История 1917 свергли временное правительство. Коалиционное правительство - это временное правительство. История возникновения коалиционного правительства в России. Коалиционный кабинет в действии

Уже в апреле 1917 года, когда практически сошла на нет революционная эйфория, произошло первое крупное антиправительственное выступление масс по самому жгучему вопросу - о войне и мире.

Позиция Временного правительства, считавшего себя единственным законным преемником власти в России, по вопросу о войне была однозначной: верность союзническим обязательствам перед Антантой, продолжение войны до победного конца и заключение мира с обязательным условием контроля над Константинополем, а также проливами Босфор и Дарданеллы.

Однако народные массы настойчиво требовали, чтобы Советы и правительство во всеуслышание объявили цели войны, открыто отказавшись от аннексий и контрибуций. В Петрограде, Москве и других городах происходили многолюдные митинги и демонстрации под лозунгами мира.

Вынужденный считаться с этими настроениями, Петроградский Совет 14 марта опубликовал «Воззвание к народам всего мира», заявив от имени российской демократии, что «она будет всеми мерами противодействовать захватнической политике своих господствующих классов и призывает народы Европы к совместным решительным выступлениям в пользу мира». Воззвание носило декларативный характер, не указывало конкретных мер борьбы за мир. Более того, под предлогом защиты свободы от опасности извне, оно призывало армию продолжать войну.

Лидеры Совета уговаривали Временное правительство издать аналогичный документ. После долгих торгов и поисков компромиссных формулировок 28 марта появилось «Заявление Временного правительства о войне». Подчеркивая необходимость продолжения войны, правительство при этом провозглашало, что целью свободной России является «не господство над другими народами, не отнятие у них национального их достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения народов».

Нота Милюкова

Декларация Временного правительства вызвала тревогу в правящих кругах держав Антанты. Англия и Франция опасались заключения Россией и Германией сепаратного мира, а потому потребовали, чтобы Временное правительство дало твердые гарантии продолжения войны.

Идя навстречу этим требованиям, 18 апреля Временное правительство направило правительствам Англии и Франции препроводительную ноту к Заявлению Временного правительства о целях войны, подписанную министром иностранных дел П. Н. Милюковым. В ноте опровергались слухи о том, что Россия намеревается заключить сепаратный мир. Она заверяла союзников в том, что все заявления Временного правительства, «разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлёк за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого». В слегка завуалированной форме признавалась и необходимость аннексий и контрибуций.

Нота Милюкова явилась полной неожиданностью для Петроградского Совета и социалистических партий. Поддерживая лозунг войны до победного конца (против него выступали только большевики), они в то же время считали, что трудящиеся всех государств объединены общим интересом свергнуть «правящий класс». Поэтому надо вести борьбу с захватническими стремлениями всех правительств и заключить справедливый мир без аннексий и контрибуций.

Временное правительство, лидеры которого почему-то считали себя обязанными соблюдать все требования союзников по Антанте, предпочло иной путь: игнорировать волю Советов и брать на себя от имени всей России такие обязательства, которые ничего не могли изменить в общеевропейской политике, но внутри, в России, прозвучали как вызов народным массам.

Демонстрации в Петрограде

Народные массы, искренне полагали, что это они в февральских уличных боях завоевали свободу и свергли самодержавие. 20 апреля солдаты и рабочие вновь вышли на улицы, только теперь уже под лозунгом: «Долой Милюкова!»

В работу с массами активно включился Центральный Комитет партии большевиков, призывавший протестовать против империалистической политики - политики не отдельных лиц, а всего класса буржуазии и его правительства.

Особенно напряжённая обстановка сложилась на площади перед Мариинским дворцом - резиденцией Временного правительства. Явившиеся первыми на площадь солдаты запасного батальона Финляндского полка, окружив дворец, требовали отставки Милюкова, а к вечеру в многотысячной солдатской массе появились транспаранты с лозунгом «Долой Временное правительство». Одновременно к дворцу начали стекаться сторонники Временного правительства. Столкновений удалось избежать лишь благодаря оперативным действиям представителей Петросовета и командующего Петроградским военным округом Л.Г.Корнилова. Им удалось уговорить солдат вернуться в казармы.

21 апреля инициаторами новых протестов стали рабочие Выборгской стороны. На многочисленных митингах и собраниях было принято решение организовать общероссийскую демонстрацию в поддержку Совета. Узнав о готовящейся антиправительственной демонстрации, Бюро Исполкома Совета направило своих представителей с целью не допустить её проведения. Перед рабочими выступил сам предисполкома Чхеидзе, призывая их повернуть назад, но демонстрация двинулась дальше. Не удалось предотвратить рабочие демонстрации и в других районах. Со всех концов города они стекались на Невский проспект. Десятки тысяч рабочих, солдат, матросов шли под лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой войну!», «Опубликовать тайные договоры!», «Долой захватническую политику!».

Генерал Л.Г. Корнилов сделал попытку вывести на Дворцовую площадь войска и применить артиллерию против демонстрантов, но солдаты отказались выполнить его приказ.

Демонстрации протеста прошли также в Москве, Нижнем Новгороде, Харькове, Екатеринбурге и других крупных городах. Многие из них были инициированы большевиками и проходили под лозунгами свержения Временного правительства.

В этой ситуации Исполком Петросовета и Временное правительство решили пойти на примирение. Правительство послало Петросовету подробное разъяснение ноты Милюкова союзникам. В этом разъяснении, опубликованном на следующий день в печати, подчёркивалось, что нота долго и тщательно обсуждалась Временным правительством и была принята единогласно; во-вторых, делалась попытка объяснить, что тезис о решительной победе над врагами означал всего лишь достижение целей, заявленных в декларации 27 марта: «…не господство над другими народами, не отнятие у них национального их достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения народов».

Левая оппозиция в Исполкоме заявляла, что полученный ответ «не разрешает конфликта между правительством и Советом». Однако на заседании Исполкома Совета 21 апреля большинством голосов (34 против 19) «инцидент» с нотой был признан «исчерпанным».

Вечером состоялось общее собрание Петросовета, на котором присутствовало более 2 тысяч депутатов. Резолюция о том, что «инцидент исчерпан» также была принята большинством голосов. Единогласно приняли резолюцию о прекращении на 2 дня всяких митингов и демонстраций в Петрограде.

Создание первого коалиционного правительства

После урегулирования конфликта между Советом и Временным правительством 24 апреля приглашённый на Бюро Исполкома Совета министр юстиции А. Ф. Керенский сообщил о возможной «реконструкции отношений между властью и демократией», т.е. «усилении правительства элементами, которые взяли бы на себя … формальную ответственность за ход государственных дел». Эти слова означали приглашение членам Исполкома войти в правительство.

Наиболее ненавистные народу министры – Милюков и военный министр Гучков - подали в отставку.

Апрельский правительственный кризис завершился созданием 5 мая 1917 года под председательством князя Г.Е.Львова первого коалиционного кабинета, куда наряду с либералами вошли и социалисты.

Ими стали от партии социалистов-революционеров А. Ф. Керенский и В. М. Чернов; от партии социал-демократов-меньшевиков - М. И. Скобелев и И. Г. Церетели; от партии народных социалистов - П. Н. Переверзев и А. В. Пешехонов.

Позиция Совета в целом по отношению к Временному правительству изменилась. Период прямого противостояния двух властей закончился, сменившись новым периодом - непосредственного сотрудничества.

В состав правительственной коалиции вошли:

    министр-председатель и министр внутренних дел - князь Г.Е.Львов;

    военный и морской министр - А.Ф.Керенский; ;

    министр юстиции - П.Н. Переверзев;

    министр иностранных дел - М.И.Терещенко;

    министр путей сообщения - Н.В.Некрасов;

    министр торговли и промышленности - А.И. Коновалов;

    министр народного просвещения - А.А.Мануйлов;

    министр финансов - А.И.Шингарёв;

    министр земледелия - В.М.Чернов;

    министр почт и телеграфов - И.Г.Церетели;

    министр труда - М.И.Скобелев;

    министр продовольствия - А.В.Пешехонов;

    министр государственного призрения - князь Д.И.Шаховской;

    обер-прокурор Святейшего Синода - В.Н.Львов;

    государственный контролёр - И.В. Годнев. ;

В первом коалиционном правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 - у социалистов.

Коалиционный кабинет в действии

«Мужицкий министр», как называли эсеры министра земледелия Чернова, прилагал усилия к тому, чтобы «ввести в законное русло» крестьянское движение, предотвратить насильственный захват помещичьей земли. Крестьянам по-прежнему предлагали ждать созыва Учредительного собрания. Вынужденный под давлением крестьянского движения лавировать, Чернов предложил законопроект о запрещении купли-продажи земли, который, однако, не был принят правительством. Не изменилась политика правительства и в рабочем вопросе.

Меньшевик Скобелев, заняв пост министра труда, объявил о том, что будут отобраны все 100 % предпринимательской прибыли. Это была внешне революционная фраза, за которой не последовало никаких реальных шагов. 8-часовой рабочий день не был узаконен, требования о повышении заработной платы не удовлетворялись. Правительство не принимало мер для борьбы с развалом экономики, дороговизной и спекуляцией. Оно плодило различные «регулирующие» органы и одновременно противилось установлению рабочего контроля над производством и распределением продуктов.

Вскоре после своего образования коалиционное правительство вступило в конфликт с украинской Центральной радой. Конфликт этот был вызван опубликованием Радой манифеста - «Первого универсала», в котором провозглашалось, что украинский народ сам «имеет право распоряжаться своею жизнью». Но и это чисто декларативное заявление вызвало крайнее раздражение Временного правительства.

Другой серьезный конфликт возник во взаимоотношениях с Финляндией. Временное правительство не пошло дальше восстановления автономии Финляндии в том виде, в каком она предусматривалась конституцией 1809 г. Когда же финский сейм принял закон, определявший его автономные права во всех вопросах, за исключением внешней политики и военных дел, немедленно последовал роспуск сейма; здание его было занято правительственными войсками.

Без изменений оставалась и внешняя политика. Продолжение войны «до победного конца» коалиционное правительство маскировало миролюбивыми заявлениями. В своей декларации от 6 мая оно заявило, что стремится к «скорейшему достижению всеобщего мира». Истинные же намерения правительства выдавал его категорический отказ опубликовать тайные договоры царя. В секретных инструкциях русским послам, в беседах с дипломатами союзных держав новый министр иностранных дел Терещенко до конца раскрыл смысл заявления Временного правительства. «Декларация, - говорил он, в частности, японскому послу, - ни в коем случае не имеет смысла предложения о немедленном общем мире... Война ни в коем случае не прекратится».

В правительствах Англии, Франции, Соединенных Штатов уже тогда строились планы раздела России на сферы влияния, причем усилившийся в годы войны американский империализм претендовал на ведущую роль в осуществлении этих планов. В мае 1917 года американское правительство объявило о предоставлении займа России. За этим последовал приезд многочисленной военно-политической миссии во главе с бывшим государственным секретарем Соединенных Штатов Рутом. Миссия сформулировала позицию своего правительства так: «Не будете сражаться - не получите денег». Временное правительство поспешило вновь заверить, что Россия продолжит войну. Деятельность миссии Рута завершилась составлением «Плана американской деятельности по сохранению и укреплению морального состояния армии и гражданского населения России». Одновременно «техническая миссия» во главе с инженером Стивенсом разработала план захвата хозяйственного нерва страны - железных дорог. Временное правительство предоставило Стивенсу пост советника министра путей сообщения, а в Соединенных Штатах тем временем формировался специальный «железнодорожный корпус», чтобы взять в свои руки управление русскими железными дорогами.

Создание коалиционного правительства в сложившейся ситуации, по большому счёту, ничего не решило. Петросовет и Временное правительство пришли лишь к шаткому компромиссу, но созданная ими коалиция не выполнила ни одной из первоочередных задач. Не было сделано никаких шагов к решению земельного и рабочего вопросов; продолжалась война, но так и не был отменён «приказ №1», разваливающий армию; усилилось внешнее влияние держав Антанты на экономику и внутреннюю политику страны. Временное правительство неуклонно вело страну к новым политическим кризисам, переворотам, анархии, иностранной интервенции и гражданской войне.

Посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. О том, почему Временное правительство не оправдало возложенных на него надежд и как сложилась судьба его членов после Октябрьской революции, «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук Игорь Гребенкин.

Которые тут временные?

«Лента.ру»: Какие люди были во Временном правительстве в 1917 году? Можно ли сказать, что их роль в истории недооценена или, наоборот, переоценена?

Игорь Гребенкин: Когда мы говорим о Временном правительстве, необходимо помнить, что в исторически ничтожный период своего существования - менее восьми месяцев - оно пережило три кризиса и сменило четыре состава, испытывая постепенный дрейф влево. Первый его состав насчитывал 11 портфелей, и единственным левым в нем был министр юстиции Александр Керенский. В четвертом составе среди 17 членов ведущую роль играли правые социалисты - эсеры и меньшевики, а единственным министром-кадетом, сохранившим свой пост с марта, оставался Александр Коновалов.

Какие фигуры в нем были самыми яркими?

В первую очередь это главы думских фракций и либеральных партий Александр Гучков и Павел Милюков - «герои» либеральной оппозиции царизму. Любопытной фигурой следует признать Михаила Терещенко, которому к 1917 году исполнился 31 год. Крупный предприниматель и видный масон, он не был партийным деятелем и депутатом Государственной Думы, но оставался министром во всех четырех составах правительства.

Как складывались отношения между членами Временного правительства?

Хотя этих людей и объединяла деятельность в либеральных и левых фракциях Государственной Думы, они принадлежали к разным политическим направлениям. За плечами у каждого был свой груз весьма сложных взаимных отношений и конфликтов. Определенно «белой вороной» среди них первоначально был единственный левый министр - Керенский, который являлся связующим звеном правительства с Петроградским Советом.

Наиболее претенциозными министрами первого состава правительства являлись ветераны Государственной Думы Гучков и Милюков. Военный министр Гучков затеял масштабную чистку командного состава армии, которая привела к весьма спорным итогам. Министр иностранных дел Милюков отличался склонностью к конфликтам.

Именно «Нота Милюкова» о верности России союзническим обязательствам в апреле 1917 года и привела к первому правительственному кризису и отставке наиболее видных министров-либералов.

Он сделал это заявление, не согласовав ни с кем?

Дело в том, что правительство разделяло его позицию, но общественная ситуация того времени характеризовалась неуклонным полевением массовых настроений. Заявления министра иностранных дел о том, что Временное правительство революционной России намерено соблюдать все союзнические обязательства и довести войну до победного конца, вызвало взрыв негодования, причем не только в социалистических кругах, но и просто среди городского населения и военнослужащих. Для них революция была событием, обещавшим радикальные перемены, и главной из них должно было стать прекращение войны, смысл которой для абсолютного большинства общества за три военных года был утрачен.

Демократия и реальность

Встречаются регулярные упоминания о том, что члены Временного правительства взяли на себя управление страной и народом, которых не знали и не понимали, и наивная вера в народ перемежалась страхом перед «темными массами».

Тут стоит иметь в виду одно обстоятельство: для России даже в начале ХХ века было принято понимать «общество» и «народ» как две различные категории. Общество - это образованная часть населения, имеющего какое-то системное образование, живущего в городах, имеющего службу и работу. А огромная масса населения, более 80 процентов, - это аграрная, крестьянская Россия, которую принято было обозначать словом «народ».

Противостояние «общества» и «народа» существовало как на практике, так и в головах политически деятелей. Вся особенность политической жизни ХХ века состоит в том, что «народ» начинает заявлять о себе как о самостоятельной силе со своими представлениями и интересами. В этом смысле я готов согласиться с тем, что никто во Временном правительстве не представлял себе, как овладеть этими «темными массами». Причем это касается и первого состава, и всех последующих.

Действительно ли для членов Временного правительства был характерен идеализм и уверенность в том, что они смогут построить в России демократическое государство, просто внедрив характерные для демократии институты?

Временное правительство - это очень специфическое явление. Само его название характеризует его роль в политическом процессе. Я не думаю, что они считали своей целью внедрить демократический строй в России - разве только наиболее самонадеянные, вроде Керенского. Перед Временным правительством стояли совсем иные задачи. Главная из них - обеспечить выборы и созыв Учредительного собрания, которому и предстояло решать самые насущные проблемы страны.

В том-то и трагедия Временного правительства, всех его составов, что конкретные, очевидные задачи не были решены - к ним боялись даже подступиться.

Главным был вопрос о войне, аграрный вопрос и вопрос о политическом будущем России. Их можно варьировать по степени значимости, но все они так или иначе замыкались на созыв Учредительного собрания. К его подготовке на практике приблизился только последний состав Временного правительства, и то уже в условиях жесточайшего кризиса, когда опасность нависала и справа, и слева.

Почему первые составы даже не пытались решить этот вопрос?

Их политический опыт позволял допускать, что у общества и у всей политической ситуации есть еще запас прочности. Учредительное собрание должно было решать важнейшие проблемы, которые на повестку дня вывел политический переворот: политическое будущее России и аграрный вопрос. Но реформы представлялось правильным отложить до окончания войны. Получалось, что эти вопросы обращались в замкнутый круг.

К осени и правые, и левые поняли, что вопрос о заключении мира стал равносилен вопросу о власти. Тот, кто разрешит его, у кого есть конкретная программа, тот и будет управлять Россией. В итоге так и получилось.

Человек богемы

Кем был Александр Керенский?

Характеризуя этого несомненно яркого персонажа революционной эпохи, необходимо подчеркнуть, что по сути своей он не принадлежал к государственным или политическим кругам. Скорее, это человек богемы.

Тут надо понимать, что собой представлял популярный, востребованный столичный адвокат в начале ХХ века. Безусловно, это человек, не лишенный самых разнообразных талантов, но, наверное, юридическая подготовка - не первый и не главный из них. Главный - это ораторские способности и актерский дар, предприимчивость, склонность к авантюре. В царской России открытый суд был не просто юридической процедурой, но открытой трибуной для обсуждения актуальных общественных и иногда даже политических вопросов. Керенский получил популярность именно как адвокат в политических делах.

И вот он приходит в Государственную Думу, в ее левое крыло, и затем энергично пробивается в первый состав Временного правительства. Секретом успеха становятся его связи в левых и демократических революционных кругах. Для Керенского, в отличие от многих его соратников, довлеющей чертой было стремление все время оставаться на плаву.

Мнения о нем всегда были различны, порой полярны: одни считали его ярким деятелем и вождем, другие - фигляром и политическим пошляком. Сам он, не считаясь ни с чем, старался оставаться на гребне волны, что бы ни происходило.

Этап, связанный с августовским кризисом, можно объяснить, только понимая эту сущность Керенского. Смысл в том, что попытка сговора с военными, безусловно, была, и Керенскому в итоге не хватило самообладания и готовности идти до конца, к тому же между ними не было взаимного доверия. Это общеизвестно - Корнилов презирал Керенского, Керенский боялся Корнилова и тех, кто стоял за ним.

Что двигало им в конфликте с бывшими соратниками и Корниловым после июльских событий?

Ему удалось на некоторое время оттеснить оппозицию слева в лице большевиков, обвинив их в подготовке переворота и в связи с противником, то есть с Германией. Закономерным стал поиск коалиции справа - в лице высшего генералитета и Верховного главнокомандующего Лавра Корнилова. Определенно, планы совместных усилий у них были. Не хватило лишь времени и взаимного доверия, и это и привело к августовскому кризису.

В результате были обрублены контакты с военными, Корнилов и его сподвижники оказались арестованы и под следствием, и после этого на серьезную опору в военных кругах Керенский уже рассчитывать не мог. В сентябре и начале октября последний состав Временного правительства предпринимает судорожные усилия для того, чтобы, по крайней мере, не утратить инициативу.

1 сентября 1917-го Россию провозглашают республикой. Таких полномочий ни правительство, ни министр-председатель определенно не имели. Этот вопрос должно было решать Учредительное собрание. Однако Керенский пошел на такой шаг, надеясь снискать популярность в левых кругах. Политическая импровизация правительства и министра-председателя продолжалась. Во второй половине сентября следует созыв Демократического совещания, из состава которого затем выделяется предпарламент. Но эти органы уже не имели ресурсов - ни времени, ни доверия, - потому что наиболее серьезной оппонирующей силой, на этот раз уже слева, становятся Советы и большевики, которые с начала октября определенно берут курс на силовой вооруженный захват власти.

Так называемая «керенщина» действительно расчистила путь большевикам?

Если понимать под «керенщиной» период с июля по октябрь, то есть период, когда Керенский являлся главой Временного правительства, то можно сказать, что это так. Но с одной оговоркой: в данном случае, наверное, сыграли роль не усилия Керенского и Временного правительства, а объективный ход событий, который расчищал путь большевикам. Они предлагали решения, все более и более импонировавшие широким массам населения, а не «обществу» в принятом тогда понимании.

Несмотря на поражение в дни июльского кризиса, большевикам удается постепенно взять под контроль Советы, чего прежде никогда не было. При этом движение идет снизу: еще с лета большевики становятся наиболее признанной силой в низовых ячейках, таких как фабрично-заводские комитеты в крупных городах, а после корниловских событий - и в войсковых комитетах на фронте и в тылу.

Они за это долго сражались…

После корниловских событий они постепенно выдавливают своих правых оппонентов и из Советов. Кстати, именно большевики откликнулись на призыв Временного правительства защитить демократию. Мобилизовав рабочих, они создали военно-революционные формирования, которые стали той силой, что совершила переворот в октябре.

Период между Февралем и Октябрем - это не только ошибки и неудачи тогдашней российской власти. Это еще и вполне логичный и последовательный путь, который вместе с политической Россией совершают народные массы.

Что касается фигуры Керенского, то с ним происходит противоположный процесс. Его неоднократно и обоснованно обвиняли в бонапартизме, то есть лавировании между различными политическими силами при отсутствии собственной четкой платформы.

Можно ли сказать, что его больше всего интересовала власть?

Одним власть внушает чувство ответственности, других гипнотизирует, лишая способности адекватно воспринимать реальность. Керенский вел очень опасную игру, пытаясь составить партию с правыми против левых, а затем, порвав с правыми, искать поддержку у левых…

Репрессии и эмиграция

Как в дальнейшем, уже после Октябрьской революции, сложились судьбы министров Временного правительства?

Последний кабинет насчитывал 17 портфелей. В Зимнем дворце были арестованы 15 его членов и еще несколько должностных лиц, которые там оказались в той или иной мере случайно. Они были препровождены в Петропавловскую крепость, но в течение короткого времени их всех освободили.

Это крайне любопытная ситуация, связанная с первыми днями Октябрьского переворота. После прихода к власти большевиков в обществе возникла надежда, что жесткая власть, откуда бы она ни исходила - справа, слева, - прекратит наконец тот развал, который продолжался в течение восьми месяцев при Временном правительстве. Большевики же еще не столкнулись с открытым противодействием со стороны буржуазных и право-социалистических партий. Поэтому и наблюдаются такие «либеральные» явления, как освобождение министров.

Наиболее трагически сложились судьбы двух министров-кадетов - Андрея Шингарева и Федора Кокошкина. В январе 1918 года оба находились в Мариинской тюремной больнице и там были убиты ворвавшимися солдатами и матросами. Совнаркомом было назначено расследование, некоторые виновные были установлены, но в тех условиях довести это дело до конца не удалось.

А если говорить о судьбах последнего кабинета?

Можно сказать, что он поделился надвое. Восемь человек оказались в эмиграции, кто-то занимался политической деятельностью, кто-то нет. Наиболее известная фигура - это, наверное, министр финансов Михаил Бернацкий, который был известен как крупный российский специалист в области государственных финансов. Он сыграл видную роль в Белом движении, был членом особого совещания при главнокомандующем Вооруженных сил на Юге России Антоне Деникине. Значительное время он исполнял там функции руководителя финансовой части. Умер в эмиграции.

Другая часть осталась в Советской России, и судьбы их сложились по-разному. Несколько министров последнего состава Временного правительства, которые дожили до конца 1930-х годов, оказались репрессированы в период Большого террора. В частности, это меньшевики Павел Малянтович и Алексей Никитин.

Одним из виднейших представителей российского масонства был Николай Некрасов, занимавший в разных составах правительства посты министра путей сообщения и финансов. Ему удалось в течение двадцати лет оставаться на крупных ответственных постах в хозяйственной сфере. Репрессирован он был только в годы Большого террора.

Некоторые министры Временного правительства, не дожившие до Большого террора, оставались на советской хозяйственной работе, занимались наукой - например, Сергей Салазкин, министр народного просвещения, который умер в 1932 году. Внимания заслуживает фигура Александра Ливеровского, министра путей сообщения в последнем составе Временного правительства, который занимался восстановлением железных дорог в 1920-е годы, показал себя как один из наиболее авторитетных экспертов в области путей сообщения в 1930-е, консультировал строительство Московского метрополитена, а в годы Великой Отечественной войны занимался планированием и строительством знаменитой Дороги жизни для блокадного Ленинграда. Будучи отмечен многими советскими наградами, он скончался в 1950-х.

А Гучков и Милюков?

Они покинули Временное правительство еще во время первого правительственного кризиса, и в дальнейшем оба представляли правую оппозицию. И тот и другой внесли свой вклад на этапе начала Гражданской войны, будучи вдохновителями Белого движения. Оба умерли в эмиграции.

Путь от Февраля к Октябрю

Провал Временного правительства был закономерен и неизбежен?

Перед Временным правительством стояли требовавшие решения конкретные задачи, необходимо было очень энергично реагировать на быстро менявшуюся политическую обстановку. Увы, вошедшие в кабинет представители политической элиты тогдашней России не обладали соответствующими способностями. В результате решения, указы, законоустановления Временного правительства, которые должны были разрядить обстановку в стране, наоборот ее усугубляли. Афористично: путь Временного правительства - это путь от Февраля к Октябрю.

От плохого к худшему?

Как историк я воздерживаюсь от оценочных категорий вроде «хорошо» - «плохо», «лучше» - «хуже». Ведь когда кому-то плохо, другому очень даже хорошо.

Путь Временного правительства пролегал от кризиса к кризису. Однозначно отвечать на вопрос о том, что тому виной - личные качества министров или черты ситуации в стране, было бы неверно. Качества министров и состав кабинета отражали общественно-политическую обстановку. Временное правительство не направляло этот процесс, оно лишь следовало ему.

Поскольку Николай II был главнокомандующим российской армии во время , поражение, которое она потерпела принято связывать с его именем. Российский народ демонстрировал недовольство военной политикой царя, и Николай был полностью лишен поддержки. К тому же, после некомпетентных действий его супруги Александры, в народе начали ходить разговоры о том, что она работает на Германское правительство, что еще больше бросало тень на царскую власть.

Начало беспорядков

Первая мировая война оказала разрушительное влияние на Российскую экономику. В январе 1917 года дефицит продовольствия привел к тому, что цены выросли в шесть раз. Рабочие начали забастовку, требуя повышения заработной платы. Народ вышел на улицы Петербурга, требуя у властей еды.

Население Петербурга (Петрограда) в 1917 году составляло 2700000 человек. В последние 10 дней января город получал всего 21 вагон зерна и муки в день вместо требуемых 120 вагонов. От Охранного отделения стали поступать сообщения, что с каждым днем вопрос продовольствия все более обостряется. И чиновникам занимающимся продовольственными вопросами приходится сталкиваться с народным гневом, который становится все труднее сдержать.

Гарольд Вильямс, работающий в «Daily Chronicle» писал о Петрограде так: «Все внимание здесь сосредоточено вокруг продовольственного вопроса, в который до сих пор не внесено никакой ясности. Длинные очереди у магазинов и пекарен уже давно стали привычной нормой жизни города. Вместо белого хлеба продают серый и пирогов не пекут. Бродяги заполнили улицы: в основном женщины, дети и небольшие группы рабочих. Повсюду выбиты окна, а магазины и пекарни разграблены».

В январе 1917 года генерал Александр Крымов вернувшись с восточного фронта, попросил встречи с председателем государственной думы Михаилом Родзянко. Крымов сказал Родзянко, что царь утратил поддержку народа и офицерского состава, и что армия поддержит государственный переворот, если дума готова взять на себя управление страной. Родзянко не мог допустить переворота и отправил царю телеграмму с предупреждением и просьбой принять меры.

Беспорядки перерастают в бунт

Поступали сообщения, что в ходе одной из демонстраций на Невском проспекте женщины кричали солдатам: «Товарищи, бросайте свои штыки и присоединяйтесь к нам!». Солдаты колебались: «Они смотрели украдкой на своих товарищей, а через мгновение первый штык поднялся над толпой демонстрантов. В толпе раздались громкие аплодисменты – это был триумф протестующих, они приветствовали своих новых братьев. Через некоторое время солдаты слились с толпой. 27 февраля 1917 года. После убийства своего командира мятежный волынский полк присоединился к демонстрантам.

Председатель Государственной Думы Михаил Родзянко был сильно обеспокоен ситуацией и отправил царю телеграмму с призывом о формировании нового правительства и с указанием на то, что ситуация накалилась до предела и медлить больше нельзя.

В пятницу 8 марта 1917 года прошла массовая демонстрация против царя, в которой приняло участие более 200 000 человек

Создание временного правительства

10 марта 1917 года царь своим указом распускает думу. Командование Российской армии опасаясь насильственного свержения власти предлагает отречься от престола в пользу сына и сделать регентом более популярного в народе Михаила Александровича, разделявшего взгляды Родзянко.

Предпринимаются попытки уговорить Михаила принять правление, но он отвечает отказом. В результате было создано временное правительство, а его главой был назначен Георгий Евгеньевич Львов.

Петроградский совет готов был принять авторитет Временного правительства, при условии выполнения им восьми условий: немедленное освобождение политических заключенных; свобода слова и свобода прессы; свобода собраний и демонстраций; отмена всех классовых, коллективных и религиозных ограничений; выборы учредительного собрания путем всеобщего тайного голосования; замена полиции на милицию; свободные выборы чиновников и руководителей и сохранение всех воинских частей, участвовавших в свержении царя.

Временное правительство приняло требования и ввело восьмичасовой рабочий день. Георгий Львов издает указ об амнистии, в результате чего на свободе оказывается бывший в ссылке Иосиф Сталин. 25 марта 1917 года он прибывает в Петроград. Благодаря принятию всех требований большевиков был положен конец дискриминации по политическим или религиозным признакам, создана независимая судебная система, демократическая система выборов. Был составлен проект учредительного собрания, который должен был вступить в силу осенью 1917 года. Многие эксперты сошлись во мнении, что это было самое прогрессивное правление в истории.

Возвращение Ленина

3 апреля 1917 года Ленин вернулся в Россию и как только он покинул Финляндский вокзал, люди подняли его на броневик, где он произнес речь и провозгласил апрельские тезисы. В своем выступлении Ленин осудил большевиков за то, что они признали Временное правительство. Он назвал их предателями социалистической революции и предложил им покинуть партию. призывал большевиков к захвату власти и установлению полного контроля над государством. Он агитировал рабочих на присвоение фабрик, а крестьян на то, чтобы отобрать землю у богатых помещиков. Закончил свою речь он словами о том, что люди должны сражаться до конца, до полной победы пролетариата. Некоторые революционеры в толпе не приняли идеи Ленина, называя его новоявленным .

Тем временем Иосиф Сталин занял пост редактора газеты «Правда». И как редактор он оказался в сложном положении: С одной стороны, он мог продолжать поддерживать Временное правительство, бросая Ленину вызов; с другой — изменить свою риторику относительно правительства и остаться верным Ленину. После 10 дней молчания в газете «Правда» появляется статья, отвергающая возможность сотрудничества большевиков с Временным правительством, и призывающая народ к захвату частной и государственной собственности. Сталин сделал свой выбор.

Зарождение революции

Павел Милюков, вскоре после назначения его министром иностранных дел Временного правительства, написал ноту, которая была разослана всем послам Антанты. В ней он описывал ситуацию, которая происходила в стране после ухода царя. Милюков уверял союзников, что Россия не стремится к захвату территорий других государств и выражал готовность Временного правительства выполнить все обязательства относительно участия России в мировой войне.

20 апреля 1917 года нота Милюкова была обнародована и вызвала в народе бурю негодования. Подстрекаемая большевиками толпа двинулась к Мариинскому дворцу с криками «Долой Временное правительство».

5 мая Павел Милюков и Александр Гучков были вынуждены уйти в отставку. Новым военным министром становится Александр Керенский и назначает Брусилова главнокомандующим Российской армией. Брусилов отправляется в поездку по восточному фронту, где произносит ряд речей, призывающих войска продолжать борьбу. 18 июня Керенский объявляет о новом военном наступлении, надеясь, что этот шаг поможет укрепить боевой дух Российской армии.

Большевики, выступавшие против войны, провели в Петрограде демонстрации против Керенского. Революционное движение набирало все большую поддержку в народе. К лету 1917 года большевистская партия насчитывала 240 000 человек, среди которых было много солдат.

Георгий Львов в результате нарастающего напряжения с большевиками, вынужден подать в отставку. Новым председателем Временного правительства становится Керенский, который вскоре объявляет о новом наступлении. Солдаты на фронте будучи встревоженными этой новостью, начинают массово дезертировать. К осени 1917 года количество самовольно покинувших службу доходит до 2 000 000 человек. Часть этих солдат вернулась в свои дома и пользуясь служебным вооружением стала проводить самовольный захват земель. Временное правительство издавало указы, призванные бороться со сложившейся ситуацией, но оно было уже бессильно что – либо изменить. Поместья были сожжены, и многие землевладельцы убиты.

Корниловский мятеж

После провала наступления на восточном фронте, Керенский увольняет Брусилова и назначает на его место Лавра Корнилова. Однако, вскоре между Керенским и Корниловым назрел конфликт. Корнилов предлагал ввести смертную казнь для шпионов и дезертиров, во главе с Лениным, а промышленность милитаризировать. Требовал отставки кабинета министров. Корнилов считал, что он сможет стать для России военным диктатором и сможет исправить ситуацию в стране. Керенский ответил на это увольнением Корнилова.

После увольнения Корнилов примкнул к Александру Крымову. Вместе они заручились поддержкой крупных промышленников и банкиров России и поставили .

Керенскому теперь угрожала опасность, и он обратился к советскому правительству за поддержкой. Ленин дал свое согласие, подчеркнув, что они будут сражаться не за Керенского, а против Корнилова. В течение нескольких дней большевики привели 25 000 солдат для защиты Петрограда, и Корнилов отказался от нападения. Генерал Крымов покончил собой, а Корнилов был арестован.

Революция 1917 года и конец временного правительства

Ленин принял решение действовать. 20 октября состоялось первое заседание военно революционного комитета, членами которого были: Иосиф Сталин, Андрей Бубнов, Моисей Урицкий, и Яков Свердлов. Ленин призывал действовать немедленно и совершить захват временного правительства в ту же ночь, разоружив и арестовав всех его участников. Лев Каменев и Григорий Зиновьев выступали против такой стратегии. Они предлагали дождаться выборов и победить на них честным путем, завоевав поддержку народа. После того, как Лев Троцкий поддержал позицию Ленина и призвал к свержению Временного правительства, был дан приказ готовиться к наступлению.

Вечером 24 октября поступили распоряжения о том, чтобы большевики занимали железнодорожные и телефонные станции. Был запланирован захват государственного банка, а Смольный институт стал штаб-квартирой и неприступной крепостью для революционеров.

На следующий день Зимний дворец был окружен красной гвардией. Большая часть правящего корпуса находилась внутри, но Керенскому удалось сбежать из города. В 9 часов утра с крейсера «Аврора» и из Петропавловской крепости по дворцу был открыт огонь. Решение о капитуляции было принято очень быстро. Красная гвардия во главе с Владимиром Овсеенко вошла в Зимний дворец.

26 октября 1917 года был созван II Всероссийский съезд Советов, который объявил о создании Совнаркома, а его председателем был избран Ленин. Временное правительство прекратило свое существование, и власть перешла в руки Советов.

В 1917 году после Февральской революции появилось первое коалиционное временное правительство. Для того, чтобы понять значение этого определения, давайте углубимся в исторические события того времени.

Причины русско-японской войны

Одна из причин появления - это русско-японская война 1904-1905 года. Россия в этот период времени была сильной державой. Ее влияние стало распространяться на Европу и Дальний Восток. Первыми целями были Корея и Китай.

Японии российское вмешательство не понравилось. Она хотела получить который принадлежал Китаю, но Российская империя заключила сделку и арендовала полуостров и ввела войска в соседнюю провинцию - Маньчжурию.

Требования Японии

Япония выдвинула требования: Россия должна покинуть провинцию. Николай II понимал, что эта территория крайне важна для распространения влияния России на Дальний Восток, и отказался выводить войска. Так началась русско-японская война.

Итоги русско-японской войны

Обе державы были сильными, за территорию велись ожесточенные бои. Через год русские войска стала отступать. Японская армия, все еще боеспособная, тоже была истощена. Предложение Японии России заключить договор о прекращении войны оказалось удачным. В августе 1905 года обе стороны подписали мирное соглашение.

Согласно документу, к Японии присоединился Порт-Артур и южные земли Сахалинского полуострова. Так японское государство усилило свое влияние на территории Кореи, а Россия, как проигравшая сторона, не получила ничего.

Итоги русско-японской войны привели к тому, что недовольство к только усилилось. Наступил политический кризис.

Предпосылки революции 1905-1907 гг.

В 1905-1907 гг. на территории России вспыхнула революция. Причин для государственного переворота было несколько:

  • правительство не хотело проводить либеральные реформы для легализации свободной торговли, неприкосновенности частного имущества, свободы выбора;
  • нищета крестьян;
  • 14-часовой рабочий день;
  • проведение насильственной русификации государства;
  • поражение в русско-польской войне.

Революция

Спровоцировало народные волнения Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Рабочие отказались выходить на работу и устроили мирную демонстрацию после несправедливого увольнения 4-х сотрудников Путиловского предприятия. Участников митинга, около 100 человек, расстреляли.

Осенью 1905 произошло объединение профсоюзов против правительства. Тогда Николай II пошел на уступки:

  • создал Государственную Думу;
  • подписал документ, гарантирующий свободу слова и печати.

Представители эсеров, меньшевиков и сотрудники конституционно-демократической партии объявили конец революции. Но в декабре 1905 г. происходит вооруженная попытка переворота, которая была нейтрализована в первой половине 1907 года, после создания второй Госдумы - первая не удержалась у власти.

Итоги революции

Итоги революции 1905-1907 гг. таковы:

  • появление Госдумы;
  • узаконенность действий политических партий;
  • отмена выкупательных платежей крестьян;
  • утверждение права крестьян на свободу передвижения и права самостоятельного выбора города для жительства;
  • разрешение на организацию профсоюзов;
  • уменьшение рабочего дня.

Первая мировая война

Ситуация во время Первой мировой войны, которая началась в 1914 году, оказалась разрушительной для государства. Экономика России после революции 1905-1907 гг. была в упадке. Участие государства в мировой войне только усугубило ситуацию. Кризис проявился в голоде, нищете, неустроенности военных. Закрытие большого количества заводов и фабрик привело к отсутствию рабочих мест.

Февральская революция

Проблемы в экономических, политических и классовых вопросах не решались. Недовольство народа привело к Февральской революции 1917 года. Свержение Николая II, создание коалиционного правительства - это все стало вынужденной мерой для выхода из кризиса. Кроме того, после государственного переворота Россия автоматически вышла из Первой мировой войны.

Коалиционное правительство

Начнем с термина. Коалиционное правительство - это временное правительство, которое создается союзом нескольких партий только в парламентском государстве. Это происходит из-за раздробленности депутатов между многочисленными партиями. Необходимость формирования коалиционного правительства заключается в цели создать стабильную политическую систему.

После Французской революции власть менялась четыре раза. Участники Госдумы предлагали на выбор Николаю II разные варианты списков лиц, для нового правительства. Царь был не согласен. После победы участников Февральской революции, 1 марта 1917 года, он подписал документ и ушел с поста главы государства.

Первое коалиционное правительство

После решения Временного комитета Думы, 5 мая было сформировано первое коалиционное правительство. Это была отчаянная попытка стабилизировать экономику в стране и установить демократический путь развития. Оказавшихся у власти меньшевиков народ любил меньше, чем большевиков. Программа наступления на флоте, предложенная военным министром Керенским, не встретила поддержки среди населения. В июле произошел политический кризис.

Второе коалиционное правительство

Было создано Второе коалиционное правительство под командованием Корнилова. Керенский, назначенный на пост министра-председателя, начал судебное разбирательство над лидерами партии большевиков, а представители социалистов заняли половину мест в Думе. Но и правительство распалось.

Третье коалиционное правительство

Желание создать государство без представителей буржуазии в верхушке власти привело к созыву 24 сентября Демократического совещания - меньшевики не смогли сплотить силы против большевиков. Тогда они согласились на создание Третьего коалиционного правительства Керенского, ставшего во главе аппарата управления государством. Власть ему принадлежала до 15 декабря 1917 года. Его свергли во время очередного государственного переворота, которое было подготовлено Лениным и Троцким.

В России начала XX века коалиционные правительства - это временные правительства, которые пытались остановить падение экономики после военных действий и революций для введения демократической формы правления. Всего было создано три таких правительства, но ни одно из них не смогло удержать власть.

Революция 1917 года в России
Общественные процессы
До февраля 1917 года:
Предпосылки революции

Февраль - октябрь 1917 года:
Демократизация армии
Земельный вопрос
После октября 1917 года:
Бойкот правительства госслужащими
Продразвёрстка
Дипломатическая изоляция Советского правительства
Гражданская война в России
Распад Российской империи и образование СССР
Военный коммунизм

Учреждения и организации
Вооружённые формирования
События
Февраль - октябрь 1917 года:

После октября 1917 года:

Персоналии
Родственные статьи

Первый состав

Проект состава Временного правительства, представленного представителями партий «кадетами», «октябристами» и группой членов Государственного Совета. Правка императора Николая II .

Неоднократно раздавались предложения, а потом требования к Николаю сформировать правительство доверия или ответственного министерства . По рукам ходили лишь различные списки состава правительства. Однако император отклонил все предложения. Историк С. П. Мельгунов пишет:

«В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…»

Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 (16) марта 1917 года .

Деятельность

Немедленно после Февральской революции Временное правительство упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами.

Листовка Исполнительного Комитета Совета Солдатских и Рабочих Депутатов города Казани «Свобода, Победа и Полное Народовластие!» 1917 г.

Три главные политические партии Кавказа - азербайджанская Мусульманская демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая сразу же после Февральской революции в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России.

Реформа органов правопорядка и амнистия

В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.

  • 2 (15) марта новый министр юстиции А. Ф. Керенский сделал распоряжение, предписывающее прокурорам страны немедленно освободить всех политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового правительства), а также сосланных в Сибирь членов Государственной думы и об обеспечении им почётного возвращения в Петроград .
  • 3 (16) марта министр юстиции А. Ф. Керенский встретился с членами Петроградского совета присяжных поверенных, которых он ознакомил с программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов. В частности, «еврейское равноправие по всей полноте», предоставление женщинам политических прав.

В тот же день им же предложено мировым судьям Петрограда принять участие в образовании временных судов для разрешения недоразумений, возникающих в Петрограде между солдатами, населением и рабочими.

  • 4 (17) марта Председатель Совета Министров и одновременно министр внутренних дел князь Г. Е. Львов отдал распоряжение о временном отстранении местных губернаторов и вице-губернаторов от исполнения своих обязанностей, которые были возложены на местных председателей губернских земских управ в качестве «губернских комиссаров Временного правительства», а на председателей уездных земских управ были возложены обязанности уездных исправников, одновременно оставляя за означенными лицами и общее руководство заведуемыми ими управами. Полиция подлежала переформированию в милицию .
  • 5 (18) марта учреждена чрезвычайная следственная Комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих должностных лиц (Положение об этой Комиссии утверждено 11 марта). По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов , бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.
  • 6 (19) марта упразднены охранные отделения.

В России объявлена общая политическая амнистия, а равно сокращены наполовину сроки заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные преступления. На свободе оказались около 90 тысяч заключённых, среди которых были тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе «птенцами Керенского» .

  • 7 (20) марта была взята под стражу в Царском Селе бывшая императрица Александра Фёдоровна . 9 марта туда же из города Могилёва был доставлен и отрекшийся император Николай II , также лишённый свободы 7 марта.
  • 10 (23) марта упразднён Департамент полиции и учреждено «Временное Управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».

В этот же день Совет Министров постановил временно, впредь до установления постоянного Правительства, именовать себя «Временным правительством».

  • 12 (25) марта вышло постановление об отмене смертной казни. Приказом по армии и флоту отменено учреждение военно-полевых судов.
  • 15 (28) марта Временное правительство предоставило губернским комиссарам решать вопрос о приёме в милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов». Временное правительство предложило передать сыскные отделения Министерству юстиции, возложив на губернских комиссаров обязанность «озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили свою деятельность как можно скорее». При Министерстве юстиции создали Бюро уголовного розыска, политическую разведку при Министерстве внутренних дел, контрразведку при Генштабе и осведомительный отдел при Петроградском градоначальстве.
  • 13 (26) апреля был расформирован Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог . Имущество корпуса передали военному ведомству, архивы - главному штабу, а дела губернских жандармских управлений - комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства.
  • 17 (30) апреля Временное правительство утвердило «Временное положение о милиции», закрепив правовые основы её деятельности. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления в милиции стало единоначалие. Начальник милиции (их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русских поданных) решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать временные кадры. Ему поручили формировать разведочное бюро (для борьбы с уголовной преступностью), которое затем утверждал местный Комитет народной власти. Финансирование милиции предполагали за счёт средств бывшей полиции. Это не удалось, так как Министерство внутренних дел запретило расходовать более 50 % от сумм на содержание полиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном объёме денежного содержания чинам бывшей полиции.

Города делились на районы, районы на уезды, уезды на участки. Местные органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом участке милиции (их назначало и увольняло Министерство внутренних дел). Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения дел всех задержанных не более суток и проверки правомерности арестов. До полного формирования и перехода под городское самоуправление, милиция подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти. Общее руководство милицией страны возложили на Министерство внутренних дел.

По другому постановлению от 17 (30) апреля на местах было решено распустить рабочую милицию, созданную местными Советами рабочих и солдатских депутатов для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны фабрик и заводов.

  • 24 апреля вышло постановление об упразднении полиции городов бывшего Дворцового ведомства и о порядке послеслужебного обеспечения служивших в названной полиции.
  • 3 (16) июня вышло постановление Временного правительства об утверждении Инструкции об употреблении оружия служащими в милиции при исполнении служебных обязанностей.
  • 19 июня Временное Управление по делам общественной милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан переименовывается в «Главное Управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».

Апрельский кризис

Плакат (1917) с портретами членов временного правительства

Выступление Л. Г. Корнилова

Верховный главнокомандующий генерал-от-инфантерии Л. Г. Корнилов , на основании предварительной договоренности с А. Ф. Керенским, двинул на Петроград войска под командованием генерала Крымова. Керенский в последний момент изменил свою позицию , назвав действия Верховного главнокомандующего «контрреволюционным мятежом». Большевики поддержали Временное правительство. После самоубийства генерала Крымова казаки, стоявшие у Пулковских высот, разошлись.

Третье коалиционное правительство. Созыв Предпарламента

Президиум всероссийского демократического совещания (Петроград, Александровский театр, 14-22 апреля 1917 года по старому стилю)

Состав третьего коалиционного правительства

«В ответ на поставленные вами вопросы, как я смотрю на совершенный нами переворот (Февральскую революцию), я хочу сказать… того, что случилось, мы, конечно, не хотели… Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета, что громадную разруху в армии остановим быстро, если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, поплатимся за свержение царя лишь некоторой отсрочкой этой победы. Надо сознаться, что некоторые, даже из нашей партии, указывали нам на возможность того, что произошло потом… Конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность лежит на нас. Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войной для производства переворота было принято нами вскоре после начала войны, вы знаете также, что наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования. Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать свое согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть мое внутреннее состояние в настоящее время. История проклянет вождей, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю. Что же делать теперь, спросите вы. Не знаю, то есть внутри мы все знаем, что спасение России - в возвращении к монархии, знаем, что все события последних двух месяцев явно доказывают, что народ не способен был принять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие, голосующие за республику, делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы не можем. Признание есть крах всего дела, всей нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями».

Подпольная деятельность после Октябрьского переворота

Члены Временного правительства сорганизовались в подполье и предприняли попытку сохранить организованные формы правительства. Большинство из членов Временного правительства считали своей задачей сохранение правительственного аппарата в предвидении скоро краха большевизма . Временное правительство в подполье ограничивало свою деятельность поддержкой подрывной работы политического саботажа .

После падения Гатчины, 1 ноября духонинская Ставка и Общеармейский комитет автоматически становились самоорганизующимся центром противобольшевицкой акции . Временному правительству предлагалось (например, Черемисов советовал Керенскому) собраться в Могилеве, в Ставке, оказав ей поддержку и сделав её положение более определенным в вопросе оснований для противостояния с большевистским Петроградом. Позиции генерала Духонина значительно усилились бы, если бы в Могилеве наряду с властью военной появилась, с прибытием остатков «законного Временного правительства» и власть политическая .

Министр внутренних дел Никитин - посчитавший совершенно неправильной позицию Временного правительства по вопросу о своей дальнейшей деятельности, по отношению к попытке воссоздать в России верховную власть и в связи с фактическим отказом хотя бы морально поддержать генерала Духонина в момент, когда большевики начали от него требовать решения вопроса о перемирии - был вынужден отказаться от участия в работе правительства .

Деятельность Временного «подпольного» правительства следует рассматривать в контексте призыва «не расточать сил перед Учредительным Собранием » и надежд революционной демократии на фактор Учредительного Собрания, по результатам которого большевики гарантированно должны были распрощаться с захваченной властью, с одновременным отказом против вооруженной борьбы с большевиками до созыва Собрания из-за уверенности в торжестве контрреволюции в случае, если большевизм будет раздавлен при помощи силы.

«Солнце русской земли» потушить нельзя. Когда оно взойдет, исчезнут все призраки. Или, может быть, упырь захочет потушить солнце? Ну что же, пусть попробует. Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что на Учредительном Собрании Ленин сломает себе голову

Однако надежды на Учредительное Собрание привели к ещё большему снижению общественной сопротивляемости большевизму и означали фактическое признание октябрьской победы большевиков . Самогипнозом лозунга «до Учредительного Собрания» была парализована воля к сопротивлению даже у активных людей, приспособленных к активной борьбе. Атмосфера уверенности в том, что новая власть не может не созвать Учредительное Собрание на деле означала временную капитуляцию перед новой эфемерной властью. По словам Ленина все, что происходило кругом, определялось словами «болтовня и каша». С. П. Мельгунов констатирует, что в действительности наблюдавшееся многими разложение большевизма значительно отставало от темпов разложения направляемой революционной демократией антибольшевистской акции .

Временное правительство пребывало в полной уверенности, что жизнь вскоре вернется в старое русло. Правительство в подполье продолжало ассигновки 10 млн руб. Особому Совещанию по топливу на цели погашения срочных платежей «по продовольствию, обмундированию и на инструменты», 7½ млн руб. ссуды на заготовку дров городскому самоуправлению, отпустило 431 тыс. руб. на переоборудование технических железнодорожных училищ и т. д. Правительство обсуждало и вопрос об ассигновании 4 млн. 800 тыс. «для разработки сланцев под Петербургом». Только с исчерпанием наличных в Государственном Банке после его захвата 14 ноября большевиками прекратилась финансово-административная деятельность подпольного Временного правительства .

Судьба членов Временного правительства

Из семнадцати членов последнего Временного правительства, восемь эмигрировали в 1918-1920 годах. Все они умерли своей смертью, за исключением С. Н. Третьякова (завербован ОГПУ в 1929, в 1942 арестован гестапо как советский агент и в 1944 расстрелян в немецком концлагере). Военно-морской министр адмирал Д. Н. Вердеревский в мае 1945 года явился в советское посольство во Франции, успел получить советский паспорт. Умер в 1946 - 73 года.

С. Н. Прокопович был выслан в 1922. Он также умер своей смертью.

Из оставшихся в СССР четверо были расстреляны во время Большого террора 1938-1940 годах: А. М. Никитин , А. И. Верховский , П. Н. Малянтович , С. Л. Маслов . Ещё четверо умерли своей смертью: А. В. Ливеровский (1867-1951; дважды арестовывался в 1933-1934 гг., но затем освобождался), С. С. Салазкин (1862-1932), К. А. Гвоздев (1882-1956; в 1931-1949 почти непрерывно в тюрьме, затем до 30 апреля 1956 в ссылке, освобождён за два месяца до смерти) и Н. М. Кишкин (1864-1930; неоднократно арестовывался).

Примечания

  1. Революция 1917 года в России
  2. Додонов Б. Ф. Предисловие // Журналы заседаний Временного правительства: Март-октябрь 1917 года / Отв. ред. тома Б. Ф. Додонов. - М .: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - Т. 1. - С. 7. - ISBN 5-8243-0214-6
  3. О. И. Чистяков Глава 20. Крушение царизма (февраль-октябрь 1917 г.) // История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. - 4-е изд. - М .: «Юристъ», 2006. - Т. 1. - С. 440. - ISBN 5-7975-0812-5
  4. По свидетельству В. Шульгина, "когда кто-то попробовал формулу «министерства общественного доверия» расшифровать как переход власти в иные, небюрократические руки, то Маклаков запротестовал: «Почему не бюрократические? … Я именно думаю, что бюрократические… только в другие, толковее и чище… Словом, хороших бюрократов. А эти, „облеченные доверием“, - ничего не сделают. Почему? Потому что мы ничего не понимаем в этом деле. Техники не знаем. А учиться теперь некогда…»
  5. Мельгунов С. П. На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года. С. 169-178.
  6. Деникин А. И. Очерки русской смуты. В 5тт. Том 1. Минск: Харвест, 2003. - С. 129.
  7. Выдержки из книги об Александре Федоровиче Керенском . Ульяновское РО Объединения "Яблоко".(недоступная ссылка - история ) Проверено 26 ноября 2007.
  8. Временное правительство . pobeda.ru. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 26 ноября 2007.
  9. А. А. Гольденвейзер Из киевских воспоминаний // Архив русской революции, изданный И. В. Гессеном. Т. 5-6: - Берлин, 1922. Репринт - М.: Изд-во «Терра» - Политиздат, 1991. - т. 6, Стр. 180
  10. Р. Г. Гагкуев, В. Ж. Цветков, С. С. Балмасов Генерал Келлер в годы Великой войны и русской смуты // Граф Келлер М.: НП «Посев», 2007 ISBN 5-85824-170-0 , стр. 1105
  11. Мельгунов, С. П. Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 640 с.+вклейка 16 с. - (Белая Россия).