В современном мире первичные потребности человека социализированы. Первичные потребности человека и способы их удовлетворения. Следует разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни

Введение

Данная тема привлекла мое внимание и интересна тем что, в тему включены важнейшие стимулы человеческой деятельности -- потребности, интересы и ценности. Что человеку нужно, в чем он заинтересован и что ему дорого в жизни -- вот что скрывается в заглавии данной работы.

Потребности, интересы и ценности -- близкие и вместе с тем не тождественные фундаментальные понятия. Они выработаны в истории общественной мысли для обозначения непосредственных причин социальных действий, в результате которых происходят изменения и преобразования в различных сферах жизни. Поэтому философский анализ данных категорий неотделим от исследования реальных жизненных ситуаций, социальной практики, от анализа актуальных проблем, стоящих ныне перед нашим обществом.

Объектом исследования является человек, а предметом исследования рассмотрение его потребностей, интересов и ценностей.

Целью исследования является:

· Изучение содержания понятий «потребность», «интерес», «ценность» и их соотношение

Задачами исследования являются:

· Дать определение понятиям - «потребность», «интерес», «ценность»

· Раскрыть проблемы «потребностей», «интересов» и «ценностей».

· Сопоставить данные понятия

Потребность

Общие понятия о потребности

потребность интерес ценность

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.

Потребность -- в самом, общем понимании -- существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире -- как причина всякой жизнедеятельности). Таково наиболее общее, философское, значение категории «потребность», оказывающее прямое или косвенное влияние на трактовку этого понятия в рамках социологии, политической экономии, общей и социальной психологии, демографии, комплекса дисциплин, изучающих политические - процессы, и других общественных наук. Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. В известной мере именно этим обстоятельством объясняется и многогранность понятия потребности, и его достаточно общий характер.

Более развернутое значение этой категории связано прежде всего с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, а следовательно, о носителе потребностей. В качестве такового могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы и т.п.), наконец, человечество в целом. Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между выделенными здесь социальными субъектами. В данном случае потребности предстают функционирующими на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обуславливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Перекрещивание потребностей этих субъектов, совпадение между ними, их объединение и расхождение, сходство и конфронтация, преломление одного уровня развертывания потребностей в другом образуют сложную систему, принципы развития и функционирования которой могут быть поняты лишь на основе материалистического понимания истории.

Другая линия конкретизации категории «потребность» связана с уточнением той совокупности предметов наличного бытия, природных и социальных условий существования субъекта, которые выступают в качестве объекта потребности. Мера «материальности» или «духовности» потребности, степень ее обобщенности, ее «приземленность» или, наоборот, «возвышенность» определяются не только свойствами самого субъекта, вовлеченными в рассматриваемое отношение, но и свойствами самого предмета потребности.

Различные группы общественных, наук исследуют разные блоки в сложной картине потребностей. Одни части ее разработаны более подробно, другие -- лишь обозначены пунктиром. Попытаемся воссоздать основные контуры этой картины, с тем чтобы, опираясь на них, сформулировать более или менее общее понятие потребности.

В своем наиболее общем значении понятие потребности выходит за рамки общественной науки. Потребность -- неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма и миром, окружающей средой.

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного, отношения к условиям внешней среды. Сам характер этой избирательности задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности.

Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием его функциональных структур. Чем сложнее организм, тем большее значение приобретает взаимосвязь его частей. Потребности организма, динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных циклов организма и вместе с тем объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и полностью неудовлетворенная потребность ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью.

Социализация потребностей человека

Всемирная история -- это прежде всего история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, предназначенных для реализации этих потребностей, а отнюдь не история чистой мысли, самосознания и т.п. Одна из коренных предпосылок исторического прогресса, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в том, что «сама удовлетворенная первая потребность, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».

Животное не знает новых потребностей. Жизнь даже высокоорганизованных животных состоит в удовлетворении генетически заданного круга потребностей. Дифференциация особей животного стада по их физической силе, выносливости, быстроте реакции. Наблюдательности, способности к общению и т.д. не приводит к возникновению новых потребностей. Совсем иное дело - дифференциация способностей людей, членов человеческого сообщества. Здесь индивидуальные различия приводят к поиску и отбору новых средств деятельнсоти, которые превращаются, закрепляясь в индивидуальном и групповом опыте, в новую потребность данного сообщества человеческих индивидов, что оказывает существенное воздействие на повышение жизнеспособности всего общества.

В самом исходном пункте речь идет об удовлетворении биологических потребностей зарождающегося коллектива. Но удовлетворение этих потребностей физического существования с помощью созданных человеком средств удовлетворения, то есть небиологическим путем. В этом и состоит суть первого исторического акта. Возникает качественно новый тип эволюции, основанный на приумножении средств удовлетворения потребностей и на превращении этих средств в предметы новых, собственно человеческих потребностей. Следовательно, способность к расширению круга потребностей и к порождению новых - важнейший момент социализации потребностей, их очеловечивания.

В то же время этот процесс выделения человека из животного мира представляет собою и процесс качественного преобразования самих биологических потребностей человека, их наполнения социальным содержанием, обусловленный специфическими особенностями трудовой деятельности людей.

Современный мир настолько непредсказуем и многогранен, что невозможно предугадать, что же будет ожидать человечество завтра. Человек живет, развивается, у него возникают потребности, которые со временем могут изменяться, но все же, существуют такие вещи, которые нужны человеку всегда.
Известный ученый Маслоу сообщил о том, что все человеческие потребности смело можно назвать врожденными. Плюс ко всему им была представлена концепция потребностей в мотивации иерархического порядка, вот в такой очередности:
1. Потребности физиологического характера. Они занимают важное место в жизни каждого человека. Так как если не будут удовлетворены биологические потребности, то никого не будут интересовать потребности расположенные на более высоком уровне.
2. Потребности относящие к защите и безопасности. В наши дни сюда можно отнести системы безопасности, стабильность в законе и порядке, свободу от угроз. То есть эти потребности интересны всем, кто заинтересован в выживании. Каждый человек стремиться к стабильности, уверенности в завтрашнем дне, хорошей зарплате и финансовым потокам обеспечивающим всю семью.
3. Сюда следует отнести потребности любви. Здесь каждый человек стремиться построить крепкие, гармоничные отношения. Так же именно здесь устанавливается привязанность к окружающим людям в любом возрасте.
4. На этом этапе формируется необходимость в самоуважении. После того, как мы удовлетворили свою потребность любить и быть любимыми, у нас возникает необходимость в уважении. Сюда относиться: уважение к другим людям и к самому себе.
5. Потребность в самореализации. Каждый человек стремиться достичь каких-то высот, хорошо зарабатывать, использовать все свои таланты и быть от этого полностью удовлетворенным.
Конечно, эти потребности очень важны для каждого человека. Но современный мир настолько многогранен, что нам уже просто не обойтись без тех технологий, которые нас окружают. Особенно без систем безопасности. Ведь охранное видеонаблюдение делают нашу жизнь намного спокойнее, беспечнее и увереннее. Человек хоть и боится много, но с данным оборудованием он чувствует себя намного спокойнее. Проходит волнение за свою жизнь семьи и целостность имущества. Получается, что в наши дни потребность в защищенности можно отнести к одной из самых необходимых, что пожалуй, совершенно не удивительно.

Метафизическая антропология русских мыслителей.

Фундаментальные характеристики человека.

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.

Человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание:

1. Несводимость

2. Непредопределенность

3. Незаменимость

4. Неповторимость

5. Невыразимость.

Эти пять "не" свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

Несводимость

Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не привязан ни к климату, ни к пище - может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией - он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек-токарь, человек-банкир, человек-депутат.

Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими - они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его.

Непредопределенность

Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то я - главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства.

Классификация потребностей по Маслоу.

Классификация потребностей.

Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных).

1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия - неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия - стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей.

Материальные потребности

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде.

Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.



Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль.

Мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя

3. Потребности вместе с другими

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого

Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.

Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима.

Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна.

Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом - бездуховное.

Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

Широкое распространение в зарубежной психологии получила теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребнос­тей человека:

1.Основные (базисные или первичные) физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в любви и социальной активности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5.Потребность в самореализации.

40. ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, Потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом.

38.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РОССИЙСКОЙ ПСОХОЛОГИИ В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове-ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОУ.МАК-ДАУГОЛЛУ, Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности:

в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

37.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО К.ХОРНИ, Э.ФРОМУ Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности:

1. в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества);

2. в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности);

3. в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных -- иначе апатия и отвращение к жизни);

4. в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью);

5. в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

три фактора, оп­ределяющие ход индивидуализации. Ими являются кон­кретизация, ментализация и социализация.

Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетво­ряется определенным способом и что число этих способов ограниченно, так как готовность пользоваться неэффектив­ными или вредными способами угасает, тогда как исполь­зование других способов закрепляется. В этом заключа­ется процесс формирования индивидуальных черт поведе­ния человека. Он ведет к закреплению в ходе повседнев­ной практики одного или нескольких способов действия, с помощью которых индивид в состоянии удовлетворить оп­ределенную потребность.

Ментализация (Бейли, 1958; Клапаред, 1930) основы­вается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным соз­нательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей и может существенно вли­ять на ход деятельности, удовлетворяющей потребность. Например, осознание того, что мой способ поведения в. данной ситуации есть результат удовлетворения опреде­ленной потребности, может вызвать творческие поиски других, более отвечающих моему ideal-self способов дей­ствия, и побудить рассмотреть вопрос о правильном под­боре мотивов (см. гл. I и II данной работы).

Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет наша жизнь (см. Мак-Киннон, 1948, стр. 124). 17 Осуждение одних средств дей­ствия и одобрение других в зависимости от нравственных образцов вызывает характерную для данной культуры от­носительную унификацию способов удовлетворения по­требностей.

48. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

побуждающую функцию , которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

направляющую функцию , которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

регулирующую функцию , суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цели

Сформировать систему знаний о человеке и его потребностях в целом и в современном обществе, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества

Задачи

Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.

Анализ процесса формирования человека в ходе истории.

Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.

Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.

Выяснить, какие факторы влияют на формирование потребностей.

Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.

Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке

1.Введение.

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

2.Потребности человека в разные периоды истории. Взгляды философов.

Потребности людей первобытного общества .

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность таких потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Первичные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение первичных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

    Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.

    Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей

Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Демокрит учил: « Разум и страсть - вот составляющие человеческой души. Разум должен обуздать страсть».

Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных.

Сократ. Для Сократа самопознание - главнейшая и единственная потребность человека.

Аристотель. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе теоретической деятельности - в созерцании

Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

Основные черты философских воззрений:

    Теоцентризм. Главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования - Бог.

    Человек рассматривается как существо двойственное: несущее на себе божественный образ (обладание разумом и волей; свободой творчества, любви) и существо греховное.

Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.).

Наступает час антропоцентризма. Земные заботы составляют первейший долг человека. Он должен реализовать себя, т.е. удовлетворять свои потребности.

Человек и его потребности в философии конца XIX- началаXXвека.

В начале XXвека происходит переоценка ценностей и смена модели постановки проблем.

Основные черты философии конца XIX- началаXXвека :

1. Двадцатый век был эпохой расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения.

3.Понятие потребностей.

Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность » обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

3.1 Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности..

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции.

Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей.

Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней.

3.2 Анализ основных потребностей человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста . Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека

Вывод: Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1) всего диапазона потребностей человека;

2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3) уровней удовлетворения потребностей;

4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Вывод: Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека видно, что до сих пор нет единой классификации потребностей и что в основу деления каждый автор, кладет различные подходы.

4.Что нужно современному человеку в 21 веке.

На данном этапе развития человечества мир представляет собой четко работающую машину, которая состоит из множества винтиков и шестеренок. Каждый выполняет свою роль — офисный работник в поте лица работает в большой компании, и на домашние дела у него редко находится время. Поужинать он выбирается в ресторан, где его потребности удовлетворяют повара и бармены, стиркой и мытьем посуды дома занимаются специальные машины. Сейчас даже пылесос брать в руки необязательно — можно просто заработать достаточно денег для покупки специального робота.В двадцать первом веке мы себе просто не можем представить большинство из того, что нам рассказывают родители — про очереди за сыром и мясом, которое было на прилавках магазинов только в ограниченном количестве, про возможность отдыхать только на территории своей страны, про дефицит одежды и так далее. Сейчас мы имеем возможность беспокоиться, по сути, только о своем финансовом положении. Ничего сложного, на первый взгляд, нет — просто хорошо работай в перспективной компании и зарабатывай на любые свои потребности.

Однако данный прогресс затронул человеческое нутро. В критической ситуации мы остаемся совершенно беспомощными. Уволили с работы — мы, по сути, лишились средства пропитания. Отключили дома свет — наша техника не работает, и мы чувствуем себя одинокими и брошенными. Нет интернет связи — мы не можем заказать себе доставку еды из ресторана.

Человек таков по своей природе, что ему нужно уметь хотя бы самый минимум делать своими руками. Ведь вкрутить самостоятельно лампочку, или приготовить вкусный и питательный обед своими руками не так сложно, как казалось бы. Более того, это даже приятно, и может стать не только способом экономии финансовых ресурсов, но и самым настоящим хобби.

Согласитесь, что всем нам порой надоедает однообразный труд, и наша работа начинает казаться чем-то бессмысленным, тем, что не оставит о нас никакого следа. А вот выращенный своими руками сад будет еще на протяжении многих лет напоминать, что мы в этом мире были, и вот наш труд. Поэтому человек сейчас должен искать способы хоть на какое-то время отделяться от современного мира с его сумасшедшим темпом и стараться быть немного ближе к природе.

Это, без сомнения, чудесно, что мы не тратим все свои выходные дни на стирку, уборку и приготовление пищи. Прогресс дает нам многое, однако и требует некоторых жертв взамен. Как только мы сбалансируем все свои функции во многих планах, то почувствуем настоящее разнообразие своей жизни.

5.Структура потребностей

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения , когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

    Реализация потребности в безопасности .

    Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

    Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

    Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

6.Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке

Отправной точкой исследования процесса принятия потребителем решения о покупке является простая модель, представленная на рис. 2. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

Задача деятеля рынка - понять, что происходит в сознании потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Теперь необходимо рассмотреть этапы, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению.

На рис. 4. представлены пять этапов, через которые проходит потребитель. Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи.

Процесс покупки начинается с того , что покупатель осознает проблему или нужду. Нужда может быть возбуждена внутренними или внешними раздражителями. На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы.

Следует выяснить:

а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли,

б) чем вызвано их возникновение,

в) каким образом вывели они человека на конкретный товар .

Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:

Личные источники (семья, друзья, знакомые).

Общедоступные источники (средства массовой информации).

Источники эмпирического опыты (осязание, изучение, использование товара).

Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию. Для оценки вариантов можно выделить несколько основных понятий, с помощью которых она совершается.

Во-первых , существует понятие о свойствах товара.

Во-вторых , потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя.

В-третьих , потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки.

В-четвертых , считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности.

В-пятых , отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.

Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта.

Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.

Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными эксплуатационными свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.

Процесс же закупки товаров промышленного назначения слагается из восьми этапов (рис.5)

7. Факторы, формирующие потребности.

1) Природно-климатические условия (место жительства);

2) Национальные, культурные, религиозные представления (традиций, привычек, уровня образования);

3) Социально - экономические условия жизни (величины дохода, реклама). В обществе, находящемся на низкой ступени развития, в структуре потребностей преобладают первичные потребности, которые удовлетворяются скромным набором благ и услуг. В развитом обществе акценты смещаются на потребности более высокого порядка, а первичные потребности удовлетворяются благами более высокого качества;

4) Научно-технический прогресс.

Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

К факторам внешнего влияния на потребителя относятся: культура, ценности, демография, социальный статус, референтные группы, домохозяйство. Эти факторы представляют собой разнохарактерное влияние групп различного масштаба на потребителя.

Макровлияние: культура, социальные классы.

Микровлияние: домохозяйство, референтные группы.

Культура - набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и других значимых символов, помогающих людям, как членам общества, общаться, интерпретировать и оценивать ситуации:

Отражающая определенный уровень человеческого развития общества и человека;

Воплощенная в предметных, материальных носителях;

Передаваемая последующим поколениям.

Социальная стратификация.

Социальные классы- это группы людей с примерно одинаковым поведением, основанном на их экономическом положении на рынке. Они объединены схожими ценностями, интересами, уровнем доходов.Отличительные признаки соц. класса - склонность его представителей к более или менее одинаковому потребительскому поведению, наличие определенного соц.статуса; уровень образования, род деятельности и уровень дохода.

Различают рабочий, средний и высший классы. В этих классах отражается разница между потребителями, которую можно связать с различиями в выборе марок и продуктов.

Социальная стратификация - формальное неравенство классов по отношению друг к другу. В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членом общества. Власть, доход, собственность влияют на соц. положение.

Социальная стратификация определяется как иерархическое разделение общество на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений ценностей и жизненных стилей.

Домохозяйство .

Домохозяйство - все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство, основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Домашние приборы, мебель, жильё потребляются скорее домохозяйством, чем индивидуумами.

Семейное домохозяйство- основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению.

Изучение семьи (домохозяйства) как отдельной потребительской единицы имеет большое значение вследствие того, что:

а) многие продукты покупаются для всей семьи;

б) покупательские решения отдельных людей могут во многом зависеть от влияния остальных членов семьи.

Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя .

К внутренним факторам поведения потребителей относятся процессы, посредством которых индивидуум реагируют на влияние групп, на изменение среды и маркетинговые усилия.

Факторы внутреннего влияния на потребителя: жизненный стиль, эмоции, личность, мотивация, обучение, восприятие.

Восприятие, обучение, мотивация как факторы внутреннего влияния на потребителя.

Восприятие - отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на ощущения.

Эмоции.

Эмоции- сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению.

Существует ряд классификаций эмоций. Выделяется 8 основных категорий: страх, гнев, радость, досада, принятие, отвращение, предвкушение, удивление.

Рекламные сообщения, вызывающие эмоциональные реакции, имеют больше шансов привлечь внимание, чем нейтральная реклама. Реклама, генерирующая позитивно оцениваемые эмоции, повышает шансы того, что будет нравиться и рекламируемый продукт.

Жизненный стиль.

Стиль жизни влияет на потребности, отношение потребителей и, соответственно, на поведение потребителей при покупке и использовании товаров и услуг. Потребительские решения поддерживают или изменяют стиль жизни.

Выделяют 5 сегментов глобального жизненного стиля:

1) Стремящиеся.

2) Достигающие.

3) Подавленные.

4) Адаптеры.

5) Традиционалисты.

8.Факторы, влияющие на покупательское поведение.

Ориентация на цену (дорого-дешево);

Ориентация на качество (купить меньше, но лучшего качества, или купить про запас, побольше);

Ориентация на марку (покупка товара как категории или выбор конкурентной марки);

Спонтанность/расчетливость (покупка, в том числе и продуктов питания, тщательно планируется или совершается импульсивно);

Новаторство/традиционность (готовность пробовать, экспериментировать, покупать ради любопытства или консерватизм, привязанность к проверенным продуктам);

Ориентация на импортную или отечественную продукцию.

Услуга - любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Услуги можно разделить по объектам на социально-общественные, личные и деловые.

По отношениям: рыночные, нерыночные и квазирыночные . Личные услуги потребляют индивидуальная личность и домохозяйство, при этом потребитель оценивает выгоды. Происходит приобщение личности, семьи к образу жизни определенного социального слоя.

Деловые услуги потребляют коллективные покупатели. Они направлены на минимизацию рисков и ориентированы на получение прибыли.

Социально-общественные услуги потребляет общество в целом. Потребители исходят из теории справедливости.

9.Влияние на структуру потребностей. Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей - это средства формирования потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге . Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.

Информативная

Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы

Убеждающая

Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции

Напоминающая

Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса

По объекту рекламирования можно выделить: товарную (продуктовую) рекламу; престижную (имидж-рекламу); рекламу дестинаций. Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе. Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.

Заключение.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство)

    Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

    Потребности всемирного объединения людей.

    Сфера сервиса - совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

Список литературы

    Жураховский С.Н. Формирование современной структуры человеческого потенциала в контексте перехода к экономике, основанной на знаниях / С.Н. Жураховский // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2009. - Т. 125. - С. 171-181.

    Леонова О./’.Воспроизводство рабочей силы: социальный аспект [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusrand.ru/Doklad5/Leonova.pdf (дата обращения: 01.06.2013).

    Подберезкин А.И. Роль человеческого капитала в современном обществе // Диалог культур. — 2008. — С. 52—55.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.х: ВЛАДОС, 1994. — С. 96-97. — 336 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-87065-012-7.

    Буряк В. В. «Глобальное гражданское общество и сетевые революции». / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.

    Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.

    Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 287 с.

    Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995. — 111 с.

    Информационное общество // Новейший философский словарь / Сост. и гл. научн. ред. А. А. Грицанов. — 2-е изд. — Мн.: Книжный Дом, 1999.

    Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 с.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать...

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности... И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

(Н. Смелзер )

Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны черты:

1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;

2) социальная: наличие социальных потребностей.

Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пояснение.

Могут быть приведены такие примеры:

1) в семье А. родились близнецы-тройняшки (функция биологического воспроизводства);

2) семья Т. держит в подсобном хозяйстве корову, коз и птицу, а на приусадебном участке выращивает овощи и фруктовые деревья (функция производства необходимых товаров);

3) в семье П. родители объясняют детям, как себя вести в разных ситуациях, рассказывают об окружающем мире (функция социализации).

Могут быть проиллюстрированы другие функции, приведены иные примеры

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения о том, что не только правовые и правительственные институты осуществляют контроль за поведением членов общества.

Пояснение.

Могут быть приведены такие аргументы:

1) правила поведения устанавливаются в семье, которая контролирует их исполнение домочадцами;

2) в политической жизни современного общества функцию социального контроля осуществляют свободные СМИ;

3) определённые правила и стандарты поведения устанавливают работодатели для своих сотрудников, образовательные учреждения - для своих учеников;

4) наряду с формальными санкциями применяются и являются весьма действенными неформальные санкции.

Могут быть приведены другие аргументы

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие группы потребностей:

1) потребность, выделенная К. Марксом: в материальном обеспечении выживания;

2) потребности, выделенные Г. Спенсером: в «активной обороне» для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования», потребность в обмене и потребность в координации этих различных видов деятельности;

3) дополнения современных Шёных: потребность в коммуникации, в замене выбывающих членов общества, контроль за поведением членов общества.

Потребности всех групп могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках