Источники географической информации и методы ее получения. Источники географической информации — Географическая карта

Для изучения природы материков и океанов географы применяют общегеографические и отраслевые методы исследования .

Одними из основных методов исследования в географии являются наблюдение и измерение , благодаря которым собирают первичную географическую информацию об особенностях материков и океанов. Прямые наблюдения и необходимые измерения проводят во время экспедиций, пребывая непосредственно на исследуемом объек-те, например на научной станции в Антарктиде. Часто их проводят с научно-исследовательских кораблей или даже с рейсовых судов, с орбит космических станций и геофизических ракет, с искусственных спутников Земли и самолетов-лабораторий (рис. 4).

Космические наблюдения обогатили географичес-кую науку новыми знаниями. Во время наблюдений океана близ Антарктиды с помощью спутника впервые заметили океанские вихри диаметром от 30 до 200 км и определили, что они похожи на циклоны и антициклоны атмосферы. С помощью спутников зафикси-ровали движения литосферных плит, достигающие приблизительно 10 см в год. Благодаря обследованию дна океана космическими ле-тательными аппаратами обнаружили отличия рельефа океанического дна по сравнению с поверхностью суши и создали соответствующие карты.

На основании полученной первичной географической информации создают макеты, или модели (рис. 5), форм рельефа, циклонов и анти-циклонов, рек с плотиной и водохранилищем, природных комплексов и др., разрабатывают различные карты.

В географии существуют также методы получения вторичной гео-графической информации. Это обусловлено тем, что многие геогра-фические объекты недосягаемы для прямого наблюдения или имеют очень крупные размеры. Тогда ученые-исследователи прибегают к использованию ранее полученных и упорядоченных данных.

Вторичную географическую информацию ученые накапливают постепенно. Источниками информации для них являются карты, особенно тематические, анализируя которые, можно сравнивать яв-ления, создавать образ конкретной территории (рис. 5). Упорядочен-ную географическую информацию дают и таблицы, объединяющие разнообразные характеристики территории. Примером такой таблицы является геохронологическая шкала. Источником вторичной гео-графической информации являются графики, диаграммы, профили. (Вспомните, какой вид имеют графики изменения температуры, роза ветров, климатодиаграммы, профили рельефа.)

Важным методом получения вторичной информации в географии остаются также описания, особенно если это касается характеристик природы отдельных материков, стран, загадочных морей и островов. Ныне функцию описания выполняют также различные видеосред-ства — кино и телевидение.

Новым источником вторичной географической информации являет-ся географическая информационная система (ГИС), предназначенная для компьютерного чтения, анализа и предоставления информации. Материал с сайта

ГИС работает быстро. В ГИСе существует определенный на-бор программ, которые помогают быстро (за 3-5 мин) создать лю-бую географическую карту. При этом вводят необходимые данные, а их анализ осуществляется автоматически. А при работе с картами атласа, когда необходимо обнаружить определенную зависимость, например между рельефом и строением земной коры, времени ис-пользуется в пять раз больше, ведь нужны разномасштабные карты, находящиеся на разных страницах.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
© Баласс, 2012 Наша Земля 1-й урок географии в 5-м классе Раздел IИсточники географической информации www.school2100.ru  О чём мы узнаем со страниц учебника «Наша Земля»? Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету.Я. Аким www.school2100.ru Источник информации – это система, компоненты которой обеспечивают размещение, доступность и целостность информации в соответствии с её назначением. Географическая карта, печатное издание, теле- или радиопередача, письменное или устное сообщение конкретного лица, компьютерный файл, адрес в Интернете и др. www.school2100.ru Вспомните, что изображают на:а) плане;б) карте.2. Что обозначают цвета на карте полушарий? ПЛАН (от лат. planum – плоскость) – чертёж, изображающий в условных знаках на плоскости часть земной поверхности. КАРТА – изображение земной поверхности условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Голубым цветом на карте обозначена вода (моря, реки, озёра), жёлтым и коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом – равнины, коричневым – горы. www.school2100.ru Считается, что на карте земного шара уже не осталось «белых пятен» – неизвестных морей и земель.  Кто занимался открытием новых земель? Согласны ли вы с этим утверждением? Какой вопрос у вас возникает? Зачем нужна география? www.school2100.ru Зачем нужна география?  Что в переводе на русский язык означает слово «география»?  Когда возникла эта наука?  Каких великих географов вы знаете?  В чём их заслуга перед наукой? www.school2100.ru Почему нужно изучать географию?  Сформулируйте тему урока.  Какие у вас будут гипотезы? Зачем нужна география? www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Кого можно считать географами? Для ответа используйте алгоритм на стр. 5 Лейф Эрикссон Счастливый Скандинавский мореплаватель и правитель Гренландии. Сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. Перед своим походом в Америку Лейф совершил торговую экспедицию в Норвегию. По возвращении Лейф встретил в Гренландии норвежца по имени Бьярни Херьюльфссон, который рассказывал, что видел на западе далеко в море очертания земли. Лейф заинтересовался этим рассказом и решил исследовать новые земли. Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон с командой из 35 человек отплыл на запад на корабле. Ими были открыты три региона американского побережья. Там же было основано и несколько поселений. По рассказам Лейфа и его людей были составлены первые карты Винланда. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Сэр Фрэнсис Дрейк Английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал. Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577–1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота. В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что он после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном. В 1567 г. отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию, командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника. В 1577 г. Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Пройдя Магелланов пролив, Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли, тем самым выяснив, что она не является частью Южного континента. Пролив к югу от Огненной Земли позже был назван его именем. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Афана́сий Ники́тин Русский путешественник, писатель, купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». Родился в семье крестьянина Никиты. Совершил путешествие по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, и пышность их дворцов, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Семён Ива́нович Дежнёв Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 г. – на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, – прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Продолжите: география – это наука о … Что характерно для науки? Сформулируйте задачи науки географии. цель, предмет изучения, методы «География» – в дословном переводе «землеописание» описание территории; объяснение происходящих на ней процессов; географический прогноз www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Используя рисунок, определите структуру географии.  Что изучает современная география?  Почему она всё активнее изучает различные сферы деятельности человека? www.school2100.ru Почему нужно изучать географию?  Определите объект изучения науки географии. земная поверхность со всем её природным и общественным наполнением www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Какими методами её можно изучать?  Выберите один из методов и оцените его роль в развитии современной географии. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Что можно считать источником географической информации? Какое значение имеет эта информация для человека?  Как ответите на вопрос урока? www.school2100.ru  Кто впервые открыл Америку? Правильно ли его называть географом? Почему физическая и социальная географии так называются? Может ли человек, вооружённый географическими знаниями и умениями, благотворно влиять на будущее планеты? www.school2100.ru §1, задание 4, с. 12 Задание на дом:

Источники географических знаний

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы.

Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Многие нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т.п.

Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета — всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно с считанные минуты обмениваться географической информацией — картографической, текстовой, видео, звуковой.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований.

Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта (где расположен, как менялся со временем, как влияет на другие объекты и др.). Описание выполняется на основе наблюдений за явлениями и процессами.

Этот метод и сейчас является одним из основных. Древним является и экспедиционный метод. Слово "Экспедиция" означает "поход". Экспедиция — это командировке группы людей для исследования определенных объектов или явлений. Материал, собранный в экспедициях, образует основу географии.

Опираясь на него, наука развивается.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы — всего, что уже написано с данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту.

Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относятся аэрокосмический — Изучение поверхности Земли по снимкам с самолетов и космических аппаратов. С помощью метода моделирования, Используя компьютерную технику, предусматривают изменения в окружающей среде.

Глобус.

Первичные источники знаний

Первичные источники общественно-географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию подобное.

Это обычно исследования отдельных хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичным источником общественно-географических знаний может также полевое специальное (тематическое) картографирование исследуемой территории — фактического использования земель, расселения населения, уровней техногенной нагрузки на территорию, ее экологического состояния и т.

д. Для нужд такого картографирования как основу обычно используют топографические карты или же планы землепользования или земельно-хозяйственного устройства административно-территориальных единиц, отдельных хозяйств, городов.

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом.

Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники. Вторичные источники общественно-географических знаний — это такие, что добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники — историческая, географическая, природоохранная литература.

Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира.

Среди таких учреждений — библиотека Конгресса СЕЛА, Немецкая национальная экономическая библиотека, Российская национальная библиотека, Национальная библиотека Украины им. В.И.

Вернадского подобное.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. В Украине такими источниками являются органы государственного управления — областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры — экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др..

Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные?

проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения — этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т.

Относительно информации о разных государства, регионы или вообще о мире, тс она есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Картографический метод является традиционным методом исследований, а создание карт — это один из их конечных результатов.

Географические карты содержат информацию о различных явлениях и процессах, границах их распространения. Огромное количество тематических карт (навигационные, почвенные, климатические, синоптические, геологические, гидрологические и т.д.) содержат сведения, необходимые не только людям разных профессий: геологам и штурманам, военным и агрономам, строителям и архитекторам. Без хорошей подробной карты невозможен поход по незнакомым (и особенно малонаселенным) местам. Карты используются при планировании и проведении полевых исследований.

Они же являются основой для составления новых карт, имеющих иное информационное содержание.

Однако не все географические данные можно отобразить на карте.

Важнейшим источником информации о природе и природных ресурсах различных территорий служат географические описания в виде научных и научно-популярных изданий, журнальные статьи, научные отчеты об экспедиционных и иных исследованиях, энциклопедии, словари, статистические сборники и др.

Но кто сказал, что знания об окружающем мире мы получаем только из научных изданий?

Богатейшим источником информации, в том числе и географической, являются фотоальбомы, документальные и художественные фильмы, прогнозы погоды, а также материалы периодической печати о землетрясениях, засухах, наводнениях, открытиях, путешествиях, событиях политической и экономической жизни.

Даже почтовые марки способны многое рассказать о природе и хозяйстве различных стран.

И конечно, современные исследования невозможны без широкого применения информационных технологий. Компьютерные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе географических координат, называются географическими информационными системами (ГИС).

Это обширная база данных, которая в цифровой форме накапливает разнообразную информацию, касающуюся какой-либо территории, и может оперативно дополняться, обновляться, обрабатываться и быть в каком угодно виде, чаще всего в виде карт.

Структуру ГИС можно представить в виде системы информационных слоев. Первый слой — это картографическая основа: координатная сетка, контуры местности.

Последующие слои отражают административное деление территории, структуру дорожной сети, характер рельефа, гидрографию, населенные пункты, тип почв, растительности, сельскохозяйственных угодий, возрастной состав населения и т.д.

В сущности, ГИС — это электронный атлас. Но не только. Слои в составе ГИС могут выводиться и рассматриваться отдельно, как страницы обычного атласа, но и совмещаться в самых разных комбинациях, сопоставляться между собой, а анализ данных позволяет создать производные слои. То есть на основе имеющегося объема информации возникает новая информация.


Россия —
государство, расположенное на двух континентах, в восточной Европе и северной Азии. Крупнейшее государство мира — 17 125 422 кв/км или 1/9 площади всей суши Земли, что вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады.

Россия граничит с 19 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва — на северо-западе, Польша, Белоруссия, Украина — на западе, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан — на юге, Китай, Монголия, Северная Корея — на юго-востоке; и по морю с Турцией — на юго-западе, с Японией и США — на востоке.

Кроме этого, Калининградская область, анклав России на побережье Балтийского моря, граничит с Польшей и Литвой с восточной стороны.
России принадлежат также острова Новая Земля, Северная Земля, Вайгач, архипелаг Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля в акватории Северного Ледовитого океана на севере, Курильские острова (часть которых до сих пор оспаривается Японией) и остров Сахалин в акватории Тихого океана на востоке.

На востоке Россия омывается Японским, Охотским и Беринговым морями и Беринговым проливом; на севере — морем Лаптевых и Белым, Баренцевым, Карским, Чукотским и Восточно-Сибирским морями; на западе — Балтийским морем и Финским заливом; на юге — Чёрным, Азовским и Каспийским морями.

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как республика федеративного устройства и принята в Совет Безопасности ООН и ряд других международных организаций.

Независимость Российской Федерации была объявлена 24 августа 1991 года. Глава государства — Президент (выбирается 1 раз в 6 лет), исполнительная власть принадлежит правительству во главе с Премьер-министром (назначается Парламентом по представлению Президентом).
Государственная Дума и Совет Федерации образуют двухпалатный Парламент.
Нижняя Палата Государственная Дума — 450 депутатов, выборы проходят 1 раз в 5 лет.
Верхняя Палата Совет Федерации — 170 сенаторов назначаются региональными парламентами.
В состав Российской Федерации входят 22 республики, одна автономная область (Еврейская), 4 автономных округа, 9 краёв и 46 областей.

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют прямое федеральное подчинение и являются городами федерального значения. Всего на 2015 год в РФ насчитывается 85 субъектов.

С точки зрения демографической ситуации в Российской Федерации, самым значительным событием в марте 2014 года стало фактическое воссоединение Крымского полуострова с территорией российского государства.

Столица России — Москва.

Крупнейший город России с населением 12 197 596 человек.
Сердце России — Московский Кремль.
Всего на территории России насчитывается 15 городов-миллионников, крупнейших городов с населением свыше 1 миллиона человек. Это Москва, Санкт-Петербург (больше 5 млн.

человек); Новосибирск, Екатеринбург (больше 1,5 млн. человек); Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж.

Всего Россия охватывает 11 часовых поясов с разницей от +2 до +12 часов по отношению к Гринвичу.

Население — 146 293 111 человек (на 2014 год).

Большая часть жителей России (около 80%) проживает в европейской части (Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский федеральные округа). Остальные 20% — в азиатской части России (Сибирский, Дальневосточный округа). Большинство населения проживает в городах — 75%.
В России проживают представители более 200 национальностей. Самая крупная этническая группа — русские — составляет 80% населения страны.

Татары — 4%, украинцы — 3%, чуваши, башкиры, белорусы, мордвы, чеченцы, армяне, аварцы и другие национальности — 1% и менее.
Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах. Русский язык является родным примерно для 130 миллионов граждан (92% населения России). Он же является государственным языком Российской Федерации. Также, распространены украинский, татарский, армянский и другие языки.
В России живут христиане (главным образом православные), мусульмане, буддисты (в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве — Сибири), иудеи, язычники и представители других религиозных конфессий.

Доля граждан России, являющихся православными христианами, составляет 70% всех жителей страны. Число мусульман составляет 15% населения.

Убеждённые атеисты составляют 6% населения.
Государственная валюта — российский рубль (~60 RUB = 1 USD).

Россия обладает крупнейшими в мире запасами минеральных и энергетических ресурсов, большими запасами разнообразных полезных ископаемых, наиболее важные из которых — нефть, газ, уголь, золото и другие стратегические ископаемые. Россия занимает первое место в мире по площади лесов, которые занимают 45% территории страны, обладает примерно 1/5 мировых запасов древесины.

Также, в России находится наибольшее число озёр, содержащих около четверти мировых запасов незамороженной пресной воды.
Несмотря на обширность территории , в сельском хозяйстве используется относительно небольшая часть земель — пахотные земли занимают всего 8% территории страны. Значительная часть территории приходится на зону вечной мерзлоты.

Около 3/4 территории страны составляют равнины.

На западе простирается Восточно-Европейская равнина — одна из крупнейших равнин мира, на которой расположена почти вся европейская часть России. На юге страны расположены северные склоны Кавказских гор, где находится самая высокая точка страны и Европы — гора Эльбрус (5.642 метра). На востоке равнина ограничена невысокими старыми Уральскими горами высотой до 2.000 метров.

А к востоку от Урала лежит Западно-Сибирская равнина с обширными заболоченными пространствами, окаймленная с юго-востока Алтайскими горами высотой до 4.500 метров. Ближе к побережью Тихого океана на востоке находится регион горных хребтов и плоскогорий Северо-Восточной Азии. Так, восточная часть страны, за исключением долин крупных рек, является горной местностью.

На полуострове Камчатка находится 120 вулканов, 23 из которых — действующие. Самый высокий из них — Ключевская сопка высотой 4.750 метров. Крупнейшие реки страны — Волга, Северная Двина, Дон, Иртыш, Обь, Ангара, Енисей, Лена, Амур. Крупнейшие озёра: Байкал (на юго-востоке) — самое глубокое и самое большое в мире по объёму, Ладожское, Онежское озёра (на северо-востоке).

Большая часть страны располагается в пределах умеренного климатического пояса.

Крайние районы севера и северные острова принадлежат к арктическому поясу, а некоторые южные районы близки к субтропикам. Климат почти на всей территории страны континентальный, что особенно проявляется в большой амплитуде сезонных температур и немногочисленности осадков.

На большей части территории зима продолжительная. Особенно сильные морозы наблюдаются в Восточной Якутии (-45..-50 градусов). В европейской части России температура зимой достигает от 0 до -10 градусов. Летом средние температуры составляют +15..+25 градусов. В тёплую половину года — с мая по октябрь — выпадает и основная масса осадков.
Различие климатических зон характеризует многообразие природных зон.

В арктических пустынях Крайнего Севера произрастают мхи, полярные маки, лютики; в тундре к этим видам добавляются карликовая берёза, ива, ольха. Для тайги типичны ель, пихта, кедр, лиственница. Южнее и западнее начинается зона широколиственных лесов из дуба, клёна, липы, граба.

Также, на территории страны можно найти много редких пород: монгольский дуб, маньчжурский клён, ильм, орех. В лесостепной и степной части страны — дубовые леса, разнотравье, злаки.

В черноморских субтропиках преобладают леса из пушистого дуба, можжевельники, самшит, чёрная ольха. На побережье — эвкалипт, пальма.
Богата и многообразна фауна страны. В арктической и тундровой зонах: песец, северный олень, полярный заяц, тюлени, моржи, белый медведь. В тайге обитают медведь, рысь, изюбрь, росомаха, лось, соболь, горностай, бурундук, белка; гнездятся глухарь, рябчик, тетерев, дятел, кедровка. Кроме этого, для тайги характерно наличие огромного количества комаров.

В лиственных лесах водятся дикий кабан, олень, норка, многочисленные птицы, ящерицы. В лесах Дальнего Востока — редкие уссурийские тигры, медведи, олени. Среди животных степной зоны преобладают мелкие грызуны, много сайгаков, барсуков, лисиц, крупных степных птиц (дрофа, журавль, стрепет).

В пустыне встречаются джейраны, шакалы, барханный кот, многочисленные грызуны. Много пресмыкающихся, черепах. В Кавказском регионе обитают горный козёл, кавказский олень, дикобраз, барс, гиена, медведь, а также, большое количество рептилий.

Реферат: Введение. Источники географической информации

Студент должен знать :

Ø главные вехи становления экономической географии в России;

Ø предмет изучения и главные вопросы экономической и социальной географии;

Ø основные источники географических знаний и методы географических исследований;

Ø анализировать интернет-ресурсы и другие средства массовой информации с целью получения актуальных сведений о населении и хозяйстве стран и регионов мира;

иметь представление :

Ø о роли и месте географии в древе наук о Земле;

Ø о структуре учебного предмета;

Ø о геоинформационных системах.

Понятие Экономической и социальной географии мира.

География как наука. Предмет изучения дисциплины. Главные вопросы географии. Крупные ученые экономико-географы. Место географии в системе наук о Земле. Структура курса. Традиционные и новые методы географических исследований. Основные источники географической информации. Использование географической информации в жизни людей. Геоинформационные системы.

Тема 1.

Политическая карта мира (ПКМ)

Студент должен знать :

Ø главные исторические этапы формирования политической карты мира;

Ø типологию стран по уровню социально-экономического развития, по площади, по численности населения;

Ø формы правления и административно-территориального устройства государств мира;

уметь :

Ø приводить примеры интеграционных блоков различной направленности (экономических, военных, геополитических и др.);

Ø определять экономико-географическое и политико-географическое положение стран мира (см.

Приложение I);

иметь представление :

Ø о районах региональных конфликтов;

Ø об основных направлениях международных экономических связей;

Ø об экономико- и политико-географическом положении России на современной политической карте мира;

Ø о суверенных государствах и несамоуправляемых территориях.

Этапы формирования ПКМ.

Изменения на ПКМ в новейший период. Основные методы классификации государств мира (по численности населения, площади, уровню социально-экономического развития и т.д.).

Главные блоки международной интеграции стран мира (ЕС, ОПЕК, «большая семёрка», АТЭС, СНГ, ЕвразЭС, ЛААИ и проч.).

Формы правления и административно-территориального устройства. Суверенные государства и несамоуправляемые территории.

Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты.

Ответы на билеты ГИА по географии

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод .

Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический .

Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования .

Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений .

Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития.

Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований и основные источники географической информации википедия
Поиск по сайту.

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Многие нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т.п. Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета - всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно с считанные минуты обмениваться географической информацией - картографической, текстовой, видео, звуковой.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований. Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта (где расположен, как менялся со временем, как влияет на другие объекты и др.). Описание выполняется на основе наблюдений за явлениями и процессами. Этот метод и сейчас является одним из основных. Древним является и экспедиционный метод. Слово "Экспедиция" означает "поход". Экспедиция - это командировке группы людей для исследования определенных объектов или явлений. Материал, собранный в экспедициях, образует основу географии. Опираясь на него, наука развивается.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы - всего, что уже написано с данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту. Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относятся аэрокосмический - Изучение поверхности Земли по снимкам с самолетов и космических аппаратов. С помощью метода моделирования, Используя компьютерную технику, предусматривают изменения в окружающей среде.

Глобус. Фото: Eamon Curry

Первичные источники знаний

Первичные источники общественно-географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию подобное. Это обычно исследования отдельных хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичным источником общественно-географических знаний может также полевое специальное (тематическое) картографирование исследуемой территории - фактического использования земель, расселения населения, уровней техногенной нагрузки на территорию, ее экологического состояния и т. д. Для нужд такого картографирования как основу обычно используют топографические карты или же планы землепользования или земельно-хозяйственного устройства административно-территориальных единиц, отдельных хозяйств, городов.

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом. Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники. Вторичные источники общественно-географических знаний - это такие, что добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники - историческая, географическая, природоохранная литература.

Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира. Среди таких учреждений - библиотека Конгресса СЕЛА, Немецкая национальная экономическая библиотека, Российская национальная библиотека, Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского подобное.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. В Украине такими источниками являются органы государственного управления - областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры - экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др.. Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные? проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения - этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т. д.

Относительно информации о разных государства, регионы или вообще о мире, тс она есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Картографический метод является традиционным методом исследований, а создание карт - это один из их конечных результатов. Географические карты содержат информацию о различных явлениях и процессах, границах их распространения. Огромное количество тематических карт (навигационные, почвенные, климатические, синоптические, геологические, гидрологические и т.д.) содержат сведения, необходимые не только людям разных профессий: геологам и штурманам, военным и агрономам, строителям и архитекторам. Без хорошей подробной карты невозможен поход по незнакомым (и особенно малонаселенным) местам. Карты используются при планировании и проведении полевых исследований. Они же являются основой для составления новых карт, имеющих иное информационное содержание.

Однако не все географические данные можно отобразить на карте. Важнейшим источником информации о природе и природных ресурсах различных территорий служат географические описания в виде научных и научно-популярных изданий, журнальные статьи, научные отчеты об экспедиционных и иных исследованиях, энциклопедии, словари, статистические сборники и др.

Но кто сказал, что знания об окружающем мире мы получаем только из научных изданий? Богатейшим источником информации, в том числе и географической, являются фотоальбомы, документальные и художественные фильмы, прогнозы погоды, а также материалы периодической печати о землетрясениях, засухах, наводнениях, открытиях, путешествиях, событиях политической и экономической жизни. Даже почтовые марки способны многое рассказать о природе и хозяйстве различных стран.

И конечно, современные исследования невозможны без широкого применения информационных технологий. Компьютерные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе географических координат, называются географическими информационными системами (ГИС). Это обширная база данных, которая в цифровой форме накапливает разнообразную информацию, касающуюся какой-либо территории, и может оперативно дополняться, обновляться, обрабатываться и быть в каком угодно виде, чаще всего в виде карт.

Структуру ГИС можно представить в виде системы информационных слоев. Первый слой - это картографическая основа: координатная сетка, контуры местности. Последующие слои отражают административное деление территории, структуру дорожной сети, характер рельефа, гидрографию, населенные пункты, тип почв, растительности, сельскохозяйственных угодий, возрастной состав населения и т.д. В сущности, ГИС - это электронный атлас. Но не только. Слои в составе ГИС могут выводиться и рассматриваться отдельно, как страницы обычного атласа, но и совмещаться в самых разных комбинациях, сопоставляться между собой, а анализ данных позволяет создать производные слои. То есть на основе имеющегося объема информации возникает новая информация.



Тема урока «Методы, способы и формы получения географической информации»

Цель: Формирование представление об источниках географической информации.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоении и изучении географии .

Развивающие:

Продолжить навыки конспектирования лекции;

Развивать умение вести работу с различными источниками географической информации;

Формировать умение выделять главное в содержании материала, работать с учебником.

Воспитательные:

Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога .

Метапредметные умения:

Определять цели и тему урока;

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выслушивать и объективно оценивать другого,

Вырабатывать общее решение;

Оценивать работу одноклассников;

Знакомство с новыми методами изучения географии;

Составлять схемы.

Уметь анализировать, обобщать географическую информацию

Предметные:

Умение объяснять специфику методов изучения географии, географических исследований;

Умение определять рациональность использования источников географических знаний в конкретной ситуации.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта мира, атлас, учебник.

Тип урока : Изучение новой темы.

Форма урока : Урок – лекция

Ход урока

    Организационный момент

    Опрос домашнего задания. Повторение изученного .

    Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.

    Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.

    Выступления с сообщениями о большом вкладе в развитие экономической и социальной географии мира Н.Н.Баранского и И.А.Витвера.

    Изучение новой темы.

Вопрос? Давайте вспомним, как древние люди изучали Землю?

Как современный человек изучает Землю?

Вопрос: Что такое «метод»? (Это- способ достижения какой – либо цели, решения конкретных задач, совокупность приемов познания деятельности.

Методы географических исследований – способы получения географической информации. В географии применяются как универсальные, так и специальные методы исследований.

Вопрос: Как вы думаете, могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Как и другие науки, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно.

Вопрос: Как вы думаете, какой это был метод? Как он называется ?

Описательный метод. Описание стало первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: Где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.

Традиционные методы:

    Картографический – метод применения карт для научного и практического познания изображенных на них явлений. Позволяет изучить пространственное размещение объектов. Определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Развитие территориальных комплексов путем составления и использование географических карт.

    Статистический – способ изучения статистических показателей. Включает сбор, обработку и анализ количественной информации. Этот метод применяется для расчета индексов специализации. Обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

    Исторический - позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых объектов и явлений с момента их образования до настоящего времени.

    Сравнительно – географический – предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.

    Балансовый - используется при разработке региональных программ. Составление отраслевых, региональных и общероссийских балансов ресурсов и производств. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения спроса региона на продукцию собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции.

    Математический - метод исследования позволяет перейти к математическому моделированию физико- и экономико – географических явлений и прогнозов.

    Метод визуальных наблюдений – это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.

Современные:

    Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др.

    Геоинформатика – привело к созданию геоинформационных систем (ГИС), созданы электронные карты, атласы, справочник, энциклопедия, специальные компьютерные программы, телевидение и радио.

    метод полевых исследований, рассказы очевидцев , дистационных наблюдений.

    Космический – наблюдение из космоса, космические снимки.

IY . Итоги урока . Оценивание. Обобщение новых знаний.

    Как называются основные источники географической информации?

    Что такое метод географический информации?

    Какие существуют методы географических исследований?

    Какими тебе приходилось использовать?

Y . Рефлексия: формулировка окончания фраз:

1. Я узнал сегодня-

2. Я понял –

3. Я приобрел-

4. Было интересно-

5. Теперь я могу-

YI . Домашнее задание: Записи лекции, найти в других источниках информации, дополнительно еще методы географической информации.

Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. География как наука.

2. Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Географическая карта - особый источник географической информации.

4. Статистические материалы, как источник географической информации.

5. Другие способы и формы получения географической информации.

Геоинформационные системы

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. География - пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные - картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

3. Карты - это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) - уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик.

Тут помогает картографическая генерализация - отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические .


К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п .), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром.

В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела - карты природы (физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

4. Статистические материалы - один из основных источников географической информации. Статистика - это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS (Global Positional System).

Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем 10 (ГИС) - это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС - это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.