Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков. Защита прав и законных интересов Альтернативный и последовательный порядок защиты прав

ОБЩИЙ (СУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Общий порядок защиты является наиболее популярной среди участников гражданского оборота формой защиты гражданских прав. Так как в данной форме существует определенная последовательность действий, установленной и санкционированной государством. В общем порядке рассматриваются основная масса дел посредством гражданского, конституционного судопроизводства.

Судебная (общая) форма среди всевозможных форм защиты играет важную роль, как исторически образовавшаяся, детально структурированная нормами процессуального права и универсальна в правовом контексте. Выступает гранатом надежного применения закона в области разграничения прав и обязанностей сторон.

Судебная деятельность, существующая прежде всего для защиты интересов граждан, а также в установленных законом случаях и организаций – проецирует принцип демократизма. Следует отметить, что право судебную защиту конституционное право. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод - провозглашает Конституция РФ (п. 1 ст. 46). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Судебная власть при защите гражданских прав и законных интересов судами общей юрисдикции осуществляется посредством гражданского судопроизводства.

Гражданским судопроизводством (гражданским процессом) называется порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права.

Под гражданскими делами понимаются дела, вытекающие из широкого спектра правоотношений - конституционных, административных, финансовых, земельных, гражданских, трудовых, жилищных, семейных правоотношений. Задачами гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов, предупреждение правонарушений.

Начало реализации судебного порядка защиты гражданских прав – является волеизъявление заинтересованного лица, выраженное в заявлении (исковом, по делам особого производства), в котором отражаются требования и обоснование их. Судья проверяет наличие, либо отсутствие у суда компетенции на рассмотрение правоотношения. Если указанный правовой случай входит в рамки судебной формы защиты с процессуальной и материальной стороны, то суд выносит определение о принятии заявления к производству. Данный юридический факт ознаменует момент возникновения гражданского дела.

Суд, заинтересованные лица, лица, содействующие правосудию и иные участники гражданского процесса, в ходе рассмотрения и разрешения дела, совершают определенные действий (участвуют в заседании, заявляют отводы, дают объяснения и др.) Такие действия связанные с рассмотрением дела, вынесением решения, его обжалованием, исполнением, суд, лица, участвующие в деле, лица, содействующие правосудию и иные участники гражданского процесса по гражданскому делу, могут осуществляться только лишь в рамках процессуального закона и исходя из этого именуются процессуальными действиями, представляющими собой единое целое гражданский процесс.

Гражданский процесс как собирательная категория, охватывает процессуальные действия суда, лиц, участвующих в деле и иных участников процесса, а также их процессуальные права и обязанности. В целях достижения правосудия суд и остальные участники, наделяются определенными процессуальными правами, соответствующими процессуальному законодательству обязанностями. В ходе процесса происходит реальное применение прав и обязанностей. Суду, всем другим участникам для достижения целей правосудия законом предоставляются определенные процессуальные права с возложением на них соответствующих процессуальных обязанностей. Процессуальные права и обязанности реализуются в ходе процесса. Например, право на обращение в суд реализуется путем подачи искового заявления, право на защиту против иска - путем подачи возражений на него или предъявления встречного искового заявления. Праву истца и ответчика участвовать в судебном заседании соответствует обязанность суда надлежащим образом известить стороны о времени и месте заседания. Участники процесса вступают с судом как властным органом в общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского процессуального права и являются поэтому гражданскими процессуальными отношениями.

Таким образом, гражданский процесс есть единство процессуальных действий, процессуальных прав и обязанностей суда, других участников процесса. Главный, но не единственный субъект гражданско-процессуальной деятельности - суд (первой инстанции, кассационной инстанции, суд, рассматривающий протесты в порядке надзора). Процесс включает деятельность и других лиц, заинтересованных в исходе дела, а именно: истцов - граждан и организаций, которые просят суд защитить их права и законные интересы; ответчиков - граждан и организаций, привлекаемых к ответу по заявленному иску; третьих лиц; заявителей по делам особого производства. Заинтересованным в исходе дела гражданам и организациям, их представителям процессуальный закон обеспечивает возможность активного участия на всех стадиях процесса. Суд как главный его участник должен не только соблюдать все процессуальные нормы права, но и добиваться исполнения их всеми участниками процесса.

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) есть урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, обжалованию либо опротестованию судебных актов, рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, а также деятельность суда в исполнительном производстве.

Своеобразие отношений, возникающих в судопроизводстве, заключается в том, что они могут осуществляться только в порядке и формах, установленных нормами гражданского процессуального права, а все участники процесса наделяются законом определенными процессуальными правами и обязанностями.

В процессе указанной деятельности совершаются лишь те действия, которые заранее предусмотрены процессуальными нормами, и поэтому гражданские процессуальные отношения всегда выступают в форме процессуальных правоотношений, а сам гражданский процесс (гражданское судопроизводство) представляет собой неразрывную связь (систему) действий и правоотношений.

Таким образом, вся деятельность суда, а также участвующих в процессе лиц протекает в особой форме, называемой процессуальной.

Характерные черты гражданской процессуальной формы состоят в том, что:

а) порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права;

б) заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участвовать в судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивать свои права и интересы;

в) судебное решение по делу должно быть основано на фактах, установленных в судебном заседании при помощи доказательств, и соответствовать закону (ст. 197 ГПК).

Гражданская процессуальная форма защиты права обеспечивает заинтересованным в исходе дела сторонам определенные правовые гарантии правильности разрешения спора, равенство процессуальных прав и процессуальных обязанностей. Она обязывает суд рассматривать и разрешать споры о праве и при этом строго соблюдать нормы материального и процессуального права, выносить в судебном заседании законные и обоснованные решения с соблюдением установленных законом.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Административная (специальная) форма защиты гражданских прав, также как и судебная форма, выступает в качестве законодательно предусмотренной системы значимых действий лица, чьи права, законные интересы нарушены или оспариваются незаконными действиями компетентных государственных органов, либо должностных лиц, путем обжалования в надзорные органы или вышестоящие органы, в ведение которых рассмотрение жалоб.

Отличительной особенностью административной формы от судебной, является процессуальное средство, при помощи которого, осуществляется защита нарушенных гражданских прав. В суде основное средство защиты иск, а для административного предусмотрена жалоба, подаваемая в соответствующий орган.

Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд. Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц.

Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке.

Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике на совершение сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций.

Пример такого рода обжалования решения антимонопольной службы можно привести из судебной практики арбитражных судов дело № А40-71572/05-72-185. Заявитель Новичков С.Б. к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве (далее – УФАС) о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по исправлению нарушений, допущенных при выдаче заключения от 24.11.2004 № 5-7793 об удовлетворении ходатайства Бабаева М.А. о приобретении 38% акций с правом голоса ОАО «Мособлпроммонтаж», а также об обязании аннулировать указанное заключение.

Статья 33 Основного Закона Российской Федерации - Конституции закрепляет основу правового регулирования административной формы защиты, заключающуюся в том, что гражданам Российской Федерации гарантируется право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.

В случае отсутствия, либо принятия неправомерного решения и действия административного орган п. 2 ст. 46 Конституции РФ предоставляет право на обжалование в суде. Следует учитывать, что законом предусмотрен срок в один месяц для обращения в суд с подобной жалобой на административный орган, со дня получения отказа в его удовлетворении. В иных нормативных правовых актах может быть установлен и иной срок для судебного оспаривания таких действий.

В случаях, когда жалоба удовлетворяется, то подлежит отмене решение, либо признается неправомерными действия или бездействия, нижестоящих органов или должностных лиц их принявшие. Жалоба, как и исковое заявление может быть удовлетворена полностью, либо частично. Если жалоба подана на действия правоохранительных органов, вынесших постановление о привлечении к административной ответственности, то при её удовлетворении производство по делу об административном правонарушении прекращается или выносится приказ о назначении дополнительной проверки (если таковая, например, необходима для доказательства вины привлекаемого в качестве правонарушителя).

Иногда, удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо признает неправомерным действие или бездействие нижестоящего органа или должностного лица и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо вышестоящий орган, должностное лицо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции).

При административном обжаловании решение нижестоящего органа или должностного лица может быть изменено, например, снижена сумма штрафа или вместо штрафа налагается другое взыскание. При этом закон запрещает налагать более жесткое взыскание, например, заменять предупреждение штрафом или увеличивать сумму штрафа.

Отказы в рассмотрении жалоб возможны, если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования. Отказ последует, если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства (см. «Представительство»). Ваше обращение не станут рассматривать, если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих и других случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы с указанием причин. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, вы вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания.

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий или бездействия контрольных органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, можно обратиться и к прокурору.

Стоит отметить, что во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы и их чиновники узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы).

Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.

Основанием жалобы, ее «юридическим составом» являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства решений, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц, затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально.

Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий контрольных органов и их должностных лиц.

Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия контрольных органов в суд. Остальные обращения рассматриваются в установленном порядке в соответствии с правилами делопроизводства.

Можно привести конкретный пример обжалования действий или бездействия аппарата суда, а именно деятельность канцелярии суда. На практике частым явлением затягивания исполнения судебных актов, является искусственно создаваемая волокита работниками судов. Подать жалобу можно непосредственному начальнику – председателю суда в котором находится канцелярия. В жалобе следует указать, что в случае бездействия управомоченного должностного лица, рассматривающий нарушение канцелярии, жалоба будет направлена в Высшую Квалификационную Коллегию Судий Российской Федерации.

Подать жалобу можно тремя способами:

Непосредственно на личном приеме у судьи передать жалобу;

Подать жалобу в канцелярию. Имея при себе дав экземпляра жалобы: предать один работникам канцелярии, а второй оставить при себе после, того как лица, принявшую жалобу поставят отметку о приеме жалобы.

Отправить жалобу почтой, как заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения.

С 15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс предусматривающий специально системно регламентированную процессуальным правом, реализацию защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Существенной проблемой использования процедур административной формы защиты гражданских прав, является отсутствие желания граждан защищать свои права в административном порядке. Вызвано это зачастую, чрезмерно забюрократизированной системой и позицией выстроенной иерархии административных органов, направленная первоначально на защиту чести мундира. Другой проблемой можно назвать, низкий уровень издания норм ведомствами направленных на защиту гражданских прав.

ТРЕТЕЙСКИХ СУД

Альтернативные способы урегулирования правовых споров получают все большее распространение в Российской Федерации. В нашей стране наряду с разрешением споров в порядке осуществления правосудия государственными судами сложилась также альтернативная система урегулирования спорных правовых ситуаций между субъектами гражданских правоотношений. Элементами названной системы являются медиация, переговоры и третейское разбирательство.

Третейское разбирательство занимает важное место в системе охраны гражданских прав, являясь альтернативной юрисдикционной формой их защиты. Такая трактовка приведена в Постановлении Конституционного суда РФ, подтвердившем, что третейский суд является не органом власти, а институтом гражданского общества, наделенном публично значимыми функциями.

Третейское разбирательство представляет собой рассмотрение и разрешение спора независимым нейтральным судьей третейского суда (или составом судей), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение. Третейское производство имеет более сложный порядок рассмотрения спора. Процедура рассмотрения спора в третейском суде схожа с разбирательством дела в суде государственном, но обоснованно диспозитивно. Для возбуждения третейского разбирательства также необходимо составить и направить в третейский суд исковое заявление, суд должен вынести определение о принятии дела к производству, назначить заседание третейского суда, известить стороны о времени и месте третейского разбирательства и т.д. В отношении переговоров или медиации закон таких требований не предъявляет. В отличие от медиации третейское разбирательство оканчивается принятием обязательного для сторон решения. Данные вопросы урегулированы Федеральным Законом о третейских судах. Таким образом, третейское разбирательство сложнее по своей структуре других способов альтернативного урегулирования споров в процедурном плане, только третейский суд имеет свою процессуальную форму.

