Отношение автора к незнайке. Невежественный - это какой? Значение и типы невежества. Кое-что из истории создания «Незнайки»

В сущности, у Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь Гулливера, так как больших, нормальных людей там не существует в принципе. Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учение профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.

Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).

В описании сказочной страны автором наложены табу на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают, они существуют всегда как объективная реальность), а также на понятия романтической или плотской любви (допускается лёгкий флирт). Кстати, возможно именно по этой причине «Незнайка» гораздо более популярен среди мужской половины читателей, ведь в бессознательном женской половины львиную долю инстинктов составляют инстинкты продолжения рода.

КАКОГО РОСТА НЕЗНАЙКА

Помимо расплывчатого определения «с небольшой огурец», при внимательном изучении книги мы можем узнать совершенно точный рост Незнайки. Сначала заглянем в главу шестнадцатую «Незнайки в Солнечном городе» и узнаем, что высокий коротышка Калигула (осёл) был ростом в 9,5 ногтей.

«Ноготь - эта такая мера длины в стране коротышек. В переводе на наши меры ноготь равняется одному сантиметру с четвертью. Помножив девять с половиной на сантиметр с четвертью, каждый может узнать, какого роста был этот Калигула».

Но это рост не самого Незнайки, а гораздо более высокого коротышки. В девятой главе «Незнайки на Луне» мы обнаружим исчерпывающее описание параметров нашего героя. В полицейском отделении его обмеряют для криминальной картотеки.

«Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста...»; «Измеряем окружность вашей головы... Вот так... Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая...»; «Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь в две с половиной единицы, то есть коротенький».

Предположив, что писатель не осложнял книгу выдумыванием несуществующих или нерасшифрованных единиц измерения, приходим к выводу, что рост Незнайки равнялся 72 мм, нос имел длину 2,5 мм, а окружность головы - 30 мм.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе.

Вторая книга загружена (в хорошем смысле) подробными описаниями всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы (1958 год!). В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.

В третьей книге техника уже, как говорится, на грани фантастики. Коротышки строят космический корабль и отправляются на Луну. Ввиду того, что полёт Гагарина состоялся в 1961 году, а «Незнайка на Луне» вышел в 1964-м, легко догадаться, что именно натолкнуло писателя на столь необычный в сказочном отношении шаг.

Но, как выясняется, мысль о космических полётах не давала покоя писателю ещё задолго до полёта Гагарина. Вот фрагмент из ответа Носова на анкету «Литературной газеты»:

«...В 1955 году буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики...».

Что это за планы были, остаётся для нас загадкой. Вообще-то в своих интервью Носов иногда допускал конъюнктурные, впоследствии ничем не подтверждённые высказывания. Например, обещал написать книгу о Ленине.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

В трёх книгах о Незнайке перед нами разворачивается целая мировая история политэкономии: от элементарной меновой экономики - к полному коммунизму (минуя развитой социализм), а затем вдруг в «загнивающий» на Луне капитализм.

В Солнечном городе (гл.24) Незнайка так описывает экономику Цветочного города: «...Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки»... И т.д.

Да, при такой экономике жить трудно. Зато на Луне товарно-денежные отношения очень похожи на наши - там капитализм. Роман-сказку «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Побывав вместе с Незнайкой на Луне, даже какая-нибудь подслеповатая бабушка отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама, продажная пресса, лопнувший банк, биржа, забастовка, безработица, что такое рыночные отношения, в конце концов. Из этой книжки можно узнать, как Пончик стал миллионером и почему разорился. Как Незнайка хотел бежать с деньгами вкладчиков, но его самого надули компаньоны.

В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК

Лучшими иллюстрациями к «Незнайке» библиофилами признаются работы художников А. Лаптева и Г. Валька. Хорошими признаются также современные издания с рисунками Евг. Козлова (стилизованы под Лаптева) и А. Борисенко (стилизованы под Валька). Поскольку в книгах такого рода для максимального восприятия визуальный ряд значит не меньше, чем смысловой, постарайтесь не испортить себе или младшему брату впечатление от книги халтурными или просто безобразными рисунками.

В начале 70-х вышла серия кукольных м/ф о Незнайке, которую, к счастью, давно уже не показывают. Делали эти фильмы люди, ясное дело, выросшие ещё до появления книги и ознакомившиеся с ней по необходимости. Фильм, как следствие, не получился, а когда на ТВ пришло поколение носовских читателей, м/ф показывать перестали. На слуху у публики остался один только дурацкий мотивчик о кузнечике...

ПОЧЕМУ НЕЗНАЙКА НЕ СТАЛ НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ?

Как только студия Диснея в 30-х годах произвела на свет Микки Мауса, вся американская промышленность стала работать на возведение этого мышонка в культ. Сувенирные фигурки, изображения на всех мыслимых предметах, включая школьные тетради, участие в парадах его ростовых кукол и т.п. - всё это работало на экономику, благосостояние и авторитет Америки.

Незнайка родился если и там, где надо, то точно не вовремя. Никто в советской России не был заинтересован в популяризации своего, может быть единственного, национального сказочного героя. Идеологическая загруженность и культ вождя были главным и едва ли не единственным постулатом педагогической науки. Даже кондитерские изделия назывались тогда повсеместно «Октябрь», «Аврора» и т.п.

Говорят, что известная питерская арт-тусовка во главе с С. Курехиным своим графическим символом выбрала изображение Незнайки, как единственного незаимствованного у иностранцев героя. И действительно, вспомним, что даже наш любимый «Буратино» пересказан с итальянского «Пиноккио», а «Волшебник Изумрудного города» - с американского «Волшебника страны Оз».


Эльфы (бруны) Кокса, ставшие рекламной маркой фирмы «Кодак»

Незаимствованного? А как же Кокс и Хвольсон? - скажете вы. А всё нормально. Ни одно произведение искусства не возникало из ничего. К тому же литература Носова настолько выше, качественнее примитивной графомании предшественников, что говорить об этом просто смешно. Не забудем также, что Палмер Кокс был художником, карикатуристом (несомненно, талантливым, выдающимся для своего времени), но не писателем.


Палмер Кокс (1850)

ПОЧЕМУ СКАЗОЧНЫЕ КОРОТЫШКИ ДОСТОЙНЫ ЛЮБВИ

А между прочим, в Незнайке куда больше жизни и душевных качеств, чем в иных героях из «серьёзной» литературы, не говоря уж о Микки Маусе. Незнайка хоть и дурит в своей обычной жизни, но в экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны: рискуя собой, спасает друга (Козлика); по ночам его мучает совесть за проступки; он постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Незнайка бесхитростен и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не подумавши.

Все эти носовские крошечные человечки - «взрослые», обладающие забавной детской непосредственностью, в сущности, богоугодны. «Будьте как дети» - говорится в Священном Писании. И коротышки из сказочной страны не фарисействуют и не лицемерят с именем Бога на устах, они вообще о Нём ничего не знают... А это незнание ещё более увеличивает ценность хороших поступков или побуждений, так как они вроде как и не «идут в зачёт».

Если не очень сложно, подумай над этим, читатель. А на досуге раскрой какую-нибудь книжку Николая Носова.

ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

Если книги о Незнайке написаны Носовым от третьего лица, то большая часть рассказов и повестей - от первого. Стремясь во всём подражать кумиру (в смысле - Носову, а не Незнайке), автор данной работы также переходит на повествование от первого лица.

Когда я прочитал все на свете книги и принялся перечитывать те, что особенно полюбились и запомнились, из самых разных писателей у меня выстроился определённый хит-парад, первое место в котором, к некоторому моему удивлению, занял детский писатель Николай Носов.

С определённого возраста к чтению детских книг возникает дурацкий психологический барьер, который может отрезать человека от любимых произведений на всю жизнь. Действительно, когда учишься в старших классах и хочется поскорее стать взрослым, читать детские книжки вроде бы как-то уже и неловко, нецелесообразно. Да и девочки могут подумать, что ты какой-нибудь умственно отсталый дурачок. (При этом считается совсем не стыдным и даже модным читать замороченную иностранную «Алису» или «Хоббитов».) Но когда ты становишься на самом деле взрослым и от этих детских комплексов ничего не остаётся (их место занимают другие), вернуться к этим книжкам оказывается безумно интересно. Тем более что детские книжки пишут вовсе не дети, а вполне взрослые и прошедшие через всё на свете люди.

То, что Носова любят, наглядно доказал мне недавний жизненный опыт. Более месяца, из номера в номер, я давал в газету объявление о желании купить сочинения этого писателя. То, что он есть едва ли не в каждом доме, мне доподлинно известно. Однако никто, за исключением двух одиноких пенсионеров, не пожелал расставаться с этими книжками. При этом отыскалась редкая, узкоспециальная техническая книжка, которая также значилась в моём объявлении без надежды на успех. Так вот эта книга нашлась, а Носова никто не захотел продавать. Даже не интересовались ценой. И эта относительная неудача меня нисколько не расстроила, она меня обрадовала.

Тут кстати сообщу, что лучшие носовские издания - это зелёный трёхтомник 1969 года и жёлтый четырёхтомник 1979-го. В трёхтомнике иллюстрации А. Лаптева и Г. Валька имеются в полном объёме, а в четырёхтомнике их крайне мало, но зато есть 4-й том, в котором содержатся самые последние произведения Носова, написанные для взрослых, а также масса полезных сведений в комментариях. Настоящим носовским фанатам рекомендую иметь оба.

Что касается иллюстраций, то если в повестях и рассказах они решающего значения не имеют (лучшие - И. Семёнова), то в «Незнайке» знатоками признаются ТОЛЬКО иллюстрации Алексея Лаптева («Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе») и Генриха Валька («Незнайка на Луне»). Цветные картинки А. Борисенко (не путать с А. Борисовым!), стилизованные под Валька, в самом последнем подарочном издании «Библиополиса», тоже хороши. (Это довольно дорогие книжки, но если есть деньги, надо брать.) Цветные и подарочные это хорошо, но всё-таки самые первые чёрно-белые рисунки Лаптева так замечательно вписываются в ткань повествования, что, хотя и всё- последующие иллюстраторы плясали от Лаптева, ничего лучшего уже не придумали.

Издатели и иллюстраторы, как волшебники и как многие обыкновенные люди, делятся на добрых и злых. Всем, например, известны иллюстрации к «Волшебнику Изумрудного города» Л. Владимирского, без которых эту книжку и читать-то не интересно. Но мне доводилось видеть издания этой книги с какими-то безобразными уродцами в стиле «чёрного» поп-арта. Доводилось также видеть на полках магазинов старой и новой книги «Незнаек» в таком исполнении, что я шарахался от них, как конь от гудящей электрички. Валяется у меня где-то сборник рассказов Носова в современной блестящей обложке с иллюстрациями, стилизованными почему-то под современность. Видеть это очень тяжело, товарищи. Это всё равно как если бы то же самое проделать с «Томом Сойером», допустим. А представьте, что возьмёт кто-нибудь в руки эту книжку Носова, написанную в 30-х годах и стилизованную под 80-е, лет этак через сто... И возникнет у него тогда, мягко выражаясь, недоумение.

Три включённые в первый том собрания сочинений Н. Носова повести носят, как бы это сказать, производственный характер. В самом лучшем смысле этого слова. В «Весёлой семейке» (1949) Коля (рассказчик) и Мишка делают инкубатор и пытаются вывести из яиц цыплят. «Дневник Коли Синицына» (1950) о том, как ребята в каникулы разводят пчёл. «Витя Малеев в школе и дома» (1951) тоже, можно сказать, «производственная» повесть, так как учёба для школьника - то же производство. И она тоже написана от имени рассказчика (Вити Малеева). Кроме того что учатся в школе, ребята в этой повести дрессируют щенка.

Всё, чем занимаются в носовских повестях ребята, описано не «с пятого на десятое», а подробно, с толком, с расстановкой, со знанием дела. Вероятно, автору помогли знания, полученные им во время работы на студии учебных фильмов. «Производственная тема» удобна автору тем, что не надо придумывать какой-то специальный замысловатый сюжет: характеры и обстоятельства сами собой нанизываются на историю создания самодельного инкубатора или пасеки. Кроме того это надёжная защита от идеологической цензуры, которая обвиняла Носова в «бессодержательности» некоторых его рассказов. Уж очень цензуре не нравилось, что Носов каким-то непостижимым образом, выходя рекордными тиражами, уклонялся от конкретного изъявления своей гражданской позиции по отношению к правящему режиму.

По сценариям Носова ставились пьесы в театрах, снимались мультипликационные и художественные фильмы. Всего х/ф по Носову при его жизни было поставлено девять, сам я отчётливо помню только три: «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазёры» (1965) и «Дружок» (1966). Эти добротные картины иногда показывают по ТВ. Другие коробки с лентами стоят, видимо, за давностью лет так далеко и высоко, что редакторам неохота карабкаться на полку и поднимать пыль. А вот книги Носова совершенно точно пыли не собирают; их переиздают из поколения в поколение, читают и перечитывают.

Борис КАРЛОВ, апрель 1996 г., газета «Пять углов»

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Коротко об интересном.

: «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка .».

Вместе с другими коротышками Авоська отправился в путешествие на воздушном шаре . Для этого путешествия он оделся в свой лыжный костюм, так как считал его весьма удобным для такого рода занятий.

Во время путешествия на воздушном шаре Авоська вырезал перочинным ножиком в корзине шара дыру, чтобы высыпать песок , который рассыпал из мешка-балласта Небоська. Тем самым способствовал скорой поломке корзины при ударе о землю.

Винтик и Шпунтик

Живут вместе с Незнайкой и другими коротышками в Цветочном городе. Как писал о них Носов, это были два очень изобретательных и беспокойных ума. Главные механики, плотники, слесаря и т. п. Цветочного города. Мастера на все руки. Неразлучны, как и положено братьям.

Однако, у них имеется и некоторая субординация - Носов называет Шпунтика помощником механика Винтика.

Появляются во всех трёх книгах. Без них не были бы сконструированы воздушный шар и обе ракеты.

Волшебник

Единственный персонаж из трилогии, не вписывающийся в общую научно-фантастическую концепцию произведения. Обладает сверхъестественными способностями. Имеет волшебные предметы, один из которых (волшебную палочку) он даёт в пользование Незнайке .

Гунька

Жулио

Жулио - торговец оружием. Его магазин назывался "Магазин разнокалиберных товаров". Изначально принимал участие в создании АО «Гигантские растения», но потом был подкуплен Спрутсом, и сбежал вместе с Мигой и Крабсом.

Знайка

Зна́йка - коротышка, старший среди других коротышек, живущих в Цветочном Городе . Знайка весьма умный, так как читает очень много книг и очень любознателен, а также строг и педантичен, иногда до занудства.

Кроме того, он бывает осторожен с выводами, но иногда и спонтанен. Может ввязаться в драку, может среди ночи принять решение и, не откладывая, уехать ранним утром по делам. Знайка носил строгий костюм и очки. Знайка имеет большой авторитет среди коротышек. Знайка, не предупредив, вызывает в Солнечный Город Винтика и Шпунтика, и те безоговорочно подчиняются. Его признают в учёных кругах Солнечного Города. Оппонент Знайки - профессор Звёздочкин, который впоследствии мирится с ним, и они становятся друзьями.

Кнопочка

Кно́почка - подружка малышки Мушки . Добрая и воспитанная малышка.

Пулька

Пу́лька - один из 16 коротышек с улицы Колокольчиков. Охотник, имеет ружьё, которое стреляет пробками, и собаку Бульку. После того, как разбился воздушный шар , Булька убежал обратно в Цветочный город , а Пулька вывихнул ногу и долго находился на лечении в больнице Зелёного города у Медуницы, где ужасно обнаглел. Когда Пулька и его друзья вернулись в Цветочный город, Пулька встретился с Булькой.

Синеглазка

Синеглазка - малышка из Зелёного Города , куда аворийно приземлились путешественники из Цветочного Города . Незнайка во время прибывания в Зелёном Городе жил в доме, где жила Синеглазка с другими малышками. Охарактеризована, как справедливая и рассудительная малышка.

Сиропчик

Сахарин Сахариныч Сиропчик - коротышка Цветочного города, который любит сироп и прочие вкусные напитки. Любит одеваться в клетчатую одежду.

Скуперфильд

Скуперфильд - персонаж последней книги трилогии о Незнайке . Житель города Брехенвиля , невероятный скряга и жадина. При этом ещё и слегка глуповат. Примером служат факты поведения его в гостинице, в лесу и в поезде, а также указания, которые он отдавал своим горлодёрикам - продавать акции гигантских растений по фертингу штука, в результате которых он почти прогорел, ибо к тому времени Общество гигантских растений лопнуло, и акции стали просто бумагой, но он ничего не знал о новостях биржи, потому что ему жалко было денег на газеты. Всю жизнь страдал от страха лишиться всех своих денег. Избавился от этого страха, когда и вправду лишился всех своих денег.

В лес попал первый раз с помощью господина Крабса (помощника Спрутса), где находился продолжительное время связанным до прихода Миги и Жулио. Последние хотели за свою «заботу» получить вознаграждение, но Скуперфильд сумел от них сбежать, стукнув одного из них тростью. После чего блуждал по лесу, был покусан муравьями . В тумане набрёл на картофельное поле, где набрал картофельные клубни, не подозревая, что это такое. Был прогнан сторожем.

Лишился всех своих капиталов в результате неудачных финансовых махинаций с акциями Общества гигантских растений. Из-за маленькой зарплаты рабочие его завода подняли бунт и стали управлять фабрикой сами, чем подали пример остальным лунатикам. Впоследствии Скуперфильд перевоспитался и поступил работать на свою собственную макаронную фабрику. С тех пор каждый день ходит в зоопарк, так как очень любит животных (особенно после посещения леса вместе с Крабсом) и природу.

Спрутс

Спрутс - самый богатый и влиятельный лунатик. Он очень любит существующий режим и крайне болезненно реагирует, когда кто-то пытается разбогатеть, не согласовав это с ним. Ещё сильнее он не любит тех, кто богатеет на благих целях, как это происходит с Обществом гигантских растений. Является очень опасным противником для положительных персонажей, особенно после того, как смог переманить на свою сторону слабохарактерных Мигу и Жулио, но вскоре ему приходится оказаться в такой ситуации, когда его деньги уже оказываются бессильными. Правда, это делает его ещё опаснее.

Остальные

  • Альфа - астроном с Луны, коллега Мемеги
  • Арбузик - знаменитый архитектор, который нашёл замечательный способ строить очень красивые здания и изобрёл целый ряд новых строительных материалов. Упоминается Кубиком.
  • Белочка - подруга Синеглазки.
  • Блинчик - знаменитый артист-трансформатор, который выступал в солнечногородском эстрадном театре.
  • Брыкун - один из ослов, превращённых Незнайкой в коротышку. Напарник Калигулы и Пегасика.
  • Бубенчик - упоминается при обсуждении случая с исчезновением Листика одним из пассажиров девятого номера автобуса в Солнечном городе как его знакомый, который «заблудился однажды ночью на улице и никак не мог найти дорогу домой».
  • Бублик - житель Змеёвки.
  • Букашкин - газетный читатель архитектор из Солнечного города, опубликовавший «большую статью в газете» про безобразия ветрогонов.
  • Буковка - подруга Листика.
  • Вертибутылкин - архитектор из Солнечного города, создавший первый проект вращающегося дома в Солнечном городе «несколько лет назад».
  • Ворчун - ворчливый персонаж, вечно всем недовольный. Живёт в Цветочном городе.
  • Галочка - соседка Синеглазки.
  • Гвоздик - житель Змеёвки.
  • Гусля - музыкант Цветочного города.
  • Дригль - один из лунных полицейских.
  • Ёлочка - соседка Синеглазки.
  • Ёршик - «предводитель» толпы пешеходов Солнечного города, пытавшихся отнять шланг у обливавшихся водой Пегасика и Незнайки.
  • Заинька - подруга Синеглазки.
  • Звёздочка - певица из Эстрадного театра в Солнечном городе.
  • Звёздочкин - профессор-астроном из Солнечного города. Оппонент Знайки, впоследствии осмеянный и принявший его сторону.
  • Иголочка - сотрудница художественного отдела на одежной фабрике в Солнечном городе.
  • Калачик - машинист комбайнов, житель Солнечного города.
  • Калигула - один из ослов, превращённых Незнайкой в коротышку. Напарник Брыкуна и Пегасика.
  • Капелька - упоминается как малышка, которая «каждый раз плакала, как только начинался дождь».
  • Карасик - мастер на одежной фабрике в Солнечном городе, а также актер в театре.
  • Кисонька - подруга Ласточки.
  • Клёпка - инженер Солнечного города.
  • Клопс - владелец сада, куда Незнайка спускался на парашюте.
  • Компрессик - доктор из больницы Солнечного города.
  • Крабс - управляющий мануфактурщика Спрутса.
  • Кубик - архитектор из Солнечного города.
  • Кубышка - соседка Синеглазки.
  • Ластик - известный писатель из Солнечного города, упоминается как автор книги «Тридцать три веселых вороненка», использовавшейся доктором Компрессиком при лечении милиционера Свистулькина.
  • Ласточка - подруга Кисоньки.
  • Лилия - дежурный директор гостиницы «Мальвазия», Солнечный город.
  • Листик - малыш из Солнечного города, превращенный Незнайкой в осла. Типичный «книгоглотатель».
  • Маковка -
  • Маргаритка - соседка Синеглазки.
  • Медуница - врач Зелёного города.
  • Мемега - астроном с Луны, коллега Альфы
  • Мигль - один из лунных полицейских. Ведет регистрацию правонарушений и предварительное дознание. Обладает плоским юмором. Считает себя первым человеком в управлении, поскольку задержанные попадают сначала именно к нему. По биометрическим данным ошибочно идентифицировал арестованного Незнайку как опасного преступника, грабителя банков Красавчика. Коррумпирован. Вымогал у Незнайки взятку.
  • Микроша
  • Милиционер Караулькин - милиционер из Солнечного города, который при задержании Незнайки за обливание водой из шланга «сидел у пульта» в отделении милиции Солнечного города. Маленького роста и толстенький.
  • Милиционер Сапожкин - милиционер, который «схватил за шиворот Супчика и потащил в отделение милиции», а затем арестовал его на семь суток.
  • Милиционер Свистулькин - милиционер из Солнечного города, задержавший Незнайку за обливание водой из шланга и отправивший его в отделение милиции. Длинненький и худой.
  • Милиционеры Каскин и Палочкин
  • Молчун - житель Цветочного города, всегда молчит.
  • Мушка-подруга Кнопочки и Гуньки, который защитил ее и Кнопочку от Незнайки. Наблюдала за отлетом воздушного шара.
  • Небоська - брат Авоськи.
  • Ниточка - художница на одёжной фабрике в Солнечном городе. Шахматистка из Шахматного городка.
  • Пегасик - один из ослов Солнечного города, превращённых Незнайкой в коротышку. Напарник Брыкуна и Калигулы.
  • Пёрышкин - газетный корреспондент из Солнечного города.
  • Пуговка - художница на одёжной фабрике в Солнечном городе.
  • Растеряйка
  • Ромашка-малышка из Цветочного города, наблюдала за отлетом воздушного шара.
  • Самоцветик - поэтесса Зелёного города.
  • Селёдочка - жительница Солнечного города, одна из конструкторов ракеты.
  • Седенький - бедняк-лунатик, первый сельский акционер АО "Гигантские растения", давший интервью в прессу.
  • Смекайло - писатель города Змеёвки.
  • Снежинка - коллега (сослуживица) Синеглазки.
  • Совесть - Незнайкина Совесть.Постоянно упрекает его ночью за плохие поступки
  • Соломка - агроном и селекционер арбузов из Зелёного города.
  • Стекляшкин - астроном Цветочного города.
  • Стрекоза - подруга Синеглазки.
  • Супчик и Кренделек - жители Солнечного города - ветрогоны, повздорившие на улице.
  • Таракашкин - читатель Солнечного города, поместивший ответ на статью Букашкина в «другой газете». Упоминается, что со статьями «по этой теме» также выступили Гулькин, Мулькин, Промокашкин, Черепушкин, Кондрашкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин, а также профессорша Мордочкина.
  • Топик
  • Торопыжка - житель Цветочного города, все время торопится и не сидит на месте.
  • Тюбик - художник Цветочного города.
  • Фантик - конферансье из Эстрадного театра в Солнечном городе.
  • Фигура - шахматный чемпион из Солнечного города, упоминается как сконструировавший большой шахматный автомат.
  • Фикс - слуга Клопса.
  • Фигль - один из лунных полицейских. Патрульный. Склонен к грубости, садизму и психопатии. Задержал Незнайку после неоплаченного обеда в столовой и доставил в полицейское управление.
  • Фляжкин - приятель Шутило и Коржика.
  • Фуксия - жительница Солнечного города, одна из конструкторов ракеты.
  • Фунтик - певец из Эстрадного театра в Солнечном городе.
  • Цветик - поэт Цветочного города.
  • Цилиндрик - инженер, который упоминается Карасиком при демонстрации большого текстильного котла системы инженера Цилиндрика на одёжной фабрике в Солнечном городе.
  • Циркуль - знаменитый путешественник-велосипедист из города Катигорошкина, решивший объехать все коротышечьи города, «какие только были на свете». Упоминается при объяснении имени Пачкули Пёстренького.
  • Чубчик - поливальщик цветов из Солнечного города.
  • Шпилечка - художница на одежной фабрике в Солнечном городе.
  • Штучкин - театральный режиссёр-ветрогон из Солнечного города.
  • Шурупчик - житель Змеёвки,изобретатель.
  • Шутило и Коржик - жители Солнечного города, два друга.

Песенка о кузнечике-огуречике, который сидел в траве и не жаловался на жизнь, пока не пришла лягушка, вызывала слезы чуть ли не у каждого советского ребенка. Создателем этой «страдальческой баллады» стал , включивший припев в «Приключения Незнайки и его друзей». По мнению исследователей, эта повесть учит людей всех возрастов политэкономии, ведь из нее можно узнать, кого на самом деле защищает полиция, а также что такое рыночная экономика.

Маленький человечек, который не появляется без шляпы с огромными полями, полюбился как маленьким, так и взрослым. И пусть этот герой не блещет умом, как Знайка, зато ценит дружбу и готов на подвиги ради близких людей. Любители сказок до сих пор с упоением читают про волшебный Цветочный город и его крошечных жителей. Примечательно, что в 1969 году за трилогию произведений о Незнайке Носов удостоился Государственной премии РСФСР имени .

История создания

Первым, кто придумал Незнайку, был не Николай Носов, а канадский художник-иллюстратор Палмер Кокс, радовавший завсегдатаев книжных лавок сатирическими комиксами о добродушных, но вредных героях, которых окрестили в мифологии словом «брауни». Эти маленькие человечки совместно вытворяли различные проделки, веселились и окунались в неистовые приключения.


Кокс умудрился выдумать около ста «брауни» и к тому же наделил их индивидуальным обликом и эксцентричными чертами характера. Так, на страницах журналов читатели видели утонченного джентльмена в цилиндре и монокле, китайца, облаченного в традиционную одежду, и вождя с перьями на голове и боевым раскрасом.

Среди коротышек затесались даже бывший нигилист русский профессор Котчакофф и персонаж по имени Незнайка. Картинки Кокса были довольно интригующими, а вот конкретно сырой текст требовал серьезной литературной обработки, к тому же создатель не индивидуализировал речь отдельных героев, которые общались между собой на стереотипном диалекте.


С маленькими непоседами познакомились не только канадские, но и русские любители графических романов, а оригинальный текст Кокса вольно перевела детская писательница Анна Хвольсон. Первое издание ее книжки о лесных человечках под названием «Царство малюток» вышло в свет в 1889 году.

Позже о веселых «брауни» все позабыли, так как с 16 мая 1924 года в ларьках и книжных лавках появился журнал «Мурзилка», где девочек, мальчиков и их родителей радовал желтый герой в красном шарфе. Поэтому «канувшая в лету» повесть Анны Хвольсон не переиздавалась вплоть до 1991 года.


К сожалению, история создания персонажа Николаем Носовым не пестрит фактами и покрыта пеленою тайны. Но известно, что в 1952 году автор встретился с украинским литератором Богданом Чалым, который трудился редактором журнала «Барвинок».

Литератор поделился со своим товарищем идеей о «Незнайке», а последний предложил поместить рукопись на страницы журнала. Сказано – сделано: в 1953-1954 годах персонаж в синей шляпе дебютировал в «Барвинке» на русском и на украинском языке (в переводе Ф. Макивчука). «Сказка-повесть» (такой жанр придумал сам автор) называлась «Приключения Незнайки и его товарищей».


В конечном итоге история Николая Носова разрослась до трилогии. В 1958 году свет увидела вторая часть произведения «Незнайка в Солнечном городе», которая первоначально была опубликована на страницах журнала «Юность», а затем издана отдельной книгой в издательстве «Детгиз». Следующая книга о приключениях маленького человечка – «Незнайка на Луне» – появилась в журнале «Семья и школа», случилось это в 1964-65 годах (позже книга получила отдельное издание).

Стоит отметить, что произведения Носова полюбились маленьким читателям не только из-за нетривиального сюжета. Дело в том, что иллюстраторы снабдили книги красочными картинками, которые вызывали восторг даже у родителей.


В роли художников выступили Алексей Лаптев и Генрих Вальк, а издания «сказки-повести» были оснащены суперобложками и цветными наклейками. Поэтому тем, кто купил ранние книги, крупно повезло, потому что последующие томики оформлялись скромнее.

Примечательно, что шляпа главного героя упоминалась в тексте лишь мимолетно: автор дал знать, что головной убор голубого цвета. Поэтому первоначально художники рисовали ее по-разному. Первоначально она представала в виде остроконечного колпака, затем шляпа стала тюбетейкой с кисточкой, и только иллюстратор Алексей Лаптев придал главному атрибуту Незнайки привычный вид.

Биография и сюжет

Научно-фантастическая книга с элементами антиутопии рассказывает о волшебном Цветочном городе, который стоит на Огурцовой реке. Там жили маленькие человечки – размером чуть больше, чем человеческий палец. Коротышки ухаживали за городом, в котором имелось «технологическое чудо» – автомобиль, работающий на газированной воде. Примечательно, что в одних домиках жили только мальчики, а в других – девочки.


Каждый из человечков выполнял определенную функцию, чему соответствовали прозвища малышей. Например, Винтик и Шпунтик – мастера на все руки, которые способны починить любую поломку, доктор Пилюлькин лечит ребят от болезней, Тюбик рисует красочные картины, а Пончик обожает сладости.

Вот и Незнайка получил такой псевдоним из-за своей наивности. Так как этот коротышка зачастую попадает в неурядицы, он доставляет проблемы окружающим. Герой всеми силами стремится постичь новые знания, однако неусидчивость и невнимательность играют с ним злую шутку. Вот как описывал Николай Носов Незнайку в своих мемуарах:

«…В общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».

В первой части книги Незнайка пытается найти свое место под солнцем: он пробует рисовать красками, сочиняет стихи, учится играть на музыкальных инструментах и так далее. Но реализоваться на творческом пути коротышке не удается, все его попытки терпят фиаско.


Далее Незнайка становится испытателем конструкции, которую изобрел Знайка. Все человечки путешествуют на воздушном шаре. Но по непредвиденным обстоятельствам изобретатель покидает летательное приспособление, а ветер унес коротышек в Зеленый город, где Незнайка знакомится со Снежинкой и Синеглазкой.

Пока строгий врач Медуница лечит малышей (человечки упали с воздушного шара, но отделались легкими ушибами), Незнайка, успевший ранее отделиться от приятелей, использует свое обаяние и узурпирует город, рассказывая новым приятелям небылицы из своей придуманной биографии: то он великий музыкант, то художник, рисующий невероятные портреты. Счастье «мастера присочинить» рушится, когда в Зеленый город прилетает Знайка, потому что ученый разоблачает обманщика.


Во второй книге Незнайка, начитавшийся сказок, пытается дарить окружающим добрые поступки, надеясь на то, что получит подарки от волшебника. Однако у главного героя не получается совершать хорошие дела бескорыстно, а любая попытка заканчивается неудачей.

Но коротышке удается воплотить задуманное в жизнь, и он получает от чародея волшебную палочку. Благодаря этому атрибуту Незнайка вместе с Кнопочкой и Пачкулей Пестреньким отправляются в Солнечный город, в котором местные жители разгоняют серые тучи и радуются огненному шару на небе.


В заключительной части Знайка, умудрившийся побывать на Луне, открыл способ получения искусственной невесомости. После эксперимента ученый решил соорудить ракету и вновь отправиться на эту планету, прихватив с собой коротышек.

Так как Незнайка взял изобретение Знайки без разрешения, герой лишился возможности побывать в экспедиции. Несмотря на запрет, мальчик в синей шляпе не стал упускать свой шанс и вместе с приятелем Пончиком пробрался на ракету тайком. В последний момент герой передумал совершать столь эксцентричный поступок, однако случайно нажал кнопку пуска, и ракета взлетела вверх.


Провалившись внутрь Луны, Незнайка и его приятель попадают в капиталистический мир. Так Николай Носов изобразил и проанализировал сатиру на западное общество: бедные жили в гостиницах с крысами, а богатые купались в ворованных деньгах. Главный герой умудрился побывать как предпринимателем, так и безработным бродягой, который был отправлен полицией на Остров Дураков.

Знайка построил новую ракету и полетел на Луну. Так остальные коротышки тоже узнали о проблемах с местным порядком и законом и смогли вызволить Незнайку, который скучал по родной Земле., Карандаша и других персонажей.

  • По слухам, администратор сообщества «ВКонтакте» был вызван на допрос, потому что разместил в социальной сети отрывок из книги «Незнайка на Луне», в котором Селедочка и Колосок рассуждали о полицейских.
  • Поговаривают, что Незнайка был «списан» с сына Николая Николаевича: маленький Петр был непоседой с вьющимися волосами. Герой произведения кое-что унаследовал и от своего создателя – автор книги любил носить шляпы с широкими полями.
  • Цитаты и фразы

    «Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах».
    «Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо».
    «- У вас тут почему-то написано: «Сегодня за деньги, завтра в долг». А что будет, если сделать наоборот: завтра за деньги, сегодня в долг?
    Официант сказал:
    - Иди вот к хозяйке, пусть она тебе объяснит, а я не философ, чтоб такие вопросы решать».
    «От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано».
    «Если коротышка вопил от боли, полицейский отпускал его; если же коротышка терпел боль молча, полицейский подозревал, что перед ним лысый, скрывший свою лысину под искусно сделанным париком, и отправлял его на допрос в полицию».
    «Ну и целуйтесь со своей Луной! Я и без Луны проживу!»
    «Наконец он все же набрался храбрости настолько, что решился признаться в собственной трусости».

    Носов «Незнайка и его друзья» главные герои оживают на страницах повести.

    Главные герои «Приключения Незнайки и его друзей»

    Главные герои сказки «Незнайка и его друзья» перечислены ниже:

    • Незнайка — малыш, который ничего не знал, но потом стал читать книги и уважать малышек. Коротышка среднего роста с большой головой. В стиле одежды любит яркие цвета: одетый в голубую шляпу с широкими полями, оранжевую рубашку, желтые штаны и зеленый галстук.
    • Знайка — самый умный малыш, именно он придумал воздушный шар. Ходил в черном костюме, «а когда садился за стол, цеплял на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем был похож на профессора». Оппонент Знайка — профессор Звездочка, но в дальнейшем он мирится с ним и становится его другом.
    • Синеглазка - серьёзная и рассудительная малышка, красивая подруга Незнайки. У этой тёмноволосой девочки были голубые глаза и твёрдый характер. После падения воздушного шара взяла Незнайку к себе для ухода. Незнайка и Синеглазка подружилися.
    • Пилюлькин — доктор с Цветочного города. Жил в одном доме с Знайкой. Ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Считал, что раны «надо мазать йодом, и пить касторку». Оппонент (и, по совместительству, подруга) - врач Медуница из Зелёного города.
    • Медуница — доктор в Зелёном городе.
    • Винтик и Шпунтик — механики с Цветочного города. Жили в одном доме со Знайкой на улице Колокольчиков. Винтик назван «известным механиком», а Шпунтик — его помощником. Они мастера на все руки. Неразлучны, как и положено братьям.
    • Тюбик — художник из Цветочного города. Пытался научить Незнайку живописи и писал портреты жительниц Зелёного города. Летал со Знайкой на Луну.
    • Гусля — музыкант с Цветочного города. Жил в одном доме с Знайкой. Пробовал научить Незнайка музыки.
    • Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Почник, Сиропчик, Пулька. Растеряйка, Торопыжка
    • Бублик, Гвоздик, Смекайло, Шурупчик — жители Змеевки
    • Снежинка, Ласточка, Кисонька, Самоцветик, Кубышка, Белочка — малышки из Зеленого города
    • Гунька — друг Незнайки
    • Ромашка, Кнопочка — малышки из Цветочного города
    • Цветик, поэт

    Время на чтение: 3 мин

    Невежество – это черта личности, отражающая уровень недостаточности знаний, образования или общей отсталости и неразвитости в сфере культуры, коммуникаций, норм морали и общечеловеческих понятий. Слово невежество обязательно отражает действенный аспект, т.е. относится к поведенческому компоненту и может проявляться только при активности личности. Пассивный недостаток культуры или знаний невозможно приравнять к невежеству, поскольку в этом случае будет отражать только уровень осведомлённости, а не внутреннюю культуру человека или общества.

    Данное понятие может одинаково актуально использоваться для характеристики одного индивида или определённой группы лиц (вплоть до сотенных масштабов), касаться как одного комментария или поступка, так и целой линии поведения, распространяемой на всю жизнь. Невежество людей относительно исторических эпох имеет различную степень своей проявленности, что напрямую зависит от главенствующих ценностей. Но не только общее мировое направление диктует распространение этой черты, но также и социальный уровень группы, где личность проводит больший временной промежуток или где она формировалась.

    Важно понимать, что невежество нельзя чётко закрепить за какими-то социальными слоями или возрастными особенностями, поскольку для возникновения подобного качества необходимо сочетание нескольких факторов. Так человек высокой эрудиции, интеллекта и кругозора может быть невежественнее с культурной стороны и точно так абсолютно необразованный человек может проявлять высокий уровень культуры воспитания и взаимодействия.

    Значение слова

    Узнавать, что такое невежество можно отталкиваясь от самого слова, дословно описывающее отсутствие у человека вежливости, а соответственно и внутреннего понимания, как стоит себя вести с другими людьми. Одним из крайних проявлений данной черты является агрессивное поведение, направленное на разрушение любых результатов культурной, духовной или интеллектуальной деятельности, что приравнивается к и даже преследуется в законодательном порядке.

    Относится невежество не только к отношениям человека к каким-то изобретениям, но также и уровню знаний в любой узкоспециализированной области.
    В прямом понимании невежество всегда используется, как отсутствие осведомлённости, невозможность оперировать понятиями или неспособность понять собеседника в данной теме. Когда человек самостоятельно признаёт своё невежество, то это говорит о высоком уровне критичности, а соответственно о низком уровне невежества. Истинное проявление данного качества начинается тогда, когда сама личность не способна оценить своё отсутствие знаний, а требует удовлетворения от участия в подобных беседах.

    Невежды не способны не только к созиданию чего-то нового, но также и к принятию ответственности за негативные события собственной жизни, что мотивирует разрушительное поведение. Такого человека может сильно раздражать чужое счастье или успех только на основании того, что они не в силах понять все приложенные человеком усилия для собственного благополучия, а видят только результат.

    Невежество всегда обладает излишней уверенностью или даже , являющейся заменой любому знанию и должному поведению. Такие люди считают, что чем авторитетнее они себя проявят, тем выше покажутся в глазах окружающих, поэтому стараются выражать своё мнение даже в сферах, в которых не имеют ни малейшего понятия.

    Проблема невежества

    Сначала культурную и интеллектуальную сторону невежды выявить было довольно просто – это всегда был тот, кто вёл себя недостойно и не проявлял должного уровня знаний в тех областях, где ориентировались все. Такая черта считалась приемлемой для определённого класса и считалась критически недопустимой среди более высоких сословий. Со временем, когда нормы морали стали примерно одинаковы по всему миру, а знания обрели доступность, изменилось как проявление, так и отношение к невежеству. Данное поведение стало больше порицаться окружающими, но при этом меньше оцениваться самими невеждами.

    Оценить наличие невежества можно только со стороны, поскольку сам невежественный человек настолько глубоко лишён понимания, как необходимо взаимодействовать, что не способен критически оценить свой уровень. Эта проблема является очень актуальной среди специалистов низкого уровня, которые авторитетно дают свои заключения, берутся за самые сложные случаи и проекты, абсолютно не соответствуют уровнем знаний и навыков ситуации. Однако такие люди не в силах понять свою некомпетентность именно вследствие недостаточности знаний, благодаря которым расширяется картинка сознания и есть внутренняя критика.

    Обратная сторона данного процесса преследует тех, кто постоянно совершенствуется, расширяет свой кругозор. Для них всё большее открытие информации говорит лишь о мизерности их знаний, они всё чаще боятся совершить ошибку, поскольку постоянно учитывают множество параметров, уверены в том, что не компетентны во всех сферах. Данная проблема является актуальной, поскольку получается, что отсутствие невежества у хороших специалистов и высокоразвитых людей не даёт им активно менять этот мир и привносить в него новое.

    С течением времени рушатся механизмы, препятствовавшие распространению невежества, и начинается очередная общественная . Подобные своеобразные витки человечество проходит всю свою историю, то повышая, то снижая общие показатели невежества среди среднего населения. Это включает и постоянную необходимость в реформировании системы образования и в обновлении не только методик обучения, но и самих знаний.

    Социальный строй и культурное развитие общества, проходя через кризисы своего представления о роли человечества и устройства государства, начинает рушиться по многим параметрам, одни из которых – уровень культуры. Когда прежние догмы перестают действовать, система образования мотивировать и захватывать, когда общество перестаёт видеть дальнейшую цель в развитии, то автоматические механизмы провоцируют кризис. Наиболее сильные кризисы возможны через разрушение прежних парадигм, и иначе чем через повальное невежество такого добиться невозможно. Опять выходит, что нельзя оценить данное человеческое проявление исключительно как негативное или позитивное, т.к. через негативные проявления оно провоцирует общие процессы эволюции.

    Примеры невежества

    Проявление невежества возможно в двух направлениях – интеллектуальном (выражается в недостатке знаний об основных законах и инновациях) и культурном (отсутствие воспитания, тактичности).

    Примером интеллектуального невежества могут быть высказывания человека, не актуальные последним изменениям. Это сравнимо с попытками доказывать, что земля имеет форму диска или объяснять физическое восстановление после принятия какого-либо настоя не влиянием витаминов и веществ растения, а тем, что исцеление даровано духами цветка.

    Стремясь скрыть своё интеллектуальное несоответствие, люди часто употребляют термины и сложные научные слова, надеясь выглядеть более значимо в глазах других. Но поскольку истинного понимания сложных понятий нет, а значение сложных терминов из научной области не известно для тех, кто знает, о чём идет речь всё высказывание невежды может звучать как бессмысленный набор слов. Не только употребление слов, но также ссылки на известные фамилии и теории без знания того, чем занимался человек или на основании чего базируется научное развитие, относятся также к невежеству.

    Культурное невежество может проявляться в полном игнорировании или незнании правил этикета. Такой человек чавкает за столом, ставит локти на скатерть и широко раздвигает ноги. Сюда же можно отнести фамильярное отношение, обращение к старшим по имени, с высокомерием. Характерно для таких людей отсутствие культурного вкуса и способности оценить старания других. Даже в тех моментах, когда комплименты делаются ради того, чтобы поднять настроение другому, такой человек скажет правду. Вместо того чтобы позволить рисунок или написанные стихи, он может их резко раскритиковать, даже не постаравшись понять, что именно хотел сказать человек, какие его внутренние болевые глубокие переживания выражают данные произведения.

    Варианты культурного невежества проявляются в том, чтобы пройти грязной обувью по коврам или не снять шляпу в помещении. То, как человек проявляет себя на концертах – встаёт и уходит, громко разговаривает и не выключает телефон, критикует представление громко, прямо во время игры актёров. Но это нарушение культуры и этикета касается не только моментов, когда этого требует ситуация, ведь понятие внутренней культуры проявляется во всём. Общение с близкими и умение сгладить конфликт, попытки не будить человека и вести себя максимально тихо, умение говорить правду, не облекая её в обидные слова и способность промолчать в понимании, что не всегда есть необходимость эту правду высказывать – это всё то, что является ежедневным и бытовым проявления отсутствия невежества.