Грунтозацепы для мотоблока из кольчатой бороны. Самодельные грунтозацепы к мотоблоку и мотокультиватору своими руками. Грунтозацепы для мотоблока из автомобильных дисков

С помощью мотоблока можно сделать много разнообразной работы, если в дополнение к агрегату имеется соответствующее навесное оборудование. Главная задача любого мотоблока - это обработка почвы: вспахивание, окучивание, возможно, посадка и выкапывание картофеля с определенным навесом. Вспашка требует грунтозацепов для культиватора. Это надежные помощники каждого владельца агрегата, а сделать грунтозацепы для мотоблока своими руками можно в течение нескольких часов. Грунтозацепы - довольно распространенное навесное оборудование, которое позволяет увеличить массу техники и обеспечить лучшее сцепление мотоблока с почвой.

Общая информация

Самостоятельное изготовление зацепов

Для «Невы»

Мотоблок каждой марки имеет навесные опции, более других подходящие к его конструкции. Лучше, конечно, приобретать универсальный мотоблок, для которого подходят практически все навесы. Для «Невы» производятся колеса с грунтозацепами Ø 340×110 .

По конструкции данные грунтозацепы немного больше описанных нами самодельных. Нужно соблюдать инструкции , указанные выше, но выбрать ободья других размеров. Высота колеса для зацепа «Невы» должна составлять 340 мм, ширина самодельного приспособления - 110 мм.

Для «Кентавра»

Грунтозацепы для мотоблока этой марки отличаются лишь размерами. Выше были описаны размеры, на которые нужно было ориентироваться, переделывая старые колеса в грунтозацепы для «Невы». Та же схема используется для изготовления колес с зацепами больших размеров. Высота колеса выбирается 450 мм. Ширина колеса должна равняться 110 мм, как и для «Невы». Такие зацепы подойдут для мотоблока Кентавр 2060 и 2090 и агрегатов с аналогичными параметрами. Заводской вариант обойдется примерно в $30.

Для «Зубра»

Мотоблок этой марки представляет собой тяжелое профессиональное оборудование, и на него может быть установлено лучшее из имеющегося навесного оборудования. Чтоб «Зубр» отлично заходил в грунт, к нему нужны грунтозацепы. Стандартные приспособления, которые к нему подходят, имеют шину 200 мм и высоту 700 мм. Колеса такой ширины одеваются лишь на тяжелые мотоблоки и, кроме «Зубра» JRQ78 и 79, подходят также «Кентавру» 1070D, «Авроре» 101 и «Авроре» 81, Zirka LX1080D и 1090. В заводском исполнении расстояние между зацепами составляет 14,5 см. Втулка колес имеет диаметр 60 мм. На мотоблок одеваются с помощью дополнительной ступицы.

Описание и размеры зацепов

Тяжелые мотоблоки - наиболее пригодны для работы на тяжелых грунтах и, соответственно, зацепы с большей шириной и высотой больше подходят для сцепления агрегата с целиной или очень запущенным грунтом. Для работ высокой сложности на колеса крепят утяжелители.

Размеры зацепов варьируются в пределах 310−700мм высоты, и 100−200мм ширины. Мотоблоку «Салют» подойдут грунтозацепы 500×100 мм и 500×200 мм. Последние функциональны вместе с плугом. Такого же размера можно купить с песконасыпным утяжелителем, чтоб навесной плуг вспахивал почву глубже. Если имеются зацепы 500×200, утяжелитель можно сделать самому. Колеса с зацепами размером 700×130 мм на мотоблок надевают для работы с окучниками, плоскорезами и картофелекопателем.

Грунтозацепы к «Зубру»

Помимо описанных выше, к тяжелому мотоблоку Зубр JRQ78 и 79 свободно подойдут зацепы 700×100 мм. Ширина их меньше, и, кроме тяжелых, использоваться их можно с мотоблоками средней тяжести.

Зацепы к «Зубру» подойдут «Неве». Очень востребованы зацепы данного размера , как раз благодаря лучшей совместимости. Колеса 700×200 могут быть надеты лишь на тяжелые агрегаты, и предназначены они для обработки целины. Колеса 700×100 подойдут для средних потребностей фермера, их спокойно можно сохранить и закрепить на другом мотоблоке, когда имеющийся устареет, даже на более слабом по мощности. Грунтозацепы 700×100 обойдутся примерно в $70.

Простейшие зацепы

Для изготовления нужно следующее:

  • Лист стальной толщиной 4−5мм для дисков колесных.
  • Лист стальной толщиной 6−8мм для зацепов.
  • Сварочный аппарат.
  • Болгарка.
  • Сверлильный станок или мощная дрель.

Из листа более тонкого вырезаются два одинаковых диска. В центре проделывается отверстие для ступицы и крепления на шпильки колеса. По внешнему краю нарезаются пилообразные выступы 10-сантиметровой глубины. Из толстого листа вырезаются треугольные зацепы с обрезанными углами. Они привариваются строго перпендикулярно к пилообразным вырезам.

Несмотря на неказистость самодельные зацепы , изготовленные этим способом, имеют серьезное преимущество - достаточно тяжелые, чтобы обеспечить прочное сцепление даже с раскисшей или рыхлой поверхностью. О передвижении по грунтовке и речи быть не может, такие колеса предназначены лишь для работы в поле.

Другой экономный вариант - изготовление из стального круга Ø15мм. Может быть использован штурвал от задвижки на магистральном газопроводе, если найдется пара. Зацепы привариваются на внешний обод, в центре крепится ступица.

Для следующей конструкции понадобятся автомобильные диски. Такой вариант изготовления для самодельного мотоблока является оптимальным. При проектировании предусматриваются стандартные колесные ступицы от авто, и приобретается весь комплект из четырех колесных дисков. На одну пару устанавливаются шины, а вторая нужна для тяжелой почвы.

Берется стальной уголок 50−60 мм, режется на части, которые несколько шире дисков. Посередине одной стороны болгаркой выпиливается треугольный сектор 60°.

Уголок греется газовой горелкой и сгибается по вырезу. Место стыковки можно немного прихватить с помощью сварки, чтобы обеспечить дополнительную жесткость. Полученные заготовки привариваются на внешнюю сторону диска, выдерживается равное расстояние.

Сборка повторяется на втором диске, не забывайте об одинаковом расстоянии между уголками. Теперь можете быстро менять резиновые колеса на стальные зацепы, и проблем с посадочным местом не будет, ведь диски одинаковые.

Конструкция из колесных дисков может быть упрощена. Для этого срезается горизонтальная часть (обод), и навариваются стальные пластины. Данный вариант подходит для частой смены колес на ступице одного типа. Диски подбираются соответствующие.

Самодельные зацепы сложной конструкции

Простые в изготовлении грунтозацепы имеют характеристики, далекие от совершенства. Представим конструкцию, которая не уступает качеством заводским изделиям .

Нам понадобятся:

  • Стальной лист 4−5 мм для центрального диска.
  • Стальная полоса шириной 50 мм и толщиной 4−5мм для внешней опорной поверхности. Таких обручей будет шесть. Внешние кольца колесо делают прочнее и тяжелее.
  • Пластина стальная для зацепов толщиной 8−10мм.
  • Дуговой сварочный аппарат, дрель или сверлильный станок, болгарка.

Соединения делаются электросваркой, так как газовая горелка металл такой толщины не прогреет.

Так как диаметр и ширина зацепов больше посадочного места для штатных колес - оси удлиняются.

Предусматривается возможность регулировки колеи, что зависит от ширины рядов на поле. Перемещая колеса с зацепами, можно установить любую ширину и положение навесного оборудования. Каждое колесо весит не меньше 10 кг, а значит, обеспечивается прочное сцепление с грунтом.

Такие колеса - это не приспособлениями для рыхления или вспашки, хотя присутствует определенная обработка почвы. В качестве рыхлящей фрезы использовать их не получится, поскольку нужна независимая точка опоры. Если утяжелять зацепы не требуется, конструкцию можно сделать более легкой и ажурной. Эти колеса хорошо показывают себя на «легких», предварительно разрыхленных почвах. Диски малого диаметра, обод держится на ажурной конструкции со спицами из профилированного стального листа. Для зацепов толщина стали должна быть не больше 8 мм. Каждое колесо не тяжелее 7 кг.

Комбинированная конструкция

Если техника самодельная, а почва не слишком сложная, колеса должны быть соответствующими. Можно изготовить зацепы, используя протекторы от трактора.

Берем половинки колесных дисков от автомобиля «Жигули». Выбираем шины с хорошим протектором от трактора. Боковины обрезаем, получаем резиновое замкнутое кольцо с хорошим протектором. Половинки от колесных дисков размыкаем и после закладки шины прочно скручиваем. С такими грунтозацепами получится передвигаться по грунтовой укатанной дороге без опасений взрыхлить ее. На мягкой почве вспаханного поля колеса не подведут, однако тяговое усилие будет меньшим, чем в случае с металлическим вариантом.

Если нужно, чтоб не только колеса были цепкими, но и дополнительно взрыхлить почву в колее, изготавливаются зацепы ножевого типа. Можно создать самодельный обод для их крепления или приварить их к колесным дискам. Единственный недостаток ножевой конструкции в том, что она не позволяет передвигать мотоблок обычным способом.

При весеннем рыхлении вместе с традиционными насадками ширина обрабатываемого за проход грунта увеличится в два раза, что сэкономит много времени.

Многие фермеры и садоводы интересуются, как изготовить грунтозацепы для мотоблока. Мотоблоки и мотокультиваторы различных брендов предназначены для ведения фермерского и огородного хозяйства, обработки приусадебных участков. С помощью данных агрегатов можно разрыхлить почву, посадить, прополоть и выкопать картошку (и другие культуры). Но все эти операции выполняются при наличии дополнительного оборудования (сошников, плугов, прицепов, снегоочистителей и т.д.).

Для чего предназначены грунтозацепы

Одним из важных атрибутов мотоблоков являются грунтозацепы и утяжелители колес.

Грунтозацепы глубоко входят в почву, не позволяя машине заворачивать в сторону, а утяжелители делают массу колес больше, что способствует слаженной работе агрегатов.


Бывают ситуации, когда нет возможности купить заводские товары. Возникает вопрос, как сделать грунтозацепы для мотоблока своими руками.

Виды грунтозацепов для мотокультиваторов бывают разными. Грунтозацепы могут состоять из машинных дисков или из использованных газовых баллонов. Конструкция выбирается владельцем в зависимости от наличного материала.

Как изготовить грунтозацепы своими руками

Самодельные грунтозацепы для мотоблока можно изготовить из машинных дисков. Если у фермера есть старый автомобиль, который жалко выбросить на свалку, с целыми дисками и ободами, то из них можно сделать грунтозацепы для мотоблока из автомобильных дисков.


Для этого понадобятся:

  • автомобильные диски;
  • сварочный аппарат (или болгарка);
  • квадратные пластины;
  • чертеж или схема грунтозацепов на мотоблок (очень облегчит работу).

Итак, чтобы сделать грунтозацепы для мотоблока из дисков машины, нужно приварить к ним полуось, на которую потом надевают подшипники. К дискам от автомобиля нужно приварить пластины квадратной формы.

После проделанных процедур нужно изготовить пластины-зубья, которые будут вгрызаться в почву, оказывая нужное с ней сцепление. Зубчики можно сделать из цельных металлических пластов, вырезая сварочным аппаратом нужный размер или же сварив воедино мелкие пластинки.


Мотоблок — необходимая в хозяйстве вещь, но иногда бывают ситуации, когда для выполнения какой-нибудь работы ему не хватает мощности. Если вы человек не бедный, то можно купить себе новую, более мощную, модель. Но если покупка грозит сделать огромную дыру в вашем бюджете, то есть и другой вариант, более экономичный – приобрести или сделать самому грунтозацепы для мотоблока.

Предназначение и виды грунтозацепов

Понятно, что навесные грунтозацепы никак не могут добавить мощности мотору вашего мотоблока. Зато они помогут решить целый ряд важных задач:

  • увеличить сцепление с грунтом;
  • придать большую устойчивость;
  • облегчить движение;
  • увеличить глубину обработки почвы.

По внешнему виду – это тяжелые металлические шипованные колеса. Существует два вида этого оборудования – универсальные и специализированные, предназначенные для комплектования одной конкретной марки мотоблоков. Однозначно трудно сказать, какой вариант лучше выбрать. Специальные более функциональные, у них выше коэффициент полезного действия. Зато универсальные – более практичные: они сгодятся вам и тогда, когда вы решитесь купить новую марку мотоблока, до и продать их, если в них не будет больше нужды, намного проще.

Выбирая универсальные грунтозацепы для мотоблока, нужно просто правильно подобрать их размер. При выборе специальных — нужно искать оборудование, полностью совместимое с моделью вашего мотоблока.

Как сделать самодельные грунтозацепы

Многие владельцы мотоблоков предпочитают не покупать грунтозацепы для мотоблока, а делать их своими руками. Часто это происходит из стремления сэкономить, но иногда бывают ситуации, когда у владельца не остается другого выхода, как сделать их самостоятельно. Например, для тяжелых моделей мотоблоков подобное оборудование попросту не выпускается, и их владельцам ничего не остается, как искать нужные чертежи и по ним делать самодельные грунтозацепы к мотоблоку.

Самый популярный вариант – сделать грунтозацепы из автомобильных дисков. К каждому из дисков приваривается металлическая полоса, к которой, в свою очередь, будут приварены металлические зубья-пластины.

Залог качественной работы любого грунтозацепа – надежные зубья. Для их изготовления понадобится толстая стальная пластина. Привариваются они на диск с шагом 15-17 см., а их длина зависит от модели вашего мотоблока. Если все выполнено правильно и качественно, то такие самодельные грунтозацепы ничем не хуже заводского оборудования.

Другой популярный способ – изготовить нужное оборудование из отслужившего свой срок газового баллона. Сначала из баллона вырезаются два обода диаметром в 30 см и шириной 8-10 см. Дальше схема та же, что и с автомобильными дисками: на вырезанные диски приваривается металлическая пластина, а на нее крепятся зубья. Длина зубьев должна быть минимум 15 см. Можно и больше, но переусердствовать с длиной тоже не стоит – если сделать их слишком длинными, они слишком глубоко будут уходить в грунт, и мотоблоку будет трудно вращать их.

Эти два способа – не единственные, позволяющие самому сделать надежные грунтозацепы для мотоблока. Но все они выполняются по схожей схеме, и различаются только используемыми для обода материалами. Требования, предъявляемые к этим материалам, минимальны – они должны быть нужного диаметра и достаточно прочными.

Отдельно стоит упомянуть о правильной эксплуатации грунтозацепов. Это навесное оборудование предназначено исключительно для движения по грунту. Двигаться на нем по дорогах с твердым покрытием – асфальтному, бетонному или каменному – категорически запрещено. И дело не только в том, что своими зубьями грунтозацепы повреждают дорожное покрытие. При движении по твердому материалу может отломиться от обода зуб, и, подчиняясь центробежной силе, полететь в оператора, нанеся ему увечье. Даже при движении по мягкому грунту оператору нужно быть предельно собранным и осторожным, чтобы зубьями не травмировать себе ноги. Но это уже тема для другого разговора.

Работа на земле – это очень рутинный и весьма тяжелый физически труд. Заниматься подобной деятельностью способен далеко не каждый человек, особенно в современном потребительском мире, где каждый ориентирован на приобретение благ. Кроме того, за последние десятилетия очень возросла технологическая начинка различных сфер деятельности человека. В результате этот прогресс постепенно одолевает и сельское хозяйство, что приводит к усовершенствованию различных процессов. К этому пришла и работа на земле. Многие процедуры земледельцы стараются использовать минимальное количество ручного труда. Это ускоряет процесс и позволяет физически разгрузить человека.

В итоге одного из таких разветвлений прогресса и появился мотоблок. Это устройство может многое, особенно если оно оснащено необходимым навесным оборудованием. Основной его функцией является обработка земли. Он призван вспахивать почву, выращивать (садить и собирать) картофель. Для этого требуется лишь разное навесное оборудование.

Так, при некоторых операциях актуальны грунтозацепы. Их можно приобрести в готовом виде или же сделать своими руками. Мы рассмотрим, как их можно выбрать, а также соорудить, ориентируясь на отзывы от реальных пользователей, фото и видео материалы.

Зачем нужны устройства

Необходимость того или иного грунтозацепа определяется тяжестью мотоблока: его вес должен быть не маленьким – выше среднего. Но и этого недостаточно.

Обычный грунтозацеп – металлические колеса с шипами. Последние необходимы для вгрызания в почву для хорошего сцепления и четкого перемещения. Для создания конструкции, по сути, потребуется лишь два основных инструмента: сварочный аппарат и болгарка.

До выполнения каких-либо процессов по самостоятельному сооружению агрегата необходимо определить размер. Ширина и высота определяется задачами, которые должна выполняться мотоблоком.

Процедура создания

Как сделать грунтозацепы своими руками проще всего?

  1. Для этих целей можно взять старые диски автоколес. Применяя сварочный аппарат, к ним нужно закрепить полуось, для чего уже к дискам привариваются пластины. Должно быть их касание с ободом, к которому их можно привинтить болтами.

Остается сделать зубьями – непосредственно зацепы. Для этих целей можно использовать уголок. Используя болгарку, его нужно разрезать, сделав затем при помощи сварки зубья. Их нужно расположить на ободе с шагом около 15 см.

  1. Можно сделать самодельные образцы. Сделать их можно, как показывают отзывы и опыт, из старого газового баллона. Из него можно вырезать два диска в качестве ободов. Ширину можно сделать около 6 см, а высота будет 30 см. Далее процедура полностью идентична той, которая совершается с дисками от автомобиля, описанная ранее.

Чтобы эффективность грунтозацепов была выше, можно увеличить длину зубьев до 60 см, а также каждый зацеп дополнить еще одним зубом. Для создания оси к одному из ободов следует прикрепить пластину.

Словом, изготовить грунтозацепы можно почти из разных материалов, но округлой формы. Нужно лишь верно выбрать ширину и диаметр колеса. А габаритные размеры определяются функциями, которые должны быть реализованы.

Рассмотрим несколько популярных производителей устройств, какие для них можно использовать грунтозацепы.

Нева

Каждый образец мотоблока имеет свои навесные элементы, которые интегрируются в его конструкцию наиболее гармонично. Безусловно, прекрасно, если в наличии имеется универсальное устройство, к которому подходят разные варианты. Производители изделия Нева создали колеса с грунтозацепами Ф340х110.

Такие элементы несколько больше описанных выше. Можно руководствоваться той же инструкцией, только делать своими руками иные размеры ободов. Так, ширина — 11 см, а высота – 34 см.

Фаворит

Следует отметить, что к тем же мотоблокам Нева имеются в продаже грунтозацепы 560/130. К слову, они подходят также для моделей Фаворит и Салют, поскольку являются универсальными. Таким образом, в этом случае следует соблюсти ширину 13 см и высоту 56 см, если по примеру будет возводиться самодельная модель. Поэтому отдельно рассматривать ситуацию с мотоблоками Салют не имеет смысла. При этом к ним могут быть поставлены и еще более крупные колеса – полтавская модель Ф700х100.


Крот

В этом случае рынок может предложить изделие KFT с диаметром 28 см и шириной 9 см. Этот агрегат также подходит для моделей Дачник и Мастер. Учитывая габаритные размеры, можно сделать вывод, что грунтозацепы для этих приборов являются наименьшими. Хорошо это или плохо, каждый решает сам, учитывая свои задачи, которые стоят перед землеробом.

Что говорят отзывы

И напоследок хочется отдельно сказать об отзывах, которые касаются готовых или самодельных изделий. Выбор в этом отношении каждый делает самостоятельно. Очевидно, что сделать что-то своими руками – сэкономить определенную сумму. Однако не будет забывать о драгоценном времени. Если навыков и знаний недостаточно, вряд ли потраченное время подтвердит выгодность решения сделать устройство самостоятельно. Поэтому любой выбранный путь будет правильным в конкретном случае, не взирая ни на что.

Поэтому отзывы рекомендуется читать больше в том случае, когда они содержат какие-либо рекомендации относительно упрощения стоящей задачи. Тогда эффективность процессов будет гораздо выше. Дополнительно стоит смотреть и фото, которые могут дать возможность сразу ответить на некоторые возникающие вопросы при выборе или собственноручном создании грунтозацепов для мотоблоков разных производителей.

Грунтозацепы для мотоблока – это надежные помощники для каждого владельца агрегата, которые можно качественно и без проблем сделать собственными руками. Грунтозацепы являются довольно распространенными вариантами навесного оборудования, позволяющими увеличить массу техники и улучшить сцепление мотоблока с грунтом.

Несмотря на простоту их конструкции (колеса с шипами), эти устройства представлены сегодня в разнообразных трансформациях, поэтому выбирать их необходимо грамотно.

Грунтозацепы для мотоблока: на что обратить внимание?

Главный фактор, влияющий на выбор универсального объекта – это размер. Если же человек хочет приобрести грунтозацепы для определенной модели агрегата, следует ознакомиться с пожеланиями компании-производителя и следовать им.

Поскольку среди фермеров и агрономов особой популярностью пользуются мотоблоки «Нева» и «Нева МБ», следует на их примере обозначить особенности универсальных колес-грунтозацепов. Для продукции указанных изготовителей подойдут варианты диаметром 43 см, ведь они закладываются в почву на 15тисантиметровую глубину Такие размеры обеспечат максимальное сцепление с землей и беспроблемное перемещение.


Для абсолютно всех мотоблоков «Салют» актуальными будут колеса диаметром 50 см, шипы которых погружаются в землю на не меньше 20 см. Естественно, каждый производитель имеет свои требования к грунтозацепам, поэтому следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации имеющего мотокультиватора и не игнорировать пожелания изготовителей.

Важный момент: техника тяжелого класса не нуждается в таких дополнениях, ведь ее вес уже является гарантией устойчивости на практически любом грунте.

Как сделать своими руками грунтозацепы к мотоблоку?

Мастеровитые владельцы мотокультиваторов сумели продумать все особенности создания самодельных приспособлений указанного плана, поэтому неудивительно, что у них получились очень практичные варианты, не уступающие фабричным. Теперь необходимо и нам узнать о наиболее результативных уроках.

Способ 1

Довольно простым методом является использование готовых автомобильных шин от старой машины. Необходимо надеть на нее специальную конструкцию, выполняющую роль противоскольжения. Как ее сделать?

  • Нужно взять листовое железо толщиной 2-3 мм;
  • Вырезать из него полоску, которая обязательно должна быть чуть шире профиля шины;

  • Сделав стяжку из болтовых шпилек, гарантируется необходимый натяг;
  • Края полосы следует загнуть, дабы избавиться от возможного соскальзывания из-за боковых нагрузок;
  • Затем нужно найти листовое железо большей толщины (4-5 мм), ведь из него будут нарезаться сами грунтозацепы для мотоблока;
  • После они должны быть согнутыми посередине под углом 120°;
  • Следующий шаг состоит в приваривании заготовок к полосам через определенное расстояние.

Важный момент: промежутки между зубцами грунтозацепа обязательно должны быть идентичными, ведь в противном случае агрегат будет ходить из стороны в сторону. Чтобы избежать «неприятных сюрпризов», следует воспользоваться имеющимися чертежами и схемами или же разработать их самостоятельно.

Способ 2

Если предыдущий урок не пришел по душе человеку и у него возник вопрос: «Из чего сделать простейшие грунтозацепы для мотоблока с еще меньшими усилиями»? Тогда описанная ниже последовательность как раз для вас!

Создать указанное приспособление из автомобильных дисков можно действительно очень просто. Необходимо взять:

  • Автомобильный диск;
  • Толстый стальной лист для зацепов;
  • Сварочный аппарат;
  • Болгарку;
  • Дрель высокой мощности.

На сами диски приваривается металлическая полоса, которая позже дополняется зубьями. Из толстого листа следует аккуратно вырезать зацепы треугольной формы и обрезать им углы. Приварить их необходимо строго перпендикулярно к полосе. Сама длина этих зубьев определяется, исходя от размеров и веса мотоблока.

Указанные варианты являются наиболее распространенными и позволят в домашних условиях, с минимальными временными и финансовыми затратами создать действительно полезные и практичные грунтозацепы.