Деятельность третейских судов направлена на разрешение переданных на их рассмотрение споров, вытекающих из гражданских правоотношений, и принятие по результатам такого рассмотрения актов, имеющих юридическое значение. Осуществляется эта деятельность исключительно в процессуальных формах. Однако порядок формирования процессуальных норм, на основании которых действуют третейские суды, имеет существенные особенности. Источником соответствующих процессуальных форм выступают как нормы действующего законодательства, так и те нормы, которые установлены соглашением сторон, передающих спор на разрешение третейского суда. Регламентация процедуры, процессуального порядка деятельности третейского суда направлена на то, чтобы обеспечить права лиц, спор которых передан на разрешение третейского суда. Вне установленной процедуры деятельность третейского суда осуществляться не может. Всякое действие, совершенное в рамках третейского процесса третейским судом и лицами, участвующими в третейском разбирательстве, имеет процессуальный характер и может быть реализовано только в рамках определенной процедуры. Именно это является одним из признаков юрисдикционного характера деятельности третейского суда. Третейское разбирательство заключенное в процессуальную форму представляет собой привычную для сторон систему установленных правил, соблюдение которых необходимо для разрешения дела.

Порядок третейского производства наиболее подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Применение других форм АРС, таких как медиация и переговоры не гарантирует, что в их результате стороны придут к единому решению, тогда как при передаче рассмотрения дела в третейский суд стороны передают право принятия решения третейскому судье или коллегии судей. В этом случае уже третейский суд принимает решение, изучив все имеющиеся доказательства и выслушав доводы обеих сторон спора.

В частности, гарантией обеспечения равенства прав сторон и объективности при рассмотрении спора является непосредственное участие сторон спора в формировании состава Третейского суда, стороны спора обладают более широкими возможностями в создании доказательственной базы, исследовании и раскрытии доказательств; предусматривается право сторон самостоятельно договориться о применении удобных для них правил третейского разбирательства, что способствует достижению компромисса и заключению мирового соглашения.

Решение по делу будет являться обязательным для исполнения и законодательством также предусмотрен принудительный порядок исполнения решения третейского суда путем выдачи исполнительного листа судом государственным. Гарантируя тем самым сторонам неукоснительное оформление и воплощение такого вида решения, не государственного юрисдикционного органа в акт обязательный для исполнения в конкретном правоотношении.

Таким образом, в системе АРС именно третейское производство играет наиболее значимую роль, и именно данный вид производства можно по праву назвать основной формой альтернативного урегулирования споров.

3. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан

Закон СССР 1987 г. и Закон 1989 г. об обжаловании в суд были приняты спустя 10 лет после провозглашения в Конституции СССР права граждан на обжалование в суд действий должностных лиц.

Действующее законодательство. Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями, позднее – бездействием) органов государства, местного самоуправления, организаций, объединений или должностных лиц, государственных, муниципальных служащих нарушены его права и свободы.

1. Обжалуются в суд действия, бездействие большого круга субъектов.

2. Формула «если считает…» означает, что нарушение прав может быть подлинным или мнимым.

3. Неравнозначность терминов «действие» и «решение».

Предмет обжалования. Обжалуются коллегиальные и единоличные решения, действия (в том числе, предоставление информации как основания для принятия решения), в результате которых:

Нарушены права и свободы;

Созданы препятствия для осуществления прав и свобод;

Незаконно возложены обязанность или ответственность.

Соотношение с административным порядком рассмотрения обращений. Решение проблемы подведомственности административно-правовых споров различно в зависимости от того, какой принцип положен в основу.

В мире существует два принципа:

1. Общая «клаузула» (генеральное положение) означает принципиальную возможность судебного обжалования любого индивидуального или нормативного акта, который затрагивает права и законные интересы граждан или организаций.

2. Перечневый принцип, т.е. путем перечисления обжалуемых споров.

Существует также последовательный и альтернативный порядок судебного обжалования.

Различают право на общую и специальную судебную жалобу.

Общая жалоба означает, что любое решение, действие, акт могут быть обжалованы в суд любым гражданином.

Специальная жалоба подается субъектом, обладающим специальным статусом (военнослужащий, студент и т.п.) по поводу специальных правоотношений. Регулируется специальными нормативными актами (АПК РФ, УПК, КоАП РФ).

Сроки подачи жалобы:

3 месяца - с момента, когда лицо узнало о нарушении его права;

1 месяц – со дня получения письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы;

1 месяц - с момента истечения месячного срока для ответа на жалобу.

Сроки могут быть продлены по решению суда.

Правила рассмотрения обращений. Рассмотрение обращений осуществляется по правилам, установленным ГПК РФ (главы 23-25).

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов;

б) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 247 ГПК РФ регулирует порядок обращения в суд. В отличие от административного порядка гражданин обращается не с жалобой, а с заявлением , в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Таким образом, в российском праве установлен альтернативный порядок подачи жалобы: либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Бремя доказывания

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых ненормативных актов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на этот орган или должностное лицо.

Место рассмотрения

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Сроки рассмотрения

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя того органа, чьи акты или действия (бездействие) оспариваются.

Результаты рассмотрения заявления: удовлетворение или отказ в удовлетворении заявления.

При удовлетворении заявления оно признается обоснованным и устанавливается обязанность соответствующего органа должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Данное решение суда направляется для устранения допущенного нарушения руководителю органа, должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Предыдущая

EXTRAJUDICIAL WAYS TO PROTECT THE SUBJECTIVE

Ignatovich Nikolai Mikhailovich, lawyer, Nikolai Michailovich Ignatovich’s lawyer office, consisting in the register of lawyers of the Arkhangelsk region, bachelor, student-

undergraduate, Russia.

Abstract. The article raises an issue about the alternative methods of protection subjective civil rights. These methods have become the most actual considering the fact of still undeveloped russian judical system. Courts do not apply the substantive law in their entirety, that, as a consequence, leads to a large number of miscarriages of justice, a gross violation of the law courts and violation the rights of the parties involved, rather than their protection.

Keywords: Courts of general jurisdiction, Constitution of Russia, judicial protection, extra-judicial methods of protection, jurisdictional methods of protection, non-jurisdictional methods of protection, arbitration, mediation, notary, claim procedure for dispute settlement.

ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ

ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Игнатович Николай Михайлович, адвокат, адвокатский кабинет Игнатовича Николая Михайловича, состоящий в реестре адвокатов Архангельской области, бакалавр,

студе нт-магистр ант

Аннотация. В статье поднимается вопрос об альтернативных способах защиты субъективных гражданских прав, которые в настоящее время становятся наиболее актуальными в виду несовершенства судебной системы в Российской Федерации, неприменении судами норм материального права в их совокупности, что, как следствие, приводит к большому количеству судебных ошибок, грубому нарушению законодательства судами и нарушению прав участников правоотношений, вместо их зашиты.

Ключевые слова: суды общей юрисдикции, Конституция РФ, судебная защита, внесудебные способы защиты, юрисдикционные способы защиты, неюрисдикционные способы защиты, третейский суд, медиация, нотариат, претензионный порядок урегулирования споров.

Главным направлением деятельности суда, его краеугольной задачей, является защита нарушенного права субъектов гражданско-правового оборота, восстановление нарушенного права. Однако, судебный процесс - это только один из многих способов защиты субъективных гражданских прав. Существуют и другие органы и организации, призванные осуществлять защиту гражданских прав во внесудебном порядке.

Вместе с этим внесудебные способы защиты не относятся напрямую к гражданскому процессу, и, совершенно справедливо,

возникает тогда вопрос об их месте в системе гражданского процесса. Цель у судебных способов защиты и несудебных способов одинаковая - защита гражданских прав, отличие составляют методы, применяемые при осуществлении защиты.

Многие несудебные способы защиты предваряют судебный процесс, а нередко и осуществляют защиту в досудебном порядке, а в некоторых странах они являются наиболее востребованными, чем судебный процесс.

Будет неполным представление о способах защиты гражданских прав, если не обратить внимание на внесудебные способы защиты. Они составляют неотъемлемую часть системы права, направленной на защиту нарушенных прав. В связи с этим, и выбрана тема для исследования в данной статье.

Сама по себе защита нарушенных прав и законных интересов гарантирована довольно широким спектром высшего закона нашего государства - Конституцией РФ. Но сама по себе защита, как стало принято в России, осуществляется в подавляющем большинстве случаев государственным правосудием, созданного в виде целой системы судебных органов, среди которых можно выделить суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды.

Эта деятельность государства является значимой для жизнедеятельности нашего общества. Разрешение споров при помощи государственного аппарата судебной системы является общепризнанной, и способствует устойчивости развития рыночных отношений, неотъемлемой частью хозяйственной деятельности .

Однако, становление и развитие рыночных отношений почти не зависит от достигнутого уровня защиты гражданских прав и законных интересов субъектов гражданско-правового оборота. А вот становление и развитие правового государства и гражданского общества всецело зависит от уровня защиты гражданских прав.

Строго говоря, современная российская процессуальная система создана путем множественных заимствований из англосаксонской и романо-германской систем права, но при правоприменении, в нашей системе этих заимствований придает им совершенно иное значение, сильно отличающееся от первоначального, что свидетельствует о ее смешанном и самобытном характере .

В мировой системе процессуального права, российская система за очень короткий срок сумела доказать свою особенность и самобытность, и стала основой для всей системы разрешения

споров. Но, одновременно с этим, нельзя зацикливаться на судебной системе, как способе защиты гражданских прав, она не является панацеей от любых юридических проблем и конфликтов .

В последнее время потихоньку набирают свою силу альтернативные способы разрешения конфликтов, которые в отечественной доктрине названы внесудебными. Эти способы осуществляются как посредством юрисдикционных, так и неюрисдикционных органов.

Сам по себе третейский суд не входит в систему государственных органов, как и органов местного самоуправления. В этой связи третейское разбирательство является общественной формой разрешения правовых споров.

Сама суть в третейском разбирательстве состоит в том, что обе стороны спора доверяют его разрешение избранным третьим лицам, признавая при этом обязательность их решений .

Уже отмечено, что количество дел, которые были рассмотрены третейскими судами растет с каждым годом . Объясняется это явление тем, что сторонам споров необходимо избежать множества бюрократических проволочек, однобокого толкования норм права, имеющих место в государственных юрисдикционных органах. Такая конкуренция с государственной судебной системой обеспечивает реализацию субъектами гражданского оборота права на свободное, инициативное и самостоятельное осуществление защиты гражданских прав .

Судебный контроль в третейском разбирательстве применяется исключительно по инициативе сторон третейского процесса и вызван, главным образом, для возможности государственного принуждения при исполнении судебных актов третейского суда (разд. VI ГПК РФ и гл. 30 АПК РФ ).

Ярким примером несудебного юрисдикционного способа защиты гражданских прав являются действия, которые осуществляются нотариусами.

Часть 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает, что к компетенции нотариата, в том числе, относятся действия по удостоверению сделок; наложению и снятию запрещения отчуждения имущества; совершению исполнительных надписей; совершению протестов векселей; предъявлению чеков к платежу и удостоверению неоплаты чеков;

принятию на хранение документов; совершению морских протестов; обеспечению доказательств.

Спорность ситуации зачастую отпадает, как и необходимость в обращении за ее разрешением в судебные государственные органы, при условии того, что нотариус выполнял вышеперечисленные действия, что, безусловно, оказывает позитивное влияние на дальнейшее сотрудничество сторон .

Среди неюрисдикционных альтернативных способов разрешения конфликтов относятся такие формы как медиация и посредничество.

Медиация давно известна в других системам права, например, Англии, Австралии, США, Канады и др. В нашей правовой системе институт медиации урегулирован посредством принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» .

По мнению правоведов, его следует рассматривать в качестве альтернативного, довольно распространенного в современных условиях способа урегулирования конфликтов .

При медиации нейтральная сторона, которую выбирают стороны спора, путем переговоров помогает найти компромисс. Эта сторона, это лицо, называется медиатор . Этот институт -институт медиации, существенно отличается как от судебной процедуры, так и от процедуры рассмотрения спора в третейских судах. Отличительными чертами процедуры медиации являются конфиденциальность, наиболее короткие сроки разрешения спора, возможность для сторон выбирать самостоятельно посредника, а также непосредственно и активно участвовать в урегулировании конфликта процедуры .

Внедрение примирительных процедур в качестве альтернативных способов защиты прав нашло свое закрепление в Федеральной целевой программе развития судебной системы на 2007-2012 годы .

С помощью медиации стороны могут в досудебном порядке урегулировать свой спор, тем самым защитив без участия государственного либо негосударственного судебного органа свои гражданские права и законные интересы .

Но и без проведения процедуры медиации, стороны самостоятельно могут в досудебном порядке разрешить свой спор. Так, согласно Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года

действовал обязательный претензионный порядок для досудебного урегулирования споров.

Претензионный порядок разрешения спора являл собой обязательное направление второй стороне спора претензии в письменном виде еще до момента обращения в суд с иском. Такой порядок является исконно русским способом урегулирования споров , и не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.

Дальнейшее совершенствование механизма правового регулирования экономических споров неизбежно предъявит необходимость поиска новых путей их разрешения. Приведенный анализ внесудебных способов урегулирования споров свидетельствует о наличии в них общих наметившихся в обществе и праве тенденций, направленных на расширение свободы прав субъектов в разрешении правовых конфликтов, возможности поиска путей их урегулирования самостоятельно, стремления к «диалогу» и партнерству.

По мнению автора, для успешного решения задач по «разгрузке судебной системы» и повышению качества правосудия наше государство должно развивать систему альтернативных способов разрешения споров. Эту задачу необходимо решать на нескольких уровнях: правовом, организационном и профессиональном. Для любой деятельности, в том числе и для внесудебного урегулирования конфликтов, необходимы правовые основы деятельности, организационно-хозяйственная инфраструктура, а также достаточное количество профессионалов.

Библиографический указатель:

1. Николюкин С. В. К вопросу о праве на защиту прав предпринимателей в арбитражных судах // Вестник арбитражной практики. 2011. № 4. С. 12-14

2. Малешин Д. Я. Гражданская процессуальная система России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 16, 35-36.

3. Медникова М. Е. Досудебное урегулирование споров в сфере экономической деятельности (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 3.

4. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М. А. Шакарян. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 556. (Автор § 1 гл. 28 - М. В. Филатова).

5. Курочкин С. А. Государственные суды в третейском разбирательстве и международном коммерческом арбитраже. М.: Вол-терс Клувер, 2008. С. 139.

6. Осокина Г. Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М.: Норма, 2007. С. 817-818.

7. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 3532.

8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1) (в ред. от 21.12.2013) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

10. Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы: Монография. М.: Проспект, 2010 // СПС «Консуль-тантПлюс».

11. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / Отв. ред. С. К. Загайнова, В. В. Ярков. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 290.

12. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

13. Бегаева А. А. Институт медиации - альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов // Предпринимательское право. 2008. № 3. С. 13.

14. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 12.

15. Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А., Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2000. С. 38

16. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О Федеральной целевой программе развития судебной системы на 2007-2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.

Судебная защита интересов требует немалых денежных затрат, знания процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. В связи с этим часто используются альтернативные способы разрешения споров.

В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейском суде (ст. 11 ГК РФ).

Третейский суд, хотя и носит такое название, судебным органом не является и не входит в число органов, образующих судебную систему РФ. Он избирается участниками гражданско-правовых отношений для разрешения возникших или возможных между ними в будущем конфликтов. Он носит общественный характер, не осуществляет правосудие и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. Третейские суды могут быть созданы для разрешения как споров между гражданами, так и экономических споров, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

При рассмотрении споров по вопросам такой узкоспециализированной сферы человеческой деятельности, как здравоохранение, медицинское страхование, особое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон.

В целях осуществления наиболее эффективной защиты законных прав и интересов застрахованных граждан представляется целесообразным создание специализированных постоянно действующих третейских судов по рассмотрению споров, возникающих в системе здравоохранения.