Постановка на кадастр многоквартирного дома. Дом построен! Постановка на кадастровый учет. О необходимости вести подомовой учет

Расходов, расчетов с потребителями и поставщиками?

Естественно, понятия «баланс дома» не существует. Тем не менее вполне очевидно, что именно хотят увидеть собственники помещений, запрашивая такой документ у управляющей организации.

В ГОСТ Р 51929-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст) приведено понятие лицевого счета МКД (п. 3.18). Это учетный регистр, предназначенный для формирования персонифицированных данных об объектах и источниках финансирования, а также для учета операций, связанных с начислениями, заимствованиями, поступлением и расходованием денежных средств, в соответствии с договорными обязательствами, взятыми в процессе эксплуатации, управления и содержания МКД .

Согласно терминологии бухгалтерского учета учетный регистр – это документ, предназначенный для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах (ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). На основе данных, приведенных в регистрах бухучета, составляется бухгалтерская отчетность организации (ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

О необходимости вести подомовой учет

Обратим внимание, что в законодательстве нет прямых указаний вести доходов, расходов, расчетов в разрезе домов, находящихся в управлении. Составить бухгалтерскую отчетность, содержащую достоверную и полную информацию, можно и без такой «аналитики». При этом обязательным является аналитический учет расчетов с потребителями в разрезе не только каждого потребителя, но и каждого выставленного счета. Таково требование Инструкции по применению Плана счетов (см. комментарий к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).

Нередко УК ведут такой учет в отдельной программе посредством открытия лицевых счетов потребителей – карточек, в которых отражаются все начисленные суммы и поступившие платежи. Также распространено поручение вести такой учет специализированным организациям – информационно-расчетным центрам. Однако у УК должен быть полный доступ к этим данным, поскольку они положены в основу показателей бухгалтерской отчетности, а также работы по принудительному взысканию долгов. Выписка из лицевого счета – традиционное подтверждение существования задолженности потребителя за жилищно-коммунальные услуги.

Группировка потребителей по принадлежности к одному МКД и систематизация информации о начисленных суммах платы и стоимости выполненных работ, оказанных услуг стали не только целесообразными, но и необходимыми в связи с повсеместным введением в документооборот акта приема оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (его форма утверждена Приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр). Данный акт составляется в отношении мероприятий по дому в целом и является первичным документом для признания выручки от оказания услуг, выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД.

Сумма начисленной и предъявленной к внесению потребителям платы в разрезе каждого месяца не совпадает с выручкой от оказания услуг, выполнения работ, признаваемой в том же периоде. При этом по итогам 12 месяцев данные суммы в идеальной ситуации должны совпасть.

В нескольких национальных стандартах указано, что оплата (списание денежных средств с лицевого счета МКД) производится на основании и при наличии у исполнителя оформленных и подписанных актов выполненных работ (см. п. 4.11 ГОСТ Р 56192-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1444-ст, п. 10.2 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, п. 5.12 ГОСТ Р 56038-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 546-ст).

Если обратиться к определению лицевого счета МКД, видно, какая именно информация должна накапливаться и систематизироваться в данном учетном регистре:

    об объектах финансирования (общем имуществе в МКД, видах работ, услуг);

    об источниках финансирования (плате собственников помещений, субсидиях, поступлениях от пользователей общего имущества);

    о начислении денежных средств (сумме начисленной потребителям в МКД платы за содержание жилого помещения);

    о заимствовании денежных средств;

    о поступлении денежных средств (суммах, поступивших от собственников помещений, пользователей общего имущества, из бюджета);

    о расходовании денежных средств (в терминах национальных стандартов имеются в виду суммы, списываемые с лицевого счета за фактически оказанные услуги, выполненные работы по содержанию общего имущества, управлению МКД на основании актов).

Именно эта информация интересует собственников помещений, когда они хотят узнать баланс дома и направления расходования средств, полученных, например, за аренду общего имущества.

Обратим внимание, что вся эта информация представлена в отчете об исполнении УК договора управления по форме 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр. Однако в соответствии со Стандартом раскрытия информации данный отчет составляется только по итогам календарного года. Причем далеко не всегда в бухгалтерском учете УК формируется такой регистр. Нередко отчет заполняется на основании данных других регистров специально в целях раскрытия информации. Если же сведения из первичных учетных документов регистрируются непосредственно в таком учетном регистре, сальдо по лицевому счету МКД можно узнать на любую отчетную дату.

Раскрытие информации из лицевого счета дома

Обязана ли УК предоставлять по запросу собственника помещения лицевой счет МКД? Формально – нет, ее обязанности ограничены Стандартом раскрытия информации, то есть сводятся к публикации отчета об исполнении договора управления по истечении календарного года.

Обратим внимание: в соответствии с пп. «б» п. 33 и пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право получать, а исполнитель обязан предоставлять потребителю сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги. Раскрывать информацию о состоянии расчетов соседей УК не позволяет законодательство о защите персональных данных. При этом сводные сведения по дому не относятся к персональным данным, ввиду чего их публикование не нарушает ничьи права. Значит, УК может (при наличии такой технической возможности) предоставлять эти сведения (состояние лицевого счета дома на любую дату) потребителям добровольно.

Добавим, что обязанность УК предоставлять потребителям по запросу какую-либо дополнительную информацию может быть преду­смотрена договором управления. Если такое условие в договоре есть, УК должна ознакомить собственника помещения с соответствующими сведениями (например, только с показателем поступивших от всех собственников помещений денежных средств или со всем массивом данных, содержащихся в лицевом счете дома).

Как может выглядеть лицевой счет дома?

Если лицевой счет МКД рассматривается УК как регистр бухгалтерского учета (его форма утверждена руководителем УК как приложение к учетной политике организации), нужно помнить о соблюдении обязательных требований к реквизитам такого документа. Они перечислены в ч. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете:

    наименование регистра (лицевой счет МКД по адресу…);

    наименование экономического субъекта, составившего регистр (наименование УК);

    даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен (учитывая обязательность составления отчета об исполнении договора управления, такой регистр целесообразно открывать на каждый календарный год);

    хронологическая и (или) систематическая группировки объектов бухгалтерского учета (таблица, куда заносятся все данные, которые должны содержаться в лицевом счете);

    величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

    наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

    подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вид поступления

Остаток на начало года

Финансирование в году

Списано со счета в году

Остаток на конец года

Начислено

Фактически поступило

Начислено

Фактически поступило

Согласно актам приема

Начислено

Фактически поступило

Плата за текущий ремонт

Арендная плата (ОИ)

Лицевой счет дома – это учетный регистр, в котором аккумулируется информация о поступлении и расходовании денежных средств (источников финансирования) в связи с управлением каждым конкретным домом. Действующее бухгалтерское законодательство прямо не обязывает УК обеспечить подомовой учет затрат и выручки, тем не менее эти данные необходимы для выполнения обязанностей по раскрытию информации об управлении МКД. Поэтому целесообразно оценить рациональность введения такой «аналитики» к счетам бухучета.

После того, как завершено строительство многоквартирного дома, как и любого другого нового здания, необходимо ввести его в эксплуатацию и включить в государственный реестр объектов недвижимости. Прежде, чем можно будет начать использовать новое здание, оно должно пройти проверку различных служб, которые дают заключение о его соответствии всем требуемым параметрам. И одним из важных и обязательных этапов является постановка многоквартирного дома на кадастровый учет. Это ответственный процесс, который можно доверить только аттестованным и компетентным кадастровым инженерам, имеющим опыт работы с технической документацией на многоквартирные дома.

Документы для постановки многоквартирного дома на кадастровый учет

Постановку на кадастровый учет многоквартирных домов в Москве и Московской области после того, как они введены в эксплуатацию, осуществляет Росреестр, и в каждом регионе имеются отделы этой государственной службы. Документы, необходимые для регистрации, подаются лично заявителем, либо дистанционно – через портал государственных услуг. Можно подать документы через многофункциональный центр.

Полностью завершив строительство, застройщик подает заявку в органы местного самоуправления. Если все документы оформлены без ошибок, то после их рассмотрения выносится решение о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию. В обязательный пакет входят следующие документы:

Заявление;

Правоустанавливающие документы;

Разрешение на строительство;

Градостроительный план участка;

Акты, подтверждающие соблюдение технических условий и соответствие им инженерных сетей;

Акты, фиксирующие, что объект соответствует всем параметрам, указанным в проектной документации;

Документ, подтверждающий, что владелец застраховал гражданскую ответственность за возможное причинение вреда;

В отдельных случаях, если речь идет об объекте культурного наследия – акт о том, что соблюдены границы охранной зоны;

Технический план дома.

Закажите бесплатную консультацию по постановке многоквартирного дома на кадастровый учет

Этапы и сроки постановки многоквартирного дома на кадастровый учет

Важнейшим документом в процессе регистрации является технический план, который потребуется застройщику для получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Поэтому работа кадастрового инженера и геодезистов начинается уже на этой стадии. Дальнейшая процедура включает в себя несколько этапов:

Производится анализ предоставленной застройщиком документации (на участок под многоквартирным домом и на сам дом).

Производятся геодезические измерения здания, и осуществляется исполнительная съемка для контроля соответствия проекту.

Готовится технический план на бумажном носителе для получения в Администрации акта ввода в эксплуатацию.

Акт ввода в эксплуатацию добавляется в техплан, и его записывают на электронный носитель (компакт-диск) в формате в виде XML-схемы.

После того, как документы поступили в Росреестр, в течение 10 рабочих дней в ЕГРН вносятся сведения о многоквартирном доме.

Цена постановки многоквартирного дома на кадастровый учет

Главным фактором, оказывающим влияние на стоимость, в данном случае будут услуги кадастрового инженера и стоимость геодезических измерений, которые предстоит выполнить. Очень важно произвести замеры точно, чтобы в процессе эксплуатации дома у жильцов не возникало споров и судебных тяжб с застройщиком по поводу площади. Лучше всего обращаться к опытным специалистам, работающим с сертифицированным и поверенным оборудованием и имеющим опыт подобной работы.

Отзывы о нас:


Благодарственное письмо от ООО "ЭлектроСеть"


ООО "ЭлектроСеть" выражает благодарность сотрудникам ООО "Верста" за выполнение работ по договору №87 от 01.02.2019г.
ООО "Верста" зарекомендовало себя как организация, оказывающая услуги в области кадастровой деятельности и проектирования на высоком уровне и с ответственным подходом к делу. Работы были выполнены качественно, без каких-либо нареканий или замечаний со стороны заказчика.

С уважением, генеральный директор ООО "ЭлектроСеть" А.П. Сахнов


Благодарственное письмо от ООО "МАК-Лоджистик"

ООО "МАК-Лоджистик" выражает благодарность сотрудникам ООО «Верста» за профессиональное выполнение геодезических работ. На протяжении нескольких лет сотрудничество наших компаний было весьма успешным и плодотворным.
Мы будем рекомендовать Вашу организацию нашим партнерам.
Желаем ООО «Верста» дальнейшего профессионального роста и больших успехов!


Благодарственное письмо от ООО "Гефест-Групп"

Уважаемый Денис Александрович! ООО "Гефест-Групп" в лице генерального директора Нефедова Андрея Александровича благодарит Вас и Вашу организацию за качественное выполнение работ в рамках договора №84 от 01.02.2019г. Сотрудники ООО "Верста" профессионально подошли к делу, оказали полный комплекс услуг, запрашиваемых нашей организацией, и показали себя с самой лучшей стороны.
ООО "Гефест-Групп" будет в дальнейшем рекомендовать фирму ООО "Верста" нашим партнерам и клиентам как надежную организацию, предоставляющую большой спектр услуг.


Благодарственное письмо от ООО "Экономико-правовой консалтинг"

Уважаемый Денис Александрович! Общество с ограниченной ответственностью "Экономико-правовой консалтинг" выражает благодарность всему коллективу ООО "Верста" за оперативное и качественное решение поставленных задач. В рамках заключенного между нашими компаниями договора №119 от 06.02.2019 был выполнен комплекс работ по подготовке заключений о фактическом расположении объектов недвижимого имущества в границах земельных участков. Сотрудники ООО "Верста" ответственно подошли к делу и показывали себя отличными специалистами.
Будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.


Благодарственное письмо от ООО "Луч"

Уважаемый Денис Александрович!
ООО "Луч" выражает благодарность за качественное выполнение комплекса земельно-кадастровых работ по изготовлению технических планов линейных сооружений в рамках договора №1226 от 14.12.2017 г.
Сотрудники ООО "Верста" зарекомендовали себя как компетентные, добросовестные специалисты, способные решить сложные задачи в сжатые сроки. Предложенные вашими сотрудниками решения полностью соответствуют всем требованиям и стандартам. Взятые на себя обязательства были выполнены в срок и в полном объеме.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Будем рекомендовать организацию ООО "Верста" своим партнерам как надежную организацию с широким спектром работ.

Новостройки проходят обязательное оформление пакета документов. В него входит кадастровый учет многоквартирного дома. По результатам проверки собственникам выдается технический паспорт жилого помещения. Каждой квартире присваивается уникальный номер.

Перед тем, как начинать длительную процедуру рекомендуется узнать стоит ли недвижимость на учете. Это можно сделать онлайн, вся информация находится в открытом доступе на сайте Росреестра. Понадобится лишь номер свидетельства о праве собственности.

Кадастровый паспорт жилого помещения обязаны иметь все владельцы, включая и тех, кто не живёт в помещении.

В этом документе содержится точная информация:

  • Кадастровый номер помещения;
  • Метраж помещения;
  • Техническое оборудование здания;
  • Вид строения, состав материалов и способ отделки интерьера;
  • Полные сведения о собственниках жилья;
  • Расположение объекта на местности, адрес;
  • Информация для налоговой в виде оценочной стоимости, по которой формируется ежегодный налог на имущество.

Информация о помещении храниться на сайте Государственного кадастра недвижимости. При помощи единой базы можно быстро узнать всю информацию об объекте и задолженности по налоговым платежам.

Постановка на учет обязательна для собственников следующих помещений:

  • Квартир;
  • Складских строений;
  • Производственных строений;
  • Линейных строений.

Фиксируются также строящиеся здания.

Кадастровый паспорт подлежит перевыпуску при внесении изменений, в связи со строительством пристроек или после перепланировки внутреннего пространства. Без этого документа провести сделки невозможно.

К таким относятся процедуры дарения, продажи имущества или обмен. Чтобы получить номер для квартиры, нужно сначала узнать, какой вид заявления писать в государственный орган. Для каждого оформления требуется бланк определенного образца.

На вид заявления влияет цель, для которой происходит постановка на кадастровый учет:

  • Оформление при окончании ремонта в квартире;
  • Получение документов в новостройке (если паспорт делается впервые);
  • Частичная продажа недвижимости;
  • Ликвидировать номер в связи с полной продажей квартиры.

Виды бумаг для оформления документов

Кроме заявления установленного образца положено собирать дополнительные документы, подтверждающие личность и право собственности.

Постановка на кадастровый учет требует следующих заверенных бумаг:

  • Документ, подтверждающий личность человека - паспорт;
  • Бланки заявления можно скачать с интернета или взять в органе, где производится постановка на учет;
  • В 2016 году отменили свидетельства о государственной регистрации права собственности, поэтому потребуется только выписка из государственного реестра;
  • Технический паспорт дома;
  • Для того, чтобы снять помещение с учета, проводится обследование имущества специальной комиссией и составляется акт установленной формы. Его придется предоставить в орган Росреестра. Эту процедуру призваны исполнять кадастровые инженеры, указанные на официальном сайте управления.

Проверка собственности проводится на платной основе, так как инженеры не относятся к государственным служащим, а только имеют право выполнять процедуру за счет приобретенной квалификации.

Сама же постановка на учет не требует финансовых затрат. Вопросами оформления документов занимается территориальные отделы Росреестра.

Подать собранные документы можно тремя путями. Для этого созданы отделения в интернете. Также отправить бумаги получается через почту.

Лично принести подготовленный пакет нужно в следующие государственные представительства:

  • Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Узнать адрес ближайшего отделения можно на сайте мфц.рф. Здесь же будет находиться вся информация по рассмотрению поданного заявления;
  • Кадастровая палата - адреса отделений можно узнать на сайте kadastr.ru;
  • Отделения Росреестра. Посмотреть адреса лучше на сайте rosreestr.ru.

Для поиска подходящего отделения определяются с текущим кадастровым округом, где расположен объект имущества. У законного представителя при подаче пакета документов, кроме доверенности, затребуют предъявления удостоверения личности: взять лучше паспорт.

Сколько проходит времени после подачи заявления?

Сроки рассмотрения ограничены законом и не превышают 10 дней.

Это время отсчитывается с момента получения заявления от собственника квартиры. Узнать о готовности паспорта можно через портал интернета gosuslugi.ru. На этом сайте размещена вся необходимая информация. Здесь же можно скачать последние бланки установленного образца и ознакомиться с правилами подачи документов.

Когда паспорт на помещение будет готов, забрать его сможет только законный представитель либо сам собственник квартиры. Региональные власти часто сокращают сроки рассмотрения заявления, но время отсчитывается с момента, когда бумаги попали в центральное управление Росреестра. Так происходит при обращении в отделения МФЦ.

По результатам рассмотрения выпускается паспорт помещения, государственный кадастр недвижимости фиксирует его номер. Собственнику передается официальный документ.

Гражданин может получить выписку. Она будет являться подтверждением постановки на учет.

Однако, положительное решение происходит не всегда. Часто бумаги возвращаются для исправления недочетов.

  • Недостаток одного из перечисленных документов;
  • Отсутствие печатей или наличие не заверенных копий;
  • Отклонения формата заявления от стандартного;
  • Требование собственника противоречат законодательству РФ;
  • Противоречия в актах по результатам обследования объекта на месте.

В сообщении для собственника указывается:

  • Причина отказа. Орган Росреестра может приостановить постановку на учет;
  • Полный перечень ошибок и даются советы по исправлению недостатков оформления.

Однако можно и обжаловать решение государственного органа. Чтобы не затянуть процесс рассмотрения конфликтной ситуации, обращаются к опытным специалистам в данной области. Юристы сделают предварительный прогноз исхода разбирательств и обозначат положительные сроки решения вопроса.

Проблемные ситуации

Получить кадастровый паспорт помогут проектные организации. Государственные органы оказывают помощь населению. Справочное окно постоянно принимает граждан с проблемами. Там же можно узнать, стоит ли уже на учете собственность. Эта процедура осуществляется также онлайн.

Перед постановкой квартиры на учет дом, в котором она находится, должен уже иметь паспорт и быть зафиксирован в государственном кадастре недвижимости. Если такового не произошло, собственник не сможет получить номер имущества.

Чтобы обеспечить полную законность действий, объект должен фигурировать в базе двух органов:

  • Государственный кадастр недвижимости;
  • Единый государственный реестр прав.

При несоблюдении данного аспекта возникают конфликтные ситуации при осуществлении сделок с недвижимостью. Проблемы появляются при продаже, обмене, подачи квартиры под залог в банк.

Вопросы оформления земельного участка под многоквартирным домом в настоящее время являются одними из наиболее актуальных для жителей Москвы.

Вам нужно поставить ограждение по периметру двора? Вы хотите, чтобы во дворе была детская площадка и гостевая парковка, а не построенный вплотную к вашим окнам высотный дом? Вы не хотите платной парковки во дворе и проходящей под окнами магистрали? Все эти вопросы решаемы только в том случае, если земельный участок под Вашим многоквартирным домом оформлен надлежащим образом.

И базовой правовой нормой здесь является статья 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно…земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

Это основное правило, которе необходимо помнить, учитывая приведенные ниже особенности:

С какого момента жильцы дома становятся собственниками земельного участка под таким многоквартирным домом (далее — МКД)?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Иными словами, с той даты, когда участок под МКД поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в МКД (как жилых, так и не жилых!) становятся собственниками данного земельного участка. С этого момента участок находится в их долевой собственности, причем получение отдельных свидетельств на бумажных носителях для подтверждения этого права не требуется. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

Резюме: с даты постановки этого земельного участка на кадастровый учет.

С чего начинается оформление земельного участка под многоквартирным домом?

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П признал не соответствующей норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме, не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в данном доме, не мог обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Таким образом, до недавнего времени допускалось обращение всего лишь одного собственника помещения (как жилого, так и нежилого помещения) в Департамент имущества г. Москвы (ранее — Департамент земельных ресурсов г. Москвы) с заявлением о формировании земельного участка под МКД.

Теперь же, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращение собственника с вышеуказанным заявлением при этом не требуется.

Резюме: с утверждения проекта межевания квартала, в котором находится многоквартирный дом.

Что такое утверждение проекта межевания квартала и кто его утверждает?

Утверждение проекта межевания квартала — процедура, целью которой является создание межевого плана, на основании которого впоследствии и происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, то есть его юридическое «оформление» в собственность. Межевание — это, по сути, процесс определения границ земельных участков, то есть именно на этом этапе решается, будет ли в состав придомовой территории (то есть в состав земли, принадлежащей собственникам квартир в МКД) входить детская площадка, пройдет ли под Вашим окнами дорога, останется ли во дворе парковка, какие участки будут признаны местами общего пользования и т.п.

Государственным заказчиком при разработке проекта межевания выступает Департамент городского имущества города Москвы (далее — ДГИ). Очевидно, что задачи ДГИ вполне предсказуемы — сформировать участки так, побольше земли было «отрезано» у жилых домов и отнесено к земле общего пользования, к улично-дорожной сети, которая будет после проведения межевания оформлена в собственность города Москвы.

Исполнитель проекта межевания — это обычно какой-то проектный институт, типа ООО «Мордоврегионпроект», НИИиПИ Генплана и другие подобные, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт.

Перед утверждением ДГИ проект межевания в обязательном порядке проходит «через» процедуру публичных слушаний, на котором присутствуют, как правило, жители конкретного квартала, непосредственно заинтересованные в данном земельном участке. Заключение по результатам публичных слушаний утверждается Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы.

Резюме: фактически, это утверждение Департаментом городского имущества границ конкретного земельного участка после их согласования с заинтересованной общественностью.

Что такое публичные слушания и как в них принять участие?

Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний. Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.

Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; 3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) депутаты Московской городской Думы.

Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.

Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается; в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).

Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы. В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д. Именно после утверждения заключения, публичные слушания считаются завершенными.

Как выразить свое несогласие с предложенным на публичных слушаниях проектом межевания?

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; 2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.

Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

Как оспорить границы «отмежеваннного» земельного участка под многоквартирным домом?

Законодательство допускает различные способы защиты нарушенного права в данной ситуации, однако, наиболее распространенными остаются судебное обжалование решения по утверждению проекта межевания квартала и требование об установлении границ земельного участка.

Собственники помещений в МКД также вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам положений КАС РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по: 1) формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, 2) по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), 3) предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

На что особенно следует обратить внимание при утверждении плана межевания квартала?

1. Необходимо периодически заходить на страницу сайта управы Вашего района / Префектуры округа с целью получения информации о предстоящих публичных слушаниях — ведь, по сути, это единственная возможность для граждан выразить свое мнение относительно определения границ земельного участка по их МКД.

2. Непосредственно при посещении публичных слушаний: 1) нужно зарегистрироваться в журнале участников публичных слушаний. Общее количество участников собрания публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале; 2) следить, чтобы все замечания и предложения, даже высказанные устно в микрофон, а также поданные письменно, заносились в протокол; 3) заносить предложения и замечания не «коллективно», а от каждого участника. Дело в том, что даже если под коллективным обращением подпишется 1000 человек, в протоколе все равно будет указано 1 поступившее предложение.

При подготовке заключения, окружная комиссия может посчитать, что для района со 10 тысячным населением 1 предложение против проекта можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.

3. Если Вы не успели на публичные слушания или не знали о них, но считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то в течение семи дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию можно представить замечания и предложения.

4. Чтобы убедиться, что протокол соответствует действительности, нужно через 7-10 дней после публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола. Важно успеть изучить протокол до утверждения заключения, так как после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее. Протоколы заседаний окружных комиссий, размещаются на сайтах Префектур. В протоколах указано, какие были приняты решения, по результатам тех или иных Публичных слушаний.

5. Часто из территории земельных участков жилых домов «отрезают» зеленые насаждения под улично-дорожную сеть (УДС). Это также означает что после утверждения Проекта межевания и постановки на кадастровый учёт эти участки будут оформлены в собственность города Москвы. Теоретически, дальше собственник (фактически чиновники) могут сделать со своей собственностью всё что захотят: уничтожить газоны и расширить под окнами жилых домов автодорогу или обустроить платные места для парковки машин всех желающих. Во избежание этого, жителям нужно письменно требовать вернуть газоны в состав земельного участка жилого дома, иначе отказываться признавать законность проекта межевания, как нарушающего их законные интересы владельцев и пользователей земельного участка.

6. Любые ссылки проектировщиков на наличие красных линий улично-дорожной сети, которые они якобы не могут «преступить», не должны Вас смущать — это пока лишь проект, и если то, как проходят красные линии в проекте, нарушает Ваши права, нужно требовать отправления проекта межевания на доработку с целью убрать или передвинуть красные линии.

На какие законы сослаться?

1. Статья 36 Жилищного кодекса РФ.

2. Часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

3.Статья 43 пункт 4 Градостроительного Кодека РФ (местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами; NB (!) ранее норма была следующего содержания — размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий).

4. Совместное Постановление №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ(раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).

5. Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

6. Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491,
согласно которому в состав общего имущества включаются:
— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

7. В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

8. Постановление Правительства Москвы № 118-ПП от 12 апреля 2011 года, где признается наложение тысяч участков улично-дорожной сети (УДС) на жилые кварталы, и говорится, что выявленные пересечения устраняются «посредством уменьшения участков УДС», однако оговаривается, что делается для участков «ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости».