Какие факторы являются решающими при формировании государства. Понятие формы государства. Факторы, определяющие выбор формы. Форма правления и ее виды

Форма государства – это совокупность основных способов организаций, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Государственная власть – общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Форма государства - это структура, модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Существуют в научной литературе различные точки зрения о форме государства.

В 60е годы категорию «форма государства» трактовали в узком и широком смысле. В узком смысле она включала в себя форму правления, в широком – форму государственного устройства и форму правления. А политический режим рассматривался как явление характеризующее сущность государства. Денисов «Сущность и формы государства».

1971 Киримов «Сущность общенародного государства». При рассмотрении формы государства следует выделять как внутреннюю, так и внешнюю форму. Внутренняя форма – политический режим (советская демократия), а внешняя – это конкретная организация политической власти.

В конце 90х годов Комаров считал, что государство следует рассматривать как функциональную, т.е. динамическую, так и организационную, т.е. статическую, систему, где динамическую систему представляет политический режим, а статическую систему представляют форма правления и форма государственного устройства.

Параллельно существовал и традиционный подход, в котором под формой государства понимается система из трех элементов – форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой или политический режим.

Форма правления – элемент формы государства, определяющий порядок организации высших органов государственной власти и их взаимодействие друг с другом.

Форма государственного устройства – элемент форма государства, определяющий территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части в пределах ее территории и взаимоотношения органов государственной власти и его частей между собой.

Политический или государственно-правовой режим – это элемент формы государства, определяющий способы и приемы осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Факторы, влияющие на форму государства:

· Геополитический фактор (географическое положение страны, протяженность территории, специфическое расположение)

· Тип цивилизации

· Социально-культурные условия народа

· Образ жизни

· Самобытные национальные традиции

· Религиозный и идеологический фактор

· Национально-этнический фактор

· Демографический и экономический факторы

· Политический фактор (концентрированно выражен в политическом режиме)

На форму государства оказывают влияние огромное количество факторов. Форма конкретного государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному государству соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Соотношение политических сил в стране способно оказать серьезное влияние. Например, в Англии исторически, в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, природные, климатические условия, религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Небольшие по территории государства являются, чаще всего, унитарными.

Форма государства - это структура, модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Начиная с 60 – 70 годов ХХ века в отечественной науке утвердился подход, согласно которому форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Ранее политический режим не рассматривался при анализе формы государства. Однако политика и практика тоталитаризма, события середины ХХ века наглядно продемонстрировали огромное влияние методов реализации политической власти на форму конкретного государства. В настоящее время такой подход является устоявшимся в зарубежной и отечественной литературе.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Форма государственного устройства раскрывает территориальное строение государства, его территориальное деление, соотношение государства как целого с его составными частями.

Политический режим представляет собой совокупность приемов, средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

На форму государства оказывают влияние огромное количество факторов. Форма конкретного государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному государству соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Соотношение политических сил в стране способно оказать серьезное влияние. Например, в Англии исторически, в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции (в Испании после десятилетий республиканской формы правления была реставрирована монархия как дань устоявшимся традициям), природные, климатические условия, религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Небольшие по территории государства являются, чаще всего, унитарными. В России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.



Перечисленные факты позволяют утверждать, что каждое государство обладает уникальностью, неповторимым укладом. Как справедливо писал И.А. Ильин «слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Монархия и её виды

Монархия – это форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчётен и неподконтролен.

Монарх – это лицо, осуществляющее высшую государственную власть самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1) Абсолютные монархии;

2) Ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь делятся на:

· дуалистические;

· парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. В чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые имеются, то к ним можно отнести Объединённые Арабские Эмираты, государство Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограниченна Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объёма полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишён реальных полномочий в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда к этим видам монархий добавляют ещё и теократическую. В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером. Например, Ватикан.

Республика и её виды

Республика – это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определённый срок. Среди высших органов власти в республике выделяют:

· парламент;

· правительство;

· президент.

В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

· парламентские;

· президентские.

Парламентские республики . Центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несёт политическую ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, он выполняет роль главы государства. Такая форма осуществления власти – парламентаризм – форма государственного правления, характеризуемая наличием разделения властей и привилегированным положением парламента. Парламентские республики строятся на принципах разделения властей и парламентаризма. (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль)

Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчётно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.

Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией (отсутствие всякого управления). Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу – председателю правительства, лидеру партии в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики – утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т.е. парламент передаёт свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

Президентские республики . В них полномочия между теми же самыми органами – парламентом, правительством, президентом – разделяются. Президент выступает как глава государства и одновременно обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти. Президент не зависит от парламента, избирается народом. И у Президента, и у парламента один и тот же источник власти – народный суверенитет, поэтому эти две структуры равноценны и равнозначны.

В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:

1) классическую президентскую республику (США);

2) смешанную республику – или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполнительной власти (Россия, Франция по Конституции 1958г., Португалия и др.);

3) суперпрезидентскую республику – складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура (Сирия, Ирак, Казахстан, Белорусия).

Достоинства президентской республики как формы правления:

a) народ имеет больше возможностей влиять на власть;

b) большая устойчивость власти.

Недостатки президентской республики. Существует возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.

Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

a) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу – монарху и переходит, как правило, по наследству.

Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В литературе различают абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Неограниченная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Среди ограниченных монархий различают:

- дуалистическую;

- парламентарную.

Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти. При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Подобная форма государственного правления в настоящее время – в Марокко, Иордании и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции. Поэтому в литературе такую монархию нередко называют конституционной.

В парламентарной монархии статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. При такой форме правления правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Примерами парламентарной монархии служит Англия, Дания, Испания и др.

В литературе иногда упоминается и теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например, в Ватикане религиозный лидер является главой государства).

Республика это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

Современные республики подразделяются на:

Парламентарные;

Президентские;

Смешанные.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Главными функциями парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. В таких республиках глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Известный российский исследователь Ю.А.Дмитриев пишет: «…положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства…».

Примером парламентских республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и др.

Президентская республика – форма правления, где президент, избираемый на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти.

Характерными признаками президентской республики можно считать следующие:

Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Президент является верховным главнокомандующим.

Главный признак президентской республики – независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

При этом в различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. В современных цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. В таких государствах в Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В качестве примера президентской республики можно назвать США, Мексику, Бразилию и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе основные черты парламентской и президентской форм правления, а также новые черты.

Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью). Такое положение закреплено, например, во Франции.

Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Государство представляет собой единство содержание и формы. Значение формы государства очень велико. От того насколько форма государства адекватно соответствует его содержанию и иным объективным факторам зависит эффективность действия механизма государства.

Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства политическом (государственном) режиме.

Форма государства во многом определяется его содержанием, то есть существующим механизмом государства и осуществляемыми государством функциями. Зависит она и от сущности государства, его социального назначения. Другими слова, прямое влияние на нее оказывает расстановка социальных сил в обществе, их потребности и возможности.

На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы - это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальны состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств т. д.

Следует отметить, что влияние этих факторов не так однозначно, как иногда пытаются представить, утверждая, например, то, что большая территория и многонациональность способствует установлению федеративной формы государственного устройства. При желании можно утверждать как раз обратное, эти факторы могут провоцировать постоянные центробежные тенденции, для их нейтрализации требуется установление унитарной формы устройства.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу, некоторые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отождествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства. И все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства.

«Идеальное государство» по Платону

Платон считал, что государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку.

Идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных.

Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие. Таким образом, в государстве царит справедливость и равенство.

Платон, в принципе, отрицал наличие рабов в своем идеальном государстве, однако допускал их небольшое количество из числа военнопленных.


Переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради человека.

«Идеальное государство» по Аристотелю

Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества.

Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства; считал, что человек – это политическое существо.

Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении, город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.

Аристотель высказывал идею верховенства закона.

Лучшей формой правления для идеального государства он считал политию.

Будучи большим реалистом, чем Платон, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.

Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно

Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.