Аристотель написал научный труд который назывался. Значение слова аристотель в датах рождения и смерти известных людей. Семья, ранняя жизнь и образование Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ. Родина Аристотеля -полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование.

Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.

Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского -отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове

Наиболее известны следующие сочинения философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах.

Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот - от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».

Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень - представление - возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука - знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины. Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «О душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек).

Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

В политико-экономических сочинениях «Политика» и «Экономика» Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую.

Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Аристотеля

После себя Аристотель оставил наследие, которым и сегодня продолжают пользоваться. В свое время его учение охватило все доступные на тот момент науки – от философии до естествознания. Взгляды древнегреческого ученого оказали значительное влияние на развитие человечества.

Детство и юность

Будущий древнегреческий философ появился на свет в 384 году до н.э. в греческой колонии, расположенной неподалеку от Афонской горы, в Халкидиках. Благодаря отцу, служащим врачом у македонского царя Аминты III, Аристотель принадлежал семье потомственных врачей, в которой лекарское искусство передавалась из поколения в поколение. Соответственно, первым учителем в его жизни был отец.

Кроме того, его близость к царственным особам сделала возможным знакомство с отцом Филиппом. Через несколько десятков лет эта встреча сыграла свою роль в выборе воспитателя для будущего императора.

Греческое образование, которое Аристотель получил благодаря своему происхождению, уже в юношеские годы сформировало у него соответствующие взгляды на образ правления. Поскольку он жил в Македонии, то достаточно скоро они оказались противоречившими тому, чем занимались правители этого государства. В дальнейшем это также сыграло определенную роль в судьбе древнегреческого мыслителя.

Он различал шесть форм управления государством. Три, по его мнению, были хорошими, а три «дурными». К первой категории относились те виды правления, при котором использование власти в корыстных целях было исключено. При этом она должна была применяться только лишь для служения всему обществу. При этом Аристотель выделял такую форму правления, как «полития», сочетавшую в себе элементы демократии и олигархии. Кроме того, хорошими считались аристократия и монархия.

В свою очередь, к неудачным видам правления относились тирания и крайние формы демократии. При этом философ отрицательно относился к государствам, занимающим большие территории. Эти взгляды были сформированы на истории о греческих городах-государствах. Македония сочетала все плохие черты, что в будущем оказало существенное влияние на жизнь философа в его последние годы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 15-летнем возрасте он стал сиротой, лишившись сразу двух родителей. Опекунство над подростком взял Проксен. Отношения между ними были настолько теплые, что после смерти опекуна Аристотель усыновил Никанора, его сына. Кроме того, именно Проксен пробудил в нем любовь к книгам, которые в то время из-за трудоемкости изготовления и крайне ограниченного количества обученных грамоте людей были очень дороги. Их содержание в основном касалось биологии. В будущем на основе этих знаний Аристотель написал свою знаменитую работу «О возникновении животных».

В ней он указал на целесообразность строения живых организмов, которая, в частности, проявлялась в развитии органических структур из семени, проявлявшихся с их взрослением в инстинктах и взаимной приспособленности органов животных к образу жизни. Эта работа, в свою очередь, послужила основой для других книг по зоологии и философии. Согласно учению философа, тело было материей жизни, а душа – его формой. При этом им различалось три разновидности живых существ – человек, животные и растения. Каждому из них соответствовала свой вид души. У животных она отличалась наличием способности ощущать, а у человека – мыслить.

Труды

Через два года после смерти родителей Аристотель переехал в Афины, где продолжил обучение философии в Академии Платона, затем начав учить ей других. Этим он занимался в течение следующих двух десятков лет, вплоть до смерти ее основателя. Место Платона занял его племянник Спевсипп. Отношение с ним у философа не сложились, и он покинул греческую столицу, откликнувшись на приглашение правителя Ассоса Гермия.

В 343 году до н.э. он вернулся в Македонию, приняв приглашение царя Филиппа, который искал воспитателя для своего сына , будущего полководца и завоевателя, которому в то время исполнилось 13 лет. Этой работе Аристотель посвятил 8 лет своей жизни, по истечении которых он вернулся в Грецию, снова поселившись в ее столице Афинах. Здесь он основал собственную школу философии Ликей, которая проработала вплоть до 323 года до н.э. Начавшийся после смерти развал созданной им империи привел к росту антимакедонских настроений в Греции. Аристотель, родившийся и выросший в Македонии, был вынужден покинуть страну. Ему предъявили формальное обвинение, неподкрепленное никакими конкретными фактами, в кощунстве и неуважении к богам.

Личная жизнь

Аристотель женился в 347 году до н.э. Его избранницей стала Пифиада, приемная дочь правителя Ассоса Гермия. В 345 году до н.э. Гермий выступил против персов, после чего был предан и казнен. Аристотелю, как и многим другим, включая Пифиаду, пришлось покинуть Ассос, найдя убежище на острове Лесбос. У них родилась дочь, названная в честь матери. Жена философа умерла раньше, примерно в 326 году до н.э. Находясь на смертном одре, она попросила мужа быть погребенным рядом с ней. Это было отражено в завещании Аристотеля, где он просил похоронить его рядом с женой.

Последним пристанищем мыслителя стал халкидский остров Эвбея, где он скончался в 322 году до н.э. Причиной смерти 62-летнего философа стала наследственная болезнь желудка.

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Годы жизни: 384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Политик, Ученый, Философ, Писатель

Аристотель наряду с Сократом и Платоном стал основоположником западной философии.

Кто такой Аристотель?

Аристотель (384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.) был древнегреческим философом и ученым, который и сегодня считается одним из величайших мыслителей. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он поступил в Академию Платона. В 338 году начал учиться у . В 335 году Аристотель основал собственную школу, Лицей, в Афинах, где большую часть своей жизни он занимался исследованиями, преподавал и писал свои труды. Некоторые из его наиболее заметных работ посвящены этике, политике, метафизике, поэзии и аналитическим рассуждениям.

Семья, ранняя жизнь и образование Аристотеля

Аристотель родился около 384 г. до н. э. в Стагире, небольшом городке на северном побережье , который когда-то был морским портом. Его отец, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминтаса II. Хотя Аристотель был совсем ребенком, когда умер отец, он оставался в тесном контакте с македонским двором и находился под его влиянием всю оставшуюся жизнь. Мало что известно о его матери, Фестиде; считается, что она умерла, когда Аристотель был юн.

После смерти отца опекуном мальчика стал Проксен из Атарнеи, который был женат на старшей сестре Аристотеля, Аримнесте. Проксен отправил его в Афины для получения высшего образования. В то время Афины считались мировым академическим центром. В Афинах Аристотель поступил в Академию Платона, ведущее учебное заведение Греции, и оказался образцовым учеником. Там , греческим философом, учеником Сократа.

Поскольку Аристотель не соглашался с некоторыми философскими трактатами Платона, он не унаследовал должность главы академии, как многие предполагали.

После смерти Платона царь Атарнеи и Ассоса в Мисии Гермий пригласил Аристотеля управлять его городом.

Личная жизнь Аристотеля

Во время своего трехлетнего пребывания в Мисии Аристотель женился на Пифиаде, племяннице Гермия. У них появилась дочь, которую назвали в честь матери Пифиадой.

В 335 г. до н. э., в том же году, когда Аристотель открыл Лицей, жена умерла. Вскоре после этого Аристотель сошелся с женщиной по имени Герпиллида, которая была родом из его родного города Стагиры. По мнению некоторых историков, Герпиллида, возможно, была рабыней Аристотеля, предоставленной ему властями Македонии. Предполагается, что он в конце концов освободил Герпиллиду и женился на ней. Известно, что вторая жена Аристотеля родила ему сына, которого назвали в честь деда Никомахом.

Учитель Александра Македонского

В 338 году Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать воспитывать сына царя Македонии Филиппа II, тогда еще 13-летнего Александра Македонского. Филипп и Александр оба высоко ценили Аристотеля и гарантировали, что власть Македонии щедро вознаградит его за работу.

В 335 г. до н. э., когда Александр завоевал Афины, Аристотель вернулся туда. В Афинах все еще была сильна Академия Платона, которой теперь управлял Ксенократ.

С разрешения Александра Македонского Аристотель основал свою собственную школу и называл ее Лицей. Начитая с этого периода, Аристотель провел большую часть своей жизни, работая учителем, исследователем и писателем в Лицее в Афинах, вплоть до смерти своего бывшего ученика Александра Македонского.

Поскольку Аристотель, как известно, имел обыкновение расхаживать по школьной площадке во время урока, его ученики, вынужденные следовать за ним, получили прозвище «перипатетики», что означает «люди, которые перемещаются, путешествуют». Лицеисты изучали предметы, начиная от математики и философии, кончая политикой, и почти все смежные дисциплины. Искусство было также популярной областью интересов. Члены Лицея записывали свои умозаключения. Таким образом, они создали массивную коллекцию письменных материалов школы, которая по оценкам древних получила звание одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно умер в 323 г. до н. э., про-македонское правительство было свергнуто, и в свете настроений против Македонии Аристотелю было предъявлено обвинение за его связь со своим бывшим учеником и македонскими властями. Чтобы избежать преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкиду на острове Эвбея, где он оставался до своей смерти в 322 г.

Книги Аристотеля

Аристотель написал около 200 работ. Одни из них имеют форму диалогов, другие представляют собой записи научных наблюдений и работ по систематизации. Сохранением его работ занимался его ученик Теофраст: он присутствовал при их написании, а затем передавал их своему ученику Нелею, тот относил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, а впоследствии собрание сочинений отвезли в Рим, и там над ним работали ученые. Из 200 работ Аристотеля сохранилась всего тридцать одна. Большинство датируется периодом, когда Аристотель работал в Лицее.

«Поэтика»

Одна из известнейших его работ «Поэтика» ― это научное исследование драмы и поэзии. В ней Аристотель рассматривает и анализирует, в основном, греческую трагедию и эпос. По его мнению, в сравнении с философией, основа которой идея, поэзия ― это подражание языку, ритму и гармонии для воспроизведения объектов и событий. В трактате он исследует основу сюжета, развитие персонажа и сюжетных линий.

«Этика Никомаха» и «Эвдемоническая этика»

В «Никомаховой этике», которая, как считается, была так названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, содержится моральный кодекс поведения. Он утверждал, что правила жизни в какой-то степени противоречат законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут вступить в конфликт с личными ценностями. Тем не менее, человек должен научиться рассуждать, развивая свое собственное видение. «Эвдемоническая этика» ― еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и нравственных рассуждениях, которые помогают выбрать правильный жизненный путь.

В этих трудах Аристотель выделяет понятия «счастье» и «добродетель»: высшая польза для человека, по его словам, ― это стремление к счастью. Наше счастье ― это не состояние, а активность, и это определяется нашей способностью жить жизнью, которая позволяет нам использовать и развивать наш разум. Добродетель, по мнению Аристотеля, была конечной целью. Это означает, что каждую дилемму нужно рассматривать, находя середину между недостаточным и избыточным с учетом потребностей и обстоятельств человека.

«Метафизика»

Предметом этого трактата является различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма была уникальной природой вещи, которая определяет ее идентичность.

«Политика»

Труд посвящен поведению человека в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства ― дать гражданам возможность достичь добродетели и счастья. В помощь государственным деятелям и правителям в «Политике» рассматриваются вопросы о том, как и почему возникают города; роль граждан и политиков; богатство и классовая система. Какова цель политической системы, какие бывают типы правительств и демократий; какова роль рабов и женщин в семье и обществе.

«Риторика»

Здесь изложен анализ публичных выступлений, чтобы научить читателей, как быть более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика важна в политике и праве. Она помогает отстоять правду и справедливость. Риторика, по мнению Аристотеля, может воспитывать людей и побуждать их учитывать обе противодействующие стороны в споре.

Работы по научным дисциплинам

Сохранились труды Аристотеля по астрономии, в том числе о небесах и науках о Земле, включая метеорологию. Метеорология, по Аристотелю, не просто изучение погоды. Его определение включало в себя «все появления, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и проявления ее элементов». В «Метеорологии» Аристотель определил круговорот воды и затронул темы, начиная от природных катастроф до астрономических явлений. Хотя многие из его взглядов на природу Земли были спорными в то время, они были вновь приняты и популяризированы в позднем Средневековье.

Работы по психологии

В книге «О душе» Аристотель рассматривает человеческую психологию. Выводы Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, по-прежнему лежат в основе многих принципов современной психологии.

Философия Аристотеля

Аристотель-философ повлиял на идеи поздней античности на всем протяжении эпохи Возрождения. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его концепция логики. Задача Аристотеля заключалась в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждений, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности. Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также рассуждал, как человек может получить информацию об объектах методом дедукции и заключения. Для Аристотеля дедукция была рациональным методом, в котором «когда определенные вещи заложены, что-то другое следует из необходимости в силу их существования». Его теория является основой того, что философы теперь называют силлогизмом, логичным аргументом, когда вывод сделан из двух или более других предпосылок определенной формы.

Аристотель и биология

Хотя Аристотель не был ученым в современном нашем представлении, наука была среди тех предметов, которые он подробно исследовал в свое время в Лицее. Аристотель считал, что знание может быть получено путем взаимодействия с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из сущностного потенциала, который оттачивают обстоятельства, чтобы в результате получить объект.

Исследования Аристотеля в области наук включали изучение биологии. Он предпринял попытку, хотя и ошибочную, классифицировать животных на роды, основываясь их сходными характеристиками. Затем он поделил животных на тех, у кого была красная кровь, и тех, у кого ее не было. Животные с красной кровью были, в основном, позвоночными, а «бескровных» животных он назвал «головоногие». Несмотря на относительную неточность, классификация Аристотеля использовалась как основная на протяжении сотен лет.

Аристотель также был очарован биологическим миром моря. Он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от классификации наземной фауны, наблюдения за морскими обитателями, описанные в его книгах, значительно более точны.

Когда и как Аристотель умер?

В 322 г. до н. э., всего через год после того, как он бежал в Халкиду, чтобы избежать судебного преследования, Аристотеля поразила болезнь органов пищеварения, которая в конце концов стала причиной его смерти.

Наследие

После смерти Аристотеля его работы и само имя перестали использовать в науке, но они возродились в течение первого столетия. Со временем они стали основой философии. Влияние Аристотеля на западную мысль в гуманитарных и социальных науках в значительной степени считается беспрецедентным, за исключением вклада его предшественников ― его учителя Платона и учителя Платона .

Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о , и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что, отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.