенными были пластинчатые браслеты. Спиральные браслеты и перстни, по-видимому, были заимствованы у балтов, но не получили большого распространения. Булавки имели крестообразные, кольцевые или треугольные головки.

Металлические украшения дают представление об орнаментике. Во второй половине I тысячелетия н. э. господствовал геометрический орнамент. Геометрические мотивы в виде крестиков, треугольников и лунниц преобладают и в начале II тысячелетия. Новыми орнаментами были плетеный и сетчатый, распространенные на бляшках, браслетах и подвесках. На отдельных браслетах и пряжках встречаются стилизованные головки животных, что является заимствованием у балтов.

Эсто-ливские и балтские племена примерно с IX в. поддерживали торговые связи со Скандинавией и Готландом. В результате в их среде получают распространение некоторые типы украшений и оружия, общие со Скандинавией. Таковы, в частности, скорлупообразные и некоторые подковообразные застежки, клинки мечей и копья, а также эстские наконечники ножен, украшенные в стиле рунических камней, и ажурные бляшки с зооморфным узором.

К X-XI вв. относится начало торговых связей с городами Древней Руси. В литовско-латышские и эсто-ливские земли в результате торговых связей поступают пряслица из волынского шифера, стеклянные браслеты и перстни, витые бронзовые браслеты, некоторые типы привесок и крестики 23 .

Прежде, чем начать разговор не о "Литве" нынешней, а о Летописной Литве, о том, где она находилась, кем была населена и о происхождении термина "Литва" вообще, мне хотелось бы сделать небольшое отступление, однако, напрямую касающееся нашей темы.

В то время, как подавляющее число стран старается выставить себя в более благоприятном свете, даже не имея на то зачастую каких-либо вменяемых оснований, на так называемом пост-советском пространстве осуществляется постыдная практика самооплевывания.

Особенно это касается государств, которым, казалось бы, и напрягаться не надо, чтобы доказывать их историческую состоятельность. Более того, такие страны как Россия, Украина и Беларусь не только могут легко подтвердить свое непременное участие в становлении европейской цивилизации, но они в состоянии со всей убедительностью также показать остальному миру, что в деле этого становления им по-праву принадлежит ключевая роль.

О значении имиджа

К сожалению, вместо трезвой и логической оценки нашего исторического наследия современные авторы, особенно те, кто именует себя "историками", прибегают к написанию чрезвычайно политизированных материалов, не имеющим с картиной прошлого ничего общего. Налицо их стремление твердо следовать в фарватере стереотипов и идеологических заморочек, выработанных еще в былые царско-советские времена, когда "вожди" в целях достижения сиюминутной политической выгоды шли на подлог и фальсификацию, гнобя как историю собственных народов, так и сами эти народы.

Сначала - с целью ублажения раковой опухоли на своем теле в образе так называемого "православия", а затем - чтобы "лучше" выглядеть перед лицом своих геополитических конкурентов. Так на историческую тематику родного народа не пишут. В то же время, если у некоторык из этих писак и прослеживается некая толика здравого смысла, желание возвысить свой народ, то у подавляющей массы их налицо тенденция его опустить. А это уже недопустимо делать ни при каких обстоятельствах.

Ведь что сейчас происходит? Страны борются за рынки сбыта. Они стремятся найти новых торговых партнеров и стараются привлечь как можно больше инвесторов. Идет отчаянное сражение за природные ресурсы. В этой бескомпромиссной борьбе ради достижения своих целей государства не брезгуют пускать в ход любые возможные средства - одни честно вкладывают деньги в развитие своей инфраструктуры, вторые предпочитают включать печатный станок, третьи беспощадно бомбят "несговорчивые режимы" и т. д. Одним словом, происходит то, чему все мы являемся прямыми свидетелями.

В сложившейся ситуации первостепеннейшей задачей каждого государства является неустанная работа над усовершенствованием своего имиджа. А одной из архиважнейших составляющих имиджа любого народа является его история .

Чтобы выглядеть привлекательней - я повторюсь еще раз - страны стараются всячески выпячивать свою историю, если она у них действительно есть. Именно во многом благодаря этому обстоятельству Грецию некогда приняли в Европейское сообщество, видя в ней, прежде всего, "колыбель философии и демократии", а не нищую задрыпаную страну, которой она всегда являлась. Если же история выглядит недостаточно привлекательной, правительство дает отмашку на ее коррекцию или даже полное перередактирование.

Так в свое время поступило подавляющее большинство государств, которые ныне слывут "цивилизованными". Более того, если у иного из новоиспеченных государств сколь-нибудь заметной истории нет вообще, то это государство может ее попросту выдумать. Одним из ярчайших примеров такого подлога является так называемая "история" недавно искусственно образованной Литовской Республики.

Попробуйте включить поисковик, набрав в нем "Великое Княжество Литовское". Всплывут тысячи текстов, написанных чуть ли не на всех языках мира, которые нам расскажут, что Княжество было основано теми, кого мы называем жмудзинами! Т. е., людьми на то время не имевшим ни письменности, ни сколь-нибудь очерченного вероисповедания, ни государственности вообще.

О белорусах - истинных учредителях Княжества - там в большинстве случаев не говорится совсем. Разве только в унизительном контексте, что они "были-де порабощены литовцами". На вопрос же "а почему государственным языком ВКЛ был старобелорусский язык " следует ответ, что "литовцы", мол, учили этот язык специально, чтобы было легче разговаривать с "рабами"!

Особенно пестрят подобными перлами в инете тексты, переведенные литовскими пропагандистами на английский и немецкий языки. Вот в этот бред, уважаемый читатель, верите и Вы. И я не смею винить Вас за это, поскольку в это поверили уже миллионы людей, воспитанных на сфальсифицированных материалах, преподаваемых в школах, лицеях, вузах...

А теперь представьте такую ситуацию: богатый иностранный инвестор хочет вложить миллиард в перспективный проект. Однако у него есть выбор - государство А с родословной, похожей на нынешнюю "литовскую" и государство Б с "имиджем", напоминающим белорусский. Инвестор принимается наводить справки об этих государствах. Он видит массу материалов, с любовью написанных о стране А и только одну-две статьи некоего "историка" о стране Б, написанныe, к тому же, на незнакомом языке. Инвестор набирается терпения и приглашает хорошего переводчика - все-таки решается важный вопрос, куда вложить миллиард! Через час переводчик кладет инвестору на стол только что переведенный текст, скажем, из "Беларускай думки". Инвестор читает и хватается за голову. Угадайте с 3-х раз, какой выбор при этом он делает?

Приведя этот упрощенный пример, я не призываю никого врать. Иначе, чем мы будем тогда отличаться от наших геополитических противников? Беларусь не Литовская Республика и даже не Скандинавия, напрочь забывшая о том, откуда она взялась и сочинившая себе новую привлекательную версию.

В случае с Беларусью достаточно сказать ПРАВДУ. Правду о великом прошлом Великого Народа, которое начинается отнюдь не с приходом советской власти, как у заангажированных авторов из "официальных" СМИ, и не в эпоху ВКЛ, как у "деятелей от оппозиции", продвинувшихся в этом вопросе несколько глубже, а намного и намного раньше.

И первые, и вторые являются, прежде всего, неотъемлемой частью одного и того же народа, и я хочу, чтобы все из них, наконец, осознали, какой колоссальный вред они лично наносят той же Беларуси, систематически, в одном случае, то поливая ее народ и историю помоями перед лицом широкой публики, то, во втором случае, искажая эту историю до неузнаваемости.

Этот вред не идет ни в какое сравнение с действиями какого-нибудь заклевываемого желторотого "оппа", случайно затянутого на улицу через социальные сети, чтобы похлопать в ладоши. Так может поступать только самый заклятый враг всего белорусского. В связи с этим точку зрения этаблированных СМИ по определению нельзя рассматривать и как нейкий разумный противовес оплевываемой ими концепции "литвинизма", даже если эти "литвинисты" где-то, возможно, и не правы. Хотя бы потому, что их "непрада" напралена на облагораживание имиджа Отчизны, и она для белорусов намного полезнее, чем распространяемая официозом лживая "правда", которая обильно льет воду на мельницу кого угодно - литовцев, поляков, татаров, россиян и даже откровенных врагов Беларуси, но только не самих белорусов.

Итак, кто же такие современные "литовцы" и "балты" вообще, которые так взбуторажили умы нашего обывателя?

Как немногочисленные национально ориентированные историки вместе со значительной частью белорусского народа, которую принято неправильно называть "оппами", так, собственно, и историки "официальные", если судить по контексту их материалов, почему-то склонны выделять "балтов" чуть ли не в некую отдельную расу. Давайте разберемся с этим вопросом. Только - чур - советую набраться терпения! - Несмотря на то, что я стараюсь писать предельно доходчиво, у читателей, имеющих за плечами только гуманитарное образование могут возникнуть затруднения с пониманием излагаемого.

Термин "Литва"ВПЕРВЫЕ упоминается не в "хрониках", как имеют обыкновение полагать "историки" всех мастей, а на одной-единственной страничке и в одном-единственном месте обширного документа, который называется "Кведлинбургские Анналы ". Это упоминание относится к 1009 году. Вот предложение из "Анналов", содержащее слово "Литва" - "Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта ".

К сожалению оригинал "Кведлинбургских Анналов", написанный, как принято почему-то считать, на латыни, и в основном повествующий о событиях вокруг городка Кведлинбург (федеральная земля Саксония Анхальт на терротории бывшей ГДР, а ныне - в ФРГ), как водится, не уцелел. Он странным образом исчез. То, что мы имеем сейчас, является тщательно отредактированной христианской церковью КОПИЕЙ документа, написанной действительно на латыни в 16 веке и хранящейся ныне в Дрездене.

Возможно, "историки" об этом никогда и не слышали, тем не менее, сие обстоятельство не умаляет их стремления делать заявления следующего типа: "...в науке проблема локализации названия «Литва» давно решена. В узком смысле это территория расселения литовских племен, чья восточная граница проходила примерно по линии Гродно — Новогрудок — Слоним — Браслав" (Вадим Францевич Гигин, историк из РБ - прим. Админ) .

Кем, конкретно, "решена", Вадим Францевич? Чье заключение Вы беретесь озвучивать, привязывая название "Литва" к "литовским племенам" северо-западнее "Браслава"? Если Вам трудно ответить на этот вопрос, то я подскажу. Древний термин "Литва" пытается увязать с нынешней Литовской Республикой литовский историк, профессор Вильнюсского университета господин Альфредас Бумблаускас. Это ему и иже с ним Вы, господин Гигин, по сирости своей изо всех сил пнетесь помочь обратить хромую блоху в грозного динозавра. А полагаться на "заключения" Адольфа Алоизовича Вы, уважаемый автор вышестоящего перла, еще никогда не пробовали?

Однако вернемся к "Кведлинбургским Анналам". Давайте внимательно рассмотрим изображение копии фрагмента, содержащее слово "Литва" и обратим внимание КАК написано это слово (смотрите картинку слева выше) .

По странному стечению обстоятельств оно написано НЕ ТАК , как на средневековых географических картах на латинском языке, отображающих Великое Княжество Литовское, а также в соответствующих латиноязычных документах. Т. е., ни "Lithuania", ни "Lietuva", ни даже "Lithvania" мы не видим, поскольку оно с предельной ясностью написано в этом латиноязычном историческом документе ПО-СЛАВЯНСКИ - "LITUA" , что произносится как "Литва", а не как-либо еще! Т. е., церковники-христианизаторы это славянское слово попросту забыли отредактировать, когда со славянского РУНИЧЕСКОГО оригинала 10 века, подлежащего ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ уничтожению, писали эту латиноязычную копию 16 века.

Здесь уместно отметить, что НИ ОДИН из оригиналов древнейших и средневековых документов, включающих и все известные нам "русские" и "не русские" летописи, "саги", "анналы" и т. д., не дожил до наших дней. Они все без исключения были УНИЧТОЖЕНЫ христианской церковью. То, с чем мы имеем дело сейчас, является ОТРЕДАКТИРОВАННЫМИ христианскими церквями КОПИЯМИ этих документов . Существует масса толкований происхождения термина "Литва". Я не стану их все цитировать здесь. Я остановлюсь только на одном из них, которое упрямо от нас скрывается.

Термин "Литва" походит от славянского слова "лити"

Немецкие ученые, которые с присущей скрупулезностью изучили "Кведлинбургские Анналы", пришли к выводу, что термин "Литва" походит от славянского слова "лити" (лить) точно по такому же принципу, как от "бити" произошла "битва", от "жати" - "жатва", от "жрати" - "жратва" и т. д. Ударение во всех этих словах ставится на 1-й, а не на последний слог. Не верить им у меня нет никаких оснований. Во-первых, потому, что немцы не принадлежат к числу народов, которые склонны осыпать своих соседей комплиментами. А во-вторых - кому, как не немцам лучше знать. какую оценку необходимо давать документам, написанным ими же самими в их собственной стране особенно в тот период, когда они еще говорили по-славянски? Если у Вас, Вадим Францевич, на предмет "Кведлинбургских Анналов" имеется иная точка зрения, то, поверьте, любому человеку, освоившему хотя бы Букварь, с ней будет очень трудно согласиться.

Ведя разговор о Летописной Литве "научный мир историков" различного ранга спорит не только о происхождении самого слова "литва", но, естесственно, и о том, где же эту самую "Литву" искать на географической карте.

Тем не менее, с тех пор, как приоритет в обсуждении данного вопроса получили всевозможные прохиндеи, численность которых всегда намного превышает количество беспристрастных исследователей, предполагаемое местонахождение Летописной Литвы стали отождествлять с локацией нынешней Литовской Республики, которая ни к слову "литва", ни к настоящей Литве вообще никакого отношения не имеет .

Почему? Потому что как современные литовцы, так и их далекие предки называли себя и свою территорию иначе. В средние века они были не литовцами, а жмудзинами (жемойтами) и аукштайтами, а местность, где они проживали именовалась Жмудзь и Аукштайтия, но никак не Литва. У этих людей, как я уже сказал, не было ни грамоты, ни сколь-нибудь очерченного вероисповедования, ни государственности вообще до тех пор, пока ЛИТВИНЫ их не интегрировали в состав Великого Княжества Литовского или, по другому, Литвы - мощнейшего государства средневекового мира, некода основанного в районе белорусского города Новогрудок, ставшего его первой столицей.

Это государство быстро разрослось и вскоре стало простираться от Балтики до Черного Моря. ЛИТВИНЫ - они же настоящие ЛИТОВЦЫ, а не вымышленные "литовцы" от нынешней Литовской Республики,являются прямыми предками сегодняшних белорусов и то обстоятельство, что все официальные документы Великого Княжества Литовского были написаны именно на СТАРОБЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ, а само Княжество называлось Великое Княжество Литовское (предки нынешних белорусов), Русское (предки нынешних украинцев) и Жемойтское (предки нынешних "литовцев"), является ярчайшим тому доказательством. Бывшие жмудзины не называют свою страну Литвой и сегодня. Они называют ее Летува. Это МЫ САМИ в силу навязанных нам стереотипов называем ее Литвой.

"МОРЕ ГЕРОДОТА"

Чтобы осознать, какую чудовищную ошибку при этом ны делаем, нам надлежит более пристально взглянуть в свое прошлое. Давайте на мгновение выбросим из головы то, что мы знаем о Великом Княжестве и Руси вообще из официальных школьных учебников и антиславянских пропагандистских материалов.

Итак, территория Восточной Европы 1000 лет назад... Обратим особое внимание на климат той эпохи. Он на порядок мягче сегодняшнего, и в специальной научной литературе об этом факте содержится масса аргументированной информации. Из-за таяния полярных шапок уровень мирового океана был заметнее выше сегодняшнего, в результате чего многие низменности в Европе "набрякли" настолько, что оказались затопленными.

Тем не менее, "историки", в подавляющем большинстве своем осилившие только стереотипное гуманитарное образование, прозябают на сей счет в полнейшем неведении. Возможно, некоторые из них и слышали, что когда Эрик Рыжий приплыл в Гренландию, он вместо ледяного покрова увидел там густые березовые леса, однако значения этому они не придают. Как не знают они и о повествовании древнегреческого историка Геродота (484 до н. э. — 425 до н. э), посетившего регион нынешнего белорусского Полесья и описавшего его в своих трудах.

Геродот, чьи труды отличаются точностью и непредвзятостью, описывает Полесский Край, как территорию, на которой плещется огромное спокойное МОРЕ, воды которого местное население использует для судоходства, торговли и рыболовства.

Если мы бросим очень внимательный взгляд на современную физическую карту Полесского региона, занимающего, как известно, как значительную часть Республики Беларусь, так и почти всю территорию северной Украины, мы все еще сможем обезошибочно определить не только бывшую береговую линию "Моря Геродота", но и ряд островов на нем, которые, несомненно, были когда-то заселены.

Именно это внутреннее море, залившее в далекую дохристианскую эпоху Полесскую низменность и получило от местных жителей - предков нынешних полешуков название "лИтва" - от славянского слова "лити", "лить" - заливать водой (смотри выше справа - "Море Геродота", современные названия и границы - для наглядности; щелкните по картинке для увеличения) .

Кто сейчас не читал книг Николая Ермоловича? Кто не слышал про Великое Княжество Литовское ?! Но тайной остается происхождение слова литва . Известное почти тысячу лет: Litvae, Lituas - из немецких хроник да, столетие спустя, литва русских летописей.
Это слово давно притягивает внимание ученых. Выяснить его происхождение пытались историки и языковеды. Но исследователи исходили из концепции: литва - этноним, славянское истолкование слова -термина Lietuva . Его же выводили от слов: Litus (латинское "берег моря"); lietus - (жемойтское - "дождь"); Lietava - Летовка, приток Вилии. Этим этимологиям дал негативную оценку известный языковед М. Расмер.

Как следует из первоисточников, литва - это не племя. Ни из немецких хроник, ни из русских летописей нельзя выявить область первого расселения литвы. Не обозначили его и археологи. Даже в специальных научных изданиях за этнотерриторию литвы признавались разные территории. Междуречье Вилии и Двины, где находят памятники материальной культуры, которые приписывают литве, населяли другие племена. А тот регион Понемонья, который считается за"историческую Литву" не имеет соответствующих археологических памятников.

Из анализа известных строк немецкой хроники - Кведлинбургских анналов - "in confinig Ruscial et Lituae " - между Русью и Литвой) следует (подробнее об этом - далее) , что слово Lituae означает название поселения. В русских летописях выразительно выявлена литва как социум, не связанный ни с определенным этносом, ни с определенной территорией. Эта совокупность могла развиться только в определенной общественной формации в соответствующем высокоразвитом феодальном обществе. Социальной базой её возникновения стал сословный раздел общества (нобили, вольные, полусвободные, рабы).

Согласно Варварским Правдам - ранних средневековых (V-VIII cт.cт.) сборников законов Западноевропейских княжеств - словом "вольный" называли непосредственных производителей - основную часть соплеменников. Над ними возвышалась родоплеменная или дружинная знать, а ниже их стоят полусвободные (литы, альдии, вольноотпущенные и рабы).

Как излагается в одной из Правд - Салицкой - литы были зависимыми от своего хозяина, не имели своего частного земельного надела и не имели права участвовать в народном собрании и не могли защищать свои интересы в суде. Согласно немецкому историку А. Мейцену, одни литы служили на усадьбе своего хозяина, другие жили в отдельных поселениях.

Литы феодального двора имели преимущество, ибо легче могли получить определенные материальные выгоды. Церковь призывала владельцев-христиан давать вольную своим подчиненным и наделять их землей, за которую те должны были платить оброк. Из этих оброчных людей - чиншевиков, землевладельцы выбирали особ, которым поручали исполнение хозяйственных обязанностей, связанных с определенной ответственностью - лесничих, ловчих, надсмотрщиков, тиунов.

Со временем феодал начал брать с собой в военные походы лита как оруженосца. Из литов франкская знать набирала себе даже вооруженную охрану, что легко могло привести к переходу рабов в более высокий статус. И хотя обычно только сословие полноправных, что владело имуществом и публичным правом, могло участвовать в суде и служить в войске, однако у саксов даже военная служба распространялась на литов. А, к примеру, историк П. Гек трактовал саксонских литов как "часть племени, обязанную нести военную службу".

Постепенно рос не только государственный запрос литов и социальная значимость этой общественной формации. А. Неусыхин рассказывает, что и литов, которые вначале не являлись даже отдельным социальным кланом, коснулась дифференциация, в основании которой лежал общий процесс социального расслоения общества. Он обозначил три гипотетические категории саксонско-фризских литов с разными имущественными правами: 1) литы, которые не имели рабов; 2) литы, которые имели рабов; 3) литы, в зависимость к которым могли попасть вольные.

Рабами становились пленные, захваченные литом во время сражения или набега. Но победить и вернуться с добычей могли только умелые воины, статус которых соответственно возрастал. А. Мейцен рассказывает про "принятие литов в сословье служилого дворянства".

Современный немецкий историк И. Герман предполагает, что общественный строй славянских палабских племен незначительно отличался от строя германцев. Военно-политическая граница по рекам Заале и Лабе существовала с VII столетия, однако нельзя было провести выразительную географическую границу между славянскими и германскими поселениями. "Князья ободритов и других племен участвовали в формировании феодальных отношений исходя из франко-саксонского узора - утверждает И.Герман. Например, на территории тюрингов, баварцев появляются в VI-VII ст.ст. "общества славянских поселенцев". Они временами оседают "в самостоятельных хозяйствах тюрингских и франкских поселений", а также живут (и исполняют определенные обязанности) "в сравнительно самостоятельных деревнях под руководством своих жупанов или деревенских старейшин". А. Мейцен излагает, например, Ляйтербергский документ 1161 года, в котором маркграфами, перечислены некоторые категории населения их марки: "деревенские старейшины, что на их языке называются жупанами, и пешие слуги - витязи. Остальные - литы, это смерды…"

Можно предполагать, что и раньше у палабских славян имелись литы. В эту социальную группу попали обедневшие соплеменники да плененные из других славянских племен: известна длительная конфронтация велетов и ободритов. И у славянских литов происходило имущественное расслоение, и они переходили в воинское сословье, однако создавали отдельные воинские дружины или отряды. Так, А. Неусыхин напоминает сообщение хрониста Нитарда о восстании Сталинга 841-843 годов в Саксонии, когда фрилинги (вольные) и сервилес (полусвободные - вольноотпущенные, литы) выгнали из страны своих господ и стали жить согласно старых законов.

Такой выразительно обозначенный социальный раздел восставших дает право говорить, что литы хотя и приравнивались к вольным согласно своего мастерства владением оружия, все же не соединялись с ними. А. Неусыхин уточняет: "Правда, литство каждый раз тщательно ограждается от свободы (libertas) именно как servitium" , что означает слуги зависимые".

Литские дружины должны были иметь и отличительное название. Славянские соплеменники могли называть таких воинов, скажем, словом литва. Это название сообщества, людей, которые занимались одним важным для общества делом, сложилось с помощью прославянского суффикса с составным значением -tv-a> - т -в-а (для сравнения белорусские - дзятва, польские dziatva, tawarzystvo, русские - братва, паства. Как утверждает М.Фасмер, про распространенное употребление нововерхненемецкого, средненижненемецкого Lettoven - "литва" напоминал финский языковед В. Кипарский. Видимо, именно германцам первым пришлось столкнуться с литвой - профессиональными воинами. Видимо, от этого Lettoven пошло название лета-литовские племена.

Многочисленные войны и восстания ослабили могущество ободритов и лютичей. Под нажимом саксонцев наиболее вольнолюбивые, большей частью воины, двинулись в изгнание. На такое решение повлияла угроза христианизации. С группами славянских палабских племен ушла и литва. Они дошли до Балкан, где и сегодня на Спрече, притоке Босны (водозабор Дуная), есть поселение Litva. Осели изгнанники и по-над неманскими притоками. И до этого времени в Слонимском, Ляховичском, Узденском, Столбцовском, Молодеченском районах стоят деревни Литва. Они отдалены одна от другой, вероятно потому, что кривичские владельцы этих земель уже знали про литву - воинов и побаивались их единства, имея плохой пример захвата викингами власти в Киеве. Полоцкие князья, которым принадлежало Понемонье, разрешили литве осесть у некоторых важных для их государства местах. Обязанности новых жителей кривичских земель засвидетельствовали: " Повести минувших лет", что причисляет литву к числу племен - данников: Летописец Переяславля Суздальского, который к слову "литва" добавил "испръва исконнии данници и конокръмци"; Волынский летописец: "и послаша сторожу литва на озеро Зьяте…"

Но, вероятно сперва литва нашла себе пристанище в Подляшье: на современной карте в польском воеводстве Ломжа обозначено поселение Stara Litva и Stara Rus. Можно предполагать, что именно с этой местностью связаны первое известное нам упоминание про Литву в хронике Кведлинбургского бенедиктинского аббатства. Как изложено в Кведлинбургских анналах под 1009 годом: "in konfinio Rusciae et Lituae", это значит, между Русью и Литвой, был убит известный христианский миссионер Бруно-Бонифаций из Кверфута.

Папа Ян VII посылал его в Польшу, Венгрию, в Киев, к печенегам, наконец, к ятвягам. В 1004 году Бруно был при дворе польского короля Болеслава Храброго, и в свой последний миссионерский путь выбрался, видимо, оттуда же. Вероятно, это путешествие и финансировал польский король.

Согласно преданию, Бруно крестил "над Бугом самого князя Натимира", из-за чего оба и погибли, ибо ятвяжские жрецы решительно выступили против попытки христианизации. Тело миссионера выкупил Болеслав Храбрый. Безусловно, он хорошо знал, куда направлялся Бруно, к кому обращаться, чтобы выкупить тело миссионера (святой Бруно сейчас назван опекуном Ломжицкой диатезии).

На прибужском Подляшье локализовал (без ссылки на конкретные поселения) место гибели Бруно и известный польский исследователь Г. Ловмяньский. Комментируя в своей книге "Русь и норманны" сведения "Кведлинбургских анналов", он сделал вывод: "Из этих записей видно, Русь доходила до территории прусов". Удивляет, что в выражении "in confinio Rusciae et Lituae" Г. Ловмяньский якобы не заметил слова Lituae. Нельзя же сказать, что этот просвещенный ученый, автор многих трудов по истории Литвы (Великого Княжества Литовского) отождествляет прусов с литвой. Видно, таким образом, Г. Ловмяньский обошел вероятный вопрос: как же так получилось, что по-над Бугом на ятвяжской (или дреговичской) земле, которая с 981 года принадлежала киевскому князю Владимиру Святославовичу, была еще и литва? Место же поселения этого якобы балтского племени западней Немана никем, в том числе и самим Ловмяньским, не локализуется.

Жаль, но и Е. Охманский, также известный польский исследователь истории ВКЛ, не заинтересовался, что значили слова Rusciae et Lituae Кведлинбургских анналов, не узнал, когда и почему на Мозовщине появились топонимы Литва и Русь. Е. Ахманский сконцентрировал внимание на исследовании поселения Обольцы (сейчас Толочинский район), часть которого называлась "литовский конец". На основании этого факта и фамилий некоторых обольских жителей, он сделал вывод о восточной границе расселения балтов - литовцев на Белоруссии.

На карте видим еще несколько поселений, которые подтверждают суждение про поселение здесь литвы и руси. Bogusze-Litewka (рядом с известным местечком Grodzisk); Kostry-Litwa и немного южнее - Wyliny-Rus. Видимо, на Мозовщине были еще другие поселения с похожими названиями. Например, в "Slowniku geograficznum ziem polskich i innych krajow slowianskich" читаем, что недалеко от Ломжи, на правом берегу реки Наров, находится местечко Визна, которое упоминается в документах XII столетия. Там когда-то стоял древний город, от которого остался длинный курган. Как известно, длинные курганы - археологические памятники кривичей. Кстати, южнее Визны, но на север от Старой Литвы находится Старое Крево. А еще в этом же разделе "Словника" сообщается, что город Визна принадлежал когда-то князю Витеню (он представлен как князь литовский - читай: князь литвы). И там же написано, что "визское староство… исходя из люстрации 1660 года включало в числе других деревень селения Wierciszew al. Russ (Вертишев или Рус), Litva al. Ksieza (Литва или Ксенжа).

Видимо, не будет ошибкой сказать, что мазовецкие (или подляшские) деревни Русь (Russ) и Литва, которые попали в Кведлинбургские анналы, не могли означать ни племен, ни, тем более, княжеств или государств.

Переселение части славянских палабских племен признается некоторыми историками. В научное употребление включены, например, этнонимы лютичи, велеты как деревни Копыльского района. Белорусский эмигрантский историк Павел Урбан излагает свидетельство саги про Тидрека Бернского: когда-то часть вильцев-лютичей переселилась на восток, на наши земли. Эти сведения подтверждаются многочисленными айконимами и этнонимами нашего края и Мекленбургии (нижнее междуречье Лабы и Одера).

Возьмем, например, Ляховичский район. Там находим пять "балтских" (деревни Дайнеки, Куршиновичи, Литва, Лотва, Ятвезь), два польские (Ляховичи, Мазурки), три восточнославянские (Кривое Село, Русиновичи, Сокуны - от фамилий дреговичей) этнонимы. Такой "конгломерат народов" появился здесь через государствостроительную деятельность великого князя литвы, коронованного Новоградского великого князя Миндовга, который из многочисленных своих набегов и военных походов приводил пленных и селил их в южно-западном уголке Новоградской земли.

По-над Свидровкой, притоком Щары, стоят деревни Рачканы и Смоленики. Их названия никогда не представлялись как этнонимы.

В числе славянских племен Мекленбурга, которые входили в племенные союзы велетов и ободритов находим речанов и известных с франкских аналогов начала IX столетия смалинцев. Исходя из А. Мейцена, смалинцы жили между городами Бойценбург и Демиц. Позже они, вероятно, перселились в Мозовию, где, исходя из документов XVI столетия имелось не менее двадцати подобных топонимов-этнонимов, например, Smolechi, Smalechowo, Smolniki.

Велетское племя речане упоминается в документах Бранненского (сейчас г. Бранденбург) бискупства второй половины Х столетия. Место их расселения точно не локализовано, но они оставили свое имя свое имя в топонимах с корнем Реч-… В многотомном сборнике документов Х-XIII ст.ст. "Meklenburgische Urkendebuch" польская исследовательница Мария Ежова выявила названия Rethze, Rethze и Ritzani, Riyzani, которые исходят от старославянского recьji и названия племени rekanie. Существование речанских поселений подтверждается современными немецкими топонимами: Dorf (дальше - D) Retrow, D. Retschow, D. Ratzeburg.

Переселение речан из Мекленбурга происходило тем же путем, которым шли смалинцы - через Мозовша, где есть соответствующие топонимы Несколько родов осело по-над Свидровкой, что подтверждается фамилиями рачканских жителей Бречка, Страмоус. Аналогами первого могут быть названия Britzke, Britzekowe, D. Britzig с бывших округов Пренцлов, Пархим, Росток, Шонберг. М. Ежова представляет форму Britzekowe как арендованное название с суффиксом -ov- .

Вторая рачканская фамилия (кстати, Страмоусов встречаем и в других деревнях района) почти идентичный, зафиксированный в документе 1306 г. аналог - название особы - Stramouse из- под Висмора. В этом округе находится селение D. Strameus. Топонимы, которые содержат вторую часть фамилии Страмоус можно встретить в документах с других местностей, например Черноус из-под Ростока.

Вероятность переселения палабских славян на наши земли подтверждается фамилиями соседней с Рачканами деревни Пашковцы: Линич, Жабик, Трибух. Что о первой, то представляется вероятным ее происхождение от названия племени линяне (глиняне), которое входило в ободритский союз (в документе 1273 г. упоминается Liniz). Фамилия Жабик имеет много аналогов: Sabic, Sabenize, Sabene, как и Трибух: Tribuzes, Tribuses, Tribowe, которая, видимо, произошла от названия дани - трибута.

В Ляховичском районе есть больше 20 названий селений, которые имеют аналоги в списке топонимов давнее Мекленбургии, чем косвенно подтверждается, что кривичи пришли на наши земли с Западной Европы.

Вероятность переселения литвы с Мекленбургии в наш край подтверждается, например, фамилией Тристень. Ее имеют жители деревни Литва и некоторых соседних селений Ляховичского района. Слово Тристень встречаем в приведенном сборнике документов стародавней Мекленбургии - Trizcen, 1264 г. около Шверина. А вот в документе от 1232 г. слово Тристень означало имя, кличку или фамилию крестьянина из-под Варнава, который имел луг - Trezstini log - "Тристенев луг".

Нельзя не вспомнить, что полвека тому назад в Зарецком сельсовете Логойского района была деревня Тристень, сожженная во время войны фашистами. В той же местности находится и местечко Гайна, где королем Ягайло были основаны костел и парафия (из семи первых в ВКЛ). Вероятно, во всех этих местностях, в том числе и в выше упомянутых Обольцах, жила литва, которую Ягайло принял обязательство окрестить одну из первых.

Сведениями из Мекленбургских документов подтверждается и предположение Николая Ермоловича про западнославянское происхождение известного из летописей "литовского" рода Булевичей: топонимы Балевичи находились в Столбцовском районе, а также и в Померании: Bulitz, Bullen.

Вероятно, и название самого районного центра Столбцы, что по-над Неманом, перенесено сюда из Мекленбургии ибо и там в округах Варен, Гюстров, Пархим, Шверин, Шонберг находились селения Stolp, Stulp, Stholpe, D.Stolpe, D.Stolp-See.

Новые доказательства в пользу предложенной гипотезы дает дальнейший анализ оригиналов документов, напечатанных в издании "Meklenburgisches Urkendenbuch".

Предлагаем обзор, подготовленный по материалам нескольких официальных и полуофициальных литовских изданий для заграницы, о ранней литовской истории, включая период языческой Литвы и вопрос происхождения литовцев.

Продолжение публикации о происхождении Литвы и литовских особенностях. Начало см. на

Немного о литовской этнографии и географии

Балтские племена в XII веке.

В обозначенный период они еще были язычниками.

Из этих племен позднее сформировались два родственных народа - литовцы и латыши.

(Илл. из официального литовского издания для заграницы к 600-летию Грюндвальдской битвы (2010 года).

На территории Прибалтики (т.е. области, примерно соответствующей современным Литве, Латвии, Эстонии, а также бывшей Восточной Пруссии, — немецкой территории, которая ныне состоит в России) в период начала формирования литовской государственности в XI-XII вв. проживало два финно-угорских племени: эсты (предки современных эстонцев) и родственные им ливы (ныне ливов всего несколько сот человек, живущих, главным образом, на территории Латвии); а также народности балтской группы, включавших племенные образования литва, жемайтов, ятвягов, куршей, латгалов и пруссов.

Рыцарские ордена, о которых мы говорили выше, завоевали ту часть Прибалтики, которая стала известна как Ливония (совр. Эстония и Латвия), т.е. территорию эстов, родственным им ливов, а также части балтов — латгалов и некоторого количества куршей. Также постепенно была завоевана вся область проживания пруссов , которые позднее полностью ассимилировались с немецким населением новообразованной германской Восточной Пруссии.

Из сохранившихся в Прибалтике народностей балтской группы — сформировались два родственных народа — литовцы (включили в себя собственно племя литва и его ответвление жемайтов, а также ятвагов и часть куршей) и латыши (включи в себя племя латгалов и частично куршей) .

Таким образом, в наше время на территории трех прибалтийских республик существуют три титульных наций: одна финно-угорского происхождения — эстонцы, имеющая общие корни с финнами; и отличная от эстонцев балтийская группа — родственные между собой литовцы и латыши .

Из трех существующих ныне титульных народов прибалтийских республик только литовцы смогли сохранять свою государственность с древнейших времен в течение почти тысячелетия до наступления Нового времени (литовцы лишились государственности только около 350 лет назад, восстановив ее в XX в.). В свою очередь, эстонцы, и латыши свою государственность обрели только в XX веке.

Литовское государство - средневековая сверхдержава - от моря до моря (на карте обозначена под цифрой 1).

Литовско-польское государство в 1466 году (вскоре после объединения литовской и польской короны и в период правления литовского князя и польского короля Казимира IV) и сопредельные гособразования:

Итак, под цифрой 1 обозначено Великое княжество Литовское;

Под цифрой 2 - королевство Польское;

Сопредельные гос. образования: 3 - Орден рыцарей меченосцев (по-польски Zakon Kawalerów Mieczowych);

4, 5 и 6 - соответственно Псковская, Новгородская республики и Тверское княжество;

7 -Золотая Орда; 8 - Московия;

9 - Чехия; 10 - Венгрия; 11 - Дания;

12 - Крымское ханство под вассалитетом Османской империи;

13 - Австрия;

14 - земли немецких рыцарей в Восточной Пруссии под вассалитетом литовско-польского государства;

15 польское Мазовецкое княжество под вассалитетом литовско-польского государства;

16 - Бранденбург;

17 и 18 - Померанские княжества (государства с польским и немецким населением, в рассматриваемый период под влиянием польской короны);

19 - Швеция;

Интересные факты о Литве

Литовское государство — средневековая сверхдержава .«После того, как в 1387 году с соседней Польшей был заключен Пакт (Уния), уже к 1430 году владения и мощь Литвы простирались от Черного до Балтийского моря» (Литовско-польское государство непосредственно граничило с . Прим. сайт). (

Современная Литва (2012) — это самое большое из трех балтийских государств . Его территория 65300 кв. км. (что, примерно, равно двум Бельгиям). Местность представляет собой плодородную низменность, усеянную множеством озер. Наибольшая протяженность границы с Беларусью — 502 км; Протяженность литовского побережья Балтийского моря — 99 км; (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.) .

Отметим, что в настоящее время Литва счастливо не имеет общей границы с основным массивом России, за исключением границы с российской энклавной областью в бывшей Восточной Пруссии (227 км).

В Литве находится географический центр Европы . В 1989-м году Национальный географический институт Франции установил, что в 24 км к северо-западному направлению от Вильнюса находится географический центр Европы. (Из справочника «Литва. Новая и неожиданная». Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г ). (Под географическим центром Европы имеется в виду литовское село Гирия. Прим. сайт)

Литва — единственная из трех балтийских государств имеет тысячелетнюю историю, и в 2009 году отмечалось тысячелетие Литвы . (Из справочника «Литва. Тысячелетие в центре Европы». Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г) . Здесь имеется в виду, что среди трех ныне существующих прибалтийских государств только литовцам удалось сохранять государственность с языческих времен и до исторического периода Нового времени (когда в 1569 году Литва была полностью слита с Польшей). В то же время соседи литовцев — эстонцы и латыши со времен завоевания рыцарями-крестоносцами Ливонии (территория нынешней Латвии и Эстонии) ок. 1200 г. непрерывно находились под управлением то немцев, то поляков, то шведов, то датчан, то русских.

Монашки первые указали на факт существования Литвы, описывая попытки крещения язычников . Как пишет упомянутый выше справочник «Вильнюс на русском языке» : «История Литвы может быть прослежена в глубь веков по крайней мере с VII века, когда первые балтийские племена селились на берегах ее многочисленных рек.. Слово Литва, а точнее латинское название Lituae, впервые упоминается в Кведлинбургской хронике 1009 года. Текст летописи гласил: о том, что архиепископа «в Литве язычники оглушили ударом по голове, и тот отправился на небеса». (Так в тексте современного литовского справочника «Вильнюс на русском языке». Более точную версиию из летописи мы привели в начале этой статьи. «Анналы Кведлинбурга» на протяжении столетий составлялись не монахами, а учеными монахинями в женском Кведлинбургском аббатстве, возле города Кведлинбург в Саксонии. Интересно, что комплекс аббатства до сих пор существует, но с периода реформации это не монастырь, а просто приход, который принадлежит лютеранской церкви, не одобрявшей, как известно, монастыри. Но вернемся к Литве. Как следует из последующих изысканий историков, деятельность миссионера Бруно, который фигурирует в тексте «Анналы Кведлинбурга» с первым упоминанием Литвы была связана с неудачной попыткой крещения местного вождя Нетимера (Netimer), управлявшего балтийским племенем пруссов (о них в основном тексте обзора).

Языческий жрец Лиздейка толкует сон князя Гедиминаса, связанный с основанием Вильнюса .

«Поселения на территории современного Вильнюса существовали еще в VII в. до нашей эры, однако в письменных источниках (что означает его официальное признание исторической наукой) город впервые упоминается лишь в XIV веке, в период правления Великого князя Гедиминаса.

Согласно преданию, после удачной охоты князь остановился лагерем на ночлег недалеко от того места, где сливаются реки Вильня и Нярис. Усталый, он лег спать. И приснился князю железный волк, вой которого был подобен вою сотни волков. Что бы это значило?

Гедиминас попросил Кривю Кривайтиса (верховного жреца Литвы) Лиздейку истолковать значение сна. Жрец сказал, что волк — это символ большого и сильного города, а его вой — молва, слава, которая распространится по всему миру. Сон оказался вещим. На этом месте появился Вильнюс. 1323-й признан годом основания города. Гедиминас стал приглашать в новую столицу европейских торговцев, ремесленников и религиозных деятелей. В последующие двести лет Вильнюс процветал, привлекая иноземцев: славян, немцев, татар и евреев (город до сих пор называют Северным Иерусалимом). В начале XVI века Вильнюс был обнесен оборонительной стеной, небольшой фрагмент которой сохранился до сих пор». (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.)

Составление сайт

В географии Литвы официальный справочник «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г) выделяет среди самого главного следующее:

« И хотя в Литве нет ни гор, ни дремучих лесов, красота ее — в разнообразии ландшафта. Меж холмов, мягко вырастающих из глади равнин, медленно текут реки и голубеют озера. Самая большая река, Нямунас, несет с собой воды всех остальных рек до самого Балтийского моря, где находится одно из самых замечательных мест на всем « янтарном побережье » . Это Куршская коса , узкая полоса песчаных дюн и сосен, общей длиной около 100 км, которая начинается на юго-западе и доходит почти до Клайпедского порта, огибая огромный Куршский залив. Веками на эти золотые пески море выносит свой драгоценный дар, янтарь. Куршская коса внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО».

Литва сквозь века

«До наступления Средневековья население балтийских берегов, состоящее из жемайтов, ятвягов, куршей, латгалов и пруссов (samogitians, yatvingians, curonians, latgalians prussians) — предков современных литовцев и латышей, процветала, ведя торговлю янтарем . (Официальное издание «Литва. Новая и неожиданная» 2005 г. называет также древнейшими предками литовцев балтийское племя айстиев, которые торговали янтарем еще с древними римлянами. Прим. сайт).

Первое упоминание Литвы и литовцев содержится в летописи XI-го века. Дальнейшая эволюция Литовского государства происходила из-за необходимости борьбы с «религиозным» пылом германских рыцарей, начавших крестовые походы. Литва была последним языческим государством в Европе , которое должно было быть обращено в христианство.

XIII век. Местные вожди объединились под предводительством первого и единственного короля Литвы Миндаугаса (Mindaugas), чтобы противостоять вторжениям со стороны Тевтонского и Ливонского орденов . Объединенная литовская армия нанесла тяжелое поражение ливонским рыцарям Ордена меченосцев в битве при Сауле (1236). (Саул — современный литовский город Шауляй. Прим. сайт). Миндаугас крестился и короновался в 1253 году, получив Папское признание. Однако Миндаугас был вскоре свергнут (1261), и от католицизма в Литве отказались. В то же время правление Миндаугаса завершило превращение литовских земель в мощное Великое Герцогство.

XIV век стал свидетелем основания Вильнюса (под названием Вильно, Вильна — Vilna,Wilno) в 1323 году под эгидой великого князя Гедиминаса (Gediminas — 1316 −1341). Гедиминас построил это укрепленное поселение при впадении рек Вилии (Нерис) и Вильня, куда он приглашал купцов, ремесленников и монахов.

Согласно легенде, когда Гедиминас мечтал о новом укрепленном городе-крепости на вершине холма в устье Вильня, то он услышал вой волка. Этот вой волка был истолкован как благоприятный знак, чтобы основать великолепный город и форт — будущую столицу королевства. Мифологический волк (лит. vilkas), символизирующий власть, величие и славу, оставил свое имя в названии города (Вильнюс, Vilnius) .

Завоевания Гедиминаса на Востоке привели к подчинению княжества Смоленского. Тем не менее, активизация борьбы с на Западе, в сочетании с растущей угрозой сил московитов на Востоке, обратили литовцев на поиски династической унии с Польшей. В соответствии с положениями З акона Крево (Krevo Act 1385) — ( . Прим. сайт) , великий князь Ягайло (или иначе Ягелло, Jogaila — Jagiello) женился на польской принцессе Ядвиге (Jadyyga), также известной как Ядвига Анжуйская, и перешел в католицизм. С подписанием унии закончилась политическая и культурная изоляция Литвы. В 1387 году Вильнюс принял Магдебургское право (Магдебургское право — средневековая система городского самоуправления, пошедшая из одноименного германского города Прим. сайт).

Династия Ягеллонов правила польско-литовским королевством в течение двух веков (1386 −1572).

XV век. Начало века ознаменовалось разгромом тевтонских рыцарей в битве при Грюнвальде / Griinwald (лит. Zalgiris) в 1410 г. польско-литовскими войсками под совместным руководством Владислава Ягеллона (Ladislas Jagiellon) и великого князя Витаутаса (Vytautas). (Иначе говоря - соответственно, Ягайло и Витовт) .

Витаутас Великий, один из самых выдающихся литовских средневековых политических деятелей, осуществивший централизацию Великого княжества и успешно вел войну против Московии. К моменту его смерти в 1430 году литовская гегемония достигла своего апогея, простираясь от Балтийского до Черного морей . Его смерть, однако, также положила конец независимому государству Литвы. В 1440 г. польская и литовская короны были объединены.

Согласно условиям Брестской унии (1565) Православная церковь Литвы переходит в ведение Римско-католической церкви в качестве католиков-униатов . (Брестская уния была принята после съезда православного духовенства литовско-польского государства в Бресте. При этом подавляющее количество верующего населения территории, где находится современная Литва, после принятия христианства и до сегодняшнего дня оставалось католиками . Прим. сайт).

Под опекой ягеллонских благодетелей — Зигмунта Старого (Zygmunt) и Зигмунта Августа (Zygmunt August) происходит внедрение идей гуманизма и распространение реформации в Литве. (Зигмунт Старый и Зигмунт Август, последовательно правившие с 1507 по 1572 гг. в качестве королей Польши и великих князей Литвы отец и сын, были последними представителями литовской династии Ягеллонов на троне литовско-польского государства. Хотя эти два правителя исповедовали католицизм, они не вели борьбу против реформации. Одновременно в 1563 году Зигмунт Август уравнял в правах православных и католиков, что было отражено и в Статуте Великого княжества Литовского 1566 года. Прим. сайт).

Значимые культурные достижения того времени включают книгопечатание, издание статута Литвы, и основания Вильнюсского университета (1579) иезуитами.

Заключение Люблинской унии (1569), ознаменовало окончательное преобразование польско-литовского союза в единое государственное Содружество — Rzeczpospolita (по-польски Rzeczpospolita (Речь Посполитая) можно перевести как «Содружество». Прим..

Прекращение династии Ягеллонов (1572) и начало избрания неместных королей на престол Rzeczpospolita привели к политической маргинализации Литвы. Польский стал государственным языком .

XVII / XVIII века. Постоянные войны с Россией и Швецией за Ливонию, Белоруссию и Украину ослабли Rzeczpospolita . Вильнюс неоднократно разорялся пожарами, эпидемиями и грабился шведами и казаками (Cossacks). Тройственный союз между Россией, Австрией и Пруссией привел к разделению Rzeczpospolita (в 1772, 1793 и 1795 гг.), Согласно результатам разделов, Литву отнесли к царской провинциальной административной системе (России). Царской власть принесла в Литву интенсивную русификацию и строгую цензуру», (Из справочника «Vilnius in your pocket», изданного в первый год после восстановления литовской независимости, 1992. (Перевод с английского и примечания сайт)

Этот обзор составлен сайт по нескольким официальным и полуофициальным литовским публикациям, а именно: справочнику «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г., рус. яз.); официальному иллюстрированному литовскому изданию, выпущенному совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010 г.,рус. яз.); справочнику по литовской столице и Литве «Vilnius in your pocket» (1992 г. и посл. издания, англ. яз.), справочнику «Познакомьтесь с Вильнюсом» (Вильнюсский туристический центр, ок. 2007 г., рус.яз.); др. материалам.

Племена балтов, заселявшие юго-восточные районы Прибалтики, во второй половине I тысячелетия н. э. в культурном отношении мало отличались от кривичей и словен. Жили они преимущественно на селищах, занимаясь земледелием и скотоводством. Исследователи полагают, что пашенное земледелие здесь вытеснило подсечно-огневое уже в первых веках нашей эры. Основными сельскохозяйственными орудиями были соха, рало, мотыга, серп и коса. В IX-XII вв. выращивались рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен и конопля.

С VII-VIII вв. начинают сооружаться укрепленные поселения, где сосредоточивались ремесленное производство и племенная знать. Одно из таких городищ - Кентескалнс - было защищено земляным валом высотой до 5 м, имевшим внутри бревенчатую основу. Жилищами служили наземные срубные постройки с печами-каменками или очагами.

В Х-ХII вв. городища превращаются в феодальные замки. Таковы Тервете, Межотне, Кокнесе, Асоте - в Латвии, Апуоле, Велюона, Медвечалис - в Литве. Это были поселения феодалов и зависимых от них ремесленников и торговцев. Около некоторых из них возникают посады. Так появляются города Тракай, Кернаве и другие.

Во второй половине I тысячелетия н. э. латгалам, земгалам, селам, жемайтам, куршам и скальвам свойствены были захоронения на бескурганных могильниках по обряду трупоположения. На куршских могильниках захоронения иногда обозначались кольцеобразным венцом из камней. В жемайтских кладбищах на дне могильных ям, чаще у головы и ног погребенных, клались крупные камни. Характерной балтской обрядностью было положение в могилы мужчин и женщин в противоположном направлении. Так, мужские трупоположения у латгалов ориентировались головой к востоку, женские - к западу. Аукштайты хоронили умерших под курганами по обряду трупосожжения. До VIII-IX вв. курганы обкладывались в основании камнями. Число захоронений в насыпях колеблется от 2-4 до 9-10.

В последних веках I тысячелетия н. э. обряд кремации из восточной Литвы постепенно распространяется среди жемайтов и куршей и в начале II тысячелетия окончательно вытесняет трупоположения. Среди латышских племен и в начале II тысячелетия безраздельно господствовал обряд ингумации 15 .

Балтским захоронениям свойственно большое число бронзовых и серебряных украшений, нередко они сопровождались оружием и орудиями труда. Высокого мастерства балты достигли в бронзолитейном деле и обработке серебра и железа. С большим вкусом изготавливались серебряные украшения. Народное искусство балтов своими корнями уходит в глубь веков. Стремление к красоте отразилось в различных областях материальной культуры, и прежде всего в одежде и украшениях - головных венках, шейных гривнах, браслетах, фибулах, булавках 16 .

Женская одежда состояла из рубахи, поясной одежды (юбки) и наплечного покрывала. Рубахи застегивались подковообразными или иными фибулами. Юбка в талии стягивалась тканевым или плетеным поясом, а по нижнему краю иногда украшалась бронзовыми спиральками или бисером. Наплечное покрывало (скенета у литовцев, виллайне у латышей) изготавливалось из шерстяной или полушерстяной ткани, выработанной в технике саржевого плетения в три-четыре ремизки и окрашенной в темно-синий цвет. Некоторые наплечные покрывала украшались по краям тканым поясом или бахромой. Но чаще они богато украшались бронзовыми спиральками и колечками, ромбовидными бляшками и привесками. Наплечные покрывала застегивались булавками, фибулами или подковообразными пряжками. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, кафтана, пояса, шапки и плаща. Обувь преимущественно шилась из кожи 17 .

Для изготовления бронзовых украшений очень широко употреблялось литье. Вместе с тем начиная с середины I тысячелетия н. э. все чаще используется ковка металлов. В IX-XI вв. часто изготавливались бронзовые посеребренные украшения. Применялись два приема: 1) серебрение методом выжигания; 2) покрытие бронзовых изделий листовым серебром. Серебряными листочками часто пользовались для украшения некоторых фибул, подвесок, булавок, поясных принадлежностей. Они приклеивались к бронзе клеем, состав которого пока не изучен 18 .

Многие украшения и другие изделия богато орнаментировались. Для этой цели применялись чеканка, гравировка, инкрустация и т. п. Самыми распространенными были геометрические узоры.

Различаются головные уборы замужних женщин и девушек. Женщины покрывали головы льняными намитками, которые на правой стороне застегивались булавками. Распространены были булавки с треугольной, колесообразной или пластинчатой головкой. Девушки носили металлические венки, которые, согласно похоронным традициям, надевали и пожилым женщинам. Наиболее распространенными у земгалов, латгалов, селов и аукштайтов были венки, состоящие из нескольких рядов спиралек, перемеженных с пластинами. Наряду с ними у латгалов и земгалов встречаются и металлические жгутовые венки, нередко дополненные различными подвесками. В западнолитовских землях девушки носили нарядные круглые шапочки, богато украшенные бронзовыми спиральками и подвесками.

Очень распространенную группу украшений составляют шейные гривны. В богатых латгальских погребениях встречаются до шести экземпляров гривен. Очень модными были гривны с тордированной дужкой и гривны с утолщенными или расширяющимися, заходящими друг за друга концами. Гривны с расширяющимися пластинчатыми концами часто украшены трапециевидными подвесками. С IX в. распространяются витые гривны.

Для западнолитовских районов характерны роскошные ожерелья из янтарных бус, из ребристых бус темно-синего стекла и бронзовых бус бочонкообразной формы. Иногда шейные ожерелья составлялись из бронзовых спиралей или спиральных бус и кольцеобразных привесок.

Латышские племена шейные ожерелья почти не носили. Зато успехом у женщин пользовались нагрудные бронзовые цепочки. В несколько рядов они обычно свешивались от пластинчатого, ажурного или проволочного цепедержателя. На концах цепочек, как правило, имелись разнообразные привески из бронзы - трапециевидные, бубенчики, в виде двухсторонних гребней, пластинчатые и ажурные зооморфные.

Еще одну группу нагрудных и наплечных украшений составляют фибулы, подковообразные застежки и булавки. Арбалетовидные фибулы - кольчатые, с маковидными коробочками на концах, крестовидные и ступенчатые - характерны для западной и центральной Литвы. На территории куршей и латгалов мужчины носили дорогие совообразные фибулы - роскошные бронзовые предметы с серебряной плакировкой, иногда инкрустированные цветным стеклом.

Подковообразные застежки литовско-латышских земель довольно многообразны. Наиболее распространенными были застежки с концами, загнутыми спирально или трубочкой. Обычны также подковообразные застежки с многогранными, звездчатыми и маковидными головками. Некоторые экземпляры подковообразных застежек имеют сложное строение из нескольких свитых жгутов. Широкое распространение получили также застежки с зооморфными концами.

Булавки употреблялись куршами и жемайтами и служили для застегивания одежды и скрепления головного убора. Среди них выделяются булавки с колечкообразны-ми головками, булавки с раструбо-видными, треугольными и крестовидными головками. Крестовидные головки булавок, распространенных преимущественно в западной Литве, покрывались листовым серебром и украшались темно-синими стеклянными вставками.

Браслеты и перстни носили на обеих руках, нередко по нескольку сразу. Одним из распространенней-ших типов были спиральные браслеты, что, по-видимому, обусловлено широким бытованием среди балтских племен культа змеи. Спиральные браслеты напоминают своей формой змею, обвитую вокруг руки. С этим же культом связана и распространенность браслетов и подковообразных застежек со змеиноголовыми концами. Многочисленную и очень характерную группу составляют так называемые массивные браслеты, полукруглые, треугольные или многогранные в сечении, с утолщенными концами. Распространены были и браслеты иных форм, украшенные геометрическими узорами.

Широкое распространение получили спиральные перстни и перстни с расширенной средней частью, украшенной геометрическими мотивами или имитацией витья и спиральными концами.

Обнаруживаемый у Балтийского моря янтарь способствовал широкому изготовлению из него различных украшений.

Среди литовских и пруссо-ятвяжских племен с первых веков нашей эры был распространен обычай хоронить коня вместе с умершим или погибшим всадником. Этот ритуал связан с языческими представлениями балтов 19 . Благодаря этому в литовских материалах хорошо представлено снаряжение всадника и верхового коня.

Снаряжение коня составляли узда, удила, попона, седло. Самой роскошной была, как правило, узда. Она изготавливалась из кожаных ремней, разнообразно скрещенных. Места скрещений скреплялись бронзовыми или железными бляшками-оковками, часто инкрустированными или полностью покрытыми серебром. Ремни узды украшались двумя-тремя рядами серебряных конусиков. Иногда уздечки дополнялись бляшками и бубенчиками. Мотивы орнамента на бляшках: чеканные точки, кружочки, ромбы и двойная плетенка. На верхнюю часть узды надевались еще бронзовые спирали или цепочки с трапециевидными подвесками.

Удила были двухчленные или трехчленные и заканчивались кольцами или нарядными псалиями. Прямые псалии украшались иногда стилизованными зооморфными изображениями. Посеребренные железные псалии являются обычной находкой. Встречаются и костяные псалии, обычно орнаментированные геометрическими мотивами. На конце костяной псалии из могильника Граужяй изображена стилизованная голова коня.

Попоны украшались ромбическими бляшками, а по краям - бронзовыми спиралями. Разнообразны железные пряжки и стремена от седел. Дужки стремян орнаментированы косыми и поперечными нарезками и нередко покрыты серебром и украшены чеканными треугольниками, треугольниками с зернью или зооморфными изображениями.

Предметы вооружения литовско-латышских племен принадлежат в основном к типам, широко распространенным в Европе. Своеобразие его отражается лишь в орнаментике. Преобладают геометрические мотивы из треугольников, крестиков, кружочков, прямых и волнистых линий.