Доклад на тему: Личностно-ориентированный подход как современная образовательная парадигма. Современные проблемы науки и образования

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности ребенка и строит свою работу с ним на основе:

  • – уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
  • – создания благоприятных условий для его саморазвития;
  • – ориентируется не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общественная ценность, правомерны понятия "личностно-ориентированное воспитание", "Личностный подход".

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. "Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей" (Е. В. Бондаревская).

Оказать воспитаннику помощь в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии своих возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения позволяет личностно-ориентированный подход в образовании.

Личностно-ориентированный подход – "последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия" .

Личностный подход – это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С. Л. Рубинштейн. Другой известный психолог К. К. Платонов считал, что личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Исследователь проблемы личностного подхода к подростку Н. Г. Савина пришла к выводу, что личностный подход, в отличие от индивидуального, требует знания структуры личности, ее элементов, их взаимосвязи как между собой, так и с целостной личностью. Индивидуальный подход она рассматривает как организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Подобная мысль была высказана на встрече учителей- экспериментаторов еще в 1986 г. Развивая и отстаивая педагогику сотрудничества, они среди многих важных вопросов выделили идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие методы и приемы (их выработала педагогика сотрудничества), при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, уважение и доброжелательность окружающих. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе.

Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и восприимчивости ученика к воспитанию. Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в контексте системы гуманистического типа воспитания личность школьника рассматривается как общечеловеческая ценность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений. Только коллектив педагогов-гуманистов способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Личностно-ориентированный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Этот подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других.

  • Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 134.

(опорный материал)

Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.

Основные понятия заложенные в принципы личностно - ориентированного подхода:

Самоактуализация

Индивидуальность

Субъект-субъектные отношения

Уметь сделать выбор

Творчество и успех

Доверие и поддержка

Используемые методы: диалог, игровой метод, рефлексия, педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха, техника «активного слушания», «Я-выссказывание».

Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Рекомендации учителю. На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация; происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих); используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Для этого используется поуровневые задания, карточки. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью ложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

1 уровень – закрепляет базовые знания

2 уровень - повышенной сложности

3 уровень - творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления).

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов. Нельзя давать научный материал как догму. Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовленную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

Учитель формирует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного образования она считает необходимым различать следующие понятия:

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ (субъектно-личностная модель)

1. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2. Развитие личности, познавательных стратегий в процессе познания и компетенций.

3. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

4. Работа строится с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения.

5. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

6. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для отдельного учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

7. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

8. Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

9. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

10. Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка.

11. Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся.

12. Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка учителя.

13. Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

14. Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания.

15. Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока.

16. Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

18. Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.


Личностно-ориентированная образовательная модель строится на следующих принципах:

Целью обучения должно быть развитие личности.

Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона".

Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.

Важнее освоить научные методы познания мира, присущие конкретной области знаний, базовые закономерности, ключевые инструменты, нежели, чем широкий набор фактов.

В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осознания, преобразования и применения знаний.

В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.

Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и дигитальной - операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия и познавательных механизмов ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретного школьного предмета.

Преобладание элективной дифференциации над селективной. То есть, педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса, а на третьей ступени обучения целесообразно разделение учащихся на группы по различным образовательным профилям (профилизация).

Технологию организации урока (его этапы, составляющие отдельные микротехнологии и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, учебного профиля ребенка.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Личностно-ориентированный подход в обучении,

с использованием эффективных методов и приемов,

направленных на внедрение исследовательского подхода

Пономарева Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №24»

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализа-цию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует фор-мированию у детей представлений об обществе, о его куль-туре и укладе, развитию у них социально значимых ка-честв, становлению их адаптационных возможностей и ме-ханизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная ин-дивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизне-деятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.

Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой:

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. - 2003. - №6)

Исходя из вышесказанного, я решила изучить данный вопрос и внедрить принципы этого обучения на практике.

Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода.

Задачи:

üИзучить принципы личностно-ориентированного подхода в обучении;

üНаправить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно-ориентированного образо-вания с использованием эффективных методов и приемов;

üСоздать условия для реализации личностно-ориентированного подхода;

Сущность личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированный подход — это методо-логическая ориентация в педагогической деятельности, по-зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер-живать процессы самопознания, само строительства и само-реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Во-первых, личнос-тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро-вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно-ориентированным подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

Параметры

сравнения

Индивидуальный

подход

1. Теоретико - методологическая основа

Идеи традиционной педагогической парадигмы

Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

2. Цель использования

На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств

На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования

Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

4.Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений

Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

5.Критерии анализа и оценки эффективности применения.

Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

Главный критерий - развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

Профессор Е.Н.Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании.

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже де-лает невозможным осознанное и целенаправленное приме-нение рассматриваемой ориентации в педагогической дея-тельности.

К основным понятиям личностно-ориентированно го подхода можно отнести следующие:

индивидуальность — неповторимое своеобразие чело-века или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индиви-дов и человеческих общностей;

личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;

самовыражение — процесс и результат развития и про-явления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект — индивид или группа, обладающие осознан-ной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении дея-тельности;

Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи-ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая — исходные положения и основ-ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педаго-гического кредо учителя или руководителя образовательно-го учреждения.

Принципы личностно - ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке суще-ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ-ностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для фор-мирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особен-ности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьногокол-лектива должен быть (стать) самим собой, обрести(по-стичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны-ми полномочиями и умело использует их в построении дея-тельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обу-чения детей.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие ин-дивидуальности и субъектности, самоактуализации способ-ностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы уча-щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно-го выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и кол-лективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уни-кальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле-ние ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова-нию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитатель-ного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Важно обогатить арсе-нал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и вос-питания учащихся. Вера в ребенка, поддер-жка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внут-ренняя мотивация детерминирует успех обучения и вос-питания ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентиро-ванного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ори-ентации способы педагогической деятельности. Техноло-гический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют ме-тоды и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального раз-вития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творче-ства, выбора содержания и способов учения и поведения.

Строение личностно-ориентированного подхода можно представить в виде схемы:

Личностно-ориентированный подход

Практическое использование личностно-ориентированного подхода.

Уже не первый год я работаю по УМК «Гармония». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников. В рамках интеграции личностно-ориентированного образования и информационных технологий считаю необходимым использование на уроках следующих форм:

· индивидуальная работа;

· групповая работа;

· фронтальная;

· дифференцированная работа, творческие задания по выбору;

· самостоятельная работа;

· обучение сотрудничеству;

· метод проектов;

· разно уровневое обучение;

· создание ситуации успеха.

Развивающий эффект обучения по УМК «Гармония» определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи “обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон способ решения задачи неизвестные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания. Таким образом, проектная исследовательская культура - это часть информационной культуры; самовыражение личности через процесс и результат творчества на основе научных методов поиска, отбора, анализа и переработки информации с целью получения общественно или культурно значимого результата (продукта).

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным. Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой - каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты - мне, я - тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.

Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.

Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь - полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Все же основная задача литературного чтения - формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. В нём дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, кто читает больше стихов, кто-то любит фантастику, научную литературу, и т.д. Моя задача в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Так же на минутках чтения учащиеся рассказывают, о чём прочитали, чтобы заинтересовать одноклассников данной книгой.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники - абстрактные мальчики, которым учащиеся сами дали имена. В нашем случае - это Антон и его иностранный друг Джек. Когда они появляются на страницах учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.

Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки. Система работы по их введению и использованию предусмотрена опорой на индивидуальные различия детей. «Как правильно списывать?», «Как писать без ошибок?», «Как искать проверочные слова для корня?» - эти и другие вопросы задают себе дети в процессе обучения и находят ответы на них в подробных и доступных памятках. Ссылки на них используются регулярно для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Некоторые дети, которые по своей природе неуверенны в своих силах, или же имеют пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей, пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим учащимся и им требуется гораздо больше времени, чтобы освоить правильный способ действия. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением.

Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка - письмо с «окошками». Детям предоставлен выбор: знаю - пишу, не уверен - показываю выбор букв в «окошке», не знаю - оставляю «окошко» пустым. Так я учу рассуждать учеников. Вместе с тем, постоянное напоминание в виде индексов - обращение к памяткам, подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению - «знаю!». В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.

На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Работая по УМК «Гармония», я впервые не вижу сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы курса (Н.Б.Истомина, В.В.Малыхина, Г.Г.Шмырева) предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

Включённые в учебник диалоги между Машей и Мишей я использую для организации парной и групповой мыслительной деятельности . Ребята обсуждают варианты ответов, высказывают различные точки зрения, комментируют способы математических действий, анализируют ошибки. У детей есть возможность сравнивать результаты своего поиска с ответами Миши и Маши. В случае неправильного ответа сама вступаю в диалог, оказывая помощь и поддержку наводящим вопросом. В условиях такой совместной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, в результате которого приходит понимание того, что от успеха одного зависит успех всей группы.

На уроках математики и русского языка я использую дифференцированные задания репродуктивного, продуктивного и творческого уровня. Причем, предоставляю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Это позволяет мне развивать всех учащихся, в том числе и самых слабых. Интеллектуальный потенциал младших школьников очень велик, и решение заданий повышенной трудности вселяет в ученика уверенность в своих силах, помогает реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети чувствуют себя в школе комфортно.Приведу пример фрагмента урока математики.

Тема: «Единицы времени. Век» 4 класс

Дифференцированные задания

· КРАСНЫЙ СЕКТОР- ПРАВО НА 2 ОШИБКИ и МАКС. ОЦЕНКА 4

· ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР - ПРАВО НА 1 ОШИБКУ И МАКС, ОЦЕНКА 4

· ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР БЕЗ ОШИБОК 4.

· Красный сектор : Два поезда вышли навстречу друг другу, один был в пути 4 часа, а другой 360минут. Какой поезд был в пути дольше и насколько часов?

3ч =..мин 300с =…мин 1/2г =…мес

3сут =…ч 1г 3мес=…мес 1/3сут =…ч

· Жёлтый сектор : Спортсмен за 4мин. пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6мин?

120мин.=…ч 600с=…мин

72ч.=…сут 18мес=…г…мес

· Зелёный сектор: Спортсмен за 4 мин. Пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6 мин.?

Выбери правильное решение:

а) 800:4=200 (м) б) 6-4=2 (мин) в) 6-4=2 (мин)

200х6=1200(м) 800:2=400(м) 800х2=1600(м)

3ч =…мин 2сут =…ч 2г =…мес 120мин =…ч

Тема «Насекомые».

Детям демонстрируется рисунки различных насекомых. Далее следуют вопросы учителя:

· - почему у разных насекомых лапки имеют разное строение?

· - какое значение это имеет в их жизни?

· -какие конечности насекомых можно назвать «прыгательные», «копательные», «плавательные», «хватательные»?

Такой ход урока побуждает школьника сравнить особенности строения конечностей с местом обитания, вспомнить насекомых, имеющих подобные конечности, самостоятельно сделать выводы об особенностях передвижения. Это определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя, который сам открывает законы существования окружающего мира.

Уроки технологии проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям - носителям этих традиций.

Так же учащиеся, с которыми я работаю, участвуют в защите исследовательских проектов в разных образовательных областях. В школьных олимпиадах по математике, русскому языку и окружающему миру учащиеся моего класса заняли призовые места. На городской олимпиаде по русскому языку Лосева Наталья стала призёром. Во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» (Лосева Н. - 2 место) , «Кенгуру» (Новикова Т. - 2место) и Пермском чемпионате по математике(Спирина Ол. - 1место, Лосева Н. - 2место) учащиеся моего класса имеют призовые места. Ребята активно участвуют в конкурсах декоративно-прикладного искусства и тоже не безрезультатно.(Призёрами и победителя являются Неклюдова Ек., Новикова Т., Веселова К., Лосева Н., Копанева П., Зинатов Р., Яковлев Ан., Симонов Ив.) Качество знаний на протяжении всей начальной школы и в пятом классе сохранялось и составило 69 %.

Свою работу я основываю на принципах реализации личностно ориентированного подхода к обучению детей младшего школьного возраста, и способствует формированию основ учебной самостоятельности. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию - быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Что как раз у меня не совсем получилось. Основной принцип личностно-ориентированного подхода в обучении это выявление индивидуальных особенностей ребенка и содействие развитию его индивидуальности. Как раз трудность у меня возникла на этапе выявления индивидуальных особенностей. Я использовала метод наблюдения, а он, как показывает практика, не всегда работает. Так же не хватало знаний для мониторинга индивидуального возрастного развития и личностного становления. Поэтому дальнейшую свою работу я бы хотела построить по созданию материалов для мониторинга.

В заключение подчеркну основные особенности проектирования личностно-ориентированного урока:

  • конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
  • продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
  • проведение наблюдений за школьниками;
  • предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
  • поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
  • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
  • привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
  • использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
  • применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
  • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика 1999. 192 с.

    2. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.

    3. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. - с. 60-64.

    4. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.

    5. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. - с. 5-21.

    6. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. - 125-127.

    7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 96 с.

  • Назад
Обновлено: 02.03.2019 08:53

You have no rights to post comments


В современной педагогике есть серьезная проблема. Она связана с тем, что личностно-ориентированный подход, использующийся в процессе обучения, требует не только сохранения, но и развития, обеспечить которое не так уж просто. Несмотря на это, образование продолжает оставаться единственной формой обращения социума к учащемуся как к формирующейся личности. Это одна из основ актуальной образовательной философии.

Суть личностно-ориентированного подхода

Главное преимущество личностно-ориентированного подхода в том, что оно требует обеспечения условий, в которых ребенок смог бы всесторонне развиваться. Их наличие гарантирует:

Поиск жизненного смысла;

Получение возможности делать выбор;

Проявление интереса к творческой деятельности;

Постепенную выработку рефлексов и регулярную оценку жизненной ситуации;

Понимание того, что человек несет ответственность за совершенные поступки;

Возможность создания образа «я».

Центральное место в личностно-ориентированной форме образования занимает учащийся, для которого и создаются наиболее комфортные условия.

В описываемом подходе отсутствует какая-либо обобщенность. В связи с этим происходит разделение учащихся на отдельные группы, в которых условия для получения новых знаний и общего развития формируются в зависимости от возраста и способностей учеников. При этом учитель обязан относиться к ребенку как к самостоятельной личности.

В основу личностного подхода легло утверждение о том, что от природы все личности обладают универсальностью. Это значит, что главной целью является ведение воспитательно-образовательной деятельности в условиях, при которых реализация творческого потенциала личности станет возможной. Педагоги убеждены, что именно в юношеском возрасте происходит формирование личностных параметров, поэтому от их работы зависит то, насколько независимым и уверенным в себе вырастет человек.

Когда работа ведется с маленькими детьми, то оценка их поступков производится не в сравнении с успехами сверстников, а в сравнении с предыдущими результатами отдельно взятого ребенка. Это позволяет проследить скорость его развития. При этом педагог должен учитывать прикладываемые учащимся старания к тому, чтобы добиться успеха в учебе или творчестве. Дело в том, что именно достижение блестящего результата подталкивает детей к тому, что они начинают усиленно работать над собой. Учитель обязан всячески поддерживать интерес школьников к учебе и подкреплять их веру в собственные силы. Лучший способ сделать это – похвалить ребенка, ведь подобный поступок сделает его более уверенным в себе и заставит двигаться к поставленной цели.

Воспитательно-образовательная деятельность, направленная на становление личности, предполагает:

Отказ от общей ориентированности;

Учет педагогом особенностей каждого ребенка;

Прогнозирование будущего развития личности и разработку на его основе индивидуальных программ.

Воспитательная работа, основанная на личностном подходе, предполагает, что все участники детского коллектива – это не обычные дети, а формирующиеся личности, для которых огромную роль играют эмоции и переживания. Об этом должен помнить каждый педагог. Это требует от него использования в работе таких приемов и методик, благодаря которым ребенок будет чувствовать себя важным и понимать, что его личность интересна окружающим.

Перечень составляющих личностно-ориентированного подхода

Первая составляющая – понимание. То, насколько будет понят внутренний мир учащегося, зависит от умения преподавателя распознать уровень внушаемости ребенка, его подверженность мнению окружающих. Если ученик легко внушаем, то его вера в себя может быть слаба по той причине, что он попадает под влияние других и не может ему никак противостоять. Однако, следует заметить, что в условиях, близких к критическим, возможна потеря внушаемости. Дело в том, что во время конфликта ребенок может находиться в легком состоянии аффекта. Если педагог работает именно с таким учеником, то он должен своими действиями укрепить его веру в себя, указать на допускаемые ошибки, устранение которых положительно скажется на его личности.

Вторая составляющая – принятие. Оно должно быть абсолютным, т. е. педагог обязан быть позитивно настроен по отношению ко всем учащимся без учета каких-либо факторов. Подобная форма принятия способствует тому, что ребенок начинает понимать свою важность и необходимость другим людям. Если у малыша есть какие-то недостатки, например, низкая успеваемость, то деятельность учителя должна быть направлена на их исправление. Кроме того, преподавателю следует показывать ученику, что его успехи намного более важны, чем его неудачи.

Третья составляющая – признание права быть собой. Чтобы ребенок всесторонне развивался, от его окружения требуется понимание того, что перед ними личность, имеющая свои взгляды и убеждения. С ними нужно мириться. Нельзя любить малыша и одновременно ненавидеть его за совершаемые поступки. Огромную роль играет вера в лучшее, вера в то, что с течением времени ребенок повзрослеет и произведет оценку допущенных ранее ошибок. Если педагог осознает, что самосовершенствование его ученика неизбежно, то он терпеливо выполняет свою работу и пользуется уважением со стороны учащихся, которые благодаря этому практически безболезненно проходят все этапы взросления.

Если признать личность ребенка, то это положительно скажется на ее дальнейшем формировании. Личность развивается ежедневно, поэтому стоит наполнить привычную жизнь малыша яркими и запоминающимися событиями. Ребенок должен с интересом изучать окружающий его мир, тянуться к получению новых знаний, радоваться собственным успехам и мириться с неудачами. Источником удовольствия должно стать коллективное обучение, благодаря которому появляется возможность общаться со сверстниками, заводить друзей, испытывать общие переживания, вместе достигать поставленных целей и т. д. Другими словами, ребенок должен почувствовать себя полезным для общества. Цель педагога – подчеркнуть индивидуальность каждого из учеников, что поможет каждому из ребят раскрыться.

Курсовая работа

Личностно-ориентированный подход в обучении

Введение

Научной базой современной системы образования служат классические и современные педагогические и психологические приемы - гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Гуманистический, развивающий и компетентностный дают понять какова цель образования. Сегодняшнее школьное образование обеспечивает приобщение человека к теоретическим знаниям, но никак не готовит к жизни в социуме и слабо ориентировано на профессиональную самореализацию личности. необходимо, чтобы приобретение знаний, умений и навыков не выступало целью образования, а было средством реализации целей.

Личностный и индивидуальный приемы раскрывают суть что нужно развивать. А развивать нужно не составляющие государственные интересы набор знаний, чтоб всех загнать под единую «модель выпускника», а развивать следует какие-то личные качества и умения учащегося. Это, конечно, в идеале. но все же следует помнить, что кроме каких-либо личных индивидуальных качеств, есть, так называемый, заказ на производство профессионалов и граждан. Поэтому задачу школы следует формулировать как: развитие индивидуальных качеств с учетом того, что требует общество, что предполагает культурно-личностную модель организации обучения.

В концепции личностно-ориентированного подхода успешность реализации этой цели возможна при помощи выработки и приобретения индивидуального стиля деятельности, на основе личных особенностей.

Деятельный подход дает нам понять как развивать ребенка. суть его такая, что все способности проявляются в ходе деятельности. при этом, если рассматривать личностно-ориентированный подход, лучшей деятельностью является та, которая более подходит ребенку, исходя из его склонностей и способностей.

Реализацией всех указанных выше идей выступает личностно-ориентированое обучение и профилизация старшеклассников в школе, как способ конкретизации данного приема.

В концепции улучшения российского образования на 2010 год говорится, что должно проводится профильное обучение старших классов, направленное на социализацию учащихся.

Личностно-ориентированное обучение является как раз таки тем форматом образования на сегодня, который позволит рассматривать обучение как ресурс и механизм общественного развития.

Данная курсовая работа пойдет на тему личностно-ориентированного подхода.

Цель курсовой работы: изучение особенностей личностно - ориентированной технологии в современной системе обучения. Задачи личностно - ориентированного обучения:

Изучить феномен личностно ориентированного развивающего обучения.

Выявить принципы построения личностно ориентированной системы обучения.

Определить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, составление библиографии, моделирование.

1. История «личностной компоненты»

Понятие «личностно-ориентированный подход» вошло в педагогику в 90-х годах прошлого века. Но сама идея свободного воспитания получила свое распространение в XIX-XX вв. В российской школе воспитания, как известно, основоположником свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой.

Несмотря на то, что в России на тот момент отсутствовала сколько-нибудь развитая индивидуальная свобода, российский вариант школы был изначально связан с самоопределением человека во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. И поэтому не стоит забывать, что «теоретическим основанием» российской педагогики того времени выступала христианская антропология, «помноженная» на философию «русского экзистенциализма» (Вл. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Флоренский, С. Франк, К. Вентцель, В. Зеньковский и др.).

Начиналось все с тезиса о воспитании сознательных строителей социализма (В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др.). И «сознательность» определялась как осознанное усвоение марксистского мировоззрения и совокупности знаний, соответствующих требованиям социального заказа. А содержание установок именно в педагогике трактовалось так: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» (Н.К. Крупская; цит. по 30).

Первая фаза становления российской школы связана как с определением новых целей обучения, так и с рефлексией «дидактической модели учебного процесса», т.е. проявляется дидактическое проектирование.

Под этим проектированием понимается поиск новых учебных задач, выбр установок обучения, отбор содержания, создание методики обучения, которая будет направленна на развитие учеников, личность учителя и особенности содержания знаний.

Если смотреть из сегодняшнего дня, то можно понять, что экономическая и политическая ситуации подтолкнули педагогику к выбору ЗУНов.

Вторая фаза становления советской дидактики приходится на 30-50-е гг. прошлого века, и определяется сменой акцентов в «личностно-ориентированной» проблематике.

Само по себе предложение формирования самостоятельности учеников, принятие во внимание их индивидуальности и возраста продолжает распространяться, но самой главной задачей становится присвоение учащимся системы научных знаний предмета. Потребность в учете личностного фактора нашла свой отклик в определении принципа сознательности и активности. Данный период в развитии личностной ориентированности в педагогике определяется некоторой неопределенностью. Сохраняется общая направленность на развитие личности в педагогике, но повышение роли учителя в обучающем процессе, направленность на фактическое приобретение ЗУНов, несколько «затуманивают» понятие «развитие личности ученика», расширяя рамки его значения в плоть до того, что развитием личности считают в том числе и накопление знаний.

Следующая фаза развития советской дидактики приходится на 60-80-е гг. И в этот период в педагогике можно выделить следующие направления теоретической работы над проблемой «обучения и развития»: а) содержание образования и познавательные возможности учащихся; б) условия формирования познавательной самостоятельности учащихся; в) целостность учебного процесса и его движущие силы; г) проблемное обучение; д) оптимизация учебного процесса; е) программированное обучение.

Характерная черта развития данной технологии в этот период - это анализ получения необходимых знаний как целостное явление. Если в предыдущие фазы все внимание было приковано к исследованию отдельных элементов этого процесса, то сейчас вперед вышло выявление движущих сил в процессе обучения, определение общих характеристик и закономерностей обучения в общем. Содействовали этому исследования в педагогической области.

Предложение и объяснение идеи о возможном повышении уровня теоретических знаний - это одно из направлений исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, И.Ф. Талызиной и др. Это требовало от ученых решений вопросов:

а) оценки адекватности содержания и логики организации учебного материала познавательным возможностям учащихся;

б) определения «границ» познавательных возможностей школьников. Итогом их решения был пересмотр самой системы образования и структур учебных программ и планов. Главные изменения были в том, что перешли на трехлетний курс обучения в начальной школе; соединение основ наук, изучаемых в школе с главными направлениями научного знания; расширение самостоятельной работы и направленность на формирование навыков самообразования; внесение в план обучения факультативных занятий; небольшое увеличение учебного времени на гуманитарные предметы.

Весомый вклад в решение задачи специальной проработки понятия «содержание образования» внес И.Я. Лернер. Согласно его концепции структура образования составляет аналог социального опыта и кроме знаний и навыков вбирает в себя опыт творческой деятельности и опыт эмоциональной жизни. Для нас важно зафиксировать тот факт, что дидактика категорично вычленяет специфический элемент содержания образования - опыт творческой деятельности.

В.В. Краевский и И.Я. Лернер в своих исследованиях выявили следующие уровни формирования содержания образования:

уровень общего теоретического представления,

уровень учебного предмета,

уровень учебного материала,

уровень структуры личности.

Так, на мой взгляд, появляется «теоретически оформленная» идея о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения. И если здесь она сформулирована на уровне целевых установок, то в исследовании, например, В.С. Леднева подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания образования и структуры качеств личности.

В этом периоде все возрастающее внимание проявляется к личности учащегося.

Неизменным объектом всех рассмотренных выше направлений исследований этой фазы является ученик: в педагогической психологии он - носитель определенных познавательных возможностей, при отработке содержания образования - цель и детерминанта его формирования, в концепции оптимизации - в определенном смысле «цель» и «элемент» системы, в поисках движущих сил учебного процесса - «сторона» существенного противоречия и «результат» его разрешения.

С конца 80-х годов начинается следующий этап в развитии дидактической отечественной мысли.

Во-первых, на мой взгляд, настоящий период характеризует стремление исследователей к интеграции различных подходов. Прошел период «бумов» то оптимизации, то проблемного обучения, то программированного, то развивающего обучения (при отождествлении данного понятия либо с системой Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, либо с системой Л.В. Занкова).

Во-вторых, в этом интегративном процессе четко обозначился системообразующий фактор - уникальная и неповторимая личность учащегося. Причем вычленение этого фактора со всей определенностью скорее принадлежит педагогической практике, нежели теории. Подготовленные всем предыдущим этапом сдвиги в образовании даже в качестве первоначальных форм рефлексии реализовались не в теории, а в практике педагогов-новаторов, в практике создания и работы инновационных учебных заведений, вариативных учебных планах, региональных программах образования.

В последнее время появились и первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения.

В-третьих, современный этап развития дидактики характеризует повышенная чувствительность к технологии обучения. Она преодолевает рамки отождествления педагогической технологии с унифицированным набором методов и форм. Все чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы.

И последнее. Интерес дидактики к личности ученика в том варианте, который мы обозначили выше, подталкивает ее к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.

Такова вкратце история «личностностной компоненты» обучения и особенностей ее проектирования в различных педагогических системах и подходах.

2. Сущность личностно-ориентированного подхода

«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. - 2003. - №6).

Личностно-ориентированный подход - методоологическая ориентация в психолого-педагогической деятельности, помогающая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самомтроительства и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Теоретико-методологической основой личностно-ориентированного подхода являются идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

Цель его использования - на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования - приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

Главным критерием анализа и оценки эффективности применения данного подхода является развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

Профессор Е.Н. Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании.

Первая составляющая личностно-ориентированного подхода - это основные понятия , которыми оперируют психологи-педагоги в рамках этого подхода:

*индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

*личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

*самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой и наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

*самовыражение - процесс и результат развитияи проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

*субъект - индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

*субъектность - выражение своей позиции;

*Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнь и деятельность, взаимодействие с другими людьми и отношение к себе и к окружающим;

*выбор - осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

*психолого-педагогическая поддержка.

Вторая составляющая - это определенные правила, которыми пользуется педагог. Это, так называемые, приинципы личностно-ориентированного подхода:

) Принцип самореализации

Пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.

) Принцип индивидуальности

) Принцип субъектности

Междсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

) Принцип выбора

Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, при этом обладал субъективными полномочиями в решении вопросов.

) Принцип творчества и успеха

Данный принцип способствует позитивному формированию «Я-концепции» и стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самостроительству своего «Я».

) Принцип доверия и поддержки

Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка в его стремлении в самореализации.

Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация обуславливает успех обучения и воспитания ребенка. Ребенка нужно суметь заинтересовать и правильно замотивировать.

И третья составляющая подхода - это методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся права выбора, необходимой свободы для принятиях каких-либо своих самостоятельных решений.

Главное условие реализации личностно-ориентированного подхода - это создание «личностно-утверждающей» или личностно-ориентированной ситуации - учебной, познавательной, жизненной. Но не стоит забывать, что одним из главных компонентов, способствующих созданию личностно-ориентированного подхода является личный опыт учащегося. Таким образом, главным фактором, способствующим реализации этого подхода является опора на субъектный опыт учащегося с целью самостоятельной выработки им способа учебной работы, необходимого для реализации опыта познания, и дальнейшего развития.

Урок был, есть, и будет основной формой получения знаний, но в структуре личностно-ориентированного обучения он несколько меняется. В рамках этого подхода обучающиеся должны предоставить ранее неизвестные ему способы решения той или иной задачи, будь то какая-либо инсцинировка сказки на уроке литературы, или красочное изображение решения сложной теоремы на уроке геометрии. Но педагог не должен полностью отдавать проведение урока в руки учеников, он должен дать какой-то толчок, пример, должен заинтересовать детей.

урок обучение личностный педагогический

3. Личностно-ориентированный урок: технология проведения

Главная цель личностно-ориентированного урока - это создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.

Личностно-ориентированный урок в отличие от обычного урока в школе главным образом изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». У педагога меняется стиль преподавания, от командного он переходит к сотрудничеству. Изменяются также и позиции ученика - от простого исполнения «приказов» учителя он переходит к активному творчеству, благодаря которому меня ется его мышление - оно становится рефлексивным. Меняется еще и характер отношений на уроке. Главная задача учителя на таком уроке не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Я бы хотела в таблице 1 привести основные отличия традиционного урока от личностно-ориентированного.

Таблица 1

Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок 1. Целеполагание. Урок преследует цель - дать ученикам твердые знания, умения, навыки. Формирование личности здесь понимается как развитие психических процессов, таких как, внимание, мышление, память. Дети работают во время всего урока, потом «отдыхают», дома зубрят(!), либо ничего не делают.1. Целеполагание. Цель этого урока - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, способная заинтересовать ребенка в учении, собственной деятельности. Ученики работают весь урок. На уроке присутствует постоянный диалог - учитель-ученик.2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Главный здесь - учитель, развитие же ребенка - абстрактное, попутное.2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на собственные знания, ведет самостоятельный поиск информации. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда специально ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура здесь уже ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы обучения.3. Деятельность ученика: ученик объект обучения, на который направлено воздействие педагога. Дети нередко занимаются совсем не уроком, а посторонними делами, работает здесь один учитель. ЗУН ученики получают не благодаря своим психическим возможностям (памяти, внимания), а зачастую нажиму учителя, зубрежки. Такие знания быстро исчезают.3. Деятельность ученика: ученик здесь является субъектом деятельности учителя. Деятельность исходит не от учителя, а уже от ученика. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.4. Отношения «ученик-учитель» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными, экзаменами и плохими оценками. Ученик же приспосабливается, списывает, уворачивается, иногда учит. Ученик - лицо второстепенное.4. Отношения «ученик-учитель» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных особенностей учащихся, включая формирование рефлексивного и собственного мышления.

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока педагог должен вывести основные направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Таблица 2

Направления деятельности учителяПути и средства реализации 1. Обращение к субъектному опыту школьника.а) Выявление этого опыта, ставя вопросы - как он это делал? Почему он это делал? На что опирался? б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий других учеников по обсуждаемой теме. г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала.а) Использование учителем различных источников информации. б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.3. Характер педагогического общения на уроке.а) Уважительное и внимательное выслушивание точек зрения каждого, вне зависимости от его уровня успеваемости. б) Обращение к ученикам по имени. в) Беседа с детьми на равных, так сказать «глаза в глаза», при этом всегда улыбаться и быть доброжелательным. г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.4. Активизация способов учебной работы.а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. в) Анализ действий каждого ученика. г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися. д) Обсуждение наиболее рациональных способов - не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. е) Оценивание и результата и процесса.5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке.а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. б) Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика. д) Оказание помощи детям, которые не поспевают за темпом работы всего класса.

Учителю при подготовке личностно-ориентированного урока следует знать субъектный опыт каждого ученика, это поможет ему подобрать более правильные и рациональные приемы и методы работы индивидуально с каждым. Следует помнить, что различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

Заключение

На основе проведенного мной исследования можно сделать выводы, что сегодняшняя система образования нуждается в личностно-ориентированном обучении.

Главная цель личностно-ориентированного образования - это развитие индивидуальности ученика. Но, конечно, не стоит забывать и о приобретении учащимися знаний. И благодаря этому подходу знания получать гораздо интереснее и остаются они на долго. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

Повысить мотивированность учащихся к обучению;

Повысить их познавательную активность;

Построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

Создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

Дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

Создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

Вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

Отследить динамику развития учащихся;

Учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Концепция личностно-ориентированного образования это красивая утопия. В полной мере перевести нынешние школы на данную систему обучения пока невозможно. Но, я думаю, в будущем с новымии специалистами, эту утопию можно будет воплотить в жизнь.

Как по мне, так я в своей практике буду стараться применять данную технологию. Потому что сама несколько лет училась в такой школе, где директор была приверженцем личностно-ориентированного обучения. И, исходя из своего опыта, я могу сделать вывод, что эта технология несомненно работает. Ученики на самом деле сами тянутся к знаниям, потому что педагог, настоящий педагог, который все свое сердце и душу отдает своим воспитанникам, умеет заинтересовать, замотивировать учащихся.

Список используемых источников

1. Косарев, В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании / В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2007 - Вып. 10.

Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009 - Вып. 2.

Приказчикова, Т.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей. / Т.А. Гульянц // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010 - Вып. 12.

Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 432 с. (13,5 п.л.)

Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. - 216 с.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Изд-во Сентябрь, 1996. - 96 с.

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Педагогика, 1989. - 192 с.

Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342 с.

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152 с.

Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 107 с.

Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей: / А.К. Колеченко - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып. 3. / Под ред. И.Г. Остроумова - Саратов.

Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

Якиманская, И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская - М.: Педагогика, 1979. - 144 с. - (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина - М.: «Дело», 1994. - 216 с.

Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская - М., 2000.

Берулава, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г.А. Берулава - Бийск. 1993. - 240 с.