Правильная посадка ученика за столом. Как школьнику сидеть за партой, чтобы сохранить осанку. Парта должна иметь регулируемую столешницу

О том, как правильно сидеть за столом, должны помнить и взрослые, и дети. В случае ребенка, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника и другим серьезным последствиям. Стоит помнить, что для формирующегося организма находиться в неудобном положении длительное время – большой стресс. Но и для взрослых большинство ежедневных неудобств связано с неправильной посадкой за рабочим столом. Так, постоянные боли в спине и шее, головная боль и зрительное перенапряжение могут быть связаны со слишком высоким столом или неудобной спинкой стула.

Почему родителям необходимо следить за правильной посадкой ребенка? При постоянном искривленном положении быстро устают мышцы, появляются боли в позвоночнике, возможно развитие сколиоза. Искривление позвоночника – само по себе серьезная проблема, но также стоит знать, что у детей с этим заболеванием чаще развиваются бронхит, гастрит и пневмония. При нарушениях осанки могут беспокоить запоры и вздутие живота.

что подразумевает правильное положение за рабочим столом?

Стоит учитывать правило 3-х углов: колени под столом должны образовывать один прямой угол, бедра и спина – 2-й, а руки с согнутым локтем – 3-й угол.

  • Ноги должны твердо стоять на полу (можно использовать маленькую подставку). Колени, как мы уже говорили, согнуты под прямым углом.
  • Спина должна полностью быть прямой и полностью опираться о спинку стула.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола.
  • Локти не должны задираться слишком высоко, для этого необходимо выбрать стол подходящей высоты.
  • Стул должен регулироваться по высоте, в обратном случае для с растущего ребенка вам придется ежегодно покупать стул по высоте.

Какой высоты должны быть стол и стул?

При росте 110-119 см высота стола должна быть 52 см, высота стула – 32 см;

При росте 120-129 см высота стола должна быть 57 см, высота стула – 35 см;

При росте 130-139 см высота стола должна быть 62 см, высота стула – 38 см.

Если у вас есть возможность купить усовершенствованную модель рабочего детского стола с наклонной столешницей, это будет большим преимуществом. Дело в том, что для рисовать ребенку удобнее всего под углом приблизительно до 5°, примерный угол для письма - 15° и для чтения около 30°. Если для этих действий ребенка можно менять положение столешницы, шея и спина будут находиться в покое, а значит, исключаются лишние нагрузки на организм.

Вне зависимости от возраста и пола самый нагруженный орган у любого человека - поясничный отдел позвоночника. Когда человек сидит на него давит вес всего тела. Все мы замечали усталость и утомляемость после больших нагрузок на позвоночник. Ортопедам давно известно: чаще всего заболевания позвоночника – нарушение осанки, сколиоз и другие – начинаются в раннем детстве.

Как только ребенок пошел в первый класс, он все больше времени проводит в сидячем положении: и во время уроков, и дома. Чтобы не испортить осанку школьнику очень важно следит за тем, как именно он сидит за столом.

Когда ребенок постоянно сидит в неправильной позе, у него развивается искривление позвоночника и нарушается осанка, что приводит к быстрому утомлению при небольших нагрузках, дискомфорту и болях в позвоночнике.

Как же правильно сидеть?

5 советов как должен сидеть ребенок чтобы не испортить осанку

Для сохранения здоровья спины и формирования правильной осанки ортопедами определены общие стандарты, которым должен удовлетворять стол для школьника.

Вот некоторые из них:

  • Стол и стул должны регулироваться под рост
  • Это позволит: во-первых, настроить их под рост вашего ребенка, во-вторых, не надо покупать через год новый стол и стул

  • Столешница должна регулироваться под углом
  • Регулируемая столешница нужна для того чтобы ребенок сам не наклонялся к столу и не кривился

  • Грудь должна быть приближена к столу на расстоянии детского кулака
  • Не нависать над столом и как можно меньше наклонять голову

  • Тетрадь при письме необходимо наклонить влево (левше - вправо) примерно на 30 градусов
  • Тогда вашему чаду не придется поворачивать туловище

  • Посадка на стуле:
    • колени под столом образуют один прямой угол
    • линия бедер и спина - второй
    • ноги должны плотно стоят на полу.

За таким школьным столом с позвоночника ребенка снимается более 50% нагрузки!

Ну и никто не отменял физические нагрузки. Самая распространенная причина возникновения сколиоза и болей в спине - сидячий образ жизни и малая подвижность. Потому следите чтобы ребенок меньше сидел за компьютером или планшетом и больше гулял, бегал, прыгал, занимался спортом.

Но учтите что не все виды спорта одинаково полезны. Вот вам пример из жизни:

Записал дочку на большой теннис. Через время начал замечать что одно плечо выше другого. Записался на прием к врачу, оказалось, теннис в 90% случаев задействует только одну сторону спины, как правило - правую, ведь держит ракетку и отбивает ребенок чаще правой рукой. В результате одни мышцы спины в гипертонусе, а противоположные парные мышцы спины атрофируются, и позвоночник начинает уводить в сторону. Благо заметили и сразу обратились, ЛФК все исправило, а теннисную ракетку отложили в сторону. Поэтому внимательно следите за осанкой ребенка, чем старше ребенок тем сложнее исправить.

Сидите правильно и будьте здоровы!

Школьные годы – большой отрезок жизни. За это время мы успеваем не только повзрослеть, получить среднее образование и почувствовать себя самостоятельным человеком, но и приобрести проблемы со здоровьем. Одно из самых распространенных нарушений, доставшихся большинству по окончании 11 класса вместе со школьным аттестатом, - неправильная осанка. А все потому, что редко кто из родителей задумывался о том, как правильно должен сидеть их ребенок за партой. В приоритете были хорошие оценки, экзамены, долгожданные каникулы... А в классе день за днем позвоночник получал постепенные искривления. И даже если время от времени учителя напоминали, как правильно сидеть за партой, чтобы сохранить осанку, мало кто прислушивался к их советам. Чтобы не повторять собственных ошибок, научите своего ребенка сидеть за партой правильно.

Как сидение за партой влияет на спину?
Позвоночник – опора всего организма. В некоторых медицинских источниках прошлого времени еще можно встретить слегка пафосную метафору: позвоночник называют «столбом здоровья». Хотя, если разобраться, то это не такое уж сильное преувеличение. Ведь от здоровья позвоночника зависит не только внешний вид человека (а он очень важен, особенно в молодости!), но и работа всех систем органов. Не говоря уже о болях в спине, сопровождающих искривления позвоночника. Искривленный позвоночник мешает заниматься некоторыми видами спорта, выдерживать большие нагрузки, наслаждаться полноценной жизнью. И корень этих серьезных трудностей лежит в самых простых, даже элементарных, жизненных ситуациях. Потому, наверное, мы и не уделяем им должного внимания. И спохватываемся подчас слишком поздно, когда в позвоночник уже деформирован.

Но дело в том, что не только позвоночник поддерживает тело. Он, в свою очередь, тоже нуждается в поддержке, которую обеспечивают мышцы спины. Для их достаточной силы необходимы тренировки. И речь не только и не столько о спорте, хотя и он необходим растущему организму. Но общий режим активности напрямую влияет на состояние спинных мышц и позвоночника. Для правильного развития школьник должен активно двигаться, бегать, ходить, стоять на обеих ногах. Вместо этого дети и подростки школьного возраста проводят по несколько часов кряду сидя за партой, отвлекаясь лишь во время коротких перемен (да и то не все). Вернувшись вечером домой (куда добрались, сидя в автобусе или папиной машине), садятся за уроки или за стол перед компьютером (который, по сути, мало отличается от парты в школе). И так день за днем, год за годом. Эту неподвижность разбавляют уроки физкультуры пару раз в неделю, в лучшем случае – занятия в спортивной секции. Но они не уменьшают того вреда, который наносит здоровью неумение правильно сидеть за партой.

Как сидеть за партой – правила для сохранения осанки
Чтобы свести к минимуму вред от малоподвижного образа жизни, нужно с детства учить ребенка правильно сидеть за партой и любым другим столом. При том важно, чтобы он придерживался ваших рекомендаций не только под присмотром, но и тогда, когда вас нет рядом, чтобы напомнить о необходимости принять правильное положение. Единственный вариант – с самого детства объяснять, показывать и довести до автоматизма такое положение тела за партой:

  1. Спина должна быть ровной, позвоночник направлен вертикально. Допускается лишь небольшой наклон вперед, и то при условии сохранения позвоночника ровным, то есть наклон в случае необходимости осуществляется всем корпусом.
  2. Плечи все время должны оставаться на одном уровне и образовывать горизонтальную линию, без наклонов. Это получится само собой, если будет выполнено требование первого пункта.
  3. Между грудью и партой обязательно оставлять промежуток. В среднем он должен быть таким, чтобы помещалась раскрытая ладонь, повернутая вверх вдоль края стола. Ложиться на стол или прижиматься к нему грудью категорически запрещено – это нарушает вертикальное положение спины и прямоту позвоночника.
  4. Руки должны лежать на парте, причем при сгибе в локтях образуется приблизительно прямой угол. Если ребенок привыкнет опускать одну руку вниз, под парту, плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – плечи ссутуливаются, спина округляется и «горбится».
  5. Ноги должны стоять на полу твердо, рядом друг с другом. Обе стопы должны полностью касаться пола, от пятки до пальцев. Нагрузка на обе ягодицы при этом одинаковая.
  6. Запрещается класть ногу на ногу. Ноги должны быть параллельны друг другу и сгибаться в коленях так, чтобы бедро и голень образовывали между собой прямой (или максимально близкий к нему) угол.
  7. Подпирать голову одной или двумя руками, опираться о стол локтями и тянуться в любую сторону, прикасаясь к краю стола подмышками, - нельзя.
  8. Нельзя также наваливаться спиной на спинку стула. Она предназначена для легкой поддержки и временного отдыха. Если касаться спинки – то всем позвоночником, а не только поясничным или другим отделом.
Учтите также, что все эти правила подразумевают, что парта и сама соответствует стандартам. Когда-то в школах партой назывались не просто письменные столы в классных кабинетах, но цельные конструкции, состоящие из стола и соединенной с ним лавки. В современных школах чаще всего стулья и столы не связаны между собой. Это создает ситуации, когда правильно сидеть за партой просто невозможно. Чтобы избежать ошибок, запомните признаки правильной парты:
  • Размеры парты зависят от роста ребенка. Соответственно, в младших и старших классах не может быть одинаковых по высоте столов и стульев.
  • Если высота парты и стула подобрана правильно, то соблюдение правильной осанки не вызывает труда. Иначе невозможно будет поставить ноги на пол всей ступней и при этом согнуть колени под прямым углом.
  • Соответствие высоты стола и стула определяется возможностью положить на стол руки, согнутые в локтях под прямым углом. Если стул слишком низкий, угол сгиба будет острым. Если высота стола недостаточна – кисти рук будут неестественно выгибаться, что чревато развитием так называемого тоннельного синдрома в запястьях.
  • Нельзя сидеть за партой на табурете, у стула должна быть спинка. Спинка стула направлена вертикально или с незначительным регулируемым наклоном назад.
  • Стулья на колесиках мешают поддерживать стабильную позу во время сидения за партой, поэтому они менее желательны, чем обычные стулья на четырех устойчивых ножках.
Если нет возможности или желания регулярно покупать новую мебель, приобретите сразу парту с регулируемой высотой. Это позволяет скорректировать позу с учетом разного роста детей в классе. Дома же такое продуманное рабочее место гарантирует, что активный рост не станет причиной дискомфорта для ребенка, а вы будете уверены, что он сидит за столом правильно.

Как приучить ребенка правильно сидеть за партой
Многие родители были бы очень рады сберечь здоровье своих чад и внимательно контролируют их осанку в домашней обстановке. Но в школе положение тела сидящего за партой ученика зависит только от него самого и неравнодушия учителя. Вот несколько практических рекомендаций, которые повышают вероятность того, что подросток не забудет, как правильно сидеть за партой:

  1. Регулярно (каждые 15-25 минут) нужно хотя бы немного подвигаться. Не вставая из-за стола, достаточно потянуться, размять плечи, повернуть голову в одну и в другую сторону, повращать шеей и т.п. Это восстановит кровообращение, заставит нарушить застывшую позу и в целом пойдет на пользу и физическому здоровью, и умственной деятельности.
  2. Если речь идет о школьных партах, расстояние между ними должно быть таким, чтобы можно было полностью выпрямить ноги под столом. Это обеспечит возможность проделать упражнения из предыдущего пункта и комфортное самоощущение при сидении за партой.
  3. В классе также нужно время от времени пересаживать детей из-за одной парты за другую. Это нужно для того, чтобы ребенок оказывался в разных местах относительно доски, учителя, прохода между рядами парт. Соответственно, неизбежные отклонения от ровной позы будут меняться тоже и частично уравновешиваться.
  4. Если на парте стоит монитор компьютера, то его центр должен находиться аккурат напротив глаз ученика, на том же уровне. При этом оптимально расстояние от экрана до глаз сидящего человека – около 50 сантиметров.
  5. Одно из самых сложных для соблюдения, но крайне важных правил – не класть ногу на ногу под столом. Чтобы облегчить формирование этой привычки, выбирайте для школьника парту с ящиком, полкой или перекладиной, ограничивающей пустое пространство.
Сидеть за партой правильно – это, кроме положения тела, означает не сидеть за партой слишком долго. Как раз в возрасте до 16 лет происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. И все заложенные в это время дефекты могут с годами «аукнуться» склонностью к мигреням, быстрой утомляемостью, ранним остеохондрозом и другими неприятностями. Повышать нагрузку на позвоночник можно только постепенно. Дети до 10 лет должны вставать из-за стола и двигаться через каждые полчаса. А между тем, уроки в начальной школе длятся не меньше 40 минут. Поэтому хотя бы дома следите за осанкой ребенка, чтобы он привыкал и правильно сидел за партой даже без надзора.

Вящую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Разумеется, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Потому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе дитя поддерживал осанку автоматически.

Позвоночник – опора для итого организма .

С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, потому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже преступлена.

С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следственно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» манер жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, опять усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.

Периодические дела физической культурой (в лучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неверной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть верно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья .

Как нужно сидеть?

Приучать к верной посадке необходимо с раннего детства . В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет бедствовать в постоянном контроле.

Как правильно сидеть за столом:

  1. Спина: ровная, позвоночник размещён вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, храня позвоночник ровным.
  2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
  3. Дистанция от груди до парты: равно раскрытой ладони.
  4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
  5. Ноги: размещены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет мерно распределить нагрузку на ягодицы.

При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех ровных углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые длани.

Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.

При сидении за партой невозможно:

  1. Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое благосклонность позвоночника.
  2. Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
  3. Опускать обе длани – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет весьма трудно.
  4. Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, склоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
  5. Опираться горбом на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его долями.

Соблюдение правил целесообразно, когда сама мебель соответствует санитарным нормам:

Если меблировка не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет тяжело выполнить.

Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой . Она необходима для кратковременного досуга и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы утомятся, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это мастерить не рекомендуется.

При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не необходимо будет его менять, если ребенок вырастет.

Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они помешивают удерживать стабильную позу в момент сидения.

Как научить ребенка верно сидеть за столом?

Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – весьма трудно, особенно ребенку.

Поэтому важно учесть несколько моментов, какие позволят зафиксировать полезную привычку поддержания осанки:

  1. Через любые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки , не вставая: потянуть длани вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Передохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
  2. Во пора отдыха полезно разминать ноги , вытянув их под партой полностью.
  3. Условиться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали , чтобы ребенок приспосабливался к различным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
  4. При работе с компьютером наблюдать , чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на дистанции около полуметра.

Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, немало получаса . У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в какой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и иным неприятным сюрпризам.

Одним из самых эффективных способов профилактики деформирования позвоночника – это дела спортом . Включение в режим дня подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, непрерывное напоминание о необходимости поддерживать правильную осанку и, конечно, личный образец – вот три «кита», на которых держится такая полезная привычка – умение верно сидеть за столом.


У родителей, которые отправляют свое чадо в первый класс, есть немало поводов для беспокойства. Как малыш будет чувствовать себя в новом коллективе? Легко ли ему будет даваться материал? В этом круговороте мыслей мамы и папы часто забывают о еще одном важном моменте - правильной положении ученика за партой.

Осанка школьника зависит от того, как первоклассник сидит на уроках. Привычка горбиться и сутулиться приобретается за считанные дни, тогда как отучить ребенка от нее действительно сложно. Вот почему с первых дней в новом амплуа ученика малыш должен понять, как сидеть за партой правильно.

Позвоночник ребенка младшего школьного возраста еще на стадии укрепления и формирования. Если у малыша красивая ровная осанка, это говорит о том, что позвоночник развивается без нарушений. Данные статистики показывают, что дети с искривленным позвоночником страдают от заболеваний пищеварительной, дыхательной и центральной нервной систем. Как же избежать этой проблемы и предупредить нарушения осанки у ребенка?

Правильное положение школьника за партой

Привычка сутулиться за партой опасна для здоровья. Кроме искривления позвоночника, страдает внимательность и успеваемость школьника в целом. Правильное положение за партой выглядит так:

  • локти малыша полностью лежат на столе, а не свисают вниз
  • спина выпрямлена, в ней не чувствуется напряжения. Она должна прикасаться к спинке стула
  • стопы полностью касаются пола или стоят на специальной подставке-опоре
  • стул для школьника должен иметь специальный выступ для поясницы
  • в согнутом положении колени образовывают прямой угол
  • также угол 90° должен быть между линиями спины и бедер
  • шею ребенок должен держать ровно, не вытягивая вперед и не наклоняя голову


Каким должно быть рабочее место школьника

Чтобы позвоночник ребенка развивался правильно, нужно создать благоприятные условия для ученика не только в школе, но и дома. Один из важнейших пунктов - выбрать письменный стол в соответствии с ростом малыша. Оптимальное решение -