Зрелищные опыты в домашних условиях. Детские опыты и эксперименты в домашних условиях

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

сайт собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, - у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится : 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение : Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится : 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт : Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится : 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт : Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение : Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы

Понадобится : 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Опыт : В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.

Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.

Объяснение : С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

Зажженная спичка

Понадобятся : Спички, фонарик.

Опыт : Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.

Объяснение : Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.

Введение

Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Рисунок 1

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Объяснение опыта

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

Рисунок 2

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

Объяснение опыта

Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

В том-то и дело, - ответишь ты, - что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Рисунок 3

Объяснение опыта

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Объяснение опыта

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Рисунок 4

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.

Рисунок 5

Объяснение опыта

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

  1. Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?

Объяснение опыта

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Рисунок 6

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Рисунок 7

Рисунок 8

Объяснение опыта

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Рисунок 9

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Объяснение опыта

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Рисунок 10

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

  1. Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.

Рисунок 11

Демонстрационные эксперименты

1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия(от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.

Рисунок 15

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Рисунок 16

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

Рисунок 17

Рисунок 18

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.

Рисунок 19

Рисунок 20

Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.

Рисунок 21

3.Шар Паскаля

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.

Опыты в домашних условиях — это отличный способ познакомить детей с основами физики и химии, и облегчить понимание сложных абстрактных законов и терминов при помощи наглядной демонстрации. Причем для их проведения не нужно обзаводиться дорогими реактивами или специальным оборудованием. Ведь не задумываясь, мы каждый день проводим опыты в домашних условиях — от добавления гашеной соды в тесто до подключения батареек к фонарику. Читайте далее, чтобы узнать, как легко, просто и безопасно проводить интересные эксперименты.

Химические опыты в домашних условиях

Сразу в голове возникает образ профессора со стеклянной колбой и опаленными бровями? Не переживайте, наши химические опыты в домашних условиях совершенно безопасны, интересны и полезны. Благодаря им ребенок легко запомнит что такое экзо- и эндотермические реакции и какая между ними разница.

Итак, давайте сделаем вылупляющиеся яйца динозавра, которые с успехом можно использовать в качестве бомбочек для ванной.

Для опыта нужны:

  • маленькие фигурки динозавров;
  • пищевая сода;
  • растительное масло;
  • лимонная кислота;
  • пищевой краситель или жидкие акварельные краски.

Порядок проведения опыта

  1. Высыпьте ½ стакана соды в небольшую миску и добавьте около ¼ ч. л. жидких красок (или растворите 1—2 капли пищевого красителя в ¼ ч. л. воды), перемешайте соду пальцами, чтобы получился равномерный цвет.
  2. Добавьте 1 ст. л. лимонной кислоты. Тщательно перемешайте сухие компоненты.
  3. Добавьте 1 ч. л. растительного масла.
  4. У вас должно получиться рассыпчатое тесто, которое едва слипается при нажатии. Если оно совсем не хочет держаться вместе, то потихоньку добавляйте по ¼ ч. л. масла до тех пор, пока не добьетесь желаемой консистенции.
  5. Теперь возьмите фигурку динозавра и облепите ее тестом в форме яйца. Оно будет очень хрупкое вначале, поэтому его следует отложить на ночь (минимум 10 часов), чтобы оно затвердело.
  6. Затем можно приступить к веселому эксперименту: наберите воды в ванную и бросьте в нее яйцо. Оно будет яростно шипеть, растворяясь в воде. При прикосновении оно будет холодное, поскольку это эндотермическая реакция между кислотой и щелочью, с поглощением тепла из окружающей среды.

Обратите внимание, что ванная может стать скользкой из-за добавления масла.

Зубная паста для слона

Опыты в домашних условиях, результат которых можно пощупать и потрогать, очень нравятся детям. К ним относится и этот забавный проект, который заканчивается большим количеством плотной пышной цветной пены.

Для его проведения понадобятся:

  • защитные очки для ребенка;
  • сухие активные дрожжи;
  • теплая вода;
  • перекись водорода 6 %;
  • средство для мытья посуды или жидкое мыло (не антибактериальное);
  • воронка;
  • пластиковые блестки (обязательно неметаллические);
  • пищевые красители;
  • бутылка 0,5 л (лучше всего брать бутылку с широким дном, для большой устойчивости, но подойдет и обычная пластиковая).

Сам опыт выполняется крайне просто:

  1. 1 ч. л. сухих дрожжей разведите в 2 ст. л. теплой воды.
  2. В бутылку, поставленную в раковину или посуду с высокими бортиками, налейте ½ стакана перекиси водорода, капельку красителя, блестки и немного жидкости для мытья посуды (несколько нажатий на дозатор).
  3. Вставьте воронку и влейте дрожжи. Реакция начнется сразу, поэтому действуйте быстро.

Дрожжи выступают в качестве катализатора и ускоряют выделение водорода перекисью, а когда газ взаимодействует с мылом, то он создает огромное количество пены. Это экзотермическая реакция, с выделением тепла, поэтому если потрогать бутылку после того, как «извержение» прекратится, то она будет теплая. Поскольку водород сразу улетучивается, остается просто мыльная пена, с которой можно играть.

Опыты по физике в домашних условиях

А знаете ли вы, что лимон можно использовать в качестве батарейки? Правда, очень маломощной. Опыты в домашних условиях с цитрусовыми продемонстрируют детям работу аккумулятора и замкнутой электрической цепи.

Для эксперимента вам понадобятся:

  • лимоны — 4 шт.;
  • оцинкованные гвозди — 4 шт.;
  • небольшие куски меди (можно взять монетки)— 4 шт.;
  • аллигаторные зажимы с проводами небольшой длины (около 20 см) — 5 шт.;
  • небольшая лампочка или фонарик — 1 шт.

Да будет свет

Вот как провести опыт:

  1. Покатайте по твердой поверхности, затем слегка сожмите лимоны, чтобы они пустили сок внутри шкурки.
  2. Вставьте по одному оцинкованному гвоздю и одному куску меди в каждый лимон. Расположите их на одной линии.
  3. Подключите один конец провода к оцинкованному гвоздю, а другой — к куску меди в другом лимоне. Повторяйте этот шаг, пока все фрукты не будут соединены между собой.
  4. Когда вы закончите, у вас должен остаться один 1 гвоздь и 1 кусок меди, которые ни к чему не подключены. Подготовьте вашу лампочку, определите полярность элемента питания.
  5. Подключите оставшийся кусок меди (плюс) и гвоздь (минус) к плюсу и минусу фонарика. Таким образом, цепочка соединенных лимонов — это батарейка.
  6. Включите лампочку, которая будет работать от энергии фруктов!

Чтобы повторить такие опыты в домашних условиях также подойдет картошка, особенно зеленая.

Как это работает? Лимонная кислота, содержащаяся в лимоне, вступает в реакцию с двумя разными металлами, что заставляет ионы двигаться в одну сторону, создавая электрический ток. По этому принципу работают все химические источники электроэнергии.

Летние забавы

Необязательно оставаться в помещении, чтобы проводить Некоторые эксперименты лучше пройдут на улице, и не надо будет ничего убирать по их завершении. К ним относятся интересные опыты в домашних условиях с воздушными пузырями, причем не простыми, а огромными.

Чтобы их сделать понадобятся:

  • 2 деревянные палки длиной 50-100 см (в зависимости от возраста и роста ребенка);
  • 2 металлических вкручивающихся ушка;
  • 1 металлическая шайба;
  • 3 м хлопчатобумажного шнура;
  • ведро с водой;
  • любое моющее — для посуды, шампунь, жидкое мыло.

Вот как провести эффектные опыты для детей в домашних условиях:

  1. Вкрутите в концы палок металлические ушка.
  2. Разрежьте хлопчатобумажный шнур на две части, длиной 1 и 2 м. Можно точно не придерживаться этих мерок, но важно, чтобы между ними сохранялась пропорция 1 к 2.
  3. На длинный кусок веревки наденьте шайбу, чтобы она равномерно провисала по центру, и привяжите обе веревки к ушкам на палках, формируя петлю.
  4. В ведре с водой размешайте небольшое количество моющего.
  5. Аккуратно погружая петлю на палочках в жидкость, начинайте выдувать гигантские пузыри. Чтобы отделять их друг от друга аккуратно сводите концы двух палок вместе.

Какова же научная составляющая этого опыта? Объясните детям, что пузыри держатся за счет поверхностного натяжения — силы притяжения, которая удерживает молекулы любой жидкости вместе. Ее действие проявляется в том, что разлитая вода собирается в капли, которые стремятся обрести сферическую форму, как наиболее компактную из всех существующих в природе, или в том, что вода, когда льется, собирается в цилиндрические потоки. У пузыря слой молекул жидкости с обеих сторон зажат молекулами мыла, которые усиливают ее поверхностное натяжение при распределении по поверхности пузыря, и не дают ей быстро испариться. Пока палки держат разомкнутыми, вода удерживается в виде цилиндра, как только их сомкнуть — она стремится к сферической форме.

Вот такие опыты в домашних условиях можно провести с детьми.

На сегодняшний день существует огромное количество развивающих игр для детей. Но проведение различных опытов в домашней атмосфере, оставит неизгладимое впечатление у подрастающего поколения. При минимальном наборе предметов есть возможность выполнить множество экспериментов, которые в сознании ребенка будут восприниматься в качестве фокуса.

Опыты для детей «Невидимые чернила»

Для создания этого волшебного опыта для детей, потребуются компоненты:

  • Сок лимона – 1 чайная ложка;
  • Вода питьевая – 0,5 столовой ложки;
  • Стакан;
  • Ватная двусторонняя палочка;
  • Чистый лист бумаги.

Действия по совершению секретного послания проводить в следующем порядке:

  1. В стакан выливается сок выжатого лимона и вода. Все тщательно перемешивается.
  2. Одну из сторон ватной палочки надлежит использовать в качестве пишущего инструмента. Ее обмакивают в лимонный раствор воды и наносят им необходимый текст на чистый лист бумаги.
  3. После полного высыхания секретной информации, листок с посланием необходимо нагреть. Для опыта потребуется включенная настольная лампа.
  4. Под воздействием осветительного прибора, зашифрованные буквы начнут проявляться, вот такой опыт в домашних условиях для вашего ребенка станет удивительным познанием химических законов.

Опыты для детей «Надувание воздушного шара лимоном»

В качестве необходимых предметов для проведения такого опыта понадобятся:

  • Стеклянная пустая бутылка;
  • Воздушный шарик;
  • Скотч;
  • Чистый стакан;
  • Пищевая сода – 1 десертная ложечка;
  • 1 стакан чистой воды;
  • Уксус пищевой – 3 большие ложки;
  • Сок 1 лимона;
  • Воронка.

Подобное испытание проводится в несколько этапов:

  1. В бутылку с водой добавляется подготовленная сода.
  2. Уксус и лимонный сок смешиваются в стакане. Затем при помощи воронки кислую смесь выливают в бутылку с содой и водой.
  3. Быстрыми действиями шарик надеть на горлышко бутылки. И незамедлительно обмотать скотчем его края. Это необходимо для того, чтобы воздух не выходил наружу.
  4. Ингредиенты, заложенные в бутылку, создают необходимую химическую реакцию. Их конечным результатом является выделение углекислого газа, который своими свойствами создает давление внутри этой конструкции.
  5. Именно это принудительное воздействие надувает воздушный шар.

Опыты для детей «Космический запуск ракеты»

Для этого опыта и создания натуральности выпуска летального аппарата потребуются предметы:

  • Цветная бумага;
  • Бутылка с прессованной пробкой;
  • Клей ПВА;
  • Ножницы;
  • Питьевая вода – 0,5 стакана;
  • Воронка;
  • Сок, выжатый из одного лимона;
  • Пищевая сода – 0,5 чайной ложки;
  • Туалетная бумага, небольшого размера;
  • Нитки.

Запуск модели ракеты производится в строгой последовательности действий:

  1. Пробка будет служить корпусом космического аппарата. Она не должна слишком плотно закрывать горлышко бутылки. Стеклянная тара является своего рода платформой для старта.
  2. При помощи ножниц и красочной бумаги необходимо сформировать крылья для ракеты. Закреплять клеем. В итоге должен получится макет летального аппарата, который с легкостью входит в горлышко бутылки.
  3. При помощи воронки, в стеклянную емкость наливается вода и лимонный сок. Затем полученная смесь перемешивается и дожидается своего звездного часа.
  4. В кусочек туалетной бумаги всыпается пищевая сода и заворачивается нитками. Клубочек должен получится такого размера, чтобы он без особых усилий смог попасть в подготовленную бутылку.
  5. Место для запуска космолета необходимо продумать заранее. Так как его стремительный полет может погубить люстру на потолке.
  6. Далее, комочек с содовым порошком опустить в бутылку с раствором. А на горлышко надеть макет ракеты. Но при этом вхождение летального аппарата в турбину запуска не должно быть слишком плотным.
  7. Через несколько секунд ожиданий можно лицезреть практически на настоящий космический запуск, отличный опыт для детей.

Опыты для детей «Командование зубочистками»

При проведении данного опыта ребенок вполне может почувствовать себя волшебником. Для того, чтобы случилось это чудо, необходимо вооружиться такими предметами, как:

  • Зубочистки;
  • Неглубокая чашка с водой;
  • Сахар – рафинад;
  • Жидкость для мытья посуды.

С помощью минимального набора и нескольких действий можно провести эксперимент:

  1. Зубочистки разложить на воде, в форме лучей солнца.
  2. Затем в образовавшийся центр медленно опустить в воду кусочек рафинированного сахара.
  3. Этим действием можно притянуть зубочистки к центру миски и сахарному кусочку.
  4. А в случае, если сахар убрать из емкости, и на это место нанести небольшую каплю моющего средства, то лучики начнут отдаляться к краям чашки.
  5. Фокус этих действий состоит в том, что сахар своими свойствами всасывает воздух, тем самым притягивает близлежащие предметы. А мыльный раствор наоборот отталкивает.

Опыт для детей «Плавающее яйцо»

Для того, чтобы заставить яйцо плавать, потребуются компоненты:

  • Сырое куриное яйцо;
  • Емкость с чистой питьевой водой;
  • Соль – 1 пачка.

Вначале попробуем опустить яйцо в сырую воду. Оно лишь потонуло. Теперь вынимаем его обратно и засыпаем в воду соль. То есть создаем крепкий соляной раствор. Следующим действием будет попытка заставить яйцо плавать в соленой воде. И оно действительно находится на водной поверхности и не тонет. Это происходит в связи с тем, что соль создает повышенную плотность воды, так получается данный опыт для детей.

Опыты для детей «Ледяная рыбалка»

В качестве улова, в данном опыте для детей, окажется небольшой кубик льда. Он будет выловлен из стакана с водой, но при этом руки останутся сухими. Перечень необходимых материалов описан ниже:

  • Стакан с чистой водой;
  • Замороженный кубик льда;
  • Несколько гранул соли;
  • Нитка, длиной не более одного метра.

При проведении данного опыта надлежит внимательно следить за всем происходящим, чтобы не упустить важных деталей. Порядок выполнения необходимых операций заключается в:

  1. В подготовленный стакан с водой опускается небольшой кусок льда.
  2. Нитка укладывается одним концом на край стакана, а другим на ледяной кубик.
  3. На лед, где находится нить, посыпаются гранулы соли. И засекается время. Длительность ожидания составляет 5-10 минут.
  4. После истечения времени, аккуратными движениями за край нити, можно достать кубик льда. Он будет прикреплен к нитке.
  5. Это происходит за счет соли, которая растапливает лед. А затем чистая вода лишь примораживает нитку к ледяному кусочку.

Опыты для детей «Холодная вода закипает»

Для того, чтобы увидеть кипящие пузырьки в холодной воде, участникам опытов потребуются такие компоненты, как:

  • Стакан, наполненный доверху холодной водой;
  • Аптечная резинка;
  • Носовой платок.

Выполнять все приемы опыта нужно в моечной раковине и в соответствующем порядке:

  1. Носовой платок обильно смачивается водой и выжимается.
  2. На стакан с водой укладывается платочек и закрепляется резинкой. Причем сердцевина платка должна касаться водной поверхности.
  3. Переворачиваем подготовленный стакан вверх дном и удерживаем в одной руке. Другой рукой наносить несильные удары по дну стакана. От этих действий вода начинает как бы «кипеть», то есть бурлить.
  4. Это происходит от того, что ткань платка не пропускает воду из стакана. И при ударе образуется вакуумный воздух, который поступает в воду, ваш ребенок будет в восторге.

Опыт «Создание музыкального инструмента»

При создании музыкальной флейты для детей в домашних условиях из подручных материалов потребуются такие предметы, как:

  • Пластиковая соломинка;
  • Ножницы.

Будущий инструмент необходимо немного расплющить с одной стороны и обрезать у нее боковые края. При равном расстоянии друг от друга, на поверхности соломинки вырезаются три отверстия. В нее только нужно слегка дуть воздух и поочередно закрывать отверстия. Флейта готова к исполнению музыкальных произведений, отличный опыт развивающий слух, воображение и логическое моделирование.

Опыт «Птичка в клетке»

Для выполнения этого опыта необходимо подготовить материалы:

  • Ножницы;
  • Картон белого цвета;
  • Иголка с ниткой;
  • Циркуль;
  • Цветные карандаши.

Соблюдение всех этапов этого опыта приведет к незабываемым ощущениям создания мультфильма. Для его конструирования нужно:

  1. При помощи циркуля начертить на картоне правильный круг и вырезать его.
  2. По боковым сторонам окружности проткнуть иголкой по паре дырок и вытащить через них нитки. Длина нитей с обеих сторон должна составлять около полуметра.
  3. На наружной части картона нужно изобразить пустую клетку. А на другой небольшую птичку, которая смогла бы уместиться в эту клетку.
  4. Затем взяв нити с двух сторон, необходимо их закрутить вращающими движениями.
  5. При растяжении закрученных концов, они будут раскручиваться. И в этот момент ребенку удастся увидеть птичку, которая находится в клетке.

Опыты для детей «Превращение квадрата в круг»

Фокус этого испытания состоит в зрительном эффекте. Для его проведения необходимы материалы:

  • Картон;
  • Линейка;
  • Фломастер;
  • Карандаш.

При выполнении трюка превращения необходимо вырезать из картона квадрат правильной формы. Затем, при помощи линейки, найти середину одной стороны. К ней приложить один конец измерительного прибора, а другой его конец подвести к углу ближайшей стороны. Вдоль образовавшейся линии, при помощи фломастера необходимо нанести около 30 точек.

На картонном квадрате найти его середину и проткнуть ее острым кончиком карандаша. Картонная бумага должна вращаться на карандаше без особых усилий. При вращении квадрата можно увидеть образовавшийся круг. Хотя это лишь точки на картоне, просто они движутся по кругу и создают эффект окружности.

Опыт «Могучая сила дыхания»

Любой ребенок считает себя сильным и смелым. И для того, чтобы его уверенность в этом закрепилась, необходимо провести подобный опыт. Для его выполнения потребуются:

  • Плечики для одежды;
  • Толстая нить;
  • Книга;
  • Веревка для белья.

Реализация всех этапов прохождения опыта приведет к отличным результатам мастерства. Осуществление данных мероприятий заключается в:

  1. На выбранном заранее месте, необходимо натянуть веревку для белья.
  2. При помощи ниток, к плечикам привязывается книга. Она не должна плотно соприкасаться с вешалкой, то есть между ними обязательно остается свободное пространство.
  3. Крючок плечиков необходимо повесить на веревку для белья. Конструкция для опыта готова.
  4. Находясь на небольшом расстоянии от устройства, нужно со всей имеющейся силы подуть на нее. Результатом этих действий станет лишь небольшое покачивание книжного механизма.
  5. А если с этого же расстояния поменять тактику дыхания, то результат не заставит себя ждать. При небольшом усилении выдыхания воздуха, конструкция начнет отклонения. И вслед можно также потихоньку дуть на устройство. То есть эффект могучести состоит в легкости и системности дуновения.

Опыты для детей «Рекордный вес»

Материалы, необходимые для проведения опыта для детей, используются:

  • Небольшие жестяные баночки – 2 штуки;
  • Лист бумаги;
  • Стеклянная банка, объемом около 1 литра.

Проведение опыта состоит из следующих этапов:

  1. Банки из жестяного материала ставятся напротив друг друга, на примерном расстоянии около 30 сантиметров.
  2. Сверху на них укладывается подготовленный лист бумаги. Он создает видимость мостика.
  3. На этот уложенный бумажный мост необходимо аккуратными движениями поставить банку. Результатом таких действий станет падение стеклянной емкости.
  4. Если бумажный лист сложить в форму типичной гармошки и уложить между двух жестянок, то также получится мост. Но только с усиленным действием. Потому что, если на эту конструкцию поставить банку, то она не упадет, так как мостик даже не прогибается.

Какой бы из этих опытов не проводился в обществе детворы, они обязательно запомнят его действие на многие года вперед.

Видео «Опыты для детей в домашних условиях»

Совсем скоро выходит ремейк «Охотников за привидениями», и это отличный повод пересмотреть старый фильм и изучить неньютоновские жидкости. Один из героев фильма, глуповатое привидение Лизун, - хороший образ для визуализации. Это персонаж, который очень любит кушать, а ещё он умеет проникать сквозь стены.

Нам понадобится:

  • картофель,
  • тоник.

Что делаем

Очень мелко (можно измельчить в комбайне) режем картофель и заливаем горячей водой. Через 10–15 минут слейте воду через сито в чистую миску и отставьте в сторону. На дне появится осадок - крахмал. Слейте воду, крахмал останется в миске. В принципе, вы уже получите неньютоновскую жидкость. С ней можно играть и наблюдать, как под руками она твердеет, а сама по себе становится жидкой. Ещё можно добавить пищевой краситель - для яркого цвета.

Trevor Cox/Flickr.com

А теперь добавим немного магии.

Крахмал нужно высушить (оставить на пару дней). А затем добавить к нему тоник и сделать эдакое тесто, которое легко взять в руку. В ладонях оно будет сохранять свою консистенцию, а если вы остановитесь и перестанете его месить, начнёт растекаться.

Если включить ультрафиолетовую лампу, то вы и ваш ребёнок увидите, как тесто начнёт светиться. Это происходит из-за хинина, который содержится в тонике. Выглядит волшебно: сияющая субстанция, которая ведёт себя так, словно нарушает все законы физики.

2. Получить суперспособности

Герои комиксов сейчас особенно популярны, поэтому вашему ребёнку понравится чувствовать себя могущественным Магнето, который умеет управлять металлами.

Нам понадобится:

  • тонер для принтера,
  • магнит,
  • растительное масло.

Что делаем

С самого начала приготовьтесь к тому, что после проведения этого опыта вам потребуется много салфеток или тряпочек - будет довольно грязно.

В небольшую ёмкость насыпьте около 50 мл тонера для лазерных принтеров. Добавьте две столовые ложки растительного масла и очень хорошо перемешайте. Готово - у вас в руках жидкость, которая будет реагировать на магнит.


Jerald San Hose/Flickr.com

Можно приложить магнит к ёмкости и смотреть, как жидкость буквально прилипает к стенке, формируя забавный «ёжик». Будет ещё интереснее, если вы найдёте доску, на которую не жаль вылить немного чёрной смеси, и предложите ребёнку с помощью магнита поуправлять каплей тонера.

3. Превратить молоко в корову

Предложите ребёнку сделать жидкое твёрдым, не прибегая к заморозке. Это очень простой и впечатляющий опыт, правда, чтобы получить результат, придётся пару дней подождать. Зато какой эффект!

Нам понадобится:

  • стакан ,
  • уксус.

Что делаем

Нагреваем стакан молока в микроволновой печи или на плите. Не кипятим. Затем в него нужно добавить столовую ложку уксуса. А теперь начинаем мешать. Активно двигаем ложкой в стакане, чтобы увидеть, как появляются белые сгустки. Это казеин - белок, который содержится в молоке.

Когда сгустков будет много, слейте смесь через сито. Всё, что останется в дуршлаге, нужно встряхнуть, а затем выложить на бумажное полотенце и немного просушить. Затем начните разминать материал руками. Он будет похож на тесто или глину. На этом этапе можно добавить пищевые красители или блёстки, чтобы сделать белую массу ярче и интереснее для малыша.

Предложите ребёнку слепить что-то из этого материала - фигурку животного (например, коровы) или какой-нибудь другой предмет. Но можно и просто выложить массу в пластиковую форму. Оставьте сушиться на день-два.

Когда масса высохнет, у вас получится фигурка из очень твёрдого гипоаллергенного материала. Такую «самодельную пластмассу» использовали до 1930-х годов. Из казеина делали украшения, фурнитуру, пуговицы.

4. Управлять змеями

Получение реакции уксуса и соды - чуть ли не самый скучный опыт, который можно представить. «Вулканы» и «шипучки» не будут интересны современным детям. Зато можно предложить ребёнку стать «повелителем змей» и показать, как же всё-таки реагируют кислота и щёлочь.

Нам понадобится:

  • упаковка желейных червячков,
  • сода,
  • уксус.

Что делаем

Берём два больших прозрачных стакана. В один наливаем воды и насыпаем соды. Перемешиваем. Открываем упаковку желейных червячков. Лучше разрезать каждого из них вдоль, сделать тоньше. Тогда опыт будет более зрелищным.

Тонких червячков нужно положить в смесь воды и соды и перемешать. Отставить в сторону на 5 минут.

В другой стакан наливаем уксус. А теперь добавляем в этот сосуд червячков, которые побывали в стакане с содой. Из-за соды на их поверхности будут видны пузыри. Значит, реакция идёт. Чем больше червячков вы добавите в стакан, тем больше газа выделится. И спустя какое-то время пузыри будут поднимать червячков к поверхности. Добавите больше соды - реакция будет активнее и червячки сами начнут вылезать из стакана. Круто!

5. Сделать голограмму как в «Звёздных войнах»

Конечно, в домашних условиях настоящую голограмму создать сложно. Но её подобие - вполне реально и даже не очень трудно. Вы научитесь использовать свойства света и превращать 2D-картинки в объёмные изображения.

Нам понадобится:

  • смартфон,
  • коробка от компакт-диска,
  • канцелярский нож,
  • скотч,
  • бумага,
  • карандаш.

Что делаем

На бумаге нужно начертить трапецию. Чертёж можно увидеть на фото: длина нижней стороны трапеции - 6 см, верхней - 1 см.


BoredPanda.com

Аккуратно вырезайте трапецию из бумаги и доставайте коробку от CD. Нам нужна прозрачная её часть. Приложите выкройку к пластику и с помощью канцелярского ножа вырежьте из пластика трапецию. Повторите ещё три раза - нам понадобится четыре одинаковых прозрачных элемента.

Теперь их нужно склеить вместе с помощью скотча так, чтобы получилось подобие воронки или усечённой пирамиды.

Возьмите смартфон и запустите на нём одно из таких видео . Поставьте пластиковую пирамиду узкой частью вниз в центр экрана. Внутри вы увидите «голограмму».


Giphy.com

Можно запустить видео с персонажами из «Звёздных войн» и, например, воссоздать известную запись принцессы Леи или же полюбоваться собственным миниатюрным BB-8.

6. Выйти сухим из воды

Построить замок из песка на берегу моря сможет каждый ребёнок. А как насчёт того, чтобы выстроить его под водой? Попутно вы сможете изучить понятие «гидрофобный».

Нам понадобится:

  • цветной песок для аквариумов (можно взять и обычный, но его нужно промыть и высушить),
  • гидрофобный спрей для обуви.

Что делаем

Аккуратно высыпаем песок на большую тарелку или противень. Наносим на него гидрофобный спрей. Делаем это очень тщательно: распыляем, перемешиваем, повторяем несколько раз. Задача простая - убедиться, что каждую песчинку обволакивает защитный слой.


University of Exeter/Flickr.com

Когда песок высохнет, соберите его в бутылку или пакет. Возьмите большую ёмкость для воды (например, банку с широким горлышком или аквариум). Покажите ребёнку, как «работает» гидрофобный песок. Если насыпать его тонкой струйкой в воду, он опустится на дно, но останется сухим. Это легко проверить: пусть малыш возьмёт немного песка со дна ёмкости. Как только песок поднимется из воды, он рассыплется в ладони.

7. Засекречивать информацию лучше, чем Джеймс Бонд

Писать секретные послания лимонным соком - прошлый век. Есть другой способ получить невидимые чернила, который к тому же позволяет узнать немного больше о реакции йода и крахмала.

Нам понадобится:

  • бумага,
  • кисть.

Что делаем

Сначала варим рис. Кашу можно будет съесть потом, а нам нужен отвар - в нём много крахмала. Опустите в него кисть и напишите на бумаге секретное послание, например «Я знаю, кто вчера съел всё печенье». Подождите, пока бумага высохнет. Крахмальные буквы будут невидимы. Чтобы расшифровать послание, нужно смочить другую кисть или ватный тампон в растворе йода и воды и провести ей по написанному. Из-за химической реакции на бумаге начнут проступать синие буквы. Вуаля!