Определить насекомое по внешнему виду. Насекомое. I. Включение в деятельность

Определить насекомое - это значит правильно отнести его к конкретному отряду, семейству, роду, виду. Практическим работникам по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства необходимо точное определение вида вредителя, для того чтобы рекомендовать мероприятия по его истреблению; не менее важно правильно определить виды насекомых, наносящих вред здоровью человека, например, отличить малярийного комара от близких видов, не являющихся переносчиками возбудителей малярии, и т. д.

Для определения насекомых созданы специальные книги-определители, состоящие из определительных таблиц. По таблицам, включенным в школьный атлас-определитель, можно установить принадлежность насекомого к отряду и семейству. Эти таблицы упрощены за счет того, что они учитывают признаки только крупных насекомых, длиной более 5 мм. В определительной таблице описаны и пронумерованы наиболее характерные признаки конкретной группы насекомых (отряда, семейства и т. д.); в скобках указан номер, под которым перечислены противоположные признаки, например:

1(6) Крыльев или их зачатков нет.

6(1) Крылья или их зачатки имеются.

Определение начинают с цифры 1. В данном случае прежде всего надо установить, есть ли у определяемого насекомого крылья хотя бы в виде зачатков или их нет. Если крыльев нет, то подходит пункт 1 и, следовательно, нужно перейти к следующему за ним пункту 2. Если крылья есть, то подходит пункт 6 и надо переходить затем к следующему за ним пункту 7. В дальнейшем вновь из двух противоположных пунктов надо выбрать подходящий по признакам и переходить к следующему за ним пункту. Определение заканчивают тогда, когда в конце подходящего пункта помещены русское и латинское названия отряда или семейства. К этой систематической группе относится определяемое насекомое.

Для того чтобы уточнить видовое название насекомого, необходимо по ссылке на страницу разыскать серию цветных рисунков насекомых из данного семейства и сравнить определяемое насекомое и рисунки. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение завершенным, надписать этикетку с названием насекомого и подколоть ее снизу на ту же булавку.

При этом, однако, необходимо помнить, что существует много насекомых, очень похожих друг на друга. Поэтому, для того чтобы убедиться в точности своего определения, надо внимательно прочесть описание признаков насекомого в тексте, помещенном рядом с рисунком. Надо учитывать также, что насекомые очень изменчивы по таким признакам, как размеры тела и окраска. По этим показателям часто различаются, например, самцы и самки, весенние и осенние формы одного и того же вида. Поэтому только самое тщательное изучение всех признаков насекомого может гарантировать от ошибки в определении обычных видов.

Конечно, не все насекомые могут быть определены по краткому школьному атласу-определителю. При желании можно воспользоваться более подробными определителями или атласами насекомых и по ним определять насекомых, отсутствующих в школьном атласе. Окончательно подтвердить правильность определения могут только специалисты-энтомологи, работающие в зоологических музеях, хорошо знающие насекомых и имеющие большой опыт их определения. К ним всегда можно обратиться за помощью.

Начинать определение следует с определительной таблицы основных отрядов. Всего известно 34 отряда насекомых. В определительную таблицу включен 21 отряд. Не включены отряды с ограниченным распространением, малочисленные группы и отряды первичнобескрылых насекомых, в основном состоящие из мелких форм.

елена литвинова

Цель :познакомить детей с миром насекомых ;развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам;воспитывать интерес к насекомым ,желание узнать о них что-то новое.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют,что очутились на полянке.

Кого мы можем тут встретить (зверей)

Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый,олень осторожный,волк тоже обойдет стороной человека и т. д.

Птицы тоже разлетятся,если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

Ребята,а есть такие жители в лесу ,которые нас не испугаются,будут сидеть рядышком. Их очень много,они повсюду :и на деревьях,и на цветах,и на земле,и в воздухе. Кто это?Вы догадались (Это насекомые )

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь,друг

Личинку тащит муравей,

Спешит куда то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты . у всех дела.

Мой друг внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей,божья коровка,кузнечик,бабочка,комар,муха,пчела-все это насекомые .

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и ,выставляя их на наборное полотно,объясняет,что у них тело состоит из члеников,шести ног,крыльев,усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине,форме тела,по цвету.

Насекомые -древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята,а как вы думаете,только ли на земле обитают насекомые (ответы детей)

-Насекомые обитают не только на земле,они прекрасно себя чувствуют и в воде,и под землей,и в воздухе.

Физкультминутка :"Дождик"

Капля раз,Капля два

Очень медленно сперва

А потом,потом,потом

Все бегом,бегом,бегом

Все зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли.

Вспомните,как передвигаются насекомые . (червяк ползает,пчела летает,кузнечик прыгает,жуки плавают. Насекомые все умеют делать :ходить,бегать,плавать,нырять,порхать,ползать,прыгать.)

Отгадайте,кто это?

Кто над нами вверх ногами (муха)

Много загадок сочинил нард о насекомых .

Не солнце,не огонь,а светит. (светлячок)

Кто его убьет,тот свою кровь прольет. (комар)

Ниток много-много,а в клубок не смотает,одежду себе не шьет,а ткань всегда ткет. (паук)

Шли плотнички без топоров,

срубили избу без углов. (муравьи)

Летит-говорит,

А сядет-молчит. (жук)

Ребята,а чем питаются насекомые (ответы детей)

На каждое насекомое-свой корм .

Гусеницы поедают листья,жуки-точильщики и короеды_древесину и кору деревьев,дождевые черви любят прелые листья,комары питаются соком растений и кровью животных,медветка питается под землей корнями растений и т. д. Есть такие насекомые-хищники ,которые охотятся на других насекомых ,например,божья коровка поедает тлю.

Насекомые -это очень вкусное лакомство для лягушек,ящериц,летучих мышей,птиц.

Как много интересного можно еще узнать о насекомых и их жизни . Насекомые живут не только в лесу,но и у нас в городе.

Каких насекомых вы видели около дома,на участке детского сада?Расскажите нам. (дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми .)

Все насекомые очень маленькие ,поэтому постарайтесь,ребята,никогда их не обижать,а охранять и беречь.

Публикации по теме:

[ Цель: Прививать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. Самостоятельно делать выводы, умозаключения. Задачи: Познание!. Формировать.

Конспект занятия по экологии «Насекомые» Тема. Насекомые. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей среднего дошкольного возраста Задачи.

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы «Мы такие разные - но мы такие классные!» Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы на тему:«Мы такие разные - но мы такие классные» Задачи:.

Конспект занятия «Насекомые» Цель: создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о насекомых и их характерных признаках. Задачи: - закрепить знания детей.

Конспект занятия: «Насекомые» Цель: Расширять и закреплять знания о насекомых; совершенствовать навыки работы с природным материалом. Демонстрационный материал: лист.

Конспект занятия «Насекомые» Конспект занятия разработан Воспитателем: СП ОДО №296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Богдановой Т. Ю. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ».

В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.

За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :

1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);

2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).

.

Рис. 2. Первый способ размножения ()

Рис. 3. Второй способ размножения ()

В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).

Рис. 4. Палочник ()

Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).

Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.

Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.

Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.

А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.

Рис. 7. Стрекоза ()

Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.

Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.

Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.

Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).

Рис. 9. Жук-могильщик ()

Рис. 10. Жук-трупоед ()

Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.

Рис. 11. Жук-навозник ()

Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.

Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.

Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели, осы.

Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).

Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()

Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.

Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).

Рис. 13. Жук-пожарник ()

Рис. 14. Муха-журчалка ()

Рис. 15. Златоглазка ()

Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.

Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.

Многие из насекомых являются пищей для других животных.

В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).

Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.

Рис. 18. Колорадский жук ()

Рис. 19. Листовертка ()

Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).

Рис. 20. Жук-точильщик ()

Рис. 21. Жук-усач ()

интересные факты из их жизни.

Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.

Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.

Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.

Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).

Рис. 27. Водяной клоп ()

Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.

Рис. 28. Жук-титан ()

Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.

На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.

Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.

Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.

Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.

Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Mir-nasekomyh.ru ().
  2. Maaam.ru ().
  3. Micromirok.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
  2. Расскажите о строении насекомых.
  3. Какие интересные факты вам известны о насекомых?
  4. * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.

(до отряда)

Учебно-методическое пособие

Издательский дом «ЭНЕРГИЯ»

Полынова Г.В., Полынова О.Е.

КРАТКИЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ НАСЕКОМЫХ

(до отряда)

Учебно-методическое пособие

Издательский дом «ЭНЕРГИЯ»

Утверждено

РИС Ученого совета

Экологического факультета

Российского университета

Дружбы народов

Рецензент –

кандидат биологических наук Веденина Варвара Юрьевна

Полынова Г.В., Полынова О.Е.

Краткий определитель насекомых (до отряда). Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Энергия», 2013. – 23 с.: илл.

В учебном пособии дана таблица-ключ для определения отрядов насекомых европейской части России, составленная на основе "Определителя насекомых" Н.Н. Плавильщикова (1994). Пособие предназначено для студентов, имеющих в учебном плане предмет зоология. Объем краткого определителя основан на многолетнем опыте чтения дисциплины и проведения летней практики "Природные экосистемы Подмосковья" у студентов специальности «Экология и природопользование» на экологическом факультете Российского университета дружбы народов. Пособие необходимо для освоения университетского лекционного курса зоологии и получения элементарных навыков работы с определителем. Также может быть использовано аспирантами биологических специальностей и преподавателями биологии.

ISBN 5-85256-023-5

© Полынова Г.В., Полынова О.Е., 2013

© ИД «ЭНЕРГИЯ», 2013

Список сокращений и условных обозначений

б.м. – более, менее

бок. – боковой

бр. – брюшко, брюшной

б.ч.- большей частью

в. – верхний

гтр. - головотрубка

дов. – довольно

ж. – жилка

з. – задний

згр. – заднегрудь

зсп. – заднеспинка

кр. – крылья

нар. – наружный

н. – нижний

ндкр. – надкрылья

об. – обычно

осн. – основной

оч. – очень

п. – передний

пгр. – переднегрудь

посл. – последний

псп. – переднеспинка

рот. – ротовой

сгр. – среднегрудь

ср. – средний

срсп. – среднеспинка

т.н. – так называемые

чл. – членик, членистый

яйц. – яйцеклад

Краткий очерк внешнего строения насекомого

Насекомые в настоящее время являются самой биологически прогрессивной группой животных на Земле, насчитывающей более 2 млн. видов. Тело насекомых подразделяется на три отдела: голову, грудь и брюшко (рис. 1).

Рис. 1. Схема внешнего строения насекомого

На голове находятся фасеточные глаза и четыре пары придатков. У некоторых видов кроме фасеточных глаз имеются простые глазки. Первая пара придатков – усиками (антенны), органы обоняния. Остальные три пары образуют ротовой аппарат. Верхняя губа (лабрум), непарная складка, прикрывает верхние челюсти. Вторая пара ротовых придатков образует верхние челюсти (мандибулы), третья пара – нижние челюсти (максиллы), четвертая пара срастается и образует нижнюю губу (лабиум). К ротовому аппарату относится также язык (гипофаринкс).

В зависимости от способа питания ротовой аппарат может быть различного типа: грызущего (рис. 2), грызуще-лижущего (рис. 3), сосущего и колюще-сосущего (рис. 4),

лижущего (рис. 5). Первичным типом ротового аппарата следует считать грызущий.

Рис. 2. Грызущий ротовой аппарат

Рис. 3. Грызуще-сосущий ротовой аппарат

Рис. 4. Колюще-сосущий ротовой аппарат

Рис. 5. Лижущий ротовой аппарат

Грудь состоит из трех сегментов, которые называются соответственно переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь (рис. 1). Каждый из сегментов груди несет пару членистых конечностей, у летающих видов на средне- и заднегруди находится по паре крыльев.

Основной членик конечности – тазик, за ним следуют вертлуг, бедро, голень и лапка. В зависимости от образа жизни конечности бывают ходильными, бегательными, прыгательными, плавательными, копательными и хватательными (рис. 6).

Рис. 6. Разнообразие конечностей : 1– ходильная; 2 – прыгательная; 3 – копательная; 4 – плавательная; 5 – хватательная; 6 – собирательная

Число сегментов брюшка варьирует от 11 до 4. На брюшке у низших насекомых имеются парные конечности, у высших насекомых они видоизменяются в яйцеклад или другие органы.

Необходимое для определения оборудование и материалы: коллекции насекомых, определители насекомых, лупы, матрасики для накалывания.

Студент должен иметь с собой систематическую основу прочитанной части курса до уровня класса, тетрадь, альбом, карандаши и ластик. Занятие проводится в университете.

Цель занятия: познакомиться с основными отличительными особенностями строения представителей основных отрядов надкласса Шестиногие, класса Насекомые Открыточелюстные (Insecta-Ectognatha) и скрыточелюстные (Insecta-Entognatha), освоить навыки работы с определителем.

Задание 1:

Возьмите коллекционный экземпляр, рассмотрите внимательно детали строения, раскройте определитель на стр. 3 и прочтите краткий очерк о внешнем строении насекомых. Определите по ключу к какому классу относится данное насекомое по таблице для определения классов на стр. 9, запишите ключ к определению, т.е. основные характеристики класса, в тетрадь. Пользуйтесь списком кратких сокращений на стр. 4.

ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССОВ

Бр. насекомого если и имеет на нижней стороне какие-либо придатки, то только на самом конце (церки, грифельки, яйцеклад, рис. 7). В большинстве случаев имеются крылья. Часть вторично бескрылы. Насчитывается более 2 млн. видов.

Класс Открыточелюстные насекомые (Insecta - E с tognatha )

Бр. взрослого насекомого имеет на нижней стороне придатки не только на последних, но и на первых кольцах, или имеется бр. прыгательная вилка. Крыльев нет. Мелкие или очень мелкие насекомые. Насчитывается около 2000 видов.

Класс Скрыточелюстные насекомые (Insecta - Entognatha )

Рис. 7. Грифельки на брюшке обыкновенного богомола

Задание 2:

Откройте определитель на стр. 11 и определите по ключу свой объект до отряда , по желанию можно определить насекомое и до семейства и далее до вида по полному определителю Н.Н. Плавильщикова (1994). Пользуйтесь вспомогательными рисунками в тексте.

Схема определения такова:

    Вы читаете тезу. Если она вам более-менее подходит, переходите к следующей тезе под следующим порядковым номером.

    Если вам теза не подходит, переходите на антитезу, номер которой дан в скобках тезы.

    В случае сомнения при выборе характеристики, следует прочитать и тезу и антитезу для сравнения.

Лабораторная работа должна быть подписана следующим образом.

Советское государство проявляет постоянную заботу об изучении, правильном использовании и охране природы. Каждый советский человек желает того, чтобы наши реки были чистыми, воздух - свежим и прозрачным, леса - здоровыми, а поля и луга - цветущими и плодородными. Там, где строятся города, развиваются промышленность и сельское хозяйство, забота о сохранении природы особенно необходима. Поэтому в нашей стране изданы законы, запрещающие загрязнять окружающую среду, истреблять ценных животных и растения.

Огромная армия насекомых - неотделимая часть природы. Значение насекомых в природе и народном хозяйстве велико и разнообразно. Они необходимы природе, и если на минуту представить, что насекомые исчезли, то вслед за ними исчезнет большинство растений, так как некому их будет опылять, начнут вымирать многие рыбы, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, ибо им нечем будет питаться, и т. д.

Однако, несмотря на огромное значение насекомых, они пока еще очень слабо изучены. Поэтому в настоящее время трудно сделать окончательный вывод о том, насколько тот или иной недостаточно изученный вид вреден или полезен.

Поэтому ученые пришли к выводу, что к насекомым надо относиться так же бережно, как к крупным позвоночным животным, многие из которых уже взяты под охрану. Собирать насекомых для музеев и учебных коллекций могут только специально подготовленные для этого работники. Важно твердо запомнить: коллекционировать насекомых для собственного развлечения - значит наносить ущерб природе. Такое бесполезное коллекционирование в настоящее время не допускается.

С другой стороны, есть некоторые виды насекомых, которые официально признаны серьезными вредителями, наносящими ущерб народному хозяйству и здоровью человека. Широко известен как вредитель колорадский жук, нападающий на картофельные поля; капусту уничтожают гусеницы бабочки-капустницы; урожай яблок в садах снижают плодожорки; лесные древостой объедают гусеницы сибирского и непарного шелкопрядов; сосновые культуры повреждают корнегрызы - личинки майского жука и т. д. Огромный ущерб животноводству наносят кровососущие насекомые - слепни, комары и другие двукрылые, которые, кроме того, могут переносить возбудителей болезней животных и человека, например малярии.

Поэтому становится понятным, по какой причине, несмотря на бережное отношение к насекомым в целом, против их отдельных вредных видов часто проводятся специальные истребительные мероприятия. Огромное же большинство насекомых вреда не приносит, и их следует оберегать.


Изучение и определение насекомых

Насекомые - самый многочисленный класс типа членистоногих. От других членистоногих (ракообразных, паукообразных, многоногих и др.) насекомых лучше всего отличать по числу ног - их всего 3 пары. У большинства взрослых насекомых развиты крылья, которых нет у других членистоногих.

Мир насекомых огромен и многообразен. Понадобился большой труд ученых, чтобы упорядочить это многообразие. Каждое насекомое имеет научное название на латинском языке, состоящее из двух слов, обозначающих род и вид. Этими названиями пользуются ученые всех стран, когда пишут о данном насекомом. В атласе-определителе, кроме латинского, приведены также общеупотребительные названия насекомых на русском языке.

Виды насекомых объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, которые и формируют класс насекомых.

Основной метод изучения насекомых - это наблюдение за ними в природе. Особенно интересны, например, посетители цветков, имеющие большое значение как их опылители. Некоторые насекомые быстро перелетают с цветка на цветок, и уследить за ними трудно. Другие же подолгу остаются на цветке, и за это время можно попытаться установить вид насекомого, сравнивая его с цветными изображениями. В прохладную погоду насекомые менее активны, и наблюдать за ними легче. Жуков и некоторых других насекомых с прочными покровами можно отловить в стеклянную банку, а после изучения выпустить обратно на растения. С бабочками, однако, так поступать нельзя - они повредят себе крылья о стенки банки.

В атлас-определитель включены сведения только о самых обычных насекомых, широко распространенных в европейской части СССР, и о немногих редких, подлежащих охране видах. Мелкие насекомые, длиной менее 5 мм, в книгу не включены.


Внешнее строение насекомых

Перед определением насекомых необходимо внимательно изучить их внешнее строение, выбрав для этого наиболее крупных представителей разных отрядов - бабочек, жуков и прямокрылых. Для работы необходимы 7-кратная лупа или бинокулярный микроскоп. С насекомыми при определении следует обращаться бережно, так как они очень хрупкие и малейшая неосторожность может привести к поломке коллекционного экземпляра.

Тело насекомых делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Грудь и брюшко поделены на поперечные кольца - сегменты, соединенные мягкими перепонками.

На голове имеются глаза сложного строения. Органами обоняния и осязания служат усики, которые состоят из отдельных члеников.

Схема строения насекомого на примере прямокрылого: 1 - голова; 2 - глаза; 3 - грудь; 4 - брюшко; 5 - крылья; в - ноги; 7 - яйцеклад.

Форма усиков служит важным признаком при определении насекомых. Усики, состоящие из длинных тонких члеников, называются нитевидными; усики с расширением на самом конце - булавовидными, с расширением в средней части - веретеновидными; усики с боковыми выростами, отходящими с обеих сторон члеников, называются гребенчатыми; коленчатыми именуются усики с резким изгибом; если на конце усиков имеются широкие пластины, то они называются пластинчатыми.

Типы усиков: 1 - нитевидные; 2 - булавовидные; 3 - пильчатые; 4 - гребенчатые; 5 - перистые; 6 - пластинчатые; 7 - коленчатые.

Важное значение при определении насекомых имеют ротовые органы. Твердую пищу насекомые размельчают двумя жвалами, которые являются основной частью грызущего ротового аппарата. Насекомые, питающиеся жидкой пищей (сок, нектар цветков, кровь и т. д.), обычно не имеют жвал; их ротовой аппарат состоит из хоботка - игловидного, как у комаров, или толстого, как у мух, иногда очень длинного, скрученного, как у бабочек. Ротовые органы сверху и снизу прикрываются пластинками - верхней и нижней губой

Строение ротовых органов насекомых очень разнообразно. Иногда имеются одновременно и жвалы и хоботок, такой ротовой аппарат называется грызуще-сосущим или грызуще-лижущим. Если насекомое перед сосанием прокалывает наружные покровы, то его игловидный ротовой аппарат называется колюще-сосущим. У некоторых насекомых ротовые органы недоразвиты.

Грудь состоит из трех сегментов - переднегруди, среднегруди и заднегруди. Верхнюю сторону грудных сегментов называют переднеспинкой, среднеспинкой и заднеспинкой.

К грудным сегментам снизу прикрепляются ноги, которых у насекомых 3 пары. Основные части ноги называются бедром, голенью и лапкой. Лапка обычно состоит из нескольких члеников и заканчивается коготком. Ноги у большинства насекомых тонкие, бегательные или ходильные. Ноги других типов отличаются следующими признаками: прыгательные ноги длинные, с утолщенным бедром; плавательные - широкие, покрытые рядами волосков; копательные - короткие, толстые, с зубцами по переднему краю; хватательные - с усаженными шипами бедром и голенью.

Типы ног: 1 - ходильные; 2 - прыгательные; 3 - плавательные; 4 - копательные; 5 - хватательные.

К спинной стороне среднегруди и заднегруди прикрепляются крылья. Их может быть 1 или 2 пары. Иногда крылья отсутствуют. Крыловая пластинка обычно тонкая, перепончатая, укрепленная сетью нитевидных утолщений - жилок. Передние крылья у некоторых насекомых сильно утолщены и превращены в надкрылья, служащие для защиты брюшка сверху. Задние крылья у таких насекомых в покое складываются и прикрываются передними, На поверхности крыльев некоторых насекомых имеются волоски или чешуйки.

На конце тела часто имеются придатки в виде тонких хвостовых нитей, клешней и т. д. У самок нередко развит яйцеклад. У ос, пчел, шмелей и других перепончатокрылых имеется жало, в спокойном состоянии втянутое внутрь брюшка.


Работа с коллекциями

Изучать признаки насекомых можно, пользуясь справочными коллекциями. Такие коллекции изготовляются специально для школ и других учебных заведений, они имеются в биологических кабинетах. Большие коллекции насекомых есть в музеях, научных институтах, на станциях защиты растений и в других организациях, которым эти коллекции необходимы для работы.

Каждый учащийся, имеющий желание изучать насекомых по коллекциям, может сделать это в биологических и энтомологических кружках, работающих в школах. Домах пионеров, в техникумах, научных и учебных институтах. Под руководством специалистов-энтомологов начинающий может быстро и с пользой овладеть навыками по определению насекомых, а это совершенно необходимо, прежде чем начинать серьезные наблюдения над насекомыми в природе,

Внешний вид различных насекомых: 1 - уховертка, 2 - скорпионница, 3 - вошь, 4 - веснянка, 5 - блоха.

Отлавливать насекомых в природе, как уже неоднократно указывалось, не следует. Однако можно работать с насекомыми, которые официально признаны серьезными вредителями, подлежащими уничтожению, например с колорадским жуком. Кроме того, проведение тематических наблюдений можно сопровождать сбором погибших насекомых. Много насекомых гибнет в лужах после сильных дождей или в водотоках при поливе сельскохозяйственных угодий. Этих насекомых надо извлечь из воды, отмыть мягкой кисточкой и наколоть на булавки, определив в дальнейшем их названия, Вечером насекомые летят на источники света и часто гибнут от соприкосновения с ними, Осенью многие насекомые умирают естественной смертью. В это время можно собрать немало стрекоз, мух и перепончатокрылых на тропинках и дорогах, около стен, и заборов, куда их переносит ветер.

Собранные материалы надо приводить в порядок без промедления. Мертвых насекомых, извлеченных из воды, пока они не засохли, следует наколоть на специальные энтомологические булавки, рас править, а после высыхания поместить в энтомологические коробки. Булавки и коробки продаются в зоологических магазинах. Если энтомологических булавок нет, то насекомых можно хранить на слоях ваты, упакованных в бумажные конверты. Эти конверты помещают в коробки с плотно пригнанной крышкой и кладут туда немного нафталина для защиты сухих насекомых от кожеедов и других вредителей. Сухих насекомых перед накалыванием на булавки размягчают, помещая на сутки в банку с влажным песком.

Работая со справочными коллекциями и собственными сборами, важно ознакомиться с правилами накалывания насекомых на булавки. Насекомых накалывают либо в середину груди (бабочки, мухи, перепончатокрылые), либо в основание правого надкрылья (жуки, тараканы, прямокрылые). Клопов-щитников накалывают в середину щитка. Бабочек расправляют на специальной расправилке или на самодельном станке, например на гладкой дощечке, в которой имеются прорези для тела бабочки. Крылья бабочки фиксируют в нужном положении полосками бумаги, которые накладывают сверху и закрепляют булавками. Таким же образом можно расправлять стрекоз, прямокрылых, перепончатокрылых. У жуков булавками в нужном положении закрепляют ноги и усики.

Каждое насекомое снабжают этикеткой - прямоугольником из белой бумаги, на котором имеются данные о месте и времени поимки насекомого. Этикетку подкалывают на ту же булавку снизу.

Полностью подготовленных насекомых хранят в энтомологических коробках с дном из торфа, пробки или пенопласта.

Коллекции хранят в шкафах в сухом месте. Иногда в коллекционные коробки проникают вредители коллекций, например жуки - чернотелки и кожееды, которые поедают сухих насекомых. Для защиты коллекций в угол коробки прикалывают марлевый мешочек с нафталином.

Внешний вид различных насекомых: 1 - таракан, 2 - богомол, 3 - подёнка, 4 - пухоед.


Определение насекомых

Определить насекомое - это значит правильно отнести его к конкретному отряду, семейству, роду, виду. Практическим работникам по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства необходимо точное определение вида вредителя, для того чтобы рекомендовать мероприятия по его истреблению; не менее важно правильно определить виды насекомых, наносящих вред здоровью человека, например отличить малярийного комара от близких видов, не являющихся переносчиками возбудителей малярии, и т. д.

Для определения насекомых созданы специальные книги-определители, состоящие из определительных таблиц. По таблицам, включенным в школьный атлас-определитель, можно установить принадлежность насекомого к отряду и семейству. Эти таблицы упрощены за счет того, что они учитывают признаки только крупных насекомых, длиной более 5 мм. В определительной таблице описаны и пронумерованы наиболее характерные признаки конкретной группы насекомых (отряда, семейства и т. д.); в скобках указан номер, под которым перечислены противоположные признаки, например:
1(6) Крыльев или их зачатков нет.
................................
6(1) Крылья или их зачатки имеются.

Определение начинают с цифры 1 . В данном случае прежде всего надо установить, есть ли у определяемого насекомого крылья хотя бы в виде зачатков или их нет. Бели крыльев нет, то подходит пункт 1 и, следовательно, нужно перейти к следующему за ним пункту 2. Бели крылья есть, то подходит пункт 6 и надо переходить затем к следующему за ним пункту 7. В дальнейшем вновь из двух противоположных пунктов надо выбрать подходящий по признакам и переходить к следующему за ним пункту. Определение заканчивают тогда, когда в конце подходящего пункта помещены русское и латинское названия отряда или семейства. К этой систематической группе относится определяемое насекомое.

Для того чтобы уточнить видовое название насекомого, необходимо по ссылке на страницу разыскать серию цветных рисунков насекомых из данного семейства и сравнить определяемое насекомое и рисунки. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение завершенным, надписать этикетку с названием насекомого и подколоть ее снизу на ту же булавку.

При этом, однако, необходимо помнить, что существует много насекомых, очень похожих друг на друга. Поэтому, для того чтобы убедиться в точности своего определения, надо внимательно прочесть описание признаков насекомого в тексте, помещенном рядом с рисунком. Надо учитывать также, что насекомые очень изменчивы по таким признакам, как размеры тела и окраска. По этим показателям часто различаются, например, самцы и самки, весенние и осенние формы одного и того же вида. Поэтому только самое тщательное изучение всех признаков насекомого может гарантировать от ошибки в определении обычных видов.

Конечно, не все насекомые могут быть определены по краткому школьному атласу-определителю. При желании можно воспользоваться более подробными определителями или атласами насекомых и по ним определять насекомых, отсутствующих в школьном атласе. Окончательно подтвердить правильность определения могут только специалисты-энтомологи, работающие в зоологических музеях, хорошо знающие насекомых и имеющие большой опыт их определения. К ним всегда можно обратиться за помощью.

Начинать определение следует с определительной таблицы основных отрядов. Всего известно 34 отряда насекомых. В определительную таблицу включен 21 отряд. Не включены отряды с ограниченным распространением, малочисленные группы и отряды первичнобескрылых насекомых, в основном состоящие из мелких форм.


Определительная таблица основных отрядов

2 (3) Темно-бурые мелкие насекомые, имеющие сжатое с боков тело. Задние ноги утолщенные, прыгательные. Обитают в норах животных и иногда в жилых домах. Личинки развиваются во влажном растительном мусоре....... Отряд Блохи (Siphonaptera)

3 (2) Белые или желтоватые мелкие насекомые с уплощенным телом. Задние ноги не прыгательные.

7 (28) Ротовой аппарат грызущий, т. е. имеются хорошо развитые жвалы, или грызуще-лижущий, когда имеются не только жвалы, но и хоботок, предназначенный для собирания нектара.

8 (11) Передние крылья представляют собой плотные, ороговевшие надкрылья, не имеющие жилкования.

9 (10) На конце тела имеются подвижные клешневидные придатки. Живут в верхних слоях почвы, в деревянных строениях, под корой усохших деревьев......... Отряд Уховертки (Dermaptera)

10 (9) На конце тела клешневидных придатков нет............................... Отряд Жесткокрылые, или Жуки (Coleoptera)

11 (8) Передние крылья тонкие, перепончатые, а если слегка уплотненные, то с хорошо заметным жилкованием.

12 (13) Усики очень короткие, малозаметные. Жилкование крыльев сетчатое. Крупные насекомые с длинными крыльями..................................... Отряд Стрекозы (Odonata)

13 (12) Усики вполне развитые, длиннее головы.

14 (15) Голова вытянута вниз наподобие клюва. Взрослые насекомые встречаются на сырых лугах и в лесах. Личинки развиваются в почве.... Отряд Скорпионницы (Mecoptera)

15 (14) Голова не вытянута в клюв.

16 (21) Передние крылья плотные, кожистые, хорошо отличаются от перепончатых задних крыльев.

17 (18) Передние ноги сильно изменены, приспособлены для схватывания добычи. Живут среди растений и подстерегают других насекомых, служащих им пищей............... Отряд Богомолы (Mantoptera)

18 (17) Передние ноги не хватательные.

19 (20) Задние ноги утолщенные, прыгательные, или передние ноги копательные, напоминают передние ноги крота....................... Отряд Прямокрылые (Orthoptera)

20 (19) Передние и задние ноги не измененные, ходильные. Живут в лесах, в подсохшей листве на почве, некоторые виды обычны в домах....................... Отряд Тараканы (Blattoptera)

21 (16) Передние крылья тонкие, перепончатые, такие же, как задние.

22 (27) Жилки на передних и задних крыльях образуют густую мелкоячеистую сеть, состоящую из нескольких десятков ячеек.

24 (23) Усики прикреплены перед глазами, т. е. ближе к ротовым органам.

25 (26) Переднегрудь сильно удлинена. На переднем крае крыла у его вершины имеется темное пятно. Личинки живут в мертвой опавшей листве, под корой деревьев....... Отряд Верблюдки (Raphidioptera)

26 (25) Грудь не удлинена. На передних крыльях темного пятна нет. Личинки живут в ручьях, а взрослые насекомые - среди растительности............... Отряд Вислокрылки (Мegaloptera)

27 (22) Жилки на передних и задних крыльях образуют крупноячеистую сеть, состоящую самое большее из 10-15 ячеек............... Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera)

28 (7) Ротовой аппарат не грызущий, т. е. жвалы не развиты, обычно имеется хоботок. Иногда все части ротового аппарата недоразвиты.

29 (30) Передние крылья на конце тонкие, перепончатые, прозрачные, остальная поверхность крыльев утолщенная, кожистая........ Отряд Полужесткокрылые, или Клопы (Hemiptera)

30 (29) Передние крылья целиком тонкие, перепончатые, прозрачные.

31 (34) Крылья полностью покрыты волосками или чешуйками.

32 (33) Крылья покрыты легко стирающимися чешуйками, образующими рисунок. Хоботок спирально закручен, иногда недоразвит............. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки (Lepidoptera)

33 (32) Крылья покрыты волосками. Ротовые органы недоразвиты. Личинки живут в водоемах, большинство - в трубочках, которые они сооружают из песчинок, ракушек, растительных частиц и т.д. ....................................... Отряд Ручейники (Trichoptera)

34 (31) Крылья гладкие, без покрова из волосков и чешуек, изредка такой покров имеется только вдоль жилок.

35 (36) Развита всего 1 пара крыльев.... Отряд Двукрылые, или Комары и мухи (Diptera)

36 (35) Развиты 2 пары крыльев. У мелких видов, образующих колонии на растениях, крылья нередко отсутствуют.

37 (38) Ротовой аппарат в виде колющего хоботка. Крылья в покое складываются кровлеобразно. Нередко крылья отсутствуют. Живут на растениях, питаются их соками, обычно образуют колонии. Переносят возбудителей вирусных болезней...... Отряд Равнокрылые (Homoptera)

38 (37) Ротовой аппарат недоразвит, хоботка нет.

39 (40) Усики короче головы. Передние ноги удлинены. Личинки живут в слабопроточных водоемах. Взрослые насекомые появляются в весенне-летний период, нередко образуют рои. Живут очень недолго................. Отряд Поденки (Ephemeroptera)

40 (39) Усики значительно длиннее головы. Передние ноги не длиннее средних и задних. Личинки живут в ручьях и быстрых реках............... Отряд Веснянки (Plecoptera)


(Insecta)

класс беспозвоночных животных типа членистоногих. Тело членистое, покрыто плотной кутикулой (См.), образующей наружный скелет; подразделено на 3 отдела - голову, грудь и брюшко. Голова несёт ротовые органы, глаза и пару усиков; образована плотной головной капсулой; имеются парные сложные глаза и простые глазки; усики, или антенны (нитевидные, щетинковидные, булавовидные, перистые, пластинчатые и др.), служат органами осязания и обоняния. Ротовые органы (верхняя и нижняя пара челюстей, и нижняя губа) сверху прикрыты верхней губой. Дифференциация ротовых органов связана с приспособлением к различным способам питания. Из исходных грызущих ротовых органов прямокрылых, жуков, перепончатокрылых и др. возникли сосущие органы (рабочий орган - хоботок) бабочек, мух, приспособленные для использования жидкой пищи, и колюще-сосущие - клопов, равнокрылых, трипсов, кровососущих комаров, слепней и др., питающихся клеточным соком растений и кровью животных. Грудь трёхчлениковая, несёт обычно 3 пары членистых ног, а у большинства и; снабжена сильной мускулатурой, имеет прочный скелет и подразделяется на передне-, средне- и заднегрудь. На каждом сегменте груди - по 1 паре ног. Ноги членистые, подразделяются на тазик, вертлуг, бедро, голень и заканчиваются членистой лапкой с парой концевых коготков. Помимо передвижения (ходильные, бегательные, прыгательные и плавательные ноги), у некоторых Н. ноги приспособлены для поимки добычи (хватательные), рытья (роющие) или для сбора цветочной пыльцы (собирательная задняя пара ног у пчелиных). У крылатых Н. средне- и заднегрудь несут по паре перепончатых крыльев, укрепленных сетью жилок. Расположение жилок характерно для разных групп Н. и имеет значение для систематики. Брюшко - многочленистое, содержит до 11 сегментов, у взрослых Н. лишено развитых ног; у многих Н. имеет концевые придатки: парные членистые или нечленистые церки, иногда непарный парацерк, у самки - или, у самца - пару нечленистых грифельков (рис. 1 ).

Анатомическое строение Н. сложно. Пищеварительная система представлена кишечным каналом, состоящим из переднего, среднего и заднего отделов и слюнных желёз. Строение органов пищеварения различно в зависимости от типа пищи. Кровеносная система незамкнутая; передвижение крови (гемолимфы), заполняющей полость тела, обеспечивается спинным сосудом с пульсирующим отделом - сердцем. Дыхательные органы - сложная система ветвящихся воздухоносных трубок - трахей (См.), заканчивающихся тончайшими капиллярами - трахеолами; воздух поступает в трахейную систему через дыхальца по бокам тела и непосредственно достигает тканей и клеток тела. Выделительные органы представлены мальпигиевыми сосудами (См.), удаляющими из организма ненужные и вредные продукты жизнедеятельности. Развитие Н. и многие процессы их жизнедеятельности регулируются гормонами, выделяемыми эндокринными железами, связанными с нервной системой. У многих Н. развиты пахучие, ядовитые, воскоотделительные и шелкоотделительные железы. Половая система состоит из желёз (семенники у самца, яичники у самки и придаточные железы) и выводящих протоков; у самцов высших Н. имеется сложный копулятивный аппарат.

Нервная система представлена так называемым головным мозгом и брюшной нервной цепочкой, состоящей из нескольких узлов - ганглиев (рис. 2 ). Помимо зрения, Н. обладают осязанием, обонянием, вкусом, слухом и гигротермическим чувством. Поведенческие реакции Н. отличаются большим разнообразием и сложностью (см.).

Развитие Н. сопровождается сменой стадий (фаз) и превращением - ом; при неполном превращении выражены лишь 3 стадии - яйцо, личинка (нимфа) и взрослое Н., или; при полном - между личинкой и имаго есть ещё стадия куколки (См.) (рис. 3а-г ). Жизненный цикл разнообразен, определяется числом поколений в году, особенностями сезонного развития и характером диапаузы (См.).

Систематика Н. Известно около 1 млн. видов Н., т. е. больше, чем всех остальных животных и растений вместе взятых. Ежегодно описывают тысячи новых видов; истинное число видов Н. на земном шаре, вероятно достигает 2 млн. В СССР - 80-100 тыс. видов, но изучены далеко не все. Из-за большого разнообразия их классификация очень сложна; существует несколько разных систем. По одной из них Н. делят на 2 подкласса: низшие, первичнобескрылые, или, с 4 отрядами (бессяжковые, ногохвостки, двухвостки и щетинохвостки) и высшие, крылатые, или. Высших, крылатых Н. разделяют на Н. с неполным превращением и с полным превращением. К Н. с неполным превращением относятся (из ныне живущих) отряды подёнок (См.) и стрекоз (См.) (иногда объединяемые в группу древнекрылых, противопоставляемую всем остальным крылатым Н., называемым новокрылыми), а также, богомоловые, или, прямокрылые, и. Н. с полным превращением включают следующие отряды: , .

По другой системе, Н. разделяют на 2 подкласса: энтогнатные, или скрытночелюстные (Entognatha), с 3 отрядами (, и) и эктогнатные, наружночелюстные (Ectognatha) - и все высшие Н. Всё разнообразие Н., их анатомию, эмбриологию, физиологию, экологию, их распространение, методы борьбы с вредителями изучает.

Роль Н. в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела др. животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Н. дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые Н. полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных - млекопитающих, птиц и рыб. Сред Н. много опасных вредителей растений и животных. Большой вред Н. наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и др. Численность многих Н. в популяциях непостоянна, у некоторых видов может повышаться во много раз (см.).

Г. Я. Бей-Биенко.

Ископаемые насекомые. Единичные остатки ногохвосток обнаружены в среднем девоне. С середины карбона Н. становятся многочисленными и представлены преимущественно вымершими отрядами - палеодиктиоптерами, гигантскими стрекозами, таракановыми и др. В перми появляются первые жуки, скорпионницы и др., а в триасе - первые перепончатокрылые. Юрские Н. известны только из Евразии; характерно обилие жуков, двукрылых и др. С раннего мела появляются многие новые семейства, формирующие кайнозойскую фауну Н., которая уже с палеогена мало отличалась от современной. Остатки ископаемых Н. помогают определить геологический возраст отложений, климат и биогеоценозы прошлого. Ископаемые Н. изучаются в ряде стран, особенно широко с 1930-х гг. в СССР, где открыто около 500 местонахождений и собраны обширные коллекции.

Б. Б. Родендорф.

Лит.: Шванвич Б. Н., Курс общей энтомологии, М. - Л., 1949; Учебник медицинской энтомологии, под ред. В. Н. Беклемишева, ч. 1-2, М., 1949; Щеголев В. Н., Сельскохозяйственная энтомология, М. - Л., 1960; Данилевский А. С., Фотопериодизм и сезонное развитие насекомых, Л., 1961; Андреев К. П., Ветеринарная энтомология и дезинсекция, М., 1966; Воронцов А. И., Лесная энтомология, 2 изд., М., 1967; Шумаков Е. Н., Брянцева И. Б., Вредные и полезные насекомые, 2 изд., Л., 1968; Гилмур Д., Метаболизм насекомых, пер. с англ., М., 1968; Яхонтов В. В., Экология насекомых, 2 изд., М., 1969; Бей-Биенко Г. Я., Общая энтомология, 2 изд., М., 1971; Основы палеонтологии. Членистоногие, трахейные и хелицеровые, М., 1962; Родендорф Б. Б., Палеоэнтомологические исследования в СССР, "Тр. Палеонтологического института АН СССР", 1957, т. 66, с. 1-105.

Рис. 1. Схема внешнего строения насекомого: 1 - головная капсула; 2 - усики; 3 - сложные глаза; 4 - простые глаза; 5 - верхняя губа; 6 - жвалы; 7 - нижние челюсти; 8 - нижняя губа; 9 - переднегрудь; 10 - среднегрудь; 11 - заднегрудь; 12 - нижние полукольца (стерниты) грудных сегментов; 13 - их верхние полукольца (тергиты); 14 - их бочки (плейриты); 15 - тазик; 16 - вертлуг; 17 - бедро; 18 - голень; 19 - лапка; 20 - крылья с системой жилок: К - костальная жилка, Ск - субкостальная, Р - радиальные, М - медиальные (срединные), Ку - кубительные, А - анальные жилки; 21 - брюшко; 22-23 - тергиты и стерниты брюшных сегментов; 24 - церки; 25 - яйцеклад; 26 - стигмы.

Рис. 2. Схема внутреннего строения насекомого: 1 - ротовая полость; 2 - слюнные железы; 3 - пищевод; 4 - зоб; 5 - мышечный желудок; 6 - средняя кишка; 7 - тонкая кишка; 8 - прямая кишка; 9 - мальпигиевы сосуды; 10 - головной мозг; 11 - подглоточный ганглий; 12 - брюшная нервная цепочка; 13 - спинной сосуд; 14 - аорта; 15 - яичники; 16 - яйцеводы; 17 - семяприёмник; 18 - придаточные железы; 19 - крыловые мышцы средне- и заднегруди.

Рис. 3а. Нимфы насекомых с неполным превращением: 1 - щитовка Aspidiotus; 2 - клоп-черепашка; 3 - стрекоза коромысло; 4 - подёнка; 5 - веснянка. Личинки насекомых с полным превращением: 6 - могильщик; 7 - щелкун; 8 - майский хрущ; 9 - бронзовка; 10 - короед.

Рис. 3б. Личинки насекомых с полным превращением: 1 - вислокрылка; 2 - жук-хищник Stenus bipunctatus; 3 - чёрная жужелица; 4 - хлебная жужелица; 5 - жук-вертячка; 6 - водолюб; 7 - златка; 8 - усач; 9 - листоед; 10 - щитоноска; 11 - скорпионница; 12 - верблюдка.

Рис. 3в. Личинки насекомых с полным превращением: 1 - муравьиный лев; 2 - малярийный комар; 3 - комар-кусака; 4 - львинка; 5 - долгоножка; 6 - слепень; 7 - комнатная муха; 8 - чехлик ручейника Grammotaulius; 9 - мешочница, гусеница в чехлике; 10 - пяденица; 11 - тутовый шелкопряд.

Взрослые формы насекомых: 1 - перелётная саранча; 2 - уховёртка; 3 - эмбия; 4 - веснянка; 5 - постельный клоп; 6 - лобковая вошь; 7 - клоп-черепашка; 8 - ягодный клоп; 9 - гладыш.

Взрослые формы насекомых: 1 - стрекоза-красотка; 2 - медведка; 3 - зелёный кузнечик.

Взрослые формы насекомых: 1 - щетинохвостка-махилис; 2 - обыкновенная подёнка; 3 - богомол; 4 - чёрный таракан; 5а - туркестанский термит, рабочий, 5б - солдат, 5в - крылатая особь.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: изучение характерных признаков класса “Насекомые”, формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.

Задачи:

Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых; познакомить учащихся с различными видами насекомых.

Развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать развитию познавательного интереса, воображения.

Воспитательные: способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетрадь на печатной основе, листочки с заданием.

Ход урока

I. Включение в деятельность.

– Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

– Молодцы. А теперь улыбнитесь своему соседу по парте. Пусть ваши улыбки украсят наш урок, и ничего не омрачит вашего хорошего настроения.

II. Актуализация ранее изученного.

– Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Ответы детей)

– Что есть общего у разных растений? (Ответы детей)

– Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Если я называю корнеплод, то вы закрашиваете кружок коричневым цветом, если я называю плод, то вы кружок закрашиваете жёлтым цветом.

  • Свёкла;
  • Огурец;
  • Морковь;
  • Кабачок;
  • Редис;
  • Арбуз.

(Проводится проверка задания).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха принесли нам в конвертике загадки. Отгадайте их и тогда сможете назвать тему нашего урока.

Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

– Правильно. Тема нашего урока: “Кто такие насекомые?”. Мы познакомимся с животными класса насекомых и вы научитесь отличать их от других животных.

IV. Работа по теме урока.

– И сегодня они приглашают вас в гости!

– Ребята, посмотрите на этих животных. (Слайд 2). Прочитаем их название. Обратите внимание на внешний вид. Что общего у всех этих животных? (Ответы детей). (Слайд 3).

Вывод: “Хотя насекомые очень разные у всех шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное - насекомое, а какое - нет, надо посчитать его ножки”.

– Все насекомые имеют общее строение. (Слайд 4). Тело насекомого состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко. У всех насекомых шесть ножек. Существует более 2 миллионов различных видов насекомых. Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; густой траве; и в старом пне. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют растениеядными. He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Эти насекомые питаются комарами, различными мошками. Некоторые насекомые могут не есть годами. Почти все насекомые имеют крылья и являются отличными летунами.

– Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления, ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни!

– Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет.

– Сейчас мы с вами более подробно познакомимся с некоторыми видами насекомых.

Божья коровка.

– Маленького красного жучка с черными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступает капелька оранжевой жидкости – “молочка” Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровки. (Слайд 5). Большинство божьих коровок хищники и питаются насекомыми, которые повреждают сельскохозяйственные растения. За один день божья коровка съедает от 50 до 200 тлей.

Кузнечик (Слайд 6).

– Кузнечики встречаются практически по всей территории России. Они питаются мелкими бабочками, гусеницами бабочек, двукрылыми насекомыми. Кузнечики охотятся ночью. Кузнечику зелёная окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Живёт кузнечик в тёмных пещерках, питается в основном растительной пищей. Длинные усы помогают кузнечику далеко вокруг себя ощупывать предметы.

Пчела (Слайд 7).

– Весь день трудяга пчела собирает нектар с цветов, затем несёт его в свой домик. Живут пчёлы большими дружными семьями. За лето пчелиная семья собирает до 150 килограммов мёда.

– В мире около 20 тысяч видов пчел. Чтобы произвести 500 г меда. Одной пчеле нужно 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. У пчелы пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди.

V. Физкультминутка

. (Слайд 8).

– Давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

VI.

Продолжение работы по теме урока.

– Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники.

– Отгадайте загадку:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза).

– Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Охотится на комаров и мошек. Добычу ловит ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. (Слайд 9). У стрекозы глаза занимают почти всю голову. Она смотрит во все стороны и, не поворачивая головы, хватает длинными ногами добычу. Стрекозы совершают многокилометровые перелеты.

– Один из самых заметных и красивых видов насекомых – это бабочки. (Слайд 10). Бабочки встречаются по всему миру. Насчитывается 150 тысяч видов. Рисунок на крыльях создается сочетанием окрашенных чешуек, содержащих пигменты различные. Окраска бабочки напоминают лепестки диковинных цветов. Крылья бабочки нежные, но могут выдерживать очень длинные перелёты. (Слайд 11). За красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница и так далее.

Муха. (Слайд 12).

– Глаза мухи видят сразу во многих направлениях. Комнатная муха ходит вверх ногами, потому что на ее лапках есть клейкие подушечки. Чтобы удержаться в воздухе, комнатной мухе приходится делать 200 взмахов крыльями в минуту. Ротовая часть мухи похожа на хоботок, с помощью которого она подбирает пищу.

VII. Закрепление изученного материала.

(Групповая работа).

– Вам даны силуэты животных. Выберите только насекомых и раскрасьте их. (Учащиеся выполняют задание).

– Посмотрите, какая красивая коллекция насекомых у нас получилась. Коллекция – это предметы, собранные на одну тему. Какую же коллекцию собрали мы? (Ответы детей).

– Подумайте, зачем нужны насекомые? (Ответы детей)

– Правильно, насекомые украшают нашу природу. (Слайд 13).

– Они опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок на крыльях, на лапках. (Слайд 14).

– Посмотрите слайд и назовите, что человек получает от насекомых? (Слайд 15). (Ответы детей).

– Ребята, как нужно относиться к насекомым. (Ответы детей).

– Насекомые – это часть окружающей нас природы, относиться к ним мы должны бережно.

– С каким видом животных мы сегодня познакомились на уроке? (Ответы детей).

– Приведите примеры насекомых. (Ответы детей).

– Каких животных мы называем насекомыми? (Ответы детей).

– У каждого из вас на парте находятся 3 солнышка. Если урок вам понравился, и вы на уроке работали хорошо, поднимите солнышко, которое улыбается. Если вы на уроке что-то не поняли – солнышко, которое просто смотрит. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то солнышко, которое грустит.

(Дома дети выполняют задания в рабочей тетради).