Алхимическая символика. Символы алхимии


В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое либо политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной либо профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений составлявшихся на общих собраниях.

Вдобавок, символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары - навощенные дощечки, на которых писали военные приказы. В наше время символ рассматривают как конвенциональное (внешне не похожее) изображение, обозначение либо выражение чего-либо. Начиная от отвлеченных идей и заканчивая тривиальными вещами.

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особенно следует отметить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ

3 Символ явление Вечности

Тут кроется тема многочисленных споров. Как отличить символ от знака и аллегории? Ведь символика - это фактически система знаков либо образных конструкций, наделенных бесчисленным количеством смысловых оттенков. Начнем с простого, т.е. с определения знака.

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Иносказание - своего рода понятие картинка, понятие, выраженное не словом а изображением. Главный ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием пребывать в неразрывной связи. Т.е. иносказание простая транскрипция мысли либо задачка с единственно возможным ответом. Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак либо иносказание, а в динамической целостности. Символ догадывается наличие внутренней тайны, он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует 4 основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает любой цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов гораздо более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (максимально распространенный) представляет собой соединение двух либо трех вмиг выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов время от времени очевидно, но как правило они требуют к себе намного более серьезного взаимоотношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики 3:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. 1 и тот же символ либо знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, максимально важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи оккультного опыта (волнения).

Ниже приведен ряд правил для облегчения интерпретации алхимического символа. Но следует заметить, что с их помощью можно преодолеть лишь первые две вышеперечисленные трудности (и, к тому же, то частично). Насчет же третей, то ее преодоление зависит только от внутренней восприимчивости исследователя.

Пять правил анализа алхимического символа

Правило №1

Вначале нужно определить тип символа. Т.е. элементарный он либо непростой. Азбучный символ состоит одной фигуры, непростой из нескольких.

Правило №2

Если символ трудный следует разложить его на ряд простых.

Правило №3

Разложив символ на составляющие его элементы необходимо внимательно проанализировать их положение.

Правило №4

Отметить главную идею сюжета.

Правило №5

Истолковать полученную картину. Главным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Лев, пожирающий солнце

1. Это символ трудный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце).

2. Простые символы, на которые можно разделить гравюру:

3. Основные: лев и солнце

Дополнительные: кровь, булыжник, фон..

4. Солнце располагается с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д.

5. Главный идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота). Т.е. на данной гравюре изображен процесс растворения ртутью золота...

Остановимся конкретнее теперь на алхимических знаках:

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Алхимики используют специальные знаки для обозначения времени. Эти знаки взяты из астрологии. С их помощью можно обозначить буквально какой-либо временной участок.

Символика алхимических веществ

Алхимики воспользовались в своей деятельности разные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ либо знак. Но нужно учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и также вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем главным ингредиентам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество максимально близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им обладает в той же степени что и денежный. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "дамского". С химической точки зрения 1 из компонентов металл, иной же минерал содержащий ртуть.

Наверное, это определение довольно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Философская Ртуть

Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Демон и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская Ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный Огонь

Тайный Огонь - реагент, с помощью которого идет влияние на первовещество Философской Ртути.

Рассмотрим некоторые символические обозначения металлов и веществ используемые алхимиками:

Король и королева изображенные на данной гравюре - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись перовеществом. Дед с косой это Хронос символ свинца, волк с раскрытой пастью - это сурьма.

Дракон - символ Первовещества.

Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.

Дама на гравюре это Венера либо медь, лев у ее ног еще 1 символ золота.

Боец с мечом - Марс символ железа...


Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти всякий алхимик воспользовался свой личный уникальный способ Работы. Но все же есть некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к этой схеме:

ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ

И ЛЕБЕДЕМ

ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ

НА ДВЕ ЧАСТИ

НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ)

И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА

ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО,

ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИНАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Как видно из схемы есть 3 основные этапа Делания: нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белоснежная стадия, рубедо (rubedo) - красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня). По этому на данной теме надобно остановится несколько подробнее.

Сухой Путь

Сухой Путь догадывается работу в течении нескольких недель, а не гораздо более 40 дней - т.е. одного месяца философов. В этом режиме тайный огонь играет чрезвычайно важную роль - более важную чем при влажном Пути. Все процессы протекают крайне интенсивно и динамично. Описанный Режим Сатурна относятся к сухому Пути.

Исходя из динамики процессов, при выборе и подготовке первовещества с тайным огнем необходимо быть крайне осторожным. Существенно тоже упомянуть об опасности при следовании по этому Пути. Она заключается в крайне резкой смене стадий Делания, что может привести к негативным последствиям. Это особо относится к Режиму Сатурна.

Влажный Путь

При влажном Пути срок Великого Делания возрастает до одного года, при его успешном свершении, либо до трех лет при менее удачном. Интенсивность процессов тут иная, все процессы протекают менее динамично и в несколько ином порядке. Тайный огонь и первовещество так же иные (качественно) чем используемые в сухом Пути.

Алхимия

«Алхимия - процесс постепенного трансформирования соответствующий астрологическим конфигурациям. Система получения золота из свинца имеет подобие с очищением человеческого духа. Очищение ведет к созданию скрытых сверхъестественных возможностей».

Таково одно из многих определений данных алхимии - одной из самых таинственных мистических наук. История алхимии насчитывает намного более двух тысяч лет, за все это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Но алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Как цветок она подарила нам семена, из которых возродится снова. Эти семена - алхимические символы, несущие в себе громадный духовный потенциал, который будет оценен по достоинству в новом (уже в этом) тысячелетии.

Алхимические символы - это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности в которой нашли свое конкретное воплощение - минувшее, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том что к истине надобно прийти, ее не дано непосредственно "узреть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение. Т.о. символ - это загадка (лабиринт) , хотя в ней уже дан и ответ, но весь парадокс в том что ответ не делает ее разгаданной. Истина для алхимика становится истиной лишь в случае, если отыскивается им самим и выражается им же через символ, как нечто единственное в своем роде и неповторимое. Через символ алхимик проводит самообучение истинному пониманию Мира и своего места в нем...

Литература:

1. Джордж Сорос. Алхимия финансов. - М.: Инфра - М, 1998.- 416 с.
2. Джуа Микеле. История химии - М., Мир 1996 год.
3. Шах Идрис. Суфии - М., Локид, Миф 1999 год.
4. В. Л. Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975.
5. Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов Пер. с фр. - К.: "София", Ltd. 1994. 480 с

Термин «алхимия» происходит от древнеегипетского названия Египта - Khem (Кем), означающего «черная земля». «Алхимия», таким образом, буквально означает «искусство черной земли» (или «египетское искусство»).

У алхимии всегда были две главные цели: превращение дешевых металлов в золото (трансмутация) и поиски эликсира жизни (бессмертия, вечной молодости). Это привело к разделению алхимиков на два отряда - идеалистов и прагматиков. Прагматики годами трудились в дымных лабораториях, закладывая основы современной химии, в то время как идеалисты, о которых в XVI веке сокрушался Парацельс, говоря, что они «носили золотые горы в своих головах, прежде чем доходили руками до огня», спекулировали теориями о поиске магического трансформирующего средства - философского камня.

Считалось, что первая трансмутация была осуществлена первым известным автором работ по алхимии Зосимой в III веке. В IV веке Гебер разработал процессы дистилляции, сублимации и кальцинирования. Он говорил, что основными качествами алхимика должны быть терпение и настойчивость, но также увековечил миф о том, что ключом к трансмутации служит соединение ртути с серой. Сейчас уже признано, что алхимики разработали лабораторные приборы, оборудование и технические приемы, а также приумножили объем научных знаний, но, как говорят нам школьные учебники и популяризаторы науки, все это ради химерической цели получения искусственного золота.

Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:

1. Приготовление сложного вещества , называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.

2. Создание «гомункулуса» , или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. Приготовление универсального растворителя , который растворял бы любую субстанцию.

4. Палингенез , или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.

5. Приготовление spirifus mundi - мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. Извлечение «квинтэссенции» , или активного первоисточника всей материи.

7. Приготовление aurum polabile - жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».

Древнего Египта

Эзотерически алхимия (само слово всуе не произносили, называя это занятие «Великое дело») связана с трансмутацией свинца в золото. Но это не просто физический процесс: трансмутация требует от алхимика кардинального изменения его собственного сознания. Путем твердой самодисциплины, снов и видений он стремится превратить самое себя в философский камень. Большинство описаний этого процесса двусмысленны, уравнивают символическое с физическим.

В старых текстах Солнце (сера) и Луна (ртуть) показывались как король и королева, лежащие в одной растворяющей ванне.

В очищающем жаре нового роста они химически сливались в гермафродитную форму. Новое создание (идея, тело) проявлялось через тепло в белизне (albedo)- пресловутый «белый камень».

Так после многих лет контроля над душой и телом для истинного алхимика становилась возможной психокинетическая трансмутация вещества. Существуют легенды, что царь Соломон и Пифагор были алхимиками и что первый из них получал алхимическими средствами золото для украшения собственного храма. Наш прагматичный век с легкостью навесил на алхимию ярлык лженауки.

Но надо учитывать, что в Древние и Средние века ремесло шарлатана было весьма опасным, и попытка обмана власть имущих приравнивалась к государственному преступлению и каралась весьма жестокими методами. Между тем известно, что очень часто дружбы алхимиков добивались государи, которые без единой слезинки отправляли на плаху жен, друзей и родственников. Логично предположить, что если бы все опыты алхимиков были безуспешными, то за это занятие их сжигали бы на кострах.

С имволы алхимии Европы

Последняя исторически зафиксированная трансмутация произошла в Англии в 1782 году. Некий Джеймс Прайс пригласил группу видных людей к себе в Суррей. Они сообщили, что на их глазах он превратил ртуть в серебро, нагревая ее с белым порошком, и в золото - с красным. Полученные слитки оказались подлинными - профессиональных ювелиров не проведешь. Когда Прайса стали принуждать изготовить еще больше порошка, он заявил, что это повредило бы его здоровью (видимо, подразумевая психокинетический аспект). Находясь в сильнейшем стрессе от возникшей перепалки, Прайс покончил с собой, выпив цианид на глазах у трех членов Королевского общества, присланных изучить его заявления.

В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур - такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке.

Под слоем так называемых символов алхимии скрывается удивительная концепция - тройной ключ к воротам вечной жизни. Если считать, что алхимия есть мистерия трех миров - божественного, человеческого и стихийного, - то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.

Алхимические символы представляют собой условную символическую систему, которая использовалась в рамках протонаучных изысканий группами ученых-эзотериков преимущественно в Европе вплоть до XVIII столетья. Алхимические символы и их значение для мировой культуры трудно переоценить, ведь речь идет об образных графических элементах и даже целых формульных системах, которые скрывают в себе базовые химические, физические и даже астрологические процессы.

Именно поэтому понятие «алхимические символы» невероятно обширно. В первую очередь это символы, обозначающие различные химические элементы и соединения. Основы алхимического символизма заложил Парацельс (начало XVI века), согласно его трудам в основе всех алхимических преобразований лежат три элемента – соль (солнце), ртуть (меркурий) и сера (сульфур). Впоследствии Луна стала ассоциироваться с серебром, Марс с железом и другие химические элементы также приобрели протагонистов на небесной ленте.

Алхимические символы элементов имеют фундаментальное значение в системе эмблематики средневековых алхимиков. В основе системы лежат знаки четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Однако впоследствии базис был существенно расширен, и последователи Парацельса стали использовать символьные обозначения «пограничных состояний» стихий и их производных. В качестве примера можно привести символы Дерева, Камня, Пепла и тд.

С XVII века стали широко применяться символы иероглифической монады Джона Ди, «квадратура круга» (символ философского камня) и так называемые мунданные элементы («производные» основных элементов – сурьма, мышьяк, висмут и тд). Алхимические символы также приписывались соединениям, например, амальгамме, киновари, сернрой кислоте (ее называли витриоль). Каждому веществу, таким образом, соответствовал строго оговоренный символ, зачастую заключающий в себе прямую отсылку к астрологии, медицине (в частности – античной) или физике.

Символы алхимических элементов дополняются знаковыми обозначениями двенадцати основных алхимических процессов (позже список был расширен, но лишь в рамках отдельных индивидуальных изысканий и диалектных систем). Окисление, фильтрация, сублимация, размягчение, соединение – эти и другие процессы имели конкретные обозначения, а также оригинальные названия, к примеру, соединение именовалось союзом, а окисление – разложением. Любопытно, что изначально символы двенадцати базовых процессов обозначались эмблемами знаков зодиака.

Алессандро Калиостро, Сен-Жермен, Николя Фламель – все эти выдающиеся ученые-эзотерики применяли в своей практике алхимические символы. Их значение позже стало принципиальным для многих научных дисциплин и это понятно, однако некоторые графические обозначения до сих пор широко применяются в сугубо оккультной практике. Проблема в том, что этот процесс породил массу мифов, которые широко культивируется «специалистами» всех мастей.

К примеру, известный алхимический символ Красного Короля стал особенно популярен после фильма «Константин» с Киану Ривзом в главной роли. Сегодня на многочисленных «оккультных» форумах можно найти немало информации о том, что алхимический символ Красного Короля якобы является «мощнейшей эзотерической эмблемой» для… ну здесь уже мнения расходятся. Очевидно потому, что алхимический символ Красного Короля – это всего лишь условное обозначение серы (ртуть, к слову, именовалась Белой Королевой). В этом знаке нет и никогда не было эзотерического подтекста и нет ни одного источника, который мог бы подтвердить обратное.

Именно поэтому к изучению символов алхимических элементов нужно относиться внимательно и аккуратно, так как в современном мире, в условиях обилия ложной и неподтвержденной информации, достаточно легко запутаться и принять за правду то, что является всего лишь чьей-то фантазией.

В алхимии символы играют особую, если не главную роль:

1. Символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).

2. Символ средство познания и Путь Истины, символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Natura incipit , ars dirigit , usus perficit - Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.

Лестница — путь к познанию в алхимии.

Василиск (кокатриса) - инициация в мудрость, знания.

Медведь - хаос, первоматерия, которую алхимия призвана привести в порядок.


Орел, взмывающий ввысь - освобожденная духовная часть первоматерии.


Алхимики используют знаки для обозначения времени преимущественно из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток.

1. Час

2. День

3. Время суток (день, ночь)

4. Неделя

5. Месяц (состоит из 40 дней)

6. Год

Дополнительные знаки:



Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи.


Черное солнце - символ первичного материала.

Роза - символ тайны, мудрости.


Меч Фламберг, саламандра - тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество.



Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.



У алхимиков в изначальных процессах участвуют, как правило, 7 металлов, соответствующие 7 дням недели, их богам, металлам и соответствиям, из которых получаются другие соединения:

1) Луна, серебро , понедельник. Цвет - белый, серебристый.

Белый цветок - серебро

2) Марс, железо , вторник. Цвет - красно-розовый, оранжевый.(Воин с мечом).



Это дуальность и противоположность, солнце и луна, золото и серебро, соединение серы и ртути .

Жаба, орел, козлиная голова- сера .

Лиса - временно затвердевающая красная сера, противоположность петуха.

Лев, петух - ртуть, летучая часть вещества камня - живая, активная сухая вода.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.

Король и королева - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись первовеществом.



Первовещество - это (мужское) вещество, становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы, инь и ян в китайской алхимии.

Кацудей - мужская сера и женская ртуть, трансформация, растворение, иногда представляет символ юпитера.

Ключ — (познание), часто по форме не предназначенный для открывания.



Мост - трансформация одного в другое.

Герметический сосуд - получение из 2-х компонентов 3-го.



Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская Ртуть изображалась в виде гермафродита, либо мужчины и женщины вместе .



Две соперничающие птицы, два орла, оленя, орел и лев - символ превращения, двойственная природа, философская ртуть.

Два дракона или змеи, кусающих друг друга (серу - бескрылой змеей, ртуть крылатой). Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию или первовещество.



3) Меркурий, среда, ртуть . Цвет - темно-синий.

Но, это, прежде всего, триада алхимиков - сера, ртуть и соль. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Человек рассматривался, как мир в миниатюре. Отсюда значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа.

Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

Сера (сульфур) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.

Ртуть (меркурий) - душа,- то, что соединяет тело и дух.

Соль - тело, - то материальное что остается после обжига.


С химической точки зрения один из компонентов металл, другой - минерал содержащий ртуть, что дает философскую ртуть.

Драконом называли и селитру, и сулему, и огонь, все с чего начинались опыты, чаще бывает связанным с Меркурием - ртутью.



4) Юпитер, четверг, олово . Цвет - красно-коричневый.

Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Жезл - символ превращения.

Базой для всех алхимических теорий является теория 4-х элементов. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества, 4 элемента также представляются в четырех херувимах - человек (земля), бык (вода), орел (воздух), лев (огонь) .



5) Венера, пятница, медь . Цвет - золотистый, красный.


Аристотель определил соединение 4-х противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, и добавил к четырем элементам пятый - квинтэсенцию., которая изображалась 5-тилепестковым цветком, разрезанным яблоком или пентаграммой.




6) Суббота, Сатурн, свинец . Цвет - черный.

Сатурнова соль—ацетат свинца.

Старик с косой , Хронос, скелет - символ свинца.


Зеленый лев - мышьяк и свинец.

Красный лев — киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик.

Волк с раскрытой пастью - это сурьма.

7) Воскресенье, Солнце, золото . Цвет - желтый.

Основной принцип: ртуть и соль ведут к получениюалхимического золота .

Солнце, красный лев, рыцарь в панцире - золото

Красный цветок - золото.

Солнце могут также символизировать - крылатая змея, орел со змеей, сокол, лебедь.

Лев пожирающий солнце - процесс растворения ртутью золота.



В своих трактатах алхимики описывали вещества различно, причем зачастую в одном и том же

трактате одно и то же вещество называлось по-разному.

Идея единства всего сущего символически изображалась в виде оуробора - змея/дракона пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической цели - поиска философского камня.



Ворон - изначальное состояние материи, будущий философский камень. Часто изображается с черным солнцем и скелетом, как символом свинца, в 1-й стадии нигредо.



Всего существуют три основные этапа Делания:

Нигредо (nigredo) - черная стадия, когда все компаненты были собраны и подверглись обжигу, то есть, сплавление, смешение всего воедино и прокаливание.

Альбедо (albedo) - белая стадия, - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, металлы - серебро и ртуть. Растворение, смешивание, процесс застывания.

Рубедо (rubedo) - красная стадия, его металл - золото, застывшее солнечное пламя.Точка кипения.

Эти 3 этапа иногда изображаются так:


Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.

Женщина с вороном в руках - брожение.

Ворон на щите - очищение.

Девиз: «Visita Interiora Terra Rectificanto Inveniens Occultum Lapidem» , что означает «Посети внутренности Земли и очищением (ректификацией) обрети Камень». В алхимических трактатах широко используется аббревиатура из первых букв - V.I.T.R.I.O.L



Феникс - символ философского камня.


« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови » . -

Это рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймонду Луллию (XIII—XIV в.) и повторенный английским алхимиком XV столетия Джорджем Рипли в «Книге двенадцати врат» {ВСС, 2, с. 275—284)

Французский химик XIX века, Жан-Батист Андре Дюма, философскую ртуть называет свинцом. Прокалив его, Рипли получает массикот (желтую окись свинца) - это зеленый лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва—красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислый виноградным спиртом — винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода—«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или «черный дракон» - это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца: «черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва».

Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование происхождения слова «Алхимия» – от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Сплендор Солис, 1535
Алхимический манускрипт


Барельеф
гробницы Хоремхеба


Hermes Trismegistus
Средневековая рукопись

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.

Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т.д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир – философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии.

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Важнейшие алхимические элементы и знаки

Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера – Дух, Ртуть – Душа, Соль – тело. Таким образом и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.


Уроборос из книги «Философский камень»


Символ уробороса

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы.

Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 веке, ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 – началу 19 веков привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии – идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости – едва ли может быть названа ложной.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика – ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков.