Лучшие фантастические произведения всех времен и народов. Жанр "научная фантастика"

В последнее время любое научно-фантастическое произведение непременно вызывает волну комментариев со стороны учёных. Как на самом деле работала бы чёрная дыра из «Интерстеллар»? Смог ли бы реальный Марк Уотни выжить на реальном Марсе? Что правда, а что нет в «Гравитации»? Все хотят знать, как жанр, имеющий в своём названии слово «наука», на деле с ней связан. Не секрет, что писатели-фантасты сами подчас были учёными и что многие научные деятели вдохновлялись фантастическими сюжетами, работая над своими открытиями или изобретениями. Григорий Пророков расспросил несколько учёных об их любимых научно-фантастических романах, о том, как они на них повлияли, и насколько события книг достоверны с точки зрения науки.

Николай Кукушкин, биолог

В сказке законов нет - весь мир полностью зависит от воли автора. Поэтому сказка в преломлении к реальности имеет очень ограниченное применение: образное, метафорическое, эмоциональное. Научная фантастика - это литературный эквивалент такого понятия, как мысленный эксперимент. То есть все законы - физические, биологические, социальные, - в отличие от сказки, здесь присутствуют. Но с чётко оговорёнными изменениями. Всё как обычно, но вот войну выиграли фашисты - давайте посмотрим, что от этого будет по-другому. Именно поэтому, мне кажется, действие в научной фантастике часто разворачивается в будущем: будущее проще мысленно видоизменить, не нарушая при этом общей картины мира. Как учёному научная фантастика мне интересна именно как мысленный эксперимент. А что если будет так, а не эдак? Что изменится, если прилетят инопланетяне? Что изменится, если летать со скоростью света? В этом смысле всё популярное объяснение теории относительности Эйнштейна - типичный научно-фантастический роман (летал, например, один космонавт двадцать лет к далёким звёздам, а вернувшись молодым и бодрым, обнаружил дома состарившегося брата-близнеца - это ж какая драма!).

Филип К. Дик

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»


Я занимаюсь работой мозга и постоянно сталкиваюсь с вопросами, которые большинству людей, наверное, кажутся исключительно философскими. Где заканчивается мышление и начинается рефлекс? Отличается ли принципиально человек от животного? А от робота? А что если заменить каждый нейрон на металлические детали, точно воспроизводящие физические свойства клетки? В «Андроидах» Дика это главная тема: имеем ли мы право проводить черту между собой и чем-то, что выполняет те же самые задачи иными способами? Мне всегда особенно вспоминается одна сцена из книги. Главный герой, Рик Декард (фамилия подозрительно напоминает одного француза, который мыслит, следовательно, существует), ссорится с женой и, стоя над прибором, который в книжке называется «органом настроения», решает, что выбрать: подавление злости или её усиление, - чтобы выиграть спор. На что жена с угрозой предупреждает: если выберешь ярость, я тоже её выберу. Сегодня мы фактически стоим у порога создания «органа настроения». Медикаментами можно подавить депрессию. Точечной микростимуляцией мозга можно вызвать такие сложные и конкретные эмоции, как, например, решимость перед лицом опасности. Простым электродом над левой бровью можно улучшить память и повысить внимание. Мы постепенно покрываем себя устройствами, которые регистрируют, а в будущем наверняка смогут и модифицировать, все наши физиологические показатели. На каком этапе мы станем скорее андроидами, чем людьми? И есть ли вообще смысл в таком разделении, или наше «я» - исключительно виртуальное понятие? Я лично склоняюсь к последнему варианту. Дик, мне кажется, тоже.

Олдос Хаксли

«О дивный новый мир»


В сущности, тот же самый вопрос, только касающийся не нервной системы и сознания, а организма в целом: до каких пределов мы можем воздействовать на свою биологию, при этом оставаясь людьми? «О дивный новый мир» обычно считают антиутопией. Суть там в следующем: люди настолько продвинулись в науках, что создали идеальный мир, где детей клонируют, выращивают в инкубаторах и загодя программируют на выполнение определённых задач. Альфы - элита, занимающаяся интеллектуальным трудом, беты - чуть похуже, и так далее вплоть до эпсилонов, которые используются фактически как рабы. Ужас. Но все довольны! Ну, кроме главного героя, конечно. Люди едят специальный безвредный наркотик, который решает все эмоциональные проблемы, и живут припеваючи. Эпсилоны не могут быть альфами ни физически, ни психологически - да и не хотят они альфами быть. Мир просто разделён на разные сферы труда, и всё вместе работает прекрасно. Единое государство, никаких войн, никаких проблем. Но идея такого евгенического будущего щекочет нервы. Хаксли не знал даже про ДНК, не говоря уже о тех колоссальных успехах генной инженерии, которые произошли за последние восемьдесят лет. Если бы человеческое общество задалось такой целью, то «О дивный новый мир» сейчас можно было бы воссоздать очень близко к тексту - а лет через десять-двадцать и вовсе дословно. Есть множество причин, по которым мы не будем этого делать, но не упускаем ли мы чего-то важного? Хаксли мне всегда нравился своей отстранённостью: в «1984» Оруэлла нет особых колебаний по поводу того, что хорошо, а что плохо. «О дивный новый мир» вроде как ужасный и тоталитарный, но как можно спорить с всеобщим счастьем?

Стивен Кинг

«Долгий джонт»


Смешно, конечно, ставить Кинга рядом с Диком и Хаксли, но «Долгий джонт» я прочитал лет в двенадцать и с тех пор думаю о нём просто постоянно. Ни одного другого рассказа из сборника не помню даже примерно, а вот «Джонт» - да. Там изобрели способ телепортации (джонт) , который работает только под анестезией. Если человека телепортировать в сознании, то он либо сразу умирает, либо сходит с ума. Суть в том, что тело перемещается быстро, а сознание ползёт от Земли до Марса целую вечность. Но если сознание отключить, то человек ничего не замечает. Эта история мне напоминает эдакий американизированный и футуристический дзен-коан. Своего рода вопросительная медитация на тему нейробиологии. Можно ли отделить сознание от тела? В каком пространстве и в каком времени оно существует? Это далеко не так очевидно, как кажется. Существуют вполне обоснованные точки зрения на сознание как особую физическую величину. Вот есть масса, а есть сознание: оно в какой-то форме присутствует и у человека, и у кошки, и даже у стола или электрона. Это не значит, что электрон знает, что он электрон, но если бы мы вдруг стали электроном, то что-то мы бы ощутили. Это гипотеза, помимо которой существует много других. Понятно только одно: всё, что мы знаем о своём «я», - это просто катастрофическое упрощение. Телепортация путём переползания спящего сознания из одной точки в другую - на этом этапе это может быть как бредом, так и гениальной идеей. Если бы сказали кому-нибудь двести лет назад, что время на горе течёт быстрее, чем под горой - они бы рассмеялись вам в лицо. Сейчас без этого знания не работал бы ни один GPS-навигатор. Рассказ я люблю ещё и потому, что прочитал его на русском и добрые пятнадцать лет считал, что в оригинале «долгий джонт» должен быть аллюзией на «длинный джойнт». Но выяснилось, что называется рассказ просто «The Jaunt» и к рекреационной марихуане отношения не имеет ровно никакого.

Дэн Симмонс

тетралогия «Песни Гипериона»


Йоханахан Колудар, биолог

Межпланетные путешествия через нуль-Т-порталы, интергалактическое государство Гегемония Человека, раса искусственных интеллектов с собственной, странной политикой и подковёрными играми - любой из идей, которыми эта книга просто нашпигована, хватило бы на отдельный роман. Клоны всех известных деятелей за всю историю, раса людей, которая изменила себя генетически до полной неузнаваемости, десятки планет - каждая со своей культурой, все из которых имеют хорошо прослеживаемые истоки в нашем времени. Ко всему этому добавляется очень странная мистика, которая, однако, полностью вписывается в научно-фантастические рамки. Примерно так же было бы, если бы Дэвид Линч снял «Звёздные войны» по мотивам «Космической одиссеи» Кубрика.

Фрэнк Герберт

серия романов «Хроники Дюны»


Более продуманного будущего человечества я не встречал ни в одной другой книге. После всевозможных войн машин против людей, машин против машин, людей против самих себя и других людей наступает более-менее светлое будущее. Человечество расселилось, а ставшие почти отдельным подвидом математики используют уникальный наркотик, спайс, для межзвёздной навигации. Кроме них спайс использует «Бене Гессерит» - тайное общество, членов которого все считают ведьмами, высшие эшелоны власти, устроенной по аристократической модели, да и вообще все, у кого есть деньги, чтобы многократно усилить свои умственные способности. Так повелось, что спайс есть только на одной планете - Аракисе, также известной как Дюна. Тот, кто контролирует Дюну, контролирует Галактику. Пожалуй, более влиятельным произведением фантастики (sensu lato) двадцатого века является только «Властелин колец». Благодаря «Дюне» появились «Звёздные войны», «Дюну» же можно узнать в «Игре престолов». В первой экранизации должны были принимать участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Pink Floyd и Ганс Гигер. Фильм прогорел, отрисованные для него концепты распродали, и целый набор научно-фантастических фильмов появился на их основе. В России, по идее, книга должна бы продаваться в целлофане и с наклейкой. Основа сюжета ведь - борьба за наркотик.

Клиффорд Саймак

серия рассказов «Город»


«Город» начинается в недалёком будущем, а заканчивается почти через тысячу лет, когда последние люди вошли в стадию анабиоза, чтобы из неё больше никогда не выйти, потому что устали жить. За это время успевает произойти совершенно всё, что только возможно. При этом книга удивительно сочетает гуманистический посыл, уверенность, что люди в конце концов проиграют битву с самими собой, и юмор. В одном рассказе люди улетают исследовать Юпитер, пересадив свой мозг в тело, имитирующее местных животных. И выясняют, что их жизнь гораздо лучше человеческой. В другом животные обретают способность говорить и создают собственное общество, в которое человек входит наравне со всеми. Стоит также отметить, что все рассказы повествуют о членах одной семьи, а всю историю комментируют потомки их псов (это не опечатка, действительно псов, Canis lupus familliaris).

Пирс Энтони

дилогия «Атон»


Роман «Хтон» - предшественник «Хроник Риддика». Лучший во всём, кроме того, что это книга, а не фильм. Хтон - планета-тюрьма, где заключённые добывают редкую разновидность граната, меняя его на еду. Планета испещрена ходами. Тех, кого осуждают на заточение на Хтоне, ожидает вечная жизнь в этих ходах, почти без света, среди жуткого жара, который исходит от ядра, и по соседству с разнообразными монстрами. Последние продуманы совершенно потрясающе, по-лавкрафтовски жуткие, но при этом удивительно живые, можно представить, что они появились в результате эволюции. Причина заточения главного героя раскрывается на первой же странице. Миньонетка. Что это значит, становится понятно лишь под самый конец. Главы, посвящённые Хтону, чередуются с главами, в которых рассказывается предыстория происходящего - жизнь человека такого далёкого будущего, когда уже забыли, как вообще жили на Земле. Жизнь, в которой инопланетные цветы - лучшие питомцы, а генетически созданные идеальные жёны - худшее проклятье.

Уильям Гибсон

трилогия «Киберпространство»


В русском варианте трилогия называется «Киберпространство», хотя на самом деле - «Sprawl». На русском языке читать запрещается. Перевод полностью убивает не только тонкую интеллектуальную иронию, но и вообще весь авторский стиль. Книге вполне место в большой англоязычной литературе наравне с Хемингуэем, Фаулзом, Голдингом и другими. Эта трилогия создала киберпанк как жанр, определив в нём совершенно всё. Можно, конечно, возразить и вспомнить Филипа Дика (и многих других), но всё-таки миры Дика (и многих других) - это миры с магнитными лентами и пузатыми телевизорами. Да и как писатель Дик поменьше калибром. Гибсон же сумел не только достоверно изобразить влияние технологии на человека и их прорастание друг в друга, но и более-менее предсказать развитие нашего общества. Всю двойственность современной жизни, в которой онлайн и офлайн сливаются так, что не разделить, можно найти в этих романах. Забавно, что их написал человек, который искренне не любит компьютеры и старается общаться с ними как можно меньше. Поверить в этот факт после чтения книги невозможно.

Фред Хойл

«Чёрное облако»


Виктор Татарский, биолог

Фантастика для меня началась с трёх полок в семейной библиотеке, книги с которых я последовательно и бессистемно начал читать в школе. Там были все классики: Азимов, Брэдбери, Кларк, Стругацкие, - однако моей любимой книгой была «Чёрное облако» Фреда Хойла. Хойл был выдающимся физиком и астрономом, это человек, придумавший термин «большой взрыв» (в ироничном смысле). «Чёрное облако», написанное в 1957 году про недалёкое будущее 1964 года, сейчас кажется настоящей винтажной фантастикой - с фотопластинками, связью по радио, телевизором в качестве передового способа коммуникации, но это, пожалуй, одна из самых интересных и неортодоксальных книг эпохи классического сай-фая про столкновение человечества с принципиально другим инопланетным разумом. Самое большое удовольствие, однако, доставляет интеллектуальный пинг-понг между обаятельными героями, которые пытаются предотвратить надвигающуюся космическую катастрофу исключительно с помощью науки, одновременно преодолевая скептицизм политиков. Мне до сих пор кажется, что лучшего вдохновения для того, чтобы выбрать научную карьеру, не придумаешь.

Нил Стивенсон

«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»


Из прочтённого позднее на меня огромное впечатление произвел «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», который описывает идеал развития нанотехнологий и одновременно социальную дистопию - мир, в котором национальные государства перестали существовать и общество организовано в группы, объединённые по мировоззрению; несмотря на обеспеченность базовыми вещами, в этом мире существует огромное социальное расслоение. Я вспоминаю эту книгу каждый раз, когда читаю про криптовалюты, падение собираемости налогов, электронные учебники для бедных детей, 3D-принтеры и многое-многое другое, - Стивенсон, пожалуй, самый визионерский популяризатор этих идей в 90-е. Но прежде всего это захватывающий, непредсказуемый и по-хорошему хулиганский посткиберпанк, смешанный с викторианским романом.

Ханну Райаниеми

трилогия о Жане ле Фламбёре


Из последних любимых - «Квантовый вор» (и последующие два продолжения) Ханну Райаниеми. С одной стороны, это космическая опера, с другой - один из самых ярких образов постчеловеческого будущего. Оцифровывание личности, программируемая и вычисляющая материя, квантовое шифрование, космические магистрали для передвижения кораблей с солнечными парусами. Самая большая тема книги - человеческий разум, который в будущем копируется в тысячи копий, существует во множестве вариантов, меняется под конкретные задачи, сшивается и растаскивается на части. Главный конфликт книги не столько борьба добра со злом, сколько идеологическое противостояние порядка и хаоса. Это такой роман-ребус с собственным словарным запасом и запутанной предысторией, в нём сначала не соображаешь ничего, но постепенно понимаешь, как всё работает, и получаешь от этого огромное удовольствие.

Екатерина Короткова, вирусолог

В школьные годы книги из серии «Библиотека современной фантастики» были моим любимым чтением. В фильме «Чародеи» именно их высыпает из мешка наряженный Дедом Морозом Золотухин. Некоторые из них я перечитывала по нескольку раз. Но как девочке мне больше нравились научно-фантастические романы, где присутствовала также и любовная линия. Не буду оригинальной, но моими любимыми фантастами были и остаются Роберт Шекли с его неподражаемым чувством юмора и Айзек Азимов, кстати, довольно крупный учёный-химик.

Айзек Азимов

«Конец вечности»


У Азимова наибольшее впечатление на меня произвёл роман «Конец вечности». Группа людей, обладающих технологией перемещения во времени (так называемые Вечные, сотрудники организации под названием «Вечность»), присматривает за человечеством из самых разных эпох и «подправляет» ход истории, направляя её в «правильное», на их взгляд, русло. В «Вечности» работает много специалистов: Наблюдатели, Вычислители, Расчётчики судеб, Социологи и Техники - как главные герои романа. Именно Техник должен появиться в нашей реальности в определённый момент времени и произвести заранее рассчитанное «минимальное необходимое воздействие» - МНВ, которое вызовет цепь последовательных событий, в результате приводящих к изменению направления развития человечества. Например, переставив маленький ящик на другую полку, Вечные добиваются снижения потребления наркотиков через несколько столетий, а побочным результатом этого вмешательства становится прекращение освоения космоса из-за того, что не будет изобретена электрогравитация. Его величество случай. Мы сколько угодно можем строить счастливое будущее для себя или для всего человечества, но кто-то, возможно, даже не понимая этого, произведёт МНВ, и жизнь пойдёт совсем по-другому...

Роберт Шекли

«Обмен разумов»


Абсолютно гениальное произведение Шекли «Обмен разумов» поражает буйством фантазии. Главный герой Марвин Флинн живёт в Америке и мечтает о путешествиях на другие планеты, но денег на это у него не хватает. И Марвин решается на временный обмен телами с найденным по объявлению марсианином, но нарывается на мошенника. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на самые сомнительные предложения. То он в четвероруком и четвероногом теле с хвостом и закинутыми за спину ушами пытается собирать яйца ганзеров в дождевом лесу на планете Мельд. То оказывается в уютной норе на планете Цельсий-5 в теле с тикающей бомбой в носу и влюбляется там в членистоногую красотку. В погоне за марсианином-мошенником Марвин попадает в «Искажённый мир», в котором возможно всё. В том числе и то, что происходит с главным героем, - ему кажется, что «Искажённый мир» вернул его на Землю. Марвин Флинн не вспомнил, что Земля, где он родился, слегка отличалась от мира, где он оказался теперь, где его мать несёт яйца, а отец пасёт крысиные стада. Он просто счастлив под красным солнцем и тремя лунами на зелёном небе.

Роберт Шекли

«Четыре стихии»


Ещё один роман Роберта Шекли - «Четыре стихии» - посвящён загадкам человеческой психики, но при этом в нём есть фантастический мир других планет. Медицина будущего самые тяжёлые формы шизофрении лечит «расщеплением» личности на отдельные составляющие. Доминирующая часть остаётся в теле пациента, а остальные подличности распределяются по искусственным телам, в которых смогут жить до 35 лет. Полное выздоровление пациента возможно в результате «реинтеграции» на определённом этапе нескольких неполноценных личностей в одну полноценную. Герой романа, подвергшийся в детстве расщеплению, решается на реинтеграцию и путешествует по волшебным мирам Марса и Венеры в поисках «себя». Каждую подличность героя автор отождествил с определённым темпераментом. И только в результате слияния четырёх темпераментов, четырёх стихий возник сложный, противоречивый, но действительно полноценный Человек.

Иван Сорокин, химик

Своим бесконечным интересом к окружающему миру я обязан жёлтому позднесоветскому атласу формата A3 с мальчиком и девочкой на обложке, книге «Почемучка» и всей научной фантастике, до которой у меня дотягивались руки. Эскапизм необходим любому ребенку - а тот факт, что в случае фантастики эскапизм сопровождается приятно занудными описаниями миров, чьи принципы существования всё же опираются на фундаментальные законы нашей Вселенной, доказывает одну простую вещь: даже фантазируя в определённых рамках, можно улететь далеко-далеко. Так я, в общем, и стал учёным - полюбив рамки всей душой.

Филип К. Дик

«Убик»


Я всю сознательную жизнь придерживаюсь того мнения, что придумывать великие сюжеты гораздо сложнее, чем выписывать заковыристые метафоры, - именно поэтому Дик, безусловно, относящийся к числу тех писателей, которые языком владели гораздо хуже, чем мастерством повествования, является одним из моих любимых авторов. Он единолично олицетворяет все излишества, безумства, открытия и трагедии большого психоделического эксперимента 50–70-х гг., и нигде это не проявляется лучше, чем в «Убике». Ставить под сомнение саму реальность - один из классических приемов сай-фая, но Дику (одному из первых) удалось сочинить роман, почти целиком наделённый логикой сна или галлюцинации и при этом полагающийся на логику нейрофизиологии. Из этого романа вырастает добрая половина антиутопий современности: ту же «Матрицу» легко можно разложить по компонентам на «Футурологический конгресс» Лема, гибсоновского «Нейроманта» и, собственно, «Убика».

Братья Стругацкие

«Хищные вещи века»


Стругацкие у каждого свои: кто-то предпочитает незлобную сатиру рассказов о НИИЧАВО, кому-то наиболее близок протокиберпанк «Пикника на обочине», кто-то пытается придумать двадцать пятую интерпретацию «Града обречённого». Мой выбор, пожалуй, слегка нетрадиционен, но, поверьте, оправдан: «Хищные вещи века» - одна из наиболее современных вещей в каноне братьев. Проникнутая идеями классического марксизма антиутопия, переосмысливающая «О дивный новый мир» и предсказывающая субкультуры конца века, изобилующая описаниями наркотических опытов и размышлениями о слиянии человека с техникой, - за такую экзотику (напоминаю, речь о 1965 годе) можно простить и излишний дидактизм, и некоторую незавершённость повести.

Ричард Бахман (Стивен Кинг)

«Бегущий человек»


Я совсем не любитель кричать о том, что оригинал всегда лучше адаптации, но в данном случае придётся оставить напоминание: ради всего святого, не судите об этом сюжете по фильму со Шварценеггером. Оригинальный «Бегущий человек» - простая и очень эффектная история о полном отчаянии, распаде личности (который параллелен деградации государства) и о неспособности технического прогресса поддерживать моральные нормы. Это очень злая и очень параноидальная книга, похожая в своём действии на острый спазм; тот факт, что Кинг сумел здесь предсказать многие аспекты реалити-шоу и саму идею теракта 11 сентября, кажется, напрямую коррелирует с объёмом желчи, искусно вылитой на каждую страницу.

Фильм был снят в гостиной главного режиссёра всего за пять дней и 50 тысяч долларов, но он ничуть не уступает по накалу интриги своим более высокобюджетным аналогам.

Компания друзей собирается на званый ужин. Уже в дороге с ними начинает твориться какая-то чертовщина: сотовая связь работает с перебоями, а стёкла мобильников по непонятной причине трескаются. Позже выясняется, что именно в этот день очень близко к Земле пролетает комета, из-за которой и творятся разные странности. И перебои со связью - ещё самые невинные из них.

2. Пекло

  • США, Великобритания, 2007 год.
  • Длительность: 107 мин.
  • IMDb: 7,3.

Один из самых зрелищных и недооценённых научно-фантастических фильмов, в котором нашлось место и душещипательной драме, и безбашенным космическим приключениям.

Команда отчаянных астронавтов отправляется спасать человечество. Их миссия - добраться до угасающего Солнца и сбросить на него ядерную бомбу, чтобы светило засияло с новыми силами. Если этого не сделать, жизнь на Земле окажется под угрозой исчезновения.

3. Детонатор

  • США, 2004 год.
  • Длительность: 77 мин.
  • IMDb: 7,0.

Ещё один непризнанный шедевр низкобюджетного кино на тему . Чтобы диалоги звучали более профессионально, режиссёр Шейн Кэррут, математик по образованию, специально изучал физику в процессе написания сценария. Видимо, он немного увлёкся, поэтому большой популярности у широких масс фильм не получил, зато заработал одобрение от критиков с сайта Rotten Tomatoes, которые окрестили его лучшим фантастическим фильмом для думающих людей.

Главные герои конструируют в гараже нечто, напоминающее машину времени. Друзьям кажется, что их открытие перевернёт мир, пока они не сталкиваются с неприятными побочными эффектами.

4. Луна 2112

  • Великобритания, 2009 год.
  • Длительность: 97 мин.
  • IMDb: 7,9.

Этот невероятно зрелищный и реалистичный фильм, снятый в рекордные сроки (всего за 33 дня!), стал режиссёрским дебютом Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи.

Контракт астронавта Сэма Белла подходит к концу. В полном одиночестве он провёл три года на Луне, приглядывая за работой аппарата, добывающего изотоп. За пару недель до окончания контракта Сэм чувствует, что с ним творится что-то неладное, а потом обнаруживает, что его долгое время водили за нос.

5. Чужие на районе

  • Великобритания, Франция, 2011 год.
  • Длительность: 88 мин.
  • IMDb: 6,6.

Эта картина сочетает в себе элементы молодёжной комедии, фантастики и фильма ужасов. Банда парней из неблагополучного района терроризирует местных жителей ровно до тех пор, пока случайно не обнаруживает на своих «владениях» непонятно откуда взявшегося пришельца. После этого происшествия грозная компания переосмысливает своё жизненное предназначение и решает переквалифицироваться в защитников и борцов с неземной расой.

6. Сквозь снег

  • Южная Корея, Чехия, США, Франция, 2013 год.
  • Длительность: 126 мин.
  • IMDb: 7,0.

Фантастический и постапокалиптический южнокорейский триллер, снятый по мотивам графического романа.

Пытаясь остановить глобальное потепление, люди изобретают реагент, способный понижать температуру. Но всё идёт не по плану. Они получают замёрзшую планету, практически непригодную для жизни. Выжить смогли только те, кто успел забраться в поезд, без перерыва колесящий по всему миру. Как и в обычном обществе, в поезде есть своя иерархия. Чтобы прижиться в нём, нужно научиться играть по особым правилам.

7. Донни Дарко

  • США, 2001 год.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 8,1.

Режиссёрский дебют Ричарда Келли состоялся в неудачное время: люди ещё не успели оправиться от трагических событий 11 сентября. Фильм провалился в прокате, но позже, после выхода на DVD, всё же обрёл своих поклонников.

Фрэнк - загадочное существо, отдалённо похожее на кролика, предупреждает старшеклассника Донни Дарко о том, что его жизнь может оборваться через 8 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. Спустя положенное время Донни обнаруживает, что предсказание кролика сбылось: на дом мальчика падает самолёт. В награду за спасённую жизнь Фрэнк начинает требовать от Донни расплаты.

8. Начало

  • США, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 148 мин.
  • IMDb: 8,8.

Этот фильм очень понравится тем, кто любит и распутывать хитросплетённые сюжетные линии.

Промышленный шпион Доминик Кобб знаменит тем, что крадёт корпоративные тайны, используя технологию совместных сновидений. Чтобы вернуться к своим детям, он соглашается на почти невыполнимую работу. На этот раз ему предстоит не украсть очередную идею, а внедрить её в подсознание жертвы.

9. Трудно быть Богом

  • Россия, 2013 год.
  • Длительность: 177 мин.
  • IMDb: 6,7.

Экранизация фантастической повести , снятая Алексеем Германом. Работа над фильмом длилась около 15 лет, а окончательная версия вышла уже после смерти режиссёра.

Группу учёных-исследователей с особой миссией отправляют на планету, почти идентичную Земле. Жизнь там замерла примерно на отметке «Средневековье» и находится в большом упадке. Землянам запрещено вмешиваться в происходящее, чтобы не менять ход истории, но правила существуют для того, чтобы их нарушать.

10. Петля времени

  • США, Китай, 2012 год.
  • Длительность: 118 мин.
  • IMDb: 7,4.

Использовать петли времени можно не только в мирных целях. В 2074 году додумались до того, чтобы с их помощью избавляться от нежелательных людей. Жертва отправляется на 30 лет назад, а специально обученный киллер-лупер убивает её. Однажды хорошо отлаженная система даёт сбой: главный герой сталкивается с постаревшим собой и позволяет себе из будущего сбежать, вместо того чтобы замкнуть петлю, застрелив себя.

11. Из машины

  • Великобритания, 2014 год.
  • Длительность: 108 мин.
  • IMDb: 7,7.

Картина-дебют известного британского писателя Алекса Гарленда, которую называют одним из лучших фильмов об искусственном интеллекте в истории кинематографа. Программист Калеб соглашается на участие в интересном эксперименте: в течение недели ему предстоит тестировать девушку-робота Аву, которая была создана на основе его предпочтений.

12. Паприка

  • Япония, 2006 год.
  • Длительность: 90 мин.
  • IMDb: 7,7.

Японский режиссёр Сатоси Кон не очень известен, однако его работами вдохновлялись такие режиссёры, как Кристофер Нолан и Даррен Аронофски, а это уже кое-что да значит.

В недалёком будущем было изобретено полезное устройство DC Mini, позволяющее докторам проникать в сны и фантазии пациентов. Оно не было опасно до тех пор, пока не попало в руки злоумышленников, которые с его помощью начали сводить с ума невинных людей.

13. Грань будущего

  • США, Канада, 2014 год.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 7,9.

Фильм, невероятно похожий на компьютерную игру: главный герой умирает, возрождается, прокачивает свои способности и начинает всё заново, пока задуманное не пройдёт идеально.

Майор Уильям Кейдж обладает уникальной способностью превращать любой день в День сурка. Чтобы предотвратить идущую между оккупантами и инопланетными пришельцами войну, понять, что происходит, а потом выбраться из временной петли, ему придётся погибнуть не одну сотню раз.

14. ВАЛЛ·И

  • США, 2008 год.
  • Длительность: 98 мин.
  • IMDb: 8,4.

Этот трогательный мультфильм совсем не так прост, как кажется. За милой оболочкой можно разглядеть настоящую антиутопию о постоянно растущей зависимости людей от технологий и повсеместной автоматизации.

Маленький робот-уборщик ВАЛЛ·И в одиночку очищает от мусора Землю, которую настолько засорили, что она стала непригодна для жизни. Однажды, чтобы проверить, как продвигаются дела с очисткой планеты, на Землю прилетает робот-разведчик Ева, в которую ВАЛЛ·И влюбляется без памяти.

15. Прибытие

  • США, 2016 год.
  • Длительность: 116 мин.
  • IMDb: 8,0.

Необычный фильм о пришельцах, которые не уничтожают планету и захватывают её жителей в плен, а поступают прямо противоположным образом.

Когда 12 кораблей космических пришельцев опускаются на Землю, американское правительство начинает беспокоиться и поручает команде во главе с преподавателем лингвистики Луизой Бэнкс любым возможным способом найти с ними общий язык и выяснить, для чего они прилетели.

16. Планета обезьян: Революция

  • США, 2014 год.
  • Длительность: 130 мин.
  • IMDb: 7,6.

Вторая часть захватывающей научно-фантастической трилогии, снятой по мотивам романа французского писателя Пьера Булля. Обезьяны и люди в очередной раз пытаются выяснить, кто из них больше достоин жить на планете. Мирно договориться никак не получается, поэтому обе стороны начинают подготовку к неизбежному сражению.

17. Особое мнение

  • США, 2002 год.
  • Длительность: 145 мин.
  • IMDb: 7,7.

Фильм-предсказание, снятый в оригинальной и узнаваемой манере Стивена Спилберга по мотивам повести Филипа Дика.

2054 год. Люди научились предвидеть будущее и создали специальный отдел по предотвращению преступлений, которым руководит капитан Джон Андертон. Задача отдела состоит в том, чтобы увидеть правонарушения, которые кто-то планирует совершить в ближайшем будущем, и любыми способами их предотвратить. Однажды в одном из видений Андертон замечает самого себя, убивающего человека. Чтобы избежать наказания и разобраться в ситуации, Джон вынужден скрываться от своих коллег.

18. Мир будущего

  • США, 2015 год.
  • Длительность: 17 мин.
  • IMDb: 8,2.

Короткометражный мультфильм о маленькой девочке Эмили, которая путешествует в будущее в компании клона, рассказывающего ей о том, как всё будет устроено в мире через пару десятков лет.

19. Она

  • США, 2013 год.
  • Длительность: 126 мин.
  • IMDb: 8,0.

Необычная и футуристическая история любви одинокого писателя и операционной системы Siri. За развитием их отношений очень странно, но страшно интересно наблюдать.

20. Район №9

  • ЮАР, США, Новая Зеландия, Канада, 2009 год.
  • Длительность: 112 мин.
  • IMDb: 8,0.

Ещё один фильм о нетипичном поведении . Пока люди гадают, зачем же пришельцы появились на планете и почему не выходят из своей тарелки, выяснилось, что инопланетным гостям попросту негде жить. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, земляне соорудили для пришельцев специальный лагерь, но это оказалось не самым лучшим решением.

21. Примесь

  • США, 2013 год.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 6,8.

Второй фильм Шейна Кэррута в этой подборке и снова низкобюджетный, но от этого не менее интересный. Таинственный наркодилер нападает на девушку и запускает в её организм червя, парализующего её волю и желания. Теперь она, словно марионетка, готова выполнять все просьбы и поручения коварного незнакомца.

22. Гостья

  • США, Швейцария, 2013 год.
  • Длительность: 125 мин.
  • IMDb: 5,9.

Планету захватили пришельцы, называющие себя Душами. Они вселяются в людей, порабощают их волю и разум, а потом управляют ими. Скрыться и выжить удаётся немногим. Среди счастливчиков - юная девушка Мелани, которая находит способ сосуществовать с пришельцем в одном теле. Вполне очевидно, что в её руках - ключ к спасению всей планеты.

  • Длительность: 104 мин.
  • IMDb: 7,9.
  • Мрачная антиутопия о человечестве, которое столкнулось с проблемой бесплодия. Последний ребёнок был рождён почти двадцать лет назад, а в мире больше не осталось женщин, способных забеременеть. Пока учёные ищут способы справиться с проблемой, люди начинают творить невообразимые вещи.

    Фильм был снят в гостиной главного режиссёра всего за пять дней и 50 тысяч долларов, но он ничуть не уступает по накалу интриги своим более высокобюджетным аналогам.

    Компания друзей собирается на званый ужин. Уже в дороге с ними начинает твориться какая-то чертовщина: сотовая связь работает с перебоями, а стёкла мобильников по непонятной причине трескаются. Позже выясняется, что именно в этот день очень близко к Земле пролетает комета, из-за которой и творятся разные странности. И перебои со связью - ещё самые невинные из них.

    2. Пекло

    • США, Великобритания, 2007 год.
    • Длительность: 107 мин.
    • IMDb: 7,3.

    Один из самых зрелищных и недооценённых научно-фантастических фильмов, в котором нашлось место и душещипательной драме, и безбашенным космическим приключениям.

    Команда отчаянных астронавтов отправляется спасать человечество. Их миссия - добраться до угасающего Солнца и сбросить на него ядерную бомбу, чтобы светило засияло с новыми силами. Если этого не сделать, жизнь на Земле окажется под угрозой исчезновения.

    3. Детонатор

    • США, 2004 год.
    • Длительность: 77 мин.
    • IMDb: 7,0.

    Ещё один непризнанный шедевр низкобюджетного кино на тему . Чтобы диалоги звучали более профессионально, режиссёр Шейн Кэррут, математик по образованию, специально изучал физику в процессе написания сценария. Видимо, он немного увлёкся, поэтому большой популярности у широких масс фильм не получил, зато заработал одобрение от критиков с сайта Rotten Tomatoes, которые окрестили его лучшим фантастическим фильмом для думающих людей.

    Главные герои конструируют в гараже нечто, напоминающее машину времени. Друзьям кажется, что их открытие перевернёт мир, пока они не сталкиваются с неприятными побочными эффектами.

    4. Луна 2112

    • Великобритания, 2009 год.
    • Длительность: 97 мин.
    • IMDb: 7,9.

    Этот невероятно зрелищный и реалистичный фильм, снятый в рекордные сроки (всего за 33 дня!), стал режиссёрским дебютом Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи.

    Контракт астронавта Сэма Белла подходит к концу. В полном одиночестве он провёл три года на Луне, приглядывая за работой аппарата, добывающего изотоп. За пару недель до окончания контракта Сэм чувствует, что с ним творится что-то неладное, а потом обнаруживает, что его долгое время водили за нос.

    5. Чужие на районе

    • Великобритания, Франция, 2011 год.
    • Длительность: 88 мин.
    • IMDb: 6,6.

    Эта картина сочетает в себе элементы молодёжной комедии, фантастики и фильма ужасов. Банда парней из неблагополучного района терроризирует местных жителей ровно до тех пор, пока случайно не обнаруживает на своих «владениях» непонятно откуда взявшегося пришельца. После этого происшествия грозная компания переосмысливает своё жизненное предназначение и решает переквалифицироваться в защитников и борцов с неземной расой.

    6. Сквозь снег

    • Южная Корея, Чехия, США, Франция, 2013 год.
    • Длительность: 126 мин.
    • IMDb: 7,0.

    Фантастический и постапокалиптический южнокорейский триллер, снятый по мотивам графического романа.

    Пытаясь остановить глобальное потепление, люди изобретают реагент, способный понижать температуру. Но всё идёт не по плану. Они получают замёрзшую планету, практически непригодную для жизни. Выжить смогли только те, кто успел забраться в поезд, без перерыва колесящий по всему миру. Как и в обычном обществе, в поезде есть своя иерархия. Чтобы прижиться в нём, нужно научиться играть по особым правилам.

    7. Донни Дарко

    • США, 2001 год.
    • Длительность: 113 мин.
    • IMDb: 8,1.

    Режиссёрский дебют Ричарда Келли состоялся в неудачное время: люди ещё не успели оправиться от трагических событий 11 сентября. Фильм провалился в прокате, но позже, после выхода на DVD, всё же обрёл своих поклонников.

    Фрэнк - загадочное существо, отдалённо похожее на кролика, предупреждает старшеклассника Донни Дарко о том, что его жизнь может оборваться через 8 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. Спустя положенное время Донни обнаруживает, что предсказание кролика сбылось: на дом мальчика падает самолёт. В награду за спасённую жизнь Фрэнк начинает требовать от Донни расплаты.

    8. Начало

    • США, Великобритания, 2010 год.
    • Длительность: 148 мин.
    • IMDb: 8,8.

    Этот фильм очень понравится тем, кто любит и распутывать хитросплетённые сюжетные линии.

    Промышленный шпион Доминик Кобб знаменит тем, что крадёт корпоративные тайны, используя технологию совместных сновидений. Чтобы вернуться к своим детям, он соглашается на почти невыполнимую работу. На этот раз ему предстоит не украсть очередную идею, а внедрить её в подсознание жертвы.

    9. Трудно быть Богом

    • Россия, 2013 год.
    • Длительность: 177 мин.
    • IMDb: 6,7.

    Экранизация фантастической повести , снятая Алексеем Германом. Работа над фильмом длилась около 15 лет, а окончательная версия вышла уже после смерти режиссёра.

    Группу учёных-исследователей с особой миссией отправляют на планету, почти идентичную Земле. Жизнь там замерла примерно на отметке «Средневековье» и находится в большом упадке. Землянам запрещено вмешиваться в происходящее, чтобы не менять ход истории, но правила существуют для того, чтобы их нарушать.

    10. Петля времени

    • США, Китай, 2012 год.
    • Длительность: 118 мин.
    • IMDb: 7,4.

    Использовать петли времени можно не только в мирных целях. В 2074 году додумались до того, чтобы с их помощью избавляться от нежелательных людей. Жертва отправляется на 30 лет назад, а специально обученный киллер-лупер убивает её. Однажды хорошо отлаженная система даёт сбой: главный герой сталкивается с постаревшим собой и позволяет себе из будущего сбежать, вместо того чтобы замкнуть петлю, застрелив себя.

    11. Из машины

    • Великобритания, 2014 год.
    • Длительность: 108 мин.
    • IMDb: 7,7.

    Картина-дебют известного британского писателя Алекса Гарленда, которую называют одним из лучших фильмов об искусственном интеллекте в истории кинематографа. Программист Калеб соглашается на участие в интересном эксперименте: в течение недели ему предстоит тестировать девушку-робота Аву, которая была создана на основе его предпочтений.

    12. Паприка

    • Япония, 2006 год.
    • Длительность: 90 мин.
    • IMDb: 7,7.

    Японский режиссёр Сатоси Кон не очень известен, однако его работами вдохновлялись такие режиссёры, как Кристофер Нолан и Даррен Аронофски, а это уже кое-что да значит.

    В недалёком будущем было изобретено полезное устройство DC Mini, позволяющее докторам проникать в сны и фантазии пациентов. Оно не было опасно до тех пор, пока не попало в руки злоумышленников, которые с его помощью начали сводить с ума невинных людей.

    13. Грань будущего

    • США, Канада, 2014 год.
    • Длительность: 113 мин.
    • IMDb: 7,9.

    Фильм, невероятно похожий на компьютерную игру: главный герой умирает, возрождается, прокачивает свои способности и начинает всё заново, пока задуманное не пройдёт идеально.

    Майор Уильям Кейдж обладает уникальной способностью превращать любой день в День сурка. Чтобы предотвратить идущую между оккупантами и инопланетными пришельцами войну, понять, что происходит, а потом выбраться из временной петли, ему придётся погибнуть не одну сотню раз.

    14. ВАЛЛ·И

    • США, 2008 год.
    • Длительность: 98 мин.
    • IMDb: 8,4.

    Этот трогательный мультфильм совсем не так прост, как кажется. За милой оболочкой можно разглядеть настоящую антиутопию о постоянно растущей зависимости людей от технологий и повсеместной автоматизации.

    Маленький робот-уборщик ВАЛЛ·И в одиночку очищает от мусора Землю, которую настолько засорили, что она стала непригодна для жизни. Однажды, чтобы проверить, как продвигаются дела с очисткой планеты, на Землю прилетает робот-разведчик Ева, в которую ВАЛЛ·И влюбляется без памяти.

    15. Прибытие

    • США, 2016 год.
    • Длительность: 116 мин.
    • IMDb: 8,0.

    Необычный фильм о пришельцах, которые не уничтожают планету и захватывают её жителей в плен, а поступают прямо противоположным образом.

    Когда 12 кораблей космических пришельцев опускаются на Землю, американское правительство начинает беспокоиться и поручает команде во главе с преподавателем лингвистики Луизой Бэнкс любым возможным способом найти с ними общий язык и выяснить, для чего они прилетели.

    16. Планета обезьян: Революция

    • США, 2014 год.
    • Длительность: 130 мин.
    • IMDb: 7,6.

    Вторая часть захватывающей научно-фантастической трилогии, снятой по мотивам романа французского писателя Пьера Булля. Обезьяны и люди в очередной раз пытаются выяснить, кто из них больше достоин жить на планете. Мирно договориться никак не получается, поэтому обе стороны начинают подготовку к неизбежному сражению.

    17. Особое мнение

    • США, 2002 год.
    • Длительность: 145 мин.
    • IMDb: 7,7.

    Фильм-предсказание, снятый в оригинальной и узнаваемой манере Стивена Спилберга по мотивам повести Филипа Дика.

    2054 год. Люди научились предвидеть будущее и создали специальный отдел по предотвращению преступлений, которым руководит капитан Джон Андертон. Задача отдела состоит в том, чтобы увидеть правонарушения, которые кто-то планирует совершить в ближайшем будущем, и любыми способами их предотвратить. Однажды в одном из видений Андертон замечает самого себя, убивающего человека. Чтобы избежать наказания и разобраться в ситуации, Джон вынужден скрываться от своих коллег.

    18. Мир будущего

    • США, 2015 год.
    • Длительность: 17 мин.
    • IMDb: 8,2.

    Короткометражный мультфильм о маленькой девочке Эмили, которая путешествует в будущее в компании клона, рассказывающего ей о том, как всё будет устроено в мире через пару десятков лет.

    19. Она

    • США, 2013 год.
    • Длительность: 126 мин.
    • IMDb: 8,0.

    Необычная и футуристическая история любви одинокого писателя и операционной системы Siri. За развитием их отношений очень странно, но страшно интересно наблюдать.

    20. Район №9

    • ЮАР, США, Новая Зеландия, Канада, 2009 год.
    • Длительность: 112 мин.
    • IMDb: 8,0.

    Ещё один фильм о нетипичном поведении . Пока люди гадают, зачем же пришельцы появились на планете и почему не выходят из своей тарелки, выяснилось, что инопланетным гостям попросту негде жить. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, земляне соорудили для пришельцев специальный лагерь, но это оказалось не самым лучшим решением.

    21. Примесь

    • США, 2013 год.
    • Длительность: 96 мин.
    • IMDb: 6,8.

    Второй фильм Шейна Кэррута в этой подборке и снова низкобюджетный, но от этого не менее интересный. Таинственный наркодилер нападает на девушку и запускает в её организм червя, парализующего её волю и желания. Теперь она, словно марионетка, готова выполнять все просьбы и поручения коварного незнакомца.

    22. Гостья

    • США, Швейцария, 2013 год.
    • Длительность: 125 мин.
    • IMDb: 5,9.

    Планету захватили пришельцы, называющие себя Душами. Они вселяются в людей, порабощают их волю и разум, а потом управляют ими. Скрыться и выжить удаётся немногим. Среди счастливчиков - юная девушка Мелани, которая находит способ сосуществовать с пришельцем в одном теле. Вполне очевидно, что в её руках - ключ к спасению всей планеты.

  • Длительность: 104 мин.
  • IMDb: 7,9.
  • Мрачная антиутопия о человечестве, которое столкнулось с проблемой бесплодия. Последний ребёнок был рождён почти двадцать лет назад, а в мире больше не осталось женщин, способных забеременеть. Пока учёные ищут способы справиться с проблемой, люди начинают творить невообразимые вещи.

    У каждого уважающего себя книгомана должен быть свой личный список «Лучшие писатели-фантасты» . Если у вас пока такого нет, то предлагаем вам обратить внимание на следующих авторов, которых любят, ценят, а их произведениями зачитываются по всему миру.

    Айзек Азимов

    Айзек Азимов (1920 - 1992) - американский писатель-фантаст. Автор около 500 книг, как художественных так и научно-популярных. Многократный лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла». Некоторые термины из его произведений, например, робототехника, роботика, позитронный, вошли в английский и другие языки.

    Лучшие книги: «Сами боги», «Основание», «Конец вечности», «Двухсотлетний человек», серия книг «Я, Робот», «Основание», «Лакки Старр» и другие.

    Александр Беляев

    Александр Романович Беляев (1884 - 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, написал более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. Его называют русским Жюлем Верном.

    Лучшие книги : «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ», «Человек, нашедший своё лицо», «Небесный гость» и другие.

    Рэй Брэдбери

    Рэй Дуглас Брэдбери (1920 – 2012) - американский писатель-фантаст, который за всю свою жизнь написал более восьмисот произведений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций и театральных постановок.

    Лучшие книги : «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Человек в картинках», «Надвигается беда», «Вино из одуванчиков», «И грянул гром», «Тёмный карнавал», «Лето, прощай!» и другие.

    Уильям Гибсон

    Уильям Гибсон (1948-…) - американский писатель-фантаст. Многие считают его отцом киберпанка. Ведь именно он ввёл в фантастику термин «киберпространство», а также из-за его романа «Нейромант», который был опубликован в 1984 году и разошёлся тиражом более чем в 6 миллионов экземпляров.

    Лучшие книги: Трилогия «Киберпространство», «Трилогия моста», «Трилогия Бигенда», «Машина различий», сборник рассказов «Сожжение Хром» и другие.

    Сергей Лукьяненко

    Сергей Васильевич Лукьяненко (1968-…) – один из самых читаемых русских писателей – фантастов. Сам писатель определяет жанр в котором пишет свои романы, как «Фантастику жёсткого действия» или «Фантастику Пути»

    Лучшие книги: серии романов «Дозоры», «Пограничье», «Остров Русь», «Искатели неба», «Линия Грез», «Геном», «Лабиринт отражений», «Лорд с планеты Земля» и другие.

    Ларри Нивен

    Лоренс ван Котт Нивен (1938 – …) - американский писатель-фантаст. Неоднократный обладатель премии «Хьюго», «Локус», «Дитмар» и «Небьюла». Его творчество - фантастика, которая совмещает в себе серьёзную науку и теоретические домыслы. В его работах часто встречаются элементы детектива и приключения.

    Лучшие книги : серия «Мир-Кольцо», «Интегральные деревья», «Загадай желание», «Защитник», «Подарок с Земли», Штиль в аду и другие.

    Клиффорд Саймак

    Клиффорд Дональд Саймак (1894-1988) - по праву считается одним из основателей современной американской фантастики. В разное время был удостоен премиями «Хьюго» и «Небьюла», Юпитер, Локус, Брема Стокера, а так же титула «Гранд-мастер».

    Лучшие книги: «Город», «Кольцо вокруг солнца», «Заповедник гоблинов», «Принцип оборотня», «Вся плоть - трава», «Что может быть проще времени?», «Почти как люди» и другие.

    Роберт Хайнлайн

    Роберт Энсон Хайнлайн (1907-1988) – американский писатель фантаст, который внёс неоценимый вклад в становление жанра научной фантастики. Он единственный, кто получил пять премий «Хьюго», многократный лауреат «Небьюла».

    Лучшие книги: цикл «История будущего», «Чужак в чужой стране», «Звёздный десант», «Фермер в небе», «Человек, который продал Луну», «Красная планета», «Двойная звезда», «Луна - суровая хозяйка» и другие.

    Аркадий и Борис Стругацкие

    Братья Аркадий и Борис Стругацкие – знаменитый тандем писателей. Их книги известны не только на территории СНГ, но и далеко за рубежом. Так же они работали и индивидуально. Романы братьев Стругацких по праву вошли в мировую классику современной фантастики. Каждая книга этих авторов отличается глубиной и философичностью, что порой не достаёт романам этого жанра.

    Лучшие книги: «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «Хромая судьба», «Град обреченный», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «За миллиард лет до конца света», «Волны гасят ветер» и другие.

    Артур Кларк

    Артур Чарльз Кларк (1917 - 2008) - английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель, и, конечно же, культовый фантаст. Его творчество включает в себя 22 романа, 3 цикла романов, повести и экранизации его книг.

    Лучшие книги: «Прелюдия к космосу», «Пески Марса», «Конец детства», «Песни далёкой Земли», Цикл «Космическая Одиссея 2001», Цикл «Рама», Цикл «Одиссея времени» и другие.

    Генри Каттнер

    Американский писатель книг в жанре научной и юмористической фантастики Генри Каттнер (1915-1958) создал произведения, являющиеся сегодня классикой. Соавтором Генри была его жена Кэтрин Люсиль Мур. Книги Каттнера публиковались под псевдонимами Лоуренс О’Доннелл, Льюис Пэджет, Кейт Хаммонд и Вилл Гарт.

    Лучшие книги: серия повестей «Хогбены», роман «Тёмный мир», «Ярость. Мир тьмы. Рассказы», «Сим удостоверяется», «Пять рассказов о Гэллегере», «Жилищный вопрос», «Мутант», «Маска Церцеи» и другие.

    Уильям Тенн

    Фантаст Филип Класс публиковался под псевдонимом Уильям Тенн (1920-2010). О таланте писателя мир узнал после публикации его первого рассказа «Александр-наживка» в 1946 году. За долгую писательскую карьеру Тенн написал только 2 романа, отдавая предпочтение рассказам. За заслуги в области фантастики Уильям Тенн неоднократно получал награды, в числе которых престижные Премии «Небьюла», «Локус» и «Хьюго».

    Лучшие книги : сборники рассказов «Балдежный критерий», «Звёздная карусель», «Вторжение» и другие.

    Владимир Михайлов

    Михайлов Владимир Дмитриевич (1929-2008) - автор многочисленных работ жанра фантастика. Владимир Михайлов начинал писать юмористические рассказы, но популярности и признания добился благодаря научно-фантастическим книгам. Сам автор, мечтая всю жизнь стать великим поэтом, считал фантастику счастливой случайностью.

    Лучшие книги: «Сторож брату моему», «Люди Приземелья», «Постоянная Крата», «Вариант И», «Особая необходимость» и другие.

    Фрэнк Герберт

    Американский фантаст Фрэнк Герберт (1920-1986) известен миру, в основном, благодаря хроникам «Дюны». Цикл этих книг принес автору награды в виде литературных премий «Хьюго» и «Небьюла». Первым рассказом автора стал «Ищешь что-то?», опубликованный в журнале Startling Stories.

    Лучшие книги: «Дюна», «Дракон в море», «Создатели Богов», «Эксперимент Досади», «Под давлением», «Улей Хэллстрома» и другие.

    Иван Ефремов

    Иван Антонович Ефремов (1908-1972) – советский писатель фантаст, палеонтолог и мыслитель. Знания Ивана благодаря его творческому потенциалу вылились в прекрасные произведения литературы. В честь автора названа малая планета Ефремиана и минерал ефремовит.

    Лучшие книги: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Звездные корабли», «Таис Афинская», «Час Быка» и другие.

    Пол Андерсон

    Пол Уильям Андерсон (1926-2001) увлёкся научной фантастикой еще в студенческие годы. Андерсон, один из немногих писателей, кто получил титул «Великий Мастер Фэнтези» Хьюго и был награжден этой Премией 7 раз. Дебют автора состоялся в 1947 году с рассказом «Дети завтрашнего дня».

    Лучшие книги: «Патруль времени», «Крестоносцы космоса», «Операция Другой мир», «Долгая дорога домой», «Царица Ветров и Тьмы» и другие.

    Урсула Ле Гуин

    Творчество Урсулы Крёбер Ле Гуин (1929-2018) не ограничивается жанром фантастики. Писательница создала немало детских произведений, стихов и романов, являлась автором книг фэнтези и литературным критиком. Свой первый научно-фантастический рассказ Ле Гуин написала в 11 лет и продолжала радовать поклонников новыми произведениями, за многие из них Урсула получила награды престижных премий.

    Лучшие книги: «Волшебник Земноморья», «Трилогия», «Левая рука Тьмы», «Гробница Атуана», «Обделенные», «Планета Изгнания» и другие.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Я вообще большой любитель фантастики и научной в том числе. В свое время много читал, сейчас значительно меньше из за изобретения интернета и нехватки времени. При подготовке очередного поста мне попался вот такой рейтинг. Ну думаю, сейчас пробегусь, наверное я тут все знаю! Ага! Как бы не так. Половину книг не читал, да это еще ладно. Некоторых авторов слышу чуть ли не первый раз! Вон оно как! А они то КУЛЬТОВЫЕ! А как у вас дела обстоят с этим списком?

    Проверьте …

    1. Машина времени

    Роман Герберта Уэллса, его первое крупное научно-фантастическое произведение. Переработана из рассказа 1888 года «Аргонавты времени» и издана в 1895 году. «Машина времени» ввела в фантастику идею путешествия во времени и используемой для этого машины времени, которые использовались позднее множеством писателей и создали направление хронофантастики. Более того, как отмечал Ю. И. Кагарлицкий, как в научном, так и в общемировоззренческом отношении Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна», сформулировавшего специальную теорию относительности спустя десять лет после выхода романа

    Книга описывает путешествие изобретателя машины времени в будущее. Основа сюжета - увлекательные приключения главного героя в мире, находящемся через 800 тысяч лет, описывая который, автор исходил из негативных тенденций развития современного ему капиталистического общества, что позволило многим критикам называть книгу романом-предупреждением. Кроме этого в романе впервые описано множество идей, относящихся к путешествиям во времени, которые ещё долго не потеряют своей привлекательности для читателей и авторов новых произведений.

    2. Чужак в чужой стране

    Фантастический философский роман Роберта Хайнлайна, в 1962 году удостоенный премии «Хьюго». На Западе имеет «культовый» статус, считаясь самым известным из фантастических романов, когда-либо написанных. Одно из немногих фантастических произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список книг, сформировавших Америку.

    Первая экспедиция на Марс исчезла бесследно. Третья Мировая Война отодвинула вторую, удачную экспедицию на долгих двадцать пять лет. Новые исследователи установили контакт с исконными марсианами и выяснили, что первая экспедиция погибла не вся. И на землю привозят «Маугли космического века» - Майкла Валлентайна Смита, воспитанного местными разумными существами. Человек по происхождению и марсианин по воспитанию, Майкл врывается яркой звездой в привычные будни Земли. Наделённый знаниями и умениями древней цивилизации Смит становится мессией, основателем новой религии и первым мучеником за свою веру…

    3. Сага о Ленсменах

    Сага о Ленсманах - это история миллионолетнего противостояния двух древних и могучих рас: злобных и жестоких эддориан, которые пытаются создать гигантскую империю в космосе, и обитателей Арризии, мудрых покровителей молодых цивилизаций, нарождающихся в галактике. Со временем в эту схватку вступит и Земля с ее могучим космическим флотом и Галактическим Патрулем Ленсманов.

    Роман мгновенно стал невиданно популярен среди любителей фантастики - он был одним из первых крупных произведений, авторы которых рискнули вывести действие за пределы Солнечной Системы, и с тех пор Смит наряду с Эдмондом Гамильтоном считается основателем жанра «космической оперы».

    4. Космическая одиссея 2001 года

    «Космическая одиссея 2001 года» - переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма (который, в свою очередь, основан на раннем рассказе Кларка «Часовой»), ставшего классикой кинофантастики и посвященного контакту человечества с внеземной цивилизацией.
    Фильм «Космическая одиссея 2001 года» регулярно включают в список «величайших фильмов в истории кино». Он и его продолжение «2010: Одиссея Два» получили премии Хьюго в 1969 и 1985 годах как лучшие фантастические фильмы.
    Влияние фильма и книги на современную культуру огромно, как и число их поклонников. И хотя 2001 год уже наступил, «Космическую одиссею» вряд ли забудут. Она продолжает оставаться нашим будущим.

    5. 451 градус по Фаренгейту

    Роман-антиутопия знаменитого американского фантаста Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» стал, в некотором смысле, иконой и путеводной звездой жанра. Он создавался на печатной машинке, которую писатель взял на прокат в публичной библиотеке и был напечатан впервые частями в первых выпусках журнала Playboy.

    В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в книге подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

    6. «Основание» (другие названия - Академия, Фонд, Фундамент, Фундация)

    Классика научной фантастики, повествует о распаде великой галактической империи и её возрождении с помощью «плана Селдона».

    В поздних романах Азимов связал мир Основания с другими своими циклами произведений об Империи и о позитронных роботах. Объединённый цикл, который также носит название «Основание», охватывает историю человечества на протяжении более 20 000 лет и включает 14 романов и несколько десятков рассказов.

    По слухам, роман Азимова произвёл огромное впечатление на Усаму бин Ладена и даже повлиял на его решение создать террористическую организацию «Аль-Каида». Бен Ладен уподобил себя Гэри Селдону, который управляет обществом будущего путём заранее запланированных кризисов. Более того, название романа в переводе на арабский звучит как Al Qaida и, таким образом, могло стать причиной возникновения названия организации бен Ладена.

    7. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969)

    Автобиографический роман Курта Воннегута о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны.

    Роман был посвящён Мэри О’Хэйр (и дрезденскому таксисту Герхарду Мюллеру) и написан в «телеграфически-шизофреническом стиле», как выражается сам Воннегут. В книге тесно переплетаются реализм, гротеск, фантастика, элементы безумия, жестокая сатира и горькая ирония.
    Главный герой - американский солдат Билли Пилигрим, нелепый, робкий, апатичный человек. В книге описываются его похождения на войне и бомбардировка Дрездена, которая наложила несмываемый отпечаток на психическое состояние Пилигрима, с детства не очень устойчивое. Воннегут ввёл в повесть фантастический элемент: события жизни главного героя рассматриваются сквозь призму посттравматического стрессового расстройства – синдрома, свойственного ветеранам войны, который искалечил восприятие героем действительности. В результате комичный «рассказ про инопланетян» вырастает в некоторую стройную философскую систему.
    Пришельцы с планеты Тральфамадор забирают Билли Пилигрима на свою планету и рассказывают ему, что время на самом деле не «течёт», не происходит постепенный случайный переход от одного события к другому - мир и время раз и навсегда даны, известно всё, что произошло и произойдёт. О чьей-либо смерти трафальмадорцы просто говорят: «Такие дела». Нельзя сказать, почему или зачем произошло что-либо - такова была «структура момента».

    8. Автостопом по Галактике

    Путеводитель «Автостопом по Галактике». Легендарная ироническая научно-фантастическая сага Дугласа Адамса.
    Роман повествует о приключениях невезучего англичанина Артура Дента, который со своим другом Фордом Префектом (уроженцем маленькой планеты где-то возле Бетельгейзе, работающего в редакции «Путеводителя для автостопщиков») избегает гибели при разрушении Земли расой бюрократов-вогонов. Зафод Библброкс, родственник Форда и президент Галактики, случайно спасает Дента и Форда от смерти в открытом космосе. На борту украденного Зафодом корабля на невероятностной тяге «Золотое Сердце» также находятся депрессивный робот Марвин, и Триллиан, она же Триша МакМиллан, которую Артур однажды встретил на вечеринке. Она, как вскоре понимает Артур, единственный оставшийся в живых землянин, кроме него самого. Герои ищут легендарную планету Магратея и пытаются найти вопрос, подходящий к Окончательному Ответу.

    9. Дюна (1965)


    Первый роман Фрэнка Герберта из саги «Хроники Дюны» о песчаной планете Арракис. Именно эта книга сделала его известным. «Дюна» была удостоена премий Хьюго и Небьюла. «Дюна» - один из самых известных научно-фантастических романов XX века.
    В этой книге поднимаются многие политические, экологические и другие важные проблемы. Писателю удалось создать полноценный фантастический мир и скрестить его с философским романом. В этом мире самое главное вещество - пряность, которая нужна для межзвёздных перелетов и от которого зависит существование цивилизации. Это вещество есть только на одной планете под названием Арракис. Арракис представляет собой пустыню, населенную огромными песчаными червями. На этой планете живут племена фременов, в жизни которых основной и безусловной ценностью является вода.

    10. Нейромант (1984)


    Роман Уильяма Гибсона, каноническое произведение в жанре «киберпанк», удостоенное премий «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика. Это первый роман Гибсона, открывающий трилогию «Киберпространство». Опубликован в 1984 году.
    В этом произведении рассмотрены такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, транснациональные корпорации, киберпространство (компьютерная сеть, матрица) задолго до того, как эти понятия стали популярными в массовой культуре.

    11. Мечтают ли андроиды об электроовцах? (1968)


    Научно-фантастический роман Филипа Дика, написанный в 1968 году. Рассказывает историю «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов - существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.
    Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является самым известным произведением Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов - искусственных людей.
    В 1982 году по мотивам романа Ридли Скотт снял фильм «Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли. Сценарий, который создали Хэмптон Фэнчер и Дэвид Пиплс, довольно сильно отличается от книги.

    12. Врата (1977)


    Научно-фантастический роман американского писателя Фредерика Пола, изданный в 1977 году и получивший все три главные американские премии жанра - «Небьюлу» (1977), «Хьюго» (1978) и Локус (1978). Роман открывает цикл «Хичи».
    Около Венеры люди нашли искусственный астероид, построенный инопланетной расой, получившей название Хичи. На астероиде же обнаружились космические корабли. Люди разобрались, как управлять кораблями, но они не могли менять место назначения. Многие добровольцы испытывали их. Некоторые возвращались с открытиями, благодаря которым становились богачами. Но большинство возвращалось ни с чем. А некоторые не возвращались вообще. Полёт на корабле напоминал русскую рулетку - могло повезти, но можно было и погибнуть.
    Главный герой - исследователь, которому повезло. Его мучают угрызения совести - из экипажа, которому выпала удача, вернулся только он один. И он пытается разобраться в своей жизни, исповедуясь роботу-психоаналитику.

    13. Игра Эндера (1985)


    «Игра Эндера» получила премии «Небьюла» и «Хьюго» за лучший роман в 1985 и 1986 годах - одни из самых престижных литературных премий в области научной фантастики.
    Действие романа происходит в 2135 году. Человечество пережило два вторжения инопланетной расы «жукеров» (англ. buggers), лишь чудом уцелев, и готовится к очередному вторжению. Для поиска пилотов и военачальников, способных принести Земле победу, создаётся военная школа, в которую отправляют самых талантливых детей с раннего возраста. Среди этих детей и заглавный герой книги - Эндрю (Эндер) Виггин, будущий полководец Международного флота Земли и единственная надежда человечества на спасение.

    14. 1984 (1949)


    В 2009 году газета The Times включила роман «1984» в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал Newsweek поставил роман на второе место в списке ста лучших книг всех времён и народов.
    Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом критики со стороны левых кругов на Западе.
    Фантастический роман Джорджа Оруэлла «1984» рассказывает о Уинстоне Смите, который занимается переписыванием истории, исходя из партийных интересов во времена правления тоталитарной хунты. Мятеж Смита приводит к страшным последствиям. Как предрекает автор, ничего не может быть страшнее, чем тотальная несвобода…

    Это произведение, которое в нашей стране было под запретом до 1991 года, называют антиутопией ХХ в. (ненависть, страхи, голод и кровь), предупреждением о тоталитаризме. Роман бойкотировали на Западе в связи со схожестью правителя страны Большого Брата и реальных глав государств.

    15. О дивный новый мир (1932)

    Один из самых знаменитых романов-антиутопий. Своего рода антипод «1984» Оруэлла. Никаких пыточных застенков - все счастливы и довольны. На страницах романа описывается мир далёкого будущего (действие происходит в Лондоне), в котором люди выращиваются на специальных заводах-эмбрионариумах и заранее (воздействием на эмбрион на различных стадиях развития) поделены на пять различных по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» – крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» – полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы – в зелёном, дельты – в хаки, эпсилоны – в чёрном.
    В этом обществе нет места чувствам, и считается неприличным не иметь регулярных половых контактов с разными партнёрами (основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным»), однако беременность считается страшнейшим позором. Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни – 60 лет. Регулярно, чтобы всегда иметь хорошее настроение, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий («сомы грамм – и нету драм»). Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют – «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. (в романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», то есть в 2540 году н. э.).
    Писатель показывает жизнь людей в этом мире. Главные герои – люди, которые не могут вписаться в общество – Бернард Маркс (представитель высшего класса, альфа-плюсовик), его друг успешный инакомыслящий Гельмгольц и дикарь Джон из индейской резервации, которые всю жизнь мечтал попасть в прекрасный мир, где все счастливы.

    источник http://t0p-10.ru

    А по литературной теме, давайте я вам напомню что из себя представлял и каким был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -