Возникновение фашизма. Определение. Основные черты фашизма

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Ф. у власти – террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты Ф. – применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать её в интересах эксплуататорского строя (массовая база Ф. – по преимуществу средние слои капиталистического общества). Внешняя политика Ф. – политика империалистических захватов.

Общность черт, присущих Ф. как политическому течению, не исключает существования различных его форм, определяемых часто степенью преобладания политических или милитаристских сил. Преобладание милитаристских сил характерно для военно-фашистских режимов.

В борьбе за создание массовой социальной базы Ф. выдвинул систему взглядов (т. н. фашистская идеология), использовавшую в значительной мере реакционного учения и теории, сложившиеся до его появления (расистские идеи Ж. А. де Гобино , Ж. В. де Лапужа , Х. Чемберлена и др.; антидемократические концепции Ф. Ницше и О. Шпенглера , антисемитизм; геополитика , пангерманизм и т. д.).

В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» (теория «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тотального государства»). В наиболее концентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Майн кампф» (1925). Весьма существенная черта фашистской идеологии – крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование Ф. популярности идей социализма в массах.

Возникнув как реакция на революционный подъём, наступление которого возвестила Великая Октябрьская социалистическая революция в России, Ф. превратился в ожесточённого и опасного противника всего прогрессивного человечества и прежде всего международного революционного рабочего движения. Первые фашистские организации появились весной 1919 в Италии в виде полувоенных дружин из националистически настроенных бывших фронтовиков. В октябре 1922 фашистами, превратившимися в крупную политическую силу, был инсценирован вооружённый «поход на Рим», давший правящим кругам Италии предлог для назначения 31 октября 1922 премьер-министров главаря итальянских фашистов («дуче») Б. Муссолини. В течение последующих четырёх лет фашистское руководство постепенно ликвидировало буржуазно-демократические, свободы, устанавливало всевластие фашистской олигархии. В 30-х гг. в Италии было завершено создание корпоративного государства, содействовавшее милитаризации итальянской экономики. Демократическое профсоюзное движение, экономические и политические завоевания рабочего класса были ликвидированы. правительство Муссолини проводило всё более активно политику империалистической экспансии. В 1935 фашистская Италия развязала войну против Эфиопии, после захвата которой (1936) приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936–1939), в 1939 захватила Албанию, в октябре 1940 напала на Грецию, а ещё раньше, в июне того же года, объявила войну Франции, вступив тем самым во вторую мировую войну 1939–45 . В ходе этой войны фашистский режим в Италии потерпел крушение (1943).

Нем. фашистская Национал-социалистская партия возникла в 1919 (официальное название – Национал-социалистская немецкая рабочая партия отражало стремление её организаторов использовать в интересах крайней реакции влияние идей социализма среди герм.(германский) трудящихся). В обстановке углублявшегося политического кризиса, опираясь на поддержку группы крупных монополий и заключив союз с влиятельными кругами в руководстве рейхсвера, вождь («фюрер») герм.(германский) фашистов Гитлер получил в конце января 1933 мандат на формирование правительства. Инсценировав поджог рейхстага и приписав вину за него коммунистам (см. Лейпцигский процесс 1933 ), германские фашисты в течение нескольких месяцев полностью «унифицировали» страну, обрушив кровавый террор на все демократические и либеральные течения, бросая в тюрьмы и физически уничтожая всех действительных и потенциальных противников нацистского режима. Вслед за Коммунистической партией были запрещены Социал-демократическая и все традиционные буржуазные партии. Были распущены все общественные организации и прежде всего профсоюзы, лишён своих прерогатив парламент, отменены все формы общественного контроля за государственной администрацией. Созданный национал-социализмом механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жестокостью террористический аппарат (СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и др. органы фашистской юстиции), аппарат организационного воздействия на население (Национал-социалистская партия, Национал-социалистский женский союз, Гитлеровская молодёжь, Немецкий рабочий фронт, организация «Сила через радость» и т. д.), контролировавший все формы общественной деятельности, а также аппарат по пропагандистской обработке масс (возглавлялся министерством пропаганды). В тесном союзе с генералитетом гитлеровское правительство проводило форсированную милитаризацию Германии. Незамедлительно был взят курс на милитаризацию экономики, сопровождавшийся осуществлением различных форм государственно-монополистического регулирования (государственные капиталовложения, главным образом на военные цели, налоговая политика, политика кредитов и запланированной инфляции, административный контроль над хозяйственным развитием, принудительное синдицирование или картелирование промышленности, создание новых объединений монополистов и др.). Были разорваны международные соглашения, ограничивавшие вооружение Германии, и проведён ряд агрессивных актов, рассчитанных на укрепление военно-стратегических позиций герм.(германский) империализма в его борьбе за мировое господство. В 1936–39 Германия совместно с Италией участвовала в интервенции против республиканской Испании. В 1938 было совершено насильственное присоединение (аншлюс) Австрии, в 1938–39 захвачена и расчленена Чехословакия. Нападением на Польшу в сентябре 1939 фашистская Германия развязала 2-ю мировую войну.

Оказавшись у власти в Италии и Германии, фашисты поставили под свою эгиду многочисленные фашистские и профашистские организации за рубежом. В некоторых странах эти организации стали представлять серьёзную опасность для буржуазно-демократических режимов. В период между двумя мировыми войнами были установлены режимы фашистского типа в ряде государств Восточной и Центральной Европы: в Венгрии (режим Хорти), Австрии, Польше («санационный режим»), Румынии, прибалтийских государствах и т. д. Под влиянием Италии и Германии развивалось фашистское движение в Испании, где после кровопролитной гражданской войны 1936–39 (см. в ст. Испанская революция 1931–39 ) была установлена (март 1939) при военной и политической поддержке итальянских и германских интервентов фашистская диктатура Франке. Ещё раньше в Португалии утвердилась фашистская диктатура Салазара.

К середине 30-х гг. Ф. вырос в смертельную угрозу не только для рабочего и демократического движения отдельных стран, но и для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. Осознание серьёзности этой угрозы привело к возникновению широкого антифашистского движения, основанного на сплочении всех политических сил, готовых оказать сопротивление Ф. Главную роль в организации такого сопротивления сыграли коммунистические партии, следовавшие решениям 7-го конгресса Коминтерна о едином рабочем и народном фронте (1935; см.(смотри) в ст. Коммунистический Интернационал ) с учётом особенностей обстановки в каждой отдельной стране. В странах, где Ф. находился у власти, коммунисты встали во главе подпольного антифашистского движения (см. Антифашистское движение ). В годы 2-й мировой войны фашистские оккупанты ввели в действие тщательно разработанную систему массового уничтожения людей на захваченных территориях. По некоторым подсчётам, через концентрационные лагеря и лагеря смерти, организованные национал-социалистами (см. Концентрационные лагеря немецко-фашистские ), прошло приблизительно 18 млн. чел. всех национальностей Европы. Из них 11 млн. чел. были зверски умерщвлены. Фашистский террор на оккупированных территориях, геноцид , преднамеренное уничтожение миллионов людей во всей полноте раскрыли бесчеловечную сущность Ф., который навлек на себя ненависть народов всего мира. В фашистском тылу, на оккупированных территориях и в самих фашистских странах возникло антифашистское Движение Сопротивления , подрывавшее боевую мощь фашистской армии и прочность фашистских режимов.

Разгром в 1945 Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР нанёс тяжёлый удар по Ф. Однако в некоторых капиталистических странах (Испания, Португалия) правящим классам удалось в послевоенные годы продлить существование диктаторских режимов фашистского типа. В странах, возглавлявших фашистский блок, корни Ф. были ликвидированы не полностью. Начавшаяся после 2-й мировой войны «холодная война» привела к оживлению наиболее реакционных, в том числе фашистских, элементов и в тех капиталистических государствах, которые входили в прошлом в состав антигитлеровской коалиции. Не менее важно и то, что социальные и политические процессы, породившие Ф. и превратившие его на определённом историческом этапе в весьма влиятельную силу (развитие государственно-монополистического капитализма и углубление общего кризиса капитализма, экономические и политические потрясения в странах капиталистического мира), продолжают происходить и в современном капиталистическом обществе. В капиталистических странах, правящие круги которых придерживаются традиционных методов правления, сложилась более или менее влиятельная крайне правая оппозиция, в ряде случаев откровенно фашистская или полуфашистская по своему характеру. Сила и влияние этой оппозиции колеблются в зависимости от изменения экономической конъюнктуры и состояния международной обстановки, возрастая нередко при обострении кризисных явлений внутри страны и на международной арене и ослабевая при смягчении напряжённости.

В некоторых случаях фашистские и полуфашистские элементы в союзе с милитаристскими силами предпринимают попытки захватить господствующие позиции путём военных переворотов. В апреле 1967 был осуществлен государственный переворот в Греции, в сентябре 1973 – в Чили. В этих странах была установлена террористическая военно-фашистская диктатура. Значительно раньше (в 1954) утвердилась террористическая диктатура в Парагвае. Большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику оказывает реакционная военщина и в ряде других латиноамериканских стран.

В новых условиях фашистские силы, естественно, принимают новое обличье, стремясь нередко отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого. Поэтому, говоря о современном Ф., чаще всего употребляют термин неофашизм . В условиях обострения общего кризиса капитализма неофашистские силы широко применяют т. н. стратегию напряжённости, организуя террористические и др. подрывные акции. Основная цель этой стратегии в том, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественый порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в объятия «легальных» неофашистов. В целом, однако, позиции Ф. после 2-й мировой войны гораздо слабее, чем до неё. Свержение Ф. в Португалии (апрель 1974), Греции (июль 1974), а также крах франкизма в Испании – убедительное свидетельство слабости фашистских режимов в современных условиях. Расстановка классовых сил в промышленно развитых капиталистических странах в ряде случаев ограничивает самовластие монополистической буржуазии. Форсируемой власть имущими тенденции к сдвигу вправо противостоит тенденция к сдвигу влево – к расширению демократии, являющаяся результатом упорной борьбы народных масс и прежде всего рабочего класса. В обстановке распространения антифашистских настроений и роста притягательной силы социализма правящие классы капиталистических стран часто считают опасным переход от буржуазно-демократических форм правления к открыто фашистским методам.

Важнейшая преграда Ф. – создание сплочённого фронта демократических сил.

Источн. и лит.: Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, М., 1935; VII Kongress der Kommunistischen Internationale, Moskau, 1935; VII Congress of the Communist International. Abridged stenographic report of proceedings, Moscow, 1939; VII Конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны, М., 1975; О фашистской диктатуре в Германии, М., 1934 (Коминтерн в документах); Грамши А., Избр. произв.(произведение), т. 1–3, М., 1957–59; Датт П., Фашизм и социалистическая революция, пер.(перевод) с англ.(английский), М., 1935; Димитров Г., Избр. произв.(произведение), пер.(перевод) с болг.(болгарский), т. 1–2, М., 1957; его же, В борьбе за единый фронт против фашизма и войны. Статьи и речи 1935-1937, М., 1937; Куусинен О., Фашизм, опасность войны и задачи коммунистических партий, М., 1934; Пик В., Избр. произв.(произведение), пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1956; Тельман Э., Избр. статьи и речи, пер.(перевод) с нем.(немецкий), т. 1–2, М., 1957–58: Тольятти П., О задачах Коммунистического Интернационала в связи с подготовкой империалистами новой мировой войны, М., 1935; Эрколи (П. Тольятти), Какова была социальная база фашизма?, «Коммунистич. Интернационал», 1926, № 4; его же. Лекциио фашизме, [пер. с итал.(итальянский)], М., 1974; Zetkin С., Gegen Faschismus und imperialistischen Krieg, B., 1955; Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сб. материалов, т. 1–7, М., 1957 – 61: Der Hitler-Putsch. Bayerische Dokumente zum 8/9 November 1923, Stuttg., 1962; Jochmann W., Nationalsozialismus und Revolution. Dokumente. Fr./M.,1963; Hofer W., Der Nationalsozialismus. Dokumente 1933–1945, Fr./M., 1957; Бухенвальд. Док-ты и сообщения, М., 1962; Враг всего мира. Факты и док-ты, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1962; Zur Gcschichte der deutschen antifaschistischen Widerstandsbewegung. 1933 – 1945, В., 1958; Die Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung, Bd 4 – 5, В., 1966; Безыменский Л. А., Германские генералы – с Гитлером и без него, М., 1961; Бланк А. С., Коммунистическая партия Германии в борьбе против фашистской диктатуры (1933-1945), М., 1964: Галкин А. А., Германский фашизм, М., 1967; его же, Социология неофашизма, М., 1971; Генри Э., Есть ли будущее у неофашизма?, М., 1962: Гинцберг Л. И., Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти, М., 1967; его же, На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвется к власти, М., 1972; Джулио Ю., Фашистская Италия, [пер. с итал.(итальянский)], М. – Л., 1929; Лопухов Б. Р., Фашизм и рабочее движение в Италии 1919–1929. М., 1968; НДП – новая нацистская партия. Сб. статей, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1968; Розанов Г. Л., Германия под властью фашизма (1933–1939), 2 изд., М., 1964; Алатри П., Происхождение фашизма, пер.(перевод) с итал.(итальянский), М., 1961; Винцер О., 12 лет борьбы против фашизма и войны, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1956; Гейден К., История германского фашизма, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М. – Л., 1935; Kis А., Az olasz fasizmus törtenete, , 1970.

Термин «Фашизм» по количеству приписанной ему лжи, фальсификации и модификаций, вероятно, не имеет себе равных. В короткий период настоящего времени появилось несколько новых видов фашизма: неофашизм, русский фашизм, исламский фашизм, сионофашизм и, в конце концов, глобофашизм. Он стал наиболее часто употребляемым в современных демократических средствах информации, и практически всегда не оправдано и неуместно.

Ему приписана вся гамма отрицательных деятельности: агрессия, реакция, тоталитаризм, посягательства на права человека, расизм, шовинизм, антисемитизм, ксенофобия, даже «холокост» и многое другое.

Ранее были публикации, в которых делались попытки дать информацию о происхождении фашизма, но ничего конкретного и правдивого в них, как ни странно, не было. Далее это будет показано. Поэтому создалась острая необходимость в полном и объективном раскрытии истории происхождения, идеологии и деятельности движения, получившего название «фашизм».

Итак. Фашизм берет свое начало в Италии, его родоначальником, «крестным отцом» был Бенито Муссолини.

Муссолини (1883 - 1945 г.) выходец из бедной семьи, мать его была учительницей, отец кузнецом. От отца он унаследовал социалистическую ориентацию. Но четкой классовой политической платформы у него не было, вокруг него собирались все недовольные, желающие удовлетворить свои амбиции.

Муссолини оказался выдающимся оратором и публицистом.

В 1904 г. он начал издавать газету «Ла лотта ди классе» («Классовая борьба»); в 1912 г. он стал редактором газеты «Аванти» и начал издавать свой журнал «Утопие», но журнал не получил широкого интереса, а газета «Аванти» стала очень популярной в стране. Муссолини много писал и много выступал, это принесло ему большую известность и признание широких масс.

В это время Муссолини больше и больше отходил от социализма при этом он утверждал, что на него самое большое влияние оказал К. Маркс. На стене его кабинетов всегда висел портрет Маркса (в 1917 г. он его снял). Дело кончилось тем, что в 1914 г. его исключили из партии социалистов.

Революционные процессы в Европе, происходившие в 1917 г., вызвали у Муссолини негативную реакцию, он отрицательно отзывался о Ленине.

23.03.19 г. Муссолини организовал первую боевую организацию «Союз борьбы» и дал ей название «фаши», что в переводе на русский язык означает: «пучок, связка прутьев», но так назывался знак «достоинства магистров». Именно этот фактор оказался определяющим.

Первую идеологию фашизма сформулировал Джованни Джентиле, Муссолини только поставил под ней свою подпись.
В 1919 г. он впервые принял участие в выборах парламента, но не добился успеха, в 1921 г. он повторно вышел на выборы и получил 35 мандатов.

Дальнейшие события показали, что фашизм не доктрина, а метод или способ захвата власти, его нельзя было отнести ни к левым, ни к правым силам, тем более к центру, у него не было стремления к единовластию.

С 1919 г. по 1922 г. Муссолини проводил интенсивную деятельность по увеличению численности фашистской организации.
Деятельность Муссолини в этот период финансировал крупный капитал, предположительно сионистский. На эти средства он начал издавать газету «Пополо де Италия», общественность обвинила его в предательстве.

24.10.22 г. в Неаполе в театре «Сан-Карло» состоялся первый съезд фашистской организации. На съезде Муссолини выдвинул следующие требования (основные):

Роспуск парламента, изменение избирательной системы, проведение новых выборов;

Получение пяти министерских портфелей: иностранных дел, военного, морского, труда и общественных работ и комиссариата авиации;

Из этого следует, что у фашистов не было программы и классовой принадлежности.

В поддержку съезда на улицы вышло более 40 тыс. человек.

Из конфиденциальной информации известно, что на организацию похода на Рим Муссолини получил от банкиров, вероятно сионистских, 20 млн. лир.

30.10.22 г. в Рим двинулись колонны ликующих фашистов, без всяких помех и сопротивления они вошли в Рим. Муссолини вышел на римский вокзал в качестве главы нового кабинета министров.

Получив власть, Муссолини отступил от требований, объявленных в Неаполе. Он не распустил парламент, создал коалиционное правительство.

Свою деятельность он начал с разгрома либерализма (в культуре, политике и администрации). Далее провозгласил построение фашистского государства, где «Все должно быть в государстве и ничего вне государства». Задавил инакомыслие. Политические партии рабочего класса: коммунистическая, социалистическая, унитарная социалистическая были отброшены на задворки политической жизни. Модный в то время лозунг «Свобода, равенство, братство» заменен принципом «Порядок, иерархия, дисциплина».

Не стало и фашизма, остался только Муссолини.. (М. Ильинский «Жизнь и смерть Бенито Муссолини, «Вече» Москва, 2000 г.).

По вопросам, которые в настоящее время приписывают фашизму следует отметить следующее.

У фашистского государства Италии и лично у Муссолини не было антисемитизма, расизма, шовинизма и т. д., не было никакой дискриминации, преследования, расстрелов и т.д.
Муссолини вообще не признавал расовую теорию Гитлера (который в те годы и у власти-то не был) и откровенно над ней посмеивался, считая, что чистую кровь в те годы уже не найти.

Достаточно сказать, что в период войны в Италии было репрессировано 7 680 чел. еврейской национальности (и то не с руки Муссолини), в Греции 67 000 чел., во Франции 77 000 чел., в Австрии 65 439 чел.

Очень важно отметить, что ни Муссолини ни его организация не занимались распространением фашизма в других странах.
Как ранее отмечалось, у итальянского фашизма не было идеологии, не было программы, т. е. нечего было передавать другим. Тем не менее, движения под таким названием появились в Испании, Австрии, Хорватии, Румынии, Бельгии, Франции, Англии и, наконец, в Германии. Этим занимался сионизм.

Все эти годы Муссолини не был знаком с Гитлером, первая их встреча произошла только в 1934 г., когда они уже возглавляли правительства в своих странах и при этом остались недовольными друг другом.

В Германии господствующей, а далее государственной была идеология национал-социализма, На третьей встрече Гитлера и Муссолини в 1938 г. было принято решение «об укреплении связей между фашизмом и национал-социализмом», об обмене идеологиями, никаких конкретных и существенных договоренностей, естественно, не было.

В Германии в этот период развивался национал-социализм.

В основополагающей программе «СС» («Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социлистической Германии», вышедшей в 1940 г.) нет ни одного слова о связи ее с фашизмом. Более того, в этой программе нет ни одного слова о негативном отношении к другим народам, тем более об их геноциде. В программе только единожды встречается слово «еврей», и то в составе таблицы статистических данных. Это очень здоровая программа, в ней продуманная забота о своем народе, предусматривающая введение таких социальных и организационных мероприятий, направленных на возрождение и улучшение жизни народа, которых не было даже в социалистическом СССР. Очень вероятно, что и в настоящее время такой программы нет ни в одной партии.

Таким образом, фашизма в Германии не было ни в какой форме, его предписывают ей идеологические диверсанты. Есть информация о том, что немцы обижались, когда их называли фашистами.

Свастика, которую в настоящее время называют фашистской, не была таковой, она была только символом национал-социализма. В книге М. Ильинского приведено 14 фотографий Муссолини, в т.ч. несколько в военной форме, но ни на одной из них нет его со свастикой, в настоящее время называемой фашистской. Более того, у Муссолини была своя эмблема в виде треугольника с орлом, держащим в лапах крест, по центру..

Происхождение свастики А. Гитлер описал в свой книге «Майн кампф»: «После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный, белый круг внутри, а в центре этого круга - черный мотыгообразный крест. … Красный цвет олицетворяет социальные идеи, заложенные в нашем движении. Белый цвет - идею национализма. Мотыгообразный крест - миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда, который испокон веков был антисемитским и антисемитским и останется».
Из чего понятно, что либо он не знал, либо убеждал себя, либо публику, что незнал о том сколько существует свастика и что именно она означает. Гитлер подвёл этот символ под свою идеологию (проще говоря, украл).

Таким образом, эмблема национал-социализма - свастика - никогда не была фашистской.

Не вероятно, в Германии не было фашизма, в Италии не было свастики, а в результате появилась «фашистская свастика»
Это пример идеологической диверсии или идеологического маразма в мировом масштабе.

Это положение известно в современных государственных кругах РФ, в том числе юридических. Так, в п.3 статьи 1 «Закона о противодействии экстремистской деятельности» есть правильная запись: «… в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии …» (речь идет о запрещении издания книг).

В период правления Муссолини страна пережила экономический подъем. Он ввел государственное регулирование экономикой; провел эффективные мероприятия по оздоровлению нации, в результате которых население страны значительно увеличилось; организовал осушение болот в регионе Романьельской долины, что позволило ввести в оборот большие площади земел; организовал строительство базы всеобщего отдыха на ее побережье, в Риме он организовал широкомасштабные работы по обновлению города и проведение археологических раскопок. До настоящего времени в южных районах страны народ с уважением и благодарностью вспоминает Муссолини, а в северных районах к нему прохладное отношение.

В настоящее время в Италии функционирует неофашистская партия, ее лидеры представлены в парламенте, ее возглавляет Алессандра Муссолини, внучка Бенито Муссолини. И это ни у кого не вызывает негативной реакции.

Пропаганда СССР в военное время злоупотребляла использованием термина «фашизм» в оценках отношений с Германией. Это признано израильским определением «фашизма», там сказано: «…Советское пропагандистское клише, в котором гитлеровская идеология и основанная на ней религия Третьего рейха неизменно именовались фашистскими».

Современная, теперь уже демократическая, пропаганда продолжает тенденцию пропаганды военного времени, это свидетельствует о том, что она исходят из одного источника.

Советская энциклопедия: «Фашизм - наиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, и выражающее интересы самых агрессивных кругов империалистической буржуазии. Характерным для фашизма является антикоммунизм, уничтожение демократических свобод, культ насилия, шовинизм и расизм, агрессия; с момента своего возникновения фашизм выступал как ударная сила международной реакции».

В Госдуме на слушаниях проекта закона «О запрещении пропаганды фашизма в РФ» было дано такое определение фашизма: «Под фашизмом в настоящем Законе понимаются идеология и практика господства одних рас и наций и подавление других, выражающиеся в посягательствах на права и свободы граждан, культе жестокости и насилия».

Российская Академия наук; «Фашизм - это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установления культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».

В материалах нюренбергского процесса было отмечено: «Фашизм - это расистская политическая идеология, направленная на территориальные завоевания и физическое уничтожение «низших» рас».

Израильское определение (в сокращении): «Фашизм это идеология, массовые движения и политические режимы тоталитарного типа, основанные на культе нации, государства и насилия. Как и все другие разновидности тоталитаризма, фашизм представляет собой максимальную реакцию на издержки, противоречия и конфликты, которые обнаружились в западном обществе, основанном на началах парламентаризма, либерализма и плюрализма. Общей для фашизма и всякого другого тоталитаризма является установка на разрушение западного демократического общества и создание его на иных началах…»

Новости Партнеров


Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Фашизм является сложной идеологией. Существует множество определений фашизма: одни описывают его как тип или набор политических действий, другие – как политическую философию или массовое движение. Большинство определений сходятся в том, что фашизм авторитарен и любой ценой поощряет национализм, однако его основные характеристики являются предметом многих споров.

Фашизм обычно связывают с немецкими и итальянскими нацистскими режимами, которые пришли к власти после первой мировой войны, хотя фашистские режимы или их элементы также присутствовали и в нескольких других странах. в Германии, в Италии, Франсиско Франко в Испании и Хуан Перон в Аргентине были известными фашистскими лидерами 20-го века.

Роберт Пакстон, почетный профессор социальных наук Колумбийского университета в Нью-Йорке, считается основателем исследований фашизма в США. Он определил данный термин, как «форму политического поведения, характерную для 20-го века, которая с помощью сложных пропагандистских методов вызывает у людей антилиберальные, антисоциалистические, насильственно разделяющие, экспансионистско-националистические намерения».

Пакстон утверждает, что другие определения слишком полагаются на документы, которые Муссолини, Гитлер и другие написали до того, как они пришли к власти. Оказываясь у власти, фашисты не всегда соблюдали свои ранние обещания. Как выразилась Американская историческая ассоциация, говоря о фашизме в Италии: «Провозглашенные цели и принципы фашистского движения были реализованы далеко не полностью. Они провозглашали почти все: от крайнего радикализма, в 1919 году, до крайнего консерватизма, в 1922 году».

Лачлан Монтегю, австрийский писатель и исследователь фашизма, экономической истории и межвоенных лет, писал в Live Science: «Фашизм определенно революционный и динамичный». Он утверждает, что некоторые определения фашизма, такие как описание Зеева Стернэлла в качестве «формы крайнего национализма» в работе «Не правые, не левые» слишком широки, чтобы быть полезными.

Хотя фашизму и трудно дать определение, все фашистские движения характеризуются некоторыми основными убеждениями и действиями.

Основные элементы фашизма

Фашизм подразумевает приверженность некоторым основным понятиям, таким как нация, национальное превосходство и высшая раса или группа. Основной принцип, который Пакстон описал, как единственное определение морали фашизма – сделать нацию более сильной, могущественной, крупной и успешной. Поскольку фашисты видят национальную силу единственным, что делает нацию «достойной», они будут использовать любые средства, необходимые для достижения этой цели.

Исходя из этого, фашисты стремятся использовать активы своей страны для повышения её же силы. Это приводит к национализации активов. По словам Монтегю в этом фашизм напоминает марксизм. «Если марксизм предполагал разделять активы во имя экономической идеи в громаде стран, то фашисты пытались сделать то же самое в одной стране», – сказал он.

Руководствуясь принципом крайнего национализма, фашистские режимы склонны совершать схожие действия, хотя некоторые их особенности различаются. Автор Джордж Оруэлл писал в своем эссе «Что такое фашизм?» соответственно утверждениям Пакстона, что эти режимы превосходят пропаганду и используют грандиозные жесты, такие как парады и яркие появления лидеров. Фашисты очерняют другие группы, несмотря на то, что эти группы отличаются по странам и времени. Вот почему немецкий нацистский режим чернил евреев и других, в то время как итальянский режим Муссолини порочил большевиков.

Пакстон, автор нескольких книг, в том числе «Анатомия фашизма», сказал, что фашизм основан скорее на чувствах, чем на философских идеях. В своем эссе 1988 года «Пять этапов фашизма», опубликованном в 1998 году в «Журнале современной истории», он определил семь чувств, которые действуют как «мобилизация страстей» для фашистских режимов:

  1. Главенство группы. Создается впечатление, что поддержание группы даже более важно, чем индивидуальные или общие права.
  2. Убежденность, что ваша группа является жертвой. Это оправдывает любое поведение против врагов группы.
  3. Вера в то, что индивидуализм и либерализм приводят к упадку и негативно влияют на группу.
  4. Сильное чувство общности или братства. Данное братство – это «единство и чистота, подкрепляемые общей убежденностью, если это возможно, или исключительным насилием, если это необходимо».
  5. Индивидуальная самооценка связана с величием группы. Пакстон назвал это «усиленным чувством идентичности и принадлежности».
  6. Экстремальная поддержка «естественного» лидера, который всегда является мужчиной. Это приводит к тому, что один человек берет на себя роль национального спасителя.
  7. «Красота насилия и воли, когда они посвящены успеху группы в дарвиновской борьбе», – писал Пакстон.

Идея естественно высшей группы или, особенно в случае Гитлера, биологического расизма, вписывается в фашистскую интерпретацию дарвинизма.

Пакстон отмечал, что, оказываясь у власти, фашистские диктаторы подавляли индивидуальные свободы, заключали в тюрьмы противников, запрещали забастовки, обеспечивали неограниченную полицейскую власть во имя национального единства и возрождения и совершали военную агрессию.

Почему так трудно дать определение фашизму?

«Вероятно, самый страшный момент для любого эксперта фашизма – это пытаться дать определение фашизму» — Л. Монтегю.

В 1944 году, в то время как большая часть мира по-прежнему находилась под влиянием фашистских режимов, Оруэлл писал, что очень трудно определить фашизм. В эссе «Что такое фашизм?» он объяснял, что большая часть неприятностей заключается в многочисленных различиях между фашистскими режимами: «Нелегко, например, вместить Германию и Японию в одни рамки, и еще сложнее это сделать с некоторыми из малых государств, которые описываются как фашистские».

Фашизм всегда берет на себя индивидуальные черты страны, в которой он находится, что приводит к различным между собой режимам. Например, Пакстон описывал в «Пяти этапах фашизма», что «религия будет играть большую роль в фашизме, происходящем из Соединенных Штатов», чем в более светской Европе. Он также отмечал, что национальные варианты фашизма отличаются более широко, чем национальные варианты, например, коммунизма или капитализма.

Ещё больше осложняет дело то, что нефашистские правительства часто подражали элементам фашистских режимов, чтобы придать видимость силы и национальной жизнеспособности. Например, массовые мобилизации граждан в цветных рубашках не приравниваются автоматически к фашистской политической практике.

«Преобладание слова в простом разговорном языке также вызывает проблемы определения. В наши дни термин «фашист» использовался как оскорбление так сильно, что он разбавил смысл, и в особенности злую природу, которую это слово несёт», — поясняет Монтегю.

В отличие от большинства других политических, социальных или этических философий, таких как коммунизм, капитализм, консерватизм, либерализм или социализм, фашизм не имеет определенной философии. Как писал Пакстон: «Не было «фашистского манифеста», нет основополагающего фашистского мыслителя».

Подготовка сцены для фашизма

На протяжении всей истории 20-го века фашистские режимы поднимали определённые социокультурные и политические вопросы. Стоит также отметить, что во многих странах, таких как Великобритания в 1920-х и 1930-х годах, фашистские идеи обретали популярность и без прихода режимной власти, а фашистские партии становились звёздными политическими игроками.

Прежде всего, фашистским режимам в XX веке, чтобы завоевать популярность и власть, требовались экстремальные национальные кризисы. После поражения в первой мировой войне многие в Германии и Италии были озабочены культурой своих стран. По словам Монтегю им обещали национальную славу и экспансию, и потому они чувствовали стыд и разочарование после поражения.

Европейские фашистские идеи вдохновили установить режимы на всю Латинскую Америку, в том числе в Боливии и Аргентине. «У этих стран также было очень трудный период во время депрессии, и обычные партии среднего класса, действующие в парламентских системах, были явно безуспешными», – описывал Пакстон, – Аргентина была богатой страной в 1900 году, экспортируя зерно и мясо, но её вытеснили из этих рынков, и Аргентина обеднела. Это было похоже на поражение в войне. Они обратились к военачальнику, который пользовался народной популярностью».

Испания и Португалия были диктатурами до 1975 года, но эти правительства представляли собой смесь консервативных и фашистских партий.

Фашизм в наши дни

Фашизм в основном потерял популярность в Европе и Северной Америке. «Это стало политическим оскорблением, что привело к чрезмерному употреблению и уменьшению значения этого определения», — говорит Пакстон. Тем не менее, в последние несколько десятилетий в Европе и Северной Америке происходят фашистские или протофашистские движения. «По мере того, как коммунизм терпел упадок после 1989 года, протофашизм стал основным средством протестного голосования в Европе», – пишет он.

Рост популизма в Европе и Соединенных Штатах в 2000-х годах заставил многих забеспокоиться, укрепится ли снова фашизм. Однако Пакстон не считает, что фашизм находится на подъёме в Соединенных Штатах: «Я думаю, в нашей стране преобладает традиционный консерватизм. Основная социальная политическая программа представляет собой индивидуализм, но не для всех, а для предпринимателей. Он поддерживает право бизнесменов добиваться максимальной прибыли без правил и контроля. У нас есть олигархия [Определена Оксфордским английским словарем как «небольшая группа людей, контролирующих страну или организацию»], которая научилась некоторым умным маневрам, чтобы завоевать популярность и поддержку ораторскими приёмами, которые напоминают фашизм.

Например, Соединенные Штаты находятся в значительно лучшей форме, чем Германия или Италия после первой мировой войны. Однако некоторые политики убедили многих американцев в том, что ситуация в стране близка к тяжелой».

ФАШИЗМ или национал-социализм (лат. fasio; итал. fascismo, fascio - пучок, связка, объединение), согласно энциклопедии постмодернизма - 1) тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно-плюралистической демократии. 2) Идеология, теория и практика правоэкстремистского политического движения 1920-1990-х в Европе, характерными чертами которого выступают: воинственный антидемократизм; антимарксизм; антисемитизм; расизм и идеи расового превосходства; шовинизм; мистический вождизм; культ тоталитарного государства и социального насилия; концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение "низших" народов и рас; оправдание геноцида последних.
Не стоит считать, что фашизм -это течение возникшее только в Германии. В тот же самый период 20-30-е гг. мы видим похожие процессы в Португалии, при режиме Салазара, в Испании - Франко, в Италии -Муссолини.
Э. Нольте объясняет возникновение фашизма в 20-е годы в Европе как следствие глубокого кризиса, наступившего после Первой Мировой Войны: потрясений, связанных с распадом ряда стран и образованием новых национальных государств, цепи революций, из которых большевистская революция 1917 года оказала самое глубокое влияние на послевоенную эпоху. Получается, таким образом, что события в России косвенно стали причиной зарождения фашизма.
Именно Италия стала страной, в которой фашисткий режим установился раньше всего. После Первой Мировой страну охватили глубокие общественные потрясения, которые и завершились в 1922 году приходом к власти фашизма в его резко тоталитарной форме. Именно в Италии для борьбы с преступностью и коммунистами впервые стали создаваться специальные отряды. Боец такого отряда назывался фашистом, а движение - фашизм. Но нас, прежде всего, и интересуют те события, которые привели к установлению фашисткой диктатуры.
Лев Троцкий в своем труде «Немецкая революция и сталинская бюрократия» пишет, что итальянский фашизм непосредственно вырос из преданного реформистами восстания итальянского пролетариата. В целом, после войны в Италии начинается подъем рабочего движения, в 1920 году рабочие захватили заводы и фабрики. Таким образом, диктатура пролетариата была установлена, но не была организована. Рабочие, захватившие долгожданную власть не знали, что с ней делать. Крушение революционного движения, -продолжает Троцкий, - явилось важнейшей предпосылкой роста фашизма. В сентябре оборвалось революционное наступление пролетариата; в ноябре уже произошло первое крупное выступление фашистов (захват Болоньи) . Через два года после возникновения фашизм был уже у власти.
Сам термин фашизм в современную лексику впервые ввел итальянский философ Д. Джентиле. Он полагал главной ролью государства в обществе - претворение в жизнь национального предназначения. И поскольку государство претворяет в жизнь судьбу нации, оно должно обладать неограниченной властью, должно быть тоталитарным, фашистским. Сторонники подобных взглядов и их лидер Муссолини стали называть себя фашистами. Фашистское государство, с точки зрения Муссолини, -это государство - абсолют. По сравнении с ним все остальные лица или группы имеют относительное значение.
Итальянский фашизм всегда был связан с идеей войны. Муссолини безусловно понимал, что без союза с восстанавливающейся Германией ему не создать империю. Сближение между этими двумя странами постепенно вылилось в военно-политический союз этих государств.
В 1933 году фашизм в форме национал-социализма пришел к власти в Германии и сразу же начался процесс тоталитаризации и унификации всей жизни страны. Расизм был возведен в ранг государственной политики.
В сфере идеологии итальянский фашизм проявлял чрезвычайную активность, стремясь внедрить в сознание массы населения собственную систему ценностей (культ войны, силы, нерассуждающего повиновения) и подчинить духовную жизнь страны своему тотальному контролю. Вся деятельность фашистского режима представлялась как служение идее нации, национального величия. Была разработана так называемая корпоративная доктрина, утверждавшая, что нация как моральное, политическое и реализует себя в фашистском государстве, обеспечивающем сотрудничество различных классов "производителей" (капиталистов и рабочих) "во имя общих национальных интересов". Итальянская нация изображалась (особенно после захвата в 1956 г. Эфиопии и провозглашения Италии империей) прямым наследником Древнего Рима, его военного могущества и имперских традиций. Развернулись усиленные поиски "национального приоритета" в различных областях науки и культуры. В 30-е гг. итальянцы были объявлены одной из "арийских" рас и началась пропаганда расизма. Расовые законы 1938 г. закрыли лицам "неарийского" происхождения (прежде всего евреям) доступ к преподаванию и постам в научных учреждениях.
2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации, соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. За этим в начале ноября 1925 года последовали "высшие фашистские законы" (leggi fascistissime), расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти. Дальнейшими законами были распущены городские собрания депутатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печати и были уволены политически неблагонадежные служащие. После покушения на Муссолини 9 ноября 1926 года был издан "закон о защите государства", по которому были распущены все партии, кроме фашистской, запрещены все оппозиционные газеты и учреждены специальные суды для политических противников режима. В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому "большой фашистский совет" составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой. Впрочем, эта диктатура вовсе не была столь тоталитарной и сплоченной, как уверяли фашисты в своей пропагандистской формуле "тоталитарного государства" ("stato totalitario"). В действительности фашистское государство сохранило свой первоначальный союзный характер. Прочность и внутренняя связность режима опирались на способность Муссолини посредничать между различными силами и уравновешивать их противоречия.
Процесс возникновения фашизма шел с разной интенсивностью в различных странах. Но решающими были 1922-1923 годы. Тогда обнаружились его сходные черты в разных странах и он привлек к себе всеобщее внимание. В конце 1922 года Муссолини двинулся со своими чернорубашечниками на Рим, чтобы завоевать столицу, годом позже произвел путч Гитлер. В другой части Европы - в Праге 9 июня 1923 года в результате фашистского переворота было свергнуто правительство Александра Стамболийского и утвердился репрессивный режим Цанкова.
Но наибольшей «расцвет» фашизма наблюдался, конечно же в Германии. В 1925 году Гитлером была написана книга «Майн кампф», а в январе 1933 года в Германии власть переходит к фашисткой партии.
После Первой мировой войны Германия потеряла около 13% своей территории, в том числе все заморские колонии, ее армия была сильно сокращена, все вооружение, включая военно-морской флот, было конфисковано. Немцы психологически были подавлены и тяжело переживали национальное унижение страны.
Большинство историков считают, что именно условия Версальского договора стали фундаментом для возникновения фашизма в Германии. Немецкое общество было готово к восприятию самых радикальных методов для выхода из создавшегося положения. Закономерным стал тот факт, что уже в 1920 году Гитлер выступил с программой из «25 пунктов», которая призывала к реваншу для восстановления «справедливости, попранной Версалем». Зерна программы упали на благодатную почву. Уже 30 января 1933 года Гитлер становится рейхсканцлером Германии. Вполне легально и законно. Не стоит также забывать, что фашизм в Германии не победил бы, если бы не мощная финансовая поддержка со стороны крупного капитала. В помощи нацистам был «уличен» даже Генри Форд. Свободных средств у нацистов было так много, что они первыми умудрились создать собственную партийную армию СА.
В своей книге "Майн кампф" Гитлер открыто признается в том, что фашисты должны были украсть красный цвет у коммунистов, чтобы их победить. Нацистская программа в 21 пункте предусматривала между прочим: устранение нетрудовых доходов, конфискацию всех военных прибылей, национализацию всех трестов, участие рабочих в прибылях больших предприятий, конфискацию земли без возмещения для коммунальных целей и смертный приговор для спекулянтов. По сути и сама программа была привлекательна для большинства слоев населения, что и объясняет ее популярность и поддержку.
Подтверждение тому, что именно финансовый капитал поддерживал и направлял фашисткое движение мы находим и у Троцкого. Очередь для фашистского режима, - уточняет он, - наступает тогда, когда "нормальных" военно-полицейских средств буржуазной диктатуры, вместе с их парламентским прикрытием, становится недостаточно для удержания общества в равновесии. Через фашистскую агентуру капитал приводит в движение массы ошалевшей мелкой буржуазии, банды деклассированных, деморализованных лумпенов, все те бесчисленные человеческие существования, которые финансовый капитал сам же довел до отчаяния и бешенства. От фашизма буржуазия требует полной работы: раз она допустила методы гражданской войны, она хочет иметь покой на ряд лет. И фашистская агентура, пользуясь мелкой буржуазией, как тараном, и сокрушая все препятствия на пути, доводит работу до конца. Победа фашизма ведет к тому, что финансовый капитал прямо и непосредственно захватывает в стальные клещи все органы и учреждения господства, управления и воспитания: государственный аппарат с армией, муниципалитеты, университеты, школы, печать, профессиональные союзы, кооперативы. Фашизация государства означает не только муссолинизацию форм и приемов управления, - в этой области перемены играют в конце концов второстепенный характер, - но, прежде всего и главным образом, разгром рабочих организаций, приведение пролетариата в аморфное состояние, создание системы глубоко проникающих в массы органов, которые должны препятствовать самостоятельной кристаллизации пролетариата. В этом именно и состоит сущность фашистского режима.
Обощая все вышесказанное мы приходим к выводу, что возникновение и развитие фашизма, как партии, движения и режима, как правило, является результатом острого общественного кризиса, который наблюдался в большинстве европейских стран после окончания Первой Мировой Войны. Чем глубже и шире кризис, тем больше шансов у фашизма занять главенствующие позиции в государстве. Снять его угрозу можно лишь в том случае, если политическая деградация общества будет остановлена, и проблемам, приведшим к ней будет найдено решение. Связь между фашизмом и кризисом общества имеет ряд особенностей. Во-первых, необходимо, чтобы кризис продолжался достаточно долго, чтобы он сильно потряс социальную структуру общества, его моральные устои, нарушил ход экономических процессов (вспомним жесточайшую инфляцию, наступившую в Германии, когда деньги десятикратно обесценивались на утро следующего дня), привел к дискредитации институтов власти, скомпрометировал оппозиционные политические силы, вызвал всеобщее разочарование в государственной идеологии. При этом сами народные массы могут привести к власти сторонников фашизма законным, парламентским путем, отдав им свои голоса на выборах, как это и произошло в Германии в 1933 г.
Идеология и практика фашизма приобретали все большую популярность среди буржуазных кругов Европы и Америки, да и не только. Почитатели Муссолини и Гитлера разрастались и во Франции, и в Норвегии, и в Бразилии, и в США. Испанию, где накал классовой борьбы в 1931-1936 гг. был наибольшим, этот процесс также не обошел стороной. Симпатии к фашизму испытывали представители многих традиционных правых партий, в том числе и в Испании.
В марксизме XIX века применение термина "классовое сознание" ограничивалось работниками физического труда, -пишет В. Райх в своем фундаментальном труде «Психология масс и фашизм». Лицам других необходимых профессий, без которых не могло функционировать общество, приклеивались ярлыки «интеллигентов» и «мелкой буржуазии». Их противопоставляли «пролетариату физического труда». Это схематическое и теперь уже неприемлемое сопоставление сыграло весьма существенную роль в победе фашизма в Германии. Концепция «классового сознания» характеризуется не только чрезмерной узостью, она вообще не соответствует структуре класса работников физического труда. Поэтому термины «промышленная работа» и «пролетариат» были заменены на «жизненно важный труд» и «трудящийся». Эти два термина распространяются на всех лиц, которые выполняют важную для жизни общества работу. Наряду с промышленными рабочими к таким лицам следует причислять врачей, учителей, техников, лаборантов, писателей, общественных деятелей, фермеров, научных работников и т. д. Эта новая концепция устраняет разрыв, который немало способствовал расколу общества трудящихся и поэтому привел к фашизму как черной, так и красной разновидности.
В целом, в 30-х гг. в Италии было завершено создание корпоративного государства, под «протекторатом» фашизма. Новое государство было насквозь милитаризовано. В 1935 фашистская Италия развязала войну против Эфиопии, после захвата которой в 1936 году приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936-1939), в 1939 захватила Албанию, в октябре 1940 напала на Грецию, а ещё раньше, в июне того же года, объявила войну Франции, вступив тем самым во Вторую Мировую войну, с окончанием которой фашизм потерпел полное поражение. Итальянский фашизм рухнул намного раньше - в 1943 году.
Подводя итог, хотим уточнить, что фашизм исторически неразрывен с Муссолини. Будучи в достаточной мере сложной социально-политической силой, он, разумеется, не есть произвольное детище одного лица. Но редко где историческая сила находила столь яркое и полное персональное выражение, как в данном случае. Вот почему изучать фашизм нельзя, не встречаясь на каждом шагу с личностью и словами его бессменного, его единого и единственного вождя.
Как и в Италии, фашистская партия в Германии была провозглашена государственной партией. 1 декабря 1933 года был принят закон об обеспечении единства партии и государства, в котором объявлялось, что национал-социалистическая партия является "носительницей германской государственной мысли". В соответствии с этим законом заместитель Гитлера по партии Гесс был официально введен в состав имперского правительства. В последующие месяцы из рейхстага были изгнаны все оставшиеся там депутаты, не принадлежавшие к фракции национал-социалистов. 4 июля 1934 года был принят закон, согласно которому депутат рейхстага утрачивал свой мандат, если покинул ряды нацистской партии или был исключен из нее; преемника такого депутата назначал "вождь" национал-социалистической фракции рейхстага. В результате всех этих беспрецедентных акций рейхстаг превратился в чисто декоративное учреждение, ограничивающееся единодушным одобрением деклараций, с которыми в нем выступал Гитлер.
Разгром в 1945 Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции нанес, как мы знаем, тяжелый удар по фашизму. Однако в некоторых странах, прежде всего в Испании, Португалии, в послевоенные годы продолжают существовать диктаторский фашистские режимы. Начавшаяся после Второй Мировой войны "холодная война" привела к оживлению наиболее реакционных, в том числе фашистских, элементов и в тех государствах, которые входили в прошлом в состав антигитлеровской коалиции. Не менее важно и то, что социальные и политические процессы, породившие фашизм и превратившие его на определённом историческом этапе в весьма влиятельную силу, продолжают происходить и в современном нам обществе.