Теория психического развития Ж. Пиаже. Жан пиаже

(1896-1980 гг.) является основателем генетической психологии, а также одним из наиболее известных швейцарских ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.

В детские годы Жан Пиаже увлекался биологией и математикой. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же времени он начал свою работу в качестве помощника в музее биологии. В университете он занимался преимущественно биологией и философией и в 1918 г. получил докторскую степень за работу о моллюсках. После окончания университета Жан Пиаже уехал в Цюрих, где познакомился с работами К. Юнга и техникой психоанализа. В какой-то степени этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Большое значение для Жана Пиаже имела его работа в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. в лабораторию А. Бине для исследования шкал измерения интеллекта. В это же время он начал уделять большое внимание изучению типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, задании теста Бине. В 1921 г. Пиаже возвратился в Женеву, так как Клапаред пригласил его на должность директора Института Ж.Ж. Руссо. Одновременно он начал читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждение у ребенка» (1932). В них он изложил основы своей концепции когнитивного развития детей.

В последующие годы Жан Пиаже сочетал преподавательскую работу (профессором Невшательского и Женевского университетов) с различными административными должностями, публиковал книги, в которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до конца жизни.

Свою теорию развития детского мышления Жан Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, их восприятие и память.

Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы и служит логическое мышление.

Жан Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация - не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой.

Процесс адаптацией формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы (например, игра ребенка) Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной полностью отражает все нюансы данной ситуации. Само развитие по мнению Пиаже, представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Жан Пиаже сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания психического развития детей, формирования их интеллекта Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, создаиность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию эгоцентризма.

В 30-х годах исследования Пиаже были связан с изучением операциональной стороны мышления. Он пришел к выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций, и разработал эксперименты для их изучения. В отличие от других ученых (Выготский, Штерн, Бюлер) Пиаже изучал процесс мышления, а не продукты мыслительной деятельности.

В этот период он также пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Пиаже также открыл главное свойство этих операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, Пиаже привел в качестве примера арифметические действия - сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево.

Пиаже исследовал в своих экспериментах как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости на каждом из этапов.

В экспериментах с маленькими детьми Жан Пиаже доказывал, что не только обратимость, но и логические операции, например общие понятия, доступны детям только в конце дошкольного возраста. Кроме того, доказывал разницу между образным и логическим мышлением.

Периодизания интеллекта, разработанная Пиаже:
1) стадия сенсомоторпого интеллекта (до семи лет дети находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы);
2) стадия конкретных операций (к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться);
3) стадия формальных операций (к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное логическое мышление).

При этом в каждой стадии Жан Пиаже выделял два этапа - появление необратимой операции данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

Заслуга Пиаже в том, что он первым понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии.

Жан Вильям Фриц Пиаже (фр. Jean William Fritz Piaget; 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария - 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания - генетическую эпистемологию.

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов.

Последнее обновление: 05/01/2014

Разработанная Жаном Пиаже ещё в прошлом веке теория до сих пор пользуется одобрением многих психологов. Чем же замечательны его идеи?

По мнению швейцарского психолога, дети проходят четыре основных стадии когнитивного развития, на каждой из которых происходит существенное изменение их понимания мира. Пиаже считал, что дети - как «маленькие ученые» - активно пытаются изучить и осмыслить мир вокруг себя. Благодаря наблюдению за своими собственными детьми, Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:

  • сенсомоторную (от рождения до 2 лет);
  • дооперационную (от 2 до 7 лет);
  • стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).

Предпосылки к появлению теории когнитивного развития Жана Пиаже

Жан Пиаже родился в 1896 году в г. Невшатель (Швейцария). В возрасте 22 лет Пиаже получил степень доктора философии и начал свою долгую карьеру, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие психологии и образования. Хотя вначале Пиаже интересовался биологией (особенно, орнитологией и малакологией), после работы с Альфредом Бине он увлёкся психологией и, в частности, интеллектуальным развитием детей. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети отнюдь не глупее взрослых - они просто мыслят по-другому . «Это настолько просто, что до этого мог бы додуматься только гений», - вот как Альберт Эйнштейн отозвался об открытии Жана Пиаже.
Теория стадий Пиаже описывает развитие интеллектуальной сферы детей, которое включает в себя изменения, затрагивающие познание и познавательные способности ребёнка. По мнению Пиаже, сначала когнитивное развитие подразумевает процессы, основанные на действиях, и только потом проявляется в виде изменений процессов мыслительных.

Кратко о когнитивном развитии

Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.

  • . На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности.
  • . На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей.
  • . На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий.
  • . Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал процесс умственного развития детей в количественном аспекте - то есть, по мере того, как дети становятся старше, они, по его мнению, не просто накапливают информацию и знания. Вместо этого, Пиаже предположил, что с постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка. В возрасте 7 лет ребёнок не обладает большим по сравнению с двухлетним возрастом количеством информации о мире; фундаментальное различие проявляется в том, как он о мире думает.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

Чтобы лучше понять некоторые из процессов, происходящих во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и понятий, введенных Пиаже. Ниже приведены некоторые из факторов, которые влияют на обучение и развитие детей.

  • Схема действия . Это понятие описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и познанием окружающего мира. Схемы -это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир. С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как само знание, так и процесс его получения. Как только ребёнок получил новый опыт, новая информация используется для изменения, дополнения или замены ранее существовавшей схемы. Если проиллюстрировать это понятие примером, то можно представить ребёнка, у которого есть схема о некоем типе животного - собаки, например. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие. Предположим теперь, что ребенок сталкивается с очень большой собакой. Ребенок воспримет эту новую информацию, включив её в уже существующую схему.
  • Ассимиляция . Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Процесс этот носит несколько субъективный характер, потому что мы, как правило, пытаемся немного изменить новый опыт или полученную информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформировавшиеся убеждения. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» - пример ассимиляции животного с детской схемой собаки.
  • Аккомодация . Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации - то есть, процесс, известный как аккомодация. Она включает в себя само изменение существующих схем или идей в результате возникновения новой информации или новых впечатлений. Во время этого процесса могут быть разработаны и совершенно новые схемы.
  • Уравновешивание . Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией - это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере прохождения стадий когнитивного развития важно поддерживать баланс между применением предварительно сформированных знаний (то есть, ассимиляцией) и изменением поведения в соответствии с новой информацией (аккомодацией). Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому.

Жан Пиаже (1896-1980) виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. На ранних этапах своего творчества он уделял больше внимания речи дошкольников. Анализ Пиаже показал, что детские высказывания можно разделить на 2 группы:

1.социализированная речь – характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция – воздействие на собеседника. Категория социализированной речи – информация, критика, приказ, просьба, угроза, ответ и т.д.

2.эгоцентрическая речь – ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают его или нет. Функция – удовольствие разговаривать, сопровождение и ритмизация действий.

Коэффициент эгоцентрической речи максимален в раннем возрасте, постепенно снижается к 6-7 годам. В 7-8 лет возникает заинтересованность во взаимопонимании. В факте эгоцентрической речи он увидел важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли . Разработал новый метод клинической беседы, для «проникновения» во внутреннюю структуру мышления дошкольников, т.к. методы наблюдения и тестирование не могли этого сделать. Этот метод – свободная беседа с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами: природные явления, снова, нравственность и т.д . (такие вопросы, которые дети часто задают взрослым в повседневной жизни). Это возрастной срез речевого и умственного развития ребенка. Он рассчитывал выяснить, что определяет позицию ребенка и какова структура его познавательной деятельности. Клиническая беседа представляет своего рода искусство спрашивать.

Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление, которое обеспечивает переход от аутизма (заимствовано из психоанализа) младенца к реалистическому социализированному мышлению взрослого. Аутистическая мысль – индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания, выявляется в образах. Социализированная , разумная, направленная мысль социальна, преследует сознательные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется закону опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое мышление – промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей т.зр ., «фрагментарной и личной», и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Тем не менее, эгоцентрическое мышление – активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума. Эгоцентризм – основание всех других особенностей детского мышления, выражается через другие феномены. Среди них доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм.

Реализм – на определенной ступени развития ребенка рассматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Бывает интеллектуальный – название предмета столь же реально, как и сам предмет и моральный – ребенок не учитывает в поступке внутренне намерение и судит о нем только по видимому конечному результату.

Анимизм – всеобщее одушевление (в первую очередь самостоятельно движущихся объектов: облака, луна..).

Артификализм – все существующее рассматривается как сделанное человеком или для него (солнце – чтобы нам светло было).

Среди списка других, выделяемых Пиаже особенностей детской логики : синкретизм (глобальная схематичность и субъективность детских представлений; тенденция связывать все со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), неспособность к синтезу и соположения (отсутствие связей между суждениями), нечувствительность к противоречию , неспособность к самонаблюдению , трудности осознания, непроницаемость для опыта . Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребенка, а в основе комплекса – эгоцентризм речи и мышления.Пиаже объяснял этот феномен эгоцентрической иллюзией, отсутствием представления о существовании других т.зр. и несоотнесение их со своей собственной.

Корни эгоцентризма как познавательной позиции дошкольника состоят в своеобразном характере детской деятельности, в относительно поздней социализации ребенка.

Чтобы преодолеть эгоцентризм необходимо осознать свое Я в качестве субъекта и отделить его от объекта, научиться координировать свою т.зр. с другими . Снижение эгоцентризма объясняется трансформацией исходной позиции. Отношения со взрослыми не приводят к осознанию ребенком собственной субъективности. Развитие знаний о себе происходит из социального взаимодействия, особенно со сверстниками. Так происходит постепенная децентрация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентрическую.

Выготский предложил собственную гипотезу о происхождении эгоцентрической речи в развитии ребенка. Э гоцентрическая речь рассмотрена им как речь для себя, как переходная ступень от внешней социальной речи к внутренней. Непонятность для окружающих в отрыве от ситуации, сокращенность, тенденция к пропускам. Эгоцентрическая речь выполняет функцию планирования, организации и регулирования поведения ребенка (в ситуации затруднения коэффициент эгоцентрической речи возрастал почти в 2 раза). Функции эгоцентрической речи – средство мышления, планирования и регулирования будущего действия, разработка плана выхода из сложного положения. Эгоцентрическая речь связана с будущим преобразованием ее в полноценную внутреннюю речь. Выготский пришел к отрицанию самого феномена эгоцентризма. Феномен эгоцентризм, по мнению Пиаже, имеет более общий характер и не может быть увязан только с его выражением в речевой сфере. Познавательный эгоцентризм обнаруживается в том числе у взрослых, когда они пользуются спонтанными суждениями о вещах или не учитывают свое объективное положение в процессе познания.

Стержневой линией развития ребенка Пиаже рассматривал становление интеллекта, от которой зависят все другие психические процессы. В 30-х г. Жан Пиаже поставил задачу комплексного междисциплинарного анализа интеллекта как сложной системы одновременно с нескольких сторон. П. рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет потребность в адаптации к среде. Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Введение фактора равновесия позволяет понять психическое развитие как саморазвитие.

Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов – ассимиляции и аккомодации – противоположные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении. Ассимиляция – решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. Обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Аккомодация – изменение схем применительно к новой ситуации, задаче. Обеспечивает развитие, выработку новых схем. Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние временное, оно вновь сменяется нарушением равновесия. Соотношение этих двух компонентов в поведении может быть различным. Преобладание ассимиляции наблюдается в символической игре маленьких детей. Преимущественная аккомодация проявляется в подражательном действии, в случае уподобления собственного поведения свойствам внешнего воздействия. Интеллект ребенка строится на основе действия. Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия – одно из наиболее ванных понятий в концепции Пиаже, то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (поэтому Операциональная концепция). Операции – интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системе. Структуры мыслительной деятельности складываются прижизненно, зависят от содержания опыта и качественно различны на разных стадиях развития. Процессы ассимиляции и аккомодации обеспечивают непрерывность и преемственность умственного развития в онтогенезе, а своеобразие организации мыслительных актов определяет выделение стадий интеллекта. Развитие психики, по Ж.П. – смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной.

Большинство исследований когнитивного развития в 20в. были сфокусированы на концепции когнитивного развития Ж. Пиаже. Он исследовал способы, с помощью которых дети видят и понимают мир. Пиаже говорил, что ребёнок – это особенное существо, качественно своеобразное, и его мир отличается от мира взрослых. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является поэтапное развитие интеллекта. Пиаже утверждает, что умственное развитие характеризуется изменениями, ведущими ребёнка через непрерывный ряд качественно различных стадий (от низших стадий к высшим; предыдущая стадия всегда подготавливает последующую; порядок стадий неизменен, но время прохождения стадий индивидуально). На ранних стадиях развития детское восприятие и мышление управляются непосредственно происходящим здесь и сейчас. Главная задача развития, таким образом, – освободиться от этой модели; постепенно ребёнок осваивает способность мыслить о мире в символических и абстрактных терминах.

Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже.

Пиаже выделил четыре стадии развития интеллекта:

· сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет);

· дооперациональный период (от 2-х до 7-ми лет);

· стадия конкретных операций (7-11 лет);

· стадия формальных операций (с 11-15 лет).

Границы этих периодов очень приблизительны, и они часто перекрывают друг друга.

I. Сенсомоторный интеллект 0-2:

Это система скоординированных практических действий. Когда рождается ребёнок, у него имеется минимальный набор врождённых реакций. Младенец не чувствует различия между «Я» и «не-Я». Основным достижением в первые два года жизни является осознание этих отличий. Именно эта стадия обеспечивает огромные возможности для активности ребёнка. Пример: ребёнок смотрит на погремушку и осознаёт её только в этот момент, если он отвернётся, то погремушка перестанет для него существовать. Если на глазах у младенца игрушку закрыть тканью, то он не ищет её, т.к. она перестала для него существовать. Только к восьми месяцам дети начинают искать исчезнувшие, упавшие с кроватки игрушки. Но это ещё не окончательно сформированное представление о постоянстве объектов. Пример: если на глазах у малыша спрятать игрушку под одеяло справа от ребёнка, то он сдёрнет одеяло и найдёт её. Во время нескольких следующих проб ребёнок будет легко отыскивать спрятанную справа от него игрушку. Но если, опять же, на его глазах спрятать игрушку, но уже слева от ребёнка, он всё равно будет искать её справа (это эффект А-не-Б)

Путь к сенсомоторному интеллекту проходит три типа круговых реакций:

- первичные (ребёнок сосёт соску)

- вторичные (ребёнок начинает сосать и другие предметы, т.е. ребёнок ассимилирует эти предметы в свою сосательную схему, например погремушку)

- третичные (сосать соску и сосать погремушку – это разные вещи, и постепенно происходит аккомодация, схема сосания приспосабливается к новым объектам)

Критериями перехода на следующую стадию принято считать постоянство мысленных представлений ребёнка об объекте в разных условиях (т.е. наличие устойчивой когнитивной схемы объекта) и умение разумно действовать с этим объектом (т.е. ребёнок начинает формировать действие в соответствии с целью, обращая внимание на окружающие его условия). Мысленные представления делают возможным отсроченное подражание (когда дети имитируют действия, которые они наблюдали некоторое время назад)

II. Дооперациональная стадия 2-5:

Она образуется с момента овладения речью. На этой стадии мышление ребёнка характеризуется появлением синкретических образований. Синкреты – это такие символические обобщения, которые включают в себя обозначаемый объект и отношение самого ребёнка к этому объекту. Таким образом, мир для ребёнка как бы становится двойственным. Если взрослые мыслят либо индуктивно, либо дедуктивно, то ребёнок мыслит трансдуктивно, т.е. от одного частного к другому. Из-за этого на данной стадии можно наблюдать разнообразные феномены:

Например: феномен отсутствия сохранения объёма: в двух одинаковых стаканах налито

одинаковое количество воды. Мы спрашиваем ребёнка, одинаково ли количество? После того, как ребёнок отвечает «Да», мы переливаем воду из одного стакана в другой более широкий и задаём тот же вопрос: «А в каком сосуде теперь воды больше?» Ребёнок отвечает, что в левом, т.к. при ответе ребёнок опирается только на один более значимый для него наглядный признак (высота стакана), а признак формы сосудов ребёнок пока игнорирует.

Ребёнок постепенно учится координировать свои действия в соответствии с образами, но управлять ими (действиями) пока ещё не может, что и показывает данный феномен. Надо сказать, что мышление ребёнка носит эгоцентрический характер, он пока не может встать на позицию другого человека. Пример: Эксперимент «Три горы». Ребёнку демонстрируют трёхмерную модель горной местности. Пока ребёнок смотрит на модель с одной позиции, в другую позицию помещается кукла. Ребёнка просят показать, что видит кукла. Ребёнок считает, что кукла видит пейзаж так же как и он сам, хотя кукла смотрит на пейзаж совершенно с другой позиции.

Далее при построении новых символических обобщений ребёнок уже опирается на свой жизненный опыт, и постепенно символическая схема объекта сменяется интуитивной схемой. Интуитивная схема объекта стремится к переходу на уровень операционального мышления

III. Стадия конкретных операций 5 -11:

Операция – это единица анализа интеллекта; с её появлением начинают пропадать феномены. Ребёнок управляет образами посредством операций (действий с предметами).

Ребёнок, подражая во всём взрослому постепенно овладевает несколькими сторонами предмета, его эгоцентризм сменяется децентрацией, т.е. возможностью встать на позицию другого. У ребёнка впервые появляется понятийная схема объектов, затем понятие веса, объёма, скорости; но для того, чтобы эта понятийная схема была устойчивой, должна сохраняться связь с конкретным материалом (объектом). Аналогом этой стадии является наглядно-действенное мышление.

IV. Стадия формальных операций 12-15:

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget ; 9 августа (1896-08-09 ) , Невшатель , Швейцария - 16 сентября , Женева , Швейцария) - швейцарский психолог и философ , известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания - генетическую эпистемологию.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Возрастная психология. Первый период исследований Жана Пиаже.

    Возрастная психология. Периодизация развития интеллекта по Жану Пиаже

    PT202 Rus 40.Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Реферат.

    Что такое развитие* 7 принципов развития в современной науке

    Субтитры

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии . Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете . Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях -альбиносах . За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками , опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом .

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом , очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж , где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине , создатель теста . Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором в Женеве .

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма , под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов .

Адаптивная природа интеллекта

Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида. Источником познания служит активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза . Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды - обеспечивается адаптацией, то есть уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов - ассимиляции и аккомодации . С одной стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой - среда влияет на субъект обратным действием.

Развитие структур интеллекта

Операции представляют собой интериоризированные умственные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойствами обратимости , которые обеспечивают сохранение основных свойств объекта.

Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных группировок, аналогичных математическим группам. Группировка - закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются 5 критериям :

  • Комбинативность: А + В = С
  • Обратимость: С - В = А
  • Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
  • Общая операция идентичность: А - А = 0
  • Тавтология: А + А = А.

Развитие мышления ребенка

  • врождено,
  • подчинено принципу удовольствия,
  • не направленно на внешний мир,
  • не приспосабливается под внешние условия.

Эгоцентрическое мышление занимает промежуточный этап между логикой аутистической и логикой социализированной, разумной. Переход к эгоцентрическому мышлению связан с отношениями принуждения - ребенок начинает соотносить принципы удовольствия и реальности.

Эгоцентрическая мысль остается аутистической по структуре, но в данном случае интересы ребенка не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как это происходит в случае аутистической мысли, а направлены также и на умственное приспособление, которое, в свою очередь, подобно мысли взрослого человека.

Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение, примерно до 12 лет.

В 7- 12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия .

Характеристики социализированного мышления :

  • подчинено принципу реальности,
  • формируется прижизненно,
  • направлено на познание и преобразование внешнего мира,
  • выражено в речи.

Виды речи

Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь и социализированная речь.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, является таковой, потому что ребенок говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника. У ребенка нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника.

Ж. Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: монолог , повторение и «монолог вдвоем».

Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5 лет, но после, независимо от среды и внешних факторов, коэффициент эгоцентрической речи начинает уменьшаться. Таким образом, эгоцентризм уступает место децентрации, а эгоцентрическая речь уступает место социализированной. Социализированная речь, в отличие от эгоцентрической, выполняет конкретную функцию сообщения, коммуникативного воздействия.

Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж. Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и рождаются социализированная речь и логическое мышление .

Стадии развития интеллекта

Основная статья: Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)

Из названия становится ясно, что этот тип интеллекта касается сенсорной и моторной сфер. В данный период дети открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. С помощью органов чувств и моторики ребенок исследует окружающий его мир, с каждым днем его представления о предметах и объектах совершенствуются и расширяются. Ребенок начинает использовать самые простые действия, но постепенно переходит к использованию более сложных действий. Путём бесчисленных «экспериментов» ребенок начинает формировать понятие о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами , представлениями во внутреннем плане. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.

Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет):

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Один символ представляет собой определенную сущность, которая может символизировать другую. Например, ребенок во время игры может использовать коробку, словно это стол, кусочки бумаги могут быть для него тарелками. Мышление ребенка все еще эгоцентрично , он с трудом готов принять точку зрения другого человека. Игра на данном этапе характеризуется деконтекстуализацией и заменой объектов, представляющих другие предметы. Отсроченные имитации ребенка и речь также раскрывают возможности использования символов. Несмотря на то, что дети 3х - 4х лет могут мыслить символически, их слова и образы еще не имеют логической организации. Данная стадия названа Пиаже дооперациональной, поскольку ребенок еще не понимает определенных правил, или операций. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится – и взрослые знают это, могут в уме проделать данную операцию, представить процесс. У ребенка на дооперациональной стадии когнитивного развития представление об обратимости и других мысленных операциях довольно слабое или отсутствует.

Еще одной ключевой характеристикой дооперациональной стадии мышления ребенка является эгоцентризм . Ребенку на этой стадии развития тяжело осознать чужую точку зрения, они полагают, что все остальные воспринимают окружающий мир так же, как они.

Пиаже считал, что эгоцентризмом объясняется ригидность мышления на дооперациональной стадии. Поскольку маленький ребенок не может оценить чужую точку зрения, следовательно, он не в состоянии пересмотреть свои идеи, принимая во внимание изменения в окружающей среде. Отсюда их неспособность производить обратные операции или учитывать сохранение количества.

Подпериод конкретных операций (7-11 лет)

На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу.

Из названия данной стадии становится понятно, что речь пойдет об операциях , а именно о логических операциях и принципах, которые используются для решения проблем. Ребенок на этой стадии не только способен использовать символы, но он так же может осуществлять манипуляции с ними на логическом уровне. Смысл определения «конкретная» операция, которое входит в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), происходит по отдельности для каждой проблемы и зависит от её содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Важным достижением этого периода является овладение понятием обратимости , то есть ребенок начинает понимать, что последствия одной операции могут быть аннулированы при помощи совершения обратной операции.

Примерно в 7-8 лет ребенок овладевает понятием сохранения вещества, например, он понимает, что, если из шарика пластилина сделать много маленьких шариков, то количество пластилина не изменится.

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями . У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация ), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Формальные операции (11-15 лет)

Ребенок, находящийся на стадии конкретных операций сталкивается со сложностью применять свои способности в абстрактных ситуациях, то есть ситуациях, которые не представлены в его жизни. Если взрослый скажет "не дразни этого мальчика, потому что у него есть веснушки. Тебе бы было приятно, если бы так обращались с тобой?", ответ ребенка был бы таким: "Но у меня нет веснушек, поэтому никто не будет меня дразнить!" Осознать абстрактную реальность, отличную от его реальности, для ребенка на стадии конкретных операций слишком сложно. Ребенок на этой стадии может придумывать ситуации и воображать объекты, которых не существует в действительности.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным . Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция , дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Язык и мышление

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского .

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (