О дружбе разных народов. О дружбе народов. «Проектная и исследовательская

Пословицы на тему дружбы не потеряют своей актуальности никогда и даже в наше время революционных информационных технологий найдется место старой доброй пословице о дружбе ,взаимопомощи и товариществе.
Красиво петь, рассказывать истории и сказки, да так чтоб тебя слушали с упоением, под силу не каждому. Другое дело - пословица или поговорка про верность ,про дружбу народов ,старых друзей в разговорной речи мы часто их используем, и даже не замечаем этого.

Друг неиспытанный, что орех не расколотый.
Не изведан - друг; а изведан - два.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.

Известно, что пословицей или поговоркой может называться не каждое изречение. Поговорка,а также поговорка - это фраза придуманная народом, его устное творчество. Если сформулировать по-другому, называть поговоркой можно короткие фразы, в употребляемые во время разговора, которые используются для описаний различный жизненных ситуаций. на этой странице вы найдете самые лучшие русские поговорки и пословицы о дружбе.

Даль Владимир Иванович, составитель известного сборника «Пословицы русского языка», считал, что пословица подобна притче, только маленькая. Он утверждал, что это мнение, соображение и мудрая подсказка, созданная народом и вошедшая в разговорную речь.

Как раскрывается в пословицах тема дружбы.

Дружба - это когда людям комфортно находиться друг с другом, у них схожие интересы и взгляды те или иные ситуации. Между друзьями обязательно есть доверие, друг может не только похвалить, но и раскритиковать, указать ошибки в действиях. Однако его негативный отзыв не может обидеть или оскорбить, в том и ценность друга - он всегда говорит правду. Наш народ придумал немало мудрых и поучительных пословиц о дружбе ,поговорок о дружбе народов и важно сохранять и беречь это величайшее наследие. Обязательно знакомьте детей с пословицами о дружбе,товарищеской взаимопомощи,учите их наизусть.

Русские пословицы о дружбе.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Вдруг не станешь друг.
Для друга нет круга.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друзья до черного дня.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Если у вас с каким-нибудь человеком появились общие интересы, это вовсе не означает, что вы станете друзьями. Ведь дружба это что-то большее, воссоединение на духовном уровне. Такому типу отношений свойственны глубина и искренность. Друг мгновенно сможет уловить ваше настроение и даже его причину, только взглядом, без лишних слов. Заметит то, на что окружающие не обратят внимание. И каждый друг будет поддерживать вас абсолютно бескорыстно.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть,
но дружба народов вечна и нерушима.

Дружба народов - сильнее бури, ярче солнца.

Когда поет узбек, ему подпевает таджик.
Когда играет таджик, танцует узбек.

Дружба людей гору сокровищ создает.

Язык дружбы не нуждается в переводе.

Если бы не дружба, то люди бы пропали.

Дружба и братство - Лучше богатства.
Рифмованная форма пословицы позволяет ей запомнится с первого раза и надолго. Практически для любой ситуации найдется поговорка, способная кратко и лаконично описать положение дел. При общении она придет на ум только тогда, когда появится повод. В поговорках не редко встречаются рекомендации для дальнейших действий при определенных обстоятельствах.

В развитии ребенка роль поговорок и пословиц велика. Учить их малыши начинают, когда уже умеют разговаривать, пусть даже неуверенно. В детском саду и школе дети узнают все больше этих изречений, используя их не только на уроках, но и в разговорах между собой, подражая при этом взрослым.

Большое количество известных и часто используемых пословиц и поговорок вы найдете на нашем сайте.

Лучшие русские пословицы о дружбе народов,дружбе старых друзей. Для детей и взрослых.

Наши национальности, народности.

Дружба народов: «Я, ты, он, она! Вместе – дружная семья!»

Цель:

Цель: воспитывать взаимоуважение и дружбу между детьми разных национальностей.
Задачи: - сформировать между детьми дружеские взаимоотношения;
- научить детей помогать друг другу, уважать и ценить
отношение между людьми;
-развивать дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине: ее природе, обычаям, традициям.

Образовательные области: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.

Звучит музыка песни "Я, ты, он, она...", можно нарезать припев : Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах! (Выходит ведущий)

Ведущий: На фестиваль, на фестиваль!

Ещё такого сад не знал!

Мы приглашаем всех на праздник,

Веселый зимний фестиваль!

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят.

Ведущий: На земле живёт очень много людей. И все они совершенно разные, не похожие друг на друга.

Большие и маленькие,

Грустные и весёлые,

Худые и толстые,

Чёрные и белые.

Все они живут в разных городах, в разных странах, говорят на разных языках, носят разную одежду.

Каждая страна имеет свою культуру, свои традиции, свои национальные костюмы.

Мы живём с вами в России. Мы россияне, мы русские. Наша Родина славится широкими полями, густыми лесами, полноводными реками и трудолюбивым, дружелюбным и хлебосольным народом. А вы знаете, что Россия – это огромная страна, где живут представители разных национальностей? Да, здесь живут и казахи и татары, и белорусы, и украинцы, и армяне и негры, и русские. И как замечательно, что все они живут в мире и согласии.
На земле много стран, но в какой бы стране не жил человек, он мечтает о мире, о счастье для себя и для своих детей.

