Самая большая ванна из гранита. Восьмое чудо света - «Баболовская Чаша. Загадки Баболовской чаши

Не все знают о шедевре каменного мастерства наших предков – гигантской ванне в Баболовском парке, которая по качеству работы сопоставима, а по своим размерам превосходит саркофаг пирамиды Хеопса. Причём, этот объект, что в народе зовётся «Царь-ванной», занесён на страницы Книги рекордов Гиннесса, правда, его так и не считается музейным экспонатом. К этому уникальному гранитному шедевру власти относятся, словно к мусору.

Само собой, разница в возрасте между шедеврами Санкт-Петербурга и Египта огромная. Саркофагу в пирамиде не меньше пяти тысяч лет, а Царь-ванне меньше двух сотен лет. Поражают вес, размеры и техника обработки последней. Российские каменотёсы не создавали чего-либо подобного ни перед изготовлением Царь-ванны в конце XIX столетия, ни после. Даже современным мастерам, имеющим соответствующее оборудование по обработке гранита, подобный заказ будет выполнить нелегко.

Изначально вес красно-гранитная глыба с вкраплениями лабрадора зелёного цвета, из которой планировалось вырубить ванну, составлял более 160 тонн. Когда работа была завершена, ванна весила 48 тонн. Цифра большая даже в сегодняшние времена. Не каждая современная техника поднимет такой груз.

Интересно то, что в Царь-ванне никому никогда купаться не доводилось. О причинах узнаете немного позже. И тут опять можно вспомнить саркофаг из пирамиды Хеопса. Исследователи выяснили, что саркофаг не был последним пристанищем египетского фараона. Хоронили его в другом месте, да и пирамида, что вполне вероятно, усыпальницей не являлась. Об истинном предназначении величайших объектов, выполненных из гранита, до сих пор никто так ничего и не знает!

Экспонаты Кремля в Москве – Царь-пушка и Царь-колокол известны всей нашей планете и доступны гостям российской столицы, чего не скажешь о Царь-ванне, которая заброшена в Баболовском парке, расположенном под Санкт-Петербургом. Почему существование этого шедевра держится в строжайшем секрете, всю информацию будто намеренно скрывают и не подвергают огласке? Что мешает государственным властям вывезти его из руин Баболовского заброшенного дворца и представить мировой общественности, как те же вышеназванные московские Царь-колокол и Царь-пушку? Наверное, причины есть, и довольно серьёзные.

Из истории мы знаем, что дворец и парк свои названия получили по имени деревушки Баболово, какую императрица Екатерина II преподнесла в дар светлейшему князю Григорию Потёмкину, являвшемуся её фаворитом. Так как деревню окружали густые леса, решили парк не сажать, а под него приспособить лесной участок. Территория была расчищена, осушена и засажена дубами и лиственницами, которые раньше не росли в этих местах. Она стала напоминать английский парк. В 1785-м в нём построили деревянный, а потом каменный дворец. Это было одноэтажное летнее здание с наличием семи комнат, выполненное в модном тогда готическом стиле. Из-за того, что дворец располагался отдалённо, его посещали редко, и через десять лет он обветшал.

Вторым рождением данного сооружения стали годы его перестройки (1824-1825). Ею занимался автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских и Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге и провиантских складов в Москве архитектор В. Стасов.

Народные предания гласят, что в 1823 году внук Екатерины Великой Александр I, которому нравилось холодное купание, распорядился, чтобы в Баболовском дворце сделали перепланировку, и построили вместо беломраморной ванны гигантскую гранитную ванну. Из-за этого Стасов был вынужден расширить главный зал, для размещения в нём «новой» гранитной ванны. Причем, строители вначале устанавливали Царь-ванну, и лишь затем возводили стены зала вокруг неё. К ванне шла чугунная лестница с перилами, которая опиралась на колонны, сделанные из того же чугуна, и имела смотровые площадки. Сейчас их как будто и не было! Наверное, ещё в эпоху СССР чугунные конструкции демонтировались и были пущены на металлолом.

Есть некоторые сведения, что уникальную ванну из гранитного монолита заказали известному Петербурга Самсону Суханову, возглавлявшему изготовление ростральных колонн возле Биржи на Васильевском острове и помогавшему создавать пьедестал московского памятника Минину и Пожарскому.

Родился Самсон Ксенофонтович Суханов в 1768 году в селе Завотежицы из Вологодской губернии. Его отец был пастухом. Будущий создатель шедевра в молодые годы работал бурлаком, батраком, сапожником, охотником; его ранил белый медведь, когда Самсон валил животное с рогатиной. Однако страстью Суханова ещё с детских лет была лепка глиняных игрушек и рисование.

Самсон Суханов

Летом 1797 года он прибыл с рыбным обозом из Архангельска в Северную столицу. Там Самсон начал работать каменотёсом на сооружении Михайловского замка, проявив себя в деле наилучшим образом. Когда строительство закончилось, он организовал свою артель. Суханов тогда уже выучился грамоте, мог читать архитектурные чертежи и проводить расчёты. Зодчий Казанского собора А. Воронихин доверил его артели возводить внешнюю колоннаду, а потом и внутренние колонны храма. За данную работу Суханова наградили золотой медалью. Дальше поступили заказы на скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, Ростральные колонны, набережные и т.д. Работа, конечно, выполнялась вручную, с использованием молотка и зубила, и, естественно, «на глаз», правда, с необыкновенной точностью.

Не стоит удивляться, что инженер Бетанкур, состоявший при царском дворе, обратился к прославленной артели каменотёсов, после чего, Суханов заключил с ним в 1818 году соглашение на изготовление ванны, взяв 16 тысяч рублей за работу.

В этом же году с одного из островов Финляндии была доставлена гранитная глыба, весившая более 160 тонн. Мастерам оставалось только отсечь всё ненужное (120 тонн). На работу ушло десять лет, и её выполнили в срок с наивысшим качеством. В итоге, получилась гранитная полированная ванна с высотой 196 см, глубиной – 152 см, диаметром – 533 см и весом в 46 тонн. В неё вмещается восемь вёдер воды – около восьмидесяти тысяч литров!

Мастера, при этом, смогли продемонстрировать удивительное чувство камня. У стен чаши минимальная толщина – 45 см, и это позволяет выдерживать давление многотонной водной массы, являясь, при этом, для хрупкого гранита пределом. Профессор и искусствовед Я. Зембицкий говорил, что со времён Древнего Египта такого колоссального из гранита ничего больше не было. Когда завершились камнерезные работы, то вокруг ванны соорудили стены – восьмиугольную башню. В помещении сделали по периметру на кронштейнах чугунные мостки со спусками, перилами, а также смотровыми площадками.

Работы закончились в 1826 году, а за четыре года до этого скончался заказчик – Александр I, унеся в могилу тайну предназначения этого уникального сооружения. Как он планировал его использовать?

Данные, что на вырубку ванны целых десять лет, заставляют сомневаться, что она делалась по распоряжению императора, и вот почему! Если бы Александр действительно приказал соорудить ванну во дворце, то с трудом верится, что он ждал бы десять лет, чтобы искупаться в этом чане из гранита. Приказы государя исполнялись в самые короткие сроки, а такой срок можно назвать уже долгостроем!

Вызывает сомнение ещё один момент. В официальной истории перестройки Баболовского дворца и его реконструкции просматриваются явные разночтения. Как говорилось выше, архитектор был вынужден расширить главный зал, чтобы поставить там Царь-ванну, строители же возвели его стены лишь тогда, когда эта ванна уже стояла. Если дворец перестраивался всего лишь два года, то выходит, что Царь-ванна там уже стояла.

Здесь просматривается явная нестыковка. Если император повелел соорудить ванну в 1823 году, реализация проекта заняла десятилетие, значит, то в главном дворцовом зале её должны были поставить не ранее 1833 года. Но к тому времени, как гласит летопись, дворец закончили перестраивать ещё восемь лет назад, и Царь-ванна занимала своё место.

Какую же тогда ванну Самсон Суханов вырубал из гранита, и изготовлял ли он вообще её? Как Царь-ванну могли установить в Баболовском дворце ещё перед тем, как её изготовили? Тут снова появляется ассоциация с гранитным саркофагом в Египте, установленным в центральной камере хеопсовской пирамиды в период её строительства. Исследователи увидели, что саркофаг оказался больше, чем входной проём в камеру. Поэтому строители его вынуждены были внести в помещение перед возведением стен и потолка камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что нынешние учёные, тщательно изучив саркофаг пирамиды Хеопса, сделали вывод – его создавали вовсе не для фараона. Так и не было выяснено, какие он выполнял функции, хотя версий достаточное количество. Подобная ситуация складывается также с Царь-ванной! В ней столько же загадок, сколько и в египетском саркофаге.

О впечатляющих размерах ванны писалось выше. Сделать вручную данный гранитный шедевр не представляется возможным. Здесь нужны были инструменты, легко резавшие и обрабатывавшие гранит, ещё мощные подъёмные установки, которые могли поднимать гранитную глыбу в 160 тонн и поворачивать её. Когда смотришь на фотографию Царь-ванны, то создаётся впечатление, что вырезали её на громадном токарном станке.

По ходу изучения Царь-ванны появляется множество вопросов! Как в ней разогревалось такое немыслимое количество воды, и как она поддерживалась в тёплом состоянии? Ещё больше озадачивает тот факт, что в ванне отсутствует сливное отверстие, следовательно, каким образом тогда сливалась вода. Сегодня есть две версии, которые объясняют, для чего была предназначена баболовская чаша. Первая из них – бытовая. Семья Романовых в летнее время традиционно находилась в Царском Селе или Петергофе. В жару существовала потребность освежаться в прохладной воде. Так как августейшие особы, особенно дамы, не могли оголяться на публике, то они могли сделать собственный refreshing в данном бассейне.

Почему бассейн изготавливался не из пропилена? Потому что кроме гранита других материалов в то время не было.

Почему не подогревалась вода? Потому что бассейн собирались использовать только летом и только с целью охладиться. В пользу такой версии говорит реконструкционный план водоснабжения.

В ванной действительно нет сливного отверстия. Правда, под её фундаментом имеется коллектор, принимающий воду, дно чаши же расположено на полтора метра выше, чем поверхность близлежащего пруда. По всей вероятности, когда завершились основные работы, наследники, из-за смерти заказчика (Александра I) решили не устраивать бассейн, а демонстрировать ванну в качестве предмета камнерезного искусства. Из этого следует, что Царь-ванна, как и её московские «коллеги» ни разу не применялась по своему настоящему предназначению.

Ещё одна версия – «масонская». Те, кто её придерживается, баболовский дворец с ванной рассматривают, как будущий основной масонский храм. В дворцовых декорациях, при этом, они усматривают большое количество масонских знаков. Эту версию опровергает тот факт, что Александр I издал в 1822 году высочайший рескрипт, предусматривавший уничтожение масонских лож и любых тайных обществ. Тяжело поверить, что русский государь, избавляясь от лож, оставил одну себе.

Существует также и «космическая» версия. Как писал некий Ю. Бабиков, «не стоит сомневаться, что сама чаша является элементом антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ колебаний для космической сверхдальней связи».

Возможно даже, Царь-ванна вырубалась не каменотёсами эпохи Александра I. Может быть, она в Баболовском лесу покоилась ещё до создания парка и дворца. А когда эта находка была найдена, то архитекторов дворца осенила идея сделать тут купальню, приспособив, таким образом, гранитный чан, как ванну. Вокруг объекта соорудили стены купальни, после чего, в народе появилось такое новое обозначение, как «Царь-ванна». Нот только, кто её настоящий создатель остаётся под завесой тайны, поэтому гранитный шедевр и не выставляют на всеобщее обозрение. Смогли ли бы каменотёсы времён правления Александра I вырубить из красногранитного цельного монолита такую гигантскую чашу? Ведь даже в нынешние времена это сделать довольно проблематично.

Баболовский парк и дворец постигла трагичная история. Сначала перестали ухаживать за парком, затем пилили на хозяйственные нужды вековые деревья, ну а дальше наступила Великая Отечественная война, которая разрушила дворец. В результате бомбёжек рухнули его своды, большинство его строений стали руинами. И лишь таинственная ванна остаётся в целости и сохранности. Имеется информация, что немецко-фашистские захватчики намеревались вывезти её, но сделать это им не удалось, потому что у них отсутствовали технические возможности, чтобы поднять и перевезти этого 50-тонного гиганта.

В наши дни стоимость реконструкции Баболовского дворца, а также прилегающей к нему местности, оценивают в сто миллионов долларов. Однако инвестор, к сожалению, не находится. В голове просто не укладывается данный экономический парадокс: два столетия назад у России, которая была вооружена зубилом и молотком, имелись возможности для создания этого чуда, современная же РФ не может просто его содержать, пользоваться и демонстрировать. Неужели страна ослабела в материальном и техническом плане?

В Баболовский парк и дворцовым руинам туристов, увы, не водят. Объекты эти даже не упомянуты в путеводителях. Вдобавок, в здешнем краеведческом музее отсутствует информация, как о парке, так и о ванной! Это можно понимать в качестве удивительного безразличия к собственной истории или наглядного примера умалчивания и умышленного скрытия объекта, что не поддаётся научному объяснению?

Наряду с Царь-колоколом и Царь-Пушкой существует и Царь-ванна. Она спрятана от посторонних глаз на окраине Баболовского парка в Царском селе.

Баболовскую чашу можно назвать шедевром камнерезного искусства. Для работы над ней использовались примитивные инструменты, что делает её создание ещё более удивительным.

Фактрум знакомит читателя с историей создания и предназначения гранитной ванны в Царском селе.

Кто и когда начал работу над Царь-ванной

Заказ на ванну для Баболовского дворца Александра I по просьбе придворного инженера Бетанкура взял известный каменотёс Самсон Суханов. За работу над ванной Суханов получил целых 16 000 рублей. По официальной версии, в 1818 году прямо к строящейся усадьбе доставили 160-тонную глыбу мрамора, и Суханов вместе со своими мастерами принялся за гранитную чашу.

Работа над Баболовской чашей шла долгих десять лет. За это время при помощи самых простых инструментов - киянки и скарпеля - рабочие стесали с глыбы гранита всё лишнее: было удалено примерно 120 тонн камня. Потом ещё несколько лет ванну полировали, доводя её внешние и внутренние стены до идеальной гладкости и толщины в 45 сантиметров. В итоге у бригады Суханова получилась ванна из гранита, чья высота составляла почти два метра, а диаметр - почти пять с половиной метров. Она вмещала в себя 12 тонн воды, что примерно равняется 800 вёдрам. После окончания камнерезных работ вокруг огромной чаши построили стены восьмиугольной башни и возвели над ней крышу.

Разница в версиях создания Баболовской ванны

Несколько запутанной кажется история о том, где всё-таки обрабатывали гранитную глыбу для ванны. Если её обрабатывали сразу возле дворца, то остаётся загадкой, как же этот камень доставили. В то время не было настолько мощных машин, а вручную такую махину перетащить представляется мало возможным.

Если же камень обрабатывали непосредственно возле каменоломни (а находилась она на одном из островов в Финляндии), то вопрос с транспортировкой также остаётся открытым. Переместить изрядно полегчавшую (со 160 тонн до 40) ванну всё равно было чрезвычайно сложно.


Фото с сайта regionavtica.ru

Для чего нужна была гранитная ванна в Баболововском парке

Многие историки сходятся в том, что члены царской семьи и сам Александр I, приезжая в Баболово, использовали ванну в Баболовском дворце для летних омовений. Однако не совсем непонятно, как эту громадину наполняли. Чтобы перенести и вылить 800 вёдер воды, уходило бы колоссальное количество часов, а монаршие особы ждать не привыкли. Загадкой остаётся и то, как вода из ванны сливалась: она не имеет сливного отверстия. Вполне возможно, что изначально в ванной предполагалось сделать систему слива воды, но мастера просто побоялись сверлить столь хрупкий материал.

Есть и другая версия, для чего предназначалась Царь-ванна. Согласно ей, Баболовский дворец должен был стать одним из масонских храмов. Некоторые учёные даже якобы разглядели на стенах дворца масонские знаки. Однако эта версия не слишком правдоподобна. Ведь в 1882 году Александром I был издан указ об уничтожении лож масонов и других тайных обществ. В связи с этим трудно поверить, что, уничтожив присутствие масонов в России, император оставил ложу в Баболово.

Что происходит с гранитной чашей под Петербургом в наши дни

Во время Второй мировой немцы, увидев гранитную ванну, собрались было её вывезти, но для этого им не хватило ресурсов. Ванна осталась в Баболово. Сегодня царская усадьба находится в запустении: стены и крыши зданий обрушились и прогнили, в относительной целости остались лишь стены купальни. В 2014 году парк вокруг дворца и сам дворец были закрыты на реставрацию, и, к сожалению, посмотреть на шедевр камнерезного искусства сейчас нельзя.

Иногда вот заглянешь в интернет, и мимоходом натыкаешься на поразительную информацию. Со временем думаешь, что уже все удивительное видел и слышал в интернете, а оказывается, что все еще впереди.

Вот например многие не знают про шедевр каменного мастерства наших предков - гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков - мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Давайте поговорим о ней подробнее …

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.

На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия: огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.

Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.

Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.

Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.

Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать – это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни - Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.

Вторая версия — «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, - юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«

Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить - вдруг треснет!

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду. Действительно, под ванной есть ниша. Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние. Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой. Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно. Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

Царь-ванна продолжает ряд знаменитых, но бесполезных, предметов. Ведь из Царь-пушки никогда не стреляли, Царь-колокол никогда не звонил, ну а в Царь-ванне никогда не купались. Но если два первых раритета видят благодарные туристы в Кремле, то наша царственная ванна спрятана от людских глаз среди груды мусора в темном нутре полуразрушенного дворца.

С осени 2014 года Баболовский дворец был обнесен деревянным забором, внутри поставлена сторожевая будка с охранником и вход для посетителей и туристов закрыт. Категорически! На реставрацию.

И несколько простых вопросов:

— Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.

— Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?

— И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?

Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.

Оказывается, не все знают про шедевр каменного мастерства наших предков - гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения (а не лапотность) наших предков - мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить (как и в Александрийскую колонну, Исаакиевский собор, гранитные форты в Питере). И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона. Но предлагаю в начале официальную версию появления этого чуда:

Оригинал взят у a_lirika в Царь Ванна в Баболово

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.


Баболовский дворец был построен в эпоху Екатерины Второй (1785 г.), как одноэтажная дача-купальня для летнего отдыха. Здание красного кирпича выполнено в модном тогда готическом стиле и гармонично вписано в парковый ландшафт.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну, которую подрядился изготовить известный петербургский мастер- каменотес Самсон Суханов.

Самсон Ксенофонтович Суханов родился в 1868 году в семье пастуха в деревне Завотежицы Вологодской губернии. В молодости работал батраком, бурлаком, сапожником, охотником; был ранен белым медведем, когда валил его с рогатиной. Но страстью Самсона с детства было рисование и лепка игрушек из глины.

Летом 1797 года с рыбным обозом Самсон пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Подрядился работать каменотесом на строительстве Михайловского замка, где и проявил себя самым лучшим образом. По окончанию строительства Михайловского замка организовал собственную артель. К тому времени Самсон выучился грамоте, умел проводить расчеты и читать архитектурные чертежи. Архитектор Казанского Собора А. Н. Воронихин доверил артели С. Суханова возведение внешней колоннады, а затем и внутренних колонн храма. За эту работу Самсон был награжден золотой медалью. Потом последовали заказы на Ростральные колонны, скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, набережные… Работа выполнялась естественно вручную, только камень молоток и зубило, и конечно «на глазок», хотя и с удивительной точностью.

Нет ничего удивительного, в том, что придворный инженер Бетанкур обратился к известной артели каменотесов, и Суханов заключил в 1818 году договор на изготовление ванны, запросив за свою работу 16 тысяч рублей.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму как её доставляли вглубь континента - 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна - 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что "сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита".

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены - восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Вот как выглядела эта конструкция в завершенном виде.

Работы закончились в 1829 году, а 4 года ранее умер Заказчик (Александр1) и унес с собой в могилу тайну назначения этого необычного сооружения. Как Заказчик хотел его использовать?

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая - бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения. В пользу этой версии говорит план-реконструкция водоснабжения.


Сливного отверстия в ванной действительно нет. Но под фундаментом ванны есть коллектор для приема воды, а дно чаши располагается на 1,5 метра выше поверхности близь лежащего пруда. Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно «Царь пушке» и «Царь-колоколу», «Царь ванна" ни разу не использовалась по своему прямому назначению.

Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, - космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи.."

Двадцатый век не пощадил Баболовский парк и дворец. Сначала прекратили ухаживать за парком, потом пилили на хознужды столетние деревья, потом пришла война и разрушила дворец. Но чаша сохранилась до наших времен в целости и сохранности! Немцы не смогли её вывезти, потому что в этой части Европы у них не было технических возможностей поднять и перевезти 50 тонного гиганта.

Довольно много читая о Петербурге и пригородами, имея неплохую библиотеку о этой теме, впервые прочитал эту интереснейшею статью. Вот и решил поделится с уважаемым сообществом. Может кто из жителей Петербурга видел эту уникальню ванну воочию?

Иногда вот заглянешь в интернет, и мимоходом натыкаешься на поразительную информацию. Со временем думаешь, что уже все удивительное видел и слышал в интернете, а оказывается, что все еще впереди.

Вот например многие не знают про шедевр каменного мастерства наших предков — гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков — мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Давайте поговорим о ней подробнее …

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.


На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия: огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.


Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.


Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.


Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.


Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна - 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.


Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.


Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу - он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.


Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая - бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? — Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать - это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни — Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.
Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.


Есть и третья версия, — юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«

Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить — вдруг треснет!

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.