Тёплые и холодные цвета в живописи. Теплые и холодные цвета

Особенно распространены в искусствоведческой литературе и в художественно-педагогической практике понятия «теплый» и «холодный» цвета. Трудно найти статью или книгу, в которой они не употреблялись бы. Однако чаще всего авторы ограничиваются лишь констатацией факта, что картина написана в «теплых» или «холодных» тонах. Распространенность этих понятий делает их заслуживающими более подробного рассмотрения.

В литературе по цветоведению принято всю часть спектра, начиная с зеленого в сторону красного, относить к теплым цветам, а часть от голубого к пурпурному — к холодным. Зеленый иногда относят к холодным цветам, а иногда выделяют его как нейтральный. Промежуточным между теплыми и холодными цветами можно также считать пурпурный. Объективная основа разделения цветов на теплые и холодные пока еще не совсем ясна. До недавнего времени считалось, что в основе такого различия лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего мира.

Например, синий цвет воспринимается как холодный потому, что он присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода, прохлады или свежести; цвета красно-желтые воспринимаются как теплые, потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет. Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того, экспериментально установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность к красному и желтому, отрицательное — к синему и зеленому. Разделение цветов на теплые и холодные в живописи имеет, видимо, более глубокие, определенные рядом психологических моментов причины.

В природе «теплота» или «холодность» цвета обычно определяются состоянием атмосферы, которая часто делает на свету тона холодными, а в тени, наоборот, теплыми. Об этом еще в XIX в. писал В. Вицольд: «На открытом месте, и когда солнце находится низко на небе, предметы, освещенные прямым солнечным светом, имеют теплые оттенки, ибо свет на своем длинном пути через атмосферу к предмету и от предмета до глаза принимает красновато-желтый тон, между тем как предметы, освещенные голубоватым отраженным светом неба, имеют холодные оттенки.

Например, горные цепи, освещаемые солнечным светом при восходе или на закате солнца, в особенности если они состоят из голых скал и находятся вблизи, показывают теплые светлые тоны и холодные голубые тени».

Интересную, но не бесспорную теорию, объясняющую явление тепло-холодности цвета, предложил Р. Арнхейм. Основной смысл его концепции заключается в том, что любой цвет может быть и теплым и холодным; термины «теплый» и «холодный» приобретают характерное значение только тогда, когда они указывают на отклонение от данного цвета в направлении к другому цветовому оттенку. Голубовато-желтый или голубовато-красный цвета выглядят холодными; например, красновато-желтый или красновато-голубой цвета кажутся теплыми. Таким образом, примесь к цвету, традиционно считающемуся теплым, какого-либо холодного делает его холодным, и наоборот.

На наш взгляд, Арнхейм не прав в том, что рассматривает тот или иной цвет как абсолютное свойство. Когда речь идет о цветах спектра, то мы обычно разделяем их на теплые и холодные по их положению в системе. Подобное различие служит лишь отправным пунктом для дальнейших характеристик. Поскольку физиологами давно замечено, что воздействие теплых цветов на организм соответствует более ощущению тепла, а холодных — холода, вполне справедливо считать, что примесь теплого цвета к холодному делает его лишь теплее, но не теплым. И вообще хотелось бы заметить, что теплоходность есть не абсолютное, а относительное качество цвета. Любой цвет может быть теплым или холодным не вследствие примеси к нему другого цвета, а по отношению к другому цвету — так, например, берлинская лазурь теплее ультрамарина, краплак холоднее кадмия красного, а ультрамарин и берлинская лазурь вместе будут холодными по отношению к краплаку и кадмию, которые относятся к теплым цветам. Поэтому неправильно «температуру» цвета характеризовать только по наличию оттенка. Арнхейм прав, однако, отмечая особую роль оттенка, но это относится уже не только к характеристике по принципу «теплый — холодный», а вообще к проблеме выразительности цвета. Говорят, что оттенок живописцу часто дороже цвета; и действительно, в цвете, который содержит в себе какой-либо другой, содержится и нечто более живое, сложное, эмоциональное — чистый цвет без оттенка всегда строг, холоден и беспристрастен.

«Температура» цвета зависит также и от насыщенности. Оптимально насыщенные, чистые цвета всегда будут холоднее соответствующих им слабо насыщенных. Мы часто характеризуем как холодную и строгую ту красоту, в которой все строго, правильно. Мы называем холодной архитектуру, которая характеризуется геометрической четкостью, строгой симметрией своих форм, и, наоборот, красота, в которой заметно какое- либо отклонение от правильности, более привлекает, мы ее противопоставляем холодной как более одухотворенную, живую, теплую.

Но в этой связи нужно уточнить и понятие «чистые» цвета. Все цвета спектра в известном смысле являются чистыми или оптимально насыщенными, поскольку каждому из них теоретически соответствует монохроматическое излучение. Однако в спектре содержатся и такие цвета, как оранжевый, желтый, желто-зеленый, которые воспринимаются как смешанные или, во всяком случае, содержащие оттенки. Поэтому в спектре следует выделять основные чистые цвета, то есть цвета, смешением которых образуются все остальные. Температура смешанных вторичных цветов тогда будет зависеть от преобладания в них красного или синего. Смешанный цвет может быть менее насыщенным по отношению к соответствующему ему спектральному, и в этом случае он будет теплее.

Теплохолодность цвета зависит и от светлоты последнего. Цвета более яркие будут холоднее, нежели более темные, потому что светлота связана с насыщенностью , и при потемнении цвета утрачивается его насыщенность. Отчасти, очевидно, поэтому более темный цвет кажется более теплым, чем соответствующий ему светлый. Разные цвета обладают неодинаковой способностью изменять или приобретать оттенки, становиться то теплее, то холоднее. Особой подвижностью отличается в этом смысле красный цвет. В. Кандинский верно заметил: «Любой цвет может быть холодным и теплым, но нигде этот контраст не заметен так сильно, как в красном».

Таким образом, абсолютное разделение цветов на теплые и холодные для живописи, в которой цвет всегда берется в отношениях, ничего не значит. Для живописной практики гораздо более важное значение имеют не определения «холодный» и «теплый», а определения «теплее», «холоднее».

Качества, определяемые как «теплый» или «холодный», в живописи имеют связь с моделировкой формы, с трактовкой пространства и с цветовой перспективой. Теневые и освещенные части предметов строятся всегда на контрасте теплого и холодного. Если свет теплый, то тень холодна, и наоборот.

Среди художников долгое время велись споры о распределении теплых и холодных цветов при изображении света и тени. Дж. Рейнольдс считал незыблемым правилом, что свет всегда должен быть теплым, а тень — холодной. В противоположность ему английский писатель по вопросам искусства Бернет (1827), опровергая мнение Рейнольдса, утверждал, что света в картине, наоборот, должны быть холодными, а тени — теплыми. В этом споре его участники выражали лишь свое субъективное отношение к контрасту «теплое — холодное».

В действительности же в зависимости от цвета освещения и ряда привходящих моментов, как света, так и тени могут быть и теплыми и холодными. Практика мирового изобразительного искусства дает много тому примеров.

Контраст теплых и холодных цветов используется не только в живописи, но и нередко в графике — например, в смешанной графической технике сангины и итальянского карандаша. Очень важно определение теплоты или холодности в характеристике ахроматических цветов. Теплый черный и холодный черный производят совершенно разное впечатление.

«Температурные» качества цвета в живописном произведении часто выступают в очень сложной форме и служат одним из основных признаков красоты и содержательности тона.

В живописи выдающихся мастеров можно найти немало примеров, когда холодная тень, выполненная преимущественно синими красками, пронизана какой-то скрытой теплотой. Определение — насколько тот или иной тон теплее или холоднее — в значительной мере решает проблему нахождения верного тона.

Как ни странно, но цветовая гамма способна кардинально не только изменить внешний и внутренний декор в помещении, но также заметно поменять настроение человека. Согласитесь, в комнате с грязно-синими стенами чувствуешь себя несколько неуютно, чем в помещении с оливковыми оттенками?

Как известно все цвета делятся на три вида:

  • холодные оттенки (красный, зеленый, синий);
  • теплые тона (желтый, оранжевый, бирюзовый);
  • нейтральные (белый, серый, черный) сочетаются со всеми одинаково спокойно.

Все холодные и теплые цвета красок могут сотворить из маленькой комнаты более просторную, низкие потолки визуально поднять, а стены раздвинуть. Правильное сочетание оттенков творит настоящее чудо, но такое искусство под силу не каждому.

Именно поэтому за советом при выборе красок и цветовой гаммы для текстиля, мебели остальных элементов, лучше обратиться к специалистам – дизайнерам и стилистам.

Как выбрать цвет


Если вы решили кардинально изменить интерьер в своем доме или отдельной комнате, то для начала изучите палитру оттенков на фото, где представлены холодные и теплые цвета.

Потолок и стены

Специалисты советуют склоняться больше к теплым, пастельным оттенкам, которые не раздражают нервную систему и спокойно воспринимаются человеком при достаточном освещении.

Для смелых, активных и открытых личностей поле для фантазий безгранично и можно совмещать разные холодные цвета красок с нейтральными и теплыми, что не только поможет реализовать затею в жизнь, но также визуально увеличит пространство или поднимет потолки:

  • черная стена и , зеркальный потолок и белоснежный пол, а также синяя мебель и голубые стены;
  • или все выдержать в единой цветовой палитре, но с разными оттенками – холодный синий, нежно бирюзовый и небесно голубой;
  • а также добавить к ярким акцентам, например, к ярко красному — капельку спокойствия и умиротворения – легкий оранжевый, желтый или розовый.

Элементы декора в мебели

Для примера расскажем, как можно своими руками изменить стиль в комнате с меланхоличного прованс до молодежного и кричащего хай-тек:


  • выбрать основной цвет – белый, кремовый, голубой или любой другой;
  • добавить к нему несколько элементов ярких и некоторых металлических элементов фурнитуры подойдёт электропроводная краска Zinga любого холодного тона – красная, синяя, черная и т.д.;
  • в той же насыщенной расцветке применить декор в текстиле, мебельной обивке или картинах;
  • покрасить одну стену или потолок холодным цветом и разбавить все это мягкими оттенками.

Совет: при выборе цветовой палитры руководствуйтесь своими желаниями в первую очередь, а так же не сиюминутным настроением, ведь вам здесь предстоит жить. Для покраски металлических поверхностей лучше использовать огнезащитные краски по металлу Полистил, которые защитят от коррозии и ржавчины.

Внешний и внутренний интерьер


Если у вас по плану ремонт не только внутри, но и снаружи здания, то, прежде всего, определитесь со стилем и только потом покупайте необходимую краску. Внешний экстерьер фасада можно оформить не только лакокрасочным материалом, но также готовыми панелями, декоративным камнем, плитами под кирпич или дерево.

Но в любом случае, если желаете что-то выделить, то используйте яркие насыщенные тона – холодные, которые на фасаде смотрятся более выигрышно, чем при внутреннем декорировании стен.

Для каждого вида отделки существует своя инструкция, которой следует придерживаться. Это поможет вам минимизировать финансовые расходы и время.

Каждая комната – свое настроение


Для внутреннего оформления сочетание цветов играет наиболее весомую роль. Краской можно испортить или поднять настроение, ввести человека в состояние дискомфорта или депрессии или наоборот, придать радужность и вдохнуть позитив.

Если говорить о каждой комнате в отдельности, то для отдельной зоны в квартире лучше отдать предпочтение разным оттенкам:

  • Кухня и столовая прекрасно будут смотреться в светлых, приятных тонах – желтый — солнечный, голубой – цвет свежести, кремовый – напоминает кофе со сливками, а также зеленый, как холодный, но в умеренном количестве – цвет свежей зелени. Ведь здесь мы принимаем гостей, обедаем всей семьей, готовим, и хочется всегда получать заряд только положительной энергетики.
  • Гостиная комната вполне великолепно примет на себя роль важной и напыщенной приемной для гостей – черно-белая палитра красок с яркими пятнами на картинах, в светильниках и каминной полке. Также вполне подойдет стиль классический с натуральными оттенками и спокойными линиями.
  • Спальную комнату приятнее всего видеть в теплых мягких тонах – кремовый, салатовый, оранжевый и даже синий. Также можно все это разнообразить фотообоями или декоративной штукатуркой, а также внести немного интриги и дополнить стены панно с граффити или интересную люстру и бра в стиле минимализм.

Остальные помещения – ванная, детская и холл можно обыграть в зависимости от своих пожеланий, но с учетом общей обстановки.

Совет: если не хватает идей, или сомневаетесь в правильности выбора, то закажите услугу дизайнера. Цена за такое удовольствие не особенно большая, а вот радости от результата получите в полном объеме.

Выводы


Какой бы цвет для своего дома вы не выбрали, всегда и все можно исправить, дополнить или изменить. Фантазируйте и экспериментируйте, не бойтесь темных красок и насыщенных оттенков. Ведь красные стены можно сделать оранжевыми, а синий цвет потолка превратить в бирюзовый.

На видео в этой статье вы увидите разные решения для , и быть может, вам это как-то поможет при ремонте. Удачи!



Жили-были на свете две девочки-подружки – девочка ЗИМА и девочка ЛЕТО. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У ЛЕТА – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у зимы – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.

Девочка ЗИМА опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка ЛЕТО согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.



Ледокол Арктика .











Камерова Валентина Михайловна



Основные цвета

Составные цвета



Цветовой круг

ПОСМОТРИ на цветовой круг, И определи, где тёплые, а где холодные цвета?



Теплые цвета

Холодные цвета



Но существует между подружками спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.

Как вы думаете, почему?

Как можно получить зелёный цвет?











Рассмотри две фотографии с пейзажами.

Какой из этих пейзажей «тёплый» , а какой «холодный»? Почему?



Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.

Архип Куинджи "Эльбрус вечером".



Ян ван Гойен "Пейзаж с дюнами".



Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась

Птица чудная она. Вся из пламени-огня. Крылья плавно поднимает, Хвост как веер распускает, Глазки яхонтом горят – Удивительный наряд. Побеждает темень, мрак. Туче чёрной – первый враг. А перо той дивной птицы Вмиг желание исполнит, Людям счастье принесёт.



Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.

Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.







Практическая работа .

Изображение пера Жар-птицы

Выберите для работы характер мазка.

Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко».

А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».