Русские, казахи, негры, украинцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России - на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Совсем не важно, к какой национальности относится человек. Главное, чтобы он был добрым, отзывчивым, и тогда рядом с ним будут настоящие друзья.

Сегодня мы отправимся в путешествие по разным странам. Вот у меня волшебный глобус, он похож по форме на нашу землю, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете. Я вас приглашаю в увлекательное путешествие, узнать в каких странах как танцуют. Ну что, готовы?

Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие начнись!

прикрепляя цветок с названием Россия на глобус)

Этим цветочком мы отметим страну, в которую попадём, Россия.

Ведущий:

Я - русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я - русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Встречайте, самых маленьких воспитанников фестиваля. Младшая группа «Гномики» - РОССИЯ. (ВЫСТУПЛЕНИЕ) АППЛОДИСМЕНТЫ.

(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя цветок с названием АФРИКА на глобус).

Этим цветочком мы отметим следующих гостей нашего фестиваля, страну, в которую мы попадём.

Ведущий: Попали мы с вами в Африку. Самую солнечную страну, где живут чернокожие люди-негры.

Негры в Африке живут

Песни звонкие поют,

Каждый день едят бананы

И играют в барабаны. Лучше места в мире нет,

Нам горячий шлют привет! Средняя группа «Звездочки».

Играет песня « ? », выходят дети средней группы «Звездочки», читают стихи – показ слайдов. СЦЕНКА Сценарий прилагается.

АППЛОДИСМЕНТЫ.

(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя цветок с названием КАЗАХИ на глобус).

Какая же следующая страна? КАЗАХСТАН!

Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы,
Закаты, как в сказке, и звездные ночи,
Рассветы ясны, как красавицы очи.

А представят нам эту страну ребята старшей группы «Фантазеры» (ВЫСТУПЛЕНИЕ) АППЛОДИСМЕНТЫ.

Ведущий:

Ну-ка глобус, раз два три! Нас в страну перемести.

Армения , красивая страна
Там есть великая гора.
И озеро там, где вода чиста, как небо голубое.

Есть в мире светлая страна.
Там чудных дней она полна.

«Лучики» познакомят нас с этой красивой страной.

Ведущий:

Ну-ка глобус, раз два три! Нас в следующую страну перемести.

(Кручу глобус, прикрепляю цветочек) .

Ведущий:

Наше путешествие продолжается в другую интересную страну, традиции и обычаи которой во многом связаны с Россией. Там живут такие же славяне, как и мы. Украина.

Здравствуй, краса Украина!
Салом и хлебом богата!
От Чудо Двины до устья Дуная
В подсолнухах гордо шагая.

Воспитанники подготовительной группы «Ромашка» познакомят нас с этой интересной страной.

( Звучит фонограмма: Я, ты, он, она вместе целая страна.

Ведущий:

Наш конкурс только игра,

Игра похожая на сон,

Сердец веселых перезвон

Всех нас роднит, и всех зовет (Выходят все народности)

Ребёнок:

Солнышко для всех одно,

Ярко светит всем оно.

Радуга для всех одна,

Одна на всех земля, луна.

Нужно всем нам в мире жить,

Всем друг друга уважать

И никого не обижать!

Ведущий: Пусть всегда на планете «Земля», светит солнце.

Пусть никогда не будет войны

А наш фестиваль подошел к концу. Давайте вспомним:

В каких странах мы с вами побывали?

Вам понравилось?

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети под музыку выходят из зала.

Ведущий: С егодня мы с вами говорили о дружбе разных народов, о взаимопонимании и уважении. Надеемся, вы прониклись этими чувствами по отношению друг к другу, мы разные, но живем на Великой земле России и только терпение, взаимопонимание и уважение поможет нам сохранить ее для следующих поколений.

На этой позитивной ноте заканчиваем мы наш красивый праздник.

Спасибо всем за внимание! Счастья Вам, мира, добра и радости! До новых встреч!

На нашей красивой планете есть место, где всегда дружно и весело жили русские, казахи, татары: дети и их родители.

Мальчики с папами ходили на охоту, а девочки с мамами выращивали фрукты и овощи, варили вкусное варенье и пекли пироги. В этом чудесном городе была водяная дамба, которая давала городу чистую питьевую воду, поливала все огороды и сады. Каждый год у людей было много урожая. Они заготавливали фрукты и овощи впрок. С наступлением снежной зимы - катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков, а вечером - ходили друг к другу в гости, пили чай с вареньем и пирогами, рассказывали сказки, смеялись.

Год летел за годом и, казалось, ничто не может изменить их счастливую жизнь.

У казахской семьи, как и у русских, татар, был свой уютный домик. Он стоял на окраине, у самого городка. С наступлением весны казахская семья покрасила домик в розовый цвет, а ставни и двери в белый с розовым горошком. Зелёная трава покрылась жёлтенькими цветочками, и в голубой речке, которая протекала в их яблоневом саду, появились золотые рыбки.

Всю весну казахская семья работала в огороде как и другие. Вырастили они к осени прекрасный урожай помидоров, огурцов, картофеля. Яблони, персики, груши дали необыкновенный урожай. Ветки деревьев были усыпаны плодами. Деревья были очень высокие, и казахской семье приходилось ставить большую лестницу, чтобы дотянуться до макушек деревьев.

Однажды, ранним утром, когда женщины пекли пироги, в дом вбежали дети тяжело дыша и перебивая друг друга:

Мама, мама! Беда, беда, пришла!

Что случилось, милые ребятки? - спросила мать.

В городе перекрыло дамбу, - взволнованно говорили они.

Упал огромный старый дуб и перекрыл всю воду.

Речка потекла в обход городу, у нас нет больше воды, мы погибнем. В городе будет засуха, наш урожай, наши деревья, всё погибнет без воды.

Наши персики, наши персики, наши любимые пироги из персиков, наше варенье!- заплакали ребятки.

Тише, тише, не плачьте!- сказала мать.

Она обняла своих чад, поцеловала, усадила за стол, отрезала пирог из персиков и налила молока.

Мы что-нибудь придумаем, мы обязательно придумаем.

После завтрака вся семья взялась за руки, и они побежали к тому месту, где упал дуб.

Там уже собрались и русские, и татары. Дети и их родители пытались отодвинуть дуб, но он был огромный- преогромный и ничего не получалось. Все усердно работали.

Что теперь будет, что теперь будет, как наши сады?

Маленькие детки стали плакать. Им было страшно. Мама русской семьи вдруг вскрикнула:

Если мы не сможем отодвинуть дерево, то тогда давайте пророем маленькие ручейки к каждому дому, пусть немного, но у нас будет вода для пищи и полива.

Все обрадовались этой идеи и побежали за лопатами. Дети вместе с родителями, старшие и младшие, трудились три дня и три ночи. И, наконец, тоненькие ручейки стали поливать сады и огороды. Но с каждым днём солнце становилось ярче и жарче. Воды не хватало. Растения и деревья стали засыхать, и урожай начал осыпаться. Тогда все люди собрались вновь и стали решать, как им теперь быть.

– А если нам всем вместе отодвинуть дуб, который перекрыл дамбу?

И тогда все русские, татары, казахи собрались с силами, обеими руками обхватили могучий дуб и освободили дамбу. Чистая, прозрачная вода заполнила высохшую речку и как прежде побежала по своему руслу, поливая все сады и огороды.

Ура, ура! - закричали все дети. Мы спасены!


Испокон веков дружба воспринималась как самое благородное чувство, присущее человеку разумному. О ней слагались легенды и песни, а поговорка: «Сам погибай,
но друга спасай!» была непреложным законом для наших воинов.

Дружба между отдельными племенами и народами с древних времен длилась порой веками. Люди приходили на выручку соседям в трудную для них минуту в надежде, что те тоже не оставят их без защиты, когда беда нагрянет и к ним, а одолеть ее в одиночку не будет ни сил, ни возможности.

Но не всегда эти надежды сбывались. Человеческая память коротка, добрые дела соседей часто забывались. Для примера рассмотрим наши взаимоотношения с Болгарией.

Всем известно, что болгары несколько столетий находились под пятой Османской империи. Когда они подняли восстание против поработителей, Россия была единственной страной, пришедшей им на помощь. Героическая оборона русскими солдатами Шипки – один из многих эпизодов реальной военной помощи болгарскому народу, а ее цена – десятки тысяч погибших наших соотечественников.

Благодаря России Болгария стала в 1878 году княжеством, хотя еще считалась вассалом Турции, а в 1908 год получила полную независимость и смогла появиться на мировой арене как самостоятельное государство. Казалось, после этого возрождения болгары будут с благодарностью помнить наше участие в их борьбе, и будут платить нам самым теплым дружеским отношением.

Но через несколько лет после приобретения независимости болгарские правители стали союзниками кайзеровской Германии, воевавшей с нами в Первой мировой войне. Тогда Россия кинулась спасать сербов от австрийской агрессии, а Болгария, наоборот, сама напала на Сербию в надежде захватить ее земли. Противостояние доходило даже до боевых столкновений между российскими и болгарскими войсками.

После окончания войны прошло немногим больше 20 лет, и Болгария снова вступила в союз с Германией, уже гитлеровской. В военных действиях против советских войск болгарская армия участия не принимала, но всевозможная экономическая помощь вермахту оказывалась.

После разгрома Германии Болгария выбрала путь социалистического развития и вскоре стала одной из самых дружественных нам стран. Отношения между нашими государствами настолько окрепли, что возникли слухи о возможном присоединении ее к СССР как еще одной союзной республики. Даже поговорка появилась среди наших сограждан: «Курица – не птица, а Болгария – не заграница». И песня о солдате Алёше постоянно звучала в эфире.

Но грянула перестройка, Советский Союз распался на отдельные государства, а Болгария переметнулась из «Варшавского договора» в НАТО, и с тех пор отношение ее к нашей стране становилось всё более прохладным. В последнее время нам было отказано в прокладке газопровода Южного потока по ее земле, и он оказался замороженным на неопределенное время. Был запрещен также пролет нашей транспортной авиации над ее территорией для снабжения ограниченного российского контингента войск в Сирии. Болгарские власти даже обвинили нас в якобы ведении против их страны так называемой «гибридной войны». Само собою, песня о солдате Алёше перестала звучать в эфире.

Ну не желают правители Болгарии вести свой корабль вслед за нашей галерой по мелководью, а всё норовят выплыть на глубоководный простор, где курсируют быстроходные лайнеры развитых европейских стран.

Нужно отдать должное тому факту, что большинство простых болгар очень благожелательно относятся к русским. Почти все наши сограждане, посетившие эту балканскую страну в качестве туристов, отмечали доброжелательное отношение к ним со стороны местных жителей. Всё-таки помнят они бескорыстное участие России в их освободительной войне, давшее им шанс стать независимым государством.

Но не одной только Болгарии мы оказывали всевозможную помощь. Стоило правителям какой-нибудь африканской страны, чье население совсем недавно слезло с пальм, объявить о готовности следовать по пути социалистического развития, как бывшие наши коммунистические лидеры сразу же спешили оказывать им всяческое содействие в таком благородном намерении. Тогда эти правящие мужи назойливо пытались осчастливить всё человечество ценностями победившего социализма в нашей стране, забыв о нуждах собственного народа.

Особенно преуспел в этом деянии партийный идеолог Михаил Суслов, мечтавший о полной победе коммунистических идей во всем мире. За вареной колбасой в очередях он никогда не стоял, но как влиятельный член Политбюро постоянно настаивал на предоставлении всевозможной помощи странам, выбравших якобы путь построения социализма.

Тогда этими партийными руководителями владела иллюзорная надежда, что стоит еще немного поднатужиться, всячески помогая другим странам, и над всей планетой будет развеваться красный флаг победившего социализма. Не получилось. Как только мы надорвались в гонке со зловредным капитализмом, так все союзники и опекаемые нами страны сразу же отвернулись от нас.

С тех пор немало воды утекло, и когда наступило время расплачиваться за предоставленные кредиты, уже новые правители этих стран выворачивали перед нами пустые карманы и заявляли: «Уважаемые господа-товарищи! Нам нечем платить вам по долгам, потому что прежние наши руководители, ранее называвшие себя революционерами, оказались на самом деле казнокрадами и опустошили все валютные запасы. Но мы, очень порядочные новые правители, не станем сильно возражать, если вы и дальше будете нам помогать».

И пришлось нам поневоле списывать долги с неплатежеспособных государств, обещавших когда-то следовать по пути социалистического развития. Скорее всего, многие из нас не знают об итоговой сумме всех списанных валютных денег, не вернувшихся в наш бюджет. Некоторую информацию по этому вопросу можно получить из Интернета. Если верить ему, то только в последнее время, начиная с 2000 года, мы списали долги на сумму свыше 140 миллиардов долларов. Одной только Кубе мы простили 30 миллиардов «зелени», а та в последнее время всё больше и больше сближается с Америкой. Желающим пересчитать все страны, кому мы списали долги, может не хватить пальцев для загибания не только на руках, но и на ногах. Если все эти деньги в свое время были бы вложены в наше народное хозяйство, то никакой кризис нам бы не угрожал.

Даже бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский с негодованием высказался по этому поводу, опубликовав в печати гневную статью под названием: «Хватит морочить людям голову «дружбой народов!». Обладая, без всякого сомнения, железобетонной выдержкой и манерой поведения чистокровного английского лорда, он даже при общении со слишком любопытными женщинами-журналистками удивлял их вежливостью настоящего джентльмена.

Но, тем не менее, не смог сдержать кипевших в его пламенной груди эмоций при упоминании об этой самой дружбе. Видно, очень наболело на душе у главного либерала России и достало до самых его тонких кишок безалаберное транжирство нашего народного достояния.

В последнее время появилось много сторонников, настаивающих на полном запрете оказывать любую помощь другим государствам. Но это уже другая крайность, ведущая, в конечном итоге, к полной изоляции нашей страны от мировой цивилизации.
У нас и так настоящих друзей почти не осталось, вокруг – коварные враги, но жить в осажденной крепости – удовольствие ниже среднего. Из истории известно, что почти все такие крепости, без помощи извне, не могли долгое время оставаться неприступными. После длительных осад жители этих цитаделей вынуждены были преподносить осаждавшим ключи от входных ворот на бархатной подушечке.

С давних времен россияне всегда отличались добросердечностью и с повышенным состраданием относились к людям, попавшим в бедственное положение. К примеру, в сибирских деревнях хозяева домов каждую ночь выставляли еду возле своих обиталищ для бежавших каторжников. Никто не заставлял их так поступать, ими двигало лишь желание хоть чем-то помочь этим изгоям общества.

Даже в наше меркантильное время мы, россияне, не взираем равнодушно на последствия стихийных бедствий в других странах, а постоянно оказываем помощь их населению, пострадавшему от разгула природных сил. Не так давно наши летчики выполняли благородную миссию при тушении лесных пожаров в Греции и Португалии, а спасатели помогали итальянцам в устранении последствий землетрясения.

Жаль только, что когда у нас происходят подобные стихийные бедствия в виде лесных пожаров в Сибири или наводнения в Приморье, не слышно о желании других стран оказать нам реальную помощь в их ликвидации.

Тем не менее, нам нужно крепить дружбу со всеми странами, даже если те с подозрением относятся к нам. Важно, чтобы нас не боялись, а уважали за самую развитую в мире экономику, за высокий жизненный уровень населения и полное отсутствие коррупции во властных структурах. Но по этим показателям мы, мягко говоря, упрямо плетемся в хвосте за цивилизованными странами. А если бы могли похвастаться ими, то тогда другие государства наперегонки потянулись бы к нам в поисках дружбы с нами.

Так что дружить с другими странами нам нужно и помогать им в трудную для них минуту необходимо, но в разумных пределах. Не обязательно отдавать последнюю рубашку для укрепления дружеских отношений, а следует придерживаться мудрой народной пословицы: «Дружба дружбой, а табачок врозь».

Библиотека
материалов

«Проектная и исследовательская

деятельность в условиях реализации ФГОС"

Проектная работа

«В дружбе народов - единство России!»

Выполнили проект:

Кудряшова Светлана Николаевна

Абукова Нарживат Мурзабековна

Закирова Юлия Рамиловна

Консультант проекта:

Козлова Валентина Петровна

Губкинский, 2013г.

Организация:

МБОУ «СКОШ».

Руководители проекта:

Кудряшова Светлана Николаевна - учитель начальных классов

Абукова Нарживат Мурзабековна - учитель ИЗО

Закирова Юлия Рамиловна – учитель географии

Консультант проекта: Козлова Валентина Петровна- учитель технологии.

Учебные предметы : окружающий мир, изобразительное искусство, литература, история, литературное краеведение.

Участники:

учащиеся 3 а класса:

Далгатов Марсель

Соболева Ангелина

Якибчук Анна

Файрузов Арсен

Туякпаев Алмаз

Тип проекта : смешанный

Продолжительность проекта:

среднесрочный

Цели проекта: воспитание интернационализма и толерантности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу Родину.

Задачи:

Целевая аудитория, на которую направлен проект:

Учащиеся МБОУ «СКОШ»

Обучающиеся школ города

Эмблема проекта:

Необходимое оборудование: бумага формата А4, ватман, цветные карандаши, гуашь, кисти, наборы белого и цветного картона.

Механизм реализации проекта.

Продукт проекта:

Фестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России»

Материалы:

Альбомные листы, ватман, маркеры, клей, цветные карандаши, ткань, нитки, иголки.

Проблемы:

Проблема отношений между людьми различных национальностей из-за отсутствия способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта. Достояние нашей страны составляют не только обширность её территории, её природные богатства, но и её многонациональность, и многообразие культур народов России. Сохранение исторического и культурного наследия народов – это и сохранение культурного богатства России, её единства и силы, обеспечение её будущего .

Вопросы проекта:

Указ президента Российской Федерации В.В. Путина «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Что такое толерантность?

Что означают слова «многонациональное государство»?

Что такое национальность?

Почему говорят, что нет «больших» и «малых» народов?

Что означает «противостоять силам, направленным на разрушение России через разжигание национальной розни и вражды»?

Что такое «межнациональные конфликты»?

Ход проекта:

Проведение анкетирования среди учащихся МБОУ «СКОШ»;

Планирование исследовательской и практической работы,

Распределение обязанностей между участниками проекта;

Поиск доступных пониманию научных материалов из различных источников;

Обсуждение получившегося результата;

Подготовка к презентации.

Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе и сегодня не вызывает сомнений. Это прежде всего рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сложности общественного развития в Российской федерации обусловлены следующими причинами:

1) Большим территориальным пространством и многонациональным народом, населяющим его;

2) отсутствием развитого правового демократического сознания;

3) не сформированность ценностей толерантности.

Президент В. В. Путин назвал среди ценностей, которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы «не можем себе представить нашу страну», такие: справедливость, свобода личная и национальная, свобода вероисповедания, выбора места жительства, межнациональный мир, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. Мы живем в сильном государстве, в котором пока нет представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В современной педагогической науке толерантность рассматривается как важнейшее гуманистическое качество личности, характеризующееся ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, стереотипов поведения представителей других культур, терпимости к другим народам.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Готовясь к введению ФГОС в начальной школе, изучив Программу духовно-нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что именно в начальной школе, где закладываются основы обучения и воспитания, необходимо и возможно эффективное формирование толерантности. Это связано с их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности. Подчинение подражанию, старшим, доверительность, открытость, стремлениек послушанию, исполнительность способствуютбыстрому освоению существующих в обществе норм и социальных стереотипов. Поэтому младший школьный возраст можно считать благоприятным периодом для формирования толерантности.


В результате демографических особенностей расселения народов на территории нашей страны, исторически сложившихся с давних времен, ни одна нация или народность не живет обособленно от других в границах своего региона. Ямало-Ненецкий автономный округ не является исключением. В трудовых коллективах, учебных заведениях работают и учатся представители разных национальностей. На Ямальской земле пересекаются культуры русских, татар, ненцев, украинцев, белорусов – представителей более 100 народностей. Учет национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием реализации регионального компонента содержания образования.

    Введение.

    Конституция и закон.

    Толерантность.

1.Что такое толерантность?

2. Воспитание молодого поколения в духе толерантности.

    Борьба с терроризмом.

Что такое терроризм?

Противостояние силам, направленным на разрушение России через

разжигание национальной розни и вражды

    Правила.

    Социологический опрос

    Монументы дружбы.

1.Что такое монумент ?

2.История создание монументов дружбы народов.

3. Монументы дружбы народов в республиках и городах .

    Заключение.

    Список литературы.

    Календарь работы над проектом.

    Отчет о проделанной работе.

    Введение.

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках.

Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции.

Согласно статье 5 Конституции, Российская Федерация состоит из субъектов, среди которых 21 республика, 48 областей, 7 краёв,

1 автономная область, 9 автономных округов. Все Республики, входящие

в состав России имеют равные права и могут устанавливать свои государственные языки.

Россия является светским государством, но в ней проживают люди разных вероисповеданий. В России представлены христианство, ислам, буддизм, иудаизм, язычество и другие религии. 80% верующего населения России считают себя православными христианами.

Наша великая страна Россия разнообразна, богата и многонациональна. Все её народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много.

Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И костюмы у каждого народа свои. Но все народы России связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.

    Россия – многонациональная страна.

Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов,

населяющих его. Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов .

На территории России в дружбе и согласии проживают многочисленные народы, что дает нам право с гордостью называть нашу Родину многонациональной страной. Несмотря на многонациональный состав населения нашей страны, все россияне прекрасно понимают друг друга, потому что всех нас связывает единый прекрасный русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации. Уважительное отношение народов друг к другу, основанное на принцах толерантности помогает гражданам нашей страны путешествовать по самым красивым уголкам России, работать в самых отдаленных регионах, получать.

образование вне зависимости от места рождения, создавать многонациональные семьи. Каждый из нас должен ценить и хранить столетиями выкристаллизованные отношения между российскими народами, основанными на дружбе и взаимной помощи.

Родина у нас одна, и все мы – её дети. Дружба народов России – это очень древняя и самая добрая традиция нашего многонационального народа.

В каждой республике сохранились свои национальные традиции, свой язык, своя религия, своя культура, а главное – в каждой республике сохранилась традиция дружбы народов.

Для России дорог каждый её уголок, каждая республика, каждый народ!

    Россия – единое многонациональное государство;

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

    Конституция и закон.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободычеловека, гражданский мир и согласие, сохраняя историческисложившееся государственное единство, исходя из общепризнанныхпринципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя изответственности за свою Родину перед нынешним и будущимипоколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере президент Российской Федерации В.В. Путин в указе от 20 октября 2012 г. N 1416

«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» постановил:

1. Образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам.

2. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам.

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации утвердить структуру и штатное расписание Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

    Толерантность.

16 ноября Международный день толерантности... (терпимости)

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность

Толерантность – путь к миру и согласию.

Толерантность – готовность мириться с чужим мнением.

Толерантность – уважение человеческого достоинства.

Толерантность – отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Толерантность – это милосердие.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – прощение.

Толерантность – это доброта души.

Толерантность – это терпение.

Толерантность – это дружба.

Толерантность - это гармония вмногообразии.

Толерантности способствуют: знания,

открытость, общение и свобода мыслей,совести, убеждений.

Будьте все толерантны друг к другу!

V . Борьба с терроризмом.

3 сентября – памятная дата трагедии в Беслане

Нужно отметить, что день 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России. Она была официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года.

В нашей стране за последние десятилетия произошло большое количество страшных террористических актов. Но самым ужасным из них, без сомнения, можно назвать трагические события, произошедшие в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек.

Итогом этого террористического акта стала гибель более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек.

Вспоминают россияне 3 сентября также жертв и других терактов, происходивших в Москве, а также в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и других регионах нашей страны.

В этот день традиционно проходят панихиды, возлагаются цветы к мемориалам погибших, проводится всероссийская минута молчания. Во время минуты молчания во многих российских городах в небо выпускают белых голубей, которые призваны символизировать мир. В школах нашей страны к этой дате приурочены специальные уроки, посвященные проблемам борьбы против терроризма и экстремизма.

Терроризм и террористы

Терроризм в настоящее время является одной из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом.

Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его возникновение. Только объединившись, все вместе мы сможем противостоять терроризму, не только национальному, но и международному.

А лучшей профилактикой экстремистских настроений в обществе являются толерантность и взаимоуважение. Мы должны уважать культурные и религиозные особенности всех тех народов, которые населяют нашу многонациональную страну.

Трагические события в Беслане потрясли весь мир и имели широкий общественный резонанс. Лидеры разных стран и простые люди выражали солидарность России в ее борьбе. Можно с уверенностью говорить, что борьба с терроризмом на сегодняшний день является одной из важнейших задач нашего государства.

Создание в нашей стране подобной памятной даты стало важным шагом на пути к увековечиванию памяти всех тех невинных людей, которые стали случайными жертвами жестоких террористических актов на всей территории России. Этот день призван символизировать объединение государства и общества в борьбе с общим врагом.

Напомним, что 3 сентября 2005 года органы государственной власти, общественные и религиозные объединения по всей территории России организовали и провели различные памятные мероприятия, включающие в себя богослужения и шествия со свечами по улицам городов. Состоялась и «Всероссийская вахта памяти».

Закон «О противодействии терроризму»

26 февраля 2006 Госдумой был принят закон «О противодействии терроризму». Он предусматривал создание государственной системы противодействия терроризму. Главные полномочия по борьбе с терроризмом были возложены на ФСБ. Во главе оперативного штаба поставлен директор ФСБ. Новый закон дает ФСБ возможность для борьбы с терроризмом привлекать вооружённые силы. Кроме того, президент РФ подписал закон, согласно которому военные могут быть также привлечены для нанесения ударов по базам террористов, расположенных вне территории нашей страны.

VI . Правила. (рекомендации, разработанные обучающимися)

    Говорить о какой-то хорошей или плохой нации - значит поступать некорректно.

    Унижать или возвышать какую-либо нацию - дело глупое и оскорбительное.

    Нет на свете плохих или хороших наций - есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки.

    Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

    Старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности – обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

    Изучай культуру других народов – этим ты обогатишь свою собственную.

    Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов.

VII . Анкетирование .

«В дружбе народов – единство России»

    Согласен ли ты с выражением «В дружбе народов – единство России»?

    Есть ли у тебя друзья другой национальности?

    Можно ли говорить о людях другой национальности плохо?

    В чем состоит дружба народов России?

А) сплочение

Б) взаимопонимание

В) уважение к людям других наций

Г) оскорбление

Д) унижение

5. Знаком ли ты с культурой других народов?

6. Как ты понимаешь слово «толерантность»?

А) терпимость

Б) уважение

В) сострадание

Г) милосердие

7. Слышал ли ты о террористических актах в России?

8. Твое отношение к терроризму…

VIII .Монументы дружбы - произведения искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе.



У нас – общая история и общее будущее. И мы с вами должны принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероиспо ве дания, убеждения и обычаев, учиться уважать друг друга.

И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ России, соединенныйобщей судьбой на своей земле . В каждой большой и маленькой республике или городах есть памятники, посвященные дружбе народов.

г. Майкоп – столица республики Адыгея

Монумент «Дружба» стал своеобразным символом Майкопа. Этот величественный памятник сооружен в честь 400-летия присоединения Адыгеи к России. На огромной белокаменной плите высечены цифры 1557-1957 года. Рядом на высоком постаменте, словно братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Надпись на постаменте гласит: «Навеки с Россией». Воздвигнут памятник в 1968 году. Егоавторы – известный скульптор и художник Матвей Генрихович Манизер и его сын Гуго Матвеевич Манизер.

В XIII в. турецкие султаны и крымские ханы разрушали и опустошали адыгейскую землю, уводя в плен людей. Адыгам грозило полное разорение и разрушение, и они обратились за помощью к русскому царю Ивану Грозному. С 1557 года адыги присоединились к России. Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка, и после крещения в Москве она стала царицей Марией. Так и стала с тех пор Адыгея навеки с Россией.

г. Владикавказ – столица республики Северная Осетия – Алания

Монумент «Дружба народов» установлен во Владикавказе на площади Воссоединения в 1982 году в честь 200-летия добровольного присоединения Осетии к России. Авторы памятника: скульпторы Ч. Дзаганов, С.Санакоев, художник М.Царикаев, архитектор А.Арапов. Монумент символизирует дружбу осетинского и русского народов: два побратима на конях едут навстречу счастливой судьбе.

Документ о присоединении Осетии к России был подписан в 1774 году в крепости Моздок. Так Осетия вошла в состав Российской империи. В результате этого присоединения укреплялись дружественные отношения между осетинским и русским населением.

В 2009 года в республике проходили праздничные мероприятия, посвященные 235-летию присоединения Осетии к России. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров в своём поздравлении сказал: «Независимая единая Осетия присоединилась к России. Это был добровольный, сознательный выбор нашего народа. Мы едины с Россией по духу, связаны с ней великой историей. Мы гордимся Россией и благодарны своему великому Отечеству за несгибаемое мужество, великодушие и гуманизм»

г. Грозный – столица Чеченской республики

Памятник дружбы народов открыт в 1973 году. Это памятник трём героям Гражданской войны: русскому - Николаю Гикало, чеченцу - АсламбекуШерипову и ингушу - ГапуруАхриеву

Николай Федорович Гикало был командующим советскими вооруженными силами в городе Грозном, во время Гражданской войны возглавлял вооруженную борьбу с белогвардейскими войсками Деникина.

АсланбекДжемалдиновичШерипов - по национальности чеченец. Был командующим чеченской Красной Армией. После захвата Северного Кавказа белогвардейцами вместе с Гикало создал вёл борьбу с деникинцами, был убит в бою.

ГапурСаидовичАхриев был членом Владикавказского совета, народным комиссаром национальной Терской республики, участником Гражданской войны.

Во время Первой Чеченской войны этот памятник был взорван. Вновь восстановленный по проекту известного в республике скульптора Абдуллы Сулейманова он станет символом возрождения новой жизни в Чеченской Республике

г. Уфа – столица Республики Башкортостан

Монумент Дружбы открыт в Уфе в 1965 г. Он посвящён 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству. Две вертикальные стелы, скрепленные тремя кольцами из серого гранита символизируют единство России и Башкирии.

У основания памятник величаво сидят две женские фигуры - русская и башкирка. Их руки направлены на рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства. Они увенчивают этот рельеф лавровыми венками. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: «1557 – 1957», «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». Авторы - скульпторы М.Ф.Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И.Кутырев, Г.И.Гаврилов.

На памятнике есть еще три рельефа: на одном из них изображено крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих, радость их трудовой победы, ещё два рельефа посвящены теме науки и культуры

г. Ижевск – столица Удмуртской Республики

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит

в уютном скверике в самом центре Москвы.

История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно

в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух

г. Саранск – столица Республики Мордовия

Аллея Дружбы была заложена в 1985 году в честь 500-летия добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Памятник «Навеки с Россией» открыт в 1986 году в честь многовековой дружбы мордовского народа с другими народами страны. Авторы - скульптор И.Д. Бродский и архитектор И.А. Покровский. Памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые несут один колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы живём на одной земле, все мы братья и сестры. Женские образы были выбраны из-за того, что Россия и Мордовия женского рода, вот и получается, что они - две сестры. Колени обеих женщин согнуты. Это означает, что они равны, что идут они в ногу и несут в будущее процветание и хлеб. Дружба, поддержка и взаимопонимание – вот главная идея этого памятника.

г. Москва – столица Российской Федерации Памятник был открыт в 1997 году дни празднования 850-летия Москвы. Это подарок Армении москвичам к празднику. Скульпторы: лауреаты Ленинской премии Фрид Согоян и Ваге Согоян.

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит в уютном скверике в самом центре Москвы.

История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух народов Многовековой духовная традиция народов нашей многонациональной России, называется простым, понятным и таким замечательным словом – ДРУЖБА.

IX . Заключение.

Работая над нашим проектом, мы осознали необходимость и важность проделанной теоретической и практической работы, пришли к таким выводам и результатам:

1.Население нуждается в пропаганде воспитания у подрастающего поколения толерантного отношения к многонациональному обществу, потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

2. Повышение компетентности педагогов в формировании толерантной среды в образовательных учреждениях города.

3.Усвоив определенные знания, а главное – учащиеся узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

4.Для учащихся, родителей, педагогов были разработаны учащимися под руководством педагогов рекомендации;

5.Проделанная практическая работа способствовала повышению культурной грамотности учащихся, потребности принимать личное участие в сохранении многовековых традиций всех народов.

6.В целях совершенствования проделанной работы, решили провести фестиваль

«В дружбе народов – единство, сила, мощь нашей многонациональной Родины»

X .Список литературы.

    Плахова Т.В. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Самара, 2007 г.

    Маленкова Л.В. В Одном классе – два разных мира. Народное образование, № 1,2002 г.

    Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001 г.

    Степанов П. как воспитать толерантность? – Народное образование, № 9, 2001 г, № 9, 2002 г.

    Жиренко О. Я – гражданин России! – М., ВАКО, 2006 г.

    Палаткина Г. Формирование этнотолерантности у младших школьников» - «Начальная школа», № 11, 2003 г.

1. samarapedsovet.ru/load/prezentacii/..




XI . Отчет о проделанной работе

Группа теоретиков провела исследовательскую работу по сбору материала.

Теоретики провели среди учащихся нашей школы опрос «».

Из ответов узналиРоссия – единое многонациональное государство;

    Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

    Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

    В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

    А главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

Участники проекта пришли к выводу, что необходимо провести фестиваль в школе «Дружба народов – единство и сила»

Во время выполнения проектной работы:

    рассматривали проблему взаимоотношений;

    изучали традиции, обычаи, обряды, игры и др.;

    проработали материал о монументах дружбы – произведениях искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе.

    Создали буклеты и распространяли среди учащихся, родителей, педагогов.

    разработали правила «Не оценивайте людей, а цените их!»

    посетили Музей освоения Севера, детскую городскую библиотеку;

    организовали конкурс творческих работ «В дружбе – сила!» (рисунков и костюмов);

    провели анкетирование;

    изучали костюмы разных народов;

    получали практические навыки по пошиву костюмов;

Были разработаны и пошиты костюмы разных народов. В помощь ребятам к выполнению данной работы были привлечены их родители. Многие ребята нашей школы проявили интерес к этой теме и оказывали посильную помощь по сбору информации, выполнению рисунков, пошиву костюмов.

Участники проекта провели общешкольное мероприятие «Дружба народов, проживающих в Российской Федерации, - это залог успешного развития страны и ее граждан!».

Ребята посетили Губкинский Музей освоения Севера, встретились с сотрудниками,

обсудили вопросы ооб обрядах и традициях лесных ненцев. Сотрудники музея провели познавательно – развлекательное мероприятие «Народы Севера земли», ребята с удовольствием посмотрели фильм о жизни лесных ненцев, познакомились с музейными экспонатами.

Провели подготовительную работу по проведению общешкольного внеклассного мероприятия.

В работу были вовлечены учащиеся, входящие в «группу риска».

Провели общешкольное мероприятие «Миру - да, терроризму- нет!»,

Общешкольный конкурс чтецов «Пусть всегда будетсолнце!»

Организовали мини – выставку творческих работ учащихся (рисунков и поделок, сообщений и рефератов, костюмов).

В результате проделанной работы ребята узнали:

    о разных народах со своими традициями и обычаями;

    а главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

    о страшных террористических актах, о трагических событиях, произошедшие

в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей.

У детей возникла потребность принять личное участие в борьбе против терроризма. Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его.

Обучающиеся пришли к выводу, что "Дружба народов, проживающих в Российской Федерации, - это залог успешного развития страны и ее граждан!"

А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.